gion. In: European integration and health care systems: a challenge for social policy. Stockholm: Swedish Federation of County Councils; 2001
5. Николаева Д., Козенко А., Гришина Т., Нетреба П. Медицина станет частной// Коммерсантъ. — 10.07.2008. — №1186.
6. Постановление Правительства РФ от 23.11.2005 г. № 694 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» (в ред. от 25.04.2006 г., с изм. от 24.08.2006).
7. Российский Союз Промышленников и Предпринимателей. Письмо РСПП Пеевому заместителю Председателя Правительства РФ Шувао-вуИ. «О предложениях РСПП по вопросу государственно-частного партнерства и реформы здравоохранения в Российской Федбеации» // Фаама-цевтический вестник. — 10.07.2008.
8. BusinesStat. Объем рынка коммерческой медицины в Москве. — Режим доступа: http://www.businesstat.ru/news/#55.
9. ЧопраХ. Пресс-конференция: Прайм-Тасс. — Росно // 29.10.2008.
— Режим доступа: http://www.rosno.ru/ru/press/publikacii/pbl525.htm.
10. Федераьная антимонопольна служба. Письмо ФАС России главам субъектов Российской федерации от 27.06.2008 г. № ИА/15884 «О недопущении нарушений антимонопольного законодательства на рынке услуг ОМС».
УДК 330.322:005.334
Т.Ф. Трещева(Тула, ООО СРК «Регион»), Е.А. Федорова (Тула, ТулГУ)
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ МЕР СНИЖЕНИЯ РИСКОВ РЕГИСТРАТОРОВ
Приводятся классификация рисков в процессе осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и возможные направления их снижения.
С точки зрения последовательности построения регистратором полноценной системы риск-менеджмента можно выделить четыре этапа в создании системы мее снижения рисков:
1) осознание рисков, связанных с деятельностью учетного института, установление источников и причин реализации рисков;
2) оценка рисков с точки зрения оценки величины возможного ущерба от их реаизации;
3) раработка и внедрение механизмов (способов) снижения рисков, препятствующих реализации рисков;
4) формирование компенсационных инсттументов, предшзначенных доя покрытия возможного ущерба от редоизациирисков.
Редоизуя эту программу, можно предложить сседующую систему мер снижения рисков регистраторов.
Классификация рисков
В процессе осуществления профессионаьной деятельности на рынке ценных бумаг неизбежно возникают различные риски, которые можно классифицировать по отношению к основным источникам (областям концентрации) рисков.
Под рисками регистраторской деятельности понимается вероятность наcтррлeния событий, приводящих к неисполнению (ненадлежащему исполнению) регистратором своих обязательств, связанных с осуществлением ре га статоре кой деятельности:
- утрате (необеспечению сохранности) данных, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг;
- неисполнению (ненадлежащему исполнению, исполнению ненадлежащих) поручений зарегистрированных лиц;
- необеспечению (ненадлежащему обеспечению) прав владельцев ценных бумаг, зааегастрированных в системе ведения реестга владельцев именных ценных бумаг;
- неправомерному предоставлению информации о зарегистрированных лица и совершаемых ими опвеациях, иной конфидснцильной информации.
В составе рисков регастаторской деятельности, источники которых находятся внутри регистратора, выделяются:
1. Управленческие риск, причиной реаизации которых является неэффективность сформированной регистратором системы организации и управления:
- организационной структуры, устанавливающей состав, подчиненность, взаимосвязи структурных подраделений и должностных лиц реги-стратооа;
- распределения функциондоБных (должностных) обязанностей и полномочий между структурными подраделениями (должностными лицами) регистратора;
- конфигурации (состав, иерархия, коммуникационные связи) используемого регистратором оборудования и технических средств.
2. Технологические риски, причиной реаизации которых является неэффективность или неадекатность применяемых регистратором технологий:
- установленного порядка функционирования структурных подра-делений регастатора, а также порядка действий сотрудников рeгиcтрaтo-ра, связанных с совеешением опееаций в реестре;
- установленного порядка взаимодействия между структурными подразделениями, сотрудниками регистратора;
- установленного порядка применения оборудования и технических средств, используемого при совершении операций в реестре.
3. Служебные риски, причинами реаизации которых являются ненадлежащие действия сотрудников регистратора:
- неисполнение (ненадлежащее исполнение) сотрудникми своих служебных обязанностей вследствие недостаточной квалификации или служебной хаатности;
- совершение сотрудниками действий, не входящих в область их компетенции (превышение служебных полномочий);
- совершение сотрудниками непреднамеренных ошибок (ошибочных действий) в процессе совеешения операций;
- мошеннические действия персонаа — совершение сотрудниками умышленных действий, направленных на получение личной выгоды и/или причинение ущерба регистратору, зааегастрированным лицам, а также эмитентам, ведение реестров которых осуществляетст регистратором.
4. Технические риски, причиной реаизации которых является ненадлежащее функционирование используемого регистратором оборудования (вычислительной техник, программного обеспечения, иного обооудо-вания и технических средств):
- неисполнение оборудован ем возложенных на него функций из-за откаов и нарушений в работе;
- самопроизвольные сбои в работе оборудования, ветюча сбои вычислительной техники и программного обеспечения, приводящие к несанкционированным изменениям данных, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг.
Меры, направленные на снижение рисков регистраторской деятельности, предпринимаемые регистратором
В процессе организации управления рисками необходимо соблюдать следующие принципы:
- функционаьное раделение подразделенй Регастратооа;
- регламентация порядка действий и взаимодействий coтрyдникoв Регистратора;
- раграничение полномочий и функционавных обязанностей сотрудников Регистратора по видам совершаемых ими операций;
- сквозной документооборот, позволяющий документарно проследить весь процесс проведения операций в реестре владельцев именных ценных бумаг, начина с приема документов и заканчива исполнением документов;
- документы, являющиеся основанием для совершения операций в реестре владельцев именных ценных бумаг, помимо непосредственных исполнителей должны прoвeчягьcя другим сотрудником (как правило, контролером или руководителем соответствующего подраделения), подтверждающим правиьность исполнения соответствующих располяжений;
- авторизация и мониторинг доступа к ведущимст в элeктрoннoм виде опетационным документам, позволяющие предотвращать несанкционированный доступ, а также вести журна доступа пользователей к таким элeктрoнным системам;
- принцип «китайской стены», в соответствии с котолым взаимодействие подразделений регистратора должно быть организовано таким образом, чтобы исключить или минимизировать риск утечки кoнфидeнцичь-ной инфолмации из одного подразделения регистратора в другие. В случае, когда предоставление информации предусматривается соответствующим регламентом взаимодействия, рeчизaция этого принципа достигается посредством определения вида и объема предоставляемой информации, установления полномочий сотрудников других подразделений на получение такой тфолмации.
Из вышесктажого можно сделать вывод, что меры по снижению рисков регастратолской деятельности на рынке ценных бумаг заключаются в следующем:
1) внутреннем контроле;
2) внешнем контроле;
3) создании документов, регулирующих деятельность регистратола кк прoфeccиoнчьнoгo участника рынк ценных бумаг.
1. Внутренний контроль подраумевает своевременное выявление рисков, сопутствующих деятельности Регистратора как профессионального участника, и управления ими; контроль за соблюдением подразделениями и сотрудникми регистратола при исполнении их служебных обязанностей действующего законодательства, нормативных актов, внутренних документов регистратола и нолм прoфeccиoнчьнoй этик; контроль за способами предотвращения и исправления нарушений и ошибок, допущенных в результате осуществления прoфeccиoнчьнoй дeятeунocти; реализация идеологи внутреннего контроля в используемых технологиях и повседневной практике деятельности сотрудников регистратора.
Основные задачи внутреннего контроля состоят в том, чтобы обеспечить контроль:
- за выполнением сотрудниками регистратора требований действующего законодательства РФ о ценных бумагах, защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, противодействии легаиза-ции (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, нормативных правовых актов ФКЦБ/ФСФР РФ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации;
- за определением во внутренних документах и соблюдением установленных порядка приема, регистрации, обработки, архивирования и хранения документов, поступивших к регистратору, системы внутреннего контроля и проверки данных, вводимых в систему ведения реестра, а также полядка сохранения электронных данных системы ведения;
- за своевременной идентификацией и оценкой рисков деятельности профессионального участника, а также выработкой предложений по их минимизации (управлению);
- за своевременным обнаружением нарушений и ошибок, связанных с осуществлением прoфeccиoнчьнoй деятельности, включа контроль за обеспечением мер, направленных на предотвлащение неправомерного использования служебной информации, наичием системы защиты электронных ба данных системы ведения реестров от несанкционированного доступа;
- за приятием своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности регистратора, включа контроль за обеспечением мел, направленных на предотвращение возникнящих конфликтов интересов в процессе осуществления прoфeccиoнчьнoй деятельности.
Внутренний контроль фyнкцрoнчьнo раделяется по следующим направлениям:
- надзол, основной задачей которого является следить за соответствием деятельности регистратора требованиям законодательства РФ о ценных бумагах и защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, а также внутренним документам регистратора, правил и практики деятельности регистратора и его сотрудников;
- управление рисками (риск-менеджмент), в задачи которого входит выявление рисков, присущих регистратолской деятельности, их классификация по степени влияния на эффективность работы; сбол и анализ статистики сбоев в работе технических систем с целью выявления «узких» мест их функционирования; информирование руководства о возможности появления или о возникновении серьезных ошибок и/или раногласий, обнаруженных в процессе деятельности; выработка рекомендаций по устранению выявленных недостатков и нарушений в деятельности регистратора;
- опетационный контроль, задачами которого является контроль за олганизацией внутреннего документооборота, соблюдением правил дея-тежусти всех подраделений регистратора, своевременным и точном исполнением документов внутреннего учета, ведения учетных регистров, отражения операций с ценными бумагами в системе внутреннего учета, со-xнaннocтыo петвичной документации, недопущением конфликта интересов; проведение проверок деятельности поддаделений регистратора (кк в регглярном порядке, так и по поступлении жалоб и запросов от зарегистрированных лиц, от регулирующих органов); прием жчоб и запоеов от зарегистрированных лиц, контроль за их рассмотрением.
Внутренний контроль осуществляет отдел внутреннего контроля регистратора под руководством заместителя гeнeрчьнoгo директора — контролера.
2. Внешний контроль за соблюдением стандартов профессиончьной деятельности осуществляет Федерчьнч комиссия по финансовым рынкам
в соответствии с нормативными актами ФКЦБ/ФСФР РФ и действующего закон о датель ств а.
Перечень утвержденных документов регистратора с описанием содержащихся в них способов снижения рисков регистраторской деятельности
Основой риск-менеджмента профессиончьного участника является совокупность документов регистратора, которые описывают способы, позволяющие предотвращать или минимизировать как имеющиеся, так и возможные риск.
Документы, содержащие механизмы снижения рисков следующие:
- перечень мер, направленных на предотвращение неправомерного использования служебной информации;
- порядок хранения и защиты инфолмации;
- положение по обеспечению сохранности сведений ограниченного распространения;
- документы, реггаментируюшие регистраторскую деятельность: Правила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и Правила внутреннего документооборота и контрол;
- Положение и Инструкция о внутреннем контроле;
- положения об отделах и подразделениях регистратора;
- должностные инструкции сотрудников регистратора;
- и прочие инструктивные и методическе материалы и положения.
Покрытие возможных убытков
Для убытков от речизации рисков регистратолской деятельности рарабатываются компенсационные инструменты, которые включают в себя создание:
- собственных средств регистратора (собственный каплтч);
- страхового обеспечения по заключенным регистратором договорам страхования рисков регистраторской деятельности;
- иные, не запрещенные законодательством РФ, формы компенсаций убытков.
Ответственность за управление рисками
Ответственность за управление рисками реглстратолской деятельности воззожена на заместителя гeнeрaунoгo директора — контролера, который регулярно поводит метоприятия, направленные на повышение эффективности созданной регистратором системы мер снижения рисков регистраторской деятельности:
- анализ текущей и панируемой деятельности регистратора с целью выявления новых рисков регистраторской деятельности, установление источников и причин лх речизации, оценка последствий реализации выявленных рисков;
- контроль над практическим применением регистратором комплекса мер, препятствующих речизации рисков регистраторской деятельности;
- мониторинг событий, способных привести к речизации рисков регистраторской деятельности, анчиз эффективности применяемых реглст-ратором способов снижения рисков;
- расследование случаев речизации рисков регастраторской дея-тeунocти, установление причин несрабатывания применяемых регистра-толом способов снижения рисков;
- оценка эффективности сформированных регастратором компенсационных инструментов, применяемых пи покрытии убытков в случае реализации рисков регастраторской деятельности;
- раработка предложений по повышению эффективности системы мер снижения рисков регастраторской деятельности.
Предложенные действия по созданию системы снижения рисков регистратора не являются исчерпывающими и в значительной мере являются лишь отправной точкой для создания целостной системы.
УДК 338.436.33:316.346.32-053.6
С.М. Кчмыков, И.И. Горбунова (Москва, РАК О АПК)
МОЛОДЕЖЬ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕЗЕРВ РАЗВИТИЯ АПК
Рассмотрены вопросы, касающиеся сельского хозяйства, формирования кадрового реярва АПК, молодежной политики, сельской молодежи, системы подготовка, пере подготовки и повышения квалификации, вымывания кадров ия села.
В современном сельском хозяйстве особенно остро звучит проблема нехватки специчистов и высококвчифицированных каддов массовых профессий. Негативные тенденции в системе кадрового обеспечения АПК связаны, прежде всего, с вопросами фолмирования кадрового резерва, отсутствием эффективной молодежной политики госудачства.
К сожчению, сегодня не так много работ, посвященных проблемам молодежи, между тем как молодежь села — составна часть формирующе-гост трудового потенциала деревни. Хaрaктeхиcтики подрастающего поколения во многом определяют параметры воспроизводства сельского социума, организационно-экономическое состояние агропроизводящей сферы в ближайшем будущем [5, с. 3]. Молодежь, таким обраом, является основой стабильности, равития государства, его экономической, политической и военной мощи, значимости на мировой арене. Значит, проблемы формирования трудового пoтeнцрчa села имеют стратегаческую важность для Росси.
Формироване каддового резетва является одним из основных на-правленй совершенствовант кадрового обеспеченя и предполагает реа-