Научная статья на тему 'Социальная инициативность подростка: сущность, структура'

Социальная инициативность подростка: сущность, структура Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
505
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИОННОЦЕННОСТНЫЙ / КОГНИТИВНЫЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / PERSONAL INTEGRAL QUALITY / STRUCTURE OF PERSONALITY / MOTIVATIONAL-AND- VALUE-CONSCIOUS / COGNITIVE / ACTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тигрова Ирина Валерьевна

Исследуется сущность социальной инициативности подростка, анализируется структура его социальной инициативности, которая включает взаимосвязанные компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Teen-specific Initiative: Essentials and Structure

An analysis of teenager social-conscious initiatives and its structure which includes motivation and values, cognitive and activity aspects.

Текст научной работы на тему «Социальная инициативность подростка: сущность, структура»

Создание ИОС вуза позволило использовать формализованные и открытые технологии обучения, обеспечило доступ к учебно-методическим, интеллектуальным, информационным и материально-техническим ресурсам процесса обучения. В таком режиме работы новым принципом образования становится управление знаниями, а новыми технологиями - формализация создания знаний, передачи знаний и контроля знаний. Обучение в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды накладывает определенный отпечаток на поведение как преподавателей, так и студентов. Надеемся, что опыт наших преподавателей в области разработки и применения электронных образовательных технологий поможет всем остальным эффективно организовать деятельность подразделений электронного образования в своих образовательных учреждениях.

Литература

1. Атанасян С.Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза: Автореф. ... д-ра. пед. наук. М., 2009.

2. Гусева В.Е. Интернет как информационно-образовательная гуманитарная среда современного общества // Научный журнал КубГАУ. 2006. № 24 (8).

3. Документация МоосПе (http://docs.mo odle.org/ru/Main_Page). 11.11.2010.

4. Еремина И.И. Проектирование и реализация информационной образовательной среды. Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в вузе / Под ред. Д.В. Гулякина. Георгиевск, 2010. Кн. 2.

5. Шрейдер Ю.А. Информационные ресурсы и информационная среда // Научнотехническая информация. М., 1976. № 1.

6. Электронное образование на платформе Moodle / А Х. Гильмутдинов, Р.А. Ибрагимов, И.В. Цивильский. Казань, 2008.

СОЦИАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВНОСТЬ ПОДРОСТКА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА Тигрова И.В.

Формирование у подростков социальной инициативы, самостоятельности, ответственности, субъ-ектности, способности активно и творчески строить свои отношения с различными сферами действительности становится актуальной и одной из важнейших задач педагогов и родителей.

Целенаправленное воспитательное воздействие дает возможность подготовить подростков к умению самостоятельно принимать решения, делать осознанный выбор, быть готовыми и способными творить на благо общества, переориентировать их мотивацию с эго - на просоциальный мотив, ведущий к просоциальному поведению.

Подросток в силу своих возрастных особенностей не может достичь уровня социальной компетентности взрослого человека, но у него должны быть свои формы социальной компетентности, помогающие ему адаптироваться к требованиям ситуа-

ций, характерных именно для подросткового возраста. Усилия традиционных институтов социализации подростков (институтов семьи и образования) оказываются недостаточно эффективными в адаптации подрастающего поколения к усложнившимся требованиям современного общества. Поэтому встает необходимость поиска средств целенаправленной подготовки подростков к вхождению в сложную социальную среду, которые помогут им адаптироваться и успешно функционировать в современном социуме.

Формирование социальной инициативности особое значение имеет в подростковом возрасте. Социальное развитие в этом возрасте оказывает гораздо большее влияние на базовые основы развития личности, чем во все другие периоды детства. В этот период происходит осознание и завоевание подростком своего места в широких социальных отношени-

© Тигрова И.В., 2011

ях и взаимодействиях. Прорыв к взрослости приводит подростков к качественно новому характеру социально-интеллектуальных способностей и социально-поведенческих действий.

Проведенный анализ работ о состоянии современных подростков позволил выявить, что социальный интеллект начинает действовать по принципу дистилляции: из отношений выбирается то, что предлагается подростку как взрослому, а не как ребенку. Подросток становится способным видеть мир глазами взрослого человека. Социальная компетентность превращается в свойство личности, позволяющее уверенно действовать самостоятельно, автономно. У подростка развивается умелость жить вместе с другими и умелость жить вообще. Социальный интерес окрашивается интересом к самому себе как существу общественному и приводит к объективной необходимости соотносить индивидуальный и общественные интересы. Итогом этих процессов становится изменение всей системы отношений с окружающими людьми и самим собой: подростки стремятся выработать у себя полезные качества, характерные для достижения устойчивого и качественного положения в обществе. Новообразования социального развития выступают объективным ресурсом формирования социальной инициативности подростка как составляющей его субъектности.

Базовое понятие “инициативность” так же, как и “активность”, является междисциплинарным феноменом, который исследуется в философии, психологии, педагогике и ряде других научных областей.

В педагогических исследованиях изучались вопросы формирования инициативы в игре, в общественно-полезной деятельности (С.А. Петухов, 1954; М.С. Говоров, 1962; Игнатенко, 1996; И.Э. Плотник, 1967; И.Д. Чернышенко, 1990), в условиях оздоровительного комплекса (В.Б. Чемоданов, 1987); изучались аспекты муниципальной системы социально-педагогической поддержки молодежных инициатив (С.С. Гиль, 2001).

Еще А.С. Макаренко в своих педагогических сочинениях называл определяющую черту инициативности - готовность к совершению действий по собственному почину. Он отмечал, что инициатива воз-

никает тогда, когда есть задача, ответственность за ее выполнение, когда есть требование коллектива [7].

С.Л. Рубинштейн выделяет такие признаки инициативности, как обилие и яркость новых идей и планов, богатство воображения, рисующего эмоциональнопривлекательные перспективы, которые инициатива может открыть [9; 10].

В исследовании А.И. Высоцкого определено соотношение проявлений инициативности в различных сферах деятельности: учебной, спортивной, общественной, где оценивается инициативность по силе, устойчивости, широте и направленности. “Инициативность является интегральным качеством и формируется вместе с нравственным, интеллектуальным, эмоциональным развитием личности” [3, с. 234].

В.И. Селиванов определяет инициативность как свойство, связанное с хорошо развитой общественной активностью, способностью и умением человека по собственному почину предпринимать действия и поступки [11].

Это позволяет сделать вывод, что социальная инициативность как вид инициативности формируется в целостном социальном развитии личности, и задача педагога обеспечить включение подростка в социально полезные виды деятельности с учетом его интересов, направляя его активность в позитивные дела.

Рассмотренные исследования, а также исследования Т.С. Борисовой, С.С. Гиля,

О.В. Ненароковой, С.В. Тетерского [2; 4; 8; 12] позволили дать определение социальной инициативности подростка как интегрального качества личности подростка, проявляющегося в способности к активной и самостоятельной социально-полезной деятельности, которая формируется в процессе учения и целенаправленного социального воспитания. Эта способность проявляется в умении видеть проблему, разрабатывать способы решения и реализовывать их в процессе активной деятельности; предлагать оригинальные способы решения проблем повседневности, направленные на претворение в жизнь новаторских предложений, на удовлетворение поисковых интересов и потребностей, на помощь окружающим.

Анализ трудов вышеуказанных авторов, учет специфики подросткового возраста,

проблем современного подростка позволили определить структуру социальной инициативности подростка, которая с учетом вышеизложенного включает взаимосвязанные компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный.

Исследователи (В.И. Андреев, М.С. Каган) [1; 5] утверждают, что ценности - это обобщенные цели и средства их достижения, воплощающие роль фундаментальных норм. Они помогают личности осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно важных ситуациях. Поэтому формирование мотивационно-ценностного компонента социальной инициативности подростка требует не только внешнего педагогического, социально-педагогического воздействия, но и активации внутренних убеждений: мотивов, потребностей, ценностных ориентаций, стремлений, притязаний самого ребенка.

В нашем исследовании формирование мотивационно-ценностного компонента социальной инициативности подростков рассматривается в процессе технологического образования, которое интегрирует технологическое обучение, трудовое воспитание и преобразовательную деятельность самих учащихся. Это возможно с помощью живого знания, понимаемого А.Н. Леонтьевым как “тот смысл, который приобретает для учащегося предмет его учебных действий, предмет его изучения, определяемый мотивами его учебной деятельности” [6, с. 299].

Мотивационно-ценностный компонент социальной инициативности подростка проявляется в ценностной мотивации деятельности, ответственности за результаты и последствия деятельности; во внутренней потребности принести пользу другим людям, обществу, в стремлении к самосовершенствованию, самореализации своих потенциальных возможностей.

Когнитивный компонент социальной инициативности подростка рассматривается как наличие у подростка знаний об окружающем его мире, о многообразии жизненных форм, разнообразии человеческого бытия, взглядов, отношений, суждений, о возможностях получения информации в решении задач социально полезной деятельности (учебной, трудовой, спортивной, коммуникативной, досуговой

и другой). Особое значение в подростковом возрасте играет проектная деятельность.

Определяя понятие деятельности, ученые, прежде всего, рассматривали регулируемую сознанием активность человека. Так, по мнению С.Л. Рубинштейна, специфическая особенность человеческой деятельности состоит в том, что она сознательна и целенаправленна. В ней и через нее человек реализует свои цели, объективирует свои замыслы и идеи в преобразуемой им действительности [9; 10], что в полном смысле слова отражает сущность процесса образования.

Деятельностный компонент социальной инициативности подростка характеризует его реальную включенность в деятельность, умения и навыки в деятельности (целеполагание, планирование, выбор способа достижения цели, контроль и оценка результатов), владение приемами рациональной организации познавательной и созидательной деятельности. Он проявляется в самостоятельности, поисковой активности, стремлении овладеть навыками самоконтроля, в самокритичности, адекватной самооценке результатов деятельности, стремлении доводить начатое до конца, добиваться качественных результатов.

Таким образом, социальная инициативность подростка, являющаяся показателем его субъектности, - это качество личности, проявляющееся в способности к самостоятельным начинаниям, приводящим к социальному успеху. Эта способность отражается в умении подростка видеть проблему, разрабатывать способы решения и реализовывать их в процессе активной деятельности; предлагать оригинальные способы решения проблем повседневности, направленные на претворение в жизнь идей, предложений других людей, на удовлетворение собственных поисковых интересов и потребностей, на помощь окружающим. Структура социальной инициативности подростка включает мотивационно-ценностный компонент, характеризующийся ценностным отношением подростка к себе, труду, окружающим, социуму; деятельностный компонент, проявляющийся в умении самостоятельно решать задачи социально полезной деятельности; когнитивный компонент, отражаю-

щий знания, необходимые для успешности решения данных задач.

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.

2. Борисова Т.С. Развитие инициативности сельских школьников как ресурс их жизненного и профессионального самоопределения: Монография. М., 2007.

3. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. Челябинск, 1979.

4. Гиль С.С. Содержание социально-педагогической поддержки молодежных инициатив на муниципальном уровне управления // Социальная работа: теория, технологии, образование. 2003. № 1. С. 35 - 40.

5. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М., 1974.

6. Леонтьев А.Н. Психологическая тео-

рия деятельности: избранные психологические произведения. М., 1983.

7. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса: Соч. в 7 т. М., 1960. Т. 5.

8. Ненарокова О.В. Воспитание социальной инициативности у студентов во внеаудиторной деятельности: Автореф. ... канд. пед. наук (13.00.02). Кострома, 2009.

9. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности // Проблемы общей психологии. М., 1973.

С. 241 - 342.

10. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.

11. Селиванов В.И. Вопросы воли в советской педагогике // Вопросы психологии и педагогики воли. Краснодар, 1969.

12. Тетерский С.В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи: Автореф. ... д-ра пед. наук (13.00.02). Тамбов, 2004.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Темирезова З.К.

Проблемы профессионального самоопределения учащихся старших классов, являясь важнейшей проблемой для всех субъектов образования, особенно остро стоят в условиях перехода к профильной школе. Перестройка учебного процесса, проявляющаяся в специальной организации индивидуального профессионального выбора, оказании психо-лого-педагогической поддержки школьникам в самоопределении и выборе профилирующего направления, - это весьма сложный процесс. Профессиональное самоопределение личности включает и формирование системы ценностных ориентации, и развитие самосознания в целом, а моделирование будущего связано с построением эталонов в виде идеального образа профессионала. Таким образом, вопросы профессионального самоопределения молодежи приобретают сегодня все

© Темирезова З.К., 2011

большую актуальность, так как большая часть молодых людей, окончивших школу, сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и так далее. Основными причинами данных проблем являются не только “закрытость” рынка труда для молодых и не имеющих опытных людей, но и то, что подавляющая часть учащихся старших классов имеет весьма приблизительное представление о современном рынке труда, о существующих профессиях. Многие из них часто не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своими способностями, потребностями и индивидуальностью. Поэтому существенное значение в процессе обучения приобретает профили-зация современного школьного образова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.