УДК 631.158:658.3
РАБОЧИЕ КАДРЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВО
В. В. Ухоботов, канд. экон. наук, доцент; Д. А. Варцев, соискатель ФГОУ ВПО «Пензенская ГСХА», тел. (8412) 48-59-87
В статье описываются проблемы сокращения демографической и образовательной базы воспроизводства рабочих кадров. Рассматриваются возможные направления повышения уровня обеспечения сельского хозяйства квалифицированными рабочими в современных условиях.
Ключевые слова: рабочие кадры, рынок труда, профессиональная подготовка, профориентация, воспроизводство.
Для реализации стратегии инновационного развития и повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики особое значение имеет обеспечение отрасли сельского хозяйства квалифицированными кадрами. Без создания нормальных условий для воспроизводства квалифицированных кадров и их закрепления на селе невозможно формирование цивилизованного рынка труда, возрождение и устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий в целом.
Происходящее сужение демографической базы воспроизводства трудовых ресурсов села окажет негативное влияние на трудообеспеченность и кадровую ситуацию в сельском хозяйстве уже в ближайшем будущем. Большие территориальные различия в демографических условиях их формирования в сочетании с недостаточной межрегиональной мобильностью рабочей силы и неразвитостью рынка жилья на селе будут уже в ближайшей перспективе создавать значительный дисбаланс между потребностью в кадрах и их наличием.
В настоящее время селу требуется качественно новая рабочая сила. Все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с государственной политикой занятости на селе, особенно молодежи. Однако эта политика должна носить не протекционистский характер, а обеспечивать активные опережающие действия по формированию современной структуры сельской рабочей силы.
Ослабление государственной молодежной политики на селе и отстранение государства от решения проблем образования и профподготовки подрастающего поколения в условиях разрастания масштабов бедности сельского населения
привели к существенному снижению качественных характеристик трудового потенциала сельской молодежи, значительному ухудшению доступности общего и профессионального образования.
Уже на начальной стадии формирования «человеческого капитала» 2/3 детей из сельских семей не получают дополнительной подготовки для обучения в школе, которая им необходима в большей мере, чем городским детям. Ограниченность интересов детей и их культурных потребностей, отсутствие нормальных условий для занятий в сельских школах часто сопровождаются общим недоразвитием детей и их ослабленным здоровьем [1].
Следует отметить, что занятое сельское население имеет низкий уровень профессионального образования. Так, в Пензенской области, по состоянию на конец 2005 г., из общего числа занятых на селе имели профессиональное образование только 48,4 %, из них высшее и неполное высшее - 10,5 %. Вместе с тем велика доля занятых с общим средним полным, средним общим и начальным школьным образованием (51,6 °%). В нормальной рыночной экономике контингент работников, не имеющих даже начального профессионального образования, должен быть сведен к минимуму.
Как показывают материалы переписи населения 2002 г., сельская молодежь Пензенской области, являющаяся основным резервом пополнения кадрового потенциала отрасли, имеет еще более низкий профессиональный образовательный уровень. Профессиональное образование имеют 47,3 %, в том числе высшее только 6,8 %. В среднем по России профессиональное образование среди молодежи имеют 42,2 %, в том числе высшее - 8,2 %.
Возрастная структура рабочих кадров сельскохозяйственных организаций Пензенской области за 2005-2006 гг.
Основные профессии В возрасте к общей численности, в %
до 30 лет 30-40 лет 40-50 лет старше 50 лет
Механизаторы 15,3 28,7 35,3 20,7
Шоферы 16,7 27,6 34,7 21,0
Доярки 14,8 31,0 39,1 15,1
Произошедший за годы реформ развал начального профессионального образования в сельских районах привел к тому, что каждый третий из молодых людей вообще не имеет профессии, а около половины не были профориентированы в школе на какую-либо профессию. Отсутствие профессионального образования у сельской молодежи - это подрыв качества трудового потенциала села на длительное время.
Между тем материалы выборочного обследования населения, проведенного Территориальным органом Федеральной службы Государственной статистики по Пензенской области, показывают резкое ухудшение качественных характеристик имеющейся рабочей силы на селе [2]. Средний возраст занятого сельского населения за период с 1992 г. по 2006 г. возрос с 37,7 до 39,8 года, а доля молодежи в составе занятого сельского населения в возрасте до 20 лет сократилась с 4,6 % до 3,0 %. При продолжении таких тенденций невозможно будет обеспечить замену выбывающих по возрасту работников.
Как видно из таблицы, более 55 % работников основных сельскохозяйственных профессий находится за пределами 40-летнего возраста, а значительная часть из них старше 50-ти и 60-ти лет. В дореформенный период 30 % механизаторов и водителей находились в возрастной группе до 30 лет, а более 55 % численности доярок было в возрастных группах до 40 лет.
Следовательно, в основу стабилизации и улучшения кадровой ситуации должны быть положены направления, связанные с формированием цивилизованного рынка труда и рыночным предложением мало-трудозатратных рабочих мест в животноводстве, зерновом подкомплексе и кормопроизводстве, что предусматривает концепция ФЦП «Повышение эффективности и развитие ресурсного потенциала сельского хозяйства».
Инновационный подход строится на концепции инвестиций в человеческий капитал - образование, подготовку кадров, медицинское, культурное и информационное обслуживание, воспроизводство населения. Именно такой подход позволит вне-
дрять рыночные механизмы в процесс расширенного воспроизводства кадрового ресурса. Государство, особенно на «старте», финансирует основные мероприятия программы, создает необходимые долгосрочные институциональные и инфраструктурные условия для включения бизнеса в процесс реализации программы. Впоследствии основные функции по регулированию рынка аграрных кадров должны оптимально распределиться между государством и бизнесом. За собой государство оставляет законодательную и нормативную поддержку негосударственных инициатив, контроль и обеспечение качества трудового потенциала сельских территорий через государственную систему профессионального образования.
Инновационный подход предполагает необходимость формирования базовых условий социального комфорта для сельских жителей. Он основывается на представлениях о будущем села как социальной надстройки над высокодоходным аграрным бизнесом, устойчиво развивающейся сельской территории - единого социально-экономического, территориального, природного и культурно-исторического комплекса, выполняющего производственные, социально-демографические, культурные, природоохранные и рекреационные функции. Политика инвестирования в аграрный сектор экономики с целью повышения его конкурентных преимуществ логически должна включать и инвестиции в человеческий капитал [3].
Для ускорения процесса вхождения сельского хозяйства в новый режим развития в соответствии с целями и задачами ФЦП, для старта реализации программы необходимо:
- обеспечить эффективное использование уже имеющихся в сельском хозяйстве кадров и их переподготовку;
- создать условия для привлечения и закрепления новых кадров;
- одновременно вести работу по привлечению новых кадров из числа выпускников профессиональных учебных заведений и города, мотивированных на работу в сельском хозяйстве.
К сожалению, большинство молодых людей не имеют представления о реальном спросе на профессиональные кадры со стороны рынка труда. Молодежь вступает в самостоятельную трудовую жизнь почти «вслепую». Преобладает случайный, внесоциальный выбор, что, в свою очередь, влечет значительные личностные и социальные издержки. Теряется вера в свои силы, а главное - время.
Кризисные явления переходного периода усилили противоречивость профориентации молодежи. Модель «двойного» профессионального выбора в представлении молодых людей существовала всегда (условно назовем ее «романтический - реальный выбор»). Однако сегодня профессиональное самоопределение ставится в жесткую зависимость прежде всего от материального вознаграждения. У юношей и девушек нередко происходит выбор не специальности, а работы с более высокой оплатой труда. Достижение профессионального статуса откладывается «на потом».
Несмотря на то что средняя продолжительность безработицы среди молодых людей в возрасте 16-29 лет самая низкая по сравнению с другими категориями безработных, затраты на переподготовку, обучение молодых людей вторым специальностям не следует считать оправданными.
Очень важным направлением снижения негативных последствий и структурных несоответствий спроса на рабочую силу и профессиональных предпочтений будущих студентов является развитие систем профессионального отбора и профессионально-ценностных ориентаций для выпускников средних образовательных школ. Именно в этот период можно сориентировать молодого человека на получение такой профессии, которая бы отвечала его человеческим качествам и возможностям, не входя при этом в противоречие с потребностями рынка труда.
Одновременно необходимо повысить ответственность самих молодых людей при выборе той или иной профессии. Государство, затратившее средства на профессиональную подготовку, вправе рассчитывать на то, что молодой специалист будет трудиться в нужной для страны отрасли. Сегодня же так поступает лишь незначительная часть выпускников, обучавшихся за счет бюджета.
По данным социологических исследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, в настоящее время 51,5 % (в 1990 г. - 38 %) молодых людей трудится не в соответствии с
приобретенной специальностью, а каждый третий вообще не имеет профессии [4].
Вопросы профориентации молодежи имеют огромное значение в условиях ограниченного числа рабочих мест. Проведенный авторами опрос сельских школьников-выпускников 9-11 классов показал, что 67 % опрошенных не были сориентированы ни на какую профессию и не получили ее в школе. Из числа опрошенных школьников хотят связать свою судьбу с работой на селе только 9,8 %, из них планируют получить рабочие профессии - 21,4 %, а на получение специальностей в техникумах и вузах настроены 78,6 % выпускников этой группы. Такие профессиональные жизненные планы сельской молодежи не соответствуют сложившимся пропорциям в составе кадров сельскохозяйственного производства, где на долю специалистов приходится 9 %, а рабочих - 78 %.
Негативные процессы на территориальных рынках труда усугубляют положение молодых людей, ищущих работу, что требует специальных мер не только по их социальной поддержке посредством программ трудовой адаптации, но и по приведению в соответствие структур спроса и предложения. Особенно это касается прогнозируемого спроса и предложения рабочей силы, которая проходит через систему профессиональной подготовки кадров всех уровней - начальной, средней и высшей.
Профессиональное образование должно стать приоритетом государственной политики, направленной на повышение качества рабочей силы. Без этого реальный экономический прорыв невозможен. Необходимо разработать прогноз потребностей в кадрах для аграрной экономики, предусмотрев их оптимальную структуру и соответствующие формы подготовки. Очень важно усовершенствовать систему профориентации, повысить престиж нужных сельскохозяйственных профессий, обеспечить социальную защищенность и профессиональное продвижение молодежи. Речь должна идти о реформировании системы профессионального образования в целом с учетом всего комплекса проблем занятости сельской молодежи. Уже сегодня необходимо позаботиться о том, чтобы потребность рынка труда в профессиональных кадрах и номенклатура профессий, по которым выпускаются специалисты, были максимально сбалансированы.
Образовательные учреждения начального профессионального образования Пензенской области (аграрные лицеи и профессиональные училища) за 2004-2008 гг.
Выпуск обучающихся в учреждениях начального профессионального образования, человек
Профессия Всего окончили дневные учреждения НПО
2004 г. .г 5 о 0 2 2006 г. 2007 г. 2008 г.
1. Ветеринарный фельдшер 28 25 22 21 -
2. Мастер сельскохозяйственного производства 147 105 74 28 -
3. Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка 38 62 60 30 8
4. Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства 419 365 296 272 200
5. Пчеловод 34 25 24 27 24
6. Хозяйка усадьбы 105 93 100 83 55
7. Прочие сельскохозяйственные профессии 92 - - 6 22
Итого 863 689 574 467 309
обеспечили подготовку 2,9 тыс. квалифицированных рабочих кадров для организаций АПК.
При анализе данных таблицы прежде всего обращает на себя внимание резкое сокращение объемов подготовки по сравнению с дореформенным периодом. Так, если в 1989 году в дневных ПТУ Пензенской области было подготовлено для сельского хозяйства 2 524 человека, то в 2004 году - 863 человека, или в 2,9 раза меньше. Если учесть, что численность постоянных работников квалифицированного труда в хозяйствах области за эти годы сократилась в 3,7 раза, то налицо явная деградация системы начального профессионального образования, резкое отставание ее от спроса на рынке труда.
Динамика объемов и структуры подготовки с 2004 года по 2008 год свидетельствует о продолжении негативной тенденции уменьшения численности подготовки квалифицированных рабочих в ПТУ, в то время как в хозяйствах нарастает их дефицит, а экономика АПК начинает постепенно выходить из кризиса. За пять лет объемы подготовки уменьшились на 554 человека, или на 64,2 %. То есть в данном случае, вместо того, чтобы обеспечить опережающие темпы обучения рабочих в ПТУ по сравнению с темпами их выбытия, система НПО продолжала стагнировать.
Так, например, чем можно объяснить резкое сокращение объемов подготовки по профессии тракторист-машинист с 419 человек до 200 человек. В настоящее время по этой специальности на производстве работает 4 711 человек. Кроме того, в товарных личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) Пензенской области, по нашим расчетам, трудится в форме первичной занятости около 1 тыс. человек, то есть общая
численность занятых в производстве составляет около 5,7 тысяч человек. Годовое выбытие квалифицированных рабочих села составляет 8-8,5 %, что составляет примерно 470 человек. Таким образом, на сегодня в ПТУ готовится недостаточно кадров механизаторов даже для их простого воспроизводства, не говоря уже о том, чтобы готовить механизаторов на прирост объемов производства сельскохозяйственной продукции.
Уровень обеспеченности сельского хозяйства квалифицированными рабочими и работниками массовых профессий составляет 90 %. В составе рабочих, имеющих профессиональную подготовку, 53 % имеют начальное профессиональное образование. Более 50 % от числа рабочих не имеют профессионального образования. Указанные недостатки во многом обусловлены отсутствием программ по подготовке кадров, необходимых для обеспечения сельскохозяйственного производства.
Таким образом, можно сделать вывод, что система аграрного образования не учитывает реальных потребностей производства в регионах и необходимости его инновационного развития.
Для решения основных вопросов воспроизводства рабочих кадров необходимо:
- сформулировать требования к профессиональной подготовке и уровню конкурентоспособности рабочей силы на аграрном рынке труда;
- обеспечить структурную перестройку системы общеобразовательной подготовки сельской молодежи в пользу учреждений, дающих наряду со средним (полным) общим образованием качественные профессиональные знания;
- увеличить долю сельской молодежи, получающей среднее (полное!) общее об-
разование в учреждениях начального и среднего профессионального образования (техникумах, колледжах)
- улучшить профориентационную работу среди сельской молодежи на базе общеобразовательных школ.
Реализация предложенных направлений позволит повысить уровень обеспечения предприятий АПК квалифицированными рабочими кадрами.
Литература
1. Коротнев, В. Д. Управленческие кадры сельхозпредприятий: адаптация к современным условиям / В. Д. Коротнев - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2002. - 266 с.
2. Бондаренко, Л. В. Российское село в эпоху перемен: занятость, доходы, инфраструктура / Л. В. Бондаренко. - М.: Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства (ВНИИ-ЭСХ), 2003. - 115 с.
3. Панков, Б. П. Проблемы регулирования и прогнозирования сельского рынка
труда / Панков Б. П. // Сборник материалов IV Всероссийской научной конференции «Сибирь и Россия: освоение, развитие, перспективы». - Красноярск: Красноярский ГАУ, 2006. - С. 277-278.
4. Ухоботов, В. В. Влияние экономических процессов на изменение рынка труда Пензенской области / В. В. Ухоботов // Региональные проблемы устойчивого развития сельской местности: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГСХА, 2005. - С. 20-24.
5. Сельское хозяйство Пензенской области / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. - Пенза, 2006. - 270 с.; 2007. - 268 с.
6. Аврамова, Е. М. Новые тенденции поведения выпускников российских вузов на современном рынке труда / Е. М. Аврамова // СОЦИС. - М., 2007. - № 8. - С. 16.