Научная статья на тему 'Социальная инфраструктура села и основные пути ее совершенствовани'

Социальная инфраструктура села и основные пути ее совершенствовани Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5804
622
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ / ПОТРЕБНОСТИ / RURAL POPULATION / SOCIAL INFRASTRUCTURE / IMPROVEMENT OF LIVING CONDITIONS / NEEDS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фатхуллина Л. З.

В статье рассмотрено современное состояние сельской социальной инфраструктуры и предложены пути ее совершенствования, которые необходимы для устойчивого развития сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The articles reviewed the current state of rural social infrastructure and suggest ways to improve it, are not needed for the sustainable development of rural areas.

Текст научной работы на тему «Социальная инфраструктура села и основные пути ее совершенствовани»

УДК 316.334

Л. З. Фатхуллина

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА СЕЛА И ОСНОВНЫЕ ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Ключевые слова: сельское население, социальная инфраструктура, улучшение условий жизни, потребности.

В статье рассмотрено современное состояние сельской социальной инфраструктуры и предложены пути ее совершенствования, которые необходимы для устойчивого развития сельских территорий.

Key words: rural population, social infrastructure, improvement of living conditions, needs.

The articles reviewed the current state of rural social infrastructure and suggest ways to improve it, are not needed for the sustainable development of rural areas.

Переходное состояние российского общества в 90-е годы ХХ в. породило множество социально-экономических проблем, которые особенно затронули сельскую местность. Снижение государственной поддержки агропромышленного комплекса, усиление

экономического дисбаланса между городом и деревней привели к спаду в развитии социальной инфраструктуры села, что отрицательным образом сказалось на качестве жизни населения. В период реформ средства на содержание объектов социальной инфраструктуры перестали выделяться совсем, сельскохозяйственные предприятия начали отказываться от их содержания. Все это привело к разрушению и без того недостаточно развитой сельской социальной инфраструктуры. Попытка обеспечения социальной защищенности сельских жителей путем передачи объектов социальной инфраструктуры органам местного самоуправления оказалась также малоэффективной, так как бюджеты сельских муниципальных образований до сих пор не имеют твердой, установленной законом доходной базы, способной финансировать содержание социальных объектов села.

Начиная с 1990 года, число общеобразовательных учреждений в сельской местности сократилось на 25% (с 48,6 тыс. до 36,3 тыс.), дошкольных учреждений сократилось почти в 2 раза (с 40,6 тыс. до 19,1 тыс.), учреждений культурно-досугового типа почти на треть (с 62,6 тыс. до 43,7 тыс.), количество библиотек - на 14% (с 42,2 тыс. до 36,4 тыс.). Сегодня в среднем по России на 100 сельских населенных пунктов приходится 26 детских дошкольных учреждений, 32 школы, 42 клуба, 30 учреждений здравоохранения [1]. В условиях неразвитости дорожной сети, мобильных и дистанционных форм обслуживания, курса на оптимизацию объектов образования, здравоохранения, культуры снижается территориальная доступность сельскому населению образовательных, медицинских, культурных, торговых, бытовых услуг.

Значение для села социальной инфраструктуры огромно: она обеспечивает рабочие места, условия для получения образования и сохранения здоровья, привлечения квалифицированных кадров; влияет на снижение производственных издержек, развитие сельскохозяйственного производства, а также альтернативных форм занятости; она формирует в пределах той или иной территории жизненную сферу и, в конечном итоге, условия демографического и социального воспроизводства населения.

В целом же, новые объекты на селе возникают как ориентированные на получение прибыли - чаще всего это объекты торговли (обеспеченность данным объектом социальной инфраструктуры в исследуемых селах около 90% [2]). Ввод же социально значимых объектов осуществляется на очень низком уровне (табл. 1).

Как видим, начиная с 1990 г. по вводу указанных объектов наблюдается отрицательная динамика, что затрудняет получение услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, которые необходимы для полноценной и качественной жизни. Такая динамика наблюдается

196

не только в Республике Татарстан, но и в Российской Федерации в целом (табл. 2).

Таблица 1 - Ввод в действие объектов социально-культурного назначения в сельской местности РТ

Год Общеобразовательных учреждений,уч. мест Дошкольных учреждений, мест Больничных учреждений, коек Учреждений культурнодосугового типа, мест

1990 7538 3795 281 5260

1995 5254 1010 25 1605

2000 4180 320 64 950

2005 1504 64 24 530

2007 800 270 18 853

2008 1254 180 - 180

Таблица 2 - Ввод в действие объектов социально-культурного назначения в сельской местности РФ

Год Общеобразовательных учреждений, тыс. уч. мест Дошкольных учреждений, тыс. мест Больничных учреждений, тыс. коек Учреждений культурнодосугового типа, тыс. мест

1990 180,8 83,7 5,3 90,2

1995 86,8 12,8 2,3 16,8

2000 53,5 3,0 1,5 9,6

2005 27,9 0,9 0,9 5,7

2007 35,9 3,0 0,9 5,2

2008 26,1 2,6 0,9 4,8

Это затрудняет получение услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры; для детей, подростков, молодежи и представителей старшего поколения нет условий для полноценного досуга. Отсутствие условий для качественной жизни обусловливает высокий уровень миграции населения в город. Выявлено, что отток трудоспособного сельского населения также приводит к ликвидации социально значимых объектов социальной инфраструктуры: только за 2005-2008 гг. в республике реорганизовано 78 различных школ, за 1990-2008 гг. сеть детских дошкольных учреждений сократилась на селе на 17,3%, а численность посещающих их детей - на 47,7%; за 2001-2006 гг. число больничных учреждений сократилось в 2 раза, число центральных районных больниц - на 22%, участковых больниц - на 63,3%. Число учреждений культурнодосугового типа в селах республики продолжает уменьшаться: за 1995-2000 гг. с 2224 до 2130, т.е. на 4,2%, за 2002-2008 гг. с 2106 до 1995, т.е. на 5,3%. При этом треть сельских клубов требуют срочного капитального ремонта. Число библиотек в селах снизилось с 1407 в 2002 г. до 1349 в 2008 г., киноустановок за период 1995-2000 гг. почти в 2 раза (с 1182 до 600), за 2000-2008 гг. еще в 3,5 раза (с 600 до 168).

Именно возможность пользоваться достижениями социальной инфраструктуры делал привлекательным городской образ жизни для сельчан-мигрантов. Можно сказать, что в

данном случае привлекательные стороны городской жизни «перевешивают» привлекательные стороны сельской (табл. 3).

Таблица 3 - Привлекательные стороны городской и сельской жизни по мнению сельчан

Привлекательные стороны городской жизни Привлекательные стороны сельской жизни

1. Бытовые условия - 33%; 2. Доступ к хорошему образованию - 24%; 3. Большие возможности для самореализации - 23%; 4. Близость к культурным центрам - 21%; 5. Благоприятные условия для воспитания и образования детей - 17%; 1. Близость к природе - 58%; 2. Возможность иметь свой дом и хозяйство -37%; 3. Спокойный ритм жизни - 36%; 4. Открытые отношения между людьми -25%; 5. Сельскохозяйственный труд - 20%;

Целью осуществления мероприятий по развитию социальной инфраструктуры села является улучшение жизни сельского населения. При этом необходимо отметить

актуализацию системного взгляда на проблему совершенствования сельской социальной инфраструктуры. Ее нельзя сводить, как это часто делается, к развитию только инженерных сооружений. Это затрагивает не только материально-экономические проблемы, но и культурно-духовные институты социальной организации села как подсистемы общества. Поэтому вопрос совершенствования инфраструктуры следует рассматривать во взаимосвязи со всеми другими проблемами сельской жизни.

Исходя из вышесказанного, среди основных путей совершенствования социальной инфраструктуры села выделим следующие:

- несмотря на известную традиционность, важной мерой представляется повышение уровня оплаты труда, которая решит задачу удовлетворения базовых потребностей, снизит трудовую нагрузку в личном подсобном хозяйстве и поможет эффективнее использовать свободное время;

- с учетом динамики поведения отдельных возрастных групп, по-разному мотивированных на проживание и трудовую деятельность на селе, создать условия для оптимизации социально-демографической структуры села;

- увеличить количество и разнообразие объектов инфраструктуры;

- повысить роль органов местного самоуправления в решении проблем социальной инфраструктуры села.

Каждое из направлений развития социальной инфраструктуры взаимосвязано с другими: только развитие каждого из них может привести в целом к гармоничному развитию всей системы.

Важной мерой, на наш взгляд, представляется повышение уровня оплаты труд - это направление является одним из самых актуальных, жизненно важных для всех групп сельского населения.

Низкий уровень оплаты труда в сельскохозяйственной отрасли привел к снижению численности занятых в общественном сельскохозяйственном производстве и вынудил сельчан искать альтернативные сферы занятости и источники дохода. Одной из таких сфер и стало личное подсобное хозяйство.

В настоящее время личное подсобное хозяйство превратилось из вспомогательного в основной источник жизнеобеспечения многих сельских семей. Конечно, труд в личном подсобном хозяйстве - характерная черта сельского образа жизни. Важный момент в данном контексте - способность подсобного хозяйства объединять родных и близких. В условиях нехватки рабочих мест, отсутствия трудовых альтернатив домашнее хозяйство выполняет не

только функцию производственную, но и социально-психологическую. Глубокие межличностные связи укрепляют и семью, и дело, которым она занята. Сплоченность и совместимость на подсознательном уровне, кровнородственно уровне помогают снять многие социально-психологические проблемы, привести к успеху любое профессиональное начинание сельских работников. Однако такая интенсивная работа не самым лучшим образом сказывается на здоровье как мужчин, так и женщин.

Поэтому необходима модернизация системы оплаты труда в сельской местности. Под модернизацией понимается, прежде всего, установление зарплат, эквивалентных объему физической, интеллектуальной и нравственной энергии, затрачиваемой работниками в ходе производственной деятельности; материальное и моральное поощрение предпринимательских инициатив работников. Кроме того, раз и навсегда должна быть исключена из практики несвоевременная выплата зарплат, приводящая к хронической задолженности по оплате труда. Помимо предпринимательской инициативы, модернизация оплаты труда могла бы стать действенным стимулом для активизации производственной деятельности работников с традиционной трудовой мотивацией.

Анализ полученных данных позволяет заключить, что ранг материального благополучия (достатка) сельчан в иерархии основополагающих жизненных ценностей как мужчин, так и женщин по-прежнему один из самых высоких (табл. 4).

Таблица 4 - Главные жизненные ценности сельских мужчин и женщин, %

Жизненные ценности Мужчины Женщины

Семья 67 78

Материальный достаток 51 53

Жизнь без волнений и забот 24 27

Интересная работа 35 29

Образование 14 16

Широкий круг знакомых и друзей 33 24

Следующий путь совершенствования инфраструктуры и улучшения жизни на селе -это создание условий для оптимизации социально-демографической структуры села.

Вывод о том, что основной причиной социально-экономического отставания села является миграция в города, вполне справедлив. Причины миграции: высокий уровень безработицы (особенно среди молодежи в возрасте 18-24 года) и низкий уровень оплаты труда, проводимая оптимизация образовательных учреждений, системы здравоохранения (женская безработица); недостаток объектов культурно-досугового типа. В республике за период 2001-2007 гг. численность сельского населения снизилась на 4,5%, причем эта тенденция продолжается и сейчас.

Эту работу необходимо начать с решения проблем молодежи. Нельзя отрицать того, что будущее села напрямую зависит от тех целей и ценностей, которыми руководствуется молодежь. Сельская жизнь будет привлекательной для них только в том случае, если есть реальная возможность получить благоустроенное жилье, достойную заработную плату, иметь перспективы профессионального роста. Исследование выявило, что молодежь обращает внимание, в первую очередь, на уровень оплаты и условия труда. Притязания возрастной группы 25-55 лет более целерациональны: заработок и возможности получения

благоустроенного жилья и других благ. Общее между всеми исследованными возрастными и социально-профессиональными группами - высокая заинтересованность в трудовой деятельности. В связи с этим мероприятия по оптимизации трудовой деятельности должны осуществляться по ряду направлений: экономическому (создание эффективной системы

оплаты труда, напрямую связанной с характером и результатами труда каждого работника; внедрение действенной системы его стимулирования, включающей различные формы социальных льгот и услуг, предлагаемых работникам независимо от их статуса на предприятия; ликвидацию необоснованных привилегий и дифференциации в оплате труда), организационно- техническому (создание оптимальных условий труда, оснащение каждого рабочего места техническими и организационными средствами) и социальнопсихологическому (создание оптимального социально-психологического климата в коллективе, утверждение демократического стиля управления).

Стратегия поведения работодателей должна быть ориентирована на следующие меры:

- предлагать достойную оплату труда;

- предлагать обучение или переобучение по месту работы;

- гарантировать стабильность и безопасность занятости;

- поддерживать адекватные социальные условия;

- самостоятельно совершенствовать социальную инфраструктуру.

Для стабилизации социально-демографической структуры села и решению проблемы кадрового обеспечения будет способствовать обеспечение молодых специалистов жильем. Особенностью жилищного фонда сел республики является высокий удельный вес индивидуальных домов, недостаточно обеспеченных основными видами благоустройства, это подтвердило и наше исследование. Вот почему еще на стадии формирования направлений приоритетного проекта «Развитие АПК» было принято решение о включении в его состав третьей составляющей - обеспечения доступным жильем молодых специалистов. Финансовый механизм реализации данного проекта предусматривает долевое участие средств федерального бюджета (30%), средств региональных бюджетов (40%) и внебюджетных источников (30%). В 2007 г. в рамках проекта выделено 1246,3 млн. руб. бюджетных средств (из бюджета РФ - 534,1 млн. руб., из бюджета РТ - 712, 2 млн. руб.) для строительства жилья 2011 молодых семей. За 2006- 2007 гг. выделено всего 2039, 3 млн. руб. для 3565 человек [3].

Сейчас применительно к сельским территориям практически нет ни четкой демографической политики на федеральном и региональном уровнях, ни внятных миграционных программ, направленных на создание действенного механизма замещения естественной убыли сельского населения. Замедлить этот процесс или стабилизировать ситуацию крайне сложно. Столь мощное сужение базы воспроизводства трудовых ресурсов окажет крайне негативное воздействие на трудообеспеченность и кадровую ситуацию во всех отраслях сельской экономики. Поэтому назрела необходимость принятия мер по оптимизации социально-демографических процессов, с помощью которых государство будет координировать динамику демографической ситуации в стране, а также специальных региональных программ, разработанных на основе комплексных социологических, экономических, демографических, этнографических исследованиях не только по региону в целом, но и рассматривая качество жизни людей в малых городах и сельских районах в отдельности. Необходимо более интенсивное внедрение в систему здравоохранения специалистов по социальной работе, психологов, деятельность которых координировала бы усилия всех учреждений, направленных на поддержку беременных женщин и их семей.

Сравнительно высокая оценка семейных отношений в структуре показателей качества жизни (так ответили 78% женщин и 67% мужчин) однако, не свидетельствует о полном благополучии в этой сфере жизни, а скорее всего, характеризует семью как место, где можно найти психологическую поддержку и легче выжить в трудный момент. Действительно, наличие супруги или супруга можно рассматривать как ресурс материальной и эмоциональной поддержки, что, в конечном счете, также влияет на удовлетворенность жизнью в целом. В этом плане уместно отметить значение института сельской семьи как главного составляющего элемента сельского сообщества. По существу, село и представляет собой локальное сообщество - комплекс семейно-соседских групп.

Кроме того, известно, что удовлетворение материальных и эмоциональнопсихологических потребностей человека является механизмом, обеспечивающим его полноценную жизнедеятельность. В случае, когда те или иные потребности человека не удовлетворяются или удовлетворяются в минимальной степени, могут происходить различные нарушения в системе жизнедеятельности не только отдельной личности, но и всей семьи в целом. Увеличение количества разводов, конфликтность семейных отношений, репродуктивные установки на меньшее количество детей - все это следствия неблагоприятных социально-экономических условий и невозможности удовлетворения потребностей. Социальная инфраструктура в состоянии создать условия для выполнения семьей своих основных функций: экономической, репродуктивной, воспитательной,

жизнеохранительной и всестороннего развития его членов; обеспечение условий для совмещения обязанностей в трудовой деятельности, в семье с личными жизненными интересами; создание благоприятных условий для рождения и воспитания детей.

Следующее направление развития социальной инфраструктуры села - увеличение количества и разнообразия объектов инфраструктуры, предоставляющих населению различные блага и услуги.

Думается, что на уровне администраций районов вполне возможно ввести систему мониторинга с целью отслеживания потребностей населения в объектах социальной инфраструктуры. Мониторинг дает возможность более четко, экономно и эффективно определять цели и задачи по созданию и учреждению конкретных объектов социальной инфраструктуры. На его основе можно составить план, дающий описания будущих (желаемых) объектов инфраструктуры. Преимущества планирования заключаются в гибкости и способности к постоянным изменениям. Благодаря чему в процессе работы возможны корректировки с учетом большой совокупности взаимосвязанных условий и факторов [4]. Поэтому формирование и строительство объектов социальной инфраструктуры села целесообразно выстраивать с учетом мнения самих сельских жителей.

Учет шкалы ценностей и личных предпочтений крестьян, возможных последствий нерешенности тех или иных проблем могут дать большой эффект при выборе приоритетов развития социальной инфраструктуры, что позволит полнее реализовать потенциал сельского самоуправления.

Так, исследование позволило сделать некоторые выводы о том, что необходимо сделать в первую очередь для благоустройства сел (деревень). Результаты представлены на рисунке 1.

улучшить состояние дорог

построить у чр еждеи ІЯ ку л ьту р но -спор ті ІВНОГО напр явлені ія

на л а ді гтъ с еть у чр еж д єні пі с оциа л ьно -быто вого назначения

наладить освещение в темное время суток

откр ы ть у чр еж д ей ія о бр аз о в ател ьно го характера

другое

Рис. 1 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что необходимо сделать в первую очередь для благоустройства вашего села?»

Ответ «другое» включал следующие пожелания: построить новые дома, водопровод, создать условия для молодежи, повысить заработную плату, создать рабочие места и т.д.

201

Такой разброс ответов еще раз подтверждает, что в сельском социуме существует множество проблем, которые нужно решать.

Конечно, активизация дорожного строительства является толчком для совершенствования социальной инфраструктуры, тем более в сельской местности. Они имеют стратегическое значение как основа обеспечения качества жизни, доступности социальных услуг и роста экономики. В ходе исследования выяснили, почти для 60% сельчан получение квалифицированной медицинской помощи затруднено из-за их отдаленности, поэтому 7-18% (в зависимости от района) предпочитают отвозить больных сами; 17-32% сельчан когда-либо вызывали службу медицинской помощи - в данных случаях качество дорог имеет жизненное значение.

Согласно полученным ответам, не удовлетворены потребности сельчан в культурнодосуговых и спортивных объектах. Не секрет, что асоциальное поведение населения, т.е. распространение алкоголизма и наркомании, связаны с недостатком рабочих мест, а также низким уровнем развития культурно-досуговой деятельности на селе. Клуб (Дом культуры) и библиотека не способны обеспечить интересную и насыщенную культурную жизнь. Для решения задач этого направления необходимым является:

- модернизация сельских учреждений культуры;

- информатизация сельских библиотек и клубов;

- укрепление их профессиональными кадрами;

- материально-техническое обеспечение.

Для улучшения качества услуг культурно-досуговых учреждений можно присоединять небольшие учреждения культуры к другим, более значимым. Укрупнить, а значит создать культурно-образовательные, культурно-педагогические, культурно-спортивные комплексы и т.д.

Конечно, слабое пользование данными объектами можно объяснить ростом общей занятости населения. В давнем состязании клуба и телевидения, несомненно, победило телевидение, чему способствует полиморфизм ценностей, предлагаемых телевидением, возможность свободного выбора духовных ценностей, не выходя из дома и слабая клубная работа. Высокая трудовая нагрузка ведет человека к дивану и телевизору, чем в библиотеку или на спортплощадку. Свободное время - та сфера деятельности, за которую несет ответственность не только личность, но и общество - ведь личность не изолирована от группового контекста и не автономна в своем поведении. Это время, когда человек может выбирать тот или иной вид деятельности, руководствуясь своими интересами и возможностями. Традиционно у жителей села свободное время и способы его проведения ограничены из-за высокой нагрузки в личном хозяйстве; направленность, способы его проведения больше носят восстановительно-информационный характер, то есть скорее пассивный, потребительский, чем активный.

Конечно, невозможно обеспечить каждое село, каждую деревню спортивным объектом, поэтому опять же нужно обратить взор на «многофункциональную» сельскую школу. В рамках социальных программ можно профинансировать ремонт спортивных залов или закупить новый инвентарь (для летних и зимних видов спорта). Отсутствие данных объектов компенсировать:

- популяризацией массовых видов спорта с участием взрослого населения;

- организацией спортивно-праздничных мероприятий;

- организацией для учащихся занятий по здоровому образу жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одной из важнейших задач в развитии социальной инфраструктуры села является подъем сельского здравоохранения до уровня, способного обеспечить всеобщую доступность государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих бесплатную медицинскую помощь населению за счет средств бюджетов, страховых взносов и других источников.

Наряду с укреплением районного звена сельского здравоохранения в числе программных мер следует предусмотреть: развитие сети сельских участковых больниц,

обеспечение нормативной доступности сельскому населению первичной медицинской помощи на базе фельдшерско-акушерских пунктов; доступность скорой медицинской помощи; укомплектование сельских учреждений здравоохранения кадрами врачей и среднего медицинского персонала, укрепление их материально-технической базы; развитие сети санаториев-профилакториев для работающих, организацию мобильных и дистанционных форм медицинского обслуживания и систематической диспансеризации сельчан, практическую доступность сельским жителям медицинских центров крупных городов (на основе квотирования мест).

Нужно предусмотреть меры не только по совершенствованию медицинского обслуживания сельских жителей, организации профилактики заболеваний, но и нормализации совокупных трудовых нагрузок, улучшению санитарно-гигиенических условий и охраны труда, созданию безопасной для жизни и здоровья производственной среды, снижению профессиональных заболеваний. Таким образом, главной задачей развития сельского здравоохранения должно стать повышение доступности, качества и эффективности лечебнодиагностического процесса и медицинского обслуживания населения, приближение медицинской помощи к сельчанам.

В условиях ограниченности средств наиболее сложным моментом является выбор приоритетных направлений социального развития села, которые должны наиболее полно соответствовать интересам сельских жителей, стимулировать производственную активность всех членов крестьянской семьи, обеспечивать заинтересованность людей в развитии творческого потенциала личности и ведении здорового образа жизни. Эффективным инструментом зарекомендовали себя целевые программы («Социальное развитие села до 2010 г.», «Развитие АПК», «Образование» и др.) Они представляют собой разработанные и согласованные экономические механизмы, основанные на системе мер и действий, направленных на создание условий и институциональной базы в рамках развития и улучшения экономики, промышленности, социальной сферы, жизни общества [5, 6]. Основной целью разработанной целевой программы является концентрация и направление финансовых ресурсов в сторону приоритетных или проблемных сфер экономики, государства и общества.

Важным направлением совершенствования социальной инфраструктуры является увеличение роли органов местного самоуправления в жизни сельского населения.

В сознании сельчан органы местного самоуправления, согласно результатам исследования, представлены слабо. При рассмотрении распределения ответов респондентов по вариантам, в первую очередь привлекает внимание то, что более половины опрошенных (59% в Кукморском, 58% в Камско-Устьинском, 60% в Актанышском районах; в Альметьевском таковых оказалось 25%) затруднились ответить на вопрос о роли органов местного самоуправления в их жизни. Часть респондентов (от 5% до 25%) попыталась определить эту роль, выбрав конкретные варианты ответов, однако их ранжирование не имеет заметной схожести по районам. Это позволяет сделать вывод о том, что для сельского населения значение органов местного самоуправления незначительно, и формирование активно действующей, эффективной системы местного самоуправления становится самостоятельной задачей в целях совершенствования социальной инфраструктуры.

В результате реформы местного самоуправления органы власти получили широкие полномочия по формированию политики социально-экономического развития сельских территорий. Устойчивое экономическое развитие страны позволяет муниципалитетам планировать свою деятельность в среднесрочной перспективе. В связи с этим, закономерно возрастает значимость работы по созданию программ социально-экономического развития муниципальных образований, направленных, прежде всего, на улучшение условий жизнедеятельности местного населения, привлечение новых инвестиционных ресурсов, повышение конкурентоспособности и привлекательности территории за счет наращивания потенциала социальной инфраструктуры и стимулирования экономической активности. Объемы издержек на поддержание и развитие социальной инфраструктуры муниципальных

образований, в содержании которой участвуют средства местных бюджетов, выросли намного больше, чем реальные доходы бюджетов муниципальных образований, а этого недостаточно для обеспечения функционирования социальной инфраструктуры. На сегодняшний день возможности местного самоуправления в полной мере не реализованы.

В центре внимания местного самоуправления находятся такие вопросы, как строительство жилья и дорог, благоустройство домов, деятельность учреждений здравоохранения, образования и культуры, проблемы социальной защиты. Поэтому без участия местного самоуправления модернизация в отраслях социальной инфраструктуры практически невозможны. Но низкий уровень развития самой системы местного самоуправления делает проблематичным установление общественного контроля качества предлагаемых товаров и услуг в сфере социальной инфраструктуры. Сегодня, главное, объяснить сельскому жителю, что местное самоуправление дает им право на решение вопросов местного значения с учетом местных особенностей и традиций.

Таким образом, представлены и описаны основные направления пути совершенствования социальной инфраструктуры, необходимые для устойчивого развития сельских территорий. Эти направления представляют собой структурные элементы в общем процессе модернизации сферы социальной инфраструктуры и тесно взаимосвязаны между собой.

Литература

1. Кухтин, П.В. Инфраструктура муниципальных образований: учеб. пособие / П.В.Кухтин. - М.: КНОРУС, 2008. - С.79.

2. По результатам конкретно-социологического исследования, проведенного по программе и под руководством автора в четырех сельских районах Республики Татарстан (Альметьевский, Актанышский, Камско-Устьинский, Кукморский), выбранных с учетом их принадлежности к различным природно-экономическим зонам. Для отбора единиц исследования использовалась квотная выборка. Параметрами квот выступили: численность, возрастной и половой составы населения исследуемых районов.

3. Зиятдинова, Ф.Г. Российское село в рыночных условиях: монография / Ф.Г.Зиятдинова, Е.И.Кучаева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. - С. 163.

4. Валитов, Ш.М. Индикативное планирование в экономических системах разного уровня / Ш.М.Валитов, Б.В.Бакеев. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2003. - С. 8-9.

5. Здунов, А.А. К вопросу о согласовании программ социально-экономического развития федерального и регионального уровней / А.А.Здунов // Экономический вестник РТ. - №3. - 2008. - С. 17.

6. Здунов, А.А. Оценка и согласование показателей эффективности реализации программ социальноэкономического развития / А.А.Здунов // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №2.- С.370-378.

© Л. З. Фатхуллина - канд. социол. наук, асс. каф. социальной и политической конфликтологии КНИТУ, lialfa@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.