Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 4
Примечания
1 См., например: Белова Л. И. Корпоративная культура российского университета как объект социокультурного анализа : на примере Южно-Уральского государственного университета : дис. ... канд. культурол. наук. Челябинск, 2009.
2 См.: Мешков А. Ю. Качество образования и корпоративная культура университета. URL: http://cyberleninka. m/artide/n/kachestvo-obrazovaniya-i-korporativnaya-kultura-universiteta#ixzz3WiVJ9Tr4 (дата обращения:
18.04.2015).
3 См.: Белова Л. И. Указ. соч.
4 Там же. C. 5.
5 См.: Ячменева В. М., Царенко Н. В. Корпоративная культура : сущность, теория, практика // Экономика и управление. 2007. № 6. С. 74.
6 Там же. С. 73-74.
7 См.: Белова Л. И. Указ. соч.
8 См.: АхмедоваМ. А. Педагогические условия формирования корпоративной культуры вуза : на примере факультета : дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2007.
9 Протоиерей Александр Мирошниченко. Контроль сознания в коммерческих культах на примере корпорации Amway. URL: http://tribunanaroda.info/content/ view/1611/ (дата обращения: 15.04.2015).
10 См.: Горбатько О. И. Теоретико-педагогические
основания особенностей корпоративной культуры образовательного учреждения : дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2006.
11 Прохоров А. В. Корпоративная культура как основа имиджа университета. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/korporativnaya-kultura-kak-osnova-imidzha-universiteta#ixzz3WiV8S9MS (дата обращения:
18.04.2015) .
12 См.: Мешков А. Ю. Указ. соч.
13 См.: Ахмедова М. А. Указ. соч. ; Быков С. В., Корокошко И. О. Некоторые результаты диагностики корпоративной культуры как фактора организационного развития. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ nekotorye-rezultaty-diagnostiki-korporativnoy-kultury-kak-faktora-organizatsionnogo-razvitiya-na-primere-oao-avtovaz-proizvodstvo#ixzz3WiVmSSbf (дата обращения:
18.04.2015) ; Габдулхакова О. И. Педагогические условия формирования корпоративной культуры студенческой группы вуза : дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2006.
14 См.: Кальдинова Г. П., Лиджиев А. С. Корпоративная культура современного университета. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-kultura-sovremennogo-universiteta-1#ixzz3WiVyOh5Z (дата обращения: 18.04.2015).
15 См.: Иванов С. В., Осипов А. М. Университет как региональная корпорация // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т VII, № 4. С. 162-172.
УДК 316.723
РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК МОЛОДЕЖИ
М. В. Калинникова, М. а. Карелин
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected], [email protected]
Статья посвящена анализу роли музыкальной культуры в жизни молодежи. Особое значение придается определению характера и силы влияния музыкальной культуры на ценностные установки молодежи. На основании результатов социологических исследований описываются музыкальная культура молодежи, критерии выбора музыкальных стилей и места прослушивания. Показаны категории музыкальных ориентаций молодежи. Дана оценка влиянию музыкальной культуры и иных ее форм на социум.
Ключевые слова: музыка, культура, рок-культура, поколения, молодежь.
Role of Musical Culture in Forming of Youth's Value orientations
M. V. Kalinnikova, M. A. Karelin
This article is devote to analysis of musical culture's role in youth's life. Particular importance attached to definition of character and force influence of musical culture on the youth's value orientations. Based on results of sociological researches were described musical culture of youths, selection criteria of musical styles and places of listening
to. It was offered the classification of youth's musical orientation. It was assessed influence of musical culture and their other forms on the society.
Key words: music, culture, rock-culture, generation, youth.
DOI: 10.18500/1818-9601 -2015-15-4-36-40
Понятие «культура», согласно социологическому словарю под редакцией Г. В. Дыльнова, определяется как «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в отношении людей к природе, между собой и к самим себе»1. Что касается музыкальной культуры, то она понимается в социологии как многоуровневая система, включающая в себя все разнообразие видов и музыкальных жанров, исполнительские и композиторские особенности, а также специфику функционирования учреждений музыкального образования и школ2.
© Калинникова М. В., Карелин М. А., 2015
М. В. Калинникова, М. А. Карелин. Роль музыкальной культуры
Музыка, как и любой другой элемент творческой природы человека, существует в рамках культуры и культурного пространства. В попытке Т. Адорно произвести классификацию типов отношения к музыке прослеживается идея о том, что музыка есть не что иное, как отражение определенных временных границ развития общества, особенности эпохи3.
Музыка является неотъемлемой частью жизни подростков и молодежи, порождая целое разнообразие увлечений и приверженностей. Отношение к музыке зачастую выходит за границы получения эстетического удовольствия, перерастая во что-то большее, способное оставить отпечаток на ценностях и установках, выходящих далеко за границы отдельно взятой личности и индивидуальности. Подобный переход позволяет музыке превратиться в сопровождающий фон повседневности, способный подтолкнуть к идее, увлечению, приверженности и индивида, и группу, и поколение. Ввиду этого исследование музыкальной культуры применительно к молодому поколению представляется нам наиболее важным.
В научной литературе проблемами изучения становления ценностных ориентаций молодежи занималась Ф. С. Кудзиева4. Профессиональнотрудовой аспект ценностей молодежи рассматривался в работах С. В. Ситниковой5. Социально-культурный облик и социальное поведение молодежи в своих трудах рассматривал А. В. Ку-древич6.
С целью детального рассмотрения процессов влияния музыкальной культуры на ценностные установки молодежи Центром региональных социологических исследований СГУ им. Н. Г. Чернышевского совместно с авторами было проведено два исследования - в 2013 и 2014 гг., посвященных изучению музыкальной культуры молодежи г. Саратова7. Исследования были проведены методом анкетного опроса, общий объем репрезентативной квотно-стратификационной выборки составил 352 респондента.
По результатам опроса были выявлены музыкальные жанровые предпочтения молодежи. Установлено, что основной интерес среди молодежи вызывают три жанра: реп (17,4%), поп- (15,8%) и рок-музыка (11,4%). Полученные результаты подтвердили данные исследования 2013 г., в котором большинство респондентов высказали свое предпочтение жанру рок-музыка (17,6%), однако здесь следует учитывать, что в опросе принимали участие преимущественно представители рок-культуры.
В ходе исследования установлено, что наряду с жанровыми предпочтениями на музыкальный выбор молодежи оказывает существенное влияние фактор происхождения музыки. Так, с уверенностью можно сказать, что молодежь ориентирована в большинстве своем на зарубежных исполнителей (75%), остальные (25%) чаще слу-
шают российскую музыку. Данная картина может быть связана со сложившейся монополией зарубежной музыки на мировом рынке. Однако это не говорит о том, что факт потребления зарубежного музыкального продукта делает саратовскую молодежь ориентированной на идеи и ценности западных исполнителей. При выборе зарубежной музыки респонденты на первый план ставят приятный тембр голоса и мелодичность и только после - мировую популярность и понятность текста. Основным критерием выбора российской музыки является понятность текста, в виду того что для большинства респондентов русский язык является родным языком.
Немаловажным показателем музыкальной культуры становится место, где молодежь слушает музыку. Так, при изучении мест прослушивания музыки молодежью г. Саратова (табл. 1) были получены следующие результаты: 36,5% опрошенных прослушивают музыку дома, 15,7% - на улице, 15,2% - в ночном клубе, 14,7% - в транспорте и в равной степени по 6,9% - в филармонии и театре.
Таблица 1
Места прослушивания музыки
Категория N %
Дома 144 36,5
В театре 27 6,9
В филармонии 27 6,9
В ночном клубе 60 15,2
На улице 62 15,7
В транспорте 58 14,7
Затрудняюсь ответить 16 4,1
Итого 394 100,0
Примечание. Данные сведены к 100% по положительному ответу.
Высокий процент молодежи, предпочитающей прослушивать музыку дома, сказывается на показателе посещения музыкальных мероприятий. Результаты опроса показали, что посещают музыкальные мероприятия 40% респондентов, а не посещают 34%, т. е. разница невелика. Если говорить о той молодежи, которая посещает музыкальные мероприятия, то она представлена преимущественно публикой на концертах (41,8%) и музыкальных фестивалях (26,3%) -наиболее часто посещаемых мероприятиях.
Поскольку в задачу данного исследования входило изучение влияния музыкальной культуры на общество и молодежь, было решено использовать для этой цели отдельное ответвление музыкальной культуры - рок-культуру. Рок-культура - это, во-первых, особый проблемно ориентированный способ социально-пространственной организации социума, основанный на усилении социальной дистан-цированности от официальной идеологии со-
Социология
37
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 4
временного ему общества; во-вторых, в соответствии с данными авторского эмпирического исследования, - одна из наиболее востребованных в молодежной среде.
Исследование выявило, что влияние рок-музыки на общество заключается в появлении двух категорий последователей: тех, кто воспринимает рок-музыку как один из музыкальных жанров (47,4% опрошенных), и тех, кто посредством данного музыкального жанра ак-
тивно выражает протест против общественных ценностей (43,9%) (табл. 2). При этом 19,3% опрошенных считают, что рок-музыка способствовала появлению последователей с бунтарскими настроениями, но проявление бунтарства отличалось определенной сдержанностью и не приводило к сильному резонансу общественных масс. Об отсутствии какого-либо влияния рок-музыки на общество утверждают 5,3% опрошенных.
Таблица 2
Оценка влияния рок-музыки на общество в зависимости от возраста, % по молодежи
Вариант ответа %
Способствовала появлению последователей рок-музыки, которые активно протестовали против общественных ценностей 43,9
Способствовала появлению последователей и приверженцев рок-музыки, которые активно не протестовали против существующих общественных ценностей 19,3
Способствовала появлению обычных слушателей, которые воспринимали рок-музыку как один из музыкальных жанров 47,4
Никак не повлияла на общество 5,3
Влияла на общество во времена групп «Кино», «Звуки Му» и пр. 0,0
Каждый стиль рок-музыки влияет на общество как положительно, так и отрицательно 0,0
Примечание. Сумма ответов несводима к 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
Таким образом, говоря о влиянии рок-музыки на общество, молодое поколение склонно считать, что этот жанр способствовал в первую очередь появлению обычных слушателей, ценителей данной музыки и только потом отделению от них радикально настроенных приверженцев.
Понимание молодежью того, чем является рок-музыка в настоящее время, отражено в табл. 3. Наибольшее число респондентов считают, что рок-культура является для них формой самовыражения (50,9%), как один из жанров музыки ее воспринимают 45,6%, как особое мировоззрение - 42,1%. В представлении 26,3% респондентов рок-музыка является профес-
сиональным видом деятельности. Как форму протеста против господствующей культуры ее определяют 14% опрошенных. Понимание данного музыкального стиля как протеста против устоявшихся общественных ценностей и указателя принадлежности к определенной группе соответствует мнению 12,3%. Определяют рок-культуру как разрушительно воздействующую на психику молодежи 10,5% опрошенных, отождествляя ее с бессмыслицей 0,7%. По мнению 5,3% опрошенных, рок-музыка способствует развитию проблем «отцов и детей». Охарактеризовали рок-музыку в настоящее время как стиль жизни 1,8% респондентов.
Таблица 3
Влияние возраста на представления о рок-музыке в настоящее время,
% по молодежи
Вариант ответа %
Один из жанров музыки 45,6
Профессиональный вид деятельности 26,3
Протест против существующих в обществе ценностей 12,3
Особое мировоззрение 42,1
Протест против господствующей культуры 14,0
Форма самовыражения 50,9
Указатель на принадлежность к определенной группе 12,3
Движение, разрушительно воздействующее на психику молодежи 10,5
В настоящее время рок-музыки нет 0,0
Способствует развитию проблем «отцов и детей» 5,3
Стиль жизни 1,8
Помощь в преодолении подростковых проблем 0,0
38
Научный отдел
М. В. Калинникова, М. А. Карелин. Роль музыкальной культуры
Таким образом, рок-музыка в настоящее время представляется младшим поколением как форма самовыражения посредством музыки и ее исполнения. В целях большей объективности
при оценивании влияния рок-музыки как элемента музыкальной культуры на молодежь необходимо учитывать мнение среднего и старшего поколения (табл. 4).
Таблица 4
Оценка воздействия рок-музыки на молодежь в настоящее время в зависимости от возраста, %
Вариант ответа Молодое поколение Среднее поколение Старшее поколение
Способствовала появлению бунтарских настроений в молодежной среде 37,5 26,7 45,7
Способствовала распространению алкоголизма и наркомании в молодежной среде 26,8 15,0 34,3
Способствовала творческой самореализации молодежи 66,1 55,0 25,7
Не оказывает существенного влияния 8,9 10,0 22,9
Способствовала индивидуализации 0,0 0,0 2,9
Каждый стиль рок-музыки влияет на молодежь как положительно, так и отрицательно 0,0 1,7 0,0
Распускала молодежь 0,0 0,0 2,9
Объединяла молодых людей 0,0 1,7 0,0
Влияние рок-музыки на молодое поколение (14-30 лет), по мнению самой молодежи, заключается, в первую очередь, в возможности творчески реализоваться (66,1%). Из возможно негативных форм влияния рок-культуры респонденты выделяют распространение бунтарских настроений среди молодежи (37,5%), а также наркомании и алкоголизма (26,8%). По мнению 8,9% опрошенных, рок-музыка не оказывает существенного влияния на молодежь. Что касается средней возрастной группы (31-57 лет), то здесь прослеживается схожая тенденция. Наиболее ярко различия проявляются среди старшего поколения (от 58 лет), которые склонны считать, что влияние рок-музыки носит скорее негатив-
ный оттенок. Основные формы проявления негативного влияния представляются в виде появлению бунтарских настроений в молодежной среде (45,7%) и распространения алкоголизма, наркомании и иных вредных привычек (34,3%).
Характерно, что, по мнению молодого поколения (56,1%), манера поведения приверженцев рок-культуры несущественно отличается от «обычных граждан». В то же время 35,1% опрошенных убеждены в том, что представители рок-культуры в своем поведении совершенно не соответствуют представлению об «обычных гражданах». Утверждают об отсутствии каких-либо отличий в поведении представителей рок-культуры 3,5% опрошенных (табл. 5).
Таблица 5
Влияние возраста на определение степени различия поведения представителей рок-культуры
и «обычных граждан», %
Вариант ответа Молодое поколение Среднее поколение Старшее поколение
Существенно отличается 35,1 23,7 42,9
Отличается, но несущественно 56,1 59,3 42,9
Совсем не отличается 3,5 11,9 8,6
Затрудняюсь ответить 5,3 5,1 5,7
Итого 100,0 100,0 100,0
Представители среднего поколения в своем большинстве (59,3%) склонны считать, что отличия в манере поведения представителей рок-культуры и «обычных граждан» имеются, но весьма несущественные. Для 23,7% различия в поведении являются существенными и только для 11,9% опрошенных манера поведения приверженцев рок-культуры и «обычных граждан» неразличима.
В понимании старшего поколения манера поведения приверженцев рок-культуры воспринимается двойственно. Так, одинаковый процент
(42,9%) соответствует тем, кто считают, что отличия эти существенные, и тем, кто утверждают о несущественных различиях в поведении. В представлении 8,6% какие-либо отличия отсутствуют.
Итак, приверженность к какой-либо форме музыкальной культуры, безусловно, выделяет ее последователей среди остальных индивидов, и не только внешними атрибутами приверженности, но и мнением окружающих.
Таким образом, влияние музыкальной культуры на ценностные установки молодежи отмечают представители разных поколений. Для
Социология
39
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 4
подавляющего числа молодежи рок-культура является, с одной стороны, формой самовыражения, позволяющей творчески самореализоваться, а с другой - стимулом к появлению бунтарей и радикально настроенных последователей.
Вторым по значимости результатом влияния рок-культуры на молодежь является появление в ее среде радикальных последователей, бунтарей. В действительности протестное ядро рок-культуры в современных социокультурных условиях подвергается трансформации; новое поколение молодежи видоизменяет его, возвышая позицию самовыражения над протестом, что, собственно, и определяет в дальнейшем характер перемен ценностных установок молодежи и музыкальной культуры.
Примечания
1 Аксененко Ю. Н., Аникин Л. С., Дыльнов Г. В. Карманный социологический словарь / под ред. Г. В. Дыльнова. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2000. С. 94-95
2 См.: Энциклопедия Екатеринбурга. EdwART. 2010. URL: http://dic .academic.ru/dic.nsf/ekaterinburg/321/ МУЗЫКАЛЬНАЯ (дата обращения: 07.09.2015).
3 См.: Адорно Т. Избранные сочинения. Социология
УДК 316.4
музыки : пер. с нем. 2-е изд. М. : РОССПЭН, 2008. С. 12-26.
4 См.: Кудзиева Ф. С. Механизмы становления ценностных ориентаций подрастающего поколения в условиях трансформации семьи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. Т 14, вып. 2. С. 61-65.
5 См.: Ситникова С. В. Особенности профессиональнотрудовых ценностей студенческой молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013. Т 13, вып. 1. С. 26-32.
6 См.: Кудревич А. В. Тема досуга молодежи в российской социологии // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2011. № 3 (15). С. 154-158.
7 Социологическое исследование, посвященное изучению поколенческих стереотипов относительно рок-культуры, проводилось в 2013 г. в г. Саратове методом анкетного опроса по квотно-стратифицированной выборке (N = 152); в опросе приняли участие жители г. Саратова, представители молодежи (14-30 лет), среднего (31-57 лет) и старшего возраста (от 58 лет). Социологическое исследование, посвященное изучению музыкальных предпочтений и музыкальной культуры молодежи г. Саратова, проводилось в 2014 г. методом анкетного опроса по квотно-стратифицированной выборке (N = 200); в опросе приняла участие молодежь г. Саратова в возрасте от 14 до 29 лет.
ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАКУРСЕ (на примере г. Саратова)
Е. В. Сайганова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются особенности трудовых ценностей молодежи как специфической социально-демографической группы, роль молодежи как объекта и субъекта в развитии экономической, политической и культурной жизни. Проведенное исследование предоставляет возможность для актуализации и прогнозирования целенаправленной государственной молодежной политики на территории региона.
Ключевые слова: молодежь, общество, профессиональные ценности молодежи, государственная молодежная политика.
Features Values Youth Employment in Regional Perspective (on the Example of saratov)
E. V. saiganova
^е article discusses the features of the labour values of youth as a specific socio-demographic groups, the role of youth as object and subject in the development of economic, political and cultural life, the study provides an opportunity for updating and forecasting targeted state youth policy in the region.
Key words: youth, society, professional values of young people, state youth policy.
DOI: 10.18500/1818-9601 -2015-15-4-40-45
Молодежь является одним из важнейших стратегических ресурсов любого общества. Она играет важнейшую роль в развитии экономической, политической, культурной и других сфер жизни. Как объект и субъект процесса социализации молодежь активно впитывает в себя все общественные воздействия, ценности и идеалы, чутко реагирует на изменения, а зачастую и инициирует инновационные тенденции в развитии общества. Молодежь представляет собой такой ресурс, который призван обеспечить не только воспроизводство социальной системы, но и ее обновление.
Тесная связь между трудовыми ценностями, потребностями, интересами и трудовой мотивацией молодой личности и реформированием социально-экономической сферы российского общества стала предметом исследования таких ученых, как М. Г. Делягин, Ю. А. Зубок1,
В. И. Климычев2, Б. И. Максимов, Л. А. Беляева, Н. И. Лапин3, С. И. Самыгин4, Л. И. Щербакова5. Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации
© Сайганова Е. В., 2015