Филимонов О.В.
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ: СУЩНОСТЬ И СОСТОЯНИЕ
Военная организация, как и общество в целом, для своего эффективного функционирования создает собственный необходимый материально-
вещественный комплекс, предназначенный для материального обеспечения выполняемых задач и позволяющий рационально использовать имеющиеся силы и средства. Исторически сложилось так, что максимально развивалась военная составляющая этого комплекса, необходимая для достижения главной цели организации. Однако по мере внедрения в практику управления социально ориентированных идей реализации принципа антропоцентризма объективно встал вопрос расширенного воспроизводства военнослужащих, причем не только в количественном отношении, но и в качественном. Для достижения этой цели служит социальная инфраструктура, выступающая важнейшим средством в процессе социального воспроизводства [4, с. 106].
Понятие «инфраструктура» (лат. infra - под, буквально - подструктура, т.е. неосновная структура) изначально было заимствовано из фортификации, где оно обозначает совокупность вспомогательных сооружений и объектов (склады, переправы и т.д.) [8, с. 19]. В экономическом анализе впервые термин «инфраструктура» был использован для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих эффективную деятельность вооруженных сил [9, с. 83]. В словаре современного русского языка находим, что инфраструктура - это оснащенность территорий, учреждений, организаций и т.п. материальными, техническими и институциональными средствами, обеспечивающая функционирование и воспроизводство данной системы [2, с. 1230].
Понятие «социальная инфраструктура» широко используют представители различных наук. Данная категория как объект управления длительное время разрабатывалась в рамках экономической науки. С точки зрения экономики социальная инфраструктура тождественна понятию «непроизводственная сфера» и характеризуется через понятие экономической целесообразности.
Социологический подход в изучении социальной инфраструктуры как объекта управления заключается, прежде всего, в выявлении и учете потребностей
индивидуальных и коллективных субъектов, то есть имеет ярко выраженную антропологическую направленность. С этой точки зрения все действия, связанные с развитием инфраструктуры социальной сферы, имеют своей целью создание условий, необходимых для эффективного социального воспроизводства личности и коллектива. Так, Ж. Тощенко к социальной инфраструктуре относит все объекты, создающие общие условия для эффективной трудовой деятельности человека и гармоничного развития личности [5, с. 41]. А. Павлова рассматривает социальную инфраструктуру как «группу обслуживающих отраслей и видов деятельности, призванных удовлетворять потребности людей в условиях жизни, обеспечивать воспроизводство кадров и воспитывать гармонически развитого человека» [3, с. 18]. Авторы монографии «Управление процессами социального воспроизводства в регионах» считают, что социальная инфраструктура «... создает условия для социального воспроизводства работника: роста его квалификации, культурного уровня, социальной активности, развития человека как главной производительной силы общества» [6, с. 86-87].
Анализ правовых актов в целях выявления нормативного закрепления сущности и содержания военной и социальной инфраструктуры военной организации России показал, что в этой сфере имеется значительный пробел (хотя само понятие «инфраструктура», как уже было отмечено, впервые появилось в военной терминологии). Так, ст. 8 Федерального закона № 61-ФЗ «Об обороне» [1] возлагает на организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации выполнение договорных обязательств, предусмотренных государственным контрактом на создание объектов военной инфраструктуры для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В указе Президента России № 537 от 12 мая 2009 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» словосочетание «военная инфраструктура» употребляется четыре раза. Понятие «социальная инфраструктура», очевидно, включается в необходимую инфраструктуру (... уточняется система комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, включая подготовку личного состава и развитие необходимой инфраструктуры, отрабатываются оптимальные механизмы нахождения в резерве, поднимается престиж военной службы и статус офицерского состава, а также обеспечивается выполнение государственных программ и заказов на разработку,
создание и модернизацию вооружения, военной и специальной техники, в том числе средств связи, разведки, радиоэлектронной борьбы и управления).
Исходя из приведенных подходов к пониманию сущности социальной инфраструктуры и ее роли в функционировании военной организации общества, можно сделать вывод, что она представляет собой важное, системообразующее явление, пренебрегать которым в военно-социальном управлении - значит изначально снижать эффективность использования человеческого потенциала.
Характерной чертой социальной инфраструктуры военной организации является ее комплексность. В любой части или соединении имеются почти все необходимые элементы социальной инфраструктуры: медицинские пункты и лазареты (здравоохранение), спортивные сооружения (физическая культура и спорт), комнаты досуга подразделений, библиотеки и клубы частей и соединений (культурно-досуговая сфера) и т.п. Все это условно образует единую военносоциальную среду, которая способна обеспечить удовлетворение стандартного комплекса социальных потребностей военнослужащих. Эффективное функционирование объектов социальной инфраструктуры очень важно, так как для выполнения служебно-боевых задач военнослужащим зачастую (например, при резком обострении обстановки) необходимо круглосуточно присутствовать на рабочем месте. Создание и развитие социальной инфраструктуры должно быть ориентировано на структурную законченность. Именно на территории воинских частей и соединений реализуется главная функция социальной инфраструктуры
- создание условий для полноценного воспроизводства физиологических и социальных сил, утраченных в процессе производства военной услуги в области общественной безопасности и общественного порядка.
Для эффективного использования средств социальной инфраструктуры необходимо структурировать ее объекты. Инфраструктура военной организации традиционно делится на военную и социальную. Военная инфраструктура непосредственно обеспечивает функционирование военной организации, социальная
- опосредованно, через воспроизводство индивидуальных и коллективных субъектов. Но такое деление в определенной степени условно: ряд объектов военной инфраструктуры используется для социального воспроизводства индивидуальных и коллективных субъектов (например, объекты боевой подготовки - различные спортивные сооружения), и наоборот - объекты социальной инфраструктуры (клубы) могут быть использованы для решения сугубо военных задач (доведение приказов вышестоящего командования до личного состава, подведе-
ние итогов, приведение в высшие степени боевой готовности и отмобилизования). При классификации социальной инфраструктуры внутренних войск МВД России целесообразно применить отраслевой метод, использованный автором в структурно-функциональном анализе социальной сферы [7, с. 181-188]. В соответствии с этим методом к социальной инфраструктуре внутренних войск можно отнести следующие объекты: жилищно-коммунальные; торгово-бытовые и общественного питания; медицинского, санаторно-курортного и культурнодосугового комплекса; спортивно-физкультурные объекты.
Современное состояние социальной инфраструктуры внутренних войск находится в непростой ситуации. В результате длительного отсутствия вложений в капитальное строительство и ремонт ликвидируются или снижают свою эффективность многие инфраструктурные объекты социальной сферы (спортивные сооружения), сокращается объем предоставляемых ими услуг (культурнодосуговые учреждения) и т.д. Наибольший ущерб в данной ситуации наносится тем частям и соединениям внутренних войск, которые дислоцируются вдалеке от населенных пунктов или рядом с жилыми районами, которые не имеют социальной инфраструктуры или она представлена минимально. Это существенно снижает возможности органов военного управления по социальному воспроизводству индивидуальных и коллективных субъектов. Последнее время многие решения органов государственной власти Российской Федерации в отношении социальной сферы военной организации были в основном направлены на одностороннее развитие социальной инфраструктуры - строительство служебного жилья для военнослужащих. Однако при этом жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания, сразу передаются на баланс органов местного самоуправления и таким образом перестают быть объектами социальной инфраструктуры военной организации.
Для проверки реального состояния социальной инфраструктуры внутренних войск МВД России и возможности доступа к аналогичным объектам вне воинских частей респондентам был задан ряд вопросов: а) о жилищно-
коммунальной инфраструктуре; б) торгово-бытовом обслуживании и общественном питании; в) медицинском, санаторно-курортном и культурно-досуговом обеспечении и г) об объектах физической подготовки и спорта1.
1 Исследование (шифр «Социальная сфера - 2010») проводилось в июне - августе 2010 г. Обследовались военнослужащие по контракту внутренних войск МВД России. Выборка (N=450)
Приведем основные полученные результаты.
Жилищно-коммунальная инфраструктура. Как показывает практика, органы государственного и военного управления чаще всего обращают внимание на жилищное строительство и коммунальное обеспечение. Несомненно, это важный фактор социального воспроизводства - в отсутствии нормальных жилищных условий крайне тяжело осуществлять общую и специальную (военнопрофессиональную) социализацию индивидуальных и коллективных субъектов. Причем субъекты управления уверены, что именно жилищное обеспечение является основной причиной текучести военных кадров. Конечно, жилищная проблема на современном этапе (и, скорее всего, в ближайшем будущем) стоит достаточно остро. При количественном решении жилищной проблемы (обеспечение постоянным и служебным жильем) на первый план стало выходить качество строительства. Отвечая на вопрос о степени удовлетворенности (важности) качеством планировки, ремонта, жилищно-коммунальных услуг, размеров площади предоставленного респондентам жилья в местах компактного проживания, респондентами были даны следующие ответы (см. табл. 1).
Качество услуг и размер площади
Степень удовлетворенности планировка и ремонт жил.-ком. услуги размер площади планировка и ремонт .м и о иг Д- 4 лс иж у размер площади Степень важности
Валидный процент
Совершенно не удовлетворен 14,7 16,0 19,3 59,4 56,8 59,3 Очень важно
Скорее не удовлетворен 18,7 18,3 16,0 23,6 22,3 20,3 Скорее важно
Средне удовлетворен 34,6 33,0 32,6 7,8 10,3 10,7 Средне важно
Скорее удовлетворен 14,5 12,8 11,2 2,3 1,8 1,4 Скорее не важно
Полностью удовлетворен 6,5 5,3 7,6 0,7 0,5 1,4 Совершенно не важно
Затрудняюсь ответить 11,1 14,6 13,3 6,2 8,3 6,8 Затрудняюсь ответить
Табл. 1. Оценки удовлетворенности качеством предоставленного респондентам жилья и услуг в местах компактного проживания.
пропорциональная, случайная, бесповторная. Для обработки данных использовался редактор данных IBM SPSS Statistics (Release 19.0.0). - О.Ф.
Торгово-бытовое обслуживание и общественное питание. Значимую роль в социальном воспроизводстве играет инфраструктура общественного питания и торгово-бытовая. Именно этот элемент социальной инфраструктуры призван обеспечивать базисные социовитальные потребности военнослужащих. Наличие учреждений питания частично устраняет заботу о хлебе насущном (или о питании вообще); военная торговля освобождает от необходимости поиска элементарных товаров в свободное от службы время (и дает возможность потратить его на удовлетворение других социовитальных потребностей) (см. табл. 2).
Ассортимент и качество услуг предприятий
Степень удовлетворенности торговых общественного питания 1 м О 5 о Е Р а о ю О *н « і о « н ^ ю ° торговых общественного питания 1 і— О 5 о Е Р а о ю О *н « і о « Н їу 23 й ю ° Степень важности
Валидный процент
Совершенно не удовлетворен 14,8 13,7 13,3 32,9 39,5 31,1 Очень важно
Скорее не удовлетворен 10,3 9,5 8,6 34,6 30,2 35,0 Скорее важно
Средне удовлетворен 26,1 32,7 32,1 16,8 17,7 19,6 Средне важно
скорее удовлетворен 31,7 26,7 28,8 4,7 4,7 3,0 Скорее не важно
Полностью удовлетворен 7,5 8,4 5,8 4,0 1,9 2,1 Совершенно не важно
Затрудняюсь ответить 9,6 9,0 11,4 7,0 6,0 9,1 Затрудняюсь ответить
Табл. 2. Оценка степени удовлетворенности ассортиментом и качеством услуг предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Аналогичную функцию выполняет система бытового обслуживания. В своей повседневной деятельности военнослужащие нуждаются в удовлетворении своих социовитальных потребностей в основном с помощью социальноинфраструктурных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Наиболее важными, на наш взгляд, представляется качественные характеристики (ассортимент и качество услуг, график работы указанных предприятий) данных объектов (см. табл. 3).
Степень удовлетворенности Г рафик работы предприятий Степень важности
торговых общественного питания бытового обслуживания торговых общественного питания бытового обслуживания
Валидный процент
Совершенно не удовлетворен 11,4 11,5 12,1 30,9 30,6 31,3 Очень важно
Скорее не удовлетворен 9,7 7,0 8,4 36,1 36,0 34,1 Скорее важно
Средне удовлетворен 26,2 24,4 26,1 18,7 18,7 19,4 Средне важно
Скорее удовлетворен 30,6 35,8 32,9 3,5 3,8 4,0 Скорее не важно
Полностью удовлетворен 10,2 8,7 7,2 2,3 2,8 2,1 Совершенно не важно
Затрудняюсь ответить 11,8 12,6 13,3 8,4 8,1 9,1 Затрудняюсь ответить
Табл. 3. Оценка степени удовлетворенности графиком работы предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Медицинское, санаторно-курортное и культурно-досуговое обеспечение. Помимо удовлетворения повседневных социовитальных потребностей в питании и т.п., военнослужащим и членам их семей необходима комплексная профессиональная рекреация. Удовлетворение данной потребности возможно только в период ежегодного отпуска, и только с помощью специфических элементов социальной инфраструктуры (как правило, льготных). К ним в основном относятся объекты санаторно-курортного комплекса. И здесь большое значение имеет фактор их местоположения, так как военнослужащие в основном проходят службу в неблагоприятных климатических условиях, и рекреация в благоприятном климате является важным условием быстрого восстановления работоспособности.
Даже если санаторий расположен в удобном месте, в него надо еще попасть. Весьма проблематично, по оценкам военнослужащих и членов их семей, получить санаторно-курортное лечение, особенно в летний период. Процедуры распределения путевок в санатории в желаемое время, как уже было отмечено, не прозрачны. Путевки, полученные в неудобное время года, снижают качество отдыха, эффективность рекреации. Данное обстоятельство может стать фактором роста социальной напряженности. Оценка удовлетворенности (важности) местоположения санаториев, в которые дают путевки, приведена в табл. 4.
Степень удовлетворенности Валидный процент Степень важности
Совершенно не удовлетворен 9,6 42,7 Очень важно
Скорее не удовлетворен 5,7 33,9 Скорее важно
Средне удовлетворен 26,1 13,4 Средне важно
Скорее удовлетворен 33,0 2,1 Скорее не важно
Полностью удовлетворен 14,4 0,9 Совершенно не важно
Затрудняюсь ответить 11,0 6,9 Затрудняюсь ответить
Табл. 4. Оценка удовлетворенности (важности) месторасположением санаториев, в которые дают путевки.
Физическая подготовка и спорт. Существенным элементом социовиталь-ной рекреации является спортивно-физкультурная инфраструктура. Физическое и психическое напряжение боевых будней можно быстро снять с помощью спортивных и физкультурных занятий. Минимальный набор сооружений для этого имеется в каждой воинской части: как правило, это спортзал с набором необходимых игровых зон (волейбольно-футбольно-баскетбольная площадка, «шведская» стенка и др.) и аналогичные сооружения на открытом воздухе. Конечно, набор сооружений, сложившийся в 20-30-х гг. ХХ в., не может удовлетворить современные потребности в спортивно-физкультурной рекреации. Оценивая состояние и размеры помещений для спортивно-оздоровительных занятий, качество оборудования и инвентаря сооружений спортивных городков, спортплощадок, респондентами были даны следующие ответы (см. табл. 5).
Степень удовлетворенности Сооружения Степень важности
спортзалы и к д о р о и т р о п с ы ла Р р о п с и к д о р о и т р о п с
Валидный процент
Совершенно не удовлетворен 11,4 8,3 36,2 34,3 Очень важно
Скорее не удовлетворен 11,6 11,6 34,8 36,6 Скорее важно
Средне удовлетворен 27,2 29,9 22,4 21,9 Средне важно
Скорее удовлетворен 31,7 35,0 2,5 2,3 Скорее не важно
Полностью удовлетворен 13,0 11,1 1,2 1,9 Совершенно не важно
Затрудняюсь ответить 5,0 4,2 3,0 3,0 Затрудняюсь ответить
Табл. 5. Оценка удовлетворенности состоянием спортивных помещений, городков и площадок.
Однако имеющиеся сооружения не всегда используются оптимально. Регламент служебного времени не предполагает спортивно-физкультурной рекреа-
ции до окончания рабочего времени (как правило, после 18 часов). Такая ситуация вызывает недовольство военнослужащих. Важность составления графика посещения спортивно-физкультурных залов признают 72,3 % респондентов.
Помимо удобного графика, необходимо иметь реальный доступ к спортивным сооружениям. Все воинские части являются режимными объектами с пропускной системой. И если для военнослужащих проход на территорию части осуществляется в обычном порядке, то для членов их семей это составляет затруднение. Следует заранее подавать рапорт об их беспрепятственном проходе, выдаче разовых пропусков и т.д. Важность организации прохода на территорию части членов семей признают 72,4 % респондентов. В порядке оценки оптимальности графика доступа в помещения для спортивно-оздоровительных занятий, возможности воспользоваться спортивными сооружениями (в том числе и членам семей) респонденты дали следующие ответы (см. табл. 6).
Степень удовлетворенности Спортивные сооружения Степень важности
график работы возможность пользования график работы возможность пользования
Валидный процент
Совершенно не удовлетворен 12,8 14,2 35,7 36,1 Очень важно
Скорее не удовлетворен 8,9 11,9 36,6 36,3 Скорее важно
Средне удовлетворен 28,8 29,7 18,4 19,1 Средне важно
Скорее удовлетворен 31,1 29,3 3,2 2,3 Скорее не важно
Полностью удовлетворен 11,0 8,7 1,6 1,8 Совершенно не важно
Затрудняюсь ответить 7,3 6,2 4,4 4,4 Затрудняюсь ответить
Табл. 6. Оценки удовлетворенности графиком работы спортивных залов, возможности пользоваться спортивными оборудованием и инвентарем.
Существенное значение имеет состояние помещений объектов социальной инфраструктуры. Особенно это касается помещений лечебного и культурнодосугового профиля. Естественно, ни о какой эстетической удовлетворенности не может идти речь в запущенных помещениях. Ответы респондентов о степени удовлетворенности (важности) состоянием помещений медицинских и культурно-досуговых учреждений распределились следующим образом (см. табл. 7).
Состояние помещений
Степень удовлетворенности медпункта, санчасти Дома оф-ов, клуба, музея библиотеки Й к & І я ^ * £ £ о Дома оф-ов, клуба, музея библиотеки Степень важности
Валидный процент
Совершенно не удовлетворен 9,4 9,4 9,3 45,6 28,8 29,0 Очень важно
Скорее не удовлетворен 9,4 6,0 5,6 35,0 34,9 33,7 Скорее важно
Средне удовлетворен 31,3 28,1 28,8 13,9 23,3 23,9 Средне важно
Скорее удовлетворен 33,6 33,9 34,9 2,5 3,5 4,4 Скорее не важно
Полностью удовлетворен 13,4 14,3 12,3 0,5 3,7 2,3 Совершенно не важно
Затрудняюсь ответить 2,8 8,3 9,1 2,5 5,8 6,6 Затрудняюсь ответить
Табл. 7. Оценки удовлетворенности состоянием помещений медицинских и культурнодосуговых учреждений.
Полученные данные социологического исследования свидетельствуют, что именно объекты социальной инфраструктуры в значительной степени определяют качество жизнедеятельности индивидуальных и коллективных субъектов в военной организации. В определенных условиях (например, при переходе на преимущественно добровольный способ комплектования), когда общество предъявляет повышенные требования к военной организации, увеличивается значимость обеспечивающих военную службу элементов, социальная инфраструктура, в силу своей социально-воспроизводственной направленности, является основным средством повышения привлекательности военной службы. А на закрепление военнослужащих на военной службе, несомненно, существенно влияют такие факторы, как наличие и благоустроенность жилья, качество медицинского обслуживания, питания, досуга и т.п.
Совершенствование социальной инфраструктуры внутренних войск не только позволит улучшить условия повседневной жизнедеятельности индивидуальных и коллективных субъектов, но и переведет развитие личности военнослужащего на новый уровень. Попытки решить социальные проблемы только с помощью монетарных методов, путем повышения денежного довольствия, не дадут желаемого результата, если будет игнорироваться развитие социальной инфраструктуры. Получение социальных преференций в натуральном виде (спортивно-оздоровительные, бытовые, культурно-досуговые и т.п. услуги) является мощным фактором эффективности служебно-боевой деятельности войск.
1. Об обороне: федер. закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.
2. Словарь современного русского языка М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1957. Т. 6.
3. Социальная инфраструктура - результат и фактор эффективности производства / В. И. Дриц, А. Д. Павлова, С. С. Ткаченко. Минск.: Наука и техника, 1980. 280 с.
4. Социология развития: современные теории и проблемы / В.Я. Ельмеев,
В.П. Горюнов, В.И. Мишин и др.; под ред. А.О. Бороноева, В.Я. Ельмеева. СПб.: С.-
Петерб. ун-т, 2004. 380 с.
5. Тощенко Ж.Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. М.: Мысль, 1980. 148 с.
6. Управление процессами социального воспроизводства в регионах / под. ред. С.В. Кузнецова. СПб.: Институт проблем региональной экономики РАН, 2005.
7. Филимонов О.В. Социальная сфера внутренних войск: структурно-функциональный анализ // Вестник Военного университета. 2010. № 3 (23). С. 181-188.
8. Шавель С.А. Социальная сфера общества и личность. Минск: Наука и техника, 1988.
9. Экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2006. 672 с.