Научная статья на тему 'Роль естественных и социальных факторов в формировании экологической культуры человека и общества'

Роль естественных и социальных факторов в формировании экологической культуры человека и общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
303
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЕСТЕСТВЕННЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ УРОВНИ СИСТЕМЫ "ОБЩЕСТВО-ПРИРОДА" / ОЧЕЛОВЕЧЕННАЯ ПРИРОДА / ЭКОЛОГИЗИРОВАННОЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / NATURAL AND SOCIAL LEVELS OF THE "SOCIETY NATURE" SYSTEM / HUMAN ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL CULTURE OF SOCIETY / ECOLOGICAL INTERACTION / HUMANIZED NATURE / ECOLOGY AND ECOLOGICAL PRODUCTION / ECOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Захарова Елена Юрьевна

Рассматривается роль естественных и социальных факторов в формировании экологической культуры общества и человека в трех сферах системы «общество природа»: совершенствовании очеловеченно-природного мира, реконструкции естественного и социального миров с целью оптимизации процесса взаимодействия природы и общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Natural and Social Factors in the Formation of Human and Social Ecological Culture

The article deals with the role of natural and social factors in the formation of human and social ecological culture within three spheres of society nature system: perfection of humanized-natural world, reconstruction of natural and social world in order to optimize the process of nature and society interaction

Текст научной работы на тему «Роль естественных и социальных факторов в формировании экологической культуры человека и общества»

УДК 577.4

Захарова Елена Юрьевна

Elena Zakharova

РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

THE ROLE OF NATURAL AND SOCIAL FACTORS IN THE FORMATION OF HUMAN AND SOCIAL ECOLOGICAL CULTURE

Рассматривается роль естественных и социальных факторов в формировании экологической культуры общества и человека в трех сферах системы «общество - природа»: совершенствовании очеловеченно-природного мира, реконструкции естественного и социального миров с целью оптимизации процесса взаимодействия природы и общества

Ключевые слова: экологическая культура человека, экологическая культура общества, экологическое взаимодействие, естественный и социальный уровни системы «общество-природа», очеловеченная природа, экологизированное и экологическое производство, экологическое образование

The article deals with the role of natural and social factors in the formation of human and social ecological culture within three spheres of "society - nature” system: perfection of humanized-natural world, reconstruction of natural and social world in order to optimize the process of nature and society interaction

Key words: human ecological culture, ecological culture of society, ecological interaction, natural and social levels of the "society - nature" system, humanized nature, ecology and ecological production, ecological education

Работа выполняется при поддержке ФЦП (проект НК72П/32 «Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке»).

Конец XX и начало XXI столетия отмечены усилением внимания к проблемам перспектив развития человечества. На основе многочисленных комплексных исследований отечественных и зарубежных авторов, Римского клуба, других международных научных организаций по изучению глобального развития стало очевидно, что мир подошел к рубежу, требующему радикального изменения ценностной ориентации каждого человека и человечества в целом, соблюдения приоритетов природных

предпосылок в естественноисторическом развитии.

На современном этапе задача преодоления экологического кризиса по-прежнему остается актуальной и может быть успешно решена на основе формирования экологической культуры, органически впитывающей все материальные и духовные ценности, создаваемые человечеством в процессе его взаимодействия с природой. Очевидно, что оптимальная организация взаимодействия общества и природы возможна лишь на основе соответствующей самому характеру этого взаимодействия культуры - экологической культуры. До недавнего времени ее формирование ве-

лось в основном стихийно, закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через поверхностные оценки и решения. Такой путь исчерпал себя полностью, требуется сознательное, целенаправленное формирование экологической культуры.

Экологическая культура как одно из проявлений культуры вообще охватывает собой сферу отношений человека, общества к природе. Причем речь идет о таких отношениях, в которых представлено позитивно-творческое, позитивно-созидательное начало деятельности людей, направленное на гармонизацию интересов человека, общества и природы. В этом смысле экологическая культура рассматривается как специфический способ организации деятельности людей, имеющий целью гармонизацию этой деятельности с природой

Понятия «экологическая культура общества» и «экологическая культура человека» не тождественны между собой, но и не противостоят друг другу. Они соотносятся друг с другом (как общество и человек) как целое и часть, как общее и отдельное. Целое не сводится к простой сумме частей, а часть вне целого не то же самое, что в рамках целого. Общее не поглощает собой отдельное, которое, помимо общего, есть еще единство особенного и единичного.

Экологическая культура общества (и человека) имеет своей целью оптимизацию со-циоприродных отношений и реализуется в сфере социально-экологического взаимодействия.

Структура социально-экологического

взаимодействия весьма сложная и имеет свою специфику [см.: 1, 3]. Выделяют три специфические сферы: собственно природную (естественную), очеловеченно-природную и социальную. Среди этих сфер особое место занимает очеловеченная природа, которая представляет собой природно-общественное явление. С одной стороны, она рассматривается как модификация естественных процессов и высшей формы природного бытия, как продолжение развития природы в обществе, с другой - при-

родная основа собственно социальных процессов. Взаимодействие природы и общества выступает процессом перехода естественных и социальных явлений в единый, качественноособый процесс, где действуют свои законы, отличающиеся от чисто естественных и социальных процессов, а также является областью их взаимопроникновения.

Таким образом, факторы оптимизации взаимодействия природы и общества в своем целостном виде представлены в следующих трех компонентах системы «природа - общество»:

1) совершенствование очеловеченно-природного мира, всей системы «производство-потребление» в том направлении, которое бы обеспечило прогрессивное развитие как собственно социального, так и естественного.

Решение данной задачи предполагает реализацию отраслевой и пространственновременной структуры производственного потребления, внедрение безотходной, малоотходной, ресурсо- и энергосберегающей технологии. Все это должно помочь достижению максимума полезного эффекта при минимуме затрат ресурсов человеческой и внечеловече-ской природы; минимизации отрицательного воздействия «побочных» продуктов функционирования процесса взаимодействия природы и общества.

В понимании технологических путей оптимизации, гармонизации взаимодействия природы и общества в отечественной литературе выделяют два основных подхода: экологизация производства (Ю.М. Манин) и экологическое производство (Е.Т. Фаддеев). Экологизация производства представляет собой сохранение существующей технологии с дополнительным сооружением экологической техники [см.: 2]. В идеале экологизированное производство должно представлять замкнутый цикл, подобный круговороту вещества и энергии в биосфере, в котором производственные и природные процессы гармонически соединятся. Сходное мнение высказывает Ю.В. Олейников.

Выделяют три этапа экологизации производства. Первый этап характеризуется комплексным использованием и воспроизводством природных ресурсов, замкнутыми циклами, глубоким взаимопроникновением производственных и природных процессов. Следующий этап экологизации связан с развитием безотходных и малоотходных технологий, вторичной переработкой отходов, высшим уровнем воспроизводства жизнеобеспечивающих условий среды обитания. Третий, заключительный этап экологизации будет означать глобальную перестройку производства и создание целостных производственно-экологических систем.

При переходе к экологизированному производству необходимо, прежде всего, постепенное изменение его организации и технологии, совершенствование производственной среды. Помимо этого, необходимы новые подходы экологической оценки последствий производственной деятельности, ресурсопотребляющей мощности, качества выпускаемой продукции и др.

Сторонники экологического производства исходят из того, что экологизация производства не устраняет и не может полностью устранить негативные последствия деятельности человека в природе. Они выступают с идеей производства и воспроизводства самих условий жизни на Земле [см.: 4]. В рамках экологического производства предполагается применение «природных машин» в виде самовос-производящих процессов в почве, животных, растениях и т.п. Несмотря на определенное различие этих двух подходов, нельзя рассматривать их как нечто абсолютно противоположное. На наш взгляд, они, скорее, дополняют друг друга. Экологизацию можно считать началом становления экологического производства, являющегося стратегическим направлением оптимизации, гармонизации взаимодействия природы и общества;

2) реконструкция естественного мира с целью оптимизации процесса взаимодействия природы и общества.

Роль первозданно-естественных сил в деятельности человека велика. Целесообразная, сознательная деятельность человека всегда опирается на содействие стихийных сил и первозданно-девственной и материально-

измененной человеком природы. Неотделимость очеловеченной природы от слепого, бессознательного взаимодействия природных сил становится заметной особенно тогда, когда область природы, охваченная сознательной деятельностью человека, рассматривается в единстве своих преобразованных и непреоб-разованных компонентов.

Реконструкция природы, без которой не возможно прогрессивное развитие очелове-ченно-природного мира, должна быть научно (и этически) обоснована. Человек, развивая науку, овладевая глубоким знанием законов природы, должен достигать минимизации преобразований и материальных изменений в естественной природе и максимизации полезного эффекта от этих преобразований и изменений. Следует также учитывать, что в основе очеловеченной природы лежит не только материальная, но и духовная деятельность людей и поэтому включение компонентов первозданнодевственной природы в систему «производство-потребление» возможно и без материального преобразования этих компонентов;

3) реконструкция социального мира.

Социальные преобразования, требующие также соответствующего научного (и духовно-нравственного) обоснования, должны понижать уровень необходимых преобразований естественного. Стремление компенсировать решение социальных проблем путем преобразований природы, без всяких на то ограничений, неизбежно ведет к ее разрушению. Решение задачи оптимизации взаимодействия природы и общества, прежде всего, предполагает преодоление препятствий социального порядка, что неотделимо от формирования соответствующих «человеческих качеств» (А. Печчеи).

Успешное формирование экологической культуры общества и человека зависит от по-

знавательно-воспитательного процесса. Именно экологическое образование является фактором формирования экологической культуры и, как следствия, оптимизации социоприродно-го взаимодействия. Человек является началом и концом, двигателем всего культурного процесса и именно от него зависит формирование его экокультурного статуса и экокультурной среды. В зависимости от того, какие экологические знания получили инженеры и техники, экономисты и социологи, политики и правоведы и т.п., в какой мере они ощущают ответственность перед своим народом, перед человечеством, в зависимости от этого (и от многого другого) будет сформирована та или иная экологическая культура общества и человека. Экологическое образование способно выполнить эту роль в том случае, если будет адекватным поставленным задачам, непрерывным и охватит собой все стороны жизни человека и общества. Экологическое образование предполагает связь и взаимодействие с социальным, естественным образованием. Поэтому формирование экологической культуры неотделимо от формирования культуры вообще.

Экологическое образование и успешное формирование экологической культуры невоз-

1. Кобылянский, В.А. Философия социоэкологии: в 3-х частях / В.А. Кобылянский. - Чита: ЗабГПУ, 2002.

2. Манин ЮМ. Экологические проблемы эпохи научно-технической революции / Ю.М. Манин. - Минск, 1977.

можно без философско-методологического обеспечения. Это предполагает создание общей теории экологии как науки об общих закономерностях строения, функционирования и развития экологического взаимодействия, общих принципах использования этих закономерностей в деятельности людей, в том числе по оптимизации экологического взаимодействия.

Таким образом, реально осуществляющийся процесс взаимодействия природы и общества не является изолированным от существования и функционирования природы и общества: воздействие природы на общество в известном смысле является результатом самодвижения природы, опосредованного общественным воздействием, а воздействие общества на природу - результатом самодвижения общества, опосредованного воздействием природного фактора. Раскрытие диалектики перехода природного в общественное и наоборот позволяет определить роль естественных, технологических и социальных факторов в оптимизации процесса взаимодействия природы и общества, которая является непосредственной целью экологической культуры общества и человека.

_______________________________Литература

3. Субботина НД. Социальное в естественном. Естественное в социальном / Н.Д. Субботина. - М.: Прометей, 2001.

4. Фадеев Е.Т. Проблема экологического производства / Е.Т. Фадеев // Философские проблемы глобальной экологии. - М.: Наука, 1983.

Коротко об авторе_________________________________________________________Briefly about the author

Захарова ЕЮ., канд. филос. наук, зав. кафедрой фило- E. Zakharova, PhD, head of philosophy department of Za-софии, Забайкальский государственный гуманитарно- baikalsky state university of humanities and pedagogics педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского (ЗабГГПУ)

Научные интересы: социальная философия, филосо- Areas of expertise: social philosophy, philosophy of ecology, фия экологии, методологические основы экологического methodological foundations of ecological education образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.