М. А. Карелин, М. В. Калинникова. Социальная гибридизация в контексте субкультур
Работа преподавателем (другое) в этой воскресной школе
Участие в родительских собраниях
Покупка необходимых материалов для школы
Сопровождение в выездных мероприятиях школы
Помощь педагогам в организации трапезы детей
Чаепитие
Участие в субботниках и благоустройстве территории школы
Помощь ребенку при выполнении домашнего задания
Посещение разных мероприятий, организованных школой
%
Рис. 5. Формы участия родителей в жизнедеятельности воскресной учебно-воспитательной группы «Гефсимания»
знательный выбор в направлении религиознонравственного воспитания ребенка. В качестве привлекательных моментов в деятельности воскресных школ родители отмечают: организацию внеклассных мероприятий, способствующих формированию нравственных жизненных ориентиров детей; доброжелательный тон в общении с детьми, а также четкую организацию самого образовательного процесса. Вместе с тем респонденты указали и на определенные недостатки в работе воскресной школы, а именно: недостаточное материально-техническое
оснащение образовательного процесса и невысокий уровень вовлеченности родителей в образовательный процесс.
УДК 316.421+316.7
Примечания
1. Пользуясь случаем, хотелось бы сердечно поблагодарить руководителя отдела религиозного образования и катехизации Покровской и Николаевской епархии, настоятеля Свято-Воскресенского храма г. Энгельса, при котором функционирует воскресная учебно-образовательная группа «Гефсимания», протоиерея Александра Милованова, и педагогический коллектив школы за помощь в проведении социологического исследования, ставшего основой для написания данной научной статьи.
2 См.: Отдел религиозного образования и катехизации // Покровская и Николаевская епархии : [сайт]. URL: http://pravpokrov.ru/eparchy/departments/religious-education.php (дата обращения: 21.05.2015).
СОЦИАЛЬНАЯ ГИБРИДИЗАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОКОЛЕНЧЕСКИХ СУБКУЛЬТУР
М. А. Карелин, М. В. Калинникова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]; [email protected]
Статья посвящена анализу процесса гибридизации поколений в рамках культурного пространства. Рассматриваются естественнонаучный, геополитический, социокультурный подходы к определению понятия «гибридизация», предлагается авторское определение понятия «поколенческое пространство», анализируется процесс формирования гибрида поколений на основании результатов авторского социологического исследования. Ключевые слова: социальное пространство, гибридизация, поколения, субкультура.
Social Hybridization in the Context of Generational Subcultures
M. A. Karelin, M. V. Kalinnikova
In article we had analyzed a process of hybridization of generations within culture space. We had reviewed natural, geopolitical and social and culture approach to definition of hybridization and proposed author's definition to generation's space term. We had analyzed
© Карелин М. А., Калинникова М. В., 2015
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 3
process of forming hybrid of generations based in results of author's sociological research.
Key words: social space, hybridization, generations, subculture.
DOI: 10.18500/1818-9601-2015-15-3-43-46
Глобализация, распространение массовой культуры и иные процессы оказывают непосредственное влияние на культуру и социокультурное пространство в целом, что сказывается на фундаментальных функциях культуры - хранителя коллективной памяти, транслятора опыта и преемственности.
В современном российском обществе в результате глобализации наблюдаются тенденция внедрения различных ценностных установок в культурное пространство, синтеза разнородных западных и российских субкультур и, как результат, снижение однородности культуры отношений, что приводит в итоге к процессу гибридизации поколений.
В научной литературе понятие «гибридизация» используется с точки зрения геополитического, социокультурного, естественнонаучного подходов. Так, согласно социологическому словарю Аберкромби, Хилла и Тернера, гибридизация интерпретируется как взаимоотношение вестернизации и локальных форм культуры. В данной трактовке локальные культуры сливаются с западной формой в процессе адаптации1.
С точки зрения геополитики идеи гибридизации рассматриваются С. Хантингтоном2, Я. Н. Питерсом3, М. Кастельсом4, С. Б. Федоровым, С. В. Чугровым5 и др. В работах данных авторов гибридизация обусловлена глобальным процессом взаимодействия держав.
Применительно к современному статусу России в мире понятие гибридизации отражено в работах А. А. Зиновьева6, В. А. Ядова7, Н. И. Бух-теева8. Данными учеными гибридизация рассматривается с позиции развития и принятия постсоветской Россией западноевропейского типа социального прогресса. Ключевым понятием в данном случае является «постсоветизм», которое определят характер этого развития как искусственный, насильно навязанный извне.
Естественнонаучный подход трактует гибридизацию как фактор эволюции биосферы посредством скрещивания разнородных в наследственном отношении организмов.
В контексте данной работы нам интересен социокультурный аспект процесса гибридизации, обусловленный ролью культуры в формировании поколенческого пространства.
Собирательное определение поколения представляется нам как социально-демографическая и культурно-историческая общность людей, сформированная под влиянием одних и тех же исторических событий и обладающая схожими ценностными ориентирами и нормами поведения. Исследовательская возможность
данного понятия имеет определенные границы. К таковым относится отсутствие возможности изучения межпоколенческих конфликтов, а также недостатков внутри социальных институтов. Ввиду этого уместно использование понятия «поколенческое пространство», которое определяется нами как особая форма консолидации поколенческих групп, имеющих определенные границы возраста, нормо-ценностной и статусно-ролевой идентичности, зависимой от влияния социальных процессов, а следовательно, приводящей к дифференциации человеческого капитала и, как результат, к формированию субпоколений.
Формирование нового поколения, согласно М. Мид, происходит в условиях господства префигуративной культуры. Особенностью данного типа является возникновение общности опыта, которого никогда не было и не будет у старшего поколения9. Поэтому опыт обретает признание старшего поколения, а характер обмена (культурными практиками) носит двусторонний характер, но его передача от младшего поколению старшему усиливается. Как отмечает М. Мид, данная тенденция глобальна и носит всеобщий характер.
Что касается субкультуры как элемента культуры, то ее влияние на поколение более ограничено, но, тем не менее, способно демонстрировать пример формирования гибрида поколений. Для демонстрации данного явления обратимся к примеру субкультуры (в данном случае молодежной), которая имеет широкий охват поколенческих групп, а также пережила определенный период взросления. Под взрослением понимается не только конкретный временной период существования субкультуры, но также актуальность ее существования в условиях современного общества и смена поколенческого состава приверженцев. Примером подобной субкультуры, прошедшей этап взросления, является рок-культура. Данный феномен мы определяем как способ социально-пространственной организации, характеризующейся особым восприятием окружающей действительности в свойственной демонстративной манере дистанцирования от официальной идеологии.
На основании результатов авторского социологического исследования, проведенного методом анкетного опроса в 2012-2013 гг. среди жителей г. Саратова (опрошено 150 человек), по квотно-стратифицированной выборке были выявлены особенности восприятия рок-культуры представителями разных поколений.
В молодежной среде прослеживается отголосок восприятия и эксплуатации образа «рокера», бунтующего и свободного, но реализуется он исключительно через творческую деятельность. То есть не протестная деятельность имеет первостепенную значимость, а творчество для данной возрастной категории10.
44
Научный отдел
М. А. Карелин, М. В. Калинникова. Социальная гибридизация в контексте субкультур
Для среднего поколения характерна более объективная оценка рок-культуры (таблица), лишенная резких суждений о негативных или позитивных сторонах влияния на общество. Особенность восприятия рок-культуры адептами данной возрастной группы демонстрируется в предпочтении творчеству и самовыражению мировоззренческого компонента в музыке (превалирование идей и ценностей рок-кулкгуры).
Для старшего поколения характерно общее дистанцирование от рок-культуры, характеризующееся большим неприятием и негативными оценками данного движения. С позиции принадлежности данной возрастной группы к рок-культуре наблюдается процесс переосмысления значимости собственной приверженности, отмечается нисходящая тенденция заинтересованности данной субкультурой (рисунок).
Влияние возраста на представления о рок-культуре в настоящее время, %
Современный характер рок-культуры Молодое поколение Среднее поколение Старшее поколение
Один из жанров музыки 45,6 43,3 34,3
Профессиональный вид деятельности 26,3 15,0 22,9
Протест против существующих в обществе ценностей 12,3 13,3 17,1
Особое мировоззрение 42,1 45,0 11,4
Протест против господствующей культуры 14,0 5,0 8,6
Форма самовыражения 50,9 43,3 34,3
Указатель на принадлежность к определенной группе 12,3 15,0 37,1
Движение, разрушительно воздействующее на психику молодежи 10,5 8,3 22,9
В настоящее время рок-музыки нет 0,0 3,3 0,0
Способствует развитию проблемы «отцов и детей» 5,3 6,7 5,7
Стиль жизни 2,5 0,0 0,0
Помощь в преодолении подростковых проблем 0,0 1,7 2,9
Примечание. Результаты несводимы с 100%, так как вопрос множественный.
% 100 80 60 40 20 0
Молодое Среднее Старшее
поколение поколение поколение
Влияние возраста на приверженность к рок-культуре
Анализируя современное состояние рок-культуры, можно проследить ряд трансформаций, которые отражаются в восприятии субкультуры рока разными поколениями. Проведенный анализ эмпирически подтвердил, что с течением времени рок трансформировался из бунтарского молодежного музыкального движения в неотъемлемую часть современной культуры, превратившись в субкультурное явление, не лишенное определенной доли протеста. Эта эволюция четко отражена в общественном мнении жителей г. Саратова.
В итоге была определена типология отношения саратовцев к рок-культуре:
- «музыкально ориентированные» - ассоциативное восприятие рок-культуры с позиции рок-музыки;
- приверженцы рок-движения - выделяют в рок-культуре не только музыку, но и обращают внимание на социальную ориентацию данного движения;
- сторонники - осознанное определение рок-культуры с выделением ее субкультурых характеристик, смещение восприятия рок-культуры в сторону эксплуатации образа рок-культуры.
Таким образом, поколенческая субкультура претерпевает с течением времени ряд метаморфоз, которые проявляются в том, что «мир взрос-
Социология
45
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 3
лых» со свойственным ему кодом нормальности перестал господствовать над «миром детей». Более того, поколение взрослых в некотором роде заряжается от молодых элементами стиля, моды, поведения, но характер этих элементов напоминает игровое действие, приводящее к формированию гибрида поколений.
Примечания
1 См.: Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. М. : Экономика, 2004. С. 77.
2 См.:Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М. : Изд-во АСТ, 2003.
3 См.: Pieterse J. N. Globalization as Hybridization // International Sociology. Vol. 9, № 2. June 1994. P. 45.
4 См.: КастельсМ. Могущество самобытности // Новая постиндустриальная волна на Западе : антология / под ред. В. Л. Иноземцева. М. : Academia, 1999. С. 307-308.
5 См.: Чугров С. В. Япония : гибридизация и гармонизация // Полис. 2008. № 3. С. 56-57.
6 См.: Зиновьев А. А. Планируемая история : Запад. Посткоммунистическая Россия. Гибель русского коммунизма. М. : Изд-во АСТ, 2009. С. 438.
7 См.: Россия : трансформирующееся общество / отв. ред. В. А. Ядов. М. : Канон-пресс-ц, 2001. С. 50.
8 См.: Бухтеев Н. И. Новый этап развития постсоветской России. (Стенограмма лекции Н. И. Бухтеева, прочитанная в Школе методологии социальных исследований им. А. А. Зиновьева 18 ноября 2010 г. в МГУ им. М. В. Ломоносова). URL : http://zinoviev.org/ chteniya/elzhur/nikolaj-buxteev-novyj-etap-razvitiya-postsovetskoj-rossii/ (дата обращения: 22.03.2015).
9 См.:МидМ. Культура и мир детства. М. : Гл. ред. вост. лит. изд-ва «Наука», 1983. С. 324-343.
10 См.: Карелин М. А. Фактор протеста в молодежных субкультурах : поколенческий аспект // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2013» / отв. ред. А. И. Андреев, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов, М. В. Чистякова. М. : МАКС Пресс, 2013. URL : http://lomonosov-msu.ru/ archive/Lomonosov_2013/structure_24_2258.htm (дата обращения: 22.03.2015).
УДК 316.334.2
СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА
Ю. Г. Быченко, Т. М. Баландина1
Саратовский военный институт внутренних войск МВД России 1 Саратовский социально-экономический институт - филиал Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова E-mail: [email protected], [email protected]
В статье представлена социологическая и экономическая интерпретация общественного воспроизводства, раскрывается расширительная модель социально-экономической модели воспроизводства как социального процесса, уточняется социологическое обоснование основных фаз воспроизводства общества, раскрывается влияние производства, распределения, обмена и потребления на развитие социальных отношений. Ключевые слова: общественное воспроизводство, фазы воспроизводства, социальные отношения, хозяйственная система.
Modern Sociological Interpretation of Social Reproduction Yu. G. Bychenko, T. M. Balandina
Sociological and economical interpretations of reproduction are presented, extensive model of socio-economical reproduction model as social process is revealed, sociological basis of fundamental reproduction phases is clarified, influence of production, distribution, exchange and consumption onsocial relations development is disclosed.
Key words: social reproduction, phases of reproduction, social relations, economic.
DOI: 10.18500/1818-9601 -2015-15-3-46-52
Общественное воспроизводство в абстрактном виде можно рассматривать как непрерывное возобновление общества в целом и его отдельных подсистем. Общественное воспроизводство представляет собой процесс целевого развития, самовосстановления и самовозобновления структурных социальных, социально-экономических, политических подсистем общества. Можно рассмотреть общественное воспроизводство как комплексную социологическую категорию, включающую в себя экономические (воспроизводство хозяйственными системами их стоимостного оборота и кругооборотов), социально-экономические (возобновление хозяйственных отношений, материальных благ, человеческого фактора), социальные (воспроизводство всего комплекса социальных отношений, культуры, институтов, ценностей, норм, социальной структуры и процессов) явления.
Современная сущность общественного воспроизводства «раскрывает, как, в какой последовательности, вновь и вновь возобновляясь, осуществляется деятельность по созиданию, сбережению, восстановлению, обновлению или
©. Быченко Ю. Г, Баландина Т. М., 2015