Научная статья на тему 'Социальная инженерия как профессия'

Социальная инженерия как профессия Текст научной статьи по специальности «Организация, управление, планирова-ние и прогнозирование науки»

CC BY
4723
456
Поделиться
Ключевые слова
инженерное дело / социальное управление / социальная инженерия / социальные технологии / управленческое консультирование

Аннотация научной статьи по науковедению, автор научной работы — Резник Юрий Михайлович

После небольшого периода забвения социальная инженерия вновь получает распространение в сфере образовательной деятельности. Автор статьи определяет статус социального инженера, объединяя в нем позиции социолога и инженера. Как социолог он ориентирует свою профессиональную деятельность на решение практических социальных проблем. Как инженер он использует в своей практике инженерные методы и разработки. В рамках социоинженерной деятельности выделяются такие направления, как социоинженерные исследования (анализ, диагностика и экспертиза), социальное конструирование (проектирование, программирование и планирование), организационно-технологическая деятельность, управленческое консультирование. Они же выступают основаниями для специализации будущих работников сферы управления социальными процессами.

Social engineering overspread again in educational activity sphere after a short oblivion period. The author of the article defines the status of social engineer combining positions of sociologist and engineer in it. As a sociologist he directs his professional activity to solution of practical social problems. As an engineer he uses engineering methods and projects in his practice. Such directions as socio-engineering researches (analysis, diagnostics and expert investigation), social constructing (design, programming and planning), organization-technological activity, management consulting are singled out within the frames of socio-engineering activity. They are the bases for differentiation of future employees in social process management sphere.

Текст научной работы на тему «Социальная инженерия как профессия»

УДК 001.18

СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ КАК ПРОФЕССИЯ

Ю.М. Резник

Институт философии РАН, г. Москва E-mail: reznik-um@mail.ru

После небольшого периода забвения социальная инженерия вновь получает распространение в сфере образовательной деятельности. Автор статьи определяет статус социального инженера, объединяя в нем позиции социолога и инженера. Как социолог он ориентирует свою профессиональную деятельность на решение практических социальных проблем. Как инженер он использует в своей практике инженерные методы и разработки. В рамках социоинженерной деятельности выделяются такие направления, как социоинженерные исследования (анализ, диагностика и экспертиза), социальное конструирование (проектирование, программирование и планирование), организационно-технологическая деятельность, управленческое консультирование. Они же выступают основаниями для специализации будущих работников сферы управления социальными процессами.

Ключевые слова:

Инженерное дело, социальноеуправление, социальная инженерия, социальные технологии, управленческое консультирование. Key words:

Engineering, social control, social engineering, an engineering analysis, social diagnosis, social engineering, social technologies, management Consulting.

Введение

В последние десятилетия социальная инженерия вновь возвращается в учебные аудитории как актуальная и востребованная область практического знания. После периода расцвета социоинженерной деятельности в нашей стране (1920-е гг.) наступает эпоха забвения. В самые трудные времена она была вынуждена скрываться под разными названиями, подвергаясь в значительной мере идеологическому диктату.

По мере институционализации социальной инженерии в современной России постепенно складывается профессиональная подготовка специалистов в данной области [1-9]. Профессия социального инженера приобретает все большую известность. А в самой социоинженерной деятельности появляются новые направления, требующие соответствующей профессиональной подготовки. Особой популярностью среди них пользуются управленческое консультирование, организация социальной работы, научное обеспечение и технологическое сопровождение избирательной кампании, формирование управленческих команд и т. д. Рассмотрим вкратце основные черты социальной инженерии как сферы профессиональной деятельности.

Что же такое социальная инженерия? Я придерживаюсь достаточно широкой трактовки, рассматривая ее как область научно-практической деятельности, связанную с применением инженерного подхода к созданию и изменению социальных систем, в том числе социальных институтов, организаций, региональных систем управления, рабочих групп и т. д. Это позволяет учесть разнообразие взглядов на отдельные проблемы социальной инженерии и избежать однозначной интерпретации ее предметной области.

Перейду теперь к определению профессионального статуса социального инженера. Какими же качествами должен обладать специалист данно-

го профиля? По-нашему мнению, такой специалист должен сочетать в себе качества социолога и инженера. Как социолог он обязан уметь анализировать и объяснять различные социальные явления и процессы, использовать принципы и методы анализа, обработки и обобщения данных социологических исследований, разрабатывать программно-методическое обеспечение исследовательского процесса, организовать деятельность социологической службы. Как инженер он обязан владеть инженерным стилем мышления и деятельности. А это предполагает наличие у него следующих качеств: изобретательности, умения проводить инженерный анализ, специальных знаний в области инженерной деятельности, широкой специализации, математического мастерства, умения принимать решения в условиях неопределенности, знания технологии производства (в нашем случае - социальной технологии), умения передавать информацию о полученных результатах [10].

Важные качества, которыми должен обладать будущий социальный инженер - высокие интеллектуальные способности и прежде всего способность к анализу проблемных ситуаций, креативность, способности к организации взаимодействия, высокие личностные и морально-этические качества (принципиальность, честность, напористость и инициативность). Но главное, что необходимо учитывать при подготовке такого специалиста - это ориентация на управление социальными процессами. Социальная инженерия как профессия есть прежде всего управленческая деятельность. Поэтому и специалист в этой области должен быть подготовлен как управленец. Причем, ни как руководитель, а именно как управленец, обладающий необходимыми знаниями, компетенциями и опытом.

Профессиональная деятельность социальных инженеров должна быть ориентирована в первую очередь на решение конкретных социальных про-

блем. В работе «Предположения и опровержения» К. Поппер так формулирует профессиональное кредо социального инженера: «Лучше работай над искоренением конкретных зол, чем над осуществлением абстрактных благ. Не ставь себе целью добиться счастья политическими средствами. Устраняй лучше конкретные недостатки. Или, говоря более практичным языком: борись за уничтожение нищеты прямыми средствами - например, путем обеспечения каждому минимального дохода. Или борись с эпидемиями и болезнями посредством постройки больниц и медицинских школ. Борись с неграмотностью, как борешься с преступностью. Но делай это все прямыми средствами. Выбери зло, которое ты считаешь наиболее опасным для общества, где ты живешь, и постарайся терпеливо убедить людей в том, что от него можно избавиться» [11. Р. 361].

Эти слова К. Поппера как нельзя лучше подходят к характеристике социального призвания ин-женера-социолога. Социальная инженерия находится на службе общества и его конкретных институтов и организаций. Упреки в адрес социальных инженеров, раздающиеся со стороны как представителей официальных властей, так и других критиков, по поводу их излишней прагматичности не должны заслонять их основные назначение в обществе. Они приносят в социальный мир дух науки и преобразовательской энергии, помноженной на глубокое и кропотливое изучение реальных социальных фактов и проблем. Обществу нужны не столько «целители человеческих душ», сколько специалисты, способные выявить и направить в оптимальное русло созидательный потенциал различных социальных групп, движений и т. п.

О подготовке специалистов

по социальной инженерии

Подготовка специалистов по социальной инженерии началась сравнительно недавно. Примерно в середине 60-х гг. XX в. при университетах и колледжах США стали функционировать курсы по обучению социальных инженеров. Первоначально данная подготовка велась в рамках прикладной антропологии и психологии. В 70-е годы прошлого века социальная инженерия окончательно оформляется как учебная дисциплина, развивающаяся на стыке прикладной социологии, социальной психологии и теории управления. С расширением практической сферы применения социоинженер-ной деятельности все более усиливается ее социологическая ориентация.

В нашей стране систематические курсы по социальной инженерии впервые появляются в середине 80-х гг. XX в. на кафедрах, факультетах социологии и психологии. Так, например, на социологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова социальная инженерия вначале читается в рамках курса по методологии и методам социологических исследований, а затем выделяется в самостоятельную учебную дисциплину под названием «Методы

социальной инженерии». Отдельные направления социальной инженерии разрабатываются специалистами по социологии труда, организации и управления. Они находят свое отражение в учебных изданиях и пособиях, вышедших в последние годы.

Аналогичные курсы и учебные пособия появились и в других вузах Российской федерации. Многие кафедры общественных наук преобразуются в кафедры социоинженерной деятельности и социальных технологий. Возникают новые кафедры, осуществляющие исследования и подготовку студентов по социальной инженерии. Так, в 1992 г. была образована кафедра социальной инженерии на социологическом факультете Московского государственного социального университета (ныне -Российский государственный социальный университет). Я имел честь возглавить эту кафедру и пригласить известных специалистов, имеющих авторские методики и технологические разработки. К их числу хотелось бы отнести в первую очередь В.В. Щербину, автора учебных пособий по социологической диагностике и теории организаций, В.В. Дудченко, автора работ по игровым методам и социальной инноватике, А.И. Кравченко, специалиста по социологии труда и управления.

Идеи социальной инженерии получили дальнейшее развитие в научных исследованиях и в работе постоянно действующего методологического семинара «Социальная инженерия: теория и практика» (1993-1995 гг.). В 1994-1996 гг. появляется целая серия учебных пособий и научных статей, подготовленных на кафедре социальной инженерии [1, 2, 4, 12-16]. В эти же годы было создано и успешно работало первое профессиональное сообщество - Социоинженерная ассоциация «Деловое содействия», которое совместно с кафедрой организует в мае 1996 г. первую Всероссийскую научно-практическую конференцию «Социальная инженерия и новые подходы в прикладной социальной науке». В конференции приняли участие свыше 150 исследователей, преподавателей, спе-циалистов-практиков в области прикладной социологии, психологии и социальной инженерии.

Дальнейшая институционализация социоинже-нерной подготовки студентов социально-гуманитарных факультетов привела к созданию в 1998 г. первого Института социальной инженерии на базе Московского государственного университета дизайна и технологии (бывшая Московская государственная академия легкой промышленности). Так появилась реальная возможность и учебная база для развития социоинжерной направленности социально-гуманитарного образования.

За основу профессиональной подготовки студентов был взят вариант социоинженерного образования, разработанный преподавателями института. Предложенная ими модель образования базируется на четырех «китах» современного социально-гуманитарного образования - социологии, социальной антропологии, психологии и менеджмента. Именно они составили главный учебный

и научный фундамент подготовки специалистов социоинженерного профиля.

Такой подход соответствует требованиям самой социальной практики. Как подтверждает опыт западных стран, социальный инженер выступает в разных профессиональных позициях и ролях. Как социальный клиницист он должен иметь психологическое образование и ориентироваться в основном на работу с отдельными клиентами или группами клиентов. Как организационный (управленческий) консультант он занимается обслуживанием социальных организаций в целом, изучением их культуры и организационной структуры. В этом качестве он имеет дело чаще всего не с рядовыми работниками организации, а с ее верхним эшелоном - администрацией, управленческим персоналом. Для этого ему необходимо получить социологическое или социально-антропологическое образование. Наконец, он выступает также в качестве реального управленца, способно эффективно действовать в сложной рыночной ситуации и приносить прибыль или иную выгоду своей организации. Для этого ему требуется овладеть относительно новой специальностью - «Менеджмент».

Однако обучение студентов по разным направлениям социальной инженерии предполагает изучение не только базовых учебных дисциплин (социологии, социальной антропологии, психологии, менеджмента), но и смежных дисциплин. Социальный инженер по сравнению с социологом-исследователем или социальным антропологом должен быть значительно лучше подготовлен в области экономики, теории управления и организации, эргономики, физиологии, технических наук.

При выборе тех или иных социоинженерных дисциплин необходимо учитывать специфику вуза и конкретный перечень специальностей, по которым проводится обучение. В отдельных случаях подготовку специалистов по социальной инженерии можно осуществлять в рамках факультетов (отделений) социально-гуманитарного, экономического и даже технического профиля.

Так, например, в Институте социальной инженерии Московского государственного университета дизайна и технологии обучение студентов по курсу социальной инженерии проводилось в двух формах: в форме общего курса по социальной инженерии для студентов всех социально-гуманитарных специальностей и в форме специализации студентов, обучающихся на кафедре социологии и социальной антропологии. Соответственно их профессиональная подготовка предусматривает выделение двух самостоятельных блоков в структуре учебного плана - базовой социальнонаучной подготовки и специальной (социоинже-нерной) подготовки.

Базовая социально-научная подготовка включает в себя изучение таких дисциплин, как введение в социальную теорию, теория личности, тео-

рия культуры, теория социального взаимодействия, анализ социальных систем, история социологии и социальной антропологии, теория и методология социологии, методы социологических исследований, социология менеджмента, антропология организаций, организационная антропология, теория менеджмента и организаций и др.

Кроме того, студенты, специализирующиеся по социальной инженерии получают изучают следующие дисциплины: теория и методы социальной инженерии, социальная диагностика, социальное проектирование, социальное программирование, социальная инноватика, информационное обеспечение социоинженерной деятельности, игровые методы в социальной инженерии и другие.

Особое место в подготовке профессиональных социальных инженеров занимают управленческие дисциплины. Такие специалисты обязаны знать общую теорию управления, основы управленческого консультирования, организационного проектирования, анализ управленческих ситуаций, социологии и психологии менеджмента.

Специальная подготовка студентов по социальной инженерии обеспечивается также системой спецкурсов и практикумов. Кроме практикума по социальным технологиям, все основные дисциплины курса предусматривают проведение практических занятий со студентами. В процессе этих занятий студенты осваивают приемы и навыки работы социального инженера, участвуют в разработке методических средства социоинженерной деятельности.

Автор убежден, что профессиональная подготовка в области социальной инженерии должна проводиться с учетом широкой специализации будущих специалистов. Так, например, качества, которыми должен обладать социальный инженер, определяются в каждом конкретном случае отдельно. Это зависит от национально-культурных особенностей данной страны или региона, от специфики деятельности организации клиента и от многих других факторов.

Основные направления социоинженерной

деятельности как основания специализации студентов

По мере развития социальной инженерии в ней происходит разделение труда. Это приходится учитывать при определении основных направлений специализации будущих специалистов (социологов) по социальной инженерии. В рамках социоинженерной деятельности можно выделить условно четыре направления: социоинженерные исследования (инженерный анализ социальных систем), проектно-конструкторская, организационно-технологическая и консультативно-управленческая деятельность. Следует отметить, что некоторые авторы рассматривают социоинженерную деятельность в более узком смысле, ограничивая ее рамки деятельностью практического социолога, работающего в организации. Тем самым ее содержание значительно сужается. Из нее фактически исклю-

чают такие виды деятельности, как инженерные исследования, проектно-конструкторские разработки и управленческое консультирование. Наиболее развитой формой социальной инженерии признается практическая (прикладная) деятельность социолога, включенного в систему управления организацией и несущего всю полноту ответственности, а значит и прав за принимаемые решения [17].

Соглашаясь в принципе с тем, что социальная инженерия имеет управленческий статус, я не могу признать правомерным сужение ее предметных границ. В функциональном смысле она представляет собой разноплановую деятельность, направленную на сохранение и воспроизводство целостности социальных систем, исходя из знания внутренней логики их развития. Каждая из сторон со-циоинженерной деятельности ориентирована на обеспечение этой целостности системы в каком-либо из ее проявлений. Поэтому нельзя противопоставлять проектно-конструкторскую деятельность инженерной практике на том основании, что они являются результатом обособления и специализации различных видов инженерного труда. Точно также нельзя противопоставлять со-циоинженерную деятельность на предприятии управленческому консультированию как более развитую менее развитой форме деятельности соци-олога-практика в сфере управления. Каждая из этих сторон социоинженерной деятельности имеет свои достоинства и недостатки, определяемые во многом их местом в системе управления. Вряд ли можно отказать экспертам консультативноуправленческих фирм в праве называться социальными инженерами по той причине, что они не вписаны в полном объеме в структуру управления конкретной организации. Они представляют собой тот род деятельности и услуг, который получил название инжиниринга. Социальный инжиниринг как комплекс услуг, оказываемых на коммерческих основах, по исследованию, проектированию и обслуживанию новых социальных объектов признается во всем мире составной частью процесса управления. За качество предоставляемых услуг консультанты по управлению несут не меньшую ответственность (финансовую и юридическую), чем работники данной организации.

Таким образом, каждое из направлений социо-инженерной деятельности связано в той или иной мере с управлением социальными объектами или системами. Вместе с тем они характеризуются некоторыми отличительными особенностями, обусловленными, с одной стороны, их ролью в процессе управления, а, с другой стороны, конкретным содержанием и спецификой инженерного труда.

Социоинженерные исследования (социоинженер-ный анализ) следует рассматривать как особую разновидность прикладных социальных (социологических) исследований. Как и другие прикладные исследования, они направлены на решение практических социальных проблем и в первую очередь

- проблем управления. В то же время их необходимо отличать от фундаментальных исследований.

Во-первых, различие между фундаментальными (научно-теоретическими) и инженерными исследованиями состоит, прежде всего, в том, что первые ориентированы на познание и раскрытие сущности социальных явлений и процессов, тогда как вторые стремятся описать и объяснить конструктивные возможности и характеристики конкретных социальных систем в соответствии с логикой их развития. Поэтому инженерные исследования характеризуются в большей степени прагматической ориентацией и интерпретацией социальных объектов, чем исследования фундаментального типа. Посредством такой интерпретации, как отмечает ГА. Антонюк, представление об этих объектах приводятся в соответствии с представлением об операциях по их изменению или преобразованию [18. С. 120].

Во-вторьа, инженерные исследования призваны обеспечить далее процесс создания и реализации социальных проектов. Поэтому они включают в себя и нормативные аспекты. В ходе этих исследований понятия социологической науки переводятся на язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих поведение людей по целенаправленному изменению социальных объектов.

Примером социоинженерных исследований являются диагностические, проективные, инновационные и экспертные исследования социальных систем (объектов). Им соответствуют четыре типа исследовательских задач: 1) описание реального состояния социального объекта, выявление социальных противоречий и проблем и постановка социального диагноза; 2) определение конструктивных свойств и параметров социального объекта и возможных путей их практического использования; 3) определение путей и форм реализации социальных проектов и внедрения социальных новшеств; 4) проведение экспертизы принятых проектов и решений.

Для реализации указанных задач широко применяются методы инженерного анализа и моделирования социальных объектов. Содержание этих инженерных методов конкретизируется при помощи следующих инвариантных процедур: обоснование проблемы и характеристика проблемной ситуации; формулирование целей и задач исследования; построение модели (аналитической, дескриптивной или нормативной, прескриптивной, или экспериментальной) социального объекта; эмпирическая проверка принятых гипотез и допущений на основе обобщения и анализа (оценки) данных, полученных посредствам моделирования; уточнение и оптимизация моделей социального объекта, представление и выдача практических рекомендаций.

Социоинженерные исследования следует рассматривать как одно из направлений специализации в области социальной инженерии. Специалист, получивший инженерно-исследовательскую подготовку, может работать в различных организа-

циях и фирмах в качестве аналитика, диагноста, эксперта по социальным (социологическим) вопросам. Этому соответствует квалификация социального инженера-исследователя, т. е. инженера, ориентированного на изучение социальных объектов и систем с точки зрения возможностей их создания и преобразования в заданном направлении.

Назначение второго направления специализации социальных инженеров - инженерно-конструкторской деятельности - состоит в создании качественно новых или изменении уже существующих социальных объектов и систем. Этот вид социоинженерной деятельности отличается от предыдущего (социоинженерных исследований) в содержательном и формальном плане. С точки зрения содержания социоинженерное конструирование представляет собой научно-практическую деятельность, связанную с построением новых социальных объектов или их состояний. Со стороны формальных целей и задач эта деятельность включает в себя разработку не только самих проектов развития социальных систем, но и средств их практический реализации (социальных технологий).

Основная задача инженерного конструирования формулируется, по мнению Дж. Диксона, следующим образом: «разработать при некоторых ограничениях, обусловленных способом решения, элемент, систему или процесс, обеспечивающие оптимальное выполнение поставленной задачи при некоторых ограничениях, налагаемых на решение» [10. С. 16]. Ограничения, имеющие место в процессе инженерного проектирования, подразделяются на ограничения, относящиеся к методу решения задачи (наличие необходимых знаний и средств решения задачи), и ограничения, связанные с выполнением этой задачи (естественные и социальные факторы, финансовые издержки, наличие необходимых материалов и пр.).

Социальное конструирование как разновидность социоинженерной деятельности непосредственно включено в систему управления. Оно осуществляется в основном на стадии подготовки управленческих решений и выступает в разных формах (социальное проектирование, программирование и планирование). Разработка социальных проектов и технологий их реализации представляет достаточно высокие требования к профессиональным качествам конструкторов и проектировщиков. По своему интеллектуальному содержанию инженерно-конструкторская деятельность близка к научному творчеству. Инженер-конструктор должен обладать богатым творческим воображением и фантазией, гибкостью и вариативностью мышления, развитием эстетическим вкусом, склонностью к новаторству.

Деятельность по социальному конструированию предполагает реализацию трех важных функций - экономической, эстетической и моральноэтической. Экономическая функция состоит в создании качественно нового продукта, обладающего

свойствами товара и выгодно отличающегося от всех других товаров. Выполнению этой функции подчинен социальный инжиниринг, стремящийся в целях создания изобилия, удовлетворить различные потребности и запросы людей в новых услугах и ресурсах. Эстетическая функция социального конструирования заключается в создании эстетической привлекательности социальных конструкций, призванных формировать у людей чувство прекрасного. Социальные проекты, разрабатываемые инженерами-конструкторами, должны, помимо всего прочего, пробуждать и развивать вкус у людей, являющихся потребителями их продукции. Эстетическим оформлением социальных проектов занимаются специалисты по социальному дизайну. Морально-этическая функция социального проектирования ориентирована на гуманизацию социальных отношений, складывающихся между людьми в процессе и в результате проектировочной деятельности. Она направлена также на предотвращение и предупреждение социальных конфликтов, возникающих в ходе создания и внедрения нового. Морально-этический смысл социального конструирования реализуется прежде всего в деятельности специалистов по анализу управленческих систем и проектированию организационных структур управления.

Организационно-технологическая деятельность охватывает собой процесс реализации социальных проектов и технологий, а также внедрения социальных новшеств. Специалистов, работающих в этой сфере социоинженерной деятельности, чаще всего называют социальными технологами. Между социальными конструкторами (проектировщиками) и социальными технологами существует четкое разделение функций. Первые создают социальные проекты и технологии, а также разрабатывают методические средства, связанные с их реализацией, вторые обеспечивают процесс их внедрения. Конечно, социальные технологи могут участвовать в создании средств социоинженер-ной деятельности и выработке практических рекомендаций по их внедрению. Однако их главная задача заключается в том, чтобы «вдохнуть жизнь» в социальные проекты и программы, реализовать их на практике.

Социальные технологи чаще всего выступают в качестве основных пользователей проектных и технологических средств, созданных инженера-ми-конструкторами. Но для того, чтобы пользоваться этими средствами, они должны обладать достаточно высокой квалификацией и обширными научными знаниями. Для сравнения отметим, что труд инженера-технолога на производстве включает в себя множество творческих элементов. Его деятельность протекает, как правило, в условиях неопределенности и дефицита ресурсов. В ней значительно больше места (чем в деятельности инже-нера-конструктора) занимает работа с людьми. Поэтому социальный технолог, как и инженер вообще, должен иметь хорошие навыки организа-

ционного и делового общения. Кроме того, от него как практикующего специалиста по социальной инженерии требуется «умение следовать образцам, предписываемыми технологическими стандартами, соблюдать технологическую дисциплину» [10. С. 32]. Наличие этих качеств является обязательным условием его профессионализма и инженерного мастерства.

Следует отметить также, что социальные технологи - самый многочисленный отряд специалистов, работающих в социальной инженерии. До недавнего времени ими являлись многие заводские (промышленные) социологи и психологи, использующие в своей практической деятельности методы и средства социальной инженерии. Наряду с ними социоинженерной деятельностью занимались специалисты кадровых служб и подразделений организаций (ведомств). В условиях усиления экономического кризиса и спада производства в нашей стране значительная часть этих специалистов перешла в другие отрасли народного хозяйства и прежде всего - в коммерческие организации, государственные учреждения, учебные заведения и консалтинговые фирмы.

Таким образом, не вызывает сомнения и тот факт, что для эффектного развития социальной инженерии в нашей стране требуются высокообразованные социальные технологи, являющиеся полноценными участниками процесса управления в организации, предприятии или фирме. И здесь я согласен с мнением тех ученых, которые считают, что социально-инженерная деятельность на предприятии должна стать составной частью системы функционального управления наряду с экономическими и технико-технологическим регулированием производственной деятельности.

Консультативно-управленческая деятельность (управленческое консультирование) является самой распространенной у нас и за рубежом формой социоинженерной деятельности. Данный вид практики настолько детально описан в научной литературе, что нет необходимости останавливаться на нем подробно. Отметим лишь, что квалификация консультанта по управлению требует всесторонней подготовки.

Консультативно-управленческая деятельность предполагает весь комплекс услуг по диагностике, проектированию, планированию и внедрению социальных технологий. Поэтому она включает в себя элементы инженерно-исследовательской, проектно-конструкторской и организационно-технологической деятельности. Как правило, услуги консультантов по управлению предоставляются клиентам на договорной, коммерческой основе.

В целом управленческое консультирование деятельность имеет как свои сильные, так и слабые стороны с точки зрения эффективности оказываемых услуг. Преимущество этой деятельности по сравнению с деятельностью «внутренних» специалистов и консультантов, являющихся постоянными (штатными) работниками организации, за-

ключается в большей объективности и беспристрастности полученных оценок и результатов. К числу же ограничений этой деятельности следует отнести недостаточное знание и учет специфики обслуживаемой организации.

Управленческое консультирование как форма социоинженерной деятельности приобретает в нашей стране все более широкие масштабы. Количество консультативных (консалтинговых) фирм непрерывно увеличивается. Однако не все из них являются рентабельными и самоокупаемыми организациями. Некоторые консультанты по управлению не обладают в полной мере профессиональной культурой и квалификацией. Кроме того, до сих пор отсутствуют профессиональные кодексы и стандарты консультативно-управленческой деятельности. Профессиональные ассоциации консультантов по управлению находятся еще в стадии становления. Все это обуславливает настоятельную необходимость более качественной подготовки специалистов по управленческому консультированию и другим направления социоинженер-ной деятельности.

Итак, специализация социологов в области социальной инженерии должна осуществляться, с нашей точки зрения, по четырем основным направлениям: инженерно-исследовательской, проектно-конструкторской, организационно-технологической и консультативно-управленческой деятельности. Им соответствуют четыре профессиональные квалификации социального инженера, а именно: «инженер-исследователь» (социальный аналитик, диагност и эксперт), инженер-конструктор (социальный конструктор), инженер-технолог (социальный технолог) и инженер-консультант (консультант по управлению). Каждая из этих квалификаций предполагает в ходе подготовки специалистов тот или иной набор учебных дисциплин, определенную продолжительность их изучения и соответствующий объем часов.

В перспективе было бы целесообразно выделить социальную инженерию в отдельную специальность или группу специальностей, которая бы объединила возможности социологического, социально-психологического, социально-антропологического и инженерно-технического образования. Появление новых профессий и специальностей (например, социальный дизайн или управленческое консультирование) требует усиления прикладной направленности гуманитарного образования, расширения и изменения перечня специальностей в системе высшего профессионального образования. Будущее социально-экономических преобразований в нашей стране будет зависеть во многом от профессиональной компетентности и мастерства социальных инженеров, работающих в самых разных сферах научной и производственной деятельности.

Зачем же нужны социоинженерные знания специалисту, в том числе гуманитарию или инженеру? Такой вопрос часто возникает не только у студен-

тов, приступающих к изучению социально-гуманитарных дисциплин, но и у руководителей-прак-тиков, управленцев. Они нужны тем, кто желает посвятить себя служению обществу и решению множества социальных и гуманитарных проблем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Резник Ю.М. Социальная инженерия: предметная область и границы применения // Социологические исследования. -1994. - № 2. - С. 87-96.

2. Резник Ю.М. Социальная инженерия в системе социологического образования // Социологические исследования. -1994. - № 5. - С. 14-34.

3. Резник Ю.М. Формирование институтов гражданского общества: социоинженерный подход // Социологические исследования. - 1994. - № 10. - С. 21-40.

4. Резник Ю.М. Институциональный подход в социальной инженерии // Социальная инженерия: Сб. трудов семинара. -М.: Союз, 1996. - С. 28-51.

5. Резник Ю.М. Социальная инженерия: технократизм или гуманистический подход? // Личность. Культура. Общество. -1999.- Т. 1. - Вып. 1. - С. 220-231.

6. Резник Ю.М. Социальная теория как область междисциплинарных исследований // Личность. Культура. Общество. -1999. - Т 1. - Вып. 1. - С. 37-52.

7. Резник Ю.М. Социально-гуманитарные технологии управления как предмет изучения в современном вузе: перспективы и возможности применения // Трансформация образовательных технологий гуманитарного профиля в условиях множественности культур и идентичностей. - СПб.: Книжный дом, 2008. - С. 276-336.

8. Резник Ю.М. Здоровье как гуманитарная проблема и гуманитарная технология // Здоровье человека: социогуманитарные и медико-биологические аспекты: Сборник трудов ИЧ РАН. -М., 2003. - С. 85-98.

Такие знания составляют фундамент мировоззрения будущего специалиста по проблемам социального управления. Они же позволяют ему реализовать гражданскую позицию в реальной управленческой практике.

9. Резник Ю.М. Социально-гуманитарные технологии управления: к возможности применения в образовательных практиках // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Вып. 4 / Отв. ред. М.С. Киселева. - М.: ИФ РАН, 2010.- С. 89-111.

10. Диксон Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. - М.: Мир, 1969. - 430 с.

11. Popper K. Conjectures and Réfutations. - London, 1963. - 520 p.

12. Социальная инженерия: Планы семинарских занятий для студентов социологического факультета / Отв. ред. Ю.М. Резник. - М.: Союз, 1993. - 54 с.

13. Социальная инженерия: Программы курсов для студентов социологического факультета / Отв. ред. Ю.М. Резник. - М.: Союз, 1993. - 42 с.

14. Социальная инженерия. Курс лекций. Ч. 1. Теоретико-методологические проблемы / под ред. Ю.М. Резника и В.В. Щербины. - М.: Союз, 1994. - 148 с.

15. Социальная инженерия как средство обеспечения управления: учебно-методическое пособие. - М.: Союз, 1996. - 60 с.

16. Социальная инженерия: Сб. трудов семинара / под ред. Ю.М. Резника и В.В. Щербины. - М.: Союз, 1996. - 116 с.

17. Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 116 с.

18. Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. - Минск: Наука и техника, 1986. -205 с.

Поступила 24.04.2011 г.