Научная статья на тему 'Социальная идентичность населения Астраханской области: гражданский и региональный компоненты'

Социальная идентичность населения Астраханской области: гражданский и региональный компоненты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
218
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / МАЛАЯ РОДИНА / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / SOCIAL IDENTITY / CIVIL IDENTITY / REGIONAL IDENTITY / PATRIOTISM / SMALL HOMELAND / CIVIC CONSCIOUSNESS / ASTRAKHAN REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дьякова Вера Валерьевна

В статье рассматриваются особенности гражданского и регионального компонентов социальной идентичности астраханцев, представлены результаты социологического исследования, уделено внимание вопросам самоидентификации, патриотизма, изучена оценка населением ситуации в стране и регионе. Сделаны выводы о структуре самоидентичности у жителей Астраханской области, их патриотических ценностях и ориентациях, а также о взаимодействии гражданской и региональной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social identity of the Astrakhan Region population: civil and regional components

The article discusses the features of civil and regional components of the social identity of Astrakhan population. The author presents results of the social study, considers the issues of identity, patriotism, public assessment of the situation in the country and the region. The conclusions concern the structure of self-identity in residents of the Astrakhan region, their patriotic values and orientations, as well as correlation of civil and regional identities.

Текст научной работы на тему «Социальная идентичность населения Астраханской области: гражданский и региональный компоненты»

УДК 316.344.8(470.46)

Дьякова Вера Валерьевна

ассистент кафедры социологии и психологии Астраханского государственного технического университета

СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ: ГРАЖДАНСКИЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ

Diakova Vera Valeryevna

Assistant, Sociology and Psychology Department, Astrakhan State Technical University

SOCIAL IDENTITY OF THE ASTRAKHAN REGION POPULATION: CIVIL AND REGIONAL COMPONENTS

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности гражданского и регионального компонентов социальной идентичности астраханцев, представлены результаты социологического исследования, уделено внимание вопросам самоидентификации, патриотизма, изучена оценка населением ситуации в стране и регионе. Сделаны выводы о структуре самоидентичности у жителей Астраханской области, их патриотических ценностях и ориентациях, а также о взаимодействии гражданской и региональной идентичности.

Ключевые слова:

социальная идентичность, гражданская идентичность, региональная идентичность, патриотизм, малая родина, гражданственность, Астраханская область.

Summary:

The article discusses the features of civil and regional components of the social identity of Astrakhan population. The author presents results of the social study, considers the issues of identity, patriotism, public assessment of the situation in the country and the region. The conclusions concern the structure of self-identity in residents of the Astrakhan region, their patriotic values and orientations, as well as correlation of civil and regional identities.

Keywords:

social identity, civil identity, regional identity, patriotism, small homeland, civic consciousness, Astrakhan region.

В условиях непрекращающейся модернизации всех сфер общественной жизни, длящейся уже четверть века, актуализируется вопрос интеграции российского общества и поиска объединяющей основы. Для российского населения этот период, помимо прочего, характеризуется сложным процессом формирования социальной идентичности - от стабильной и тотальной идентичности «советский народ» до сложного конгломерата изменяющихся типов идентичности («ностальгической» советской, российской, региональной, локальной, этнокультурной, религиозной, гражданской и др.). Особое внимание политического и научного сообщества сосредоточено на анализе двух компонентов социальной идентичности - гражданского и регионального.

При изучении гражданской составляющей внимание исследователей сосредоточено на следующих аспектах: принадлежность индивида к сообществу граждан, качественные характеристики гражданской общности как коллективного субъекта [1], гражданственность и патриотизм [2]. При анализе регионального элемента исследовательский интерес фокусируется на конкретном социально-территориальном аспекте [3], понятии «малая родина», местном патриотизме [4].

В статье освещены результаты инициативного социологического исследования, посвященного изучению особенностей социальной идентичности жителей Астраханской области, в частности ее регионального и гражданского компонентов (Ы = 682). Астраханский регион, с одной стороны, в силу социально-демографических и социально-политических показателей, схожих со среднероссийскими, может выступать репрезентативной моделью [5], с другой, характеризуется наличием сформированной и специфичной региональной идентичности «астраханцы» - представители полиэтничного, конфессионально и культурно многообразного землячества [6].

На вопрос: «Кем Вы ощущаете себя в первую очередь?» - 55,4 % респондентов ответили «Я - россиянин», а 20,7 % - «Я - астраханец». Такие результаты подтверждают общероссийскую тенденцию сосуществования нескольких элементов социальной идентичности - превалирование гражданской составляющей и ослабление региональной [7]. Рост удельного веса гражданской идентичности - не только показатель положительной консолидации населения, но и реальная основа для успеха модернизации всех сфер жизнедеятельности общества.

При изучении идентификационных стратегий и поиске основы для интеграции населения особое внимание уделяется анализу категории «патриотизм». Каждый второй житель Астраханского региона ассоциирует это понятие в первую очередь с Россией в целом (55,4 %). Для 17,9 % респондентов оно связано с регионом, родным городом, деревней. Если в 1990-е, в период

накала сепаратистских настроений, проявление «местного» патриотизма носило больше дезин-теграционный характер, то в 2010-х это показатель социального чувства единения с народом и страны, и региона - без какого-либо намека на противоречие или противопоставление, а в зависимости от ситуации.

С точки зрения патриотических ориентаций и настроений интересным в рамках предпринятого анализа будет более подробное рассмотрение эмоционального аспекта. Астраханцы подчеркивают, что они могут гордиться своей страной (81,9 %) и малой родиной (75 %), что им комфортно жить в стране (75,1 %) и своем регионе (62,4 %), что каждый житель может удовлетворить свои интересы как на федеральном (67,5 %), так и региональном (59,8 %) уровне. Проблемными остаются следующие моменты: представители федеральной (60,2 %) и региональной (61,2 %) власти не помогают простым людям; население не доверяет власти в стране (57,2 %) и в регионе (61,2 %); отсутствует эффективное управление экономикой как в стране (56,9 %), так и в регионе (63,1 %). Существует очевидная разница в проявлении чувств: более положительная характеристика индикаторов государственного уровня и менее позитивная в отношении показателей регионального значения. Такое отличие в коннотативном аспекте лишь подчеркивает влияние социально-территориального фактора.

Важным показателем является оценка населением ситуации в стране и регионе. Распределение ответов о положении дел на общегосударственном уровне было примерно одинаковым:

34.3 % - «становится лучше», 24,6 % - «остается стабильной», 12,1 % - «становится хуже». При характеристике регионального развития респонденты дали следующие ответы: «становится лучше» - 38,3 %, «остается стабильной» - 36,9 %, «становится хуже» - 22,1 %. Необходимо отметить, что при оценке ситуации в России вариант «затрудняюсь ответить» выбрали 10,4 % ответивших, а в Астраханском крае - только 2,7 %. В данном случае подтверждается влияние пространственного фактора.

Интересным в рамках предпринятого анализа является изучение мнения астраханцев о положении дел в родной области в сравнении не только по вертикали «государство - регион», но и по горизонтали «регион - регион». Так, 29,3 % респондентов отметили, что ситуация в области «лучше, чем в других регионах», 25,7 % - «такая же хорошая, как и в других регионах»,

27.4 % - «такая же плохая, как и в других регионах», 16,8 % - «хуже, чем в других регионах». Затруднились ответить на этот вопрос 0,8 %.

Половина (50,2 %) респондентов считают, что ситуация в стране зависит от Президента РФ, 15,3 % - от самого населения. 55,8 % астраханцев отмечают, что ситуация в области зависит от губернатора, 13,7 % - от ее жителей. Одновременно деятельность президента одобряют 67 % опрошенных и не одобряет 21 %; деятельность губернатора положительно оценивают 27 %, а отрицательно - 47 %. Эти данные подтверждают тезис о традиционных ценностях и ориентациях российского населения - этатизме и персонификации власти.

На вопрос о способах реализации своих гражданских прав 78,2 % астраханцев ответили «участвую в голосовании на выборах». Население задумывается о своей роли во взаимодействии «гражданин - государство» и готово перейти к активным действиям в связи с конкретным случаем -выборами, то есть единоразово и в промежуток в несколько лет (в зависимости от электорального цикла). Следует отметить, что политическая культура астраханцев в целом характеризуется невысокой электоральной активностью и низким уровнем политической грамотности [8].

Таким образом, можно выделить следующие особенности взаимодействия гражданского и регионального компонентов социальной идентичности у жителей Астраханской области: доминирование общегражданского элемента; влияние социально-территориального фактора на индикаторы социальной идентичности - более высокая степень участия и проявления эмоций при оценке ситуации в регионе, чем в государстве; персонификация власти и этатизм, еще более усиливающиеся на региональном уровне; низкий уровень гражданской культуры.

Выявленные в результате социологического исследования в Астраханском регионе ориентации формирования рассматриваемых в статье аспектов процесса социальной идентификации в целом совпадают с общероссийскими тенденциями. Гармоничное сосуществование гражданского и регионального компонентов, при условии доминирования первого, является благоприятным условием для эффективной общественной модернизации и залогом успешного процесса интеграции российского населения.

Ссылки:

1. Водолажская Т. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5-6. С. 140-142.

2. Шикова Р.Ю. Идентичность молодежи России в условиях социокультурной трансформации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. Вып. 1 (57). С. 109-113.

3. Черникова В.В. Формирование региональной идентичности в современной России (на примере Воронежской области) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2013. № 2. С. 81-87.

4. Крылов М.П. Региональная идентичность в Европейской России. М., 2010.

5. Дьякова В.В. Гражданская идентичность современного российского поколения X (на примере Астраханской области) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2016. № 3 (37). С. 28-31.

6. Зелетдинова Э.А. Трансформация этноструктуры Астраханской области // Полис. Политические исследования. 2015. № 6. С. 144-156.

7. Дробижева Л.М. Теоретические проблемы изучения гражданской идентичности и социальная практика [Электронный ресурс] // Перспективы : сетевое изд. Центра исслед. и аналитики Фонда ист. перспективы. 2014. URL: http://www.per-spektivy.info/print.php?ID=300862 (дата обращения: 14.11.2016).

8. Дьяков О.Ю. Особенности взаимодействия власти и оппозиции в современной России: идеологический аспект // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2012. № 4 (11). С. 119-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.