Научная статья на тему 'Кадровое обеспечение основа устойчивого развития сельских территорий'

Кадровое обеспечение основа устойчивого развития сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1308
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ / ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АПК / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / ФУНКЦИИ СЕЛА / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ И КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбунова И. И., Шашлова Н. М.

Рассмотрены вопросы народнохозяйственных функций села как социально-территориальной подсистемы общества. Особое место отводится актуальной проблеме обеспеченности сельскохозяйственного производства квалифицированными кадрами, дается ряд предложений по решению кадровых проблем в рамках устойчивого развития сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадровое обеспечение основа устойчивого развития сельских территорий»

УДК 334.5.024.5:338

И.И. Горбунова, аспирант, 8-926-819-57-50, тт[email protected], (Россия, Москва, РАКО АПК),

Н.М. Шашлова, аспирант, 8-926-557-41-66, [email protected], (Россия, Москва, РАКО АПК)

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ — ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Рассмотрены вопросы народнохозяйственных функций села как социально-территориальной подсистемы общества. Особое место отводится актуальной проблеме обеспеченности сельскохозяйственного производства квалифицированными кадрами, дается ряд предложений по решению кадровых проблем в рамкахустойчивогоразвития сельских территорий.

Ключевые слова: кадровый потенциал, кадровый резерв, проблемы кадрового обеспечения АПК, устойчивое развитие сельских территорий, функции села, демографическая и кадровая политика.

В Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. подчеркивается, что село как социальнотерриториальная подсистема общества в настоящее время выполняет ряд важнейших народнохозяйственных функций:

производственную — удовлетворение потребностей общества в продовольствии и сырье для промышленности;

демографическую — пополнение демографического потенциала страны;

трудоресурсную — обеспечение города рабочей силой, мигрировавшей из села и, прежде всего, на рабочих местах, не востребованных горожанами; использование на городских предприятиях трудоспособного сельского населения, проживающего в пригородах;

социально-культурную — воспроизводство историко-культурных ценностей, сохранение и развитие традиционной культуры народов Российской Федерации;

природоохранную — поддержание экологического равновесия на всей территории страны, сохранение, восстановление и улучшение потенциала живой природы, сохранение природных и культурных ландшафтов, содержание заповедников, заказников, национальных парков;

рекреационную и агрорекреационную — размещение в сельской местности учреждений отдыха, оздоровления и туризма, дач и садовоогородных участков горожан, другие формы отдыха на природе;

жилищную — размещение на сельских территориях жилых домов граждан, имеющих доходное занятие в городе;

пространственно-коммуникационную — размещение и обслуживание дорог, линий электропередач, связи, водопроводов и других инженерных коммуникаций;

социального контроля над территорией — содействие органам государственной власти и местного самоуправления в обеспечении общественного порядка и безопасности на малолюдных территориях и в поселениях, охране пограничных зон, недр, земельных, водных и лесных ресурсов [2].

Выполнение селом указанных функций является важнейшим условием успешного социально-экономического развития страны.

Реализация государственных мер по улучшению социального развития села способствовало росту объемов жилищного строительства и обустройству сельских поселений, улучшению качества образовательных и медицинских услуг. Однако кардинального изменения в социальноэкономическом развитии сельских территорий пока не произошло.

Исторически сложившийся уровень развития сельской социальной и инженерной инфраструктуры остается крайне низким. При этом за перестроечные годы число школ уменьшилось более чем на 12 тысяч (25 %), детских садов — на 21,5 тыс. (21,5 %), участковых больниц — на 4,3 тыс., фельдшерско-акушерских пунктов — на 6,4 тыс. (70 %), клубов — на 19 тыс. (30 %).

Одна треть сельских населенных пунктов с численностью населения до 100 человек не охвачена ни стационарной, ни мобильной формой торгового обслуживания, бытовой сервис почти полностью разрушен. Остро стоит проблема обеспечения жителей села питьевой водой, выбытие водопроводной сети из-за плохого технического состояния опережает её ввод. Около 1/3 сельских поселений еще не имеют подъездов с твердым покрытием.

Несмотря на наращивание объемов жилищного строительства, его ввод в 2003-2007 гг. был в 2,6 раза ниже, чем в последнюю предреформен-ную пятилетку, когда на селе было построено 96,2 млн кв. м жилья. Между тем, по данным социологических исследований, 58 % жителей села, в том числе 74 % молодежи до 30 лет, нуждается в улучшении жилищных условий [2].

Уровень жизни сельских семей остался крайне низким, увеличивается разрыв между городом и селом по уровню доходов населения. Так, если в 1997 г. среднедушевые располагаемые ресурсы сельских домохозяйств достигали 69 % от городского уровня, то в 2000 г. они составили 65 %, в 2005 г. — 55 % и только в последние два года это соотношение стало медленно улучшаться. В 2008 г. среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве равнялась 5761 руб. (42 % от средней по экономике) и оставалась на последнем месте среди видов экономической деятельности.

Бедность, разрушающая трудовой и генетический потенциал села, остается массовым явлением. За ее порогом по располагаемым ресурсам

более 40 %, а по денежным доходам — более половины сельского населения.

В результате этого в 64 субъектах Российской Федерации произошло сокращение численности сельского населения на 1,2 млн человек, прирост имел место лишь в Южном Федеральном округе. Коэффициент рождаемости остается низким — 12,8 промилле, что в 1,2 раза меньше, чем было в 1990 г.

Демографическую ситуацию на селе в целом по России и большинству ее регионов следует оценивать как кризисную. Это обусловлено высоким уровнем смертности и низкой рождаемостью. В результате ширится депопуляция. Ею уже охвачена сельская местность 80 % субъектов Российской Федерации, где проживает около 90 % сельского населения. В ряде областей село приближается к черте, за которой следуют вырождение и утрата трудового потенциала.

Демографическая политика государства должна быть направлена на формирование такой структуры сельского населения, которая определяла бы сохранение и развитие генетического потенциала наций и народностей страны, исторически сложившихся и имеющих перспективы, национальные и местные особенности образа жизни. Действенность такой политики на селе будет определяться созданием соответствующих условий занятости населения и его жизнедеятельности в целом.

Проведение активной демографической политики на селе потребует, в свою очередь, существенно повысить уровень управленческого воздействия на всю совокупность процессов, определяющих реализацию этой политики в масштабах страны, ее регионов и сельских низовых административно-территориальных формирований. В этой связи весьма актуальным становится совершенствование научного обеспечения практики управленческих решений различного уровня по воздействию на демографическую ситуацию села. Важными инструментами здесь должны стать организация и проведение постоянного мониторинга развития демографических процессов на селе, определяющих их условий и факторов, а также социальноэкономических последствий. Прогнозные проработки возможных вариантов развития демографической ситуации позволят повысить целенаправленность, адресность и, следовательно, эффективность мер по регулированию демографических процессов села, развитию его трудового потенциала.

Развитие сельских территорий не может проходить успешно, если сельскохозяйственное производство не обеспеченно высококвалифицированными кадрами, потому что социально-экономическое развитие села имеет прямую зависимость от промышленности и производства, которое находиться на их территории. С учетом объемов ежегодной подготовки молодых специалистов дефицит кадров реально может быть ликвидирован за два-три года. Но этого не происходит из-за крайне низкого уровня за-

крепления кадров. Причины этого, в общем-то, известны: это и отмена государственного распределения выпускников, и низкий престиж труда на селе, и невысокая нерегулярно выплачиваемая заработная плата, которая в 2,4 раза ниже средней по стране, и слабая социальная защищенность, и крайне неудовлетворительные жилищные условия, и кризисное состояние сельской инфраструктуры.

По данным региональных органов управления АПК в последние три года в хозяйства прибывает в среднем менее 25 % выпускников вузов, а к концу первого года работы остается в них не более 22 % ежегодного выпуска молодых специалистов. За 2006-2008 гг. численность специалистов в возрасте до 30 лет сократилась с 38,6 до 34,8 тыс. человек, при этом в вузах и техникумах было подготовлено более 180 тыс. специалистов.

Интенсивно идут процессы «старения» всех категорий работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, большая часть их находится в предпенсионном возрасте.

Наряду с указанным сокращением численности специалистов до 30летнего возраста за это же время общее количество специалистов в хозяйствах уменьшилось на 64,3 тыс. человек, и, что особенно тревожит, медленно улучшается качественный состав руководящих кадров и специалистов.

Удельный вес руководителей хозяйств с высшим образованием в пост реформенный период возрос с 67,4 до 70 %, а главных специалистов

— с 54 до 57,7 %. С 68,4 до 74,5 % возросла доля специалистов, работающих на должностях руководителей среднего звена. На 100 сельскохозяйственных организаций приходится только 54 специалиста экономической службы — основного звена в условиях рыночной экономики.

Практика показывает, что не всегда руководители хозяйств, имеющие высшее образование, обеспечивают их эффективную работу. Так, например, анализ показал, что в Чувашской Республике из 110 хозяйств, возглавляемых специалистами с высшим образованием, рентабельно работают лишь 59, или 53,6 %. По нашему мнению, определяющую роль наряду с профессиональной подготовкой здесь играют организаторские способности, умение работать с людьми, положительные человеческие качества. Однако органы управления АПК многих субъектов Российской Федерации не уделяют должного внимания важнейшей составляющей кадровой работы — формированию и подготовке резерва руководителей хозяйств, порой относятся к ней формально. Анализ показывает, что большая часть зачисленных в резерв специалистов не проходила никакого отбора, не говоря уже о специальной управленческой подготовке, с резервом не ведется никакой работы по подготовке к будущей деятельности.

Поиском специалистов, будущих руководителей хозяйств, следует в первую очередь заниматься соответствующим районным органам управления совместно с центрами оценки персонала, которые должны быть во

всех субъектах Российской Федерации. Методики оценки и подбора людей для этих целей разработаны и проверены практикой.

Задача заключается в том, чтобы коренным образом улучшить работу по формирования резерва, иметь в каждом субъекте Российской Федерации подготовленный, проверенный, действенный резерв руководителей хозяйств, чтобы освободившиеся должности замещались в основном из его состава. Для этого нужно наладить системную работу по поиску потенциальных организаторов как среди работающих специалистов, так и среди студентов вузов и техникумов, а также среди учащихся сельских средних общеобразовательных школ, создавая так называемый ближний и дальний резерв. Соответственно организовав их подготовку и стажировку за счет финансовых средств из бюджетов субъектов Российской Федерации, проверку в конкретном деле, чтобы уверенно и аргументированно рекомендовать их возглавить сельхозпредприятия. Представляется целесообразным властным органам регионов принять нормативные акты по укреплению кадрового потенциала АПК, разработать и ввести в практику порядок, регулирующий процедуру отбора претендентов для участия в конкурсах или выборах руководителей. По нашему мнению, к участию в выборах следует допускать, как правило, лиц не старше 40-45 лет с высокими профессиональными, деловыми и морально-этическими качествами, прошедших школу резерва и специальную управленческую подготовку, положительно проявивших себя в работе с людьми и имеющих эффективные результаты на возглавляемых ими прежде участках работы. Следует наметить и осуществить комплекс мер по оказанию помощи молодым руководителям, включая институт наставничества, организовывать первоочередную учебу уже избранных руководителей хозяйств, не прошедших специальную подготовку, а также систематическую учебу всех руководителей с последующей аттестацией и присвоением категорий. Причем при обучении как будущих, так и действующих руководителей включать в программы учебы вопросы арбитражного управления, психологии работы с коллективом. Разработать и принять привлекательные для руководителей меры моральной и материальной заинтересованности в зависимости от эффективности работы возглавляемых хозяйств, дополнительного пенсионного обеспечения, как это сделано в ряде субъектов Российской Федерации. Труд эффективного руководителя должен соответственно вознаграждаться, обеспечивать стремление постоянно повышать прибыльность производства и улучшать благосостояние всех его участников, сохранять и развивать уклад сельской жизни, без чего невозможно решить складывающуюся демографическую ситуацию как необходимого условия сохранения государства.

Одной из определяющих причин создавшегося на селе бедственного положения является недооценка важности работы по формированию на всех уровнях управления современно мыслящих профессиональных организаторов производства, способных обеспечить высокоэффективную рабо-

ту сельскохозяйственных организаций, а их продукцию — конкурентоспособной, создать сельским труженикам комфортные условия труда, быта и отдыха.

Отечественная и зарубежная практика показала, что экономическая эффективность труда одного человека, умеющего управлять большими ресурсами, может соответствовать труду многих сотен и даже тысяч людей. Иначе говоря, успех в работе любой организации кроется, прежде всего, в качестве руководства ею, т. е. зависит от профессионализма ее руководителя.

Заслуживает изучения и распространения опыт устойчивого развития сельских территорий Белгородской области. Ее губернатор Савченко Евгений Степанович традиционно особое внимание уделяет не только экономической, но и социальной составляющей, которая ранее явно отставала от цивилизованных стандартов условий жизни и работы крестьянина. В 2003 г. губернатором была утверждена и успешно реализуется Программа улучшения качества жизни населения Белгородской области. Здесь хорошо понимают, что любые финансовые инвестиции, любые энерго- и ресурсосберегающие технологии без квалифицированных кадров ничего не значат.

Кадровый потенциал является одним из определяющих факторов инвестиционно-инновационного развития АПК, неотъемлемым условием роста производительности труда и эффективности производства. Высокие темпы технологического совершенствования, обновления средств производства и предметов труда в аграрном производстве требуют наличия необходимого количества и непрерывного опережающего роста качества кадров. Именно кадры являются носителем инновационных знаний, навыков и умений, обеспечивающих эффективное освоение новых методов и технологий как важнейшего элемента развития сельских территорий страны. Федеральным Законом Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» в качестве ключевого направления и главной цели государственной аграрной политики России определено устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий, которое невозможно без существенного качественного улучшение кадрового обеспечения АПК [1].

Практическая реализация государственных проектов и программ обнажила значительные проблемы кадрового обеспечения АПК — основы эффективности государственных действий по выводу аграрного сектора экономики на новый уровень развития. Важнейшими из них являются:

- отсутствие необходимых для инновационного ведения аграрного бизнеса профессиональных компетенций, организационно-экономических и финансовых возможностей повышения квалификации имеющихся кадров;

- неготовность вновь пришедших в отрасль квалифицированных кадров к освоению инновационных технологий ведения аграрного производства, обусловленная увеличивающимся разрывом содержания про-

грамм аграрного профессионального образования и современных тенденций в технологии производства и управления предприятиями АПК, а также стареющей материально-технической (в том числе учебнопроизводственной) базой аграрных образовательных учреждений;

- недостаточная согласованность действий аграрных образовательных учреждений (начального, среднего, высшего и дополнительного) профессионального образования в вопросах подготовки кадров, отсутствие современных механизмов и инструментов управления кадровым обеспечением АПК, способных эффективно балансировать спрос и предложение на аграрном рынке труда, ускорять реакцию субъектов данного рынка на его конъюнктурные изменения, диверсифицировать предложение, обеспечить своевременное доведение качественной готовой продукции (кадров) до потребителя (сельскохозяйственных товаропроизводителей).

Развитие ресурсного потенциала аграрной экономики, переход сельскохозяйственного производства на новый технологический уровень невозможны без принятия кардинальных мер по формированию кадрового потенциала на основе:

- освоения новых технологий управления кадровым обеспечением

АПК;

- создания действенного резерва руководителей сельскохозяйственных организаций;

- масштабного обновления материально-технической базы и содержания аграрного профессионального образования;

- концентрации на базе аграрных вузов инновационного учебнонаучно-производственного потенциала для повышения качества и практической значимости подготовки кадров по программам начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования;

- привлечения в аграрное образование перспективных молодых преподавателей, приоритетного обеспечения их регулярного повышения квалификации, в том числе за рубежом;

- создания условий для непрерывного профессионального роста работающих в отрасли специалистов и руководителей;

- создания дополнительных организационно-экономических механизмов закрепления высококвалифицированных кадров в аграрном секторе экономики [1].

Решение проблемы вывода кадрового обеспечения АПК на качественно новый уровень, отвечающий требованиям инновационного развития аграрного сектора экономики России, невозможно без участия государства, являющегося основным поставщиком высококвалифицированных кадров на рынок труда и обеспечивающего функционирование и развитие системы аграрного профессионального образования.

Определенным шагом к улучшению кадрового обеспечения АПК стало включение мероприятий по повышению квалификации и профессио-

нальной переподготовке руководителей сельскохозяйственных организаций в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Вместе с тем развитие кадрового обеспечения АПК предполагает комплексное решение задач по совершенствованию условий и процессов получения аграрного профессионального образования, достижению соответствия набора профессиональных компетенций выпускников квалификационным требованиям инновационного производства, достижению сбалансированности спроса и предложения на аграрном рынке труда, повышению обеспеченности предприятий АПК необходимыми молодыми кадрами, способными к эффективной работе.

Для осуществления качественных изменений в вопросах развития кадрового обеспечения АПК необходима целенаправленная и взаимосвязанная концентрация усилий и ресурсов государственной власти, представителей аграрного образования и бизнеса. В связи с этим назрела необходимость разработки и принятия специальной федеральной программы «Кадровое обеспечение устойчивого развития агропромышленного комплекса и сельских территорий».

Если мы будем решать кадровые и другие проблемы сельских территорий по старинке, то аграрную экономику нам никогда не поднять, не уйти от импортной продовольственной зависимости, все благие начинания в очередной раз окажутся только красивыми словами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гулейчик А.И. Концептуальные проблемы кадрового обеспечения развития АПК России на 2009-2020 годы / А.И. Гулейчик, Н.М. Шашлова // Кадровое обеспечение устойчивого развития сельских территорий и задачи по реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.: Сб. материалов Межд. науч.-практич. конференции. М.: ФГОУ ДПОС РАКО АПК, 2009. 403 с.

2. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. М.: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. 2008. 57 с.

I.I. Gorbunova, N.M. Shashlova

Personnel maintenance — a basis of a sustainable development of rural territories

In this article questions of economic functions of village as socially-territorial subsystem of a society are considered. The special place is given to an actual problem of security of an agricultural production by qualified personnel, a number of offers under the decision of personnel problems within the limits of a sustainable development of rural territories is given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.