Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная функция государства / правовая форма реализации функции / социальное государство / национальные проекты / социальная правовая политика / social function of the state / legal form of implementation of the function / innovative development / social state / national projects / social legal policy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Н.Л. Тарасова

С теоретико-правовых позиций рассматривается социальная функция Российского государства. Определяются ее место и роль в системе основных направлений деятельности государственного аппарата. Исследуется правовая форма реализации социальной функции через призму национальных проектов и обновленного российского законодательства в социальной сфере. Намечены основные направления повышения эффективности правовой политики в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL FUNCTION OF THE MODERN RUSSIAN STATE: THEORETICAL AND LEGAL ASPECT

The social function of the Russian state is considered from a theoretical and legal standpoint. Its place and role in the system of the main activities of the state apparatus are determined. The legal form of the social function implementation through the prism of the analysis of national projects and updated versions of Russian legislation in the social sphere is studied. The main directions of improving the effectiveness of legal policy in this area are outlined.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

УДК 340.1 ББК 67.0

DOI 10.22394/1682-2358-2024-2-99-107

N.L Tarasova, post-graduate student of the Theory of Law Department, Povolzhsky Institute of Management named after P.A. Stolyp-in, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

THE SOCIAL FUNCTION OF THE MODERN RUSSIAN STATE: THEORETICAL AND LEGAL ASPECT

The social function of the Russian state is considered from a theoretical and legal standpoint. Its place and role in the system of the main activities of the state apparatus are determined. The legal form of the social function implementation through the prism of the analysis of national projects and updated versions of Russian legislation in the social sphere is studied. The main directions of improving the effectiveness of legal policy in this area are outlined.

Key words and word-combinations: social function of the state, legal form of implementation of the function, innovative development, social state, national projects, social legal policy.

Н.Л. Тарасова, аспирант кафедры теории права Поволжского института управления имени П.А. Столыпина — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (етай: natasha.tarasov2011@yandex.ru)

СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Аннотация. С теоретико-правовых позиций рассматривается социальная функция Российского государства. Определяются ее место и роль в системе основных направлений деятельности государственного аппарата. Исследуется правовая форма реализации социальной функции через призму национальных проектов и обновленного российского законодательства в социальной сфере. Намечены основные направления повышения эффективности правовой политики в данной области.

Ключевые слова и словосочетания: социальная функция государства, правовая форма реализации функции, социальное государство, национальные проекты, социальная правовая политика.

Го

осударство — политическое формирование общества, целью которого является обеспечение целостности и единства, укрепление государственного механизма, становление приоритета прав и свобод граждан. Если сущность,

Вестник Поволжского института управления • 2024. Том 24. № 2

99

типы и формы государства отражают его статические параметры, то изучение государства с позиций функционального подхода, который способствует более глубокому исследованию процессов возникновения и эволюции государства, характеризует его динамическую составляющую. В совокупности статические и динамические характеристики позволяют всесторонне рассмотреть природу государственности как таковой.

В юридической литературе функциям государства даются практически единообразные определения. На наш взгляд, следует придерживаться универсального определения функции государства — это основные направления его деятельности, в которых раскрываются сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в соответствующих ему формах и характерными для него методами. Из данного определения выделим признаки функций государства: наиболее часто повторяющаяся, устойчиво сложившаяся деятельность государства; достижение определенных целей и задач; выражение сущности конкретного государства; его служебная роль — место среди иных, властных, но негосударственных структур, существующих в данном обществе. «Функции государства — понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества» [1, с. 143].

Функции государства раскрывают его социальное назначение: главная цель государства, его историческая миссия заключается в сохранении данного общества, в обеспечении его целостности и развития; каждая функция представляет собой объективную реальность, осуществление которой не зависит от желания или нежелания «отдельных правительств».

Функции государства подвержены эволюции. Со сменой целей и задач государства могут упраздняться одни функции и появляться другие, может также изменяться содержание одной и той же функции.

В юридической литературе существует множество классификаций функций государства. Чаще всего встречается деление функций на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства: экономическая функция (развитие экономики, формирование внешнеэкономических связей); политическая функция (формирование международных отношений, защита государственных границ); идеологическая функция (развитие определенной идеологии или курс на деидеологизацию); экологическая функция (охрана окружающей среды).

100 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2024. Vol. 24. № 2

Внешние функции государства: защита государства от нападений; формирование военного порядка; обеспечение мирных взаимоотношений с другими государствами; развитие сотрудничества с другими государствами.

По времени осуществления различают постоянные функции государства (осуществляются на постоянной основе (без изменений)) и временные функции (для исполнения насущных задач).

По социальному предназначению некоторые авторы выделяют основные функции государства (выполняемые всеми органами власти и управления) и неосновные, второстепенные (выполняемые отдельными органами). Однако данная классификация не находит поддержки у большинства ученых-правоведов, поскольку в ней все функции оказываются значимыми.

Кроме перечисленных, по принципу разделения властей функции государства подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные. Данная классификация в науке не получила широкого распространения, поскольку в ней подменяются понятия «функции государства» и «формы осуществления функций государства». По замечанию Л.И. Каска, «понятие функций государства как сторон содержания деятельности государства... следует отграничивать от таких понятий, как формы, методы и средства осуществления этой деятельности» [2, с. 45]. Следовательно, функции государства выступают его динамичной характеристикой.

Современное развитие мировой цивилизации в процессе международной интеграции характеризуется нарастанием глобальных проблем, а соответственно, возникновением глобальных функций, к которым относят защиту прав и свобод человека, экологическую, демографическую, сырьевую, борьбу с международной преступностью, сотрудничество в области освоения космоса и другие.

Следует отметить, что функции государства видоизменяются в разные исторические периоды, но их совокупность зависит от сущности и социального назначения конкретного государства. При этом функции государства непосредственно связаны с конкретным историческим этапом его развития, а также возлагаемыми на него целями и задачами, являющимися предметом политики государства. В Российском государстве они формулируются в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ [3, с. 4].

Эволюция функций государства происходит в процессе развития государственной власти и определения основных направлений его деятельности. На различных стадиях государственных преобразований,

Вестник Поволжского института управления • 2024. Том 24. № 2 101

таким образом, в зависимости от существующих в данный момент условий совокупность функций государства может варьироваться. В целом функции государства являются показателем их целевых результатов [4, с. 400-402].

Россия — государство, подверженное трансформациям, поэтому ему присуще множество функций. Задачи инновационного развития общества и государства в начале третьего тысячелетия определяют необходимость изменения практически всех государственных функций.

Социальная функция жизненно необходима для нормального функционирования современного общества. Смысл этой деятельности раскрывается в ст. 7 Конституции РФ, где провозглашается, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Можно выделить конкретные периоды развития социальной функции в Российском государстве:

первый этап (XVII — вторая половина XVIII в.) связан со становлением отдельных институтов социального государства;

второй этап (XVIII—XIX вв.) — начало формирования социального законодательства;

третий этап (XIX— XX вв.) — выход на новый уровень социального законодательства, а в советский период — развитие социалистического государства;

четвертый этап (конец XX — начало XXI в.) — становление современного демократического социального государства [5].

Для изучения формирования социальной функции государства в определенный исторический период, как правило, применяются следующие маркеры: развитие социального законодательства; решение органами государственной власти социальных проблем населения; уровень реализации социально-экономических прав; степень применения социальной функции в государственном управлении.

Социальная сфера ориентирована на обеспечение главных потребностей человека: здравоохранение, образование, социальное обеспечение, жилищное обеспечение и т.д. Благодаря социальной функции государства уровень жизни граждан приходит в соответствие с общепринятыми нормами. Содержание этой функции состоит в установлении и обеспечении минимальных социальных жизненных стандартов (прожиточного минимума, зарплаты, пенсии); поддержке тех слоев населения, которые не могут полноценно трудиться; обеспечении занятости; страховании жизни, собственности, здоровья. Сегодня такая

102 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2024. Vol. 24. № 2

помощь носит в основном адресный характер (дети, пенсионеры, инвалиды, военнослужащие и др.).

В период радикальных экономических реформ 1990-х годов жизненный уровень граждан резко снизился из-за неэффективно осуществленных нововведений. По мнению Н.И. Матузова, отечественные «реформаторы» первой волны надеялись на чудодейственность формулы: рынок все сам отрегулирует, все расставит по своим местам, надо только терпеливо ждать. К сожалению, наступили слишком тяжелые последствия: была разрушена социальная сфера, подорвано доверие людей к реформам, демонтирована финансовая система [6]. Все это дискредитировало идею построения гражданского общества. Основные цели реформы 1990-х годов не были достигнуты.

М.С. Грушевский приводит следующие виды подфункций (составляющих) социальной функции государства: защитная функция (обеспечение безопасности граждан, материнства и детства); регулирующая функция (регулирование правовых и неправовых основ социального государства, общественных процессов); стабилизирующая функция (обеспечение социального равенства и справедливости); контрольно-охранительная (контроль за соблюдение законодательства).

При определении социального вектора развития государства определяющую роль играет экономическое состояние страны. По мнению С.В. Калашникова, «появляющиеся в процессе развития государства социальные функции имеют экономическую природу, являются вторичными по отношению к экономическим функциям и непосредственно с ними связаны. <...> Экономический фактор играет достаточную роль в социальных процессах. Социальная защищенность людей способствует экономическому росту страны. От качества осуществления государственной социальной политики напрямую зависят развитие, эффективность, успехи экономики» [7, с. 56].

Вместе с тем в научной литературе справедливо отмечается, что экономическое положение — не всегда показатель высокого социального развития государства. О.В. Родионова обращает внимание на то, что при изучении взаимодействия социального и экономического аспектов жизни общества следует учитывать не только экономический детерминизм, но и влияние права и политики: «В особенности нужны желание и воля законодателя, государственной власти. Официальное, юридическое признание государства социальным позволяет в дальнейшем стать ему таковым фактически» [8]. Следовательно, создание социального государства невозможно без правового регулирования.

Создание социального государства требует реализации следующих предпосылок: законодательного обеспечения, экономической стабиль-

Вестник Поволжского института управления • 2024. Том 24. № 2 103

ности, политической составляющей и иного. Важно также, чтобы социальные интересы активно выражала именно публичная власть. Прогнозы развития социального государства всецело зависят от мобильности и демократичности механизма государства, а эффективное осуществление функций государства в значительной степени обеспечивает государственное управление. Следует отметить, что государство может активно выполнять социальную функцию лишь при условии ее правового оформления и применения, «умного регулирования» — это современный подход к организации правовой регламентации, ориентированный на достижение максимального регулирования эффекта минимальными средствами [9].

Трансформация социальной функции выражается в инновационном развитии здравоохранения, внимании к качеству жизни населения, повышении уровня образования [10, с. 26]. Инновационная экономика, основанная на прочной правовой базе, может дать импульс совершенствованию государства в социальном аспекте. Благодаря развитию экономики можно обеспечить население квалифицированными рабочими местами, высоким уровнем доходов, качественными продуктами питания и т.д. [11, с. 99—100]. Несмотря на сложные условия (пандемия коронавируса, санкционный режим, специальная военная операция), в 2023 г. экономика России росла темпами выше мировой, опередив не только ведущие страны Евросоюза, но и государства «Большой семерки». По размеру валового внутреннего продукта, паритету покупательной способности Россия находится на пятом месте в мире [12].

Российское государство провозглашает себя социальным государством, хотя не все социальные реформы всегда приводили к положительным результатам [13, с. 19]. В настоящее время становление и развитие социального государства — важнейшая задача, заявленная в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ. С этой целью принят ряд национальных проектов: «Здравоохранение»; «Образование»; «Демография»; «Культура» и другие.

Цели национального проекта «Здравоохранение»: уменьшение кадрового кризиса в медицинских организациях; проведение профилактических осмотров граждан; обеспечение доступа к качественной медицине; проведение оптимизации в медицинских организациях; экспорт медицинских услуг. Результатами национального проекта является следующее: снижение показателей смертности от онкологических заболеваний; расширение медицинских передвижных средств в Российской Федерации. Уровень исполнения проекта в 2023 г. составил 97,32% [14].

104 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2024. Vol. 24. № 2

Цели национального проекта «Образование»: формирование единой цифровой среды в образовательной сфере; создание системы профессионального роста педагогических работников; внедрение инноваций в профессиональное образование; создание курсов повышения квалификации для медицинских работников; увеличение количества иностранцев в медицинских вузах; создание условий для развития общественных инициатив; формирование профессиональных конкурсов для медицинских работников. Результаты национального проекта: открытие в 76 регионах страны значительного количества технопарков «Кванториум»; обновление в сельских школах мест для занятий физической культурой; активное внедрение цифровизации в учебный процесс (создание новых компьютерных классов, центров по получения ИТ-образования и т.д.); формирование в каждом регионе «Мини-Си-риусов»; вовлечение более 13 млн молодых людей в волонтерскую деятельность; оказание методической помощи общеобразовательным школам.

В рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» Правительство России в 2023 г. выделило около 38 млрд рублей в поддержку движения детей и молодежи «Движение первых» [15].

Цели национального проекта «Демография»: оказание материальной помощи семьям при рождении ребенка; помощь в поиске работы женщинам; повышение качества жизни людей старшего поколения; создание условий для повышения заинтересованности в здоровом образе жизни. Результаты национального проекта — введение новых социальных строительных объектов; открытие 1641 детского сада; расширение программы материнского капитала [16].

Цели национального проекта «Культура»: формирование новых культурных ценностей и сохранение старых; подготовка новых кадров для учреждений культуры; помощь талантливой молодежи в культурной сфере; поддержка волонтерских движений; открытие кинотеатров в малонаселенных пунктах; обеспечение музыкальных и художественных школ необходимым оборудованием; восстановление музейных и библиотечных комплексов. Результаты национального проекта: отремонтировано около 750 детских домов; оснащено музыкальными инструментами и оборудованием более 900 детских школ искусств и училищ, открыто 235 виртуальных концертных зала; созданы новые дома культуры; модернизировано около 1080 муниципальных библиотек. Данный проект стал лидером по достижению показателей [17].

Национальный проект «Семья» направлен на поддержку семей, стимуляцию регионов с низким коэффициентом рождаемости (выделено

Вестник Поволжского института управления • 2024. Том 24. № 2 105

75 млрд рублей). С 2024 г. российские семьи будут получать дополнительные пособия на детей и беременных женщин [18].

Основные факторы, которые влияют на эволюцию социальной функции государства:

— научно-техническое и инновационное развитие цивилизации, что проявляется в научно-технических и инновационных достижениях, развитии фундаментальной науки;

— экологические составляющие, определяющие экологическое состояние окружающей среды;

— информатизация общества, связанная с внедрением в жизнь информационных систем;

— интернационализация экономики, подразумевающая взаимодействие экономических связей;

— развитие международных отношений.

Важным инструментом регулирования социальной сферы при обеспечении стабильных результатов общества является социальная научно обоснованная правовая политика, способствующая разрешению конфликтогенных проблем, в том числе между различными социальными группами [19, с. 75]. В 2023 г. вступили в силу касающиеся социальной сферы обновления версий законов: «О занятости населения в Российской Федерации», «О гражданстве Российской Федерации», «О несостоятельности (банкротстве)» и другие. Следовательно, социальная функция Российского государства переживает новый этап своего развития. Прежде всего это связано с реализацией национальных проектов в социальной сфере, а также реальным претворением в жизнь прав и свобод граждан — основы развития социального государства, главным маркером успешности его правовой политики в социальной сфере.

Благодаря социальной функции обеспечивается достойная жизнь человека, защищается его здоровье, развитие, происходит прямое и косвенное правовое воспитание людей, что находит свое отражение в правовой культуре. Именно социальная функция является показателем уровня цивилизованности общества, правовой культуры граждан, а также вектором движения демократического государства.

Библиографический список

1. Теория государства и права: учебник / под ред. В.М. Карельского, В.Д. Перева-лова. М., 1997.

2. Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969.

3. ЧервонюкВ.И. Теория государства и права: учебник. М., 2006.

4. Гавриков В.П. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов. М., 2023.

106 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2024. Vol. 24. № 2

5. Ростовщиков И.В., Олейникова С.С. Становление социальной функции государства и его влияние на формирование прав личности в Российской империи // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 5: Юриспруденция. 2012. № 1 (16). С. 27-32.

6. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003.

7. Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. М., 2002.

8. Родионова О.В. Социальная функция современного государства: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007.

9. Давыдова М.Л. «Умное регулирование» как основа совершенствования современного правотворчества // Журнал российского права. 2020. № 11. С. 14-29.

10. Быстренко В.И. Россия как социальное государство: миф или реальность? // Идеи и Идеалы. 2018. Т. 1, № 4 (38). C. 26-48.

11. Грушевский М.С. Актуальные проблемы теории современного демократического государства. Киев, 2000. С. 99-106.

12. Программа Путина: ЖКХ, семья, школа, здоровье // Аргументы и факты. 2024. № 10.

13. Осокина Ю.Ю. Нормативно-правовое регулирование социальной функции государства в современной России // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 2. С. 19-20.

14. Национальный проект «Здравоохранение». URL: httpsy/национальныепроек-ты.рф/projects/zdravookhranenie

15. Национальный проект «Образование». URL: https://национальныепроекты. рф/projects/obrazovanie

16. Национальный проект «Демография». URL: https://национальныепроекты.рф/ projects/demografiya

17. Национальный проект «Культура». URL: https://национальныепроекты.рф/ projects/kultura

18. Поддержать семью: все о едином пособии // Аргументы и факты, 2024. № 13.

19. Губанкова Т.Н. Эволюция теоретико-правовых воззрений о социальном государстве в контексте развития социальной доктрины Российской Федерации // Вестник ТГУ 2016. Вып. 2 (6). С. 75-82.

Вестник Поволжского института управления • 2024. Том 24. № 2 107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.