А. А. Илюхин, С. В. Илюхина
СОЦИАЛЬНАЯИНФРАСТУКТУРА СЕЛА В СИСТЕМЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРАРНОЙ СФЕРЫ
В статье исследованы вопросы взаимодействия социальной инфраструктуры и формирования квалифицированных кадров аграрной сферы экономики. Предложена оптимальная система воспроизводства квалифицированных кадров села.
Ключевые слова: социально-экономические факторы, воспроизводство трудового потенциала, квалифицированные кадры, социальная инфраструктура.
Устойчивые темпы социально-экономического развития становятся возможными в случае позитивных сдвигов в экономической структуре, характеризующихся увеличением доли перерабатывающих отраслей в промышленности, высокими технологиями, снижением экспорта природных ресурсов. Рациональность структуры народного хозяйства определяется наличием высокотехнологичных и ресурсосберегающих отраслей; рабочих мест; конкурентоспособного аграрного сектора; информатизации процессов; инновационной сферы, квалифицированных кадров.
Для сельского хозяйства РФ сложилась кризисная ситуация: отток капитала, квалифицированных кадров и молодежи, потеря конкурентоспособности некоторых структурных подразделений сельского хозяйства, минимизация государственного вмешательства и поддержки. Вместе с тем, проблема воспроизводства квалифицированных кадров в условиях становления рыночных отношений продолжает оставаться актуальной не только для агропромышленного комплекса, но и для всей системы народного хозяйства. Задача обеспечения продовольственной безопасности страны, поставленная в приоритетном национальном проекте «Развитие агропромышленного комплекса», диктует также возрастание требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.
Квалифицированные кадры - главная производительная сила общества. Численность, динамика, профессиональный и образовательный уровень квалифицированных кадров - один из важнейших факторов развития общества. Сокращение доли неквалифицированного труда в экономике ведет к повышению производительности труда и эффективности общественного производства. Подготовка квалифицированного персонала связана с дополнительными издержками на обучение, подготовку и воспитание. Прослеживается «тесная взаимосвязь квалификации кадров сельскохозяйственных предприятий и экономических результатов производственной деятельности» [5].
На рынке рабочей силы в условиях смешанной экономики в качестве товара выступают высококвалифицированные специалисты, обладающие высокими качественными характеристиками. Выбор профессии в значительной степени определяет будущую карьеру, стиль и образ жизни, то есть существует необходимость профессиональной ориентации молодежи.
Существование и функционирование полноценного, конкурентного рынка труда предполагает выполнение ряда условий. Основными из них являются: множество независимых субъектов, представляющих сторону спроса и сторону предложения на рынке труда; рыночная мотивация поведения экономических субъектов на рынке труда; экономическая свобода выбора для субъектов на рынке труда; общая конкурентная среда в экономике страны.
Спрос на рабочую силу определяется совокупностью таких факторов, как наличие рабочих мест; структурными изменениями в экономике страны; инвестиционным потенциалом и его воспроизводственной структурой. В свою очередь предложение рабочей силы зависит от наличия численности трудоспособного населения, демографических условий наемного рабочего или предпринимателя; фонда жизненных средств и соотношения денежных доходов, влияющих на мотивацию труда; социальноэкономических условий развития рабочей силы и финансовых возможностей общества.
Профессиональная подготовка предполагает получение определенной квалификации. Степень квалификация позволяет оценивать компетентность работника, выступает средством повышения производительности и эффективности труда. Квалифицированный труд требует специальной подготовки рабочей силы, поэтому уровень образования должен соответствовать современным требованиям для адекватной адаптации рабочей силы к изменяющимся условиям производства, следовательно, затраты на образование будут экономически обоснованными.
При подготовке специалистов высшей квалификации необходимо учитывать, что они должны обладать знаниями по технике и технологии производства, ориентироваться в решении правовых и социальных проблем, практически оценивать и определять пути реализации научных идей, новых технологий и техники, форм организации труда, всесторонне оценивать деятельность трудовых коллективов и отдельных работников по конечным результатам [6].
Научно-технический прогресс способствует совершенствованию средств труда, инновационных технологий, высокопроизводительного и высокотехнологичного оборудования. Однако, несмотря на развитие науки и техники труд не утратил своей определяющей роли в процессе производства, а человек - своей роли в процессе труда. Следовательно, необходимость в бесперебойном обеспечении квалифицированными кадрами любого сектора экономики, в данном случае сельскохозяйственного, будет только возрастать. Труд в сельском хозяйстве имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать.
1. Эффективность труда зависит от природно-климатических условий (одинаковые трудовые затраты в отдельных климатических зонах дают совершенно разные результаты производства).
2. Сезонный характер производства (несовпадение времени с рабочим периодом, возрастает потребность в рабочей силе в период посева, посадки сельскохозяйственных культур и уборки урожая, в зимний период в отраслях растениеводства наблюдается избыток рабочей силы).
3. Отсутствует узкая специализация (многообразие видов работ и короткие сроки их выполнения приводит к тому, что многие работники в сельском хозяйстве совмещают ряд трудовых функций).
4. Использование живых организмов (животных, растений) обязывает знать и учитывать биологические законы, рационально использовать сорта растений и породы скота.
5. Низкий уровень механизации трудовых процессов в растениеводстве и животноводстве (подготовка посадочного материала, уход за растениями, уборка и товарная доработка продукции в растениеводстве выполняется вручную, в животноводстве - частично выполняются работы по раздаче кормов, уборке навоза, уходу за молодняком животных).
6. Труд в сельском хозяйстве тяжелый и малопривлекательный, используется как в общественном производстве, так и в личных подсобных хозяйствах (работа на открытом воздухе, осадки, пыль, грязь, радиация).
7. В процессе производства высокий удельный вес труда женщин, подростков и пенсионеров (40 %, тогда как в строительстве, на транспорте и в лесном хозяйстве -20-25 %) [4].
Повышение эффективности сельскохозяйственного производства и конечные результаты труда непосредственно зависят от уровня квалификации кадров и степени использования трудовых ресурсов. Развитие сельского хозяйства представляет собой сложный процесс, основанный на действии многих факторов и взаимосвязей. Перечисленные выше особенности сельского хозяйства как отрасли народного хозяйства и особенности труда в сельском хозяйстве подтверждают значимость, и сложность подготовки специалистов высшей квалификации для села. Поэтому, специалисты в сфере агропромышленного комплекса должны: уметь самостоятельно принимать ответственные решения; иметь достаточно широкий диапазон знаний в сопряженных с основной деятельностью областях; уметь приспосабливаться к быстро меняющимся условиям производства. Специалисты высшей квалификации - агрономы, ветеринары, инженеры-механики, агроинженеры наряду с приобретением знаний по специальности, обязательно должны овладеть фундаментальными экономическими знаниями.
Образование кадров является составной частью квалификации работников и средством повышения эффективности производства. Таким образом, особенности сельского хозяйства как отрасли народного хозяйства и особенности труда в сельском хозяйстве подтверждают значимость, и сложность подготовки квалифицированных специалистов для села. Специалисты сельского хозяйства должны ориентироваться в системе производственно-экономических связей, учитывать экономическую сущность технологических процессов, знать рынки сбыта и переработки продукции; осуществлять мониторинг рынка; проводить маркетинговый анализ и исследования; «владеть вопросами налогообложения, кредитования, сбыта; ориентироваться в вопросах реформирования и приватизации предприятий; осуществлять антикризисные мероприятия» [5].
Общий критерий обеспечения кадрового потенциала определяется целью эффективного, экономного хозяйствования при рациональном использовании труда. Вместе с тем необходимо ориентироваться не только на количественные характеристики трудового потенциала, но и на качественные. Сельский рынок труда характеризует низкий профессионально-квалификационный уровень работников практически по всем профессиям и категориям работников. Тем больше аграрный сектор экономики испытывает потребность в квалифицированных специалистах. Система оценки эффективности комплектования кадров должна логически вытекать из поставленных социально-экономических задач. Критериями системы могут выступить: оперативность удовлетворения общей потребности отрасли (предприятия) в кадрах (численность работников, коэффициент обеспеченности кадрами); оперативность выявления потребностей в кадрах специалистов соответствующей квалификации (коэффициент укомплектованности должностей специалистами); общая или дополнительная потребность в кадровом обеспечении.
Рыночные отношения хозяйствования на селе предусматривают качественно новые требования к кадрам специалистов. Основными критериями являются «готовность к самообучению и пополнению знаний, так как в условиях структурной перестройки и внедрения новых прогрессивных технологий, ранее полученные знания устаревают» [3. С. 285]. В результате проблемы повышения уровня образования и качественных характеристик труда на современном этапе развития рыночных отношений в трудовой сфере приобретают большое значение, поскольку высококвалифицированный специалист способен обеспечивать повышение эффективности производства.
Для повышения эффективности системы управления трудовым потенциалом, необходимо наладить качественную работу региональных органов службы занятости, критериями эффективности работы которых, по нашему мнению, следует считать увеличение их роли в организации рынка труда, повышении степени удовлетворения спроса на рабочие места со стороны незанятого населения и заявок работодателей на рабочую силу. В качестве основных показателей их деятельности можно использовать систему коэффициентов:
1) коэффициент трудоустройства незанятого или устроенного при помощи службы занятости к общей численности принятых на работу и к общей численности незанятых, обратившихся по поводу трудоустройства (чем он выше, тем эффективнее деятельность службы занятости);
2) коэффициент хронической безработицы - доля безработных «со стажем» более одного года в общей численности безработных или среднюю продолжительность безработицы, рассчитанную методом средневзвешенных величин (чем ближе к нулевому значению, тем эффективнее);
3) коэффициент трудоустройства безработных - доля трудоустроенных при помощи службы занятости к общей численности снятых с учета безработных (чем он выше, тем эффективнее);
4) коэффициент удовлетворения заявок, представленной в службу занятости потребности в работниках - доля трудоустроенных с помощью службы занятости к общему количеству заявленных вакантных рабочих мест (чем выше, тем эффективнее).
Анализ кадрового обеспечения села в Свердловской области показал, что оно осуществлялось без должного научного обоснования и финансовой поддержки. Необходим системный подход к решению данной проблемы. Данные факторы способствовали формированию нерационального структурного управленческого аппарата АПК. При активизации иностранных конкурентов - производителей, появится необходимость в квалифицированных кадрах на селе для обеспечения конкурентоспособности АПК в целом. Повышение эффективности работы АПК во многом зависит от обеспечения отрасли кадрами новой формации с высоким уровнем общей культуры, профессионализма, экономической и правовой грамотности, способными внедрять новые технологии и организационные структуры производства.
Низким остается закрепление молодых специалистов на селе. Ежегодно аграрными образовательными учреждениями области выпускается около 1 тысячи специалистов, в том числе 40 % - с высшим образованием, 60 % - со средним специальным образованием. Однако по данным управлений сельского хозяйства администраций районов в сельскохозяйственные организации прибыло работать в 2005 году 6,8 % выпускников аграрных образовательных учреждений, в 2006 году - 10,5 % [1].
Отсутствует государственная система распределения специалистов после окончания учебных заведений. Есть общие причины, которые усиливают этот процесс: реформы в сельском хозяйстве не дали желаемых результатов, отсутствует социальная защита молодых специалистов. Ухудшение условий труда и быта сельских тружеников, низкая заработная плата, неплатежеспособность хозяйств понизили престиж сельскохозяйственного труда, обострили проблему обеспечения АПК квалифицированными кадрами руководителей и специалистов. Из числа руководителей среднего звена 46 % не имеют среднего профессионального образования. Дефицит квалифицированных кадров массовых профессий в животноводстве составляет в последние годы около 8 тыс. человек, механизаторских кадров - более 2,3 тыс. человек [1].
Необходимо улучшать условия труда сельских механизаторов, поскольку продолжительность работы прямо пропорционально сказывается на ухудшении здоро-
вья. Данный фактор негативным образом и непосредственно сказывается на снижении их трудовой активности и производительности труда. Отсюда потери рабочего времени и нерациональное использование имеющихся рабочих кадров. Данные статистики подтверждают высокий процент смертности среди механизаторов и оставление рабочего места до наступления пенсионного возраста 70 % рабочего состава. Существенным показателем, влияющим на закрепление рабочих кадров в сельском хозяйстве, является низкий уровень заработной платы - 2778,3 руб., который на 60 % ниже, чем по всем отраслям экономики вместе взятым, и на 66 %, чем в промышленном секторе экономики [1]. Кроме того, рабочим кадрам тяжелее, чем в городе, найти дополнительный источник заработка, поскольку в городах сосредоточены основные производственные объекты. В этих условиях, с учетом среднемесячной оплаты труда, работники сельского хозяйства являются наименее обеспеченной части населения.
Негативным образом на закрепление квалифицированных кадров и молодых специалистов на селе влияет неудовлетворительное состояние социальной сферы. Для улучшения условий труда и быта сельских тружеников, обеспечения стабильности квалифицированных кадров следует уделять больше внимания строительству объектов производственного назначения, повышению уровня культурного, бытового, торгового, транспортного, образовательного, медицинского обслуживания, улучшению жилищных условий, строительству жилья. Решение этих проблем является особенно актуальным, в свете реализации приоритетных национальных проектов: «Развитие АПК», «Доступное жилье» и т. д.
Безусловно, одной из основных причин заметного ухудшения в последние годы показателей по обеспеченности АПК области квалифицированными кадрами является «разрушение сложившейся системы работы с кадрами» [6. С. 47]. Положение усугубляется отсутствием в настоящее время в штатном расписании большинства администраций районов и многих хозяйств специалистов и служб по работе с персоналом. Среди работников кадровых служб АПК области лишь 17 % имеют высшее образование, а 14 % от их общего числа составляют практики. Отрицательное влияние на решение проблемы кадрового обеспечения АПК области, восстановление эффективной системы работы с сельскохозяйственными кадрами оказывает и нынешнее социально-экономическое положение большинства подразделений АПК, социальное положение и моральное состояние людей, живущих и работающих на селе. Социально-профессиональная незащищенность работников, низкая мотивация труда, бедственное материальное положение и угнетенное психологическое состояние не способствуют ни росту квалификации и профессионального мастерства, ни переподготовке кадров, ни самообразованию.
Основными целями предложенной оптимальной системы выступают:
- формирование квалифицированных кадров, способных обеспечить эффективность функционирования АПК области в современных условиях на основе создания оптимальной системы, соответствующей требованиям современной экономики, позволяющей осуществлять рациональный подбор, подготовку и использования кадров в АПК;
- развитие аграрного производства и улучшение социально-экономических условий на селе посредством создания единой информационной системы научнотехнических достижений и передового опыта;
- обеспечение аграрного сектора экономики квалифицированными кадрами, посредством укрепления и совершенствования социальной сферы села, увеличением темпов строительства жилищного фонда, улучшением медицинского обслуживания,
согласно приоритетным национальным проектам: «Доступное жилье», «Развитие АПК», и т. д.;
- обеспечение доступа работников АПК к информационным ресурсам, максимальное удовлетворение интересов и запросов заказчиков - предприятий и организаций, входящих в АПК области.
Качественное развитие квалифицированных кадров отождествляется с улучшением профессиональной подготовки, качеством обучения. В условиях развивающейся экономики государственное регулирование рынком труда должно осуществляться путем профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Существует объективная необходимость объединения усилий органов законодательной и исполнительной власти, приоритетной государственной поддержки развития сельской социально-инженерной инфраструктуры. Острота проблемы порождает необходимость формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов. С учетом факторов, оказывающих непосредственное влияние на воспроизводство квалифицированных кадров села: социально-бытовых, организационно-экономических, материально-технологических, природно-климатических и социально-демографических, наличия и состояния объектов социально-инженерной инфраструктуры муниципальных сельских образований, по нашему мнению, будет обеспечено устойчивое социально-экономическое развитие региона. Оптимальная система воспроизводства квалифицированных кадров села, представлена на рисунке 1.
Для достижения поставленных целей и задач предлагается ряд мер.
1. Для предотвращения дальнейшей потери квалифицированных кадров, способных руководить отраслью на должном уровне, необходимо определить и утвердить концептуальные основы кадровой политики АПК Свердловской области, целью которых является формирование квалифицированных кадров АПК, соответствующих задачам, формам и методам проведения кардинальных преобразований в аграрной сфере.
2. Преодоление негативных процессов возможно при помощи интеграции различного типа учебных заведений, позволяющей обеспечить универсальную подготовку кадров и их профессиональную мобильность, диктуемые переходом к рынку. Поэтому составляющей ступенью концептуальной модели кадрового обеспечения АПК является формирование оптимальной системы подготовки квалифицированных кадров для АПК.
3. Стратегической задачей оптимальной системы является создание системы непрерывного образования кадров.
4. Для реализации поставленных задач необходимо начать подготовку специалистов в образовательных учреждениях на целевой договорной основе: работодатель
- студент - вуз, определить целевые места и отразить в системе договоров и отразить в Правилах приема в конкретное учебное заведение. Подписать долгосрочные соглашения о подготовке специалистов между образовательным учреждением и администрациями районов.
5. Разработать программу работы с резервом кадров.
6. Должны быть определены приоритетные направления развития сельскохозяйственных организаций на основе анализа финансово-экономической ситуации, позволяющие наращивать производство, повышать результативность и конкурентоспособность, эффективно использовать бюджетные и заемные средства, а также укрепить кадровый корпус руководителей посредством морального и материального стимулирования.
Проводимые мероприятия позволят привлечь перспективных специалистов в сельскохозяйственные организации и значительно укрепить кадровый потенциал АПК. Таким образом, на основе устойчивого развития социальной инфраструктуры села, и воспроизводства квалифицированных кадров могут решаться задачи по укреплению трудового потенциала села, созданию условий для успешного функционирования всех звеньев системы кадрового обеспечения АПК области.
Социально-бытовые: наличие и уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры; условия и оплата труда; использование труда сезонных работников; экологическая безопасность; система государственного обеспечения и страхования; уровень квалификации рабочих и управляющих кадров
Организационноэкономические: размеры и специализация производства; учет, отчетность, контроль за эффективностью расходования ресурсов; наличие государственной поддержки (дотации, субвенции, субсидии); инфраструктура рынка сбыта продукции; наличие и степень участия посредников между продавцами и покупателями продукции; финансовая устойчивость и уровень платежеспособности предприятия; степень интеграции в системе АПК
Материально- технологические: уровень технико-технологической вооруженности; транспортно-логистическое обслуживание; степень механизации труда; уровень развития перерабатывающего производства; условия хранения и транспортировки готовой продукции; наличие собственных ресурсов и потенциал отрасли (предприятия)
Природно-климатические: условия климатической зоны; региональные особенности территории; сезонность производства; наличие потенциальных источников повышенной опасности; степень плодородия и тип почвы
Социально-демографические; половозрастная структура населения, плотность населения, миграция, место проживания, национальность, продолжительность жизни и смертности населения, его старение, диспропорции в половозрастной структуре; социальный статус и стиль жизни (здоровый или асоциальный образ жизни), семейное положение
Рис. 1. Оптимальная система воспроизводства квалифицированных кадров села
(разработано авторами)
Список литературы
1. Занятое население Свердловской области по видам экономической деятельности (итоги Всероссийской переписи населения 2002 года) / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области. - Екатеринбург, 2006. - 61 с.
2. Россия в цифрах. 2008 : кр. стат. сб. / Росстат. - М., 2008. - 510 с.
3. Рынок труда / под ред. проф. В. С. Буланова, проф. Н. А. Волгина. - 3-е изд., пе-рераб. и доп. - М. : Экзамен, 2007. - 479 с. 1ББК 5-377-00245-1.
4. Сёмин, А. Н. Квалифицированные кадры АПК : воспроизводственные процессы / А. Н. Семин. - Екатеринбург : Урал. изд-во, 2003. - 275 с. 1ББК 5-93667-041-4.
5. Филиппов, Н. Н. Формирование цены рабочей силы в условиях трансформационной экономики / Н. Н. Филиппов, Н. З. Шаймарданов ; мин-во обр. РФ Уральского гос. экон. ун-та. - Екатеринбург : УрГЭУ,1999. - 186 с.
6. Хвостенко, Т. М. Формирование кадров высшей квалификации для сельского хозяйства региона : дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Т. М. Хвостенко. - М., 2003. -181 с. РГБ ОД, 61:04-8/1742.
Е. П. Маскайкин
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье рассматривается сущность интеллектуального потенциала региона. Автор предлагает методику оценки интеллектуального потенциала региона, проводит рейтинг субъектов РФ по уровню интеллектуального потенциала, дает оценку интеллектуального потенциала Челябинской области.
Ключевые слова: интеллектуальный потенциал региона, инновации, инновационный потенциал региона, рейтинговая оценка регионов.
В новой экономике приоритеты связаны не столько с материальновещественными ресурсами, сколько с инновациями. Конкурирующие субъекты в таких условиях должны обеспечивать создание, накопление, хранение и передачу инноваций.
Инновационные ресурсы становятся ключевыми в развитии организаций, регионов, стран и мирового сообщества. К инновационным ресурсам относятся те материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические ресурсы, которые обеспечивают возможность инновационной деятельности и создание инновационной технологии, продукции, услуг.
По нашему мнению инновационный потенциал региона - это способность и возможность региона формировать и использовать инновационные ресурсы, которые необходимы для инновационного развития и позволяют региону создавать, распространять и использовать различного вида новшества (новые виды товаров и услуг).
В инновационном потенциале нами разграничены два основных компонента: ресурсный и результирующий1. Ресурсный компонент связан с формированием инновационного потенциала, а результирующий компонент - с его использованием. Следовательно, результатом использования инновационного потенциала будут различного вида новшества (новые виды товаров и услуг).