Научная статья на тему 'Основные направления социоинженерной подготовки специалистов'

Основные направления социоинженерной подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1051
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНЖЕНЕРНЫЙ АНАЛИЗ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Резник Юрий Михайлович

Автор выделяет в рамках социоинженерной деятельности такие направления, как социоинженерные исследования (анализ, диагностика и экспертиза), социальное конструирование (проектирование, программирование и планирование), организационно-технологическая деятельность, управленческое консультирование. Они же выступают основаниями для специализации будущих работников сферы управления социальными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main Directions of Socioengineering Training of Specialists

The author marks out within social engineering activity areas such as social engineering studies (analysis, diagnosis and expertise), social engineering (design, programming and planning), organizational and technological activities, management consulting. They are the bases for specialization of future employees in the management of social processes.

Текст научной работы на тему «Основные направления социоинженерной подготовки специалистов»

Ю. М. Резник Yu. M. Reznik

Основные направления социоинженерной подготовки специалистов

Main Directions of Socioengineering Training of Specialists

Резник Юрий Михайлович

Москва

Институт философии РАН, главный научный сотрудник

Российский институт культурологии, заместитель директора по научной работе Доктор философских наук, профессор

Ключевые слова:

инженерное дело, социальное управление, инженерный анализ, социальная диагностика, социальная инженерия, социальные технологии, управленческое консультирование

Автор выделяет в рамках социоинженерной деятельности такие направления, как социо-инженерные исследования (анализ, диагностика и экспертиза), социальное конструирование (проектирование, программирование и планирование), организационно-технологическая деятельность, управленческое консультирование. Они же выступают основаниями для специализации будущих работников сферы управления социальными процессами.

Reznik Yury Mikhailovich

Moscow

The Institute of Philosophy of the Russian Academy

of Sciences, senior scientific researcher

The Russian Institute for Cultural Research, Deputy

Director on Scientific Work

Doctor of Science (Philosophy), Professor

Key words:

engineering, social management, social engineering, an engineering analysis, social diagnosis, social technologies, management consulting

The author marks out within social engineering activity areas such as social engineering studies (analysis, diagnosis and expertise), social engineering (design, programming and planning), organizational and technological activities, management consulting. They are the bases for specialization of future employees in the management of social processes.

o; <

< >

о О

По мере развития социальной инженерии в ней происходит разделение труда. Это приходится учитывать при определении основных направлений специализации будущих специалистов по социальной инженерии (социологов). В рамках социоинженерной деятельности можно выделить условно четыре направления: социоинженерные исследования (инженерный анализ социальных систем), проектно-конструкторская, организационно-технологическая и консультативно-управленческая деятельность.

Следует отметить, что некоторые авторы рассматривают социоинженерную деятельность в более узком смысле, ограничивая ее рамки деятельностью практического социолога, работающего

в организации. Тем самым ее содержание значительно сужается. Из нее фактически исключают такие виды деятельности, как инженерные исследования, проектно-конструкторские разработки и управленческое консультирование. Наиболее развитой формой социальной инженерии признается практическая (прикладная) деятельность социолога, включенного в систему управления организацией и несущего всю полноту ответственности, а значит, и прав за принимаемые решения [3].

Соглашаясь в принципе с тем, что социальная инженерия имеет управленческий статус, автор не может признать правомерным сужение ее предметных границ. В функциональном смысле она представляет собой разноплановую

< деятельность, направленную на сохра-X нение и воспроизводство целостности ^ социальных систем, исходя из знания к внутренней логики их развития. Каждая ^ из сторон социоинженерной деятель-^ ности ориентирована на обеспечение ¡= этой целостности системы в каком-либо =ц из ее проявлений. Поэтому нельзя про-^ тивопоставлять проектно-конструктор-^ скую деятельность инженерной практи-х ке на том основании, что они являются ^ результатом обособления и специалист зации различных видов инженерного ш труда.

£ Точно так же нельзя противопостав-^ лять социоинженерную деятельность на 5 предприятии управленческому консуль-о тированию как более развитую менее развитой форме деятельности социолога-практика в сфере управления. Каждая из этих сторон социоинженерной деятельности имеет свои достоинства и недостатки, определяемые во многом их местом в системе управления. Вряд ли можно отказать экспертам консультативно-управленческих фирм в праве называться социальными инженерами по той причине, что они не вписаны в полном объеме в структуру управления конкретной организации. Они представляют собой тот род деятельности и услуг, который получил название инжиниринга. Социальный инжиниринг как комплекс услуг, оказываемых на коммерческих основах, по исследованию, проектированию и обслуживанию новых социальных объектов признается во всем мире составной частью процесса управления. За качество предоставляемых услуг консультанты по управлению несут не меньшую ответственность (финансовую и юридическую), чем работники данной организации.

Таким образом, каждое из направлений социоинженерной деятельности связано в той или иной мере с управлением социальными объектами или системами. Вместе с тем они характеризуются некоторыми отличительными особенностями, обусловленными, с одной стороны, их ролью в процессе управления, а, с другой, — конкретным содержанием и спецификой инженерного труда.

Социоинженерные исследования (со-циоинженерный анализ) следует рассматривать как особую разновидность прикладных социальных (социологических) исследований. Как и другие прикладные исследования, они направлены на решение практических социальных проблем и в первую очередь — проблем управления. В то же время их необходимо отличать от фундаментальных исследований.

Во-первых, различие между фундаментальными (научно-теоретическими) и инженерными исследованиями состоит, прежде всего, в том, что первые ориентированы на познание и раскрытие сущности социальных явлений и процессов, тогда как вторые стремятся описать и объяснить конструктивные возможности и характеристики конкретных социальных систем в соответствии с логикой их развития. Поэтому инженерные исследования характеризуются в большей степени прагматической ориентацией и интерпретацией социальных объектов, чем исследования фундаментального типа. Посредством такой интерпретации, как отмечает Г. А. Антонюк, представления об этих объектах приводятся в соответствии с представлением об операциях по их изменению или преобразованию [1, с. 120].

Во-вторых, инженерные исследования призваны обеспечить процесс создания и реализации социальных проектов. Поэтому они включают в себя и нормативные аспекты. В ходе этих исследований понятия социологической науки переводятся на язык решений, нормативов, предписаний, регламентирующих поведение людей по целенаправленному изменению социальных объектов.

Примером социоинженерных исследований являются диагностические, проективные, инновационные и экспертные исследования социальных систем (объектов). Им соответствуют четыре типа исследовательских задач: 1) описание реального состояния социального объекта, выявление социальных противоречий и проблем и постановка социального диагноза; 2) определение конструктивных свойств и параметров социального объекта и возможных путей их практического использования; 3) определение

путей и форм реализации социальных проектов и внедрения социальных новшеств; 4) проведение экспертизы принятых проектов и решений.

Для реализации указанных задач широко применяются методы инженерного анализа и моделирования социальных объектов. Содержание этих инженерных методов конкретизируется при помощи следующих инвариантных процедур: обоснование проблемы и характеристика проблемной ситуации; формулирование целей и задач исследования; построение модели (аналитической, дескриптивной, или нормативной, прескриптивной, или экспериментальной) социального объекта; эмпирическая проверка принятых гипотез и допущений на основе обобщения и анализа (оценки) данных, полученных посредствам моделирования; уточнение и оптимизация моделей социального объекта, представление и выдача практических рекомендаций.

Социоинженерные исследования следует рассматривать как одно из направлений специализации в области социальной инженерии. Специалист, получивший инженерно-исследовательскую подготовку, может работать в различных организациях в качестве аналитика, диагноста, эксперта по социальным (социологическим) вопросам. Этому соответствует квалификация социального инженера-исследователя, т. е. инженера, ориентированного на изучение социальных объектов и систем с точки зрения возможностей их создания и преобразования в заданном направлении.

Назначение второго направления специализации социальных инженеров — инженерно-конструкторской деятельности — состоит в создании качественно новых или изменении уже существующих социальных объектов и систем. Этот вид социоинженерной деятельности отличается от предыдущего (социоинженерных исследований) в содержательном и формальном плане. С точки зрения содержания социоинженерное конструирование представляет собой научно-практическую деятельность, связанную с построением новых социальных объектов или их состояний. Со стороны формальных це-

лей и задач эта деятельность включает < в себя разработку не только самих про- * ектов развития социальных систем, но ^ и средств их практический реализации к (социальных технологий). ^

Основная задача инженерного кон- ^ струирования формулируется, по мнению ¡Ё Дж. Диксона, следующим образом: «Разработать при некоторых ограничениях, 5; обусловленных способом решения, эле- ^ мент, систему или процесс, обеспечи- х вающие оптимальное выполнение постав- ^ ленной задачи при некоторых ограничениях, налагаемых на решение» [2, с. 16]. ^ Ограничения, имеющие место в процес- ¡5 се инженерного проектирования, подраз- ^ деляются на ограничения, относящиеся ^ к методу решения задачи (наличие не- д обходимых знаний и средств решения ^ задачи), и ограничения, связанные с выполнением этой задачи (естественные и социальные факторы, финансовые издержки, наличие необходимых материалов и пр.).

Социальное конструирование как разновидность социоинженерной деятельности непосредственно включено в систему управления. Оно осуществляется в основном на стадии подготовки управленческих решений и выступает в разных формах (социальное проектирование, программирование и планирование). Разработка социальных проектов и технологий их реализации представляет достаточно высокие требования к профессиональным качествам конструкторов и проектировщиков. По своему интеллектуальному содержанию инженерно-конструкторская деятельность близка к научному творчеству. Инженер-конструктор должен обладать богатым творческим воображением и фантазией, гибкостью и вариативностью мышления, развитым эстетическим вкусом, склонностью к новаторству.

Деятельность по социальному конструированию предполагает реализацию трех важных функций — экономической, эстетической и морально-этической. Экономическая функция состоит в создании качественно нового продукта, обладающего свойствами товара и выгодно отличающегося от всех других това-

< ров. Выполнению этой функции подчинен X социальный инжиниринг, стремящийся ^ в целях создания изобилия удовлетворить различные потребности и запросы ^ людей в новых услугах и ресурсах. ^ Эстетическая функция социального ¡= конструирования заключается в созда-=ц нии эстетической привлекательности ^ социальных конструкций, призванных ^ формировать у людей чувство прекрас-х ного. Социальные проекты, разрабаты-^ ваемые инженерами-конструкторами, должны, помимо всего прочего, про-^ буждать и развивать вкус у людей, яв-£ ляющихся потребителями их продукции. ^ Эстетическим оформлением социаль-5 ных проектов занимаются специалисты о по социальному дизайну.

Морально-этическая функция социального проектирования ориентирована на гуманизацию социальных отношений, складывающихся между людьми в процессе и в результате проектировочной деятельности. Она направлена также на предотвращение и предупреждение социальных конфликтов, возникающих в ходе создания и внедрения нового. Морально-этический смысл социального конструирования реализуется прежде всего в деятельности специалистов по анализу управленческих систем и проектированию организационных структур управления.

Организационно-технологическая деятельность охватывает собой процесс реализации социальных проектов и технологий, а также внедрения социальных новшеств. Специалистов, работающих в этой сфере социоинженерной деятельности, чаще всего называют социальными технологами. Между социальными конструкторами (проектировщиками) и социальными технологами существует четкое разделение функций. Первые создают социальные проекты и технологии, а также разрабатывают методические средства, связанные с их реализацией, вторые обеспечивают процесс их внедрения. Конечно, социальные технологи могут участвовать в создании средств со-циоинженерной деятельности и выработке практических рекомендаций по их внедрению. Однако их главная задача за-

ключается в том, чтобы «вдохнуть жизнь» в социальные проекты и программы, реализовать их на практике.

Социальные технологи чаще всего выступают в качестве основных пользователей проектных и технологических средств, созданных инженерами-конструкторами. Но для того чтобы пользоваться этими средствами, они должны обладать достаточно высокой квалификацией и обширными научными знаниями. Для сравнения отметим, что труд инженера-технолога на производстве включает в себя множество творческих элементов. Его деятельность протекает, как правило, в условиях неопределенности и дефицита ресурсов. В ней значительно больше места (чем в деятельности инженера-конструктора) занимает работа с людьми. Поэтому социальный технолог, как и инженер вообще, должен иметь хорошие навыки организационного и делового общения. Кроме того, от него как практикующего специалиста по социальной инженерии требуется «умение следовать образцам, предписываемым технологическими стандартами, соблюдать технологическую дисциплину» [2, с. 32]. Наличие этих качеств является обязательным условием его профессионализма и инженерного мастерства.

Следует отметить также, что социальные технологи — самый многочисленный отряд специалистов, работающих в социальной инженерии. До недавнего времени ими являлись многие заводские (промышленные) социологи и психологи, использующие в своей практической деятельности методы и средства социальной инженерии. Наряду с ними социоинженерной деятельностью занимались специалисты кадровых служб и подразделений организаций (ведомств). В условиях усиления экономического кризиса и спада производства в нашей стране значительная часть этих специалистов перешла в другие отрасли народного хозяйства и прежде всего в коммерческие организации, государственные учреждения, учебные заведения и консалтинговые фирмы.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что для эффектного развития социальной инженерии в нашей стране требуются высокообразованные социальные технологи, являющиеся полноценными участниками процесса управления в организации, предприятии или фирме. И здесь следует согласиться с мнением тех ученых, которые считают, что социально-инженерная деятельность на предприятии должна стать составной частью системы функционального управления наряду с экономическим и технико-технологическим регулированием производственной деятельности.

Консультативно-управленческая деятельность (управленческое консультирование) является самой распространенной у нас и за рубежом формой со-циоинженерной деятельности. Данный вид практики настолько детально описан в научной литературе, что нет необходимости останавливаться на нем подробно. Отметим лишь, что квалификация консультанта по управлению требует всесторонней подготовки.

Консультативно-управленческая деятельность предполагает весь комплекс услуг по диагностике, проектированию, планированию и внедрению социальных технологий. Поэтому она включает в себя элементы инженерно-исследовательской, проектно-конструкторской и организационно-технологической деятельности. Как правило, услуги консультантов по управлению предоставляются клиентам на договорной, коммерческой основе.

В целом управленческое консультирование имеет как свои сильные, так и слабые стороны с точки зрения эффективности оказываемых услуг. Преимущество этой деятельности по сравнению с деятельностью «внутренних» специалистов и консультантов, являющихся постоянными (штатными) работниками организации, заключается в большей объективности и беспристрастности полученных оценок и результатов. К числу же ограничений этой деятельности следует отнести недостаточное знание специфики обслуживаемой организации.

Управленческое консультирование как форма социоинженерной деятельности

приобретает в нашей стране все более широкие масштабы. Количество консультативных (консалтинговых) фирм непрерывно увеличивается. Однако не все из них являются рентабельными и самоокупаемыми организациями. Некоторые консультанты по управлению не обладают в полной мере профессиональной культурой и квалификацией. Кроме того, до сих пор отсутствуют профессиональные кодексы и стандарты консультативно-управленческой деятельности. Профессиональные ассоциации консультантов по управлению находятся еще в стадии становления. Все это обуславливает настоятельную необходимость более качественной подготовки специалистов по управленческому консультированию и другим направлениям социоинженерной деятельности.

Итак, специализация социологов в области социальной инженерии должна осуществляться, с нашей точки зрения, по четырем основным направлениям: инженерно-исследовательской, проектно-конструкторской, организационно-технологической и консультативно-управленческой деятельности [4; 5]. Им соответствуют четыре профессиональные квалификации социального инженера, а именно: инженер-исследователь (социальный аналитик, диагност и эксперт), инженер-конструктор (социальный конструктор), инженер-технолог (социальный технолог) и инженер-консультант (консультант по управлению). Каждая из этих квалификаций предполагает в ходе подготовки специалистов тот или иной набор учебных дисциплин, определенную продолжительность их изучения и соответствующий объем часов.

В перспективе было бы целесообразно выделить социальную инженерию в отдельную специальность или группу специальностей, которая бы объединила возможности социологического, социально-психологического, социально-антропологического и инженерно-технического образования. Появление новых профессий и специальностей (на-

<

< >

о О

>

о; <

< >

о О

пример, социальный дизайн или управленческое консультирование) требует усиления прикладной направленности гуманитарного образования, расширения и изменения перечня специальностей в системе высшего профессионального образования. Будущее социально-экономических преобразований в нашей стране будет зависеть во многом от профессиональной компетентности и мастерства социальных инженеров, работающих в самых разных сферах научной и производственной деятельности.

Зачем же нужны социоинженерные знания специалисту, в том числе гума-

Литература

нитарию или инженеру? Такой вопрос часто возникает не только у студентов, приступающих к изучению социально-гуманитарных дисциплин, но и у руководителей-практиков, управленцев.

Они нужны тем, кто желает посвятить себя служению обществу и решению множества социальных и гуманитарных проблем. Такие знания составляют фундамент мировоззрения будущего специалиста по проблемам социального управления. Они же позволяют ему реализовать гражданскую позицию в реальной управленческой практике.

1. АнтонюкГ. А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Минск: Наука и техника, 1986. 205 с.

2. Диксон Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. М.: Мир, 1969. 430 с.

3. Щербина В. В. Средства социологической диагностики в системе управления. М.: Изд-во МГУ, 1993. 116 с.

4. Социальная инженерия: Курс лекций. Ч. 1 / Под ред. Ю. М. Резника и В. В. Щербины. М.: Союз, 1994. 148 с.

5. Резник Ю. М. Социальная инженерия в системе социологического образования // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 14-34.

References

1. Antonyuk G. A. Social design and management of social development. Minsk: Science and equipment, 1986. 205 p.

2. Dickson J. Design of systems: invention, analysis and decision-making. M.: World, 1969. 430 p.

3. Shcherbina V. V. Tools of sociological diagnostics in a control system. M.: Moscow State University publishing house, 1993. 116 p.

4. Social engineering: Course of lectures. P. 1 / under the editorship of Yu. M. Reznik and V. V. Shcherbina. M.: Union, 1994. 148 p.

5. Reznik Yu.M. Social engineering in system of sociological education // Sociological researches. 1994. N 5. P. 14-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.