Научная статья на тему 'Социальная инфраструктура как компонент качества жизни и социально-экономического развития региона'

Социальная инфраструктура как компонент качества жизни и социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
989
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА РЕГИОНА / SOCIAL POLICY / SOCIAL SUPPORT / SOCIAL SECURITY / REGIONAL SOCIAL SPHERE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Юрина Елена Александровна, Мешкова Людмила Леонидовна

В статье отражено развитие и функционирование социальной инфраструктуры региона, выделены социальные характеристики региональной модернизации, определены основные направления социальной политики региона, проанализировано состояние региональной социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL INFRASTRUCTURE AS COMPONENT OF QUALITY OF LIFE AND SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

The article reflects the development and functioning of the social infrastructure of the region, the social characteristics of regional modernization are allocated, the main directions of social policy in the region are identified, and the state of regional social services is analyzed.

Текст научной работы на тему «Социальная инфраструктура как компонент качества жизни и социально-экономического развития региона»

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА КАК КОМПОНЕНТ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Е. А. ЮРИНА, Л. Л. МЕШКОВА

В статье отражено развитие и функционирование социальной инфраструктуры региона, выделены социальные характеристики региональной модернизации, определены основные направления социальной политики региона, проанализировано состояние региональной социальной сферы.

Ключевые слова: социальная политика, социальная поддержка, социальные гарантии, социальная сфера региона.

Направления научно-технологического развития значительно различаются по их возможному вкладу в решение социальных проблем. Часть направлений непосредственно связаны с социальной сферой (живые системы, медицина и здравоохранение). Потому практически все темы этих направлений имеют высокую оценку с точки зрения социально значимого эффекта от их реализации. В то же время темы направлений, относящихся к производственной сфере, могут иметь довольно отдаленные и не всегда очевидные социальные последствия.

Накопленная в последнее время тяжесть нерешенных проблем социально-экономической характера каждый день заставляет представителей государственной власти искать эффективные пути их урегулирования с учетом послекризисных факторов, оказывающих влияние на российскую экономику до сих пор. В условиях, когда неофициальная безработица не сдает своих позиций, когда разрыв между уровнями доходов богатых и бедных растет, особенно важно определить грамотное направление социально-экономической политики в регионе, направленной на улучшение уровня жизни населения.

Именно качественная и количественная оценка такой социально-экономической категории, как уровень жизни, позволит определить социальную защищенность населения и соответственно экономическую стабильность в стране.

Одним из приоритетов гражданской самоорганизации Тамбовской области, модернизации ее социальной сферы является процесс вовлечения некоммерческого сектора в систему социальных услуг.

Как свидетельствуют данные Управления Министерства юстиции по Тамбовской области и

регионального органа Федеральной службы государственной статистики, в нашем регионе функционируют организации, осуществляющие такие виды деятельности, как [1]:

- социальная поддержка и защита населения;

- охрана и содержание объектов и территорий, имеющих историческое, культурное, природоохранное или культовое значение, и мест захоронения;

- охрана окружающей среды;

- оказание юридической помощи населению и некоммерческим организациям, правовое просвещение различных категорий граждан;

- профилактика социально опасных форм поведения граждан;

- благотворительная деятельность;

- деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан и др.

Результатом реализации программ поддержки социально ориентированных НКО считают эксперты, может стать повышение эффективности социальных расходов, сокращение показателей социального сиротства, обеспечение социальной адаптации инвалидов и пенсионеров, мигрантов, обеспечение профилактики правонарушений, широкое распространение общественного самоуправления, увеличение числа граждан, вовлеченных в добровольческую деятельность, увеличение числа добровольных доноров крови, развитие механизмов правовой помощи населению и др.

В 2010 г. администрация Тамбовской области планировала, как было сказано при обсуждении Доклада о состоянии регионального гражданского общества в 2009 г. (февраль 2010 г.), увеличить стимулирование общественных инициатив, на-

правленных на социальную поддержку детей и молодежи, сохранение и популяризацию культурного наследия, повышение правовой культуры населения, социальное обслуживание пенсионеров и инвалидов, пропаганду физкультуры и спорта, социальную помощь малоимущим гражданам, социальную поддержку детей-сирот и защиту прав обманутых вкладчиков [1].

Ожидания населения от модернизации как инструмента перехода региона на более высокий уровень социально-экономического развития связаны в первую очередь с социальным измерением осуществляемых нововведений и, стало быть, являются предупреждением против чистого технократизма, требованием сочетания инновационного развития с решением задач повышения уровня благосостояния населения. По мнению экспертов, социальные характеристики региональной модернизации предполагают [1]:

- модернизацию образовательной и социокультурных систем функционирования общества; формирование инновационной системы генерации новых знаний и компетенций;

- поддержку малого и среднего бизнеса как базы формирования среднего класса;

- закрепление позитивных демографических тенденций, наметившихся в последнее время;

- развитие демократических институтов гражданского общества;

- всемерное развитие человеческого потенциала, прежде всего, молодежи, повышение уровня и качества жизни населения, сохранение и развитие русской культуры и национальных культур народов, проживающих на территории Тамбовской области.

Для реализации этих характеристик эксперты предлагают:

- инициировать развитие программ лизинга для покупателей отечественной сельхозтехники (снижение размера первичного взноса и др.);

- активизировать возможности тамбовских вузов создавать малые инновационные предприятия;

- повысить роль и заинтересованность региональных властей в деятельности по стимулированию инновационных проектов;

- определить меры по развитию интереса экономически активных слоев населения области к модернизации и инновациям;

- ускорить введение и функционирование системы «электронного правительства» как эффективного средства в борьбе с коррупцией;

- повысить эффективность подготовки профессиональных кадров для реализации задач модернизации экономики и социальной сферы ре-

гиона. На совместном заседании ученых советов вузов, бизнес-сообщества и общественности проанализировать результаты экспертизы законопроекта «Об образовании».

Наши исследования показали, что эксперты из числа должностных лиц органов региональной и местной власти и бизнесменов, с одной стороны, и принимавшие участие в опросе рядовые граждане - с другой, имеют различное мнение о приоритетах региональной модернизации. Население приоритетным направлением признает общество, гарантирующее права граждан и обеспечивающее их социальные гарантии. А эксперты на первое место ставят внедрение инноваций в экономику. На наш взгляд, эти направления надо рассматривать во взаимосвязи - технологическая модернизация, осуществляемая без модернизации социальной сферы, будет неэффективной и сведет на нет усилия по экономическим нововведениям [1].

Меры областной администрации, направленные на стимулирование малого бизнеса, позволили стабилизовать ситуацию в этом секторе: создание гарантийного фонда, субсидирование процентных ставок по кредитам, снижение ставки упрощенной схемы налогообложения (УСН) для отдельных видов деятельности и др. По мнению комиссии по предпринимательству и экономическому развитию Общественной палаты, оценить эффективность, достаточность и устойчивость воздействия этих и других мер на малый бизнес поможет независимое исследование самочувствия малого бизнеса, в том числе на основе социологических опросов, что позволит выявить проблемы этого сектора региональной экономики, оценить эффективность мер поддержки со стороны региональной и местной власти, внести корректировки в проводимую экономическую политику, совершенствовать инструментарий поддержки представителей малого бизнеса.

Первостепенную роль в гражданской самоорганизации региона играет развитие его социальной сферы. Направления социальной политики в Тамбовской области реализуются через многоаспектную систему программ и проектов, имеющих целью обеспечить занятость, социальную поддержку, защиту и обслуживание различных групп населения. Отрадно, что в 2010 г. увеличились объемы социальной поддержки за счет бюджетного финансирования. Различными формами и мерами такой поддержки пользуются свыше 400 тыс. тамбовчан, что составляет более 1/3 населения области. На финансирование этих мер направляется 3/4 всех расходных обязательств, предусмотренных в областном бюджете на сферу со-

циального развития (общий объем их финансирования в отчетном году вырос больше чем на 10 %).

Согласно данным регионального Управления труда и социального развития, в Тамбовской области проживают более 154 тыс. граждан с ограниченными возможностями (14 % населения), из них около 3200 - дети (количество детей с нарушениями здоровья на территории области более 14 тыс.). Улучшение жизни инвалидов - одной из самых социально уязвимых категорий населения -входит в число приоритетных задач социальной работы в регионе. При главе областной администрации создан Совет по делам инвалидов, в состав которого, наряду с представителями органов исполнительной власти, входят активисты общественных организаций инвалидов. Совет вырабатывает предложения, направленные на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями. Так, в 2010 г. совет Общественной палаты предложил реализовать ряд мероприятий, направленных на улучшение системы трудоустройства инвалидов (создание рабочих мест, предусматривающих социальную поддержку инвалидов, предоставление необходимого количества рабочих мест инвалидам через органы инспекции по труду, организация рабочих мест для инвалидов в пенитенциарных заведениях, обеспечение финансовой поддержки и материальных льгот общественным организациям инвалидов и др.) [1].

Наиболее остро в регионе стоит проблема де-тей-инвалидов. Ребенку с проблемами развития, живущему в семье, выплачивается лишь небольшая социальная пенсия. Надо учесть, что мать, имея такого ребенка, как правило, работать не может, нередко подобные семьи распадаются. В итоге семья остается без кормильца, что не может быть компенсировано мизерной социальной пенсией. В этой связи необходимо придать матерям детей-инвалидов статус социального работника. Для детей-инвалидов отсутствуют жизненно необходимые услуги, которые «автоматически» имеют остальные дети. Сегодня ущемляется право семьи тяжелобольного ребенка на информацию о возможностях его эффективного лечения. Это право ничем не гарантировано. Не желая расставаться со средствами обязательного медицинского страхования, региональные чиновники не всегда предоставляют гражданам возможности обеспечить лечение детей в соседнем регионе. Необходимо узаконить право тяжелобольного ребенка и медицинского учреждения на управление средствами ОМС и право на объединение государственного и частного финансирования лечения в случаях, когда квота

недостаточна, а полноценное лечение можно получить только в частном медицинском учреждении. В реабилитационных центрах области ежегодно немногим более 200 детей-инвалидов имеют возможность получить медицинскую помощь. В регионе функционируют два медицинских реабилитационных центра и пять социальных реабилитационных центров для детей-инвалидов, зарегистрировано 21 общественное объединение, занимающееся поддержкой инвалидов. С 2000 г. активно работает региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация молодых инвалидов «Аппарель», которое насчитывает около 300 зарегистрированных членов и более 250 незарегистрированных. Отделения организации «Аппарель» имеются в Инжавинском, Петровском, Уваровском районах, городах Котов-ске, Тамбове и Уварово. Работой с инвалидами занимаются региональная общественная организация инвалидов с детства и их родителей «Вместе по жизни», региональное отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и др.

Областное законодательство устанавливает около двух десятков мер социальной поддержки многодетных семей, среди них: 30 % скидка по оплате коммунальных услуг, ежемесячное пособие на каждого ребенка в возрасте до 16 лет. Расширена категория детей из многодетных семей, получающих бесплатное питание и бесплатный проезд. Предусмотрена денежная выплата на приобретение школьной формы или заменяющего ее комплекта детской одежды, спортивной формы. В первоочередном порядке действует мера по предоставлению мест в учреждениях дошкольного образования, действуют скидки по оплате, взимаемой с родителей за содержание детей в этих учреждениях, дети до шести лет бесплатно обеспечиваются лекарствами и др. В области широко используется такая форма социальной поддержки многодетных семей, как денежные выплаты на улучшение жилищных условий.

Было установлено, что существует несоответствие федеральных и региональных законодательных норм социальной поддержки многодетных семей современным требованиям государственной демографической и семейной политики. Комиссия подчеркнула, что необходима самоорганизация многодетных семей в виде общественных объединений во всех муниципальных образованиях области.

Исследования благосостояния и социального самочувствия многодетных семей в нашем регионе открывают возможность всесторонне изучить

позитивный опыт в других российских регионах и выявить тем самым резервы повышения эффективности управления социальной защитой многодетных семей в целом по стране.

Общественная палата Тамбовской области в 2010 г. значительно активизировала взаимодействие с теми некоммерческими организациями, которые оказывают социальную поддержку престарелым людям. По мнению половины опрошенных жителей, право на социальное обеспечение в старости является одним из наиболее важных, наряду с правом на бесплатную медицинскую помощь, на труд и на бесплатное образование. В области доминируют неинституционализированные формы оказания помощи пожилым гражданам, прежде всего частные пожертвования. Члены комиссии по развитию социальной сферы и рабочей группы по делам ветеранов Общественной палаты считают наиболее эффективным осуществление следующих мер в сфере защиты прав пожилых людей:

- реализация механизмов бюджетного финансирования социальных услуг, обеспечивающих вовлечение НКО, добровольцев в процесс социального обслуживания пенсионеров;

- внедрение «социальных карт» для пожилых людей, предоставляющих возможность приобретения товаров и оплаты услуг по сниженным ценам;

- организация работы по обучению членов семей, осуществляющих уход за пожилыми людьми, базовым медицинским навыкам;

- внедрение в муниципальных образованиях области практики мобильных бригад оказания социальной и медицинской помощи пожилым, развитие таких форм надомного и семейного обслуживания, как патронат, институт сиделок, «санаторий на дому», «хоспис на дому», служба социальных работников, социального сопровождения и др.;

- создание регионального общественного центра оказания социальной и медицинской помощи пожилым людям (с привлечением труда добровольцев);

- создание возможности использования пожилыми людьми спортивно-оздоровительных и рекреационных объектов на льготных условиях;

- регулярное обследование домов престарелых на территории области с целью выявления потребностей в проведении ремонта, обеспечении медицинским оборудованием и медикаментами; повышение качества услуг, предоставляемых в домах для престарелых и инвалидов, в том числе культурно-просветительного и оздоровительного характера;

- совершенствование социального обслуживания одиноких лиц пожилого возраста, прожи-

вающих в малонаселенных и труднодоступных сельских поселениях [1].

Таким образом, подытоживая вышесказанное и анализируя состояние региональной социальной сферы, можно выделить основные источники неудовлетворенности населения условиями в таких областях, как:

- поддержание здоровья населения (неуклонное расширение спектра платных медицинских услуг на фоне нехватки врачей и медицинских специалистов, отсутствие нормальных условий работы в поликлиниках и больницах);

- получение образования (рост числа платных образовательных услуг, нехватка мест в детских садах, закрытие школ в сельских поселениях и др.);

- культурно-досуговая деятельность (недостаточное количество доступных учреждений для занятий спортом, отдыха и досуга, высокие цены пользования спортивными сооружениями, нехватка кружков и секций);

- обеспечение качества жилища (низкое качество работы коммунальных служб и управляющих компаний, высокий износ жилого фонда и коммунальной инфраструктуры, неконтролируемый и непонятный для большинства жителей рост тарифов и цен на услуги, неблагоустроенность дворов и территорий, запутанность систем управления сферой ЖКХ);

- торговое обслуживание (сомнительное качество продовольственных товаров и товаров повседневного спроса, низкая культура торговли при хроническом нарушении санитарных норм, резкие и необоснованные скачки цен на отдельные виды продовольственных товаров первой необходимости);

- низкий уровень зарплат в бюджетной и социальной сферах;

- транспортное обслуживание (плохое качество дорог, пробки на дорогах, изношенность общественного транспорта, неблагоустроенность остановок и тротуаров и т. д.);

- охрана окружающей среды (несанкционированные свалки и мусорки, в том числе в местах отдыха населения, засоренность территорий).

В целях оценки взаимосвязей проблем социальной сферы Тамбовской области и определения ключевых (многофакторных) проблем была составлена матрица взаимосвязей проблем, отражающая степень взаимного влияния различных проблем социальной сферы Тамбовской области друг на друга. Степень взаимосвязей определялась по трехступенчатой шкале: 2 балла - прямая связь, 1 балл - косвенная или опосредованная

связь, 0 баллов - связь отсутствует. В результате, каждая выявленная ранее проблема получила оценку по двум параметрам: 1) степень многофакторности, отражающая уровень обусловленности состояния других проблем состоянием

данной проблемы; 2) степень значимости, отражающая ранг данной проблемы среди других проблем. Взаимосвязь проблем социальной сферы Тамбовской области представлена на рисунке 1 [2].

Устойчивая депопуляция населения области.

Невысокий уровень жизни и большая дифференциация населения по уровню доходов.

Низкий уровень развития человеческого капитала.

Несбалансированность рынка труда, безработица.

Дефицит квалифицированных трудовых ресурсов в сферах образования, здравоохранения, культуры.

Высокая степень износа основных фондов жилищно-коммунального хозяйства. Низкое качество услуг ЖКХ.

Не вполне благоприятная экологическая ситуация.

Низкая транспортная доступность отдельных территорий области, сдерживающая развитие социальной сферы в сельской местности.

Рис. 1. Взаимосвязь проблем социальной сферы Тамбовской области

Очевидно, что устойчивая депопуляция населения как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока прямым следствием в первую очередь имеет дефицит квалифицированных трудовых ресурсов в сферах образования, здравоохранения, культуры. В не меньшей степени от депопуляции населения зависит уровень развития человеческого капитала: в структуре мигрантов Тамбовской области значительную долю занимают молодые квалифицированные специалисты, родившиеся и получившие высшее образование на территории Тамбовской области, но стремящиеся в поисках лучшей жизни применить

свои знания и навыки в других регионах России, имеющих более высокий уровень жизни и, соответственно, большие возможности для самореализации. Именно в этой связи существует прямая взаимосвязь между низким уровнем жизни и депопуляцией населения.

Кроме того, обе эти проблемы непосредственно связаны через такие демографические и социальные показатели, как рождаемость, смертность, продолжительность жизни, уровень доступности социальных услуг, покупательная способность населения, структура питания, социальное расслоение. Низкий уровень жизни и большая

дифференциация населения по уровню доходов при весьма ограниченном выборе возможностей на территории Тамбовской области для роста собственных доходов граждан создают ситуацию снижения качества жизни населения и стимулируют процессы депопуляции. Депопуляция населения как явление масштабное и базовое по своей сути для развития любой, а тем более трудодефицитной территории, затрагивает все сферы жизни, поэтому данная проблема имеет если не прямые, то косвенные связи со всеми другими проблемами социальной сферы Тамбовской области. В частности, низкое качество услуг ЖКХ, равно как и не вполне благоприятная экологическая ситуация, влияют на комфортность проживания и здоровье населения, потенциально провоцируя одновременно естественную и механическую убыль населения. Устойчивая депопуляция населения, способствуя вымыванию трудовых ресурсов с территории области, снижению их качества по демографическим и профессиональным показателям, обостряет ситуацию на рынке труда, усиливает его несбалансированность, создает предпосылки для роста безработицы. Косвенной причиной убыли населения также является низкий уровень развития социальной инфраструктуры в сельской местности. Для Тамбовской области, в которой более 40 % населения проживает в сельской местности, это актуально.

Очевидно, что все указанные проблемы имеют взаимное влияние друг на друга и взаимообу-словливают развитие социальной сферы. С одной стороны, это обеспечивает высокую эффективность мер по управлению социальной сферой при условии комплексного подхода. С другой стороны, такая взаимозависимость всех компонентов социальной сферы требует большой осторожности, поэтапности и выработки системы контрольных индикаторов, так как негативные изменения одного компонента могут вызвать дестабилизацию всей социальной сферы области.

Анализ взаимосвязи проблем социальной сферы Тамбовской области показал, что к числу ключевых многофакторных проблем, наличие которых является существенным сдерживающим фактором для развития экономики области, относятся:

- устойчивая депопуляция населения области;

- дефицит квалифицированных трудовых ресурсов в сфере образования, здравоохранения, культуры;

- невысокий уровень жизни и большая дифференциация населения по уровню доходов;

- низкий уровень развития инфраструктуры сельской местности.

Выявленные проблемы на основании анализа матрицы взаимосвязей ранжированы по степени значимости для развития социальной сферы и экономики области (табл. 1) [2].

Таблица 1

Ранжирование проблем области по степени значимости

Ранг Наименование проблемы

1 Устойчивая депопуляция населения области. Дефицит квалифицированных трудовых ресурсов в сфере образования, здравоохранения, культуры

2 Невысокий уровень жизни и большая дифференциация населения по уровню доходов. Низкий уровень развития инфраструктуры сельской местности

З Несбалансированность рынка труда, безработица

4 Высокая степень износа основных фондов жилищнокоммунального хозяйства. Низкое качество услуг ЖКХ

5 Низкий уровень развития человеческого капитала

6 Не вполне благоприятная экологическая ситуация

Решение задачи повышения привлекательности области как для постоянно проживающего населения, так и для мигрирующего населения возможно путем активизации экономики области, создания комфортных условий для проживания и профессиональной деятельности.

Литература

1. Доклад о состоянии гражданского общества в Тамбовской области, 2010 г. URL: www.op-tambov.ru

2. Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года: утв. Законом Тамбовской области от 29.04.2009 № 512-З. URL:www.tambov.gov.ru

* * *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SOCIAL INFRASTRUCTURE AS COMPONENT OF QUALITY OF LIFE AND SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION

Ye. A. Yurina, L. L. Meshkova

The article reflects the development and functioning of the social infrastructure of the region, the social characteristics of regional modernization are allocated, the main directions of social policy in the region are identified, and the state of regional social services is analyzed.

Key words: social policy, social support, social security, regional social sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.