Научная статья на тему 'Социальные стандарты качества жизни в сельской местности: оценки, тенденции, перспективы'

Социальные стандарты качества жизни в сельской местности: оценки, тенденции, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
553
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / БЛАГОСОСТОЯНИЕ / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / МИГРАЦИЯ / SOCIAL STANDARDS / PUBLIC SERVICES / RURAL POPULATION / QUALITY OF LIFE / WELL-BEING / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / MIGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пашкевич О.А., Лёвкина В.О., Недюхина О.М., Сивурова О.А.

Стратегической целью устойчивого развития Республики Беларусь до 2030 года является обеспечение высоких жизненных стандартов населения и условий для гармоничного развития личности на основе перехода к высокоэффективной экономике, основанной на знаниях и инновациях, при сохранении благоприятной окружающей среды для будущих поколений. Достижение поставленной цели предусматривает ряд мероприятий, направленных на улучшение качества жизни на селе, повышение уровня благосостояния сельских жителей. Среди таковых совершенствование социальных стандартов, предусматривающих рост качества медицинских и бытовых услуг, развитие торговой и дорожной сетей, учреждений образования и т. д. Исследования показывают, что к настоящему времени реализованы многие шаги по внедрению социальных стандартов в сельской местности. Однако этого все еще недостаточно для того, чтобы остановить такие неблагоприятные социальные процессы на селе, как ухудшение демографической ситуации, вызванной не только отсутствием роста рождаемости, но и миграционным оттоком трудоспособной части сельского населения, снижение качества человеческого потенциала сельских территорий. Причина в неэффективной форме занятости на селе, отсутствии высокопроизводительных рабочих мест в сельскохозяйственных организациях, что обусловливает низкую покупательную способность сельских жителей, и, как следствие, сокращение спроса на социальные (бытовые, медицинские, торговые, жилищно-коммунальные, ИКТ и другие) услуги. Это в свою очередь является причиной, сдерживающей развитие деловой и предпринимательской инициативы в сельской местности. Данная проблема требует разработки и реализации комплекса мер, направленных на рост эффективности экономики в сельской местности, что будет способствовать повышению комфортности и престижности проживания в сельской местности, и, следовательно, актуализации потребности в интенсивном развитии социальной инфраструктуры села.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategic goal of sustainable development of the Republic of Belarus until 2030 is to ensure high living standards of the population and conditions for the harmonious development of the individual based on the transition to a highly efficient economy based on knowledge and innovation, while maintaining a favorable environment for future generations. Achieving this goal provides for a number of activities aimed at improving the quality of life in the countryside and increasing the level of well-being of rural residents. Among these are the improvement of social standards, which provide for an increase in the quality of medical and personal services, the development of trade and road networks, educational institutions, etc. Studies show that many steps have been taken to implement social standards in rural areas. However, this is still not enough to stop such adverse social processes in the countryside as the deterioration of the demographic situation, caused not only by the lack of birth rates, but also by the migration outflow of the working-age part of the rural population, and the decline in the quality of human potential in rural areas. The reason is the inefficient form of rural employment, the lack of high-performance workplaces in agricultural organizations, which leads to low purchasing power of rural residents and, as a result, a reduction in demand for social (household, medical, commercial, housing and communal services, ICT and other) services. This, in turn, is the reason that holds back the development of business and entrepreneurial initiatives in rural areas. This problem requires the development and implementation of a set of measures aimed at increasing the efficiency of the economy in rural areas, which will contribute to increasing the comfort and prestige of living in rural areas and, therefore, actualizing the need for intensive development of the social infrastructure of the village.

Текст научной работы на тему «Социальные стандарты качества жизни в сельской местности: оценки, тенденции, перспективы»

УДК 316.334.55:330.59

СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ: ОЦЕНКИ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

О. А. ПАШКЕВИЧ, В. О. ЛЁВКИНА

РНУП «Институт системных исследований в АПКНАН Беларуси», г. Минск, Республика Беларусь, 220108, e-mail: volha.pashkevich@yahoo.se

О. М. НЕДЮХИНА

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», г. Горки, Республика Беларусь, 213407

О. А. СИВУРОВА

ГУ «Белорусская сельскохозяйственная библиотека им. И. С. Лупиновича» НАН Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь, 220108

(Поступила в редакцию 24.01. 2019)

Стратегической целью устойчивого развития Республики Беларусь до 2030 года является обеспечение высоких жизненных стандартов населения и условий для гармоничного развития личности на основе перехода к высокоэффективной экономике, основанной на знаниях и инновациях, при сохранении благоприятной окружающей среды для будущих поколений. Достижение поставленной цели предусматривает ряд мероприятий, направленных на улучшение качества жизни на селе, повышение уровня благосостояния сельских жителей. Среди таковых - совершенствование социальных стандартов, предусматривающих рост качества медицинских и бытовых услуг, развитие торговой и дорожной сетей, учреждений образования и т.д. Исследования показывают, что к настоящему времени реализованы многие шаги по внедрению социальных стандартов в сельской местности. Однако этого все еще недостаточно для того, чтобы остановить такие неблагоприятные социальные процессы на селе, как ухудшение демографической ситуации, вызванной не только отсутствием роста рождаемости, но и миграционным оттоком трудоспособной части сельского населения, снижение качества человеческого потенциала сельских территорий. Причина - в неэффективной форме занятости на селе, отсутствии высокопроизводительных рабочих мест в сельскохозяйственных организациях, что обусловливает низкую покупательную способность сельских жителей, и, как следствие, сокращение спроса на социальные (бытовые, медицинские, торговые, жилищно-коммунальные, ИКТ и другие) услуги. Это в свою очередь является причиной, сдерживающей развитие деловой и предпринимательской инициативы в сельской местности. Данная проблема требует разработки и реализации комплекса мер, направленных на рост эффективности экономики в сельской местности, что будет способствовать повышению комфортности и престижности проживания в сельской местности, и, следовательно, актуализации потребности в интенсивном развитии социальной инфраструктуры села.

Ключевые слова: социальные стандарты, обслуживание населения, сельское население, качество жизни, благосостояние, занятость, безработица, миграция.

The strategic goal of sustainable development of the Republic of Belarus until 2030 is to ensure high living standards of the population and conditions for the harmonious development of the individual based on the transition to a highly efficient economy based on knowledge and innovation, while maintaining a favorable environmentforfuture generations. Achieving this goal provides for a number of activities aimed at improving the quality of life in the countryside and increasing the level of well-being of rural residents. Among these are the improvement of social standards, which provide for an increase in the quality of medical and personal services, the development of trade and road networks, educational institutions, etc. Studies show that many steps have been taken to implement social standards in rural areas. However, this is still not enough to stop such adverse social processes in the countryside as the deterioration of the demographic situation, caused not only by the lack of birth rates, but also by the migration outflow of the working-age part of the rural population, and the decline in the quality of human potential in rural areas. The reason is the inefficientform of rural employment, the lack of high-performance workplaces in agricultural organizations, which leads to low purchasing power of rural residents and, as a result, a reduction in demand for social (household, medical, commercial, housing and communal services, ICT and other) services. This, in turn, is the reason that holds back the development of business and entrepreneurial initiatives in rural areas. This problem requires the development and implementation of a set of measures aimed at increasing the efficiency of the economy in rural areas, which will contribute to increasing the comfort and prestige of living in rural areas and, therefore, actualizing the need for intensive development of the social infrastructure of the village.

Key words: social standards, public services, rural population, quality of life, well-being, employment, unemployment, migration.

Введение

Качество жизни представляет собой обобщающую характеристику жизнедеятельности и жизнеспособности общества и отражает степень комфортности проживания людей в той или иной местности, их удовлетворенность материальными и нематериальными благами.

Качество жизни населения обеспечивается созданием соответствующих: социальных условий путем формирования и совершенствования социальной инфраструктуры, которая образует материальный и институциональный базис социальной сферы в целях обеспечения нормальных условий для произ-

водства и проживания людей; экономических условий, направленных на содействие трудоустройству граждан населенного пункта, оптимизацию спроса и предложения на локальном рынке труда, формирование достойного уровня доходов, ликвидацию бедности.

Развитые страны мира стремятся создать общество благосостояния, в основе которого предоставление социальных услуг надлежащего качества всем гражданам без исключения в сфере здравоохранения, образования, торговли т. д. Проблемы социальной стандартизации имеют широкие границы и определяются состоянием экономики отдельной страны и активно обсуждаются в научном сообществе [1, 2, 5-10, 13, 14, 17, 19]. Тем не менее на любом историческом этапе социально экономического развития общество предъявляет определенные требования к уровню и качеству жизни, что предопределяет актуальность анализа и оценки, и необходимость постоянного совершенствования аспектов социальной стандартизации.

Основная часть

Создание комфортных социальных условий жизни на селе характеризуется такими индикаторами, как развитие жилищного фонда, повышение уровня газификации сельских территорий, наличие учреждений образования и здравоохранения, уровень развития торговой, дорожной и транспортной сетей, наличие учреждений культуры, доступность к информации (рис. 1).

Индикаторы, характеризующие социальные условия жизни на селе Показатели, характеризующие социальные условия жизни на селе

Жилищные условия Обеспеченность общей площадью жилища в расчете на одного жителя, м2

Оборудование жилищного фонда коммунальными удобствами, %

Доступность к информации Удельный вес сельского населения, использующего сотовую связь, %

Количество пользователей сети Интернет в сельской местности

Уровень развития торговой сети Количество розничных торговых объектов, ед.

Передвижные средства развозной и разносной торговли, ед.

Торговая площадь магазинов, тыс.м2

Уровень газификации сельских территорий Количество газифицированных сельских населенных пунктов, ед.

Введено в эксплуатацию подводящих газопроводов, тыс. км

Уровень газификации природным газом жилых домов, %

Уровень развития дорожной и транспортной сети Число маршрутов

Общая длина транспортных линий, тыс. км

Число выполненных рейсов

Перевезено пассажиров, млн. чел.

Наличие учреждений культуры Число публичных библиотек

Численность пользователей, тыс. чел.

Выдано за год книг и журналов, млн экз.

Число клубных учреждений

Наличие учреждений образования и здравоохранения Число учреждений образования

Численность детей / учащихся в учреждениях

Число больничных организаций

Число коек в больничных организациях

Рис. Индикаторы и показатели, характеризующие социальные условия жизни на селе

Обеспечение нормальных для проживания социальных условий является важнейшей задачей социальной политики государства, что закреплено в законодательстве Республики Беларусь (Закон «О государственных минимальных социальных стандартах» №322-3 от 11 ноября 1999 г. (в ред. от 24 декабря 2015 г. № 331-3). Система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» от 30 мая 2003 г. № 724 (в ред. от 9 ноября 2018 г. № 802). Этот документ включает в себя перечень социальных нормативов обслуживания в области жилищно-коммунального хозяйства, образования, связи, транспорта, социального обслуживания, в области торговли, общественного питания, бытового обслуживания, здравоохранения, культуры.

Проведенные исследования показали, что обеспеченность сельских жителей жилой площадью в 1,5 раза выше, чем в городе. Однако по степени комфортности (наличие коммунальных удобств) сельский жилой фонд уступает городскому. Так, в 2016 г. обеспеченность жилых помещений сельчан водопроводом составила 49,5 %, канализацией - 46,0 %, центральным отоплением - 43,5 %, в то время как в городе эти показатели в 2 раза выше (табл. 1).

Показатели Годы 2016 г. к 2010 г., %

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 (п. п.)

Обеспеченность общей площадью жилища в

расчете на одного члена домохозяйства, м2: 22,1 22,5 22,8 23,2 23,5 23,8 24,0 109,1

города и поселки городского типа

сельские населенные пункты 32,0 33,0 33,6 34,3 35,0 35,7 36,5 114,1

Оборудование жилищного фонда коммунальными удобствами, % :

города и поселки городского типа

водопроводом 87,6 87,9 88,2 88,4 88,8 89,2 89,4 102,1

канализацией 86,8 87,2 87,5 87,7 88,2 88,6 88,8 102,3

центральным отоплением 89,0 89,4 89,6 89,8 90,1 90,4 90,6 101,8

газом 85,1 84,9 84,6 84,1 84,1 83,1 82,9 97,4

горячим водоснабжением 81,1 81,6 82,0 82,3 82,8 83,7 84,1 103,7

ваннами (душем) 82,0 82,5 82,8 83,1 83,6 84,3 84,5 103,0

напольными электроплитами 12,7 13,1 13,5 14,0 14,0 15,1 15,3 120,5

сельские населенные пункты

водопроводом 40,4 41,6 42,9 44,3 46,0 48,1 49,5 122,5

канализацией 36,3 37,6 39,0 40,5 42,3 44,2 46,0 126,7

центральным отоплением 33,8 35,7 37,1 38,3 40,3 42,0 43,5 128,6

газом 93,5 94,0 94,2 94,3 94,4 94,6 94,8 101,4

горячим водоснабжением 23,9 25,3 26,7 28,1 30,5 32,6 34,7 145,2

ваннами (душем) 29,8 31,1 32,3 33,6 35,3 37,0 38,7 129,8

напольными плитами 1,0 1,1 1,1 1,3 1,5 1,6 1,7 170,0

Примечание. Составлено по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь. Член домохозяйства = житель.

Негативные демографические тенденции в сельской местности обусловили снижение численности детей в дошкольных учреждениях образования, что привело к сокращению числа последних (табл. 2). Кроме того, некоторые детские сады в рамках оптимизационных мероприятий были реконструированы и включены в сельские единые образовательные комплексы (школа, детский сад).

Таблица 2. Развитие социальной инфраструктуры сельских территорий - дошкольное образование

Показатели Годы 2016 г. к 2010 г., %

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Число учреждений 4099 4081 4064 4027 3972 3951 3879 94,6

в том числе город 2013 2015 2028 2045 2053 2067 2076 103,1

село 2086 2066 2036 1982 1919 1884 1803 86,4

Численность детей в учреждениях дошкольного образования, тыс. чел. 384,0 387,4 398,0 407,0 410,6 409,8 418,1 108,9

в том числе город 319,6 324,8 334,6 344,1 349,5 350,8 359,1 112,4

село 64,4 62,6 63,4 63,0 61,1 59,0 59,0 91,6

Численность педагогических работников, тыс. чел. 52,0 53,5 54,1 53,5 54,0 55,6 56,2 108,1

в том числе город 42,2 42,7 42,8 42,6 43,4 45,0 45,7 108,3

село 9,8 10,8 11,3 10,9 10,7 10,6 10,5 107,1

Численность детей, приходящихся на 100 мест в учреждениях дошкольного образования, чел. 104 104 106 107 108 107 107 102,9

в том числе город 105 106 107 109 110 109 109 103,8

село 97 96 98 98 97 97 99 102,1

Охват детей учреждениями дошкольного образования, в % от численности детей в возрасте 1-5 лет 76,7 75,3 74,4 74,5 74,2 73,5 74,5 97,1

в том числе город 82,9 80,9 80,1 80,5 80,8 80,2 81,8 98,6

село 56,0 55,8 54,3 52,7 50,4 48,8 49,4 88,2

Примечание. Составлено по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь.

Анализ данных табл. 2 отражает устойчивую динамику сокращения до 2016 г. такого показателя, как охват детей в возрасте 1-5 лет учреждениями дошкольного образования. В определенной степени это обусловлено почти двукратным увеличением размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет за последние 3-4 года, что побуждает женщину находиться в декретном от-

пуске более длительный срок и, соответственно, отправлять ребенка в детский сад в возрасте 3 года и старше.

Важным элементом в системе жизнеобеспечения села является общеобразовательная школа. Анализ показал, что для городской и сельской местности характерен разновекторный характер развития системы общего образования: число школ в городе увеличилось на 8,2 %, в то время как в сельской местности сократилось за анализируемый период на 24,4 %. Это обусловлено, в первую очередь, демографическим фактором, а также продолжающимся процессом урбанизации, «вымывающим» молодежь из сельской местности (табл. 3).

Таблица 3. Развитие социальной инфраструктуры сельских территорий - общее среднее образование (дневные) (на начало учебного года)

Показатели Годы 2016/17 г. к 2010/11 г., %

2010/11 2011/12 2012/13 2013/14 2014/15 2015/16 2016/17

города и поселки городского типа

Число учреждений 1324 1452 1448 1442 1437 1437 1432 108,2

в том числе: начальных 41 39 39 39 39 39 38 92,7

базовых 26 31 28 25 24 23 24 92,3

средних 1208 1199 1198 1200 1198 1199 1195 98,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учреждений специального образования 49 183 183 178 176 176 175 357,1

Численность учащихся, тыс. чел. 731,4 720,4 722,2 735,7 756,0 782,3 799,8 109,4

в том числе в учреждениях: начальных 8,2 8,5 8,3 8,4 8,7 9,0 8,8 107,3

базовых 2,2 3,8 3,7 3,8 3,8 3,6 3,8 172,3

средних 714,2 699,9 702,0 715,3 735,5 761,5 779,1 109,1

специального образования и специальных классах 6,8 8,2 8,2 8,2 8,1 8,2 8,2 120,5

Численность учителей, тыс. чел. 84,6 85,5 83,7 80,8 78,7 79,2 79,6 94,1

сельские населенные пункты

Число учреждений 2280 2210 2094 1953 1856 1793 1723 75,6

в том числе: начальных 171 160 135 120 111 93 81 47,4

базовых 538 496 433 373 385 380 360 66,9

средних 1557 1534 1507 1445 1344 1304 1266 81,3

учреждений специального образования 14 20 19 15 16 16 16 114,3

Численность учащихся, тыс. чел. 221,8 210,2 201,2 193,2 188,7 185,9 181,8 81,9

в том числе в учреждениях: начальных 2,8 2,5 2,4 2,1 2,1 1,9 1,8 64,3

базовых 23,2 21,4 18,5 16,5 17,6 17,3 16,8 72,4

средних 194,2 184,8 178,9 173,4 167,8 165,6 162,1 83,5

специального образования и специальных классах 1,6 1,6 1,4 1,2 1,2 1,2 1,1 68,7

Численность учителей, тыс. чел. 47,6 46,1 43,9 41,1 38,7 37,4 36,5 76,7

Примечание. Составлено по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь.

Исследования свидетельствуют о процессе реорганизации сельских учреждений здравоохранения: за период 2010-2015 гг. число больниц сократилось на 10,7 %, поликлиник - на 12,4 %. В то же время число самостоятельных поликлиник и амбулаторий за аналогичный период в сельской местности увеличилось на 0,9 %.

Обеспечение досуга населения в сельской местности является важным элементом стратегии развития сельских территорий. Особую актуальность это направление приобретает в контексте проблемы закрепления молодежи на селе. За период 2010-2016 гг. количество сельских клубов сократилось на 859 ед. (на 27,5 %). Такая же негативная тенденция характерна и для сети сельских библиотек: их число уменьшилось за период 2010-2016 гг. на 32,9 %, а абсолютная численность пользователей, по-

сещающих эти библиотеки, - на 28,8 %. В то же время относительный показатель - численность пользователей в среднем на одну сельскую библиотеку - увеличился на 5,8 %.

Развитие сельской торговой сети в целом характеризуется положительной динамикой. Так, за анализируемый период количество продовольственных магазинов увеличилось более чем в 2 раза, непродовольственных - в 1,8 раза. Повысился уровень торгового обслуживания отдаленных сельских населенных пунктов за счет увеличения (на 81,3 %) количества передвижных средств развозной (автолавки) и разносной торговли, палаток и киосков (на 69,6 %), автозаправочных станций, торгующих также узким ассортиментом продовольственных товаров (49,6 %). Торговая площадь магазинов в расчете на 10000 чел. сельского населения за период 2010-2016 гг. увеличилась на 8,8 %.

Отмечена положительная тенденция в развитии услуг связи в сельской местности. Так, обеспеченность населения квартирными телефонными аппаратами, подключенными к сети электросвязи общего пользования, до 2014 г. увеличивалась (на 3,1 %), а к 2016 г. наблюдается тенденция сокращения в силу расширения охвата сельского населения сотовой связью. Что касается сотовой связи, то, согласно результатам выборочного обследования, в 2015 г. ее использовало более 85,0 % сельских жителей, в 2016 г. - 88,2 %. Это достаточно высокий процент, поскольку разница в охвате населения, проживающего на городской территории, составляет всего 7,2 п. п.

Анализ показал, что активность использования сети Интернет в городской местности выше, чем в сельской. Так, доля Интернет-пользователей в городе составляет 71,8 %, в сельской местности -52,2 %. В то же время следует отметить, что доступ населения к сети Интернет за период 20132016 гг. увеличился как в городе, так и в сельской местности. При этом интенсивность подключения к сети Интернет сельского населения несколько выше, чем городского. Это позволяет внедрить сельскую местность в единое социальное пространство в целях ликвидации обособленности.

Кроме того, сельские территории выступают основой аграрной занятости. Согласно данным ФАО, более 90 % требуемого глобального увеличения производства продовольствия к 2050 г. должно быть связано с увеличением урожайности существующих пахотных земель на основе продвижения сельскохозяйственных исследований, их применения и передачи фермерам посредством эффективных коммуникационных связей, а также создание «электронной инновационной экосистемы» [20]. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), включающие все электронные ресурсы, процессы и методы для управления информацией, являются действенными инструментами, необходимыми для нахождения новых способов, с помощью которых работники сельскохозяйственных служб могут предоставлять свои информационные услуги фермерам. Связывание знаний с инновациями также имеет решающее значение для устранения пробелов в информации и знаниях в сельскохозяйственном секторе.

Электронное сельское хозяйство включает в себя комплекс мероприятий, направленных на продвижение современных информационных технологий в сельскую местность. Особое внимание при этом должно уделяться вопросам применения цифровых технологий в сельскохозяйственном производстве, включая земледелие, товарное животноводство, рыбоводство, лесоводство и прочие направления аграрной экономики. Цель электронного сельского хозяйства - повышение качества жизни сельского населения путем предоставления ему одинаковых с городским возможностей доступа к современным информационным ресурсам, повышения эффективности принятия управленческих решений, правильного распределения имеющихся ресурсов, следствием чего должно явиться повышение рентабельности сельскохозяйственного производства, и как главная цель - повышение благосостояния сельских жителей.

Важным звеном в развитии сельских территорий выступает совершенствование системы дорожного сообщения. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, за период 2010-2016 гг. численность перевезенных пассажиров в пригород автобусом сократилась на 20,7 %, внутренним водным транспортом - на 71,6 %. Сокращение численности перевезенных пассажиров в пригород автобусом вызвано, в первую очередь, демографическими тенденциями, водным транспортом - отсутствием потребности в данном виде транспорта в качестве пассажирского.

Кроме того, в Республике Беларусь осуществляется внедрение государственного социального стандарта в области социального обслуживания. В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. № 724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» в каждом административном районе республики созданы территориальные центры социального обслуживания населения. В настоящее время социальные услуги гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляют 146 таких центров.

Экономические условия жизни на селе определяются системой индикаторов и показателей, к важнейшим из которых относятся: занятость населения, доходы населения, потребительские расходы населения, уровень бедности. Они подробно проанализированы в ряде авторских публикаций [3, 12 и др.]. Резюмируя изложенные в них результаты исследования, отметим, что политика доходов в Республике Беларусь должна быть направлена на увеличение доли заработной платы в совокупных денежных доходах населения. Наряду с этим необходимо усилить ее стимулирующее значение и вернуть ей роль основного источника денежных доходов. Приоритетное направление в области политики оплаты труда - создание условий, позволяющих экономически активной части населения зарабатывать достаточные средства за счет личного трудового вклада.

Анализ взаимосвязи мотивации труда, качества труда и жизни на селе показал, что сельскохозяйственное предприятие, являясь градообразующим субъектом хозяйствования на локальном рынке аграрного труда, обусловливает формирование монопрофильной экономики в сельском населенном пункте. Это порождает в свою очередь высокую степень зависимости благосостояния сельскохозяйственного работника и его уклада жизни от финансово-экономического положения аграрного предприятия, принятой там системы мотивации и стимулирования труда. Учитывая выявленную территориальную дифференциацию финансово-экономического состояния сельскохозяйственных организаций республики, следует отметить и региональные отличия качества экономических условий жизни сельскохозяйственных работников - структуру их занятости, уровень доходов и расходов, долю малообеспеченного сельского населения в том или ином сельском населенном пункте.

Заключение

Таким образом, анализ социальных условий жизни на селе позволил выявить положительную динамику показателей, характеризующих развитие сельского жилищного фонда, торговой розничной сети, газификации агрогородков, улучшение доступа к сети Интернет и рост числа пользователей ИКТ. В то же время отмечается снижение показателей по развитию учреждений образования и здравоохранения в сельской местности, учреждений досуга. Данные негативные тенденции обусловлены ухудшением демографической ситуации на селе, сокращением доли сельской молодежи, усилением миграционных потоков в направлении «село-город».

При этом изменение доли населения трудоспособного возраста зависит от степени развития производственной инфраструктуры, наличия рабочих мест, комфортности и благоустроенности сельских территорий. На тех территориях, где имеются развитая производственная и социальная инфраструктура, которая предоставляет рабочие места, наблюдается рост доли данной категории лиц, и, наоборот, в агрогородках, где инфраструктура претерпевает изменения (преобразование предприятий, их ликвидация), удельный вес этой категории сокращается, и в некоторых агрогородках значительно. В этой связи, остро стоит вопрос градообразующего предприятия в них.

Дифференциация размещения трудовых ресурсов в территориальном разрезе, когда в некоторых регионах наблюдается их недостаток, а в других регионах - излишек, требует многовекторного регулирования проблем расселения. Усиливающаяся проблема деградации сельских территорий ориентирует на планомерное развитие сети населенных пунктов, занятости и развития инфраструктуры в них с учетом складывающихся тенденций, как на рынке труда, так и реальных потребностей экономики.

Дальнейшее развитие сельских территорий и трудоустройство в них решается через реализацию проекта «Деревня будущего» под эгидой 2018 - Год малой родины [18]. В этих целях определены пилотные агрогородки и поселки в каждой области [4]. Обеспечение нового качества жизни и труда запланировано посредством повышения социальных стандартов проживания в них и создания новых рабочих мест. Все направления проекта «деревни будущего» ориентированы на привлечение внимания к сельской местности, жизненному укладу сельских жителей, традициям.

ЛИТЕРАТУРА

1.Албузов, А. Б. Социальные стандарты качества жизни как инструмент механизма управления социальной защитой / А. Б. Албузов // Актуальные проблемы современной науки. - 2010. - №1. - С. 13-15.

2.Бобков, В. Н. Методологические подходы к разработке системы социальной стандартизации и опыт ее реализации в Российской Федерации / В. Н. Бобков // Уровень жизни населения регионов. - 2013. - №4. - С. 3-6.

3.Взаимосвязь качества аграрного труда с качеством продукции и качеством жизни работников, процесса стимулирования и мотивации труда в аграрных предприятиях: социальные и экономические условия / О.А. Пашкевич, В.О. Лёвки-на, А. О. Борисенко, О. М. Недюхина // Современные проблемы повышения эффективности функционирования АПК: вопросы теории и методологии / В. Г. Гусаков [и др.]; под ред. В. Г. Гусакова. - Минск: Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2018. - С. 109-116.

4.Деревни будущего: шесть адресов для старта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sb.by/-artidesЛierevm-budushchego-shest-adresov-dlya-starta.htmL - Дата доступа: 01.10.2018.

5.3убаревич, Н. В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация / Н.В. Зубаревич. - М.: Независимый институт социальной политики, 2010. - 160 с.

6. Зубаревич, Н. В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода / Н. В. Зубаревич. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. - 264 с.

7.Клюня, В. Л. Государственные социальные стандарты: сущность, содержание и тенденции развития / В. Л. Клюня, Ф.Н. Ходоркин // Веснж БДУ. - 2006. - №3. - С. 94-99.

8.Куклин, А. А. Социальная защита населения как потребность рыночной системы хозяйствования / А. А. Куклин, А. Г. Леонтьева: монография / под науч. ред. А. А. Куклина. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2013. - 316 с.

9. Методологические подходы к разработке системы социальной стандартизации и опыт ее реализации Российской Федерации / Уровень жизни регионов России. - 2013. - № 4. - С. 3-6.

10. Молоканова, Д. К. Опыт европейских стран в разработке социальных стандартов с целью повышения качества жизни граждан / Д.К. Молоканова // Вопросы структуризации экономики. - 2012. - №3. - С. 196-198.

11. Основные показатели уровня и качества жизни домашних хозяйств Республики Беларусь (выборочное обследование домашних хозяйств по уровню жизни) 2015 г.: статист. бюллетень / Нац. статист. комитет Респ. Беларусь. - Минск, 2016. -96 c.

12. Пашкевич, О. А. Обеспечение продовольственной безопасности: важность кадрового вопроса / О. А. Пашкевич // Продовольственная безопасность Республики Беларусь в современных условиях: материалы Первого Всебелорусского форума (Минск, 12 октября 2016 г.) / под ред. В. Г. Гусакова, А. П. Шпака. - Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2016. - С. 237-242.

13. Романов, П. В. Модернизация социального обслуживания: ориентация на результат / П. В. Романов, Е. Р. Ярская-Смирнова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.civisbook.ru/files/File/Romanov_Yarskaya-Smirnova.pdf. - Дата доступа: 11.06.2018.

14. Смирнова, Р. А. Социально-культурный портрет сельских регионов Беларуси / Р. А. Смирнова, Т. В. Кузьменко, Т. С. Балакирева; Институт социологии Национальной академии наук Беларуси. - Минск: Право и экономика, 2012. - 163 с.

15. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь: статист. сб. / Нац. статист. комитет Респ. Беларусь. - Минск, 2017. - 380 c.

16. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2017 / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск, 2017. - 506 c.

17. Такмакова, Е. В. Анализ процессов социальной стандартизации в регионах России / Е. В. Такмакова // Интернет-журнал «Науковедение». - 2013. - №3. С. 1-4.

18. Утверждена программа мероприятий в 2018-2020 годах под знаком Года малой родины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belarus.by/ru/press-center/2018-year-of-native-land-in-belarus/utverzhdena-programma-meroprijatij-v-2018-2020-godax-pod-znakom-goda-maloj-rodiny_i_0000083256.html. - Дата доступа: 01.10.2018.

19. Эмиров, Н.Д. Системная модель инновационного управления социальной сферой: монография / Н.Д. Эмиров, А.Е. Эмирова. - Изд-во ООО «Проспект», 2016. - 144 с.

20. FAO Regional Conference for Europe [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fao.org/3MW106EN/mw106en.pdf. - Дата доступа: 10.12.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.