Научная статья на тему 'Социальная гармония: особенности регуляции общественной жизни в условиях современного российского общества'

Социальная гармония: особенности регуляции общественной жизни в условиях современного российского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1892
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова О. В.

В статье автор рассказывает о социальной гармонии. Путём достижения социальной гармонии в современном российском обществе является гармонизация общественной жизни на основе социальной регуляции с учётом принципов справедливости, согласия, эффективного государственного управления, гармонизации отношений человека и природы, патриотического воспитания, культурного и духовного развития личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social harmony: some peculiarities of social regulation in the Russian contemporary society

The article reveals the author's point of view about the harmonization of social life during the contemporary crucial period of the Russian society. That's why social harmony is considered to be achieved by the social regulation (effective state regulation on the base of social ideals, patriotism, harmonization of social, economical and ecological spheres and cultural development)

Текст научной работы на тему «Социальная гармония: особенности регуляции общественной жизни в условиях современного российского общества»

ФИЛОСОФИЯ

УДК 10

О.В. Иванова, ст. преподаватель каф.

«Социология», ЗабГГПУ

СОЦИАЛЬНАЯ ГАРМОНИЯ: ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Научные интересы: социальная философия, социология

В статье автор рассказывает о социальной гармонии. Путём достижения социальной гармонии в современном российском обществе является гармонизация общественной жизни на основе социальной регуляции с учётом принципов справедливости, согласия, эффективного государственного управления, гармонизации отношений человека и природы, патриотического воспитания, культурного и духовного развития личности ■

O.V. Ivanova, ZabSGPU

SOCIAL HARMONY: SOME PECULIARITIES OF SOCIAL REGULATION IN THE RUSSIAN CONTEMPORARY SOCIETY

The article reveals the author's point of view about the harmonization of social life during the contemporary crucial period of the Russian society. That's why social harmony is considered to be achieved by the social regulation (effective state regulation on the base of social ideals, patriotism, harmonization of social, economical and ecological spheres and cultural development) ■

* * *

Социальная гармония является всеобщим принципом организации социальной жизни. Социальная гармония (от др-греч. ИагтотеЫ - согласие, соразмерность), трактуемая как отношения взаимодействия, согласованности, соразмерности разных подсистем, свойств, сторон целостного процесса социальной жизни или нескольких систем между собой, осмысливалась во многих социально - философских учениях как системообразуюший фактор,

принцип организации жизни общества.

Будучи важнейшим онтологическим принципом существования человеческого общества и являясь основой взаимообусловленности и взаимозависимости различных сфер, элементов общественной жизни, социальная гармония выражает идею целостности системы человек-общество и мирового общества в целом.

Идея социальной гармонии как осно -ва гармоничного устроения общества и иде-

ального государства находила своё воплощение во взглядах мыслителей разных исторических эпох. Так, по мнению Платона (427-347 гг. до н.э.), недостаточно пользоваться только принципом единства противоположностей при определении социальной гармонии, «гармония возникает только то -гда, когда привлекается нечто идеальное, потому что только из слияния идеального и реального и возникает гармония» [1]. Эта характеристика гармонии о единстве внутреннего и внешнего проявляется в справедливом государственном устройстве.

Демокрит (460-370 до н. э.) считал, что каждый человек должен вносить свою лепту в становление и развития государства, делая акцент на солидарности (единомыслии) как основе гармонически устроенного общества.

По мнению Аврелия Августина (353430), государство должно подчиняться церкви, Фома Аквинский (1223-1274), который в 1323 г. был причислен к лику святых римско-католической церковью, поддерживал данную точку зрения, отмечая, что власть есть установление божественное, всегда несёт людям доброе, благое.

Теологическим путём достижения со -циальной гармонии в обществе, по мнению богословов-философов, является путь приобщения к религиозной культуре. «Надо взыскивать подлинную, святовоинствующую церковную культуру, которая только одна может противостоять надвинувшейся на Россию и на весь мир культуре всеобщей злобы и самообоготворения» [2]. Государство же должно быть озарено «огнём Церкви», чтобы быть достойным той важной функции, которую оно выполняет.

По мысли деятелей Просвещения (Дж. Локк (1632-1700), Ж. Руссо (1712-1778), Шарль Луи Монтескье (1689-1778), основой идеального гармонично устроенного общества является общественный договор, когда люди делегируют государству защиту своих прав, сами же договариваются о выполне-

нии государственных законов. Таким образом, коммуникативное, герменевтическое понимание общественного договора тракту -ет общественный договор как согласие -результат коммуникации. Ю. Хабермас считал, что это - социальное развитие на базе достигаемого в коммуникации понимания [3].

Об уничтожении отчуждения общества, где устранены классовые антагонизмы, удовлетворены духовные и материальные потребности, обеспечены мир и безопасность человека, справедливое распределение продукта, где индивид свободен от принуждения и имеет свою частную собственность говорили Т. Кампанелла (1568-1639), А. Сен-Симон (1760-1625), Р. Оуэн (17711858), Ш. Фурье (1772-1837).

Они считали, что право на труд и развитие производства, а также эмансипация женщин и добровольное объединение представителей всех классов (фаланг по Ш. Фурье) способны обеспечить социальную гармонию общества.

Отражая принципы согласия, сплочённости , дружбы, идея социальной гармонии имплицитно представляет собой условие поступательного развития современного российского общества. На данном этапе исторического развития Россия переживает социально-экономический кризис переходного периода, последствием которого является поляризация во всех сферах общественной жизни.

Следовательно, низкий уровень жизни, безработица, дефицит человеческих качеств в людях, плюралистичность ценностей, социальные различия между городом и деревней, регионами и центром, противоречия между человеком и природой, внутренние конфликты человека вследствие социальной незначимости и самообоснования своего существования заставляют задуматься над вопросами разрешения противоречий, управления и устойчивого развития.

В настоящее время учёными, философами, политиками ведётся национальный

российский дискурс о приемлемом для жизни обществе, его ценностях, идеалах, экономической основе и качестве жизни, о путях будущего развития России. Идея дискурса заключается в формировании понятия социального блага при всем многообразии его социально-философских трактовок. Среди таких концепций концепция «хорошего общества» [4] В.Г. Федотовой, заключающаяся в социальном конструировании реальности «сверху вниз» на основе принципов хабитуализации, типизации, институ-циализации, легитимизации для обеспечения эффективной деятельности людей.

Также небезынтересна концепция В.С. Семёнова о «новом социализме» - «немногоукладном , неэтатистском, небюрократическом, государственно-самоуправленческом, планово-рыночном, демократическом» [5], принципами которого являются сочетание личной свободы и социального равенства, приоритет прав и свобод человека, приоритет гражданского общества, рыночное регулирование, народовластие, многопартийность, разделение властей, социальная защищённость, распределение по труду. Факторами внутреннего возрождения России и основами социального блага он считает:

1) духовное и социальное возрожде-ние с ориентиром на социальные идеалы;

2) экономическое развитие страны как единого организма с учётом российского менталитета;

3) развитие качественно нового российского общества с приоритетом развития самобытной культуры, которая начинается с сохранения родного языка.

«Опыт мировой истории свидетельствует: всякая национальная энтропия, разрушение этнических цивилизаций, исчезновение с лица земли народов и государств всегда начиналось с утраты! языковой культуры; с отказа от языковой самостоятельности, с капитуляции перед лингвистической экспансией...» [6];

4) укрепление социального единства и

социальной сплочённости российского народа как главного и решающего субъекта российского общества и российской цивилизации;

5) гуманистическую ориентацию на человеческие нормы взаимоотношений (человечность, человеколюбие) на основе взаимовыручки, сотрудничества, взаимоподдержки между этническими группами в России;

6) сильную политическую власть.

Реализация данных положений способна внутренне преобразовать российское общество и предотвратить революционнопереломные ситуации, обеспечив эволюционное прогрессивное развитие. Мы согласны с мнением В.С. Семёнова о духовном и социально-экономическом возрождении России и считаем, что идеал социальной гармонии в полной мере удовлетворяет перечисленным факторам возрождения, а также воплощает и раскрывает понятие социального блага.

В свою очередь, социальная гармони -зация, имплицитно представляющая собой согласование противоположных явлений на основе сотрудничества, компромисса, диалога, синтеза и, следовательно, способствующая установлению состояния динамической стабильности в обществе - есть путь разрешения современных социальных, экономических, политических, культурных, правовых, этнических, межличностных и внут-риличностных противоречий, а также межгосударственных конфронтаций.

Социальная гармония как социально -нравственный приоритет современного общества способна совершенствовать механизмы социальной регуляции и эффективного управления, учитывая особенности национального менталитета народа, духовнонравственных идеалов и ценностей граждан.

Таким образом, реализация идеи со -циальной гармонии в обществе, осуществляемая равнонаправленно «сверху вниз» и «снизу вверх», обусловленная необходимо-

стью сохранения российского общества и позволит нашей стране перейти на новую ступень развития, которой, по мнению академика В.С. Нерсесянца, является циви-лизм, имманентно объединяющий прошлое, настоящее и будущее России в единый поступательно-прогрессивный процесс развития. Основополагающей идеей его концепции является преобразование общественной собственности в гражданскую на основе принципа равенства и справедливости, свободы и права, что позволяет разрешить противоречия между рыночной экономикой и социальными идеалами, созидая современное общество с учётом достижений и ошибок прошлого. Особая роль в регулировании жизни общества принадлежит идеологии, которая определяет вектор будущего развития.

Понятие «идеология» (от греч. idea -идея, logos - учение) - совокупность разнородных упорядоченных идей, концепций, мифов, догматов, целевых установок, выражающая интересы одной или нескольких социальных общностей и ориентированная на замещение представлений о действительности в целях сохранения или изменения социальных идеалов, ценностей, норм, а также политических, общественных, экономических и бытовых отношений.

Стабилизирующая функция идеологии, приводящая систему к гармоничному состоянию, по мнению К. Манхейма (18931947), заключается в том, что «в определённых ситуациях коллективное бессознательное групп скрывает действительное содержание общества как от себя, так и от других и тем самым стабилизирует его» [7].

В то же время, наряду с функцией со -хранения социальной системы идеология может тормозить её развитие, провоцируя накопление нежелательной энергии, приводящее к аномии или социальной революции. Деидеологизация в обществе приводит к возникновению множества мифов и утопий, причём они могут иметь не политически-ангажированный характер, а экстраполиро-

ваться в повседневную жизнь людей, превращая те или иные ценности (например, здоровье, материальное благополучие, качественное образование) в самоцель.

Сегодняшняя парадигма социальнофилософского знания исходит из возможности возникновения идеологии в процессе социального взаимодействия, в котором принимают участие все слои современного российского общества, представители различных знаний, идей, концепций.

Как отмечает профессор Э.М. Андре -ев, «жизнеспособную объединяющую идеологию невозможно придумать. Она должна родиться, вырасти из «движения народа по своей земле из глубины веков к желаемому будущему» [8]. Это утверждение справедливо дополняет В.А. Кобылянский: «Перед человечеством должен всегда стоять позитивный общественный идеал, с которым бы соотносилась социальная действительность, подвергаясь той или иной модификации, модернизации, соответственно открывающимся возможностям на каждом конкретном историческом этапе её развития» [9].

Социальные идеалы необходимы в процессе духовного возрождения России и гармонизации жизни общества, приоритетным из которых является идеал социальной гармонии, включающий «объединяющую идеологию», которая своим ключевым компонентом содержит национальную идею. «И, - как продолжает профессор Кобылянский, -у каждого народа так или иначе имеются свои представления об общественном идеале. В этом ряду важное место занимает Русская идея, основополагающими и взаимосвязанными принципами которой являются принципы Православия и соборности» [9], что, в свою очередь, задаёт новый вектор управления и социальной регуляции, который выражается в «формировании новой легитимности государственной власти, основанной на национализме и патриотизме» [8].

По нашему мнению, в отличие от государственного, этнического, расового, классового видов патриотизма, общегражданский является наиболее перспективным, так как содержит в себе элементы всех видов патриотизма. Учитывая историческую особенность России, нам видится возможным и оптимальным путь развития на основе российской идентичности с учётом российской ментальности.

Выходом из эколого-экономического кризиса, по мнению В.А. Кобылянского, является воплощение в жизнь процессов рационального экологического природопользования . Гармоничными путями взаимодействия природы и общества являются экологизация (Ю.М. Манин) производства и экологическое производство (Е.Т. Фадеев). Первый способ подразумевает сохранение существующих технологий с дополнительными очистительными сооружениями, второй -производство и воспроизводство самих условий жизни на Земле (создание искусственных биогеоценозов).

Предпосылками экологизации экономики сегодня являются формирование правовых и организационных условий рационального природопользования, создание научно-технологического потенциала для перевода экономики на природосберегательную основу. Состояние природной среды определяют обычные потребители, предприниматели, фермеры, поэтому фундаментом гармонизации экологических и экономических отношений является характер социально - экологических потребностей. Следовательно, важно, чтобы «человеческая деятельность не противопоставлялась живой природе, а продолжала её развитие на новом уровне» [10] - экологическом.

Для экологизации экономики требуются изменения как в отношении основных направлений общественного производства, так

и в характере, культуре потребления населения . Поэтому особое значение приобрело формирование духовности как фактора экологического образования. По мнению В.С. Соловьева (1853-1900), должна объективироваться «добродетель воздержания», так как только одухотворённый, нравственный человек может относиться к природе бережно и ответственно.

Таким образом, социальная гармония в обществе может быть достижима путём адекватной регуляции общественных отношений и взаимодействия системы с природной средой, одухотворённой деятельности людей и формирования духовного стержня каждой личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лосев А.Ф. История античной эстетики / А.Ф. Лосева. - М.: Фолио-Аст, 1998. - С. 40.

2. Власть. Основы отношения к властям, обществу и государству. - М.: Казак, 1998. - С. 52.

3. Фарман И.П. Социально-культурные проекты Ю. Хабермаса / И .П. Фарман. - М.: ИФРАН, 1999. - С. 87.

4. Федотова В.Г. Хорошее общество / В.Г. Федотова. - М.: Прогресс-Т радиция, 2005.

5. Семёнов В.С. О путях прогрессивного развития российского общества и цивилизации в XXI в. / В.С. Семенов // Вопросы философии, 2007. -№ 4. - С. 102.

6. Максимов В.Е. За наукой самосохранение / В.Е. Максимов // Литературная Россия, 1994. -№ 20. - С. 3.

7. Манхейм К. Диагноз нашего времени / К. Ман-хейм. - М.: Логос, 1994. - С. 83.

8. Андреев Э.М. Культура патриотизма и консолидация общества / Э.М. Андреев, А.В. Кузнецова. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004. - С. 16.

9. Кобылянский В.А. Философия социоэкологии / В.А. Кобылянский. - Новосибирск: РИФ-Новосибирск, 2004. - С. 111.

10. Камшилов М.М. Человек и живая природа / М.М. Камшилов // Природа, 1969. - № 3. - С. 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.