Научная статья на тему 'Экономическое равновесие как модус социальной гармонии'

Экономическое равновесие как модус социальной гармонии Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
84
11
Поделиться
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ГАРМОНИЯ / SOCIAL HARMONY / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ / ECONOMICAL EQUILIBRIUM / ГАРМОНИЗАЦИЯ / HARMONIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Иванова О.В.

В данной статье рассматривается проблема социальной гармонии и ее модус – экономическое равновесие, что позволяет наиболее полно раскрыть понятие «социальной гармонии» и особенности гармонизации в социальной и экономической сферах.

ECONOMICAL EQUILIBRIUM AS A MODUS OF SOCIAL HARMONY

The problem of social harmony and its modus – economical equilibrium are presented in the article. It allows to present the definition of “social harmony” wider and reflects the peculiarities of harmonization in social and economical spheres.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Экономическое равновесие как модус социальной гармонии»

УДК 129 ББК Ю 6-6

О.В. Иванова

старший преподаватель, ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского»

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ КАК МОДУС СОЦИАЛЬНОЙ ГАРМОНИИ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема социальной гармонии и ее модус -экономическое равновесие, что позволяет наиболее полно раскрыть понятие «социальной гармонии» и особенности гармонизации в социальной и экономической сферах.

Ключевые слова: социальная гармония, экономическое равновесие, гармонизация.

O.V. Ivanova, senior teacher, Zabaikalski state humanitarian pedagogic university named by N.G. Chernishevski

ECONOMICAL EQUILIBRIUM AS A MODUS OF SOCIAL HARMONY

Abstract. The problem of social harmony and its modus - economical equilibrium are presented in the article. It allows to present the definition of "social harmony" wider and reflects the peculiarities of harmonization in social and economical spheres.

Keywords: social harmony, economical equilibrium, harmonization.

Начиная с древности, ученые пытались представить возможные пути достижения гармонии личного и общественного, формулируя постулаты социальной жизни и выявляя закономерности социального и природного порядка.

Концепция гармонизации ориентирована на рассмотрение социальной гармонии как многоуровневой системной категории, соответствующей уровням организации материи и общественной системы. Проблемы социальной гармонии правомерно рассматривать с позиций интегрированной парадигмы (Д. Ритцер), которая построена на анализе уровней социальной реальности, множества социальных явлений, вовлеченных в непрерывное взаимодействие и изменение. Индивиды, группы, семьи, бюрократия, государство и другие многочисленные социальные явления представляют собой социальный мир. Поэтому правомерно рассматривать социальные явления на разных уровнях. Структурно-функциональный анализ общественной системы позволяет выделить микроуровень, мезоуровень и макроуровень социальной реальности. Микроуровень представлен индивидами, микросоциумом личности. Явления мезоуровня определяются как: группы, коллективные образования, социальные классы и организации, а на макроуровне помещаются такие крупные социальные явления, как группа обществ, например, капиталистическая мировая система, общества и культуры. Гармонизация на микроуровне представляет собой достижение внутриличностной и межличностной гармонии, согласия. На мезоуровне социальная гармония представляет собой согласованное существование различных социальных общностей и групп, а на макроуровне - цивилизационное развитие.

Социальная гармония проявляется на всех уровнях социальной действительности и, в частности, во всех ее ключевых подсистемах: в политике, в экономике, в духовной и социальной сферах. В каждой подсистеме гармония имеет собственные мо-

дусы своего проявления.

Модусами гармонии в политической сфере являются компромисс, консенсус, в социокультурной - свободное творчество человека, в духовно-религиозной - просвещенность, в экономической сфере - «экономическое равновесие», баланс, пропорциональность, добродетельный образ жизни, соблюдение заповедей и канонов религиозной жизни (автор).

Гармония в экономической сфере имеет относительный характер. Французский представитель вульгарной политической экономии Ф. Бастия распространял понятие экономической гармонии на производство и распределительные отношения буржуазного общества, которое он считал «самой прекрасной, совершенной, прочной, всемирной и справедливой из всех ассоциацией» [4, с. 215]. Отрицая противоречия капитализма, его классовые антагонизмы, он представлял буржуазное общество как гармоничное, основанное на взаимном оказании услуг. Единственное, что может нарушить гармонию, это вмешательство государства в экономические отношения. Концепция Ф. Бастия послужила основой концепции экономической гармонии американского экономиста Г. Ч. Кэрри. Основной принцип достижения гармонии в обществе, по его мнению, - это «полнейшая гармония всех истинных и настоящих интересов» [4, с. 227] различных классов человеческого общества. Кэрри считал, что в капиталистическом обществе зарплата растет вместе с повышением производительности труда, вследствие чего различия между капиталистами и рабочими стираются, устраняется социальная напряженность и достигается состояние стабильности и порядка. На позиции гармонии интересов буржуазии и пролетариата стоял Ф. Уокер. По его мнению, рабочие получают зарплату, равную продукту их труда. Также он призывал к «миру в промышленности», мирному урегулированию производственных конфликтов. В отличие от представителей вульгарной политической экономии, Л. Вальрас понимал гармонию в экономике как экономическое равновесие, достижимое в результате адаптации спроса и предложения [1, с. 29].

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Функциональные рынки потребительских и инвестиционных товаров, финансовые рынки и рынки рабочей силы, рынки научно-технических разработок и информации объединены ограничением на совокупный доход. Поэтому в национальной экономике возникает проблема синхронизации рынков в едином экономическом пространстве, так как несогласованность в одной хозяйственной отрасли порождает проблемы развития в другой. Развитие функциональных рынков в России носит фрагментарный характер, что влечет удорожание цен на тот или иной товар, повышает инфляцию.

Экономисты отмечают, что «независимо от типа экономических и властно-хозяйственных отношений процессу взаимодействия производителя и потребителя всегда соответствует некоторое устойчивое нормальное состояние экономики» [1, с. 30].

Нормальное состояние экономии - это соответствие между спросом и предложением, что определяет равновесие в экономической сфере. Иначе говоря, равновесие выступает лишь формой идеального состояния нормы между имеющимися в обществе средствами и потребностями. По Л. Вальрасу, экономическое равновесие достижимо путем совершенной конкуренции и равно-эквивалентного обмена на основе принципа экономической рациональности (В. Парето).

Правомерно отметить, что термин «экономическое равновесие» - это своего рода оксюморон, так как в экономике постоянно происходят изменения, в связи с чем, по мнению Л. Вальраса, целесообразно использовать другой термин «неравновесное экономическое равновесие» [4, с. 134], учитывающий динамичный характер экономических процессов. И чем ближе экономика страны к равновесному состоянию, тем больше возможностей по решению проблем сбалансированности национального продукта и перевода воспроизводственных процессов из одного неравновесного состояния в другое.

Социальный смысл гармонии проявляется в благосостоянии - материальном положении различных групп семей (домохозяйств) и отдельных лиц в обобщенном виде, отражающих характер их жизнедеятельности, показателями которого в обществе являются условия, образ жизни, качество жизни, сферы труда, потребления, управления и общественно-политической деятельности.

Индикаторы благосостояния на макроуровне - это показатели ВВП в расчете на душу населения и оплата труда. Показателем гармоничного функционирования экономической сферы является закон пропорции общественного производства материально-вещественной и стоимостной форм, характер которой определяется целью производства, объективными экономическими законами и конкретными условиями развития экономики. Формирующиеся пропорции общественного производства в условиях капитализма во многом стихийны, так как зависят от получения прибавочной стоимости. Возникает противоречие между характером производства и присвоением благ, поэтому пропорциональное развитие производства невозможно. Следовательно, периоды стабильности в экономике сменяются экономическими кризисами.

После кризиса вновь обостряются противоречия между производством и потреблением, усиливаются диспропорции в различных отраслях и сферах экономики. Любые кризисные явления в экономической жизни общества неминуемо отражаются на социальных ценностях, приоритетах, жизни человека и функционировании всей общественной системы и изменяют социальную структуру общества.

Идея равновесия выражается и в понятии «баланс» (фр. balance) - системы показателей, характеризующей количественные явления путем сопоставления или противопоставления отдельных его сторон, соотношение частей, поступление и расходование количества денег, товара (импорт/экспорт). Например, сальдо торгового баланса используется при планировании хозяйства. Также в современном социальном познании существует понятие «баланс интересов» - оптимальное соотношения интересов государств на глобальном или региональном уровне, характеристика международной и национальной безопасности, соответствие интересов взаимодействующих субъектов в сфере экономики и социальных отношений. Баланс интересов способствует гармонизации международных отношений, предотвращению конфликтов и войн.

Гармоничное состояние общественной системы достижимо посредством трудовой деятельности человека. Необходимым условием социально-экономической гармонизации является формирование института частной собственности, следовательно, формируется система производства и воспроизводства прибыли. Этому процессу соответствует система общественного труда, и, следовательно, система идеологических, нравственных мотиваций. Общественный труд развивается и под воздействием кон-

кретных исторических ситуаций в развитии общества. Продуктами труда являются материальные и духовные блага, а общественный труд неразрывно связан с социальной жизнью общества, и, прежде всего, с политико-управленческой сферой. Общественное сознание регулирует экономическое поведение людей. Характер способа разделения труда, характер потребностей общества, но главное - тип производственных отношений детерминируют социальную жизнь общества.

Оптимальное развитие и функционирование системы общественного труда на любом этапе развития общества является важнейшим фактором его устойчивости, социальной стабильности и динамизма. «Общество не сможет прийти в равновесие, пока оно не станет вращаться вокруг солнца труда» [7, с. 138], - как отмечал К. Маркс.

Правомерно также рассматривать понятие равновесия как гомеостаз, т. е. уравновешивание, так как предполагается, что с помощью интегративных механизмов эндогенные изменения поддерживаются в определенных границах, соответствующих основным структурным характеристикам, а с помощью адаптивных механизмов в таких границах удерживаются флуктуации в отношениях между средой и системой, что выражается в понятии эквилибриум - нарушаемого и восстанавливаемого равновесия. (В. Парето). Части общественной системы взаимосвязаны, и изменения в одной части передаются другим частям, в системе устанавливается «динамическое равновесие». Экономическая сфера, по определению В. Парето, это совокупность подсистем общества, в которой «логичные» и «нелогичные» поступки людей мотивированы их потребностями. Решающую роль в выборе социальных действий играют чувства, которые могут стать определяющими в поведении народных масс. Следовательно, механизмы гармонизации сводимы к управлению рациональными и иррациональными факторами в социальной жизни элиты и народа и определяются как законы, правила, способные поддержать эквилибриум общественной системы.

Экономическая сфера является фундаментальной и динамичной формой общения людей (Ф. Фукуяма). В процессе экономической деятельности в организациях возникает социальное взаимодействие. Удовлетворяя свои потребности, люди общаются, расширяется их жизненное пространство. Посредством согласования и рассогласования достигается интегративное состояние общества, считал Р. Мертон. Но, вследствие воздействий одной части системы на другую может возникнуть дисфункциональный и функциональный баланс, что дает возможность варьировать воплощение социальных структур, удовлетворяющих конкретной функции.

Изменения социально-экономической структуры происходят на уровне трансформационных процессов общества, ведущих к установлению нового социального порядка и гармонии. В результате изменений в социальной системе происходит накопление дисфункций (допустимый порог) и инноваций (изменение эталона). Дисфункции вызываются рассогласованностью элементов, разладом в подсистеме. Это влечет рост аномии и девиантных проявлений в обществе (когда культурные цели расходятся с их институциональной поддержкой). Отклонение от норм - отступление от конформистского поведения, что объясняет дисгармонию в обществе.

В своей понимающей социологии М. Вебер выделяет наряду с целерацио-нальными и ценностно-рациональными действиями «общностно ориентированные действия», когда индивид осознанно соотносит свои действия с действиями других

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

членов коллектива, что может определяться их ценностью для субъекта и его ожиданиями. «Доверие есть возникающее в рамках определенного сообщества ожидание того, что члены данного сообщества будут вести себя нормально и честно, проявляя готовность к взаимопомощи в соответствии с общепризнанными нормами» [11, с. 266]. Возможности, возникающие из наличия доверия в обществе (семье, коллективе), он считал общественным капиталом, который передается посредством культуры и сотрудничества. Человеку, по его мнению, свойственна способность к естественному объединению. Поэтому, социальная адаптация требует как присвоения общественного капитала, так и соблюдения моральных норм и усвоения таких качеств, как преданность, честность и надежность.

Человеческий капитал имеет важное значение для развития экономической системы. Если люди, которым приходится работать на одном предприятии, доверяют друг другу, ибо действуют в рамках общего комплекса этических норм, затраты на организацию совместного труда будут меньше. Подобное общество имеет большие возможности по внедрению новых форм организации, так как высокий уровень доверия открывает путь более разнообразным общественным отношениям. И наоборот, люди, не испытывающие доверия друг к другу, смогут взаимодействовать лишь в рамках системы формальных правил и положений, которые нужно постоянно вырабатывать, согласовывать, отстаивать в суде, а потом обеспечивать их соблюдение, в том числе и с помощью мер принуждения [11, с. 270].

Таким образом, гармонизация экономической сферы сводится к выбору адекватных форм управления и регулирования, а также формированию общественного капитала как гарантии гражданского общества.

Дж. Форрестер, предложивший формальную имитационную модель организационной системы - динамическое моделирование, определяет ведущим фактором управления информационные системы и связи, исследование процесса принятия решений, а также АСУ.

Современная сетевая теория позволяет рассматривать социальную гармонию в рамках философского обоснования соотношений формы и содержания. Содержание представляют элементы и социальные отношения, связи и процессы, которые находят свое выражение в определенной форме выражения внутреннего и внешнего. Форма может, как способствовать развитию содержания, так и препятствовать этому, поэтому правомерно считать, что формирование неформальных горизонтальных отношений в форме социальных сетей в противоположность иерархичным отношениям власти и подчинения способствует развитию производства, как на локальном уровне, так и в масштабах планеты (Ф. Фукуяма, М. Кастельс).

Основой функционирования сети являются моральные отношения доверия. Сеть - это группа индивидуальных агентов, которые разделяют неформальные ценности, помимо тех, которые необходимы для обычных рыночных операций, причем нормы и ценности определяют сплоченность и солидарность в сети. Обмен в сети имеет ценностный характер, а это, в свою очередь, меняет рыночные отношения. Участники социальных сетей взаимно общаются, преследуя не только экономические интересы, но и ради получения полезной информации и преимущества.

Гармонизировать отношения позволяет интенсивность и симметричность свя-

зей, а ассиметричные линии приводят к конфликтам, конкуренции, неодинаковому распределению ресурсов. В динамике сетей структура меняется вследствие изменения моделей сотрудничества и конфликта. Корпоративность как форма организации производств и компаний, регулирующими механизмами в которой выступают нормативный порядок, правила и ценности, позволяет достигать сплоченности, солидарности в социальных группах, коллективах, тем самым гармонизировать социальные взаимоотношения.

Р. Лукас в концепции рациональных ожиданий определяющую регулирующую роль в экономике и социальной сфере отводит информации и прошлому опыту. Носителем информации являются цены, которые отражают уровень экономических отношений. Частный сектор экономики способен приспособиться к внешним условиям, к экономической политике государства, тем самым происходит уравновешивание в рыночной экономике. К дисгармонии может привести несовершенство информации как следствие неожиданных решений государства. Поэтому, по мнению Р. Лукаса, государство должно выступить за долгосрочную политику, устанавливая стабильные правила в экономике.

И. Бентам также отмечает определяющую роль законодательства в процессе гармонизации социальной и экономической жизни. Право частной собственности обеспечивает индивиду чувство безопасности и, тем самым, удовольствие. Гармония частных интересов выражается в том, что каждый пытается максимизировать свое удовольствие, а это ведет к наилучшему благу для всех.

В концепции И. Ильина гармония достигается посредством организации корпораций. Согласование корпоративных интересов становится всеобщей, складывается некая предустановленная гармония, группы и индивиды ведут себя в согласии с общими целями и общепринятыми нормами. Эти нормы устанавливает государство. Синтез всеобщей гармонии и индивидуальной свободы выражается в концепциях либерального консерватизма, демократического социализма, социал-демократизма, интегральными ценностями для которых являются личная свобода, чувство собственности, честность и социальное благополучие.

Таким образом, гармонизация социальной и экономической сфер предполагает достижение оптимального состояния, при котором сбалансирован спрос и предложение на рынке, производство пропорционально объему потребления, социальные проблемы решаются посредством социально-демократических преобразований в обществе, а цивилизованное развитие осуществляется в рамках глобальной экономической системы.

Список литературы:

1. Алферова Л. А., Мезенцева Н. С. История экономических учений. - Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2002. 156 с.

2. Гусейнов Р. История мировой экономики: Запад-Восток-Россия Новосибирск: Изд-во Сиб. универ., 2004. 552 с.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3. Ермакова А. В. Человек и организация труда в условиях современного капитализма. М.: Изд-во МГУ, 1988. 134 с.

4. Камаев В. Д. Основы экономической теории. М.: Владос, 1996. 384 с.

5. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество, культура. - Оксфорд: Blackwell Publishers, 1996=1998. Т. 1-3. 618 с.

6. Клейн Д. Экономические противоречия капитализма. - М.: Мысль, 1979. 245 с.

7. Маркс. К. Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 46. - М., 1968. 1177 с.

8. Маркс К. О коммунистической общественной формации в 4 т. - М.: Политиздат, 1987. 805 с.

9. Маркс К., Энгельс Ф. О социальной справедливости. - М.: Политиздат, 1987.

302 с.

10. Маршев В. И. История развития управленческой мысли. - М.: ИНФРА-М, 2005. 731 с.

11. Сажина М. А. История экономических учений. - М.: Изд-во НОРМА, 2007.

272 с.

12. Фукуяма Ф. Великий разрыв. - М.: Изд-во АСТ, 2004. 474 с. List of references:

1. Alferova L.A., Mesenzceva N.S. History of economical sciences.- Tomsk: Tomski nterhigh-erschool center of distance education, 2002, 156 p.

2. Guseinov R. History of the world economy: West-East-Russia. - Novosibirsk: Redaction center. Siberia university, 2004. 552 p.

3. Ermakova A.V. Person and labour organization in the condition of modern capitalism.- M.: Redaction center MSU, 1988. 134 p.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4. Kamaev V.D. The basis of economical theory. - M.: Vlados, 1996. 384 p.

5. Castels M. The epoch of information: economy, society, culture-Oxford: Blackwell Publishers, 1996=1998. Т. 1-3.618 p.

6. Clane D. Economical contradiction of capitalism.-M.: Misle, 1979, 245 p.

7. Marks K., Engels F.Col.books. Т. 46.- M., 1968. 1177 p.

8. Marks K. About communistic social formation in 4 t.- M. Politizdat, 1987. 805 p.

9. Marks K. Engels F. About social justice.- M.: Politizdat,1987. 302 p.

10. Marshev V.I. History of the management science developing. - M.:INFRA-M, 2005. 731 p.

11. Sazhina M.A. History of economical sciences- M.: Norma, 2007. 272 p.

12. Fucuyama F. The great gap. - M.:AST, 2004. 474 p.