Научная статья на тему 'Государственный бюджет и его значение в условиях рыночной экономики'

Государственный бюджет и его значение в условиях рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3945
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чен И. А.

В условиях рыночной экономики государственный бюджет является важным финансовым звеном страны, так как через Государственный бюджет государство обеспечивает финансирование выполнения экономических, социальных и политических функций, обеспечивая конкурентоспособность и устойчивость отдельных отраслей национальной экономики, включая социальную поддержку малообеспеченных слоёв населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный бюджет и его значение в условиях рыночной экономики»

г_46 ДДВЛДТ^ЮДЖЁТИВДТДЗНАЧЙЛЙКТЙЗЙМЙ/ ^ ч_ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА_,

Чен И .А.

соискатель Налоговой академии

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

В условиях рыночной экономики государственный бюджет является важным финансовым звеном страны, так как через Государственный бюджет государство обеспечивает финансирование выполнения экономических, социальных и политических функций, обеспечивая конкурентоспособность и устойчивость отдельных отраслей национальной экономики, включая социальную поддержку малообеспеченных слоёв населения.

С приобретением независимости в Республике Узбекистан была организована и разработана собственная модель государственного бюджета страны. Для обеспечения эффективного и рационального использования государственных средств первоочередной задачей стало создание нормативно- правовой базы. За период независимости в Узбекистане был принят ряд нормативных актов, определяющих элементы, функции, задачи и принципы бюджетной системы Узбекистана. К ним относятся Законы Республики Узбекистана «О бюджетной системе», и «О казначейском исполнении государственного бюджета», «Налоговый кодекс Республики Узбекистан», постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию системы казначейского исполнения Государственного бюджета», также Положение "О порядке планирования и управления денежными средствами Государственного бюджета", утвержденного приказом министра финансов №39 от 6 мая 2010 г. и т.д.

Несмотря на проделанную огромную работу по созданию и организации государственного бюджета, в связи с развитием рыночных отношений, появлением различных форм собственности и часто меняющейся тенденцией роста в различных отраслях экономики, бюджетная система Узбекистана нуждается в непрерывном усовершенствовании, обеспечивающим гибкость и быстрое реагирование на изменения в экономике страны.

Вот почему в настоящее время в Узбекистане началась широкая работа над созданием и разработкой Бюджетного Кодекса Республики Узбекистан, который должен стать основным документом, регламентирующим правоотношения субъектов бюджетной системы.

Разрабатываемым Бюджетным Кодексом предусмотрено создать единую организационно-правовую базу, регламентирующую бюджетные правоотношение по всем звеньям и инстанциям бюджетного процесса Республики Узбекистана.

Бюджетная система в нашей стране централизована и имеет два уровня. Республиканский бюджет является основным уровнем бюджетной системы, а бюджет Республики Каракалпакстан и совокупность местных бюджетов составляют второй уровень бюджетной системы Узбекистана.

Особое внимание Президент И.Каримов уделяет реформированию и исполнению государственного бюджета страны. В частности, Президент Узбекистана, давая оценку положению дел в бюджетах и состоянию кредитно-денежных систем зарубежных стран, в своем докладе, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год, отметил, что: «Трудно решаемые проблемы с растущими государственными долгами и дефицитом Государственного бюджета, нестабильность мировых резервных валют, резкое снижение кредитоспособности финансово-банковской системы,

~ДДВЛДТ^ЮДЖЁТИВДТДЗНАЧЙЛЙКТЙЗЙМЙ/ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА

снижение инвестиционной активности на фоне рисков и непредсказуемости ситуации негативно сказываются на темпах восстановления и роста экономик многих стран»1. Необходимо подчеркнуть, что в результате долгосрочной стратегии и последовательного реформирования в последние годы государственный бюджет исполняется с профицитом. Например, по итогам 2011 года профицит государственного бюджета составил в размере 0,4 процента к ВВП страны.

По нашему мнению, для раскрытия роли и места государственного бюджета в условиях рыночной экономики необходимо рассмотреть его экономическую сущность, возложенные на него функции и задачи. В литературе посвященной теоретическим вопросам осмысления роли и значения государственного бюджета имеются следующие мнения о сущности государственного бюджета.

Российский ученый Г.Б.Поляк о сущности госбюджета говорит, что «Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства»2. Из определения российского ученого видно, что здесь основное внимание уделено «обеспечение задач и функций государства», в связи с чем упускается из виду его стимулирующая роль в экономике страны, а также источники доходов государственного бюджета.

Другой российский экономист дает следующее определение государственного бюджета: «Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета»3. Как можно заметить из контекста определения, автор не уделяет особого внимания роли и функции государства при формировании бюджетных средств.

Согласно законодательству Республики Узбекистан Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд де-

1 Доклад Президента Республики Узбекистан И.Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год. от 19.01.2012 г.

2 Финансы: учебник./ Под ред.Г.Б.Поляка.-3-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИИТИ-ДАНА, 2008.-С.54.-для студентов вузов

3 Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник.-

М.:ИВЦ «Маркетинг».2000, -С.144.

нежных средств государства (включая средства государственных целевых фондов). Он предусматривает источники доходов и размеры поступлений от них, а также направления расходования и размеры средств, выделяемых на конкретные цели в течение финансового года4. Из данного определения можно сделать вывод, что в нашем законодательстве дано более полное, ясное и доступное описание государственного бюджета.

Как нам известно, сущность любой экономической категории проявляется в ее функциях. Так как госбюджет является экономической категорией финансов, то ему присуща денежная форма и следовательно основными функциями государственного бюджета являются перераспределительная, контрольная и распределительная.

Перераспределительная функция государственного бюджета связана с расходами бюджета. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса, поэтому бюджетные расходы охватывают все отрасли и сферы хозяйства.

Основной целью контрольной функции бюджета является контроль за своевременностью и полнотой поступления средств в бюджет, а также использование этих средств по целевому назначению. Известно, что с 2005 года кассовое исполнение расходов бюджета осуществляется через систему казначейства. Это способствует повышению эффективности контрольной функции бюджета, так как в процессе казначейского исполнения бюджета основное место занимает предварительный и текущий контроль над использованием бюджетных средств государства.

Распределительную функцию выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности и из других источников. При этом бюджетный фонд формируется за счет доходов хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц), полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта: заработной платы рабочих и служащих, доходов лиц, работающих

4 Закон РУз. «О бюджетной системе» от 14.12.2000 г., №158-11, ст.3.

ДАВЛАТ БЮДЖЕТИ ВА FАЗНАЧИЛИК ТИЗИМИ/ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА

Рисунок-1.

Структура доходов госбюджета Республики Узбекистана на 2005-2011 год, в процентах к общему объему1.

100

о

-----

; I I I I Я Ш Я

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

■ Прямые налоги Косвенные налоги

по найму, предпринимательской прибыли, ренты, процентов.

Необходимо отметить, что источники бюджетных доходов непостоянны. Они зависят от конкретных экономических условий каждой страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с динамикой экономических процессов.

В нижеприведенном рисунке отражена структура доходов государственного бюджета республики.

Как видно из рисунка №1, в структуре доходов государственного бюджета основную долю составляют косвенные налоги. За последние годы доля поступлений от косвенных налогов в составе доходов госбюджета уменьшается, а доля от прямых налогов увеличивается. Так, например, если доля косвенных налогов в 2005 году составляла 60 процентов, то в 2011 году ее величина снизилась почти на 7 процентов и составила 53 процента. Величина поступлений по прямым же налогам в структуре доходов государственного бюджета в 2005 году составляла 23-25 процентов, то в 2011 году она выросла и составила 26-28 процентов.

По нашему мнению, распределительная функция государственного бюджета осуществляется не достаточно эффективно. Из опыта бюджетных систем развитых стран известно, что основную долю доходов бюдже-

1 На основе материалов Государственного комитета статистики и Государственного налогового комитета составлен автором.

Другие виды налогов и поступление

та государства составляют поступления от прямых налогов. Как видно из рис.1, в структуре доходов государственного бюджета Республики Узбекистан основная доля приходится на косвенные налоги. В 2005 г. доля косвенных налогов в общем объеме поступлений составляла более 55%. Вместе с тем можно отметить и позитивную тенденцию в этой области. В 2011 г. ее доля составила менее 50%. Несмотря на тенденцию уменьшения данной величины и приближения к значениям в международной практике, по нашему мнению, она все равно остается значительной.

Для того, чтобы рассмотреть структуру поступлений косвенных налогов по видам источников приведем следующий рисунок.

На рисунке № 2 приведена структура источников и динамика косвенных налогов за 2004-2011 год. Как видно из рисунка, в структуре косвенных налогов госбюджета Республики Узбекистан основную долю занимает налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизные налоги. Например, если доля этих двух видов налогов, в структуре косвенных налогов за 2004 год составляла около 80 процентов, то за 2011 год она почти не изменилась и составила примерно 75 процентов.

Необходимо отметить, что в последующие годы в структуре косвенных налогов доля акцизных налогов и налог на добавленную стоимость будет уменьшаться, так как эти виды налогов взымаются с потребителя через производителя, в частности путем

( ДАВ^ 4э"^

^_ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА_,

Рисунок-2.

Структура и динамика косвенных налогов Государственного бюджета Республики Узбекистана1.

70 -|-

60--п-

50

40 --

30 --

20 --

10 --

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

□ НДС

■ А кцизный налог

□ Таможенная пошлина

□ Единый таможенный платегис

■ Налог на потребление бензина и дизельного топлива

включения сумм налогов в цену потребительских товаров и услуг.

Исходя из вышеизложенного, по функциям государственного бюджета можно резюмировать, что распределительная функция бюджета обеспечивает образование бюджетного фонда, его перераспределительная функция проявляется в процессе использования бюджетного фонда, то есть при расходовании средств бюджета, а контрольная функция проявляется в процессе поступлений средств в бюджет и их целевом использовании.

В заключение можно отметить, что государственный бюджет каждой страны, как важный финансовый источник государства, является основным рычагом реализации социально-экономической политики государства. Необходимо подчеркнуть, посредством реализации функций Государственного бюджета имеется огромная возможность повышения его эффективности, которое приведет к росту устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики, а также позволит улучшить жизненное благосостояние населения страны.

Список литературы:

1. Закон РУз. «О бюджетной системе» от 14.12.2000 г., №158-11, ст.3.

2. Доклад Президента Республики Узбекистан И.Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год. от 19.01.2012 г.

3. Финансы: учебник./ Под ред.Г.Б.Поляка.-3-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИИТИ-ДАНА, 2008.-С.54.-для студентов вузов

4. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник.-М.:ИВЦ «Маркетинг».2000, -С.144.

5. Финансы: учебник./ Под ред. А.И.Архипова, И.А. Погосова.-М.: Проспект 2009.-С.13

6. Финансы: учебное пособие./ Под ред. В.В.Иванова, В.В.Ковалева.-М.: Проспект 2008. -С.70-721

1 На основе материалов митета составлен автором.

Государственного комитета статистики и Государственного налогового ко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.