Научная статья на тему 'Социальная фрустрированность выпускников школ (юношей и девушек) в связи с их индивидуально-психологическими особенностями'

Социальная фрустрированность выпускников школ (юношей и девушек) в связи с их индивидуально-психологическими особенностями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
166
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРУСТРАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ФРУСТРИРОВАННОСТЬ / ВЫРАЖЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ / ЮНОШИ И ДЕВУШКИ / ВЫПУСКНИКИ / FRUSTRATION OF THE PERSONALITY / SOCIAL FRUSTRATION / RATE OF A SOCIAL FRUSTRATION OF THE PERSONALITY / YOUNG MAN AND GIRL / GRADUATES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Джанерьян С.Т., Астафьева И.Н.

В статье излагаются результаты исследования социальной фрустрированности личности выпускников юношей и девушек. Обобщены аспекты исследования фрустрации, обоснована возможность изучения социальной фрустрированности личности и эмпирические критерии ее выраженности. Эмпирически доказана обусловленность специфики выраженности социальной фрустрированности и социальной адаптации/дезадаптации, а также содержания ведущих фрустраторов в разных сферах их жизнедеятельности половой дифференциацией школьников. Установлено, что личностные особенности школьников избирательно усиливают выраженность их социальной фрустрированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Джанерьян С.Т., Астафьева И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная фрустрированность выпускников школ (юношей и девушек) в связи с их индивидуально-психологическими особенностями»

Джанерьян С.Т.1, Астафьева И.Н.2 ©

1Доктор психологических наук, профессор;

2кандидат психологических наук, преподаватель.

Южный федеральный университет

СОЦИАЛЬНАЯ ФРУСТРИРОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ (ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК) В СВЯЗИ С ИХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ

ОСОБЕННОСТЯМИ

Аннотация

В статье излагаются результаты исследования социальной фрустрированности личности выпускников - юношей и девушек. Обобщены аспекты исследования фрустрации, обоснована возможность изучения социальной фрустрированности личности и эмпирические критерии ее выраженности. Эмпирически доказана обусловленность специфики выраженности социальной фрустрированности и социальной адаптации/дезадаптации, а также содержания ведущих фрустраторов в разных сферах их жизнедеятельности половой дифференциацией школьников. Установлено, что личностные особенности школьников избирательно усиливают выраженность их социальной фрустрированности.

Ключевые слова: фрустрация личности, социальная фрустрированность, выраженность социальной фрустрированности личности, юноши и девушки, выпускники.

Keywords: frustration of the personality, social frustration, rate of a social frustration of the personality, young man and girl, graduates.

Г лобальные метаморфозы, происходящие в современном мире, приводят к появлению ощущения нестабильности, смятения в социуме. Особенно тяжело неуверенность в завтрашнем дне переживается в узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь личности. Период окончания школы связан с необходимостью принятия решений, связанных с жизненным и профессиональным самоопределением выпускника. Наличие широкого спектра целей, касающихся образования, профессии, социального окружения и т.д. с одной стороны, и отсутствие необходимых ресурсов для их реализации с другой, может привести к появлению фрустрированности, и, как следствия, дезадаптации школьников.

В научно-психологической литературе фрустрация трактуется как психическое состояние [1]; акт блокирования [2] поведения, направленного на достижение значимой цели; цепь разнокачественных образований: «цель-желание - фрустрирующая ситуация -личность - защитное поведение» [3]; тип жизненной ситуации, становящейся критической при непреодолимой трудности на пути мотивоособразных целей [4]; отражаемый субъектом срыв деятельности по типу психологического дистресса [5].

Субъектом фрустрации является личность, несмотря на то, что в основе фрустрации могут лежать значимые, но не реализованные разноуровневые (в том числе, неличностные) потребности, мотивы и ценности. Мы разделяем точку зрения [3], согласно которой фрустрирующая ситуация есть разновидность жизненной, в частности, проблемной, социальной по происхождению ситуации, приводящей к блокаде удовлетворения потребностей, крушению надежд и планов личности. Она создается субъективно самоочевидными, непреодолимыми материальными и идеальными преградами или фрустраторами, блокирующими достижение поставленной цели [4]. Фрустрирование

© Джанерьян С.Т., Астафьева И.Н., 2015 г.

личности означает процесс, развертывающийся в психике с началом воздействия фрустратора, а фрустрированность личности - ее психическое состояние, возникающее в результате фрустрирования [3]. Мы полагаем, что фрустрированность личности, допуская измерение, отражает интенсивность выраженности фрустрации, подтвержденной

выраженными негативными эмоциональными оценками и показателями адаптации-дезадаптации личности. В контексте критической жизненной ситуации социальных субъектов, она рассматривается как социально детерминированная ситуация невозможности (разрыв между мотивом деятельности и ее результатом) удовлетворения субъектом общезначимых социально-психологических потребностей, ценностей, что сопровождается возникновением негативных эмоций. Она имеет свои детерминанты (мета-, интра- и интерпространство социального субъекта), группы социально-психологических фрустраторов, отражающих базовые потребности личности, стадии развития, проявляется в снижении социальной адаптации, характерна для периодов исторического обновления общества [5].

В трактовке социальной фрустрации как комплекса переживаний и отношений личности в ответ на действие фрустраторов, связанных с системой жизненных целей, ценностей, индивидуальным опытом, акцентируется внимание на диссонансе между ожиданиями, смыслами, ценностями субъекта и возможностями их реализации, на опосредованности социальных фрустраторов принадлежностью субъекта к этнической группе и его личностно-регуляторными особенностями.

В общем плане социальный субъект испытывает социальную фрустрацию, детерминированную экономическими, социально-политическими отношениями, единое по охвату общее травмирующее воздействие в силу блокирования потребностей и ценностей, что приводит к снижению его социальной адаптации. Выраженность социальной фрустрации подкрепляется статистикой суммированных ответов на социально-психологические фрустраторы. Это предполагает возможность фиксации социальной фрустрированности личности, которая рассматривается нами как индивидуально-личностная форма проявления социальной фрустрации, возникающая при блокировании реализации личностно значимых потребностей, мотивов и ценностей под влиянием суммарно действующих

интерперсональных и интраперсональных факторов, сопровождающаяся высокой неудовлетворенностью личности и снижением ее социальной адаптации.

В последнее время активизировались психологические исследования фрустрированности студентов [7; 8], представителей социо- и несоциономических

профессий (Мещерина Н.Г., Власова О.Г., Банщикова Т.Н; Майсак Н.В., Яковец Д.А.) и т.п. В меньшей степени изучены особенности фрустрированности мужчин и женщин, представителей молодежи в возрастном интервале от 14 до 30 лет.

Результаты постоянного мониторинга особенностей фрустрированности выпускников представляет ценность для выстраивания адекватной государственной молодежной политики.

В настоящей статье излагаются результаты исследования, выполненного на кафедре психологии личности Академии Психологии и Педагогики ЮФУ в рамках инициативной научно-исследовательской темы: «Социальная фрустрированность личности представителей городской молодежи Южного федерального округа: факторы, детерминанты, типы, стратегии совладания».

Цель: установить выраженность социальной фрустрированности личности у

школьников - юношей и девушек - в связи с их индивидуально-психологическими особенностями.

Методы исследования: опрос; тестирование (опросник Социальной

фрустрированности Л.И. Вассермана, Б.В. Иовлева, М.А. Беребина; методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса, Р.Даймонда; Фактор Q4 «расслабленность-напряженность» 16Pf теста Р. Кеттелла; статистические методы. Выраженность фактора Q4 16Pf теста Р. Кеттелла напрямую связана с измерением сильного

раздражения личности при наличии незначительного препятствия, отражая личностную фрустрированность.

Объект исследования: школьники г. Ростова-на-Дону (50 учащихся 10-классов общеобразовательной школы).

Эмпирическими критериями выраженности социальной фрустрированности личности выступали высокие значения и взаимосвязь показателей фрустрированности под влиянием внешних (интерперсональных) и внутренних (интраперсональных) фрустраторов, взаимосвязь показателей фрустрированности (ведущих фрустраторов) и показателей социальной адаптации/дезадаптации личности.

В качестве внешних (интерперсональных) фрустраторов рассматривалась удовлетворенность взаимоотношениями в Семье, Социальном окружении, Образовании-Профессии, Экономической сфере; в качестве внутренних (интраперсональных) фрустраторов - Индивидные характеристики (физическое состояние, эмоциональное состояние, работоспособность, образ жизни). В сфере Семья школьники оценивали только удовлетворенность взаимоотношениями с родителями и родственниками, в сфере Образование-Профессия - удовлетворенность уровнями образования и подготовленности.

По результатам статистической обработки результатов рассчитывались очень низкие (<1,65), низкие (>1,65 и <2,06), высокие (>=2,06 <2,45)и очень высокие (>=2,45) балльные показатели общей (среднее значение выраженности фрустрированности для всех сфер жизнедеятельности) и парциальной (среднее значение выраженности фрустрированности в каждой из сфер жизнедеятельности) фрустрированности. Эмпирическими критериями выраженности социальной фрустрированности личности выступали высокие значения и взаимосвязь показателей фрустрированности под влиянием внешних (интерперсональных) и внутренних (интраперсональных) фрустраторов, взаимосвязь показателей

фрустрированности (ведущих фрустраторов) и показателей социальной

адаптации/дезадаптации личности.

Процентное распределение респондентов ( % отношение респондентов с той или иной выраженностью фрустрированности к общему числу респондентов данной групп) с разной выраженностью фрустрированности дифференцируется в зависимости от пола (Табл. 1).

Таблица 1

Процентное соотношение респондентов- юношей и девушек - с различной выраженностью

социальной фрустрированности

Респонденты Очень низкие Низкие Высокие Очень высокие

показатели показатели показатели показатели

Девушки 21,3 57,3 7,1 14,3

Юноши 63,6 27,3 9,1 нет

Исходя из представленных в таблице 1 данных, можно сделать вывод о том, что имеет место тенденция к большей фрустрированности девушек по сравнению с юношами.

В зависимости от пола респондентов содержательно различаются ведущие парциальные фрустраторы (Табл. 2).

Таблица 2

Ведущий фрустратор в различных сферах жизни девушек и юношей

Респонден ты Ведущий фрустратор в разных сферах жизни

Семья Соц. Окруж Образов.- Профессия Эконом сфера Индивид. характ

Девушки Родители Друзья Образование Проведение свободного времени Эмоциональное состояние

Юноши Родственники Одноклассн ики Образование Матер положение Физическое состояние

С учетом общей низкой выраженности социальной фрустрированности, характера взаимосвязей между ведущими парциальными фрустраторами и между каждым из них и показателями социальной адаптации можно говорить о наличии у школьников независимо от их пола отдельных ситуаций затрудненности, порождающих, преимущественно ситуативную реакцию на увеличение дистанции до цели. У девушек-школьниц зафиксированы очень низкие и низкие значения общей и парциальной фрустрированности, установлена взаимосвязь между выраженностью отдельных ведущих интерперсонального (Эмоциональное состояние) и интерперсонального (Друзья) фрустраторов (r= - 0,59), а также между первым и показателем социальной адаптации (r= - 0,66). Иначе говоря, рост неудовлетворенности собственным состоянием, отмечаемый у школьниц со сниженной адаптированностью, компенсируется ростом удовлетворения взаимоотношениями с друзьями. У юношей-школьников также зафиксированы очень низкие и низкие значения общей и парциальной фрустрированности, отсутствие (не установлено) взаимосвязей между выраженностью ведущих фрустраторов, а также взаимосвязей между выраженностью каждого из них и показателями социальной адаптации.

В целом полученные результаты свидетельствуют об очень низкой и низкой социальной фрустрированности школьников, однако, ее индивидуальная выраженность и содержание ведущих парциальных фрустраторов (за исключением фрустратора в сфере образование-профессия) различаются в зависимости от пола школьников. Девушки по сравнению с юношами демонстрируют более высокие значения фрустрированности в сферах семьи и индивидных характеристик, преимущественно неудовлетворенны собственным Эмоциональным состоянием. Фрустрирующее действие последнего компенсируется удовлетворительными взаимоотношениями с друзьями. На показатели общей

фрустрированности девушек-школьниц (R2=0,694) влияют низкие показатели ведомости, материальной удовлетворенности и непринятия себя, самооценки здоровья, а также высокие показатели эмоционального дискомфорта (ведущий).

На показатели общей фрустрированности юношей-школьников (R2=0,99) влияют низкие показатели ведомости, внутреннего и внешнего контроля, самооценок состояния здоровья и удовлетворенности уровнем доходов, а также высокие показатели непринятия себя (ведущий). Иначе говоря, повышенную индивидуальную фрустрированность демонстрируют девушки-школьницы, склонные затаивать негативные эмоциональные переживания, и юноши-школьники с выраженным негативным самоотношением.

Таким образом, половая дифференциация школьников обусловливает специфику выраженности социальной фрустрированности и социальной адаптации/дезадаптации, а также содержание ведущих фрустраторов в разных сферах их жизнедеятельности. Личностные особенности школьников избирательно усиливают выраженность их социальной фрустрированности.

Литература

1. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний //Вопросы психологии. 1967. №6. - С. 36-42.

2. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1997. - 684с.

3. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии. - 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 368с.

4. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200с.

5. Ермолаева Л.И. Фрустрация как социально-психологический феномен: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1993.-23с.

6. Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И Виды идеалов образа жизни личности городской учащейся молодежи: поло-гендерный аспект //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 5. - С. 146-157.

7. Angela M. Young Frustration-Instigated Career Decisions: A Theoretical Exploration of the Role of Frustration in Career Decisions / Human Resource Development Review, September 2009; vol. 8, 3: pp. 281-299., first published onAugust 13, 2009.

8. Anna Zajenkowska, Marcin Zajenkowski, Konrad S. Jankowski The relationship between mood experienced during an exam, proneness to frustration and neuroticism / Learning and Individual Differences, Volume 37, January 2015, Pages 237-240.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.