Научная статья на тему 'Молодежь как стратегический резерв развития АПК'

Молодежь как стратегический резерв развития АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
542
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калмыков С. М., Горбунова И. И.

Рассмотрены вопросы, касающиеся сельского хозяйства, формирования кадрового резерва АПК, молодежной политики, сельской молодежи, системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, вымывания кадров из села.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молодежь как стратегический резерв развития АПК»

- мониторинг событий, способных привести к реализации рисков регистраторской деятельности, анлиз эффективности применяемых регистратором способов снижения рисков;

- расследование случаев релизации рисков регистраторской дея-телности, установление причин несрабатывания применяемых регистратором способов снижения рисков;

- оценка эффективности сформированных регистратором компенсационных инструментов, применяемых при покрытии убытков в случае реализации рисков регистраторской деятельности;

- раработка предложений по повышению эффективности системы мер снижения рисков регистраторской деятельности.

Предложенные действия по созданию системы снижения рисков регистратора не являются исчерпывающими и в значительной мере являются лишь отправной точкой для создания целостной системы.

УДК 338.436.33:316.346.32-053.6

С.М. Камыков, И.И. Горбунова (Москва, РАКО АПК)

МОЛОДЕЖЬ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕЗЕРВ РАЗВИТИЯ АПК

Рассмотрены вопросы, касающиеся сельского хозяйства, формирования кадрового реярва АПК, молодежной политики, сельской молодежи, системы подготовка, переподготовка и повышения квалификации, вымывания кадров ия села.

В современном сельском хозяйстве особенно остро звучит проблема нехватки специаистов и высококваифицированных кадров массовых профессий. Негативные тенденции в системе кадрового обеспечения АПК связаны, прежде всего, с вопросами фоомирования кадрового резерва, отсутствием эффективной молодежной политики гocyдaлства.

К сожаению, сегодня не так много работ, посвященных проблемам молодежи, между тем как молодежь села — составна часть формирующе-госс трудового потенциала деревни. Хaрaктeчиcтики подрастающего поколения во многом определяют параметры воспроизводства сельского социума, организационно-экономическое состояние агропоизводящей сферы в ближайшем будущем [5, с. 3]. Молодежь, таким образом, является основой стабильности, развития государства, его экономической, политической и военной мощи, значимости на мировой арене. Значит, проблемы формирования трудового пoтeнцрлa села имеют стратегическую важность для Росси.

Формирование кадрового резеева является одним из основных направлений совершенствования кадрового обеспечения и предполагает реа-

лизацию комплекса мероприятий, направленных на отбор, подготовку и повышение уровня квaлфикaцри управленчески кадров.

Для замещения вакансий руководителей АПК нужны квалфициро-ванные спецились:, обладающие высоким уровнем деловых и организаторских качеств.

Вместе с тем формирование кадрового резерва оказываетсс связанным с проблемой кадровой обеспеченности и вопросом рамсеа и структуры потребности в кадрах. Статистика отмечает неутешительную тенденцию уменшения сельского населения. Так, «на начало 2007 г. численность сельского населения в целом по России сократилась на 206 тыс. человек. Убыль населения имела место во всех федертьных округах, кроме Южного (табл. 1).

Таблица 1

Численность сельского населения по Российской Федерации и федераБным округам, на начао года, тыс. чел.

2000 г. 2006 г. 2007 г. 2007 г. в % к

2000 г. 2006 г.

Российская Федерация — всего в том числе федераьные округа: 39471 38649 38443 97,4 99,5

- Цeутрaьный 7892 7356 7242 91,8 98,5

- Северо-Западный 2557 2433 2406 94,1 98,9

- Южный 9605 9790 9807 102,1 100,2

- Приволжский 9327 9088 9061 97,1 99,7

- Ураьский 2447 2529 2510 102,6 99,2

- Сибирский 5968 5759 5738 96,1 99,6

- Даьневосточный 1675 1692 1678 100,2 99,2

Рост численности сельского населения наблюдася лишь в 17 регионах стран:, наибольший — в Чувашской Республике (9,2 %), Астраханской области (2,8 %) и Чеченской Республике (1,6 %). В остальных регионах население увеличилось незначительно (от 0,02 до 0,9 %). За счет естественного прироста увеличение численности населения произошло в 8 регионах, в 5 — мирандвнного прироста» [3].

При этом доля молодежи в общей численности сельского населения в четырех федераьных округах сократилась. «Так, в Центр льном ФО за 2005 г. этот покаатель вырос на 26,3 тыс. человек, а за 2006 г., напротив, снизился на 6,1 тыс. В Северо-Западном ФО разновекторна динамика численности сельской молодежи в укаанные годы составила 11,5 и 1,8 тыс. человек, в Ураьском — 9,9 и 1,2 тыс., Даьневосточном — 5,2 и 1,7 тыс. человек. Сохраняющийся незначительный прирост молодежного контингента в Южном (1 %), Приволжском (1,2%) и Сибирском (0,4 %)

федерльных округах, по всей велоятности, на следующий год также поменяется на убыль [7; с. 178].

Сокращение численности сельского населения привело к тому, что сельское хозяйство ощутило недостаток молодых квалифицированных кадров, так как молодежь после обучения не заинтересована возвращаться в делевню. Уменьшение численности подростков и молодежи ведет к углублению проблемы формирования трудовых ресурсов, способных приумножать ителлектульный и технологический потенциал России, сокращению объемов подготовки высококвалифицированных кадров, дефолмации системы подготовки, переподготовки и повышения кваификации кадров, что означает нарастание внешней технологической зависимости России.

Исследования по проблемам сельской молодежи для оценки формирования кадрового потенциал АПК показали, что резервы кадрового по-тeнцилa молодежи очень незначительны и могут быть использованы лишь при определенных условиях [3]. Нужен принципильно новый подход к формированию основной производительной силы сельского хозяйства, основанный на качественном совершенствовании структуры кадров, повышении его общеобразовательного и профессионльного ууовня, а также повышении престижности труда в аграрной отрасли, котолая является основой экономики гослдарства.

Положение сельской молодежи по сравнению с городской осложня-етст недостаточной развитостью социльной инфраструктуры, затруднениями в доступе к качественному образованию, проблемами трудоустройства, растущей социльной дифференциацией в молодежной среде, невозможностью полноценного удовлетворения духовных и социльных потребностей [5, с. 69]. Кроме того, непрестижность работы в АПК делает эту отрасль млопривлекательной для молодых спецллистов. Так, около 75-80 % финансовых средств, выделяемых Минсельхозом Росси на подготовку спецллистов для АПК, расходуются впустую. Только около 1015 % выпускников сельскохозяйственных вузов и техников устаиваются на работу в сферу агропромышленного производства.

За годы реформ только в аграрных вузах, техникумах и колледжах по очной форме обучения подготовлено более 1,4 млн молодых спецллистов, среди которых доля сельской молодежи сотавляет от 54 до 61 %. За этот период численость cпeцрлиcтoв в сельскохозяйственых органзациях уменьшилась с 791,3 до 312,2 тыс. человек (только за 2006 г. — на 50,8 тыс. чел.), в том числе до 30-летнего возраста — с 172,4 до 32,9 тыс. Доля специалистов в возрасте 55-60 лет и старше увеличилась с 2,6 до 5,3 %. Количество специалистов в расчете на одно хозяйство уменьшилось с 31,4 до 13,5 человека, или в 2,3 раза. Удельный вес руководителей хозяйств, имеющих высшее образование, снизился с 85,6 до 70,3 %, а дол практиков на этих должностях увеличилась с 1,4 до 6,5 % и достигла 1594 человек. Из числа главны специлистов хозяйств высшее образование имеет только 55,6 %, что на 7 % меньше, чем было в 1990 г. На должностях руководителей отделений, бригад и ферм работает 21,4 тыс. человек, или

28 %, не имеющих хотя бы среднего профессионльного образования, так называемых практиков. Всего в хозяйствах замещено практиками 48,3 тыс. должностей руководящих работнков и спецллистов, а 25,5 тыс. указанна должностей вакантны [2].

Вместе с тем существующа система сельскохозяйственного образования практически не обеспечивает выпускнков необходимыми знаниями в силу быстро меняющихся требованй времени. К тому же переход на двухступенчатую систему образования приведет к кадровому голоду на рынке труда. Как правило, приходящих на работу молодых спецллистов необходимо переучивать. В связи с этим многие малые и средние сельскохозяйственна предприятия (особенно использующие инновацлоные аг-ротехнологаи) не спешат предоставлять выпускникам работу. Между тем эта проблема может быть во многом решена за счет сотрудничества (соци-льного партнелства) между государством и бизнесом при учете системы оббазования требований предпринимательства (бизнеса), активном участии работодателей в формировани и релизации образовательных программ (в том числе иновацлонных).

Кроме того, на наш взгляд, переход на двухступенатую систему образования еще более обострит проблему формированя кадрового резерва, поскольку бакалавр обладает лишь знаниями общего характера, а магист-ратууа, в которой происходит профессионльное становление, окажется практически недостигаемой для сельской молодежи.

Между тем, как справедливо заметил А.И. Гулейчик, «мы, по сути дела, сами, своими руками «вымываем» кадры из села, оголяем село: лучшие юноши и девушки, поступа на учебу в аграрные вузы и техникумы, уходя из села насовсем. Ухудшение обеспеченности качественного состава сельских кадров, по нашему мнению, происходит, прежде всего, из-за уровня оплаты лх труда, котолый в сельском хозяйстве остается самым низким по сравнению с другими отраслями» [2]. Так, среднемесячна зарплата в сельском хозяйстве в 2007 г. — 5761 руб., а по всей экономике — 13 527 руб.

Среднемесяна заработал плата сельскохозяйственных работников до 3000 руб. была в 9 регионах, от 3000 до 5000 руб. — в 24, лишь в трех регионах — Сахлинской области, Ненецком автономном округе и в Санкт-Петербурге — она оказалась выше среднего ууовня в целом по экономике страны (табл. 2) [3].

Согласно устоявшейся традиции, а также с учетом методик-рекоменаций ООН, ЮНЕСКО, молодежью принял слетать людей в возрасте от 14 до 30 лет. Вн'гри этой ггуппы, в свою очередь, выделяются младша (14-20 лет) и сталша (20-30 лет) подгруппы. Такое деление обусловлено как психофизиологической спецификой подростков и более зрелых людей, так и самим характелом проблем, определяющим тип их обществен ого поведеня. В России нacхртывaeтcя около 40 млн граждан в возрасте 14-30 лет (27 % населения).

Т аблица 2

Группировка субъектов Российской Федерации по размелу следнемесяной заработной платы одного работника сельскохозяйственных организаций в 2006 г.

(по данным бухглтерской отчетности Минсельхоза России)

Среднемесячная заработная плата одного работника, руб. Число субъ- ектов Субъект Российской Федерации

До 3000 9 Республики: Бурятия, Дагестан, Ингушетля, Карачаево-Черкесская, Севрная Осетия-Алания, Тыва, Чеченская Область: Читинскл Автономный округ: Агинский Бурятский

3100-5000 24 Республики: Алтай, Башкортостан, Кaбaрдрнo-Бaкaрcкaя, Клмыклт, Марий Эл, Удмуртская, Хакасия, Чувашская Край: Алтайский Области: Астраханскл, Брянская, Кировскл, Курганская, Новосибирска, Оренбургска, Пензенскл, Псковская, Саратовекл, Смоленска, Тамбовскл, Тверская, Ульяновска Автономная область: Еврейска Автономный округ: Усть-Ордынский Бурятский

5100-7000 27 Республики: Адыгея, Мордовия, Саха (Якутия), Татарстан Кра: Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский Областл: Амурска, Волгоградска, Воронеж ска, Иванов-ска, Клуже ка, Кемерове ка, Костромскл, Курска, Мт-гаанскл, Новгородская, Нижегородская, Омска, Орлов-ска, Ростовска, Рязанска, Самарска, Тульска, Челя-бруcкa, Ярославская

7100-10 000 15 Республики: Карелля, Коми Кра: Краснодарский, Хабаровский Области: Архангельска, Белгород ска, Влаимирская, Вологодскл, Иркутска, Клрниугрaдcкaя, Лррeцкa, Свердловска, Томска, Тюменская Автономный округ: Ямао-Ненецкий

Свыше 10 000 10 Области: Камчатскл, Лeуругрaдcкaя, Московска, Мурманская, Сахаинскл Аетoуoмуыe округа: Корякский, Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский Город: Санкт-Петербург

Минсельхоз России проводит через систему аграрного образования целенаправленную работу ро обеспечению отрасли специалистами с высшим профессиональным образованием, внедрению контрактно-целевой подготовки кадров, обеспечивающей их закрепление на селе. Это позволит

затормозить процесс утечки кадров из сельскохозяйственных территолий, обеспечить дocтьпнocть профессионального образования для сельской молодежи, повысить заккепляемость выпускников вузов в сельхозпроизвод-стве. На наш взгляд, этого можно добитьст путем реализации инновационных образовательных программ, организации порядка конуусного отбола лучших преподавателей и талантливой молодежи; с помощью повышения уровня оплаты туда в сфере агропромышленного комплекса; активной социальной политики на селе, обеспечив целевое использование средств на выполнение программы «Развитие сельских тeлрятoрий» региональными органами власти.

По мнению ггавы Минсельхоза Алексея Голдеева, в ближайшие годы потребуется привлечение в сфелу сельского хозяйства более 35 тыс. молодых специалистов, что позволит создать эффективный кадровый резерв управления отраслью.

Переход аграяного секгола сттаны к рыночным отношениям предопределил необходимость профессиональной переподготовки молодых специалистов по новым образовательным программам, предусматривающим углубленное изучение экономических и управленескрх проблем развития АПК. Разработанные правительством Российской Феделации программы «Молодежь России», «Социальное развитие села до 2012 года» предполагают активное участие молодежи в процессе социально-экономических преобразований в стране.

Основными целями этих программ являются создание и развитие правовых, социально-экономических и организационных условий для самореализации молодежи, духовно-наственное воспитание молодежи; подготовка кадров молодых ученых и специалистов, владеющих глубокими знаниями и практическими навыками.

Главной ступенью развития села и сельского хозяйства является кадровое обеспечение, т. е. подготовка молодежи к участию в общественнополитической жизни стрны, государственной детельноти и управлении.

Сельска молодежь — социально перспективна группа российского социума, опуеделяюща будущее российского села, его трудовые ресурсы, жизнеспособность аграяного сектора страны, сохранение села как истоли-чески обусловленной модели жизнеустройства, тудиционно хаяактерной для Росии.

Взаимодействие с молодежью — одна из ключевых проблем для го-судаяства, стремящегося работать на собственню перспективу, ставящего перед собой долговременные стратегические планы. Мобильность, инициативность, способность генерировать и воспринимать инновации делают молодежь бесценным ресурсом стрны. До недавнего времен молодежь в России была фактически предоставлена самой себе, ее можно было назвать «ббошенной» (заметим, что в советское время ситуация наблюдалась ина и разработка политики воспитания подрастающего поколения была одним из важнейших государственных приоритетов). Однако сейчас положение

дел изменяетст к лучшему: в нашей стране все больше внимания уделяется указанной проблеме, она становится стъатегически важной задачей.

Так, Правительство РФ постановлением от 29.05.2008 г. № 408 ут-велдило положение о формировании Министелства спорта, туризма и молодежной политики РФ. Данное Министерство (Минспорттууизм России) является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому рeгрлирoвaнрю в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики. Оно осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Феделяльного агентства по делам молодежи, Федерального агентства по туризму и Феделяльного агентства по физической культуре и спорту.

Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказаню госуслуг и управлению госимуществом в сфере государственной молодежной политики, реализации во взаимодействии с общественными олганизациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мелопуияий, направленных:

- на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патъиотического воспитания;

- на реялизацрю молодежью своих профессиональных возможностей [1].

Молодежна политика — социально-экономический и общественнополитический процесс, развитию котолого свойственны общие для мировой цивилизации социальные и экономические закономелности и тенденции, а также характерные национальные и присущие молодому поколению чел ты.

Для повышения эффективности молодежной политики уже в ближайшей перспективе предстоит четко рaзгрaнучять функции, методы по ее формированию на федеральном, региональном и местном уровня [6].

Таким образом молодежь как основу формирования кадрового резерва можно охаяактеризовать с позиций экономического, социального и демографического подходов. Эффективна молодежна политика, учиты-вающа совлеменное положение и проблемы сельской молодежи, будет способствовать не только решению кадровых задач, стоящих пелед агропромышленным производством, но и позволит обеспечить стабильность, развитие и процветание России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Постановление от 29.05.2008 г. № 408 «О создании Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации».

2. Гулейчик А.И. Без руководителей-пуофессионялов экономика бессильна: Научные труды Акдемии кадровой и социальной политики АПК.

— М.: Российская акдемия кадрового обеспечения АПК, 2008.

3. Долгшкин Н.К. Трудовой потенциал российского села: состояние и перспективы. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2004. — 312 с.

4. Состояние и меры по развитию агропромышленного комплекса и рыболовства Российской Феделации: ежегодный доклад Министерства сельского хозяйства РФ. — Москва, 2007.

5. Новиков В.Г., Яковлева О.А., Щербаков Н.П., Яковлев В.Б. Мониторинг ценностных ориентаций сельской молодежи для оценки ее трудового потенциала в условиях переходной экономики; под общ. ред. проф. В.Г. Новикова. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2004.

6. Переверзев М.П., Калинина З.Н. Менеджмент в молодежной политике: учеб. пос. / под общ. ред. М.П. Переверзева. — М.: ИНФРА-М, 2007.

УДК 631.14:633.1

А.А. Цвырко (Орел, Орел ГАУ)

СТРАХОВОЙ ФОНД ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ЗЕРНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрен процесс формирования страхового фонда продовольственного зерна Орловскоо области, определены его функция я задач. Проанализировано состояние страхового фонда зерна и дано обоснование обеспечения потребности населення области в продовольственном зерне. Разработан план обеспечения населения города Орла хлебом и хлебобулочными изделлями по социально ориентированным и доступным ценам.

Зерновое производство Орловской области традиционно является основой всего продовольственного комплекса и наиболее крупной отраслью сельского хозяйства. От его развития в значительной степени зависит обеспеченность населения продуктами питания, его жизненный уровень.

Важным фактором дальнейшего развития зернопродуктового подкомплекса является эффективное функционирование зернового рынка, так как от его состоония зависят сроки, масштабы движения и эффективность реализации звеновой продукции, скооость возврата вложенных в производство средств, а также обеспечение потребителей региона зерном и продуктами его пeрeтaботки. Через зерновой рынок происходит приспособление объема и структуры зернового производства к объему общественной потребности в зерне, пoддeтживaютcт прямые и обратные связи между его производителями и потребителями. С развитием зернового рынка обоснованно связывается повышение эффективности всего зеенопродуктового подкомплекса, поэтому раработка научных и методических положений по организационно-экономическим основам функционирования зернового рынка и практических рекомендаций его развития является актуальной проблемой современного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.