Научная статья на тему 'Проблемы формирования рабочих кадров в сельском хозяйстве'

Проблемы формирования рабочих кадров в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ухоботов Владимир Владимирович, Варцев Денис Александрович

Описываются проблемы сокращения демографической и образовательной базы воспроизводства рабочих кадров. Рассматриваются возможные пути развития системы профессионального образования в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF LABOUR FORCE FORMATION IN AGRICULTURE

Issues of population decrease and decrease of education basis of labour force reproduction in agriculture are described. Potential directions of the professional system development in present-day conditions are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования рабочих кадров в сельском хозяйстве»

Модель аграрной производственной системы на орошении, важнейшим инфраструктурным элементом которой является ГМС как объект управления, с учетом технологий устойчивого развития представлена на рисунке 2.

Утверждение, что при эволюции экономических систем сохраняют развитие те, которые своей деятельностью увеличивают эффективность использования входных потоков (дохода, или cash-flow) за счет увеличения КПД системы (например, путем совершенствования технологии производства) или изменения спектра потребляемых ресурсов, подтверждается использованием орошения в системе аграрного природопользования [3]. Действительно, технологии орошаемого земледелия повышают эффективность землепользования за счет потребления водных ресурсов, что чрезвычайно важно для южных плодородных районов России, где орошение является основным средством искусственного повышения природного потенциала земель и увеличения её продуктивности.

Библиографический список

1. Наше общее будущее: доклад

Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). М.: Прогресс, 1989.

2. Программа повышения эффективности использования орошаемых земель Южного федерального округа. Новочеркасск: Росс. НИИ проблем мелиорации,

2004. 139 с.

3. Большаков Б.Е. Введение в принципы устойчивого экономического развития / Б.Е. Большаков, Д.Б. Берг // Сб. тр. III Всерос. Интернет-конференции по проблемам эконофизики и эволюционной экономики. Екатеринбург: Изд-во УрГУ,

2005.

4. Вальтух К.К. Информационная теория стоимости и законы неравновесной экономики / К.К. Вальтух. М.: Янус-К, 2001.

5. Еленева Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий / Ю.Я. Еленева. М.: Янус-К, 2001.

6. Степанов А.Б. Организационноэкономический инструментарий управления развитием мелиоративных и водохозяйственных организаций: дис. ... канд. экон. наук / А.Б. Степанов. Новочеркасск: Южно-Росс. гос. техн. ун-т, 2004.

+ + +

УДК 631.158:658.3 В.В. Ухоботов,

Д.А. Варцев

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАБОЧИХ КАДРОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Воспроизводство квалифицированных рабочих сельского хозяйства в рыночных условиях является важнейшим элементом и необходимым условием успешного развития агропромышленного комплекса. Реализация стратегии инновационного развития и повышения конкурентоспособности аграрного сектора экономики требует обеспечения отрасли сельского хозяйства квалифицированными рабочими кадрами. Без создания нормальных условий для их

воспроизводства и закрепления на селе, формирования цивилизованного рынка труда возрождение и устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий невозможно.

Происходящее в последнее десятилетие сужение демографической базы воспроизводства трудовых ресурсов села уже сейчас создает трудности с формированием контингента молодежи для подготовки ее на рабочие профессии. В пер-

спективе это окажет негативное влияние на обеспечение отрасли рабочими кадрами. Большие территориальные различия в демографических условиях воспроизводства трудоресурсного потенциала даже в пределах одной области в сочетании с недостаточной межрегиональной мобильностью рабочей силы и неразвитостью рынка жилья на селе создают значительный дисбаланс между потребностью в рабочих кадрах и их наличием.

Ослабление государственной молодежной политики на селе и отстранение государства от решения проблем образования и профподготовки подрастающего поколения в условиях разрастания масштабов бедности сельского населения привели к существенному снижению качественных характеристик трудового потенциала сельской молодежи, значительному ухудшению доступности для ее большей части общего и начального профессионального образования.

Произошедший за годы реформ развал начального профессионального образования в сельских районах России привел к тому, что каждый третий из молодых людей вообще не имеет профессии, а около половины не были профориентированы в школе на какую-либо профессию. Отсутствие профессионального образования у сельской молодежи — это подрыв качества трудового потенциала села на длительное время.

Как показали исследования в Пензенской области, сельская молодежь, являющаяся основным резервом пополнения рабочих кадров отрасли, имеет низкий профессиональный образовательный уровень (47,3%,), удельный вес молодежи с высшим образованием составляет лишь 6,8%. За послереформенный период резко снизились качественные характеристики рабочих кадров отрасли (табл.).

Как следует из таблицы, более 55% работников основных профессий находится за пределами 40-летнего возраста, а значительная часть из них старше 50 и 60 лет. Удельный вес механизаторов со стажем работы до 5 лет составляет 28,6%, от 5 до 10 лет — 24,2 и более

10 лет — 47,2%. Такое же положение наблюдается и у шоферов. В дореформенный период около 30% механизаторов и водителей находились в группе до 30 лет, а более 55% доярок — в возрастных группах до 40 лет.

Хотя в настоящее время уровень обеспеченности рабочими кадрами пока еще достаточно высок (доярки — 98%, механизаторы — 90%) в недалекой перспективе ситуация может резко ухудшиться.

Проведенный автором опрос сельских школьников 9-11 классов (148 чел.) показал, что 29,7% (44 чел.) из них собираются поступить в вузы, 21,6% (32 чел.) — в техникумы, 26,4% (39 чел.) продолжат образование в школе, 1,4% (2 чел.) планируют одновременно работать и учиться, 18,2% (27 чел.) еще не решили, что будут делать, и только 2,7% (4 чел.) намерены получить сельскохозяйственные рабочие профессии в ПТУ. Возникает закономерный вопрос, каким образом будет замещаться высвобождающаяся рабочая сила из отрасли, если сельская молодежь не настроена на получение рабочих профессий. Если проблема обеспечения сельского хозяйства специалистами с высшим и средним образованием может быть решена в ближайшие годы при условии обеспечения их жильем и нормальной заработной платой, то проблема воспроизводства квалифицированных рабочих кадров является серьезной угрозой для продовольственной безопасности страны.

Таблица

Возрастная структура рабочих кадров сельскохозяйственных организаций Пензенской области в среднем за 2005-2006 гг.

Основные профессии В возрасте к общей численности, %

до 30 лет 30-40 лет 40-50 лет старше 50 лет

Механизаторы 15,3 28,7 35,3 20,7

Шоферы 16,7 27,6 34,7 21,0

Доярки 14,8 31,0 39,1 15,1

Молодежный потенциал села по-прежнему используется нерационально. Из-за начавшегося процесса сокращения численности сельской молодежи сельское хозяйство на достаточно длительный период реально войдет в полосу суженного воспроизводства квалифицированных рабочих со всеми вытекающими отсюда негативными социально-экономическими последствиями. Ситуация осложняется еще и тем, что в настоящее время все звенья системы начального профессионального образования (НПО) оказались в значительной степени оторванными и изолированными от общей системы непрерывного образования в АПК. Более того, в последние годы в условиях передачи сельскохозяйственных ПТУ и лицеев в непосредственное ведение регионов данная система начала все меньше готовить кадры для сельского хозяйства и всё больше обслуживать город и другие сферы сельской экономики. Проведенные исследования убедительно показали, что только при условии возврата части учрежденной системы начального профессионального образования под управление Минсельхоза России и соответствующих региональных управлений сельского хозяйства станет возможно сформировать госзаказ на подготовку и повышение квалификации рабочих кадров для отрасли и обеспечить требуемое качество подготовки и повышения их квалификации.

В данных условиях отдельные исследователи предлагают открыть филиалы сельскохозяйственных ПТУ в системе аграрных вузов и техникумов, крепких хозяйствах, а также создать в крупных сельских школах группы по подготовке квалифицированных рабочих. Поддерживая данную идею в принципе, важно подчеркнуть, что при сохранении существующей системы мотивации труда в отрасли все эти меры могут оказаться неэффективными. Лишь при синхронизации процессов наращивания объемов кадров, восстановления престижа рабочих профессий и повышении оплаты их труда можно добиться сдвигов во всей воспроизводственной цепочке. В концептуальном плане важно наметить некоторые базовые направления дальнейшего развития системы научного профессионального образования в агросфере. К ним относятся:

• значительное усиление подсистемы НПО, отвечающей за переподготовку и повышение квалификации рабочих кадров,

особенно в части увеличения ее финансирования за счет бюджетных средств;

• использование учебных мощностей сельскохозяйственных высших и среднетехнических учебных заведений, сельских общеобразовательных школ для подготовки квалифицированных рабочих кадров;

• разработка профессиональных

стандартов на подготовку рабочих кадров с учетом многоукладности и сильной дифференциации в технико- технологическом уровне развития хозяйствующих субъектов;

• восстановление непрерывности и гибкости сельскохозяйственного профессионального образования, ликвидация «тупиковых» направлений в профессиональной карьере квалифицированных рабочих отрасли;

• расширение диапазона квалифицированных разрядов по рабочим профессиям, стимулирующих рост мастерства.

Сказанное не означает, что следует полностью прекратить всякие попытки реформировать саму систему начального профессионального образования для сельского хозяйства. Опыт многих регионов страны, где успешно функционируют агрохолдинги и сохранились колледжи, ПТУ, лицеи, учебно-курсовые комбинаты, убедительно показывает, что даже в сложных условиях недостаточного финансирования системы начального профессионального образования создаются достаточно эффективные региональные модели ее функционирования, если на рынке труда наблюдается устойчивый спрос на квалифицированных рабочих. Это достигается как за счет «спонсорства» со стороны агрохолдингов (опыт Белгородской области), так и путем интеграции учреждений начального профессионального образования с другими образовательными системами АПК. В отдельных случаях, особенно в сохранившихся крупных сель-хозорганизациях, прибегают к формам подготовки и переподготовки рабочих кадров непосредственно на производстве с использованием материально-

технической базы и специалистов организации. Это позволяет существенно снизить затраты на обучение, хотя во многих случаях его качество остается низким. В любом случае дальнейшее устранение государства от проблем начального профессионального образования в аграрном секторе на этапе выхода отрасли из кри-

зиса недопустимо, так как это может отрицательно сказаться на обеспечении продовольственной безопасности страны. В то же время абсолютно нереально восстановление на прежнем дореформенном уровне и строительство новых учреждений НПО в сельских районах Пензенской области.

По нашему мнению, учитывая сложность и длительность переходного периода, целесообразно основное внимание сосредоточить на реформировании подсистемы повышения квалификации рабочих, сделать ее на определенное время «базисной» до тех пор, пока сельскохозяйственное производство не сформирует четкого заказа на подготовку квалифицированных рабочих. Это означает, что здесь должны быть сконцентрированы основные усилия и осуществляться интенсивная переподготовка и повышение квали-

фикации рабочих по всем прорывным инновационным технологиям.

Библиографический список

1. Сельское хозяйство Пензенской области / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области. Пенза,

2006. 270 с.; 2007. 268 с.

2. Социально-трудовая сфера российского села: проблемы и пути их решения / под ред. Л.В. Бондаренко. М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2006. 222 с.

3. Ухоботов В.В. Влияние экономических процессов на изменение рынка труда Пензенской области / В.В. Ухоботов // Региональные проблемы устойчивого развития сельской местности: сб. материалов

II Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: рИо ПГСХА, 2005. С. 20-24.

+ + +

УДК 338.431(571.15) Т.П. Емельянова

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В АГРАРНОМ РЕГИОНЕ

В сентябре 2005 г. Президент и Правительство РФ выдвинули идею «переформатировать» главную социально-экономическую задачу последующего периода развития России с макроэкономической стабилизации и накопления ресурсов на социальную направленность развития страны. Правительство разработало четыре главных направления деятельности на последующие 3 года — Приоритетные национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие АПК» [1]1. По словам В.В. Путина, «во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и,

1 В середине 2006 г. первый вице-премьер правительства РФ Д.А. Медведев сказал о необходимости расширения горизонтов реализации ПНП за пределы 2008 и 2009 гг. [1].

что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала» [2].

Для Алтайского края реализация нацпроектов крайне актуальна, поскольку он традиционно входит в группу регионов с низким уровнем жизни, с низкой обеспеченностью населения объектами социальной инфраструктуры. Уровень жизни сельского населения края значительно ниже, чем в городах. На начало 2005 года в сельской части региона были зафиксированы более высокий уровень безработицы — 3,3% (1,8% по городам края), более низкая заработная плата, составляющая 55% от среднекраевого уровня. В этот же период времени разница между минимальным и максимальным значениями некоторых показателей среди всех территорий края составляла: по объему производства товаров народного потребления на 1 работника — 92 раза, денежным доходам на душу населения — 6,2 раза, обеспеченности жильем и ме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.