Признаками устойчивости сельских территорий выступают: заметное повышение уровня благосостояния сельских жителей, значительное сокращение сельской миграции, улучшения здоровья жителей села, гарантированная государством личная безопасность и развитие личности как таковой. Устойчивость территориального развития предполагает формирования саморазвивающихся социально-экономических территориальных систем. В основе данных систем заложен не только элемент развития среды, но и элемент противодействия разрушительным функциям (антропогенным, природным, культурным).
По своей природе потребительская кооперация относится к экономическим системам, главной целью которых является улучшение жизни населения на основе самоорганизации и самоуправления. Указанное -полностью совпадает с задачами стратегии устойчивого развития сельских территорий.
Таким образом, потребительская кооперация на селе справедливо рассматривается нами как одна из эффективных экономических моделей устойчивого развития сельских территорий. Именно потребительской кооперации как социальной модели развития экономики предстоит разрешать противоречия между глобальной экономикой и экономикой устойчивого развития.
Литература
1. Елютин О. Н. Кооперация в России - невостребованный опыт // Наука и жизнь. - 2003. - № 5.-С. 58-64.
2. Овчинцева Л.А. Развитие сельского территориального общественного самоуправления // Местное самоуправление и гражданское участие в сельской России. - 2003. - № 3. - С. 54-62.
3. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России за 2012 г. Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации - М., 2013.
4. Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» в ред. Федеральных законов от 11.07.1997 № 97-ФЗ, от 28.04.2000 № 54-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-Ф3.
УДК 430.43 (470.12)
Канд. экон. наук С.Н. ШИРОКОВ (СПбГАУ, [email protected]) Канд. экон. наук Л.А. ШЕВХУЖЕВА (СПбГАУ, [email protected]) Канд. экон. наук О.З. АРОВА (СевКавГГТА, [email protected])
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ (по материалам Карачаево-Черкесской Республики)
Государственная программа, сельские территории, социальное развитие, социальная эффективность, методология оценки социального развития
Одним из важнейших направлений развития социальной сферы сельских территорий является реализация федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Реализация программы предполагает:
- преодоление существенных межрегиональных различий в уровне и качестве жизни сельского населения на основе дифференцированной государственной поддержки из федерального бюджета региональных программ устойчивого развития сельских территорий,
сформированных субъектами Российской Федерации на основе оценки экономического потенциала региона и разработки перспективных направлений развития сельских территорий;
- наращивание темпов социального развития сельских поселений согласно прогнозируемому росту потребности в создании комфортных условий проживания в сельской местности [1].
Таким образом, вхождение в программу предполагает разработку программы социально-экономического развития региона. Наши исследования показывают, что также внутри регионов имеются существенные различия в уровне и качестве жизни сельского населения в поселениях, обусловленные различными факторами, среди которых наиболее значимыми являются: отдаленность поселения от центра, его географическое расположение, сложившаяся инфраструктура региона и т.д.
На основе изучения научной литературы дано определение социальной эффективности как интегрального показателя, характеризующего уровень соответствия результатов социально-экономического развития общества с его социальными целями [2,3,4].
В этой связи возникает необходимость разработки методологии оценки уровня социального состояния региона, районов и сельских поселений. В комплексе критериев оценки, судя по программному документу, также следует включить оценку экономического потенциала сельских территорий для разработки комплекса мер экономического воздействия, позволяющие принимать решения, направленные на обеспечение экономически и экологически обоснованного, социально ориентированного, расширенного воспроизводства для повышения уровня и качества жизни населения. Другая сторона вопроса - разработка механизмов для выравнивания уровня экономического развития сельских территорий на основе разработки нормативных показателей. По правилам ВТО отнесение региона к неблагоприятным в сельскохозяйственном отношении также дает практически неограниченные возможности субсидирования согласно «Программе региональной помощи» [5].
Применительно к развитию сельских территорий социальную эффективность можно структурировать и оценивать по следующим критериям:
- социальная необходимость деятельности, определяющая вклад сельского хозяйства территории в развитие экономики региона. Оценивается в процентах или долях от объема стоимости валового продукта отрасли к общей стоимости валового продукта региона, района, поселения в зависимости от иерархии объекта оценки;
- социальная полезность, качество жизни, результат и последствия деятельности человека и организации - уровень заработной платы, объем валового продукта, рентабельность производства;
- социальная привлекательность предполагает удовлетворенность жителей сельских территорий работой, условиями и местом проживания [6]. Оценку этого показателя нужно выполнить по трем группам:
1. Удовлетворенность жителей сельских территорий работой - размер оплаты труда по сравнению с оплатой труда по экономике в целом, экономическая доступность материальных благ, отношение индекса потребительских цен к индексу средней заработной платы.
2. Удовлетворенность условиями проживания - миграционное настроение, обеспеченность сельских территорий услугами социальной инфраструктуры (уровень обеспеченности газом, водой, дошкольными учреждениями, наличие посадочных мест в школе для односменного проведения занятий - оцениваются от единицы или от 100%), наличие и доступность объектов социально-культурного обеспечения (оцениваются из нормативных показателей на 1000 человек, рассчитанных как средний показатель по стране, региону, району, поселению). Желательно также отслеживать динамику спроса на социально-культурное обеспечение, наличие, доступность и качество медицинского
обслуживания (оценивается по среднему времени, затраченному на получение неотложной врачебной помощи в экстренных случаях, уровню оснащенности медицинской техникой сельских больниц и фельдшерских пунктов, числу койко-мест, по количеству врачей и младшего медицинского персонала, приходящихся на 1000 чел. населения), наличие и частота транспортного сообщения с ближайшими городами (среднее время, затраченное на остановках при ожидании общественного транспорта, и время, потраченное в пути на посещение пункта, - средний показатель по КЧР - 10-15 мин. простаивания на остановке и не более 1,5 часа времени на общественном транспорте для посещения ближайшего города), процент дорог с твердым покрытием по отношению к общей протяженности внутрисельских дорог (для КЧР-15% внутрисельских дорог с твердым покрытием, а с гравийным -85%).
3. Удовлетворенность местом проживания - мера удовлетворенности эстетических и этических норм. Наличие сельских клубов и клубов по интересам, спортивно-оздоровительных секций:
- общесоциальные показатели как следствие состояния экономики страны (региона), характеризующие демографическую ситуацию, - коэффициент рождаемости (смертности), средняя продолжительность жизни, уровень бедности, увеличение числа безработных, состояние экологии;
- наличие правовых, административных и экономических условий для ведения предпринимательской деятельности;
- наличие и качество факторов производства и уровень их использования (биоклиматический потенциал, качество (бонитет) почвы и площадь сельскохозяйственных угодий, трудовые, материально-технические и финансовые ресурсы, специализация трудовых ресурсов);
- оценка потенциала администрации (муниципального поселения) как организатора социально-экономического развития по разработанному критерию комплексных показателей оценки персонала.
Таким образом, система показателей, оценивающих социальную эффективность, нами структурирована по следующим блокам для оценки:
1. Вклада в экономический потенциал региона, района, поселения (показатели, относящиеся к оценке социальной необходимости деятельности и социальной полезности). Чем выше значение этих показателей, тем меньше будет размер финансирования по социально-экономическим показателям.
2. Социальной привлекательности.
Для их оценки необходимо разработать комплекс нормативов или социальных стандартов региона.
На основе анализа динамики социально-экономического развития КЧР предложенные социальные стандарты сельских территорий приведены в табл. 1.
Предлагается разработка и принятие на уровне региона единых социальных нормативов для сельских территорий.
Социальные нормативы должны включать в себя следующее:
- обеспечение жилищной площадью на одного сельского жителя не менее 15 кв. м. жилого помещения и 25 кв. м - подсобного. При невозможности семьей обеспечения таких стандартов, особенно для многодетных семей, изыскивать возможности оказания помощи в виде субсидий;
- полная газификация сельских населенных пунктов и сельских жилых домов;
- наличие центрального водоснабжения в каждом сельском населенном пункте;
Таблица 1. Предлагаемые социальные нормативы развития сельских территорий КЧР
Показатель Норматив на 1000 сельских жителей
Количество мест в сельском клубе 250
Количество пунктов для сервисного обслуживания бытовых приборов, техники 1
Игровые площадки для детей, по каждой улице в зависимости от ее протяженности и компактности застройки, кв. м 80
Количество мест в дошкольном учреждении 90
Количество мест в школе 110
Площадь спортивного зала для занятия спортом, тренировок, кв. м 270
Площадь амбулатории с аптекой, кв. м 60
Площадь помещения для врача, кв. м 10
Доступность плавательных бассейнов, бань (время, затраченное на подход, подъезд к их расположению с использованием общественного транспорта) 1 час
- наличие в каждом сельском населенном пункте учреждения оказания первой медицинской помощи, детского дошкольного учреждения, начальной или средней школы, сельского клуба, функционирование внутри клуба секций, например любителей шахматной игры;
- наличие магазинов, ассортимент товаров, уровень удовлетворенности покупателей набором товаров и качеством обслуживания;
- наличие телекоммуникационных сетей, пунктов сервисного обслуживания для бытовой техники, компьютеров;
- наличие пунктов сервиса: парикмахерских, ателье по ремонту и пошиву одежды и обуви, ремонтных мастерских для сельхозтехники с возможным выходом по звонку для экстренной помощи в поле или, в крайнем случае, получения достаточной информации для быстрого и качественного ремонта техники, замены запчастей, особенно в напряженные дни.
По показателям, относящимся к блоку общесоциальных, в зависимости от уровня отклонения от вычисленного показателя: по коэффициенту смертности, уменьшения средней продолжительности жизни, уровня бедности, увеличения числа безработных, ухудшения состояния экологии - следует принимать срочные меры.
3. Возможности наращивания темпов социально-экономического развития и создания условий для частно-государственного партнерства.
Нормами Всемирной Торговой Организации государственная поддержка должна оказываться через модернизацию инфраструктуры и социальное обустройство аграрных регионов. Однако социальная сфера сельских территорий испытывает значительные потребности в финансовых ресурсах, внедрении современных методов управления, передовых технологий оказания услуг и обслуживания. Бюджетные и внебюджетные средства, ресурсы целевого финансирования не позволяют полностью удовлетворять эти потребности, поэтому становится необходимым прямое привлечение компетенций и инвестиций частного сектора, то есть активное внедрение государственно-частного партнерства на социальное обустройство сельских территорий.
Однако проанализируем мнение сельской молодежи для оценки целевых индикаторов, влияющих на их выбор, для проживания в сельской местности.
Так, нами было выполнено анкетирование выпускников школ Малокарачаевского района, Карачаево-Черкесского республиканского государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональный лицей №1" и выпускников аграрного института СевКавГТТА. После обработки данных полученные сведения приоритетности факторов, влияющих на их выбор для проживания в сельской местности, представлены в табл. 2.
Таблица 2. Приоритетность факторов, влияющих на выбор проживания в сельской
местности молодежи
Факторы Приоритетность
Наличие дорожных коммуникаций должного уровня 4
Доступность жилья со всеми необходимыми коммуникациями 2
Действующие правовые, административные и экономические условия для ведения предпринимательской деятельности 5
Реальная перспектива постоянного достойно оплачиваемого трудоустройства 1
Развитая инфраструктура сельских учреждений здравоохранения 3
Развитая сеть спортивных и оздоровительных сооружений 2
Соответствующая общероссийскому уровню сеть дошкольных образовательных учреждений 5
Соответствующая общероссийскому уровню система среднего образования в селах 6
Наличие культурных и развлекательных учреждений 4
Развитая сеть организации розничной торговли и общественного питания 7
Развитое информационное поле (высокое качество предоставления Интернет и сотовой связи) 2
Развитая сеть бытового обслуживания 8
Развитая сеть ремонтных мастерских 8
Оценка данных анализа анкетирования (табл. 2) показала, что молодежь села предпочитает более всего наличие высокооплачиваемой и постоянной работы; отнесение к 5 месту правовых, административных и экономических условий для ведения предпринимательской деятельности показывает о неготовности молодежи к самостоятельной организации бизнеса.
В этой ситуации особую роль организатора агробизнеса играет местное самоуправление в лице администрации поселения. Поэтому важно соответствие профессиональных качеств сотрудников администрации стоящим перед ними задачам -оказание всесторонней помощи местным предпринимателям в организации агробизнеса и иной деятельности, направленной на повышение качества инфраструктуры села, социального развития общества. Декларирования одних профессиональных качеств недостаточно для создания команды единомышленников, поэтому весьма важным фактором также будет соответствующее материальное стимулирование, которое следует увязать с количеством успешных бизнес-структур, организованных при их участии на территории поселения.
Таким образом, для принятия решения по оказанию действенных мер повышения социально-экономического развития предлагается выполнить балльно-рейтинговую оценку. Для такой оценки должна быть создана экспертная группа, определен вес каждого из показателей, входящих в блок, весомость блоков, определен сводный показатель по каждому из блоков, и по рассчитанному интегральному показателю оценены все поселения и районы региона. И на основе полученных значений должен быть разработан план социально-экономического развития поселений региона.
Уже сейчас, используя предоставленные возможности программой развития сельского хозяйства до 2020 года, можно выполнить ряд мероприятий, позволяющих существенно улучшить социальную и экономическую эффективность поселения. Речь идет о подпрограмме развития семейных фермерских хозяйств и участии в различных
подпрограммах, направленных на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
На протяжении всего времени, в течение которого активно использовалась система льготного кредитования различных направлений развития сельского хозяйства, механизм выбора участников, выигравших право участия в программе и получивших субсидии и гранты, размеры выделяемых субсидий, а также ряд других общественно-значимых показателей, остаются неизвестными для большинства сельхозтоваропроизводителей. Данное обстоятельство отрицательно влияет на предпринимательскую активность в сфере сельскохозяйственного производства, возможность реализации государственных программ. Для исследователей доступ к информации по факту реализации программ развития АПК, исследованиям важнейших социально-экономических показателей развития сельского хозяйства, кроме той, которая представлена в открытом доступе местной статистикой, становится практически невозможной; особенно появились затруднения после того, как программой развития сельского хозяйства до 2020 года было декларировано наличие закрытой корпоративной информации. Это обстоятельство также сказывается на прозрачности даже той документации, которая к такого рода информации не имела никакого отношения. Данное обстоятельство также противоречит правилам ВТО (табл.3).
Таблица 3. Принципы оказания государственной поддержки сельскохозяйственных организаций региона в условиях членства России в ВТО
Принципы Содержание
Публичность Бюджетные средства, выделяемые сельскохозяйственным организациям, должны быть открытыми и общедоступными на федеральном, региональном и местном уровнях
Стабильность Государственная поддержка должна осуществляться на конкретных, стабильных, юридически закрепленных условиях
Доступность Все субъекты хозяйствования должны иметь равные возможности доступа к бюджетным средствам
Гарантированность исполнения обязательств Обязательства государства по поддержке сельскохозяйственных организаций должны быть законодательно закреплены, финансово обеспечены и неукоснительно исполнены
Целевой характер использования Бюджетные средства должны использоваться строго по утвержденным направлениям расходования
Адресность Средства господдержки должны направляться непосредственно конкретным организациям, исключая посреднические структуры
Своевременность Государственная поддержка должна выплачиваться ежемесячно/ежеквартально, а не один раз в год
Поэтому предложен новый механизм, предусматривающий следующие этапы при получении государственной поддержки, декларированной программой развития АПК до 2020 года:
- пользоваться услугами ИКС в части подготовки документов на представление их в МСХ региона;
- министерству сельского хозяйства заранее подготовить ключевые показатели для экспертной оценки комплекта документов, с использованием балльно-рейтинговой оценки. В случае получения равных баллов предпочтение отдается поселению с более низким значением социальной эффективности поселения;
- принятая документация должна быть соответствующим образом оформлена, зарегистрирована, должен быть присвоен штрих-код. Данные штрих-коды регистрируются в компьютере и сообщаются только лицу, предоставившему документ;
- экспертиза должна быть осуществлена экспертами, подготовленными для такой работы и прошедшими отбор на компьютере. Кроме номера документа, никакой другой информации им предоставлять категорически запрещается;
в процессе работы экспертами выполняется оценка, подготавливается мотивированное заключение;
- заключение по представленному документу с указанием штрих-кода выносится на созданный для этого специальный сайт;
- контроль за выполнением указанных процедур осуществляется без указания лица, от которого поступила заявка, а только по штрих-коду. Эксперт, ни при каких обстоятельствах не должен знать, чью работу он анализирует, а нарушение данного принципа должно привести к административной, а в некоторых случаях и к уголовной ответственности;
- обязательно нужно соблюдать нормативы времени на весь цикл работ - одну календарную рабочую неделю. При существующем уровне программного обеспечения это достаточный срок для оценки экономического документа.
На основе анализа финансовых средств, на получение которых может рассчитывать КЧР для реализации программы по устойчивому развитию, нами сделан вывод о том, что их недостаточно для достижения каких-либо значимых показателей социальной эффективности. Весьма проблематичной остается привлечение инвестиций из республики. Так, при реализации программы развития АПК на 2008-2012 годы было заложено на достижение поставленных задач до 9919,51 млн. рублей, из них за счет федерального бюджета (по согласованию) - 4455,68 млн. рублей, за счет республиканского бюджета всего 2348,95 млн. рублей, за счет средств местных бюджетов (по согласованию) - 239,75 млн. рублей, а также за счет внебюджетных источников всего - 2875,13 млн. рублей. Реальное финансирование составило 4973 млн. рублей (50,1%), в том числе из федерального бюджета - 4145 млн. рублей (93,0%) и республиканского - 827 млн. рублей (35,2%). Меньше всего средств на реализацию региональной программы поступило от региональных источников (5%) [7]. В этой связи возникает необходимость в оценке факторов, повлиявших на такой результат, и поиске эффективного механизма для дальнейшего развития сельского хозяйства республики.
Проблема безработицы и невозможность самореализации могут стать основными факторами миграции населения из республики. Поэтому следует обратить внимание на механизм, который был раньше, для решения проблемы трудоизбыточности в сельской местности - создавались крупные заводы на местах компактного проживания сельского населения, существовало также министерство местной промышленности. Так, в КЧР работал завод «Микрокомпонент», филиалы которого находились в 4 районах республики, и в них трудились до 12 тыс. человек. Завод не только производил промышленную продукцию, но и активно помогал сельскому хозяйству в напряженные периоды уборочных и посевных работ. Под эгидой местной промышленности работали цеха различных обувных фабрик, фабрик по пошиву одежды, пекарни и т.д. Это способствовало не только сохранению демографической ситуации, наполняемости бюджета, но и внесению активного вклада в производство сельскохозяйственной продукции. Рабочие заводов и фабрик, расположенных в густонаселенных сельских местностях, как правило, были также владельцами приусадебных участков.
Важнейшим звеном дальнейшего социально-экономического развития сельской местности является привлечение инвестиций с целью организации занятости населения, создания условий, обеспечивающих самозанятость. Эффективное решение проблемы занятости населения для КЧР видится в реанимации НПО «Микрокомпонент», создании мощного туристско-рекреационного комплекса Домбай-Теберда-Архыз. Это позволит создать мощную инфраструктуру сельскохозяйственного производства на базе крупных сельскохозяйственных предприятий кластерного типа, что непременно положительно скажется на уровне социально-экономического развития сельских поселений региона.
Литература
1. ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» // ГАРАНТ. Py.URL: http://www.garant.ru/products/ ipo / prime/doc/70155950/#ixzz3gczeq5ar (дата обращения 15 февраля 2016).
2. Карачаево-Черкесская Республика. Устойчивое развитие: опыт, проблемы, перспективы. - М.: Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации/Центр экологической политики России, 2013. - 128 с. - URL: http://www.sustainabledevelopment.ru/upload/File/Books_2013/2013_KChR.pdf (дата обращения 15 февраля 2016).
3. Барсукова С.Ю. Выделение регионов, неблагоприятных для ведения сельского хозяйства, или как в России собираются помогать сельскому хозяйству в условиях членства в ВТО. - URL: http://ecsoclab.hse.ru/data/2014/04/10/1320204825/%D0%B7%D0% B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%92%D0%A2%D0%9E%20%D0% В2% 20% D0%AD%D0%9A%D0%9E.pdf по состоянию на 14.07.2014] (дата обращения 15 февраля 2016).
4. Домрачев А. Взаимосвязь экономической и социальной эффективности // Экономика сельского хозяйства России: реферативный журнал. - 2013. - №11. - С.58-62.
5. Бадмаева С.Ю. Совершенствование форм и методов государственной поддержки сельскохозяйственных организаций: Дис...канд. экон. наук.-Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ -2013.-С.24.
6. Суворова В.В., Мезинцев Ю.М. К вопросу мотивации молодых специалистов к проживанию в сельской местности //Экономика сельского хозяйства России: реферативный журнал - 2013,- №11- С.52-57.
7. Об итогах и перспективах развития сельскохозяйственной отрасли в Северо-Кавказском федеральном округе- URL: http://www.myshared.ru/slide/263856/ (дата обращения 15 февраля 2016).
УДК 001.895:631
Канд. экон. наук Л.Н. КОСЯКОВА (СПбГАУ, [email protected])
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ ОТРАСЛИ ЖИВОТНОВОДСТВА
Инновационное развитие АПК, животноводство, приоритетные направления развития отрасли животноводства, научный потенциал, классификация инноваций
На современном этапе развития экономических отношений России с мировым сообществом важнейшими стратегическими приоритетами развития отечественного АПК являются научно-технический прогресс и инновационные процессы, обеспечивающие непрерывное обновление производства посредством освоения достижений науки и техники.
Агропромышленный комплекс - это сложная социально-экономическая система, в структуре которой представлено множество различных элементов или подсистем, и центральным звеном этой системы является сельское хозяйство. Особое место в сельском хозяйстве занимает животноводство, являющееся подсистемой по отношению к АПК и системой по отношению к соподчиненным элементам - подотраслям.
Животноводство - одна из основных отраслей сельского хозяйства. Считается, что животноводство является сложнейшей отраслью сельскохозяйственного производства. Высокая трудоемкость технологических процессов, протекающих в животноводстве, обуславливает необходимость их комплексной механизации и автоматизации. Специфичной особенностью отрасли является скоропортящийся характер производимой продукции и