Научная статья на тему 'Социальная сфера внутренних войск: структурно-функциональный анализ'

Социальная сфера внутренних войск: структурно-функциональный анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
444
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
социальная сфера / анализ / функции / структура / субъекты / военно-социальное управление / social sphere / structural and functional analysis / functions and structure of the social sphere / military and social management

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филимонов Олег Викторович

В статье рассматривается социальная сфера внутренних войск с позиций структурно-функционального анализа. К ее основным структурным элементам автор относит: жилищно-коммунальное и торгово-бытовое обеспечение оздоровление и социальное здравоохранение культуру и досуг (отдых) физическую культуру и спорт. В статье приведены результаты анализа функций и взаимосвязей указанных структурных элементов. Автор пришел к заключению, что важное значение в развитии социальной сферы играет функция социального воспроизводства индивидуальных и коллективных субъектов, удовлетворения их социовитальных потребностей. Выделение компонентов социальной сферы, по мнению автора, позволит не только лучше понять их предназначение, важность каждого из них, но и повысить эффективность военно-социального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the social sphere from the point of view of the structural and functional analysis <http:>. Approaches to the structural elements forming up the social sphere, as well as their functions are studied. The following structural elements forming the social sphere of the Internal Security Troops are marked out: the housing and communal, commercial and life-conditional, health-improving, social health protection, culture and leisure (rest), physical training and sports. A differently-subordinated nature of management in the social sphere is researched.</http:>

Текст научной работы на тему «Социальная сфера внутренних войск: структурно-функциональный анализ»

Филимонов О.В.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Предназначение социальной сферы внутренних войск как специфического социального явления достаточно разнообразно [23]. Но основное - это восстановление (рекреация) физических и социальных качеств субъектов (военнослужащих, членов его семьи или гражданского персонала), израсходованных в процессе выполнения должностных обязанностей. Конечно, большой объем потребностей в рекреации реализуется в рамках социальной сферы общества. Но и в его военной организации создана и функционирует (с разной степенью эффективности) необходимая для этого социальная сфера, имеющая свою специфику. И если в военной сфере наличествует стройная организационно-штатная структура органов и должностных лиц, выполняющих свои функции (боевые части, подразделения боевого, технического и тылового обеспечения), то в социальной сфере нет ярко выраженных компонентов, одинаково принимаемых в качестве объектов военно-социального управления.

Вопрос структуризации социальной сферы внутренних войск является важным и с точки зрения социологии управления. Без анализа социальной сферы, определения ее функций невозможно с необходимой долей эффективности сформировать стратегию социального развития, подготовить исполнителей, определить необходимые ресурсы, осуществить планирование и т.д. Все это закономерно подводит к выводу, что для эффективного управления социальной сферой необходимо расчленить ее на составные элементы, обозначить их роль и функции в общей структуре. И здесь не обойтись без использования структурнофункционального анализа, широко применяемого в социологии управления. Структурно-функциональный анализ является одним из основных методов исследования системных объектов, прежде всего социальных систем и различных форм общественной жизни, и строится на основе выделения в социальных системах структурных составляющих и определения их роли (функции) относительно друг друга [24].

В научной и учебной литературе, нормативных правовых актах различного уровня вопросы структурирования социальной сферы освещаются по-разному. Например, в Системе национальных счетов принят отраслевой принцип деления. В ней к социальной сфере относятся: здравоохранение; социальное обеспечение; физкультура и спорт; образование; культура и искусство; наука и научное обслуживание; жилищно-коммунальное хозяйство; бытовое обслуживание; пассажирский транспорт; связь, обслуживающая нематериальную сферу и население, и др. [7, с. 4]. Этот же принцип используется в общероссийском классификаторе технико-экономической и социальной информации. В нем в социальную сферу включены: образование, культура и искусство, здравоохранение, туризм, отдых, физическая культура и спорт, наука и инновации, жилищный фонд и коммунальное хозяйство [18, с. 231].

Структуру социальной сферы рассматривали и ученые. Одним из первых ее анализ провел В. Ковалев, выделив в составе социальной сферы следующие элементы:

- социальные субъекты (индивиды, семьи, трудовые коллективы, территориальные общности, различные слои и группы населения);

- социальные организации (учреждения, предприятия социальной инфраструктуры);

- социальные институты (законодательные, нормативно-правовые механизмы регулирования социальных отношений);

- иерархически соподчиненные органы управления - федеральные, региональные и муниципальные [9, с. 14].

Авторы учебника «Управление социальной сферой» под структурой социальной сферы понимают «соотношение и взаимосвязи входящих в нее секторов и отраслей». Они отмечают, что для управления социальной сферой деление ее на секторы имеет принципиальное значение. Ими выделяются три сектора: «государственный (включает в себя предприятия, находящиеся в государственной собственности), коммерческий и неприбыльный (состоит из общественных и религиозных организаций)» [22, с. 26, 28].

При всем множестве нормативных, научных и методических подходов в приведенных в качестве примера документах и трудах не прослеживается единого подхода к классификации структурных элементов социальной сферы. В одних документах (по большей части нормативных) акцент делается на видах экономической (даже в непроизводственной сфере, или сфере обслуживания) деятельно-

сти. Основой классификации здесь является экономико-отраслевой принцип. В научной и учебной литературе (преимущественно социологической) внимание сосредоточено на нормативно определенных отраслях социальной сферы, а также на социальных институтах, социальной инфраструктуре, социальных отношениях. Отдельные авторы к социальной сфере относят ценностно-нормативные категории, апеллируя, видимо, к философским взглядам на социальную справедливость и социальный порядок.

Нам кажется, подобная мешанина в анализе такого сложного феномена общественной жизни, как социальная сфера, не позволяет выделить составляющие ее элементы и определить их роль в процессе социального воспроизводства. Основополагающим подходом к выделению элементов социальной сферы, на наш взгляд, может явиться их функциональное соотнесение с удовлетворением человеческих потребностей (социовитальным воспроизводством), с возможностью удовлетворения этих потребностей в рамках военной организации, ее силами и средствами.

Помимо анализа структуры социальной сферы важно выделить ее функциональное предназначение. Для структурно-функционального анализа понятие функции является центральным. Оно рассматривается в двух аспектах: 1) как «назначение» («роль») одного из элементов некоторой целостности по отношению к другому или к целостности (системе) в целом; 2) как такая зависимость в рамках данной целостности (системы), при которой изменения одного оказываются производными (функцией) от изменений другого» [20, с. 806]. Основная теорема функционального анализа, по Мертону, гласит: «Как одно явление может иметь различные функции, так одна и та же функция может выполняться различными общественными явлениями» [17].

Вопрос о функциях в данном случае становиться определяющим, так как без ясного понимания предназначения социальной сферы трудно выработать действенные механизмы управления. В научной и учебной литературе нет единого понимания функций социальной сферы. Например, А. Шопенко выделяет следующие ее функции: социальную - поддержание и развитие человеческой общности, удовлетворение прямых жизненных потребностей людей и поддержание их взаимодействия; экономическую - распределение и потребление произведенных в обществе жизненных средств; социализационную - обеспечение взаимодействия личности и общества, передача исторического опыта, традиций в процессе обучения и воспитания и т.д.; коммуникативную - налаживание взаи-

модействия между людьми через передачу информации и энергии; гуманистическую - создание человеку условий для нормальной жизнедеятельности, достижения высокого уровня и качества жизни; воспитательную - воздействие на характер поведения индивида, в обществе; гедонистическую - удовлетворение жизненной потребности личности в гармоничном существовании [25, с. 35-36].

Автор учебного пособия «Социология социальной сферы» выделяет следующие функции социальной сферы: социорегулятивную (регламентирует основные показатели социальной деятельности и отношений субъектов, направленных на повышение эффективности использования потенциала социальной сферы и ее дальнейшее развитие); социоадаптивную (способствует достижению согласованности действий людей в обществе); социопродуктивную (дает возможность удовлетворить все потребности людей, необходимые для воспроизводства социального организма в его целостности, и описывается системой объективных, а также нормативных и реальных показателей, характеризующих обеспеченность населения продуктами потребления и услугами); социокультурную (регулирует процессы приобщения человека и различных социальных групп к духовной стороне воспроизводящего процесса, обеспечивает согласование ценностных ориентаций и интересов различных субъектов и социальную активность людей); социодинамическую (связана с повышением качества жизни населения на основе совершенствования самих субъектов жизнедеятельности, расширения потенциала социальной сферы и характеризуется системой показателей социальной мобильности в обществе); социозащитная (обеспечивает социальные гарантии и права и выражается в системе показателей, характеризующих степени социальной защищенности населения и обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей субъектов социальной сферы) [11, с. 328330].

Такое широкое понимание функций социальной сферы характерно для общества в целом. Но в военной организации России, частью которых являются внутренние войска, функции социальной сферы несколько иные. В военной организации нет индивидуальных и коллективных субъектов (наркоманов, беженцев, неизлечимо больных и пр.), попавших в трудную жизненную ситуацию и неспособных самостоятельно из нее выбраться. Статус военнослужащих, гражданского персонала, уровень их социальной и правовой защищенности не позволяет им подойти к критической черте. Тогда какова же основная функция социальной сферы внутренних войск? На наш взгляд, удовлетворение

социовитальных потребностей (через социальное воспроизводство индивидуумов и социальных групп, иными словами, через воспроизводство «производителей» услуг в военной сфере), является важнейшей функцией социальной сферы. Военнослужащим, для того чтобы эффективно функционировать, необходимо иметь не только военно-профессиональную готовность (наличие профессионального образования, служебно-боевого опыта), но и социовитальную готовность. Это удовлетворение элементарных физиологических потребностей (пища, безопасность, жилье, одежда), а также социальных и культурных потребностей (престиж, доступ к культурным и духовным благам, удовлетворение потребностей в творческой самореализации и т.д.). Функцию удовлетворения этих потребностей во внутренних войсках выполняет социальная сфера, имеющая для этого необходимую структуру.

Анализ нормативных правовых актов и научной литературы из всех структурных компонентов социальной сферы общества позволил выделить структурные элементы социальной сферы внутренних войск.

Жилищно-коммунальное и торгово-бытовое обеспечение. Признание права на жилище как важнейшей составной части более широкого права каждого человека на достойный жизненный уровень произошло лишь в середине ХХ в. [15, с. 144]. В ст. 25 Всеобщей декларации прав человека было закреплено право каждого человека на необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его и членов семьи уровень (включает право на пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание) [5]. Конечно, на принятие этого, имеющего мировое значение документа существенное влияние оказала закончившаяся Вторая мировая война.

Социальная потребность в жилище является экзистенциональной1. По мнению Дж. Бертона стремление людей к удовлетворению своих экзистенциональ-ных потребностей практически неустранимо; посягая на них, мы посягаем на саму жизнь. Экзистенциональные потребности можно лишь временно ограничить (временно «подавить»), что чревато накоплением потенциала существенных угроз для всей системы социальных (военно-социальных - О.Ф.) отношений. Экзи-

1 Экзистенция (лат. ех8181епйа - существование) - философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия. См.: Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, политэкономия / глав. науч. ред. и сост. С.Ю. Солодовников. Мн.: МФЦП, 2002. 1008 с.

стенциональные потребности можно уничтожить лишь вместе с их носителями -отдельными людьми или человеческими общностями [26, р. 145-146].

Некоторые ученые не выделяют в составе социальных прав человека право на жилище. В обосновании подобных взглядов приводятся следующие аргументы: социально-экономические права не выражают суть человеческой природы (т.е. не являются антропогенными). Их реализация зависит от воли чиновников, представляющих государство, возможностей экономики, уровня развития социальной сферы и т.п. [1, с. 647-648]. И поэтому, если государство небогатое или временно находится в трудном экономическом положении, оно не обязано предоставлять жилье, и никто его к этому принудить не может, несмотря на закрепленные жилищные права в Конституциях этих стран. Такой подход сформировался и в нашей стране, в основном под влиянием западных либеральных идей о минимальном вмешательстве государства в личную жизнь граждан. Тем самым игнорировался общинный тип мировоззрения народа, закрепленный патерналистской моделью социальной политики советского периода. Несколько поколений людей получали бесплатное жилье от государства, будучи уверенными в том, что для этого достаточно лишь добросовестно выполнять порученную работу. А отдельные категории граждан (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, судьи, прокуроры и т.д.) и вовсе не имеют права на дополнительное повышение своих доходов и, следовательно, улучшение своих жилищных условий самостоятельно.

Важной характеристикой жилищного обеспечения является качество жилищно-коммунальных услуг. Для создания рекреационно-восстановительной атмосферы мало просто предоставить жилое помещение - надо обеспечивать коммунальное обслуживание, ухаживать за придомовой территорией. Традиционный подход, когда основная тяжесть содержания жилищно-коммунального фонда лежала на плечах военнослужащих по призыву, вряд ли будет возможен по отношению к военнослужащим-контрактникам. Регламент служебного времени и перечень функциональных обязанностей не позволяют определить время для выполнения этих функций. Существующие подразделения тылового обеспечения имеют слишком узкую функциональную направленность и ограниченное количество личного состава, чтобы взять на себя еще и эту нагрузку. По умолчанию предполагается, что военнослужащие-контрактники должны заниматься основной функцией - боевой подготовкой и несением службы, а не тратить оплачиваемое государством время на жилищно-коммунальное самообеспечение.

Важной задачей управления жилищной сферой внутренних войск является система бытового обслуживания военнослужащих по контракту. В общевоинских уставах подробно освещены вопросы обеспечения военнослужащих по призыву. Но в настоящее время в подразделениях появляется все больше военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на воинских должностях сержантов и старшин, чье размещение предусмотрено в отдельных помещениях. Конечно, в частях предусмотрен ряд помещений для бытового обслуживания, но они явно не отвечают современным потребностям военнослужащих по контракту. Например, отсутствует возможность стирки военной формы одежды и личных вещей. Не будут же контрактники ставить каждый сам для себя отдельную стиральную машину. Выходом может быть создание системы банно-прачечных комбинатов, обслуживающих в том числе военнослужащих по контракту на льготной платной основе.

Организация торгового обеспечения включает развитие системы общественного питания военнослужащих, лиц гражданского персонала и членов их семей в местах исполнения обязанностей военной службы (работы); развитие системы военной торговли, в том числе создание предприятий нового типа (торговодосуговых центров, мини-маркетов, кафе с комплексом досуговых услуг, комбинатов бытового обслуживания с комплексом услуг); оказание адресной помощи и предоставление скидок на приобретаемые товары, продукцию и услуги ветеранам военной службы (труда) и боевых действий, другим категориям потребителей. В настоящее время во внутренних войсках организация питания военнослужащих по контракту, к сожалению, не регламентирована;

Оздоровление и социальное здравоохранение. Важным структурным элементом социальной сферы является оздоровление военнослужащих и членов их семей. Интенсивность служебно-боевой деятельности, повышенные физические и психические нагрузки, постоянная горизонтальная мобильность - все эти факторы существенно снижают адаптационные возможности организма, ухудшают состояние его здоровья. В настоящее время среди множества подходов к понятию здоровья хочется выделить принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) определение здоровья как «состояния полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [4, с. 1-2]. Здоровье зависит от условий, в которых военнослужащие осуществляют свою повседневную жизнедеятельность. Качество выполнения ими служебных задач, особенно в боевой и приближенной к ней обстановке,

обусловливается состоянием здоровья и его потенциалом. Военнослужащие, по мнению И. Карташова, «настолько тесно связаны своей жизнедеятельностью со службой, что практически полностью зависят от тех условий (бытовых и служебных), которыми армейская ... действительность располагает и которые она формирует» [8, с. 118].

Оздоровление во внутренних войсках обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимых командирами во взаимодействии с органами государственной власти. Военнослужащие обязаны ежегодно проходить медицинские обследования, в частях и подразделениях должны проводиться лечебно-профилактические мероприятия.

Важным элементом оздоровления является достижение необходимого уровня социального здоровья, являющегося, по мнению О. Радуто, «интегральным показателем функционального состояния общества, возникающим вследствие взаимодействия факторов социального благополучия населения и стабильности социальной общности (группы, общества в целом), его способности эффективно функционировать и развиваться» [16, с. 37]. Социальное здравоохранение во внутренних войсках как элемент деятельности органов военного управления подразумевает избавление внутренних войск от таких социальных болезней, как пьянство и алкоголизм, наркомания и токсикомания, суицидальных проявлений. Эти, на первый взгляд, мало распространенные явления несут в себе огромный разрушительный потенциал даже при небольшом количестве участников в силу эффекта заражения и тяжести последствий.

Как известно, в гору подниматься тяжелее, чем спускаться. Так и в соблюдении морально-нравственных норм и правил поведения - соблюдать гораздо тяжелее, чем нарушать. Один пьяница или наркоман может вовлечь в орбиту своего влияния большое количество участников. И при неэффективной системе управления процессом устранения или минимизации этих девиантных (а порой и деликвентных - например, сбыт наркотиков) форм поведения количество участвующих в этих процессах может создать угрозу выполнению служебно-боевых задач. В связи с этим важнейшей функцией социального здравоохранения является формирование здорового образа жизни как витальной потребности;

Культура и досуг (отдых). Важной составляющей статуса личности является право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества, гарантированная ст.

44 Конституции РФ. П. Сорокин еще в 20-е гг. ХХ в. определял социологию как «науку о духе, о ценностях, о культуре» [19, с. 78-79]. Функциями такой составляющей социальной сферы, как культура, являются духовное обогащение человека и - опосредованно - воздействие на конечные результаты служебно-боевой деятельности.

Права и свободы в области культуры и досуга военнослужащим наравне с другими гражданами предоставлены не только Конституцией, но и федеральными законами [12, ст. 19]. Удовлетворение культурных потребностей во внутренних войсках осуществляется в рамках культурно-досуговой работы, т.е. в рамках деятельности органов управления войсками (должностных лиц) по удовлетворению культурных и духовных потребностей, а также по организации досуга военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.

Важной функцией социальной сферы является формирование и развитие духовной составляющей военной службы. Т. Парсонс называл духовность составной частью социальной системы [3, с. 368-369]. Перефразируя известное высказывание К. Маркса о том, что социальное бытие определяет сознание, можно с определенной долей уверенности утверждать, что убогое социальное бытие неизбежно сформирует такое же убогое сознание, важной частью которого является духовная жизнь. Тяжело формировать высокую духовную культуру, когда военнослужащий вынужден порой бороться за физическое выживание. Как утверждает М. Тоненкова, углубление исследований в области социологии духовной жизни является злободневным вопросом, не терпящим отлагательства более чем когда бы то ни было [21, с. 7].

Значимым структурным элементом культурно-досуговой работы во внутренних войсках является организация свободного времени и отдыха (досуга). Досуг занимает существенную часть свободного времени военнослужащих. В широком смысле досуг сопрягается со всеми областями военно-социальных отношений - от служебной деятельности до личной жизни военнослужащего. Порядок реализации военнослужащими права на отдых определяется ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», рядом других законов и подзаконных нормативных правовых актов. Свободное время является одним из важных средств социализации военнослужащего. С одной стороны, оно непосредственно влияет на его служебную деятельность, так как именно в условиях свободного времени происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие физические и психические нагрузки военной службы. С другой сто-

роны, анализ использования свободного времени является индикатором уровня культуры и духовного развития военнослужащего.

В литературе понятие «отдых» относят к категориям социологии рекреаций. Смысловые расхождения термина «рекреация» и понятия «отдых» весьма невелики [10, с. 56]. По мнению Г. Пруденского, свободное время - это «... часть нерабочего времени, которая затрачивается на учебу, повышение квалификации, общественную работу, отдых и т.д., то есть то время, которое люди используют за пределами рабочего дня для своего всестороннего развития» [14, с. 41]. Это определение, на первый взгляд, несет в себе отголоски советского подхода к формированию личности, когда социально поощряемой являлась общественно полезная деятельность в свободное время. На современном этапе развития социальных отношений использование части свободного времени на «общественную работу» и подобные мероприятия кажется анахронизмом.

Однако во внеслужебной жизни военнослужащих использование потенциала свободного времени на общественную работу, организация проведения совместного отдыха (досуга) являются факторами не только эффективной рекреации, но и сплочения воинского коллектива. Казалось бы, современному человеку предоставлен свободный выбор форм досуга, и он вправе самостоятельно их выбирать. Но специфичность выполнения служебно-боевых задач выработала такую исторически сложившуюся, специфическую форму военно-социальных отношений, как «войсковое товарищество». Трудно представить такие дефиниции, как «производственное товарищество», «офисное товарищество». Эмоционально окрашенные служебные отношения в массе своей представлены только в тех организациях, где взаимопомощь и взаимовыручка жизненно важны («сам погибай, а товарища выручай»). Особенно это касается частей и подразделений специального назначения, постоянно выполняющих свои задачи с риском для жизни;

Отдельным направлением отдыха (досуга) является физическая культура (спорт). В законодательстве под физической культурой понимается «часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития» [13]. Еще известный ученый-физиолог И. Павлов отмечал, что удовольствие, испытываемое

при физическом труде, нельзя сравнить даже с трудом умственным, хотя именно последним академик и занимался все свое время.

Физическая культура как социальное явление существовала на протяжении всей истории человеческого общества, однако сам термин «физическая культура» появился только в конце XIX века [2, с. 11]. Физическая культура играет большую роль в деле оздоровления организма человека, повышения его устойчивости и сопротивляемости относительно внешних и внутренних вредных воздействий, является основой первичной профилактики для здоровых людей [6, с. 226]. Теоретическую основу изучения физической культуры в рамках социологии закладывает социология физической культуры и спорта, изучающая свой объект через призму социальной деятельности, ее роли в обществе, участия в процессах адаптации к окружающей среде, влияния на социальные отношения.

Основной функцией физической культуры во внутренних войсках является воспроизводство утраченных физиологических и психологических свойств, снятие напряжения воинской службы, удовлетворение потребности в физическом развитии и здоровом образе жизни. Более того, в отличие от физической подготовки и спортивных занятий, проводимых в рамках боевой подготовки (направленной на формирование боевых качеств военнослужащего), физические занятия, организуемые в свободное время, не требуют особых затрат силы, а, наоборот, снимают напряжение. Данным видом рекреации военнослужащие (возможно, и члены их семей) занимаются добровольно, в удобное время. Совместные спортивные и физкультурно-оздоровительные занятия также способствуют сплочению воинских коллективов, повышению доверия военнослужащих друг к другу, снижению уровня межличностных конфликтов. Имеющаяся спортивная инфраструктура воинских частей в основном позволяет (при правильной организации ее эксплуатации) удовлетворять основные физкультурнооздоровительные потребности военнослужащих и членов их семей.

Важным элементом социальной сферы являются органы военного управления как субъект управления социальной сферой. Особенностью является то, что фактически все должностные лица, в подчинении которых есть люди (военнослужащие и гражданский персонал), являются субъектами управления. Но реализация конкретных функций возложена на специальные органы, не связанные субординационной иерархией. Основными субъектами управления социальной сферы являются:

1. Подразделения тыла (квартирно-эксплуатационные, продовольственные и вещевые службы) и жилищно-бытовые комиссии (жилищно-коммунальное и торгово-бытовое обеспечение).

2. Медицинские службы, органы по работе с личным составом, санаторнокурортные комиссии (оздоровление и социальное здравоохранение).

3. Органы по работе с личным составом, работники культурно-досуговых учреждений (Центрального музея внутренних войск МВД России и его филиалов в объединениях, музеев соединений (учреждений), Академического ансамбля песни и пляски внутренних войск (ансамблей песни и пляски оперативнотерриториальных объединений); Домов офицеров, клубов воинских частей и библиотек), коллективы художественной самодеятельности; организации войсковой общественности (офицерские собрания, женсоветы, советы ветеранов); культурно-досуговый актив (советы клубов, советы комнат информирования и досуга, культурные организаторы подразделений); военно-оркестровая служба (организация отдыха и досуга).

4. Органы по работе с личным составом, должностные лица службы боевой подготовки (в полку - начальник физической подготовки и спорта), организации войсковой общественности (организация активного досуга - физкультуры и спорта).

Таким образом, в структуре социальной сферы можно выделить следующие компоненты: жилищно-коммунальное и торгово-бытовое обслуживание; оздоровление и социальное здравоохранение; культуру и досуг (отдых) и физическую культуру (спорт). Каждая из этих составляющих социальной сферы имеет свои функции, но главной является функция социального воспроизводства индивидуальных и коллективных субъектов, удовлетворение их социовитальных потребностей. Управление в социальной сфере носит разноподчиненный характер. Выделение компонентов социальной сферы позволит лучше понять их предназначение, важность каждого элемента и повысить эффективность военносоциального управления.

* * *

1. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М.: Норма, 2001. 748 с.

2. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2006. 528 с.

3. ВолковЮ.Г., МостоваяИ.В. Социология. М., 1998. 427 с.

4. Всемирная организация здравоохранения: основные документы. 13-е изд. Женева, 1962.

5. Всеобщая декларация прав человека /принята Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. 5 апр.

6. Голота А.С., ШвецовЛ.Ф., КузнецовМ.С. Роль физической культуры в сохранении здоровья // Актуальные вопросы повышения работоспособности и восстановления здоровья военнослужащих и гражданского населения в условиях чрезвычайных ситуаций: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Ю.В. Лобзина. СПб.: Изд-во ВМедА, 2006. 303 с.

7. Ефименков В.И., Маслова Л.М. Взаимосвязь социальной сферы и социальной справедливости. Репринт. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2004. 45 с.

8. Карташов И.Г. Условия жизни военнослужащих по контракту как фактор их здоровья // Социологические исследования. 2008. № 2. С. 118-122.

9. Ковалев В.Н. Социология управления социальной сферой: учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект, 2003. 236 с.

10. Оганян К.М., Абабков Ю.Н. Социология социальной сферы: учеб. пособие. СПб.: СПбГИ-ЭУ, 2004. 74 с.

11. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы: учеб. пособие для высшей школы. М.: Академический проект, 2003. 336 с.

12. О статусе военнослужащих: федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.

13. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.

14. Пруденский Г.А. Проблемы рабочего и нерабочего времени. М.: Наука, 1972. 335 с.

15. Пчелинцева Л.М. Право военнослужащих на жилище: теоретические аспекты и проблемы реализации. М.: Норма, 2004. 367 с.

16. Радуто О.И. Теоретические и практические проблемы управления социальным здоровьем населения в трансформационный период: монография. М.: РУДН, 2008. 299 с.

17. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. академика РАН Г.В. Осипова. М., 1998. 644 с.

18. Сильвестрова Т.Я. Общественные потребности и сфера социальных услуг: монография. Чебоксары, 2005. 304 с.

19. Сорокин П.А. Система социологии: Т. 1. М., 1993. В 2 т. 688 с.

20. Социология: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Мн.: Книжный Дом, 2003. 1312 с.

21. ТоненковаМ.М. Социология духовной жизни будущей России. М., 2001. 272 с.

22. Управление социальной сферой: учебник / под ред. В.Э. Гордина. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. 288 с.

23. Филимонов О.В. Социальная сфера общества и военной организации: теоретические основания выделения // Вестник Военного университета. 2009. № 4 (20). С. 65-75.

24. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 4-е изд. М.: Политиздат, 1981. 445 с.

25. Шопенко А.Д. Управление развитием социальной сферы региона в условиях реформирования экономики России: (социологический анализ): монография. СПб.: СПбГИЭУ, 2007. 162 с.

26. Burton J., Dukes F. Conflict: Practices in Management, Settlement and Resolution. N.Y., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.