Научная статья на тему 'Социальная ичжечерия в системе подготовки кадров'

Социальная ичжечерия в системе подготовки кадров Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
71
59
Поделиться
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Резник Юрий Михайлович

После небольшого периода забвения социальная инженерия вновь получает распространение в сфере образовательной деятельности. Автор статьи определяет статус социального инженера, объединяя в нем позиции социолога и инженера. Как социолог он ориентирует свою профессиональную деятельность на решение практических социальных проблем. Как инженер он использует в своей практике инженерные методы и разработки.

Social Engineering in the System of Personnel Training

After a short period of neglect social engineering once again gaining ground in educational activities. The author of the article defines the status of social engineering, bringing together the position of the sociologist and an engineer. As a sociologist, he focuses his career on the solution of practical social problems. As an engineer he uses in his practice of engineering methods and development.

Текст научной работы на тему «Социальная ичжечерия в системе подготовки кадров»

Сфера научных интересов: социальная философия, социальная антропология, социальная инженерия, гражданское общество, личность, культура.

Основные научные публикации:

• Резник Ю. М. Альтернативность как способ личностного бытия человека // Личность. Культура. Общество. 2011. Том 13. Вып. 3 (65-66). С. 122-144.

• Резник Ю. М. Личность // Социология: Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов,

Л. Н. Москвичев. 2-е изд., испр. и доп. М.: Норма, 2008. С. 201-256.

• Резник Ю. М. Личность и Система в современном обществе: на пути к гражданскому диалогу // Управленческое консультирование. 2008. № 1.

С. 175-181.

• Резник Ю. М. Социально-гуманитарные технологии управления как предмет изучения в современном вузе: перспективы и возможности применения // Трансформация образовательных технологий гуманитарного профиля в условиях множественности культур и идентичностей. СПб.: Книжный дом, 2008. С. 276-336.

• Резник Ю. М. Социальная инженерия как профессия // Известия Томского политехнического университета. 2011. Т. 318. № 6. Экономика. Философия, социология и культурология. С. 124-130.

• Резник Ю. М. Социальная теория и общество: гражданская миссия интеллектуалов // Личность. Культура. Общество. 2006. Т. 8. Вып. 1 (29).

С. 60-79.

• Резник Ю. М. Философия в жизни личности // Личность. Культура. Общество. 2006. Т. 8.

Вып. 3 (31). С. 131-152.

• Резник Ю. М. Человек в мире социального познания: опыт анализа социокультурных различий // Спектр антропологических учений. Вып. 2.

М.: ИФ РАН, 2008. С. 159-184.

• Резник Ю. М. Человек на границе системности

и творчества: проблема трансперсональности // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования / под ред. М. С. Киселевой.

М.: ИФ РАН, 2009.

• Резник Ю. М. Человек перед выбором пути: различия как основания жизненной политики // Управление мегаполисом. 2011. № 3 (август). С. 62-75.

ШЕФ-РЕДАКТОР МЕЖДУНАРОДНОГО ЖУРНАЛА СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК «ЛИЧНОСТЬ. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО»

ДОКТОР ФИЛОСОФСКИХ НАУК ПРОФЕССОР

Ю. М. Резник Yu. M. Reznik

Социальная инженерия в системе подготовки кадров

SociAL Engineering in the System of Personnel Training

ключевые слова:

инженерное дело, социальное управление, социальная инженерия, социальные технологии, управленческое консультирование

ket words:

Engineering, social control, social engineering, an engineering analysis, social diagnosis, social engineering, social technologies, management consulting

После небольшого периода забвения социальная инженерия вновь получает распространение в сфере образовательной деятельности. Автор статьи определяет статус социального инженера, объединяя в нем позиции социолога и инженера. Как социолог он ориентирует свою профессиональную деятельность на решение практических социальных проблем. Как инженер он использует в своей практике инженерные методы и разработки.

After a short period of neglect social engineering once again gaining ground in educational activities. The author of the article defines the status of social engineering, bringing together the position of the sociologist and an engineer. As a sociologist, he focuses his career on the solution of practical social problems. As an engineer he uses in his practice of engineering methods and development.

В последние десятилетия социальная инженерия вновь возвращается в учебные аудитории как актуальная и востребованная область практического знания. После периода расцвета со-циоинженерной деятельности в нашей стране (1920-е гг.) наступает эпоха забвения. В самые трудные времена она была вынуждена скрываться под разными названиями, в значительной степени подвергаясь идеологическому диктату.

По мере институционализации социальной инженерии в современной России постепенно

складывается профессиональная подготовка специалистов в данной области (см.: [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10]). Профессия социального инженера приобретает

все большую известность. А в самой социоинженерной деятельности появляются новые направления, требующие соответствующей профессиональной подготовки. Особой популярностью среди них пользуются управленческое консультирование, организация социальной

Социальная инженерия как профессия есть, прежде всего, управленческая деятельность. Поэтому и специалист в этой области должен быть подготовлен как управленец.

работы, научное обеспечение и технологическое сопровождение избирательной кампании, формирование управленческих команд и т. д. Рассмотрим вкратце основные черты социальной инженерии как сферы профессиональной деятельности.

Что же такое социальная инженерия? Я придерживаюсь достаточно широкой трактовки, рассматривая ее как область научно-практической деятельности, связанную с применением инженерного подхода к созданию и изменению социальных систем, в том числе социальных институтов, организаций, региональных систем управления, рабочих групп и т. д. Это позволяет учитывать разнообразие взглядов на отдельные проблемы социальной инженерии и избежать однозначной интерпретации ее предметной области.

Какими же качествами должен обладать специалист данного профиля? По нашему мнению, такой специалист должен сочетать в себе качества социолога и инженера. Как социолог он обязан уметь анализировать и объяснять различные социальные явления и процессы, использовать принципы и методы анализа, обработки и обобщения данных социологических исследований, разра-

132

! батывать программно-методи-о ческое обеспечение исследо-£ вательского процесса, органи-

о зовать деятельность социоло-

со

о гической службы. Как инженер ¡1 он обязан владеть инженерным стилем мышления и деятельности. А это предполагает умение проводить инженерный анализ, принимать решения в условиях неопределенности, передавать информацию о полученных результатах, специальные знания в области инженерной деятельности, широкую специализацию, математическое мастерство, знания технологии производства (в нашем случае - социальной технологии) (см.: [1]).

Важные качества, которыми должен обладать будущий социальный инженер, - изобретательность, высокие интеллектуальные способности, и прежде всего способность к анализу проблемных ситуаций, креативность, способность к организации взаимодействия, высокие личностные и морально-этические качества (принципиальность, честность, напористость и инициативность). Но главное, что необходимо учитывать при подготовке такого специалиста, - это ориентация на управление социальными процессами. Социальная инженерия как профессия есть, прежде всего, управленческая деятельность.

Поэтому и специалист в этой области должен быть подготовлен как управленец. Причем не как руководитель, а именно как управленец, обладающий необходимыми знаниями, компетенциями и опытом.

Профессиональная деятельность социальных инженеров должна быть ориентирована в первую очередь на решение конкретных социальных проблем. В работе «Предположения и опровержения» К. Поппер так формулирует профессиональное кредо социального инженера: «Лучше работай над искоренением конкретных зол, чем над осуществлением абстрактных благ. Не ставь себе целью добиться счастья политическими средствами. Устраняй лучше конкретные недостатки. Или, говоря более практичным языком: борись за уничтожение нищеты прямыми средствами -например, путем обеспечения каждому минимального дохода. Или борись с эпидемиями и болезнями посредством постройки больниц и медицинских школ. Борись с неграмотностью, как борешься с преступностью. Но делай это все прямыми средствами. Выбери зло, которое ты считаешь наиболее опасным для общества, где ты живешь, и постарайся терпеливо убедить людей в том, что от него можно избавиться» [16, р. 361].

133

§ Эти слова Поппера как нель-| зя лучше подходят к характери-| стике социального призвания

0 инженера-социолога. Социаль-£ ная инженерия находится на ° службе общества и его кон-

1 кретных институтов и организа-ё ций. Упреки в адрес социаль-т ных инженеров, раздающиеся Е со стороны как представителем

ш

5 официальных властей, так | и других критиков, по поводу 5 их излишней прагматичности ^ не умаляют их основного ис-§ тинного назначения в обще° стве. Они несут в себе дух на-

1 уки и преобразовательской

со

£ энергии, помноженной на глу-5 бокое и кропотливое изучение

2 реальных социальных фактов и проблем. Обществу нужны не столько «целители человеческих душ», сколько специалисты, способные выявить и направить в оптимальное русло созидательный потенциал различных социальных групп, движений и т. п.

Подготовка специалистов по социальной инженерии началась сравнительно недавно. Примерно в середине 1960-х гг. при университетах и колледжах США стали функционировать курсы по обучению социальных инженеров. Первоначально данная подготовка велась в рамках прикладной антропологии и психологии. В 1970-е гг. социальная инженерия оконча-

тельно оформляется как учебная дисциплина, развивающаяся на стыке прикладной социологии, социальной психологии и теории управления. С расширением практической сферы применения социоинженерной деятельности все более усиливается ее социологическая ориентация.

В нашей стране систематические курсы по социальной инженерии впервые появились в середине 1980-х гг. на кафедрах, факультетах социологии и психологии. Так, например, на социологическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова социальная инженерия вначале читалась в рамках курса по методологии и методам социологических исследований, а затем выделилась в самостоятельную учебную дисциплину под названием «Методы социальной инженерии». Отдельные направления социальной инженерии разрабатывались специалистами по социологии труда, организации и управления. Они нашли свое отражение в учебных изданиях и пособиях, вышедших в последние годы.

Аналогичные курсы и учебные пособия появились и в других вузах Российской Федерации. Многие кафедры общественных наук были преобразованы в кафедры социоин-

134

! женерной деятельности и со-о циальных технологий. Возник-£ лии новые кафедры, осуществ-

о ляющие исследования и подго-

со

о товку студентов по социальной ¡1 инженерии. Так, в 1992 г. была образована кафедра социальной инженерии на социологическом факультете Московского государственного социального университета (ныне -Российский государственный социальный университет). Мне выпала честь возглавить эту кафедру и пригласить известных специалистов, имеющих авторские методики и технологические разработки. К их числу хотелось бы отнести в первую очередь В. В. Щербину, автора учебных пособий по социологической диагностике и теории организаций, В. В. Дудченко, автора работ по игровым методам и социальной инноватике, А. И. Кравченко, специалиста по социологии труда и управления.

Идеи социальной инженерии получили дальнейшее развитие в научных исследованиях и в работе постоянно действующего методологического семинара «Социальная инженерия: теория и практика» (1993-1995 гг.). В 1994-1996 гг. появляется целая серия учебных пособий и научных статей, подготовленных на кафедре социальной инженерии [3; 11;

12; 13; 14; 15]. В эти же годы было создано и успешно работало первое профессиональное сообщество - Социоинже-нерная ассоциация «Деловое содействие», которая совместно с кафедрой в мае 1996 г. явилась организатором первой Всероссийской научнопрактической конференции «Социальная инженерия и новые подходы в прикладной социальной науке». В конференции приняли участие свыше 150 исследователей, преподавателей, специалистов-практи-ков в области прикладной социологии, психологии и социальной инженерии.

Дальнейшая институционализация социоинженерной подготовки студентов социально-гуманитарных факультетов привела к созданию в 1998 г. первого Института социальной инженерии на базе Московского государственного университета дизайна и технологии (бывшей Московской государственной академии легкой промышленности). Так появилась реальная возможность и учебная база для развития социо-инженерной направленности социально-гуманитарного образования.

За основу профессиональной подготовки студентов был взят вариант социоинженерно-го образования, разработан-

135

§ ный преподавателями институ-| та. Предложенная ими модель | образования базируется на че-

0 тырех «китах» современного со-£ циально-гуманитарного обра-° зования - социологии, соци-

1 альной антропологии, психоло-ё гии и менеджмента. Именно т они составили главный учеб-

1 ный и научный фундамент под-ш готовки специалистов социоин-| женерного профиля.

5 Такой подход соответствует Ец требованиям самой социаль-§ ной практики. Как подтвержда-° ет опыт западных стран, соци-! альный инженер выступает £ в разных профессиональных 5 позициях и ролях. Как социаль-

2 ный клиницист он должен иметь психологическое образование и ориентироваться в основном на работу с отдельными клиентами или группами клиентов. Как организационный (управленческий) консультант он занимается обслуживанием социальных организаций в целом, изучением их культуры и организационной структуры. В этом качестве он имеет дело чаще всего не с рядовыми работниками организации, а с ее верхним эшелоном - администрацией, управленческим персоналом. Для этого ему необходимо получить социологическое или социально-антропологическое образование. Наконец, он выступает также в роли

реального управленца, способного эффективно действовать в сложной рыночной ситуации и приносить прибыль или иную выгоду своей организации. Для этого ему требуется овладеть относительно новой специальностью - «Менеджмент».

Однако обучение студентов по разным направлениям социальной инженерии предполагает изучение не только базовых учебных дисциплин (социологии, социальной антропологии, психологии, менеджмента), но и смежных. Социальный инженер, по сравнению с социоло-гом-исследователем или социальным антропологом, должен быть значительно лучше подготовлен в области экономики, теории управления и организации, эргономики, физиологии, технических наук.

При выборе тех или иных дисциплин социоинженерного цикла необходимо учитывать специфику вуза и конкретный перечень специальностей, по которым проводится обучение. В отдельных случаях подготовку специалистов по социальной инженерии можно осуществлять в рамках факультетов (отделений) социально-гуманитарного, экономического и даже технического профиля.

Так, например, в Институте социальной инженерии Московского государственного

136

! университета дизайна и техно-

о логии обучение студентов по £ курсу социальной инженерии

о проводилось в двух формах:

о в форме общего курса по соци-¡1 альной инженерии для студентов всех социально-гуманитарных специальностей и в форме специализации студентов, обучающихся на кафедре социологии и социальной антропологии. Соответственно, их профессиональная подготовка предусматривает выделение двух самостоятельных блоков в структуре учебного плана - базовой социально-научной подготовки и специальной (социоинженер-ной) подготовки.

Базовая социально-научная подготовка включает в себя изучение таких дисциплин, как введение в социальную теорию, теория личности, теория культуры, теория социального взаимодействия, анализ социальных систем, история социологии и социальной антропологии, теория и методология социологии, методы социологических исследований, социология менеджмента, антропология организаций, организационная антропология, теория менеджмента и организаций и др.

Кроме того, студенты, специализирующиеся по социальной инженерии, изучают следующие дисциплины: теория и ме-

тоды социальной инженерии, социальная диагностика, социальное проектирование, социальное программирование, социальная инноватика, информационное обеспечение со-циоинженерной деятельности, игровые методы в социальной инженерии и др.

Особое место в подготовке профессиональных социальных инженеров занимают управленческие дисциплины. Такие специалисты обязаны знать общую теорию управления, основы управленческого консультирования, организационного проектирования, анализ управленческих ситуаций, социологии и психологии менеджмента.

Специальная подготовка студентов по социальной инженерии обеспечивается также системой спецкурсов и практикумов. Кроме практикума по социальным технологиям, все основные дисциплины курса предусматривают проведение практических занятий со студентами. В процессе этих занятий студенты осваивают приемы и навыки работы социального инженера, участвуют в разработке методических средств социоинженер-ной деятельности.

По мере развития социальной инженерии в ней происходит разделение труда. Это приходится учитывать при опреде-

137

§ лении основных направлений | специализации будущих специ-| алистов (социологов) по соци-

0 альной инженерии. В рамках ^ социоинженерной деятельнос-° ти можно выделить условно

1 четыре направления: социоин-ё женерные исследования (ин-“ женерный анализ социальных

1 систем), проектно-конструк-ш торская, организационно-тех-| нологическая и консультатив-5 но-управленческая деятель-^ ность. Следует отметить, что <

§ некоторые авторы рассматри-° вают социоинженерную дея-

1 тельность в более узком смыс-

со

£ ле, ограничивая ее рамки 5 функциями практического со-

2 циолога, работающего в организации. Соглашаясь в принципе с тем, что социальная инженерия имеет управленческий статус, я не могу признать правомерным сужение ее предметных границ. В функциональном смысле она представляет собой разноплановую деятельность, направленную на сохранение и воспроизводство целостности социальных систем исходя из знания внутренней логики их развития. Каждая из сторон социоинже-нерной деятельности ориентирована на обеспечение этой целостности в каком-либо из проявлений ее функций. Таким образом, каждое из направлений социоинженерной деятель-

ности связано в той или иной мере с управлением социальными объектами или системами.

Я убежден, что профессиональная подготовка в области социальной инженерии должна проводиться с учетом широкой специализации будущих специ-

! алистов. Так, например, качест-о ва, которыми должен обладать £ социальный инженер, опреде-о ляются в каждом конкретном

со

о случае отдельно. Это зависит от ¡1 национально-культурных особенностей данной страны или региона и от многих других факторов.

1. Диксон Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. М.: Изд-во «Мир», 1969.

2. Резник Ю. М. Социальная инженерия: предметная область и границы применения // Социологические исследования. 1994. № 2. С. 87-96.

3. Резник Ю. М. Социальная инженерия в системе социологического образования // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 14-34.

4. Резник Ю. М. Формирование институтов гражданского общества: социоинженерный подход // Социологические исследования. 1994. № 10. С. 21-40.

5. Резник Ю. М. Институциональный подход в социальной инженерии // Социальная инженерия: Сб. трудов семинара. М.: Изд-во «Союз», 1996. С. 28-51.

6. Резник Ю. М. Социальная инженерия: технократизм или гуманистический подход? // Личность. Культура. Общество. 1999. Т. 1. Вып. 1. С. 220-231.

7. Резник Ю. М. Социальная теория как область междисциплинарных исследований // Личность. Культура. Общество. 1999. Т. 1. Вып. 1. С. 37-52.

8. Резник Ю. М. Социально-гуманитарные технологии управления как предмет изучения в современном вузе: перспективы и возможности применения // Трансформация образовательных технологий гуманитарного профиля в условиях множественности культур и идентичностей. СПб.: Книжный дом, 2008. С. 276-336.

9. Резник Ю. М. Здоровье как гуманитарная проблема и гуманитарная технология // Здоровье человека: социогумани-тарные и медико-биологические аспекты: сб. науч. трудов ИЧ РАН. М., 2003. С. 85-98.

10. Резник Ю. М. Социально-гуманитарные технологии управления: к возможности применения в образовательных практиках // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. / отв. ред. М. С. Киселева. М.: ИФ РАН, 2010. Вып. 4. С. 89-111.

11. Социальная инженерия: Планы семинарских занятий для студентов социологического факультета / отв. ред. Ю. М. Резник. М.: Изд-во «Союз», 1993.

12. Социальная инженерия: Программы курсов для студентов социологического факультета / отв. ред. Ю. М. Резник. М.: Изд-во «Союз», 1993.

13. Социальная инженерия. Курс лекций. Часть 1. Теоретико-методологические проблемы / под ред. Ю. М. Резника и В. В. Щербины. М.: Изд-во «Союз», 1994.

14. Социальная инженерия как средство обеспечения управления: учебно-методическое пособие. М.: Изд-во «Союз», 1996.

15. Социальная инженерия: Сб. трудов семинара / под ред. Ю. М. Резника и В. В. Щербины. М.: Изд-во «Союз», 1996.

16. Popper K. Conjectures and Refutations. L., 1963.

REFERENCES ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Dikson Dzh. Proektirovanie sistem: izobretatelstvo, analiz i prinyatie resheniy. M.: Izd-vo “Mir”, 1969.

2. Reznik Yu. M. Sotsialnaya inzheneriya: predmetnaya oblast i granitsy primeneniya // Sotsiologicheskie issledovaniya. 1994. № 2. S. 87-96.

3. Reznik Yu. M. Sotsialnaya inzheneriya v sisteme sotsiologicheskogo obrazovaniya // Sotsiologicheskie issledovaniya. 1994. № 5. S. 14-34.

4. Reznik Yu. M. Formirovanie institutov grazhdanskogo obschestva: sotsioinzhenernyy podkhod // Sotsiologicheskie issledovaniya. 1994. № 10. S. 21-40.

139

б. Reznik Yu. M. Institutsionalnyy podkhod v sotsialnoy inzhenerii // Sotsialnaya inzheneriya: Sb. trudov seminara. M.: Izd-vo “Soyuz”, 1996. S. 28-51.

6. Reznik Yu. M. Sotsialnaya inzheneriya: tekhnokratizm ili gumanisticheskiy podkhod? // Lichnost. Kultura. Obschestvo. 1999. T. 1. Vyp. 1. S. 22G-231.

7. Reznik Yu. M. Sotsialnaya teoriya kak oblast mezhdistsiplinarnykh issledovaniy // Lichnost. Kultura. Obschestvo. 1999. T. 1. Vyp. 1. S. 37-б2.

8. Reznik Yu. M. Sotsialno-gumanitarnye tekhnologii upravleniya kak predmet izucheniya v sovremennom vuze: perspektivy i vozmozhnosti primeneniya // Transformatsiya obrazovatelnykh tekhnologiy gumanitarnogo profilya v usloviyakh mnozh-estvennosti kultur i identichnostey. SPb.: Knizhnyy dom, 2GG8. S. 276-336.

9. Reznik Yu. M. Zdorov’e kak gumanitarnaya problema i gumanitarnaya tekhnologiya // Zdorov’e cheloveka: sotsiogumani-tarnye i mediko-biologicheskie aspekty: Sb. trudov ICH RAN. M., 2GG3. S. 85-98.

1G. Reznik Yu. M. Sotsialno-gumanitarnye tekhnologii upravleniya: k vozmozhnosti primeneniya v obrazovatelnykh praktikakh // Chelovek vchera i segodnya: mezhdistsiplinarnye issledovaniya. / otv. red. M. S. Kiseleva. M.: IF RAN, 2G1G. Vyp. 4.

S. 89-111.

11. Sotsialnaya inzheneriya: Plany seminarskikh zanyatiy dlya studentov sotsiologicheskogo fakulteta / otv. red. Yu. M. Reznik. M.: Izd-vo “Soyuz”, 1993.

12. Sotsialnaya inzheneriya: Programmy kursov dlya studentov sotsiologicheskogo fakulteta / otv. red. Yu. M. Reznik. M.: Izd-vo “Soyuz”, 1993.

13. Sotsialnaya inzheneriya. Kurs lektsiy. Chast 1. Teoretiko-metodologicheskie problemy / pod red. Yu. M. Reznika i V. V. Scherbiny. M.: Izd-vo “Soyuz”, 1994.

14. Sotsialnaya inzheneriya kak sredstvo obespecheniya upravleniya: uchebno-metodicheskoe posobie. M.: Izd-vo “Soyuz”, 1996.

15. Sotsialnaya inzheneriya: Sbor. trudov seminara / pod red. Yu. M. Reznika i V. V. Scherbiny. M.: Izd-vo “Soyuz”, 1996.

16. Popper K. Conjectures and Refutations. L., 1963.