Научная статья на тему 'Моделирование и модель службы социального развития внутренних войск МВД России'

Моделирование и модель службы социального развития внутренних войск МВД России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
131
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филимонов О. В.

Социальное моделирование – это процесс мысленного и/или описательного представления о соответствующих свойствах системы, которую планируется создать или трансформировать. Моделирование управления социальной сферой позволяет взглянуть со стороны на объект управления, перейти от аналитического к синтетическому познанию системы управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование и модель службы социального развития внутренних войск МВД России»

© Вестник Военного университета. 2012. № 1 (29). С. 86 - 91.

Филимонов О. В.

МОДЕЛИРОВАНИЕ И МОДЕЛЬ СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Любые организационные изменения в системе военно-социального управления затрагивают структурные и функциональные стороны. П. Штомпка считает, что структурные процессы охватывают изменения структуры социальных общностей (организаций, групп) и взаимосвязей между ними, а функциональные «... связаны с реализацией определенных жизненных функций социальной системы. Структурные и функциональные процессы связаны друг с другом, образуя единую динамическую целостность (реальность). Также выделяют третий, «смешанный» тип - структурно-функциональные процессы, соединяющие в себе потенциальные и актуальные возможности обоих типов» [3, с. 241].

Осознавая необходимость организационных изменений для эффективного функционирования военной организации, нужно учитывать, что именно взгляды (концепция, стратегия и прочее) определяют структуру, а не наоборот. Процесс создания (трансформации) структур не должен вестись «на глазок». Ему должна предшествовать большая работа по реформе модели системы управления. Это особенно важно в такой сфере, как социальная, где велики издержки от неправильных или ошибочных решений. Любое решение о создании функциональной структуры службы социального развития1 должно начинаться с моделирования (в контексте данной статьи - социального моделирования2).

Принято считать, что социальное моделирование - это процесс мысленного и/или описательного представления о соответствующих свойствах системы, которую планируется создать или трансформировать. Оно помогает отвлечься от

1 Развитие социальное - процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере обществ, жизни или отдельных ее компонентах -социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально-организационных структурах и т.д. [2, с. 434].

Социальное моделирование - это процесс мысленного и/или описательного представления о соответствующих свойствах системы, которую планируется создать или трансформировать. Моделирование управления социальной сферой позволяет взглянуть со стороны на объект управления, перейти от аналитического к синтетическому познанию системы управления. -О.Ф.

свойств существующей системы, так как не влияет на ее повседневное функционирование, а значит, не уменьшит ее эффективность. Моделирование управления социальной сферой позволяет также взглянуть со стороны на объект управления, не упустить важных элементов, перейти от аналитического к синтетическому познанию системы управления. Сложность современного этапа развития внутренних войск предполагает разработку теоретической модели службы социального развития внутренних войск, т.е. некоего эталона, воспроизводящего (имитирующего) его строение и функции.

В сфере моделирования технических моделей накоплен достаточный опыт. Что касается социальных моделей управления, то здесь возникают определенные сложности. Дело в том, что для социально ориентированных моделей невозможно применить принципы моделирования технических и технологических моделей. Необходимо также учитывать, что модель и результат ее реализации зачастую не совпадают, что вызывает определенный скепсис у представителей управляющей системы. И здесь большое значение начинает приобретать анализ существующих моделей, выбор из них оптимальных.

Данная модель должна основываться на установлении оптимального баланса между военной и социальной составляющими деятельности внутренних войск. Социальная сфера в этом контексте должна рассматриваться не как подчиненная военной сфере, а как равноправный (равнозначный) элемент организации. В данном случае она будет не только выполнять функцию социального воспроизводства, но и служить механизмом предотвращения социальной напряженности.

Внутренние войска как социальная организация, «встроенная» в институт государственного управления и являющаяся его частью, не может иметь собственной социальной политики, но может (и должна) иметь концепцию и механизмы реализации государственной военно-социальной политики. В то же время реализация ее целей и задач не может ограничиваться только военно-институциональными рамками.

Функциональная структура модели управления социальным развитием войск должна быть сформирована на своеобразном «водоразделе» специфики управления - военной и социальной сфер. Она должна иметь ярко выраженную направленность на удовлетворение социовитальных потребностей военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала внутренних войск. Такой тип организационной структуры наиболее часто встречается в «гражданских» орга-

низациях. Линейно-функциональная структура позволяет всем органам и должностным лицам горизонтальных слоев непосредственно сосредоточиться на своих функциях: высшим - на стратегических вопросах (стратегическое планирование, организация взаимодействия между функциональными структурами, информационно-аналитическая работа и т.д.); низшим - на повседневной деятельности по удовлетворению социовитальных потребностей (текущее планирование, повседневная деятельность, исполнение, контроль и т.д.).

Необходимо признать, что централизация управления социальной сферой на сегодняшний день затруднительна. Она потребовала бы существенной перестройки давно сложившейся и «притертой» системы военно-социального управления войсками, перераспределения ресурсов управления и в конечном счете кардинальной смены взглядов должностных лиц на свои функции и роли. Последнее, по мнению автора, является основным препятствием внедрения инновационной модели управления социальной сферой внутренних войск.

Модель службы социального развития внутренних войск можно представить как способ социального управления с использованием методов и форм, обеспечивающих оптимальные взаимосвязи между социальным и военным развитием организации (внутренних войск). В этом случае объектом управления социальной сферой внутренних войск станут процессы социального воспроизводства индивидуальных и коллективных субъектов посредством удовлетворения их социовитальных потребностей, полной реализации социальных гарантий. Основным субъектом управления, на взгляд автора, должна стать служба социального развития войск - условное объединение функциональных подразделений, ответственных за удовлетворение социовитальных потребностей индивидуальных и коллективных субъектов1. Основной философией, определяющей ее предназначение, должно быть стремление к повышению благополучия военнослужащих, которые служат и готовы защищать свой народ ценой собственной жизни, улучшение качества жизни членов их семей и гражданского персонала; равное удовлетворение потребностей каждого военнослужащего в войсках до тех пор,

1 Впервые идея о создании подобной структуры появилась в «Концепции морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на период до 2010 года». В ней, в качестве задачи, было определено «... формирование типовой структуры органов по работе с личным составом от ГКВВ МВД России до роты включительно..., создание военно-социальной, социологической службы» - О. Ф.

пока они связаны с ними, независимо от места службы; преодоление разрывов в доходах между военнослужащими и населением в местах прохождения службы в целях улучшения их социального самочувствия, снижения психологической напряженности, повышения уверенности в себе.

Служба социального развития наравне с военным блоком является подсистемой общей системы военно-социального управления войсками. Среди ее основных функций: оказание помощи военнослужащим в решении служебных и семейно-бытовых проблем; социально-психологическая поддержка военнослужащих и членов их семей; участие в решении вопросов выделения жилья и других материально-бытовых проблем. В распоряжении этой службы должны находиться необходимые ресурсы для оперативного решения на местах возникающих частных проблем.

К сожалению, задача по созданию военно-социальной службы так и не была выполнена. А социальные преобразования необратимы. Они требуют создания структуры, координирующей деятельность функциональных органов. Сейчас «говорить о синхронности преобразований в социальной сфере крайне затруднительно, а значит, принципы комплексности и системности в проведении социальной реформы заведомо невыполнимы» [1, с. 310]. Необходима заинтересованность органов управления всех уровней в создании эффективной, горизонтально и вертикально интегрированной системы управления социальной сферой.

Функционирование разработанной автором модели службы социального развития внутренних войск предполагается на трех уровнях.

На стратегическом уровне (Главное командование внутренних войск) органы управления социальной сферой будут заниматься в основном стратегическим планированием - выработкой стратегий (концепций), информационно-социологическим сопровождением управления и т.п.

Промежуточными структурными элементами станут оперативно-территориальные объединения (региональные командования), представляющие оперативный уровень. На них могут быть возложены функции координации, взаимодействия и первичная информационно-аналитическая обработка данных.

Тактический уровень управления социальной сферой будет представлен соединениями, учреждениями и воинскими частями. Именно на этом уровне должны быть сосредоточены основные усилия по реализации задач удовлетворения социовитальных потребностей военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала и необходимые для этого ресурсы.

В данной статье предлагается структура модели службы социального развития на стратегическом уровне. Организационно в ней можно выделить ряд функциональных блоков.

Блок стратегического планирования и развития социальной сферы (социальная служба).

Стержнем для других структурных элементов, которые будут составлять модель управления социальной сферой, по мнению автора, должна стать служба по работе с личным составом (от роты до Главкомата внутренних войск). Именно в этой службе необходимы коренные преобразования, так как в ней сосредоточены функциональные подразделения, целевые установки управления которыми могут вступить в противоречия между собой. Такими являются подразделения преимущественно военного предназначения (подразделения укрепления воинской дисциплины и правопорядка, информационно-воспитательной работы и психологического обеспечения служебно-боевых задач) и социовитальной направленности (подразделения военно-социальной и культурно-досуговой работы).

Органы укрепления воинской дисциплины и правопорядка и информационно-воспитательной работы целесообразно объединить с кадровой службой (создать, по примеру органов внутренних дел, объединенную службу по работе с личным составом и кадрами). При этом отбор, комплектование, перемещение по службе, переподготовка и повышение квалификации будут органично соединяться с воспитанием личного состава и поддержанием в подразделениях, частях и соединениях необходимого уровня воинской дисциплины.

Функции психологического обеспечения служебно-боевых задач следует передать органам боевой подготовки. Конечно, часть функций социально-психологической работы (реабилитационно-восстановительную и консультационную) следует оставить в структуре социальной службы. В ней также должны остаться органы военно-социальной и культурно-досуговой работы, и расширятся функции (например, из службы боевой подготовки в социальную службу целесообразно передать функции физкультурно-оздоровительной рекреации, оставив в ее компетенции вопросы спортивно-боевой направленности и спорт высших достижений).

Функционально преобразованная социальная служба может объединять следующие структурные подразделения:

1. Отдел информации и планирования социального развития войск (вклю-

чая службу (центр) социологических исследований). Данная структура предполагается только в центральном аппарате управления внутренних войск, и будет включать в себя два отделения.

К основным задачам отделения информационного сопровождения можно отнести анализ и предоставление социальной информации, предназначенной для принятия управленческих решений, а также информационное сопровождение управления социальной сферой. Именно к этому отделению отойдут основные функции по организации военно-социальной работы.

Функциями отделения планирования социального развития войск будут разработка и реализация целевых программ и планов социального развития на основе социальных прогнозов и моделирования социальных процессов в соответствии с целями и стратегией развития социальной сферы. Отсутствие единой концепции (стратегии) социального развития внутренних войск в настоящее время существенно ограничивает свободу принятия стратегических и оперативных решений в социальной сфере. Зачастую нет даже заинтересованности отдельных руководителей в выборе оптимальных решений. Сопутствующей структурой будет также функционирующая в центральном аппарате управления социологическая служба. Ключевыми ее задачами явятся сбор и обработка социальной информации, предназначенной для принятия управленческих решений.

2. Задачи отдела культурно-досуговой и рекреационной работы расширятся за счет культурно-досуговой работы в свободное от службы время, а также за счет организации социального туризма (внутреннего и выездного). В него добавляется отделение физкультурно-оздоровительный работы (рекреации), занимающееся физкультурно-оздоровительной деятельностью военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей. Кроме того, данное отделение должно обеспечивать функционирование физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов), предназначенных для удовлетворения потребностей военнослужащих в физических реабилитационных занятиях (вне спортивных и физических занятий в рамках боевой подготовки).

3. Отдел военно-социальной и психологической работы с военнослужащими, членами их семей и общественными организациями может состоять из двух отделений.

На социально-психологическое отделение планируется возложить задачи по организации оказания социально-психологической помощи военнослужащим и членам их семей, попавшим в трудную жизненную ситуацию (психологическое

консультирование). Эти задачи в основном отработаны и оптимальны на данный момент.

Второй структурный орган - отделение по работе с семьями военнослужащих и гражданским персоналом. Семья военнослужащего не случайно выделена в качестве специального объекта управления военно-социальной сферой. Ресурсы семьи военнослужащего фактически являются ресурсами военной организации, поскольку организация социального (физического, психологического и духовного) воспроизводства в рамках военной организации осуществляется только на минимально достаточном уровне. Основную социально-психологическую поддержку военнослужащий получает в кругу семьи. Правильно организованная работа с семьями военнослужащих оказывает позитивное социально-психологическое воздействие и на самого военнослужащего.

Блок ресурсного обеспечения управления социальной сферой. Он также имеет несколько подразделений.

Жилищно-коммунальный отдел. Основными его функциями могут являться управление фондом служебного жилья (распределение и поддержание в исправном состоянии) и обеспечение работоспособности коммунальных услуг. Его главная задача - постоянно улучшать методы руководства и контроля за жилищным обеспечением военнослужащих и их семей, реализовывать принцип «максимально быстро».

К другим важным задачам этого отдела можно отнести: реализацию в войсках государственной жилищной политики; поиск новых путей и способов жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей, предоставление им стандартного качества жилищно-коммунальных услуг; минимизацию личных (семейных) расходов военнослужащих на проживание; улучшение качества жилищной инфраструктуры.

Отдел социально-бытового и торгового обеспечения предназначен для обеспечения функционирования предприятий социально-бытового и торгового назначения (парикмахерские, химчистки, ремонтно-бытовые мастерские, предприятия питания и торговли). Военная торговля должна обеспечивать возможность максимальной экономии личного (для одиноких военнослужащих) и семейного бюджетов и не должна заниматься продажей высокотехнологичной продукции - для этого есть специализированные торговые заведения. Ее задача -предлагать преимущественно высококачественную бакалею и, что немаловажно, по низким ценам. Конечно, в крупных населенных пунктах всегда есть возмож-

ность выбора торговых сетей и ценовой политики. Но в отдаленных местностях, в отрыве от пунктов постоянной дислокации (а этот период может длиться месяцы), именно военная торговля призвана удовлетворять основные потребности военнослужащих.

Отдел обеспечения функционирования и развития социальной инфраструктуры. Данная структура предназначается для обеспечения функционирования и развития социальной инфраструктуры (культурно-досуговых и физкуль-турно-спортивных учреждений, курортно-оздоровительных и туристских комплексов и т.п.). Функцией отдела также может являться участие в экспертизе проектов строительства и реконструкции объектов жилищного и инфраструктурного назначения в целях обеспечения учета в них социальных требований и нормативов.

Блок медицинского и санаторно-курортного обслуживания. Его основой должна стать вертикально интегрированная медицинская службы войск. Военное здравоохранение как важная часть социальной сферы существует фактически с момента создания самих войск. Оно прошло испытание временем и участием в боевых действиях. Структура органов медицинского обеспечения является на данный момент оптимальной среди других функциональных элементов социальной сферы и не требует сколько-нибудь значимой реструктуризации. Данная структура объединит лечебное и рекреационно-восстановительное направления.

Таким образом, в представленной модели управления социальной сферой органично соединены структурный и функциональный компоненты, позволяющие организованно и планомерно осуществлять не только повседневную деятельность по удовлетворению социовитальных потребностей военнослужащих, но и социальное развитие внутренних войск в целом. Взаимосвязь между отдельными подсистемами военно-социального управления, по мнению автора, представляется оптимальной. С помощью планомерного социального развития можно воздействовать на военную сферу внутренних войск, реализуя социальный заказ на реформирование их организационно-штатной структуры. Социальное развитие в этом случае будет выступать связующим звеном между социальной и военной сферами внутренних войск, что приведет к эффективному их взаимодействию.

Существующая система формирования морально-психологического состояния как боевой характеристики должна быть реформирована. Служебно-ориентированные функции органов по работе с личным составом могут отойти к

другим, более близким по сути структурам: штабным и обеспечивающим кадрами органам. В службе работы с личным составом останутся функции удовлетворения социовитальных потребностей. Преобразованная в социальную службу, она должна осуществлять, в числе прочего, и координацию деятельности, и организацию взаимодействия между остальными функциональными блоками управления социальной сферой. Социальная служба будет разрабатывать мероприятия по управлению социальной сферой и представлять их на утверждение главнокомандующему внутренних войск.

Состав социальной службы зависит от ее функциональной структуры. В ней должны работать социальные работники, психологи, социологи, имеющие достаточный уровень полномочий по решению социальных проблем и обладающие правом принятия решений. Повышению эффективности деятельности службы безусловно будут способствовать созданные различные специализированные структуры, такие как информационно-консультационные центры и т.п.

Предложенная инновационная модель должна быть вертикально интегрирована (от главного командования внутренних войск до воинской части, соединения) и иметь все составляющие ее функциональные блоки на всех уровнях управления структурой, за исключением отдела информации и планирования социального развития войск. В идеале модель организационной структуры управления социальной сферой войск должна предусматривать должность первого заместителя главнокомандующего внутренними войсками. Должностным лицам данной модели следует делегировать право принятия решений в пределах своей компетенции. Перечень штатных органов и должностных лиц службы управления социальной сферой необходимо расширить за счет нештатных структур (общественных организаций внутренних войск).

Рассмотренная в статье структурно-функциональная модель службы социального развития внутренних войск МВД России, как считает автор, способна решить проблему разобщенности структур управления социальной сферой, не разрушая при этом традиционно сложившейся практики управления и взаимодействия.

* * *

1. Горгола Е.В. Совершенствование системы социально-экономического обеспечения военнослужащих на современном этапе военного строительства: дис. ... д-ра эконом. наук. М., 2005. 412 с.

2. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. академика РАН Г.В. Осипова. М.: НОРМА-ИНФРА-М. М., 1998. 664 с.

3. Штомпка П. Роберт Мертон: динамический фундаментализм // Современная американская социология / под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.