Научная статья на тему 'Социальная функция цены в трансформационной экономике'

Социальная функция цены в трансформационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная функция цены / трансформация / социально ориентированная рыночная экономика / соціальна функція ціни / трансформація / соціально орієнтована ринкова економіка

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Э. В. Рогатенюк

Обоснована необходимость пересмотра содержаний первичных и производных функций цены в процессе трансформации командно-административной экономики в социально ориентированную рыночную экономику. Доказано, что социальную функцию цены следует рассматривать как проявление действия всех функций цены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Соціальна функція ціни в трансформаційній економіці

Обґрунтовано необхідність перегляду змістів первинних і похідних функцій ціни в процесі трансформації командно-адміністративної в соціально орієнтовану ринкову економіку. Доведено, що соціальну функцію ціни слід розглядати як прояв дії всіх функцій ціни.

Текст научной работы на тему «Социальная функция цены в трансформационной экономике»

Э.В. Рогатенюк, к.э.н., доц.

СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЦЕНЫ В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Обоснована необходимость пересмотра содержаний первичных и производных функций цены в процессе трансформации командно-административной экономики в социально ориентированную рыночную экономику. Доказано, что социальную функцию цены следует рассматривать как проявление действия всех функций цены.

Обтрунтовано необхiднiсть перегляду змiстiв первинних i похiдних функцт цти в процесi трансформацИ командно-адмiнiстративноi в соцiально орieнтовану ринкову економту. Доведено, що сощальну функцт цти aniд розглядати як прояв ди вах функцт цти.

The necessity of revision of maintenances of primary and derivative functions of price in the process of transformation of command-administrative economy in the socially-oriented market economy is grounded in the article. It is proved, that it is necessary to examine the social function of price as display of action of all functions ofprice.

© Э.В. Рогатенюк, 2010

В процессе своего развития социально-экономические системы (СЭС) проходят три стадии: становления (восходящее развитие новой системы и нисходящее развитие старой), зрелости (наиболее полное проявление всех потенциальных возможностей системы и свойственных ей противоречий функционирования), падения (нисходящее развитие старой системы и восходящее развитие новой). Экономика Украины является переходной (трансформационной) экономикой. Именно поэтому её хозяйственному механизму свойственны черты как старой - командно-административной экономики, так и новой -рыночной экономики.

Объективной основой и движущей силой хозяйственного механизма является система экономических законов, которая включает: всеобщие или системообразующие законы (закон экономии времени, закон возвышения потребностей, закон пропорциональности развития); общие или законы воспроизводства (законы непосредственного производства, законы распределения, обмена и потребления); особенные законы (например, закон дифференциальной ренты, действующий в сельском хозяйстве, рекреационной сфере и горнодобывающей промышленности и др.). Однако в трансформационной экономике характер, сфера проявления и сила действия вышеназванных законов несколько иная, нежели в сложившихся СЭС.

Закон пропорциональности развития в командно-административной экономике (каковой до 90-х годов XX в. была экономика Украины) реализовывался посредством всеохватывающего, нормативно-директивного планирования, основной целью которого являлось установление (а не достижение) пропорций между производством и потреблением, а именно - равенства между суммой стоимостей всех произведенных в обществе продуктов и суммой цен всех реализованных товаров. Во внимание не принимался тот факт, что многие продукты в действительности так и не принимали товарной формы, то есть индивидуальные затраты производителей не признавались в качестве общественно необходимых (средних для данного этапа развития СЭС). На поверхности это выглядело так: население страны не покупало товары, не удовлетворяющие их потребности, то есть не голосовало деньгами (ценой) за их дальнейшее производство. Однако при этом уровень цен десятилетиями оставался неизменным, а ресурсы общества в плановом порядке продолжали направляться на производство невостребованных товаров. В результате нарушались пропорции развития СЭС.

В рыночной экономике планирование носит индикативный (рекомендательный) характер, а пропорции между производством и потреблением достигаются посредством действия закона спроса и предложения, закона конкуренции, которые носят объективный характер. Цена при этом рассматривается как денежное выражение комплекса факторов её образующих и выступает в роли измерителя результатов деятельности хозяйствующих субъектов, ориентира для преобразований в обществе, инструмента, стимулирующего развитие, и барометра, характеризующего состояние СЭС [1, 70]. То есть цена в рыночной экономике представляет собой "...фокус, в котором сходятся экономические, социальные, политические, психологические, идеологические факторы. Окраска цены, подобно лакмусу, зависит, прежде всего, от экономического здоровья экономики" [2, 5].

Цена представляет собой форму проявления её функций, а также форму выражения определённой организующей деятельности людей, реализующих на практике политику государства в области ценообразования. В процессе трансформации командно-административной экономики в экономику, являющуюся не просто рыночной, а социально ориентированной, объективно необходимым является пересмотр содержания функций цены, выявление их социальной направленности. Именно это и является целью данного исследования.

Анализ существующих подходов к пониманию функций цены показал, что среди отечественных экономистов в настоящее время отсутствует единство мнений по поводу определения количества функций цены, их названий и содержания. До середины 60-х годов ХХ в. в СССР довольно распространённой была точка зрения, согласно которой цена (точнее, плановая цена) выполняет одну единственную функцию - учётную (или учётно-измерительную). А сторонники теории "оптимальных цен" и экономисты-математики основной функцией цены считали регулирующую [3].

Большинство учёных-экономистов сходятся во мнении, что рыночная цена выполняет учётную или измерительную, распределительную (перераспределительную) и стимулирующую функции, а также сбалансирования спроса и предложения. При этом "функции цен направлены на то, чтобы диалектически объединять интересы потребителей и производителей. Цена должна обеспечивать им обоим условия реализации интересов" [4, 28].

Разделяя общепринятое мнение, В.И. Есипов утверждает, что в рыночной экономике цена выполняет ещё и регулирующую функцию, а первая функция цены - учётно-измерительная - проявляется как измерительная (количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги), соизмерительная (посредством цены происходит сопоставление ценности разных благ), учётная (посредством которой разнообразный и многообразный мир товаров из натурально-вещественной формы переводится в денежную) [5, 243]. Кроме этого, по мнению Ю.В. Калачева, "...в рыночных условиях усиливается влияние следующих функций: мотивация производства и ограничение потребления ресурсов, социальная" [6, 16].

С точки зрения Н.Я. Яковлева, цена выполняет девять функций: учётно-контрольную, стимулирующую, распределительную, обменную, потребления, накопления, сбалансирования спроса и предложения, социальную и политическую. Им подчёркивается, что "от уровня цен зависит объём потребления товаров и услуг, уровень жизни населения, прожиточный минимум, потребительская корзина и потребительский бюджет семьи, то есть социальное положение населения" [7, 10-11]. В.Л. Коринев считает, что "в умовах ринково! економжи цша виконуе три основних функцп: забезпечуе такий розподш чинниюв виробництва, за якого досягаеться найбшьш ефективне функцюнування пщприемства при конкретному рiвнi цши на продукцш; вирiвнюе рiвнi попиту та пропозици, в результат чого сукупний надлишковий попит дорiвнюе нулю; забезпечуе прибуток пщприемства вщ реалiзацil його продукцп" [8, 78]. По сути, данная трактовка функций цены не противоречит рассмотренным выше.

Исследования автора [9] позволяют утверждать, что цена в рыночной экономике выполняет пять первичных и вторичных функций, которые можно сгруппировать в два блока.

Блок 1. Первичные (базовые) функции цены:

измерительно-информационная функция, в результате реализации которой цена выступает в роли инструмента измерения и сопоставления затрат на производство и реализацию продукции, а также индикатора (барометра) рыночного состояния хозяйствующих субъектов;

стимулирующая функция, согласно которой цена используется в качестве инструмента и критерия рационального управления затратами и результатами производства, а также интересами хозяйствующих субъектов;

распределительная функция - цена является орудием распределения и перераспределения стоимости общественного продукта на всех уровнях СЭС.

Блок 2. Вторичные (производные) функции цены:

функция критерия рационального размещения производительных сил, в результате реализации которой определяются направления движения (перелива) капитала из одной сферы СЭС в другую;

регулирующая функция, в рамках которой цена используется в качестве инструмента, воздействующего на пропорции развития СЭС.

Цена должна выполнять все присущие ей функции, но их иерархия (очередность и подчиненность) и содержание (состав и структура) определяются моделью СЭС (планово-директивной, рыночной или социально ориентированной рыночной экономикой). При этом нет необходимости выделять в качестве самостоятельной социальную функцию цены. Её следует рассматривать как проявление действия всех функций цены.

Тем не менее первичные функции цены - измерительно-информационная, стимулирующая и распределительная - должны реализовываться в полной мере на каждой стадии воспроизводственного процесса, на каждом из уровней СЭС. Именно они составляют содержание механизма ценообразования, базирующегося на действии объективных экономических законов. В их составе первой и основополагающей, вне зависимости от модели управления экономикой, следует считать измерительную функцию цены. А поскольку цены в условиях рынка не только учитывают (по факту), измеряют и соизмеряют (различными методами) затраты и результаты производства на всех уровнях СЭС, но информируют и ориентируют хозяйствующих субъектов, то данную функцию следует называть "измерительно-информационной" [1, 9].

В этой связи автор статьи согласен с американским экономистом Ф. Хайеком [10], утверждающим, что рыночные цены представляют собой некий регистрационный прибор, автоматически отмечающий нарушения в деятельности отдельных субъектов и информирующий об этом всех членов общества. В свою очередь, следствием реализации измерительно-информационной функции цены является стимулирующая функция, поскольку прежде чем распределять ограниченные ресурсы и результаты деятельности хозяйствующих субъектов, необходимо "отсеять" тех, кто функционирует неэффективно и "поощрить" тех, кто хозяйствует рационально.

Однако государство, обязывая товаропроизводителей включать в состав полной себестоимости социальные трансферты, а в цены реализации продукции косвенные налоги, нарушает действие измерительно-информационной функции. Таким способом государство регулирует процесс аккумуляции ресурсов, необходимых для финансового обеспечения реализации социальной функции, корректирует (точнее, нарушает) объективно сложившиеся пропорции общественного воспроизводства и в результате - распределяет ресурсы в пользу неэффективно хозяйствующих субъектов.

В этой связи возникает вопрос: является ли данная цена действительно рыночной и при этом социально направленной? По мнению одного из сторонников маркетинговой (рыночной) концепции цены А.Н. Цацулина, цена представляет собой жертву, на которую должен пойти потребитель, чтобы стать обладателем желаемого блага [11, 9]. Получается, что в действительности потребитель идёт на двойную жертву - помимо стоимости товаров и услуг он оплачивает и социальные гарантии государства.

Необходимо отметить, что включение социальных трансфертов в цены реализации продукции обусловлено необходимостью материальной поддержки тех слоёв населения, которые не способны самостоятельно о себе позаботиться (инвалидов, пенсионеров, сирот, безработных и других категорий социально незащищенных граждан), то есть является обязательным. Что же касается косвенных налогов (НДС и акцизного сбора), то мнения учёных и специалистов расходятся: одни предлагают их отменить, другие - снизить ставку.

К решению данной проблемы следует подходить дифференцированно. В качестве примера можно привести требования, выдвигаемые правительству ассоциацией "Союз оптовиков и производителей алкоголя и табака" (СОВАТ), установить отдельные акцизные марки для напитков с содержанием этилового спирта до 25%, от 25 до 37, от 37% и выше. В настоящее время акцизные марки выдаются для напитков с содержанием этилового спирта до 25 и 25% и более. Это даёт возможность некоторым производителям крепких напитков уклоняться от уплаты акцизных сборов. По подсчётам главы СОВАТ В. Демчака, нововведение позволит увеличить поступления в госбюджет от акцизных сборов на 200 млн. грн. и использовать их для финансирования различных программ, в том числе и социальных [12, 1].

Еще один пример: Жак Ширак в рамках своей предвыборной программы выдвинул идею о необходимости снижения НДС для экопродуктов с 19,6 до 5,5%, что, с одной стороны, поддержит производителей, а с другой - сделает экопродукты доступными по цене для более широкого круга потребителей. В результате, в 2008 г. министры финансов стран ЕС намерены

поддержать идею "зелёной революции", выдвинутую Францией, и приступить к обсуждению возможности уменьшения НДС для экопродуктов [13, 3].

В качестве примера можно привести также результаты исследования, проведенного И.В. Бережной и Н.Н. Кальковой [14]. Ею обосновано, что дифференцированное снижение ставки НДС до 15% на санаторно-курортные услуги, оказываемые здравницами АР Крым, позволит: существенно снизить цены на путёвки, а значит привлечь в Крым ещё больше рекреантов; вывести из тени ряд субъектов рекреационного бизнеса; увеличить поступления в бюджет АР Крым приблизительно на 15,7%. Дополнительно полученные ресурсы можно направить на финансирование работ по подготовке к следующим курортным сезонам, а также на финансирование экологических программ.

Вторичные функции цены - критерий рационального размещения производительных сил и регулирующая - в большей степени "политизированы", так как их реализация зависит от социальных и политических целей государства. Степень проявления вторичных функций цены зависит от полноты реализации первичных функций, поэтому они выполняют направляющую, поддерживающую и корректирующую роль в экономике, а значит должны реализовываться на национальном (общегосударственном) и региональном уровне. В их рамках первой и основополагающей следует считать функцию цены как критерия рационального размещения производительных сил, поскольку она подытоживает действие первичных функций, фиксирует наметившиеся в экономике диспропорции и тем самым выступает в качестве ориентира для регулятивно-стабилизационных мероприятий государства. "Цена, подобно прожектору, высвечивает возникающие диспропорции. Она дает импульс экономической системе для устранения отклонений" [7, 7].

Однако, используя в качестве критерия рационального размещения производительных сил не рыночные цены, а социальные и политические приоритеты, государство финансирует поддержание существующих или создание новых предприятий (зачастую, работающих убыточно, но оказывающих социальные услуги) без учёта, а иногда и в противовес объективным факторам, игнорируя результаты действия стимулирующей и распределительной функций цены. В результате бюджетные ресурсы тратятся непроизводительно, то есть "съедаются" социальными расходами.

В этой связи представляют интерес рекомендации, данные Всемирным банком правительству Украины [15]. С целью ускорения социально-экономического развития Украины экспертами Всемирного банка рекомендуется: уменьшить неэффективные затраты на субсидии и на целевые трансферты; реформировать налоговую систему и систему социальной защиты; увеличить удельный вес государственных инвестиций и усовершенствовать процесс подготовки бюджетных капиталовложений, необходимых не для финансирования социальных программ (снижение тарифов на коммунальные услуги, повышение пенсий, зарплат и субсидий и т.п.), а для реструктуризации экономики.

Выводы. Таким образом, в условиях ограниченности бюджетных возможностей государственное регулирование (в том числе и посредством ценообразования) должно быть направлено не на поддержку социальных программ, а на выявление "точек роста" отдельных территорий, нейтрализующих возникающие диспропорции и обеспечивающих устойчивое состояние и динамическое развитие СЭС разных уровней иерархии.

Перспективы дальнейшего исследования состоят в выявлении признаков, позволяющих идентифицировать "точки роста" отдельных территорий, и факторов, стимулирующих их развитие.

Литература

1. Рогатенюк Э.В. Концептуальная модель развития механизма рыночного ценообразования (региональный аспект) / Э.В. Рогатенюк // 1нновацшш шляхи розвитку курортно-туристичних регюшв та ринюв: зб. наук. пр. / 1н-т економшо-правових дослщжень НАН Украши. - Донецьк: Юго-Восток, Лтд, 2007. - С. 64-76.

2. Слепов В.А. Вопросы комплексного подхода к ценообразованию в новых экономических условиях (Рыночные аспекты ценообразования) / В.А. Слепов, Б.В. Попов. -М.: Система, 1991.-102 с.

3. Кантор Л.М. Развитие теории ценообразования в СССР / Л.М. Кантор. - Л.: Ленинградский финансово-экономический ин-т, 1989. - 80 с.

4. Денисова И.П. Цены и ценообразование: учеб. пособие / И.П. Денисова - М.: Экспертное бюро-М, 1997. - 64 с.

5. Цены и ценообразование: учебник / под ред. В.Е. Есипова. - Спб.: Интер, 1999. - 464

с.

6. Калачев Ю.В. Цены и ценообразование: учеб. пособие / Ю.В. Калачев. - Ростов-н/Д.: Ростовск. гос. экономическая академия, 1996. - 142 с.

7. Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование: учеб. пособие / Н.Я. Яковлев. - М.: Маркетинг, 2000. - 106 с.

8. Коршев В.Л. Цшова пол^ика тдприемства: моногр. / В.Л. Коршев. - К.: Кшвськ. нац. економiчний ун-т, 2001. - 257 с.

9. Рогатенюк Э.В. Функции и роль цены в рыночной экономике / Э.В. Рогатенюк // Сборник научных трудов Донецкого национального университета. - Т. 2. - Донецк: Донецкий нац. ун-т, 2003. - С. 226-236.

10. Хайек Ф. Дорога к рабству / Ф. Хайек // Новый мир. - 1991. - № 7.-199 с.

11. Цацулин А.Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга: учеб. пособие / А.Н. Цацулин. - М.: Филинъ, 1998. - 448 с.

12. Прокопишина О. Крупные водочники ударят по мелким акцизной маркой / О. Прокопишина // Экономические известия. - 2007. - № 195 (728).

13. Никитин В. Снижение НДС для "чистых" продуктов / В. Никитин // Аспекты. - 2007. - № 45 (389).

14. Бережная И.В. Подходы к оценке уровня конкурентоспособности регионального рынка рекреационных услуг / И.В. Бережная, Н.Н. Калькова // Культура народов Причерноморья. - 2006. - № 81. - С. 113-119.

15. Правда о долгах и о том, кто их оплатит // 100%. - 2007. - № 27. - С. 20-23.

Представлена в редакцию 02.04.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.