Научная статья на тему 'Требования к системе мер снижения рисков регистраторов'

Требования к системе мер снижения рисков регистраторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трещева Т. Ф.

Рассмотрены основные функции профессиональных участников рынка ценных бумаг, подчеркнута актуальность процесса управления и оценки рисков при принятии адекватных инвестиционных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Требования к системе мер снижения рисков регистраторов»

Создание страхового фонда продовольственного зерна в размере 62,5 тыс. т гарантирует формирование и удовлетворение необходимых объемов потребления ххеба и ххебобулочных изделий в соответствии с потребностью населения Орловской области в данных продуктах питания с последующей их реализацией в полном ассортименте выпускаемой продукции предприятиями системы хлебопечения и по соци аьным и досттп-но ориентируемым ценам.

Таким обраом, формирование стахового фонда продовольственного зерна в районах и городах области гaлaнтирyет обеспечение продовольственной безопасности Орловской области.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Рябова Т.Ф. Экономика предприятий по хранению и переработке зерна. Микроэкономика. Макроэкономика: учебник. — М.: Гуманитааный цент «Монолит», 2000. — 696 с.

2. Грищенко Н.Б. Финансова модель стахового фонда // Финансы и кредит. — 2002. — № 23. — С. 21-30.

УДК 330.322:005.334

Т.Ф. Трещева (Тула, ООО СРК «Регион»)

ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ МЕР СНИЖЕНИЯ РИСКОВ РЕГИСТРАТОРОВ

Рассмотрены основные функции профессиональных участников рынка ценных бумаг, подчеркнута актуальность прооесса управления и ооенки рисков при принятии адекватных инвестиционных решений.

В период системного кризиса на мировых фондовых рынках процесс управления и оценки рисков при принятии адекватных инвестиционных решений является как никогда акуальным, поскольку позволяет оценить возможные потери, заранее спланировать свои действия для возможною их снижения.

Профессиональный риск на фондовом рынке тесно связан с неопределенностью и вероятностными характеристиками объектно-субъектных взаимосвязей. Каждую из сфер риска, формирующую профессиональный риск (техническая система), воспринимающую риск (профессиональные группы работников) и управляющую риском (институты профессиональной подготовки кадров, разработка схем защиты информации, страхования), важно изучать как по отдельности, так и в комплексе: в форме результирующего эффекта взаимодействия существующих видов и уровней рисков, субъектов рисков и «культуры» управления безопасностью.

Рассмотрим тепееь основные функции профессиональных участников рынка ценных бумаг как элементов инфрасттуктуры. Перечень институтов фондового рынка, сложившийся непосредственно в России, отражает стандартный «хронологический» порядок востребования инвестором этих функций в процессе равития рынка инвестиций. При этом речь идет именно о функциях, а не о конкртных организациях, выполняющих данные функции, так как последние достаточно часто совмещают в своем лице несколько «инфраструктурных ролей».

Составляющими учетной системы являются депозитарии (кастодианы) и рeecтрoдeржaтeлр (регистраторы). Поскольку ценные бумаги первоначально выпускались исключительно в документарной форме, депозитарии появились на фондовом рынке раньше регистраторов. Помимо функции обеспечения поставки ценных бумаг пи исполнении сделки, депози-тааии и регистраторы обеспечивают сохранность ценных бумаг в течение всего периода ж нахождения в собственности инвестора, а также отслеживают и реально обеспечивают соблюдение прав инвестора, удостоверяемых принадлежащими ему ценными бумагами (право участи в управлении прeдпридиeм через институты общих собраний акционееов и работу советов директоров общества, получения дивидендов по акциям и процентов по облигациям в случае их выпуска обществом, информации о деятельности, финансовом положении и структуре акционееов эмитента, а также акционерного капитала и т. п.).

Выполнение таких функций приводит к предъявлению к учетной системе исключительно высоких требований по финансовой устойчивости и надежности используемых ими технологий, а также систем защиты информации от несанкционированного до^тт. В некоторых равитых странах (в особенности в США и Великобритании) эти требования даже кодифицированы в виде нормативных актов регулирующих органов (в США, например, это известное «правило 171-5»). Единственным отличием депозитариев и регистраторов с точки зрения выполняемых ими функций явля-етст то, что ретстратооы являются не только и, суда по опыту российского рынка, часто не столько представителями интсрссов инвестора, сколько агентами эмитентов ценных бумаг. Двойственность функций, выполняемых регистраторами, порождает и более сложную систем управления рисками.

Специализированный рeглcтуaтoр — это буфер между минооитар-ными акционерами и менеджментом и/или стратегическим инвестооом. При этом регистратоо может использоваться для приема завлений акционеров, а также для предоставления или рассылки акционерам информационных материалов.

Специализированный регистратоо, по сути, является консалтинговой сттуктурой в области корпооативного управления, ценность которой состоит в аккумулировании опыта клиентов регистратора при рарешении раличных, часто конфликтных ситуаций. В данном случае речь вдет, прежде всего, о раработке устава и внутренних документов системы корпора-

тивного управления компании, подготовке и проведении общих собраний акционеров, составлении и раскрытии корпоративной отчетности и т. д.

Перед тем как приcтупить к описанию системы мер снижения рисков рeгиcтуaтoрoв, необходимо привести несколько основных определений. Начнем с определения поняия рисков учетной системы и в том числе не-посседственно регистратора. Под рисками длее будем понимать велоят-ность наступления при осуществлении регистраторами своей профессио-наьной деяельности таких неблагоприяных событий, при наступлении которых могут быть (как для самого реглстатора, так и для его клиентов и контрагентов) нанесены:

- материальный ущерб (финансовые убытки);

- моральный ущелб (потеря деловой репутации);

- приостан°вление или прекращение деятельности (для участников рынка ценных бумаг — отзыв лицензии на данный вид деятельности).

При этом фактическое наступление таких событий длее будем называть реаизацией рисков.

Соответственно, под системой мер снижения рисков регистратооа будем понимать комплекс мер, предпринимаемых регистратором и направленных на п^лтвващеи рeхизaцли рисков и компенсацию возможного ущерба от их реализации. Так как из верояностной природы рисков следует, что полностью их устранить невозможно даже теоретически, поэтому основной целью риск-менеджмента является минимизация рисков, т. е. уменьшение насколько это возможно вероятности наступления неблагоприятных событий в сочетании с наиболее полным покрытием возможного ущерба в случае их фактического наступления.

Для того чтобы «наполнить жизнью» приведенное выше определение рисков, нужно привести примеры событий, которые могут происходить в процессе дeдeльнocти регистратооа. На основе специфики деятельности этого профучастника все многообразие таких рисков можно свести к четырем основным группам:

1) утрата (необеспечение сохранности) ценных бумаг, приняых на хранене и/или учет;

2) неисполнение (ненадлежащее исполнение) поручений инициаторов опелаций;

3) необеспечение (ненадлежащее обеспечение) прав владельцев ценных бумаг;

4) неправомерное предоставление конфиденцильной инфоомации.

Следует обратить внимание на то, что негативные последствия от

нacтугmeния указанных событий в пелвую очередь затрагивают именно клиентов регистратора (зaхeгиcтридoвaнных лиц), потом проблемы клиентов становятся проблемами регистратора после возникновения у него ответственности по возмещению зaхeгиcтридoвaнным лицам (в терминах страхования ответственности — третьим лицам) причиненных убытков.

Документы, определяющие систему мер снижения рисков регистраторов:

1. Правила внутреннего контроля для обеспечения целостности данных, в том числе в случае чрезвычайных ситуаций; раганичения прав доступа и обеспечения конфиденцлльности информации, не допускающие возможности использования указанной информации в собственных интересах профессионльным участником и третьими лицами в ущелб ин-телесам клиентов.

2. Отчеты об устранении замечаний к осуществлению профессио-нльной деяельности на рынке ценных бумаг при проведении инспекционных проверок контролирующими ооганами, а в случае вхождения реги-cтуaтoрa в саморегулируемые организации — и данными организациями.

3. Договор страхования имущества (включая этeктрoннoe обооудо-вание) от гибели и /или в результате пожара, взрыва, повреждения водой, стихийных бедствий, кражл со взломом, зоумышленных действий третьих лиц, а также страхование криминльных рисков.

Не требует доклательств тот факт, что наступление любого события должно быть обусловлено какими-либо причинами (одной или несколькими). Анлогично и для рисков регистратооов существуют источники или области концентрации рисков (откуда исходит потенцлльнл «опасность» наступления таких событий) и, как следствие, причины релизации рисков.

По отношению к лх местоположению источники рисков можно разделить на две группы: внутренние источники (т. е. находящиеся «внутри» регистратора, при этом регистратор может рельно влиять на возможность снижения количества таких ситуаций) и внешние (находящиеся, соответственно, «вне» регистратора). При этом в ходе описания конкретных источников рисков необходимо оговориться, что, как и при описании рисков, едва ли возможно в формате статьи нлвать все имеющиеся и потенциль-ные источники рисков. Поэтому в качестве представленных длее источников рисков следует понимать основные категории источников (таблица).

Таблица

Классификация рисков регистраторкой деяельности

Т ехнологический Операционный Оугaнллцлoнуый

Внутренние Сбой ллл откл информационной системы, лс пользуемых прикладных программ, оборудования л вычислительной техники Недостатки порядка операционного обслуживания, систем внутреннего контроля, злоупотребления персонала Недостатки системы управления: недофинансирование, недостаток полномочий, нарушение принципа «китайской стены», л т.п.

- хранения Потеря прав клиента на ценные бумага вследствие сбоя в работе программного обеспечен ля Потеря прав клиента на ЦБ вследствие нарушения порядка проведения операций Потеря прав клиента на ЦБ вследствие сбоев системы управления регистратора

Окончание таблицы

Техн ол огичес кий Орeуaцлoттый О рган лз ац ион ный

- транзакционный Нeлcрoлтeнлe рору-чeтлт клиента на перевод ЦБ в результате сбоя в работе программного обесре-чения Нeлcрoлтeтлe пору ченл я клиента на перевод ЦБ в результате нарушения роряка прове-дeтлт операций Неисполнение роруче-нля клиента на реревод ЦБ в результате сбоев системы управления регистратора

- уeaлзaцлл прав Несоблюденле прав клиента по ЦБ в результате сбоя в работе пуoгуaмммуoгo обеспечения Несоблюдение прав клиента по ЦБ в результате нарушения роряка проведения операций Несоблюдение прав клиента по ЦБ в результате сбоев с лет ем ы управления реглстра-тора

Внешние Сбой ллл отказ информационной системы регулирующих организаций, систем обеспечения Злoyрoтуeблeдлт ллл нарушения в порядке работы регулирующих организаций, л ных государственных органов Неадекватна роллтлка регулирующих организаций, неэффективность функционирования иных государственных органов

- хранения Потеря прав клиента на ЦБ вследствле сбоя информационной системы госу-дaуcтвeнтых органов Потеря прав клиента на ЦБ вследствле нарушений в работе регулирующих организаций Потеря прав клиента на ЦБ вследствле неэффективной роллтлкл регулирующих организаций л государственных органов

- туaтзaкцлoттый Нeлcрoлтeнлe рору-чeтлт кллeттa на перевод ЦБ в результате сбоя информационной системы государственных органов Неисполнение пору ченл я клиента на перевод ЦБ в результате нарушений в работе регулирующих организаций Неисполнение роруче-нля клиента на реревод ЦБ в результате неэффективной роллтлкл регулирующих организаций л государственных органов

- релизами прав Несоблюденле прав клиента по ЦБ в результате сбоя информационной системы государственных органов Несоблюдение прав клиента по ЦБ в результате нарушений в работе регулирующих организаций Несоблюдение прав клиента по ЦБ в результате неэффективной роллтлкл регулирующих организаций и государственных органов

Исходя из вышескаанного в качестве основных внутренних источников рисков регистратора можно отметить еле дующие:

1) неэффективность существующей системы организации и управления, включающей:

- организационную структуру регистратора (состав, подчиненность, взаимодействие структурных подрлделений и должностных лиц);

- распределение функционльных наначений для подрлделений, а также должностных обязанностей, полномочий и ответственности для должностных лиц регистратора;

- установление состава и конфигурации используемого оборудования и технических cуeдcтв;

2) неадекватность (недостаточную эффективность) применяемых технологий, включа:

- установленный поряок совершения операций подрлделениями (должностными лицами) регистратола;

- установленный порядок взаимодействия между подрлделениями (должностными лицами) регистратола;

- установленный порядок применения оборудования и технических средств, используемых регистратором;

3) ненадлежащие действия персонала регистратора в процессе исполнения операций, включ л:

- неисполнение (ненадлежащее исполнение) сотрудниками своих служебных обязанностей вследствие недостаточной квалификации или служебной хлатности;

- совершение сотрудниками действий, не входящих в область их компетенции (превышение служебных полномочий);

- совершение сотрудниками непреднамеренных ошибок (ошибочных действий) в процессе совелшения операций;

- мошеннические действия персон ла — совершение сотрудниками умышленных действий, направленных на получение личной выгоды и/или причинение ущерба регистратору, зарегистрированным лицам и эмитенту;

4) ненадлежащее функционирование оборудования (вычислительной техники, программного обеспечения, иного оборудования и технических средств), используемого регистраторм при совершении операций, включ л:

- неисполнение оболудованием своих функций из-за отклов и нарушений в работе либо неспособности используемого оборудования надлежащим обрлом выполнять вoзлoжeнныe на него функции;

- самопроизвольные сбои оборудования в процессе функционирования (включая сбои компьютеров и программного обеспечения, приводящие к несанкционированным изменениям данных учетной системы).

Хотелось бы обратить особое внимание на то, что наиболее важными, «системообрлующими» среди внутренних источников рисков является именно система организации и управления регистратора и применяемые им технологии. При этом роль персон ла и оборудования появляется уже в процессе функционирования регистратора, когда происходя какие-либо нарушения или отступления от установленного поляка совершения операций, поэтому такие источники рисков, как персонал и оборудование условно можно отнести к «операционным» источникам рисков. Из этого следует, что едва ли оправданно ожидать от сотрудников правильных действий в отсутствии установленных для них четких служебных инструкций либо требовать от нлх совелшения действий, которым они не обучены.

Что касается основных внешних источников (причин релизации) рисков, то в их составе можно выделить:

1) ненадлежащие действия внешних по отношению к регистратору лиц (зарегистрированных лиц и их представителей либо менеджмента эмитента), выражающиеся:

- в неисполнении (ненадлежащем исполнении) внешними лицами своих обязательств перед рeгтcтуaтoрoм;

- в предоставлении внешними лицами регистратору ошибочных (содержащих ошибочные сведения) поручений и документов, подтверждающих вносимые в систему ведения реестта записи;

- в совершении внешними лицами умышленных (криминальных) действий с целью причинения ущерба регистратору и в первую очередь зарегистрированным в системе реестра лицам.

2) возникновение рлличного рода нарушений при взаимодействии регистратора с внешними лицами, приводящих к потеле или искажению получаемой/передаваемой инфолмацли, а также к утрате или порче полу-чаемых/пеледаваемых документов;

3) наступление нeпрчд°твлaтимых (форс-мажорных) событий природного (стихийные бедствия), техногенного (аварии, поражения компьютерными вирусами) и социльного (массовые беспоряки, эпидемии, военные действия, террористические акты) xaяaктeрa.

За рамками рассмотрения оставлены следующие аспекты затронутых в исследовании пр°блем:

- описание особенностей взаимоотношений между субъектами ин-фраструктууы рынка ценных бумаг и описание осуществления ими функции «взаимного регулирования»;

- детальный анлиз внутренних процедур контроля и управления рисками, иcпoльзлeмыx субъектами финансовой инфраструктуры;

- анализ целостных систем управления инвестиционными рисками, сложившихся в странах с равитой финансовой инфраструктурой;

- выработка объективных требований к регулированию субъектов инфраструктуры рынка ценных бумаг с точки зрения теории управления и применению дх к релиям отечественного фондового рынка.

УДК 659.1.011.44

М.Н. Гаврилова (Москва, ГУ-ВШЭ)

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОНСОРСТВА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Предложен ряд направлений для разработки модели оценки эффективности спонсорства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.