Научная статья на тему 'Совершенствование форм предоставления услуг социальной защиты населения в регионе'

Совершенствование форм предоставления услуг социальной защиты населения в регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1146
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / РЕГИОН / МАЛОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гаматаева Сайда Хасмагомедовна

В статье обоснована необходимость социальной защиты населения в современных условиях, при этом упор делается на то, что учет регионального фактора является важной задачей организации социальной защиты населения. Проведен анализ показателей бедности, а также осуществлена характеристика учреждений оказывающих услуги по социальной защите населения в Республике Дагестан. Предложены направления совершенствования социальных услуг по социальной защите населения в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE FORMS OF THE GRANTING THE SERVICES OF SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION IN REGION

Need of social protection of the population is motivated in article in modern condition, at stress is done on that account of the regional factor is an important problem to organizations of social protection of the population. Analyzed the factors of poverty and also realized feature of the institutions rendering facilities on social protection of the population in Republic Dagestan. Suggested directions of the improvement of the social services on social protection of the population in region.

Текст научной работы на тему «Совершенствование форм предоставления услуг социальной защиты населения в регионе»

ГАМАТАЕВА С.Х.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ

В статье обоснована необходимость социальной защиты населения в современных условиях, при этом упор делается на то, что учет регионального фактора является важной задачей организации социальной защиты населения. Проведен анализ показателей бедности, а также осуществлена характеристика учреждений оказывающих услуги по социальной защите населения в Республике Дагестан. Предложены направления совершенствования социальных услуг по социальной защите населения в регионе.

_GAMATAEVA S.H.

IMPROVEMENT OF THE FORMS OF THE GRANTING THE SERVICES OF SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION IN

REGION

Need of social protection of the population is motivated in article in modern condition, at stress is done on that account of the regional factor is an important problem to organizations of social protection of the population. Analyzed the factors of poverty and also realized feature of the institutions rendering facilities on social protection of the population in Republic Dagestan. Suggested directions of the improvement of the social services on social protection of the population in region.

Ключевые слова: социальная сфера, социальная защита, регион, малобес-печенность, социальные услуги.

Социально-экономические проблемы российской экономики наиболее глубоко и наглядно проявляются в социальной сфере. Игнорирование роли социальных факторов в экономическом развитии привело к резкому имущественному расслоению общества и вызвало значительное падение уровня жизни основной массы населения. Особенно заметно ухудшилось материальное положение пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, то есть наиболее социально уязвимых, малообеспеченных социальных групп. В современных условиях в России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают источники средств существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке. Поэтому перспективы социально-экономического развития как России в целом, так и ее регионов неразрывно связаны с реформированием социальной сферы. Стратегической целью развития социальной сферы выступает - обеспечение условий полноценной жизнедеятельности человека, удовлетворение его духовных и материальных потребностей.

Среди мер воздействия на социальную сферу особая роль отводится социальной защите населения, направленной на предотвращение снижения уровня жизни малообеспеченных категорий населения, в первую очередь, граждан пожилого возраста, семей с детьми, инвалидов, усиление адресности

оказываемой поддержки, сохранение стабильности социального самочувствия населения через оказание различных видов социальных услуг.

Реформирование социальной сферы в России требует от государственных органов новых подходов к организации социальной защиты населения не только на федеральном, но и на региональном уровне. Региональная направленность социальной защиты населения должна учитывать конкретные условия социально-экономического, демографического развития и социокультурных особенностей населения в каждом регионе. Это делает невозможным разработку унифицированных подходов и рекомендаций к развитию системы социальной защиты населения для каждого региона[1].

Необходимость регионализации параметров социально-экономического реформирования подтверждается и тем, что на федеральном уровне, на деле, отсутствует последовательная целевая ориентация осуществляемых мер в социальной сфере. Это означает, что для достижения заметных результатов в улучшении жизни людей необходимо задействовать такой реальный уровень управления как уровень субъектов Российской Федерации, т.е. звено государственного устройства, более приближенное к населению. Именно это звено способно проводить на деле сильную и активную социальную политику, которая базировалась бы на системе ясных и непротиворечивых целей, учитывающих многообразие интересов субъектов социально-экономической деятельности и конкретных условий проведения реформ. Таким образом, учет регионального фактора является важной задачей организации социальной защиты населения.

Выбор стратегии и тактики формирования эффективной системы социальной защиты в регионах предполагает учет следующих факторов. Во-первых, особенностей социального положения и условий жизнеобеспечения разных социальных групп в отдельных регионах. Во-вторых, традиционно сложившихся форм социальной защиты населения и новых, появившихся в современных условиях источников финансирования мероприятий в ее рамках. В-третьих, необходимость использовать различные варианты организации работы в зависимости от ситуации, складывающейся как в стране в целом, так и в отдельных ее регионах[2]. В соответствии с этим актуальной является разработка конкретных механизмов и форм социальной защиты населения в отдельных регионах России.

Для Республики Дагестан проблема социальной защиты населения является одной из центральных. Разрыв в уровне среднемесячной заработной платы Дагестана и России в 2006 году составил 2,5 раза (в 2005 году - 2,3 раза, в 2000 году - 2,5 раза). Среднемесячная заработная плата в Дагестане остается самой низкой среди республик и областей Южного Федерального округа.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РД численность малоимущего населения, которая определяется как численность граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума, установленного субъектом РФ, в Республике Дагестан год от года устойчиво снижается (табл. 1.) В 2006 г. уровень бедности в процентах

к общей численности населения составил 14,9 %. Но здесь следует отметить, что реальное количество бедных гораздо выше, так как прожиточный минимум не может обеспечить ни сохранения здоровья человека, ни его жизнедеятельность, ни обязательные платежи и сборы. Вряд ли такой прожиточный минимум при существующем уровне цен может обеспечить даже самый минимальный продовольственный набор.

О более высоком уровне малообеспеченности граждан говорит то, что в 2005 году из 532631 семей проживающих на территории Дагестана жилищные субсидии были предоставлены 179789 семьям, что составляло 30,7% от общего числа семей (в 2000 г. - 2,1%, в 2002 г. 8,5%).

Таблица 1

Динамика показателей бедности населения в Республике Дагестан1

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения), рублей в месяц 1455,8

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

тыс. человек 1772,1 1715,4 1538,4 1222,4 782,9

в % к общей численности населения 72,6 69,0 59,7 47,3 30,1

в % к предыдущему году 109,2 96,8 89,7 79,5

Дефицит денежного дохода малоимущего населения, млн. руб. 833,2 981,8 892,0 720,1 462,1

Государственная составляющая системы социальной защиты населения

в Республике Дагестан - Министерство труда и социального развития РД и подведомственные ему учреждения и органы, в первую очередь, городские и районные управления социальной защиты населения в муниципальных образованиях.

Система социальной защиты в Республике Дагестан многофункциональна и охватывает следующие направления:

❖ адресная социальная помощь малоимущим гражданам;

❖ социальная защита инвалидов;

❖ социальная поддержка ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, ветеранов боевых действий и локальных конфликтов;

❖ материальная поддержка малоимущих, многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

❖ социальная защита граждан, пострадавших в техногенных катастрофах;

❖ развитие государственных стационарных и нестационарных учреждений социальной защиты населения.

1 Источник: данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан

Значительная часть функций исполнительных органов власти по социальной защите населения реализуется в виде услуг населению. Под социальной услугой на наш взгляд следует понимать действие или комплекс действий, оказывающих социальный эффект на потребителя. Социальные услуги являются социально-экономической категорией и формой выражения социального обслуживания. Производство социальных услуг отличается от материального производства значительно большей близостью к конечному потребителю благ. То есть услуги неотделимы от ее производителя и сфера услуг в системе социальной защиты представляет широкое поле личных контактов производителя и потребителя.

Условия предоставления социальных услуг по социальной защите населения в Республике Дагестан определены принятыми в последние годы нормативно-правовыми актами, направленными на развитие системы учреждений социального обслуживания и социальной поддержки социально-незащищенных категорий населения, такими как:

1. Закон Республики Дагестан от 11 апреля 2005 г. № 16 «О социальном обслуживании населения в Республике Дагестан».

2. Постановление Правительства Республики Дагестан от 9 сентября 2005 года № 149 «О Перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, государственными учреждениями социального обслуживания населения в Республике Дагестан».

3. Постановление Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2005 года № 68 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Республики Дагестан полномочиями в области социальной поддержки отдельных категорий граждан».

Системообразующую роль в оказании различных форм социальной защиты в Республике Дагестан играют учреждения социальной защиты населения, подведомственные Министерству труда и социального развития РД, Министерству образования, науки и молодежной политики РД, Министерству здравоохранения РД:

1. Стационарные учреждения социальной защиты населения - 38 единиц, в том числе:

❖ 4 дома-интерната для престарелых и инвалидов (взрослых), в том числе: общего типа - 3 единицы (с числом проживающих 384 человек), психоневрологический интернат - 1 единица (с числом проживающих 420 человек).

❖ 1 дом-интернат для глубоко умственно отсталых детей на 200 коек с числом проживающих - 200 человек.

❖ 2 дома ребенка с числом детей - 137 человек.

❖ 4 детских дома с числом детей - 321 человек.

❖ 19 школ-интернатов общего типа с числом детей - 7397 человек, в том числе 1 школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с числом детей - 210 человек.

❖ 8 школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здо-

ровья с числом детей - 1584 человек.

2. Полустационарные и нестационарные учреждения - 100 единиц, в том числе:

❖ 52 территориальных центра социального обслуживания населения, при которых функционирует 7 отделений временного проживания (с числом мест - 126), 26 отделений дневного пребывания (с числом мест - 727), 195 отделений социального обслуживания на дому с числом обслуживаемых лиц - 19867 человек.

❖ 2 учреждения социальной помощи для лиц без определенного места жительства (1 центр социального обслуживания и 1 социальный приют на 30 мест) с общим числом обслуженных - 389 человек (в том числе социальным приютом - 92 человека)

❖ 21 центр социальной помощи семье и детям.

❖ 3 центра психолого-педагогической помощи населению.

❖ 8 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.

❖ 1 социальный приют для детей и подростков.

❖ 13 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями1.

В то же время уровень удовлетворенности населения различными видами социальных услуг в республике всё ещё низок. Сложные социально-экономические условия не позволяют в полном объеме обеспечить потребности в социальных услугах. Да и сами нормативы нуждаемости в услугах тоже остаются неотработанными, до сих пор нет государственных стандартов. Перечень услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания, фактически ограничивается 2-4 видами, в то время как престарелые, по оценкам экспертов, нуждаются в более чем в 30 видах - от доставки продуктов до сопровождения в баню[3].

Таким образом, целью реформирования системы социальных услуг по социальной защите населения должно стать расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидиарными социальными услугами. Для этого необходимо:

❖ развитие программно-целевых и конкурсных механизмов финансирования деятельности по предоставлению населению социальных услуг с целью обеспечения эффективного доступа граждан к получению услуг;

❖ создание условий для привлечения к оказанию социальных услуг как государственных, так и негосударственных организаций;

❖ дальнейшее развитие сети нестационарных учреждений по социальному обслуживанию инвалидов и граждан пожилого возраста;

❖ комплексная информатизация социальной сферы, позволяющая создать единую систему сбора, хранения и предоставления инфор-

1 Источник - данные Министерства труда и социального развития Республики Дагестан

мации, характеризующей состояние социальной сферы в регионе. Особое значение в современных условиях приобретает построение организационных форм взаимодействия государственных и муниципальных органов власти с негосударственными, и в первую очередь с некоммерческими организациями, оказывающими социальные услуги. Расширение благотворительного движения, координация усилий в этой области, использование эффективных мер его стимулирования является актуальной задачей реформирования системы социальных услуг.

Для снижения административных издержек функционирования системы социальной защиты необходимо:

❖ упорядочение лицензирования в сфере предоставления социальных услуг;

❖ приведение требований по оказанию социальных услуг к уровню международных стандартов;

❖ введение практики систематического мониторинга эффективности и качества социальной помощи в регионе;

❖ использование опыта некоммерческих негосударственных организаций в области предоставления социальных услуг.

На наш взгляд, следует более эффективно использовать возможности ресурсов региона, способствующих появлению инновационных форм оказания социальных услуг без больших дополнительных финансовых вложений.

Литература

1. Соколова В.Ю. Управление развитием системы социальной защиты малообеспеченных слоев населения в регионе. - М.:2005. С. 23.

2. Кулешова Г.П. Региональная система социальной защиты населения в современном российском обществе. - Саранск: 2005. С. 72.

3. Шарин В. И. Социальное обслуживание: вектор развития // Человек и труд. - 2003. № 5. - С. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.