Научная статья на тему 'Политический и религиозный модусы социальной гармонии'

Политический и религиозный модусы социальной гармонии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
135
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ГАРМОНИЯ / МОДУС / КОМПРОМИСС / СТАБИЛЬНОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / SOCIAL HARMONY / MODUS / COMPROMISE / STABILITY / SPIRIT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванова Юлия Валентиновна -, Иванова Оксана Валерьевна

Статья посвящена рассмотрению политического и религиозного модусов социальной гармонии. Авторы отмечают, что социальная гармония находит свое воплощение во всех сферах общественной жизни, модусы проявляются во всех сферах, но в данной статье делается акцент на политической и духовной сферах общественной жизни. В политической сфере модусом являются компромисс и стабильность, в религиозной духовность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political and Religious Modi of Social Harmony

The article reveals political and religious modi of social harmony. The authors suppose that modi reflects in all spheres of social life. However this article points out only political and spiritual spheres. The political sphere's modus is compromise and stability, meanwhile the religious ones is spirit

Текст научной работы на тему «Политический и религиозный модусы социальной гармонии»

Серия «Политология. Религиоведение»

2012. № 2 (9), ч. 1. С. 182-189 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

Иркутского

государственного

университета

И З В Е С Т И Я

УДК 101.1:316

Политический и религиозный модусы социальной гармонии

Ю. В. Иванова, О. В. Иванова

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского, г. Чита

Статья посвящена рассмотрению политического и религиозного модусов социальной гармонии. Авторы отмечают, что социальная гармония находит свое воплощение во всех сферах общественной жизни, модусы проявляются во всех сферах, но в данной статье делается акцент на политической и духовной сферах общественной жизни. В политической сфере модусом являются компромисс и стабильность, в религиозной -духовность.

Ключевые слова: социальная гармония, модус, компромисс, стабильность, духовность.

Социальная гармония проявляется на всех уровнях социальной действительности и, в частности, во всех ее ключевых подсистемах: в политической, экономической, духовной и социальной сферах общественной жизни. В каждой подсистеме гармония имеет собственные факторы и модусы достижения. Модус (от лат. мойш - мера, образ, способ) - свойство предмета, присущее ему не постоянно, а в некоторых состояниях. По определению Г. В. Ф. Гегеля, модус - «инобытие абсолютного, потеря последним себя в изменчивости и случайности бытия, переход абсолютного в свою противоположность без возврата в себя, лишенное целостности многообразие определенной формы и содержания». Следовательно, модус - способ, проявление предмета, явления, процесса в конкретный пространственно-временной период развития.

Модусами гармонии в экономической сфере являются «экономическое равновесие», баланс, пропорциональность, в политической сфере - компромисс, консенсус, стабильность, в духовной - образование, творчество, духовность, в социальной - кооперация, солидарность, социальное партнерство.

Идея равновесия выражается и в понятии баланса (фр. balance - баланс -система показателей, характеризующая количественные явления путем сопоставления или противопоставления отдельных его сторон, соотношение частей, поступление и расходование количества денег, импорта и экспорта товаров). Например, сальдо торгового баланса используется при планировании хозяйства. Существует понятие баланса интересов - оптимального соотношения интересов государств на глобальном или региональном уровне, характеристика международной и национальной безопасности, соответствие

интересов взаимодействующих субъектов в сфере экономики и социальных отношений.

Понятие равновесия определяется как гомеостаз, так как предполагается, что с помощью интегративных механизмов эндогенные изменения поддерживаются в определенных границах, соответствующих основным структурным характеристикам, а с помощью адаптивных механизмов в таких границах удерживаются флуктуации в отношениях между средой и системой, что выражается в понятии «эквилибриум» - нарушаемого и восстанавливаемого равновесия. Части общественной системы взаимосвязаны, и изменения в одной части передаются другим частям, в системе устанавливается «динамическое равновесие». Экономическая сфера, по определению В. Парето, - это подсистема общества, в которой «логичные» и «нелогичные» поступки люди мотивированы их потребностями. Решающую роль в выборе социальных действий играют чувства, которые могут стать определяющими в поведении народных масс. Следовательно, механизмы гармонизации сводимы к управлению рациональными и иррациональными факторами в социальной жизни элиты и народа и определяются как законы, правила, способные поддержать эквилибриум общественной системы. Экономическая сфера является фундаментальной и динамичной формой общения людей. В процессе экономической деятельности в организациях возникает социальное взаимодействие. Удовлетворяя свои потребности, люди общаются, расширяется их жизненное пространство.

Посредством согласования и рассогласования достигается интегративное состояние общества. Но, вследствие воздействий одной части системы на другую, может возникнуть дисфункциональный и функциональный баланс, что дает возможность варьировать воплощение социальных структур, удовлетворяющих конкретной функции.

Общественно-политическое значение социальной гармонии получает свое воплощение в политическом компромиссе, который обусловлен умением управленцев учитывать интересы разных социальных групп, управлять поведением людей, определяя ориентиры и идеологию их жизни. Следствием достигнутого компромисса является политическая стабильность, представляющая собой систему связей между различными политическими субъектами, для которой характерны целостность и функциональность. В политической науке различают внутриполитическую, региональную и международнополитическую стабильность. Субъектами внутриполитической стабильности выступают государство и общество, связанные субъект-объектными отношениями. Гармонизация отношений заключается в выборе адекватных форм и методов управления социальной системой. Внутриполитическая система должна быть в состоянии выполнить возложенные на нее задачи, что может быть осуществимо в согласии с волей народа или путем насилия. Различают автономную и мобилизационную политическую стабильность: автономная основана на добровольной передаче управленческих функций элите, а моби-

лизационная отражает общественный подъем, отражение агрессии или замену эффективного функционирования системы принуждением, террором.

Автономная политическая стабильность больше тяготеет к гармонизирующим формам управления, когда главенствующим может выступать интерес государства, правящей группы, берущей на себя ответственность выражать интересы общества. Следует отметить, что политически стабильной может быть гибкая, восприимчивая к изменениям политическая система. Если система опирается на насилие, то не может реагировать на изменения и стагнируется. В противовес ей большим потенциалом будет обладать автономная система, способная реагировать на импульсы как извне, так и изнутри за счет механизма прямых и обратных связей. Такое действие оказывает глубокое влияние на общество в целом, на характер экономических и социокультурных связей.

Современное развитие общества ориентирует на рассмотрение социальной гармонии - бесконфликтного сосуществования всех элементов социальной общности. Условием социальной гармонии во взаимодействии социальных субъектов является их самосознание и понимание своей роли в общественном бытии. Личности, коллективы, социальные классы и группы должны выполнять свои роли и функции для своего и общественного блага. Принцип «единства в многообразии» реализуется в том, что общество существует как единое целое образование благодаря сложности и многообразию социальных структур, разнообразию их функций и дифференциации ролей индивидов.

Г. Спенсер отмечал: «Консенсус функций в процессе эволюции становится прочнее. В сообществах низкого уровня, как индивидуумов, так и социальных, действия составных частей мало зависят друг от друга, в то время как в развитых сообществах обоих видов действия жизненно важных компонентов этих частей становятся возможными только в рамках комбинаций действий, составляющих жизнь целого» [4, с. 19]. Сложность и взаимозависимость всех элементов общества обусловливает необходимость иерархич-ной системы регуляции и внутреннего и внешнего контроля. В индустриально развитых обществах, по мнению Г. Спенсера, основой общественных отношений является взаимосотрудничество и индивидуальное самоограничение, поэтому государство не должно вмешиваться в этот «согласительный порядок», так как разрушается гармония и общество в целом превращается в тираническое. Определяя ведущую роль саморегуляции в структурнофункциональной организации общества, можно определить социальную гармонию как бесконфликтное и согласованное сосуществование всех структурных компонентов общества посредством выполнения их функций.

Благодаря консенсусу в обществе устанавливается социальный порядок, который основан на теории общественного договора (Ж-Ж. Руссо, Д. Локк), на личных интересах (Г. Спенсер), морали и нормах (Э. Дюрк-гейм, Т. Парсонс).

В социально-политической сфере формирование социального государства является одним из модусов социальной гармонии. Основанием социальной

гармонии в обществе является социальная справедливость, понимаемая как распределительная справедливость, которая не может быть реализована без вмешательства внешней силы. Государство берет на себя функцию перераспределения, реализуя справедливость как право человека на удовлетворение потребностей. Социальная справедливость лежит в основе государства всеобщего благоденствия, но во многих странах модернизация означает отказ от идеи государства всеобщего благоденствия и переход к либеральному социальному государству. В социальном знании выделяют два типа справедливости: коммутативная и распределительная. Коммутативная заключается в формальном равенстве прав, основана на принципе взаимности «каждому по заслугам», реализуется в механизмах индивидуального страхования, в предоставлении дополнительных социальных благ за услуги. Другим видом является распределительная справедливость «каждому по потребности». Либеральное общество переходит к коммутативной справедливости, стремясь воздать «каждому по заслугам», но в итоге усугубляется неравенство. Ни равенство возможностей, ни равенство условий не решают проблему справедливости. Но реализацию различных видов справедливости может взять на себя только государство, ставящее себе социальные цели. Таким образом, через социальное государство реализуется естественное социальное право и происходит разрешение конфликтов в обществе, порождаемых коммутативной и распределительной справедливостью.

В форме естественных социальных прав распределительная справедливость смыкается с принципом солидарности, реализующейся во взаимопомощи. Формой осуществления социальных прав можно считать и социальное страхование. Но никакие реформы не могут быть действенны, если граждане не будут активными и ответственными субъектами социальной жизни. Гармонизация системы достижима путем активного участия всех элементов и компонентов системы в соответствии с выработанными законами, идеалами на основе эффективного управления.

На уровне коллективных взаимодействий социальная гармония проявляется в групповых взаимодействиях на основе идеалов и ценностей. Каждая из групп стремится к достижению самосознания, на базе которого упрочивается солидарность и борьба за выживание одновременно с борьбой против других таких же групп. Интересы личности, групп людей, объединений, коллективов обусловлены их экономическим, социальным и политическим положением, содержанием и мотивами их деятельности. Демократический механизм отбора приоритетных интересов требует институтов общественного представительства. Это механизм таких форм власти, которые позволили бы обрести консенсус через борьбу интересов посредством нахождения наиболее справедливого и приемлемого решения.

Посредством власти интерес получает силу общего предписания. Авторитарное сознание культивирует особые нормы и критерии социальноэкономической и политической активности человека: ответственный человек - это человек, который следует официально признанным требованиям;

справедливый человек - это человек, который удовлетворен предлагаемыми условиями жизни и социальным положением. Авторитарный образ власти диктует стереотипы, правила послушного поведения, определяет границы лояльности личности или группы по отношению к существующему состоянию общества, его ценностям. Люди становятся в этом случае не творцами, а рабами обстоятельств собственной жизни, того порядка в доме, от которого страдают. Демократический порядок в доме утверждается в борьбе с отрицающим его порядком и является внутренне противоречивым. И предполагает новый тип отношений социальной справедливости и социальной ответственности, следствием которого является социальная стабильность, определяющая экономический рост.

Другим аспектом социальной гармонии в обществе, по мнению богосло-вов-философов, является приобщение к религиозной культуре. «Надо взыскивать подлинную, святовоинствующую церковную культуру, которая только одна может противостоять надвинувшейся на Россию и на весь мир культуре всеобщей злобы и самообоготворения» [2, с. 52]. Государство же должно быть озарено «огнем Церкви», чтобы быть достойным той важной функции, которую оно выполняет.

Таким образом, религия, выполняющая свои функции: компенсаторную (религиозное восполнение действительности, снятие социально-политических и социально-экономических, идеологических противоречий); интегративную (интегрируя деятельность индивидов, их мысли, чувства, религия может способствовать социальной гармонизации); коммуникативную (средство общения) и регулятивную (религиозные установки действуют в качестве регуляторов поведения людей, следовательно, консолидируют общности и массы), является важным социальным институтом, детерминирующим и гармонизирующим жизнь общества на основе религиозных идей и веры.

Религиозная трактовка социальной гармонии в различных религиознофилософских концепциях сводится к идее «предустановленной гармонии».

В христианской православной традиции социальная гармония обретается на основе незыблемых постулатов: любви к Богу и любви к ближним. «Благословляйте и любите врагов своих, молитесь за них, так как через них спасаетесь» [3, с. 464].

«Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал

Бога, потому что Бог есть любовь...Бога никто никогда не видел. Если мы

любим друг друга, то Бог в нас пребывает и любовь Его совершенна есть в нас... Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» [3, с. 465].

Теософское направление «Тасаввуф» (суфизм), возникшее в VIII в. н. э., основоположником которого считают Ибн Араби, раскрывает особенности социальной гармонии через Бога. «Нет ничего кроме Бога», красота и доброта, все в мире принадлежит Богу и проявляется во множестве видов: материальный мир представляет собой отражение Бога на земле. Гармония мира

существует априори, человек же должен, посредством познания Бога, слиться с этой мировой гармонией, т. е. с Богом. Познание какой-либо вещи возможно через ее противоположность: добро через зло, здоровье через болезнь, свет через тьму. Зло, согласно этике суфизма, - это иллюзия, от которой человек может избавиться, познав природу зла. Непознанность истинной природы зла заставляет человека верить в призраки своих чувств вместо реальности: все страдания человека в его «я». Нужно отречься от себя, чтобы тем самым избавиться от греха, страданий, осознать свое «я», которое есть Бог в человеке - мироздание внутри человека. Все это позволит достичь гармонии с миром.

В настоящее время экономика и законы капитализма своей обратной стороной имеют отчуждение человека - одиночество личности и отчуждение человека от продуктов своего труда. Человек не чувствует себя в безопасности, не ощущает своей социальной значимости и уже с трудом справляется с последствиями антропо-техногенной цивилизации, созданной им самим. Сталкиваясь с реальностью, человек нередко чувствует свое бессилие и ищет духовное убежище в религии и других духовных сферах. Система норм, ценностей, приоритетов и принципов созданных религиозных учений на протяжении всей истории человечества оказывала благотворное влияние на природу человека, пробуждая в нем моральное сознание и справедливость, определяла культурно-нравственный прогресс и объединяла людей разных национальностей на основе общих идеалов.

В настоящее время в условиях глобального мира немаловажным становится диалог религий, создание так называемых интеррелигий, синкретичных, имеющих сингулярный характер, цель которых - устранить противоречия в направлениях внутри ислама, буддизма, христианства, устранить сектантство путем объединения в одном направлении верующих. Формирование и развитие духовной сферы общества, которая рассматривается как целенаправленно организуемая духовная жизнь людей [1, с. 197], есть процесс формирования духовности каждого человека.

«Духовность не есть интеллектуальность, не идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали или аскетизму; это и не религиозность, не страстный моральный подъем духа - даже не смесь всех этих превосходных вещей. Духовность в своей сущности есть пробуждение внутренней деятельности нашего существа, нашей души - внутреннее устремление познать, почувствовать и отождествить себя в ней, войти в контакт с высшей деятельностью, имманентной в Космосе и вне Космоса, а также в нашем существе» [1, с. 197]. Если несовершенен человек, то несовершенно и созданное им общество; несовершенно общество - в первую очередь, несовершенен человек.

«Состояние борьбы есть признак духовного роста, и ни на минуту духовный процесс не должен прекращаться. Каждое мгновение человек избирает благое или злое. И это избрание добра или зла и есть содержание нашей внутренней борьбы... решающим является соответствие или несоответствие избираемого воле Божией» [2, с. 22]. Духовное становление и развитие чело-

века немыслимо и невозможно, если нет в душе человека любви, любви к людям, окружающему и самому себе.

Поэтому все социальные девиации имеют не столько объективную социальную природу, сколько являются субъективными, личностными. Следовательно, первоисточник добра и зла, гармонии и дисгармонии в обществе - это человек, а именно его сознание, мировоззрение, его биосоциальное и духовное развитие. «И возможность личного счастья заложена в нашей духовной жизни. Если человек не поборет в себе грех, то не достигнет подлинного счастья, личная греховность, непобежденная изнутри, может даже самое благое дело повернуть в другую сторону. Личное спасение не замкнуто в себе, оно есть соль всего. Надо искать его в мире, в семье, в окружающей среде. Царство Божие внутри (среди) нас» [2, с. 22].

Подлинным духовным богатством каждого человека является опыт общения с людьми разных классов, наций, общностей. Действительное духовное богатство индивида зависит от богатства его действительных отношений, поскольку общение является одним из главных условий счастья. Моральное качество общения искажается в том случае, если оно навязано извне, не является результатом свободного выбора человека. Но жизнь каждого человека бессмысленна без активного личного творения смысла. Жизнь должна получить обоснование с точки зрения чего-то высшего по сравнению с естественным стремлением.

Подводя итог вышесказанного, отметим, что социальная гармония, рассматриваемая на сферном уровне, подразумевает гармоничное развитие и взаимодействие политической, экономической, социальной, духовной сфер общества. Основными условиями достижения социальной гармонии являются интеграция, институциональное взаимодействие, целеполагание.

1. Барулин В. С. Социальная философия / В. С. Барулин. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 560 с.

2. Власть. Основы отношения к властям, обществу и государству. - М. : Казак, 1998. - 120 с.

3. Новый завет. Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. - М. : Отчий дом, 2001. - Гл. 4. -731 с.

4. Спенсер Г. Основные начала / Г. Спенсер. - СПб, 1910.

1. Barulin V. S. Social philosophy / V. S. Barulin. - M. : FAIR-PRESS, 2002. -560 p.

2. Power. Origins of attitude towards authorities, society and state. - M. : Kazak, 1998.- 120 p.

3. The New Testament. The General Epistle of St. Apostle loan Bogoslov. - M. : Otchiy dom (Ancestral home), 2001. -P. 4. - 731 p.

4. Spenser G. Main fundamentals / G. Spenser. - SPb., 1910.

Political and Religious Modi of Social Harmony

Y. V. Ivanova, O. V. Ivanova

Trans-Baikal State University for Humanitarian and Pedagogical Studies, Chita

The article reveals political and religious modi of social harmony. The authors suppose that modi reflects in all spheres of social life. However this article points out only political and spiritual spheres. The political sphere's modus is compromise and stability, meanwhile the religious ones is spirit.

Key words: social harmony, modus, compromise, stability, spirit.

Иванова Юлия Валентиновна - доктор философских наук, профессор кафедры социологии и социальной работы Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета, 672000, г. Чита, ул. Чкалова, 159-58, тел. 8(3022)440461, e-mail: Ivanovayuv@gmail. com

Ivanova Yulia Valentinovna - Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the Department of Sociology and Social Work, Trans-Baikal State University for Humanitarian and Pedagogical Studies, 672000, Chita, Chkalov St., 150-58, phone 8(3022)440461, e-mail: Ivanovayuv@gmail.com

Иванова Оксана Валерьевна - кандидат философских наук, кафедра социологии и социальной работы Забайкальского государственного гуманитарнопедагогического университета,

672000, г. Чита, ул. Чкалова, 131-233, тел. 89141309046, e-mail: onomax@yandex.ru

Ivanova Oksana Valerievna - Candidate of Philosophical Sciences, the Department of Sociology and Social Work, Trans-Baikal State University for Humanitarian and Pedagogical Studies, 672000, Chita, Chkalov St., 131-233, phone 89141309046, e-mail: onomax@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.