Научная статья на тему 'Служебное право и тенденции реформирования служебно-правовых отношений в Российской Федерации'

Служебное право и тенденции реформирования служебно-правовых отношений в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
служебное право / государственная служба / правовое регулирование / service law / civil service / legal regulation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Н А. Круглов

Исследуется историко-правовой аспект эволюции служебного права в России. На основе современных политических и правовых трансформаций определяются тенденции реформирования служебно-правовых отношений в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Service Law and Trends of Reforming ServiceLegal Relations in the Russian Federation

The historical and legal aspect of service law evolution in Russia is studied. On the basis of recent political and legal changes the main tendencies of reforming service-legal relations in the Russian Federation are determined.

Текст научной работы на тему «Служебное право и тенденции реформирования служебно-правовых отношений в Российской Федерации»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ: ВЗГЛЯД молодых УЧЕНЫХ

УДК 342:35 ББК 67.401.02

DOI 10.22394/1682-2358-2024-3-70-74

N.A. Kruglov, post-graduate student of the Service and Labor Law Department, Povolzhsky Institute of Management named after P.A. Stolypin, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

SERVICE LAW AND TRENDS OF REFORMING SERVICELEGAL RELATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The historical and legal aspect of service law evolution in Russia is studied. On the basis of recent political and legal changes the main tendencies of reforming service-legal relations in the Russian Federation are determined.

Key words and word-combinations: service law, civil service, legal regulation.

Н.А. Круглов, аспирант кафедры служебного и трудового права Поволжского института управления имени П.А. Столыпина — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: [email protected])

СЛУЖЕБНОЕ ПРАВО И ТЕНДЕНЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СЛУЖЕБНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Исследуется историко-правовой аспект эволюции служебного права в России. На основе современных политических и правовых трансформаций определяются тенденции реформирования служебно-правовых отношений в Российской Федерации.

Ключевые слова и словосочетания: служебное право, государственная служба, правовое регулирование.

С

служебное право является новым явлением для отечественной юридической науки и российской правовой системы. Существует несколько точек зрения относительно статуса служебного права в правовой системе Российской Федерации. Ю.Н. Старилов отмечает необходимость выделения служебного права

70

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2024. Vol. 24. № 3

как правовой отрасли (подотрасли) [1, с. 487], так как оно является системой норм, при помощи которой регулируются отношения на государственной и муниципальной службе [2, с. 12; 3, с. 566; 4, с. 5—9] .

Как учебная дисциплина служебное право изучается студентами-юристами [5; 6]. Следует отметить, что интерес ученых к проблемам служебного права актуализировался в связи с кардинальными изменениями действующего законодательства и проводимой в России реформой государственной службы. Большинство исследователей выступало в пользу формирования отрасли служебного права [7, с. 15; 8, с. 33], хотя некоторые ратовали за отнесение служебного права к подотрасли административного права [9].

На наш взгляд, служебное право следует рассматривать как отрасль права, учитывая, что данная область права является системой правовых норм, с помощью которых регулируются общественные отношения и особенности государственной службы. А.Ф. Шебанов в связи с этим отмечает, что отрасли права как структурные элементы «представляют собой историческое явление», а их образование «связано со значительным по времени и масштабам процессом эволюционного развития» [10, с. 9]. В настоящее время сформирован пласт нормативных правовых документов, относящихся к регулированию служебно-правовых отношений [11—15].

Изменения, связанные с государственной службой, в историко-пра-вовом аспекте обусловлены развитием государственности и эволюцией служебного права. На первоначальном этапе развитие служебного права сопровождалось появлением отдельных актов о служебной деятельности; на современном этапе сложилась комплексная правовая система государственной службы Российской Федерации, характеризующаяся базовой основой для эффективной деятельности.

Современное служебное право тесно связано с развитием системы государственного управления, наполняющего его содержание. В современной научной литературе отмечается, что управление — это процесс, необходимый для формулирования и достижения цели в организации при оптимальном использовании ресурсов. Он связан с прогнозированием, планированием, организацией, мотивацией, координацией и контролем. В.Н. Уваров утверждает, что при помощи управления осуществляются функции и полномочия государственных органов [16, с. 148].

В настоящее время в процессе трансформации функций государственного управления система правовых актов о государственной службе продолжает увеличиваться, поскольку государство, осознавая необходимость совершенствования правовых механизмов, связанных с охраной и защитой интересов граждан от возникающих вызовов и угроз, продолжает регулирование жизненно важных для страны направлений деятель-

Вестник Поволжского института управления • 2024. Том 24. № 3 /|

ности. Регулирование осуществляется посредством принятия управленческих решений на разных уровнях государственной власти [17, с. 53].

В настоящее время в сфере служебного законодательства осуществляется принятие новых либо корректировка действующих нормативных правовых актов, а именно:

— осуществлена корректировка уставов внутренней службы ВС РФ и военной полиции ВС РФ в соответствии с опытом, приобретенным в ходе специальной военной операции [18];

— разработан порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий [19];

— оптимизированы вопросы продуктового снабжения сотрудников Росгвардии, уголовно-исполнительной системы, органов внутренних дел, вооруженных сил [20; 21];

— в связи с необходимостью защиты секретной информации руководители центрального аппарата военного управления уполномочены рассматривать административные дела, относящиеся к сфере информационной безопасности [22].

Обозначенные направления развития служебного законодательства обусловлены реакцией на вызовы современности в принятии новых норм служебного права, которые успешно интегрируются в российскую правовую систему, связанную с логикой общей политической обстановки.

Государственная служба входит в систему публичной службы, так как обязанностью государственных служащих является выполнение деятельности, возложенной на них государством и обществом. В связи с этим служебно-правовые отношения должны быть открыты общественному контролю, но вместе с тем защищать интересы государственных служащих в условиях возросших рисков. Происходящие в обществе изменения всегда требуют своевременной реакции законодателя и правоприменителей на динамичное развитие служебного права. Современная государственная служба, и служебное право в частности, эволюционируют в соответствии с развитием общества и государства.

Правовое регулирование служебных отношений выполняет регулятивную функцию, позволяющую конкретизировать правовые нормы для наиболее эффективного их применения, нормативно-правовой определенности в сфере государственной службы, включая правоприменительную практику. Посредством юридической формализации, являющейся важнейшим этапом правового регулирования, происходит правовая регламентация модели общественных отношений как правоотношений, соответствующих определенному периоду развития государственности.

В современных служебно-правовых отношениях можно выделить две основные тенденции развития:

7 2 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2024. Vol. 24. № 3

— направленность на координацию усилий различных видов государственной службы с целью обеспечения безопасности населения страны [11, ст. 53.1; 12, ст. 30.1; 14, ст. 5; 15, ст. 23; 23, ст. 5; 24, ст. 10];

— расширение социальных прав государственных служащих, подкрепленных нормативным обеспечением [25].

Следует отметить, что указанные тенденции в новоприсоединенных областях и республиках Российской Федерации требуют эффективного реформирования служебно-правовых отношений, преемственности опыта и внедрения постоянной практики продуктивного взаимодействия государственных органов. Подобный опыт выстраивания оптимальной модели служебно-правовых отношений отсутствует в Донецкой и Луганской республиках, Херсонской и Запорожской областях, существовавших в другом правовом поле.

Возможным решением данной проблемы может стать активная кооптация кадров в государственные органы присоединенных регионов из других субъектов РФ с целью обмена опытом. Варианты урегулирования подобных вопросов обозначены в Указе Президента РФ от 30 декабря 2022 г. № 984, который упрощает поступление на службу в новые регионы Российской Федерации.

В целом реформирование государственной службы направлено на создание единой системы управления государственной службой и повышение ее эффективности.

Таким образом, служебное право, являясь самостоятельной отраслью права, в контексте развития и модернизации государственной службы находится в состоянии системного реформирования. При этом повышается потенциал служебного права в правовом регулировании служебной деятельности в связи с включением новых регионов в состав Российской Федерации и их постепенной интеграцией в российское правовое пространство.

Библиографический список

1. Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Воронеж, 1996.

2. Гришковец А.А. К вопросу о служебном праве // Государство и право. 2013. № 4. С. 5-12.

3. Государственная гражданская служба: учебный курс / А.А. Гришковец, Ю.В. Ростовцева, С.В. Фомина; отв. ред. Н.Ю. Хаманева. М., 2014.

4. Акопов Л.В. Проблемы становления российского служебного права (по поводу статьи А.А. Гришковца) // Государство и право. 2013. № 11. С. 5-9.

5. Чаннов С.Е., ПресняковМ.В. Служебное право: учебник и практикум для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2024.

6. Чернявский А.Г. Служебное право. М., 2021.

Вестник Поволжского института управления • 2024. Том 24. № 3 7 3

7. Дякина И.А. Служебное право как комплексная отрасль права: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2007.

8. Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Служебное право Российской Федерации: учебное пособие. М., 2011.

9. Право государственной и муниципальной службы: учебное пособие / А.С. Васильева [и др.]; под ред. А.В. Гусева, А.Н. Митина, В.Ш. Шайхатдинова. Екатеринбург, 2011.

10. Шебанов А.Ф. Система советского социалистического права. М., 1961.

11. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 14 февр. 2024 г.) // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215; 2024. № 10. Ст. 1037.

12. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 30 нояб. 2011 г. № 342-ФЗ (в ред. от 26 февр. 2024 г.) // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020; 2024. № 10. Ст. 1308.

13. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федер. закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (в ред. от 23 марта 2024 г.) // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152; 2024. № 13. Ст. 1677.

14. О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. закон от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ (в ред. от 26 февр. 2024 г.) // СЗ РФ. 2016. № 22. Ст. 3089; 2024. № 10. Ст. 1308.

15. О федеральной службе безопасности: Федер. закон от 3 апр. 1995 г. № 40-ФЗ (в ред. от 1 июля 2021 г.) // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.

16. Уваров В.Н. Государственная служба и управление. Петропавловск, 2017.

17. Политология / отв. ред. Б.И. Краснов. М., 1991.

18. О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1 марта 2024 г. № 162. URL: pravo.gov.ru

19. О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 янв. 2024 г. № 21н. URL: www.pravo.gov.ru.

20. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 946: постановление Правительства РФ от 16 янв. 2024 г. № 10. URL: www.pravo.gov.ru.

21. О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по обеспечению потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов: Указ Президента РФ от 21 окт. 2022 г. № 763 // СЗ РЗ. 2022. № 43. Ст. 7385.

22. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. закон от 12 дек. 2023 г. № 574-ФЗ // СЗ РЗ. 2023. № 32. Ст. 6137.

23. О противодействии коррупции: Федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ (в ред. от 19.12.2023 г.) // СЗ РЗ. 2008. № 52. Ст. 6228; 2023. № 52. Ст. 9518.

24. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5 дек. 2016 г. № 646 // СЗ РЗ. 2016. № 50. Ст. 7074.

25. О выделении Минтруду России в 2024 г. из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований на предоставление гранта в форме субсидии Государственному фонду поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества»: распоряжение Правительства РФ от 15 февр. 2024 г. № 358-р. URL: www.pravo.gov.ru.

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2024. Vol. 24. № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.