ББК С55.0 УДК 301.085:577.4
Е. Ю. Захарова
Естественные и социальные факторы формирования экологической культуры
человека и общества1
В статье рассматривается роль естественных и социальных факторов в формировании экологической культуры общества и человека в трех сферах системы «общество -природа»: совершенствовании очеловечено-природного мира, реконструкции естественного и социального миров с целью оптимизации процесса взаимодействия природы и общества.
Ключевые слова: экологическая культура человека, экологическая культура общества, экологическое взаимодействие, естественный и социальный уровни системы «общество-природа», очеловеченная природа, экологизированное и экологическое производство, экологическое образование.
E. Yu. Zakharova
Natural and social factors into the forming ecological culture of human and society2
The article deals with the role of natural and social factors into the forming ecological culture of human and society within three spheres of system "society - nature": improvement of humanized-wide world, reconstruction of natural and social world in order to optimize the process of nature and society interaction.
Keywords: ecological culture of human, ecological culture of society, ecological interaction, wild world's and social levels of system "society - nature", humanized nature, ecology and ecological production, ecological education.
Существование человека и общества предполагает знание и соблюдения хотя бы минимума экологической культуры. До недавнего времени ее формирование велось в основном стихийно, закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через поверхностные оценки и решения. Сегодня такой путь исчерпал себя полностью, требуется сознательное, целенаправленное формирование экологической культуры.
Экологическая культура как одно из проявлений культуры охватывает собой сферу отношений человека, общества к природе. Причем речь идет о таких отношениях, в которых представлено позитивнотворческое, позитивно-созидательное начало деятельности людей, направленное на гармонизацию интересов человека, общества и природы. В этом смысле экологическая культура рассматривается как специфический способ организации деятельно-
сти людей, имеющий целью гармонизацию этой деятельности с природой [2, с. 113].
Понятия «экологическая культура общества» и «экологическая культура человека» не тождественны между собой, но и не противостоят друг другу. Они соотносятся друг с другом (так же как общество и человек) как целое и часть, как общее и отдельное. Целое не сводится к простой сумме частей, а часть вне целого не то же самое, что в рамках целого. Общее не поглощает собой отдельное, которое, помимо общего, есть еще единство особенного и единичного.
Экологическая культура общества (и человека) имеет своей целью оптимизацию социоприродных отношений и реализуется в сфере социально-экологического взаимодействия.
Структура социально-экологического взаимодействия весьма сложная и имеет свою специфику. Выделяют три специфические сферы социально-экологического
1 Работа выполняется при поддержке ФЦП (проект НК72П/32 «Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке»).
2 The research is done with support of the Federal Program (project НК 72 П/32 “Problem of correlation between natural and social in society and human”).
взаимодействия: собственно природную
(естественную), очеловечено-природную и социальную. Среди этих сфер особое место занимает очеловеченная природа, которая представляет собой природнообщественное явление. С одной стороны, она рассматривается как модификация естественных процессов и высшая форма природного бытия, как продолжение развития природы в обществе, с другой - природная основа собственно социальных процессов. Взаимодействие природы и общества выступает процессом перехода естественных и социальных явлений в единый, качественноособый процесс, где действуют свои законы, отличающиеся от чисто естественных и социальных процессов, а также является областью их взаимопроникновения.
Таким образом, оптимизация взаимодействия природы и общества в своем целостном виде требует оптимизации всех трех компонентов системы «природа - общество»:
1. Совершенствование очеловечено-природного мира, всей системы «производство-потребление» в том направлении, которое бы обеспечило прогрессивное развитие как собственно социального, так и естественного. Решение данной задачи предполагает реализацию отраслевой и пространственно-временной структуры производственного потребления, внедрение безотходной, малоотходной, ресурсо-и энергосберегающей технологий. Все это должно помочь достижению максимума полезного эффекта при минимуме затрат ресурсов человеческой и внечеловеческой природы; минимизации отрицательного воздействия «побочных» продуктов функционирования процесса взаимодействия природы и общества.
Предлагается два основных технологических пути оптимизации взаимодействия природы и общества: экологизация производства и экологическое производство. Так, Ю. М. Манин, рассматривая периодизацию эволюции взаимодействия природы и общества, выделяет, наряду с этапами присваивающей и производящей экономики, этап экологизированного производства [3]. Этот этап представляет замкнутый цикл, подобный круговороту вещества и энергии
в биосфере, в котором производственные и природные процессы гармонически соединятся.
В. И. Залунин так же сделал попытку раскрыть сущность, содержание и факторы экологизации общественного производства, ее роль в оптимизации взаимоотношений человека с природой [1]. Выделяя три этапа экологизации производства, автор отмечает, что первый этап характеризуется комплексным использованием и воспроизводством природных ресурсов, замкнутыми циклами, глубоким взаимопроникновением производственных и природных процессов. Следующий этап экологизации связан с развитием безотходных и малоотходных технологий, вторичной переработкой отходов, высшим уровнем воспроизводства жизнеобеспечивающих условий среды обитания. Третий этап экологизации будет означать глобальную перестройку производства и создание целостных производственноэкологических систем.
Практическое применение системы общенаучных методологических принципов начинается с момента трансформации главных функций науки. Осуществляется переход от познавательной функции науки к производительной и ее экологизация. Экологизация материального производства означает, прежде всего, постепенное изменение его организации и технологии, совершенствование производственной среды. Помимо этого, необходимы новые подходы экологической оценки последствий производственной деятельности, ресурсопотребляющей мощности, качества выпускаемой продукции и др. Экологизация производства есть одновременный отход от линейной направленности ресурсных потоков в направлении непрерывных природнопроизводственных циклов. Таким образом, экологизация производства - это использование природы с учетом требований экологических и производственных законов через оптимальное взаимодействие экосистемных и технологических процессов.
Экологизация производства подразумевает: оптимизацию условий жизнедеятельности человечества путем сохранения и улучшения свойств природной среды; перевод производства на безотходные тех-
нологии и замкнутые циклы ресурсопотребления; рациональное использование природных ресурсов, обеспечивающее их охрану, восстановление и расширенное производство; защиту и сохранение генофонда и животного мира.
Еще один путь оптимизации взаимодействия природы и общества - это экологическое производство, которое представляет собой целенаправленное производство создания ноосферы, когда человек берет на себя функции управителя природными процессами Земли и даже ближайшего космоса. Несмотря на определенное различие этих двух подходов, нельзя их рассматривать как нечто абсолютно противоположное. Экологизацию производства можно, по праву, считать началом становления экологического производства, являющегося стратегическим направлением оптимизации, гармонизации взаимодействия природы и общества.
2. Реконструкция естественного мира с целью оптимизации процесса взаимодействия природы и общества.
Роль первозданно-естественных сил в деятельности человека велика. Целесообразная, сознательная деятельность человека всегда опирается на содействие стихийных сил и первозданно-девственной и материально-измененной человеком природы. Неотделимость очеловеченной природы от слепого, бессознательного взаимодействия природных сил становится заметной особенно тогда, когда область природы, охваченная сознательной деятельностью человека, рассматривается в единстве своих преобразованных и непреобразованных компонентов.
Реконструкция природы, без которой невозможно прогрессивное развитие очеловечено-природного мира, должна быть научно (и этически) обоснована. Человек, развивая науку, овладевая глубоким знанием законов природы, должен достигать минимизации преобразований и материальных изменений в естественной природе и максимизации полезного эффекта от этих преобразований и изменений. Следует также учитывать, что в основе очеловеченной природы лежит не только материальная, но и духовная деятельность
людей, и поэтому включение компонентов первозданно-девственной природы в систему «производство-потребление» возможно и без материального преобразования этих компонентов.
3. Реконструкция социального мира.
Социальные преобразования, требующие соответствующего научного и духовно-нравственного обоснования, должны понижать уровень необходимых преобразований естественного. Стремление компенсировать решение социальных проблем путем преобразований природы, без всяких на то ограничений, неизбежно ведет к ее разрушению. Решение задачи оптимизации взаимодействия природы и общества, прежде всего, предполагает преодоление препятствий социального порядка, что неотделимо от формирования соответствующих «человеческих качеств» (А. Печчеи).
Успешное формирование экологической культуры общества и человека зависит от познавательно-воспитательного процесса. Именно экологическое образование является фактором формирования экологической культуры и, как следствие, оптимизации социоприродного взаимодействия. Человек является началом и концом, двигателем всего культурного процесса и именно от него зависит формирование его экокуль-турного статуса и экокультурной среды. В зависимости от того, какие экологические знания получили инженеры и техники, экономисты и социологи, политики и правоведы и т. п. , в какой мере они ощущают ответственность перед своим народом, перед человечеством, в зависимости от этого (и от много другого) будет сформирована та или иная экологическая культура общества и человека. Экологическое образование способно выполнить эту ведущую роль в том случае, если будет адекватным поставленным задачам, непрерывным и охватит собой все стороны жизни человека и общества. Экологическое образование предполагает связь и взаимодействие с социальным и естественным образованием. Поэтому формирование экологической культуры неотделимо от формирования культуры вообще.
Экологическое образование и успешное формирование экологической культуры невозможно без философско-
методологического обеспечения. В основе экологического образования должна лежать общая теория экологии как наука об общих закономерностях строения, функционирования и развития экологического взаимодействия, общих принципах использования этих закономерностей в деятельности людей, в том числе по оптимизации экологического взаимодействия.
Оптимизация социоприродного взаимодействия определяется экономическими, правовыми, духовными механизмами регулирования и управления человеческой деятельности. Разработка системы экономикоправового обеспечения выхода из экологического кризиса приобретает в современных условиях приоритетное значение. Ее эффективное проведение в жизнь способно поддерживать меру соотношения экономики и экологии. Экологизация природопользования - специфический общенаучный подход к решению проблем изменения отношений человека, общества к природным ресурсам и условиям окружающей среды. Стратегия эколого-экономической деятельности, направленная на реализацию принципа «предвидеть и предотвращать» вместо «реагировать и исправлять», может быть реализована только при условии высокого уровня экологической культуры государственных служащих, необходимого для выявления приоритетов управленческой деятельности в конкретных условиях.
Правовые предпосылки оптимизации взаимодействия природы и общества могут формироваться на трех уровнях:
1. Экологические права человека (осуществляется на социальном уровне системы «природа - общество»).
2. Правовое регулирование природопользования, которое осуществляется непосредственно в области взаимодействия природы и общества.
3. Охрана природы (осуществляется на естественном уровне системы «природа -общество»).
Оптимизация социоприродного взаимодействия определяется не только экономическими, правовыми, но и духовнонравственными механизмами регулирования и управления человеческой деятельностью.
Позиции, описывающие отношения человека и природы, имеют широкий спектр от: натуроцентристских до антропо-центристских. Отношение человека к природе оказывается связанным с нравственностью именно потому, что оно есть также отношение человека к человеку. Поэтому необходимо духовное совершенствование человека. Духовно-нравственные основы экологизации деятельности людей имеют два уровня:
1. Внешний, который заключается в отношении человека к природе.
2. Внутренний, который заключаются в отношении человека к человеку.
Таким образом, реально осуществляющийся процесс взаимодействия природы и общества не является изолированным от существования и функционирования природы и общества: воздействие природы на общество в известном смысле является результатом самодвижения природы, опосредованного общественным воздействием, а воздействие общества на природу - результатом самодвижения общества, опосредованного воздействием природного фактора. Раскрытие диалектики перехода природного в общественное, и наоборот, позволяет определить роль естественных, технологических и социальных факторов в оптимизации процесса взаимодействия природы и общества, которая является непосредственной целью экологической культуры общества и человека.
Список литературы
1. Залунин В. И. Экологизация производства: сущность, содержание, факторы. Владивосток: ДВГУ, 2006. 234 с.
2. Кобылянский В. А. Философия экологии. М.: Академический проект, 2010. 287 с.
3. Манин Ю. М. Экологические проблемы эпохи научно-технической революции. Минск, 1977. 176 с.
4. Субботина Н. Д. Соотношение естественного и социального в обществе и человеке // Болов-срол судлал. 2009. № 6 (52). С. 88-98.