Научная статья на тему 'НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленно-производственная сфера / законодательство / концептуальное социальное регулирование / безопасность / легкая промышленность / industrial and production sphere / legislation / conceptual social regulation / security / light industry

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л.И. Стикина

Рассматриваются вопросы систематизации источников права, касающиеся правового регулирования легкой промышленности. Особое внимание уделено аспектам обеспечения взаимосвязи между государством и бизнесом в контексте развития данной отрасли в целом. Дается авторская оценка эффективности использования действующих правовых институтов и учреждений в вопросах социального регулирования развития легкой промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE LEGAL REGULATION OF SOCIAL RELATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION LIGHT INDUSTRY SPHERE

Issues of systematizing sources of law affecting peculiarities of legal regulation of light industry are considered. Special attention is paid to the aspects of ensuring the relationship between the state and business in the context of developing this manufacturing industry as a whole. The authorial assessment of efficiency of the existing legal institutions and agencies use in matters of the light industry development social regulation is given.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 340.1 ББК 67.0

DOI 10.22394/1682-2358-2024-1

L.I. Stikina, post-graduate student at the Institute of Public Administration and Civil Service of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

NORMATIVE LEGAL REGULATION OF SOCIAL RELATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION LIGHT INDUSTRY SPHERE

Issues of systematizing sources of law affecting peculiarities of legal regulation of light industry are considered. Special attention is paid to the aspects of ensuring the relationship between the state and business in the context of developing this manufacturing industry as a whole. The authorial assessment of efficiency of the existing legal institutions and agencies use in matters of the light industry development social regulation is given.

Key words and word-combinations: industrial and production sphere, legislation, conceptual social regulation, security, light industry.

50-57

Л.И. Стикина, аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: Stikma7@mail.ru)

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Рассматриваются вопросы систематизации источников права, касающиеся правового регулирования легкой промышленности. Особое внимание уделено аспектам обеспечения взаимосвязи между государством и бизнесом в контексте развития данной отрасли в целом. Дается авторская оценка эффективности использования действующих правовых институтов и учреждений в вопросах социального регулирования развития легкой промышленности.

Ключевые слова и словосочетания: промыш-ленно-производственная сфера, законодательство, концептуальное социальное регулирование, безопасность, легкая промышленность.

1 1равовое регулирование направлено на формирование норм, отражающих реальность и определяющих поведение субъектов. Это основной механизм, через который государство организует взаимоотношения между людьми, адап-

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2024. Vol. 24. № 1

тируясь к изменениям. Такое регулирование должно быть системным и находить отражение в создании правовых институтов и отраслей, что обеспечивает дифференциацию и систематизацию общественных отношений в зависимости от интересов [1, с. 21]. В правовой науке акцентируется внимание на отношениях, которые требуют четкой оценки государством личных и общественных интересов для установления границ допустимого поведения. Законодательство должно учитывать различные факторы и их взаимодействие для формирования адекватных норм.

Примером динамичного правового регулирования является промышленная сфера, где технологические изменения влияют на рабочие процессы и требуют адаптации правовых норм. Это касается не только процесса производства, но и контроля качества и распределения продукции. Системный подход в регулировании промышленных отношений является ключевым для их эффективного управления.

Промышленная отрасль, имеющая стратегическое значение для экономики, традиционно разделена на легкую и тяжелую промышленность. Эта дифференциация отражает динамику экономического развития и подчеркивает важность частного сектора, который играет значительную роль в производственном процессе, и ожидается, что сохранит ее в будущем [2]. Логично допустить, что ответственность за деятельность такой сферы перекладывается с государства на частный бизнес, где контроль за качеством производимого товара может быть обусловлен только одним интересом — реализацией и ростом продаж собственной продукции [3, с. 403]. Безусловно, при таком положении дел систематизация норм и источников, определяющих темпы и направления развития легкой промышленности в государстве, должна выстраиваться по принципу: «государство регулирует условия производства товаров легкой промышленности с учетом логики и конъюнктуры современного рынка — бизнес, стремясь расширить такие условия, должен соблюдать правила их действия» [4, с. 196]. По этой причине зарождается некое доминирующее начало, где государство — это регулятор, определяющий условия, а субъекты производственной деятельности — акторы их беспрекословного учета и выполнения.

В связи с этим систематизация правовых источников должна основываться не только на принципе всеобщего упорядочивания, ибо в экономической сфере крайне сложно установить правила, устраивающие всех, но и учитывать еще две тенденции: регулирующую и развивающую. Принятие различных нормативных актов, как правило, требует создания специальных учреждений, выполняющих функцию контроля за их исполнением. В настоящее время такой контроль осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпром РФ).

Вестник Поволжского института управления • 2024. Том 24. № 1 51

В стратегии развития отрасли легкой промышленности закреплено, что вопрос ее правового регулирования основывается на двух началах: экономическом и социальном. Следовательно, с одной стороны, право обязано применяться с учетом того, что такая деятельность имеет прямое отношение к экономике — созданию условий для производства определенных товаров, а с другой — наличие необходимых товаров в продаже носит остросоциальный характер. В ст. 8 Конституции РФ указано, что залогом построения эффективной модели экономического развития служит принцип свободного передвижения товаров, услуг и финансовых средств, а также свобода экономической деятельности. Это свидетельствует о системном подходе, направленном на продвижение рыночной стратегии, в том числе в легкой промышленности, которая должна двигаться по пути обмена материальными возможностями, формирование которых зависит от целого ряда факторов.

В научных исследованиях к числу таких факторов относят три основных направления:

1. Общегосударственное представление о развитии производственных сфер (аспект международно-правового регулирования).

Вопрос о том, насколько любая сфера, включая производственную, должна зависеть от государственной политики, продолжает оставаться предметом научного обсуждения. Основной Закон РФ, по сути, содержит указание на то, чего сегодня уже нельзя игнорировать: рыночный принцип управления экономикой неизбежно вытесняет все остальные, и в контексте развития международных отношений его положение становится доминирующим. Как отмечает Н.А. Никитин, вполне логично, что при таком положении дел законодатель обязан расширять горизонты (форматы) международного сотрудничества по вопросам производственного развития. Примером подобного сотрудничества является заключение государственными органами ряда международных соглашений [5], оказывающих существенное влияние на увеличение товарооборота между странами, а следовательно, и на формирование важнейших производственных институтов. Так, современные отношения между Китаем и Россией развиваются по пути замещения большинства товаров, в том числе легкой промышленности, которые ранее производились в других странах. Такой подход обусловлен санк-ционным давлением на Россию, фактически лишенную возможности быстро перестроиться и производить товары общего потребления, чтобы удовлетворять все потребности граждан [6]. Именно поэтому международным аспектам развития легкой промышленности государство сегодня уделяет особое внимание, а нормативные источники, которые заключаются как на межправительственном уровне [7; 8], так и на

52 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2024. Vol. 24. № 1

уровне взаимодействия частного партнерства, приобретают важнейшее системное значение.

2. Системное политико-правовое представление о важности развития основных отраслей государственной экономики (внесанкцион-ное, импортозамещение и др.).

Отметим, что даже при эффективном международном сотрудничестве производство в любой сфере должно быть максимально автономным и по возможности независимым с точки зрения всех стадий реализации производственных мощностей. Современное концептуальное представление о «производственной экономике» должно иметь отражение в законодательстве и сопровождаться четким пониманием того, насколько та или иная стратегия учитывает интересы отечественных субъектов. Этим требованиям в целом удовлетворяла Стратегия развития легкой промышленности России до 2020 г., введенная в действие приказом Минпромторга РФ от 24 сентября 2009 г. № 853 [9]. В этом акте давалась оценка последовательности развития данной отрасли, а также вводились плановые мероприятия, позволяющие расширить спектр эффективных действий, совершаемых в данном направлении. Кроме того, в Стратегии косвенно подчеркивалось, что основными факторами развития легкой промышленности по-прежнему остается активность предпринимательства и подтверждается конституционный принцип и общеидеологический подход к выстраиванию системной работы в регулировании социальных отношений, затрагивающих данную социально значимую отрасль.

В контексте данных решений в августе 2017 г. главой государства был утвержден перечень поручений по итогам совещания с повесткой дня «О мерах по развитию легкой промышленности» [10]. При этом намечались следующие меры: материальная поддержка и стимулирование (снижение налоговой нагрузки) предприятий легкой промышленности; смягчение контроля по части международного взаимодействия с западными контрагентами (контроль за некоторыми видами ввозимой и вывозимой продукции); выделение целевых средств на развитие проектов (стартапов), затрагивающих информационно-технологическое развитие сферы легкой промышленности; усиление санитарного и иных видов контроля, которыми обеспечивается надлежащее функционирования предприятий, и другие.

На основании данного перечня были внесены поправки в ряд важнейших законодательных актов, которыми вопрос развития сферы легкой промышленности регулировался с точки зрения ее многогранности. В частности, были приняты поправки в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [11], где устанавливались критерии оцен-

Вестник Поволжского института управления • 2024. Том 24. № 1 53

ки состояния предприятий легкой промышленности в части определения квот по численности работников и, как следствие, отнесения таких предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства [12]. Подвергся изменениям и Закон РФ «О защите прав потребителей» [13], куда были внесены корректировки в части отнесения определенных товаров к объектам производства легкой промышленности.

В формировании концептуальных основ развития легкой промышленности значимая роль отводится подзаконному регулированию. Подобными актами вводятся, например, требования по установлению границ стандартизации продукции, поступающей на рынок с указанного типа производства. К числу таких документов можно также отнести постановления Правительства РФ, где вопросы распространения товаров, а соответственно, и деятельности легкой промышленности рассматриваются через призму национальной безопасности: от 31 декабря 2019 г. № 1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации» [14]; от 30 апреля 2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» [15].

В настоящее время Минпромторгом РФ актуализируется рассчитанный до 2025 г. проект Стратегии развития легкой промышленности, в которой среди вопросов стимулирования производства новых, высокотехнологичных товаров отражаются такие аспекты развития данной сферы, как безопасность товаров, введение новых стандартов оценки их качества, проверка работы отрасли со стороны государственных органов и служб.

Таким образом, принятые в России нормативные акты, посвященные функционированию рынка легкой промышленности, имеют системный характер, то есть социальное регулирование берет свое начало в концептуальных актах (проектах, программах, стратегиях), затем проявляется в иных источниках права в виде законов и подзаконных актов разных уровней, а впоследствии находит свое продолжение в локальных актах регионального значения.

3. Технологический, медицинский и образовательный контроль за развитием производства легкой промышленности.

В последнее время качество товаров, особенно общего потребления, заметно снизилось. Тот факт, что правовое регулирование не успевает за технологическим развитием, становится триггером различных законодательных инициатив, прежде всего направленных на защиту пот-

54 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2024. Vol. 24. № 1

ребителей от поставки товаров ненадлежащего качества, а также на повышение контроля за деятельностью, в ходе которой такие товары становятся общедоступными. Как известно, легкая промышленность изобилует технологическими процессами, сопровождающимися проведением достаточно опасных для здоровья и жизни человека мероприятий. Именно по этой причине Министерством труда РФ был издан приказ от 16 ноября 2020 г. № 780 н «Об утверждении Правил по охране труда при проведении работ в легкой промышленности» [16], в котором отражен комплекс мер, направленных на упорядочение принципов организации и обеспечение безопасных условий труда в отрасли легкой промышленности. Данная производственная сфера не лишена негативного воздействия на здоровье граждан, поэтому подобные вопросы должны входить в состав компетенций правового регулирования, поскольку речь идет о важнейших конституционных правах человека и гражданина (право на безопасный труд — ст. 37 Конституции РФ).

Следует отметить, что существенным сегментом правового и социального регулирования легкой промышленности является ее технологическое развитие, включая образовательную составляющую. Вопросы подготовки специалистов в этой отрасли решаются, в частности, путем заключения специальных соглашений между представителями правительственных структур и учебных заведений [17]. Установление определенных требований к оборудованию, используемому в деятельности учреждений и предприятий легкой промышленности, как аспект нормативного «вмешательства», который учитывает незначительный, но все же значимый сегмент социального представления о должном технологическом сопровождении в отрасли, также может существенно влиять на процесс организации таких предприятий в целом.

Таким образом, разработка и реализация системного социально-правового регулирования легкой промышленности требует комплексного подхода, учитывающего множество факторов. Изучение российского опыта в этой сфере позволяет выделить ключевые направления эффективной стратегии развития отрасли: стимулирование экономического роста, поддержка технологической модернизации, профессиональное обучение кадров, расширение международного сотрудничества.

Важность обоснования экономического роста неоспорима, так как именно он находится в основе разработки любых стратегий, влияющих на производство и потребление товаров легкой промышленности. Акцент на международном значении подтверждается стремлением России к интеграции в мировую экономику и необходимостью учитывать глобальные тенденции и стандарты.

Технологическое развитие и профессиональная подготовка кадров обеспечивают отрасли конкурентные преимущества и адаптацию к

Вестник Поволжского института управления • 2024. Том 24. № 1 55

постоянно меняющимся потребностям рынка. Именно здесь скрыт потенциал для научной новизны, поскольку инновационные решения и обучение высокопрофессиональных специалистов существенно повышают эффективность и качество продукции.

Вместе с тем стратегия развития легкой промышленности должна соответствовать национальным интересам и осуществляться с учетом принципов импортозамещения, защиты прав отечественных производителей и экспортной ориентации. Законодательное регулирование, построенное на данных принципах, должно охватывать как прямые, так и косвенные механизмы воздействия на социальные процессы отрасли. Это предполагает не только адаптацию существующих норм и правил, но и введение новаторских подходов и инструментов, стимулирующих развитие отрасли и в то же время обеспечивающих защиту прав и интересов всех участников рынка.

Исходя из анализа текущего состояния и перспектив развития легкой промышленности, можно утверждать, что Россия постепенно формирует сбалансированную и многоуровневую систему правового регулирования, ориентированную на поддержку отечественного производства, инновационное развитие и интеграцию в мировую экономическую систему. Это, в свою очередь, способствует созданию устойчивой основы для долгосрочной стратегии развития легкой промышленности, призванной укрепить ее позиции и повысить качество жизни населения.

Библиографический список

1. Осипов М.Ю. Правовое регулирование как динамическая система: понятие, структура, функции: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

2. Недобывающая промышленность в новой реальности: состояние и перспективы развития. URL: https://delprof.ru/

3. Дорофеева А.М. Текстильная и легкая промышленность как сферы государственного регулирования // Будущее науки - 2020: сборник научных статей 8-й Международной молодежной научной конференции (Курск, Юго-Западный государственный университет, 21-22 апреля 2020 г.): в 5 т. Курск, 2020. Т. 5. С. 402-405.

4. Карпова М.А. Территориально-отраслевой аспект трансформации легкой промышленности // Цифровая экосистема экономики: сборник статей по итогам X Международной научно-практической онлайн-конференции (Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет, 27 апреля 2023 г.). Ростов н/Д, 2023. С. 193-197.

5. Генеральный директор торговой компании «Шанхай цзихэн» Лю Сяолун сообщил, что наибольшей популярностью в Китае в настоящее время пользуется продукция российского агропромышленного комплекса. URL: https://tass.ru/ ekonomika/17347303

6. Никитин Н.А. Факторы конкурентоспособности предприятий легкой промышленности в условиях цифровой экономики // Развитие региональной экономики: новые возможности роста: сборник научных статей Всероссийской научно-практичес-

56 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2024. Vol. 24. № 1

кой конференции (Самара, Самарский государственный экономический университет, 25 мая 2023 г.) / отв. ред. Е.А. Кандрашина, М.С. Гусева. Самара, 2023. С. 44-47.

7. Соглашение о Сотрудничестве между Французской ассоциацией производителей текстильного оборудования (UCMTF) и Российским союзом предпринимателей текстильной и легкой промышленности (СОЮЗЛЕГПРОМ). URL: https:// souzlegprom.ru

8. Меморандум о сотрудничестве между Российским союзом предпринимателей текстильной и легкой промышленности и Ассоциацией «УЗТЕКСТИЛЬПРОМ». URL: https://souzlegprom.ru

9. Об утверждении Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее реализации: приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 24 сентября 2009 г. № 853 (Текст приказа официально опубликован не был). URL: https://base.garant.ru/196394/

10. Президент утвердил перечень поручений по итогам совещания «О мерах по развитию легкой промышленности в Российской Федерации», состоявшегося 24 августа 2017 г. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/55579

11. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 10 июля 2023 г.) // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.

12. О внесении изменений в статьи 4 и 4.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»: Федер. закон от 26 июля 2017 г. № 207-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс Проф».

13. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февр. 1992 г. № 2300-1 (в ред. от 4 авг. 2023 г. // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.

14. Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности (с изм. и доп.): постановление Правительства РФ от 31 дек. 2019 г. № 1956 // СЗ РФ. 2020. № 2 (ч. II). Ст. 198; № 19. Ст. 2993.

15. Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства: постановление Правительства РФ от 30 апр. 2020 г. № 616 (в ред. от 10 янв. 2024 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс Проф»

16. Об утверждении Правил по охране труда при проведении работ в легкой промышленности: приказ от 16 нояб. 2020 г. № 780 н. URL: https://docs.cntd.ru/ document/573123739

17. Соглашение о сотрудничестве между Российским союзом предпринимателей текстильной и легкой промышленности и Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Ивановский государственный политехнический университет». URL: https://souzlegprom.ru/ru/dokumenty/ soglashemya-o-sotmdnichestve/2-uncategorised/2841-soglashenie-o-sotrudmchestve-me-zhdu-soyuzlegpromom-i-igpu.html

Вестник Поволжского института управления • 2024. Том 24. № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.