Научная статья на тему 'Особенности социальной фрустрированности личности студентов вуза и работающих молодых людей'

Особенности социальной фрустрированности личности студентов вуза и работающих молодых людей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
654
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРУСТРАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ФРУСТРИРОВАННОСТЬ / ВЫРАЖЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / РАБОТАЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / FRUSTRATION OF THE PERSONALITY / SOCIAL FRUSTRATION / EXPRESSIVENESS OF A SOCIAL FRUSTRATION OF THE PERSONALITY / STUDENTS OF HIGHER EDUCATION SCHOOL AND WORKERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И., Астафьева И.Н.

В статье излагаются результаты исследования социальной фрустрированности личности студентов ВУЗа и работающих молодых людей г.Ростова-на-Дону. Предложены эмпирические критерии определения выраженности социальной фрустрированности: высокие значения и взаимосвязь показателей фрустрированности под влиянием внешних (интерперсональных) и внутренних (интраперсональных) фрустраторов, взаимосвязь показателей фрустрированности и показателей социальной адаптации личности. Эмпирически доказаны различия в выраженности социальной фрустрированности у студентов и работающих представителей разных профессий, получающих дополнительное образование в ВУЗе. Установлены ведущие фрустраторы личности в каждой из рассматриваемых групп молодых людей, выделены индивидуально-психологические особенности, влияющие на выраженность социальной фрустрированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И., Астафьева И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социальной фрустрированности личности студентов вуза и работающих молодых людей»

Джанерьян С.Т.1, Г воздева Д.И.2, Астафьева И.Н.3 ©

1 Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии личности;

2кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности; 3кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии личности. Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, Ростов-на-Дону

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ФРУСТРИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗа И РАБОТАЮЩИХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

Аннотация

В статье излагаются результаты исследования социальной фрустрированности личности студентов ВУЗа и работающих молодых людей г.Ростова-на-Дону. Предложены эмпирические критерии определения выраженности социальной фрустрированности: высокие значения и взаимосвязь показателей фрустрированности под влиянием внешних (интерперсональных) и внутренних (интраперсональных) фрустраторов, взаимосвязь показателей фрустрированности и показателей социальной адаптации личности. Эмпирически доказаны различия в выраженности социальной фрустрированности у студентов и работающих представителей разных профессий, получающих дополнительное образование в ВУЗе. Установлены ведущие фрустраторы личности в каждой из рассматриваемых групп молодых людей, выделены индивидуально-психологические особенности, влияющие на выраженность социальной фрустрированности.

Ключевые слова: фрустрация личности, социальная фрустрированность, выраженность социальной фрустрированности личности, студенты ВУЗа, работающие субъекты.

Keywords: frustration of the personality, social frustration, expressiveness of a social frustration of the personality, students of higher education school and workers.

В настоящей статье излагаются результаты исследования, выполненного на кафедре психологии личности Академии Психологии и педагогики ЮФУ в рамках инициативной научно-исследовательской темы: «Социальная фрустрированность личности представителей городской молодежи Южного федерального округа: факторы, детерминанты, типы, стратегии совладания».

Молодые люди - студенты ВУЗов и уже работающие - являются активными и относительно самостоятельными субъектами собственной жизнедеятельности,

стремящимися самореализоваться в разных жизненных сферах и воплотить свои желания, мечты и идеалы. В качестве одного из ориентиров осуществления реальной жизни выступает идеал образа жизни молодых людей, который напрямую обусловливает построение их жизненного пути [1]. Однако реализация выбранного пути не проходит гладко - активно вступая в разнообразные социальные взаимоотношения, молодые люди вынужденно сталкиваются с рядом факторов, препятствующих достижению желаемых целей и удовлетворению важных для личности потребностей, т. е. выступающих в качестве фрустрирующих. Фрустрирующие факторы или «фрустраторы» выступают как

непреодолимое для человека препятствие или аспект фрустрирующей ситуации, блокирующие достижение поставленной цели. C началом воздействия фрустратора запускается развертывающийся в психике процесс фрустрирования личности, а фрустрированность личности - ее психическое состояние, возникающее в результате фрустрирования [6]. Фрустрированность личности может быть вызвана диссонансом между ожиданиями, смыслами, ценностями субъекта и возможностями их реализации, связанными с социальными фрустраторами, значимость которых обусловлена принадлежностью

© Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И., Астафьева И.Н., 2015 г.

субъекта к этнической группе и его личностно-регуляторными особенностями [5]. В данном случае речь идет о социальной фрустрации, которая понимается как социально детерминированная критическая ситуация в жизни социальных субъектов, ситуация невозможности (разрыв между мотивом деятельности и ее результатом) удовлетворения субъектом общезначимых социально-психологических потребностей, ценностей, что сопровождается возникновением негативных эмоций [3], что не исключает возможности изучения ее закономерностей применительно к личности как субъекту социальной фрустрации, выражаемой не в коллективном переживании трудностей и едином типе социального поведения, а в индивидуально-типичной для конкретной личности форме.

Социальная фрустрация личности рассматривается нами как индивидуальноличностная форма проявления социальной фрустрации, возникающая при блокировании реализации личностно значимых потребностей, мотивов и ценностей под влиянием суммарно действующих интерперсональных и интраперсональных факторов, сопровождающаяся высокой неудовлетворенностью личности и снижением ее социальной адаптации.

Будучи наиболее социально активной частью современного общества молодые люди оказываются наиболее чувствительны к фрустрирующим ситуациям в разных сферах жизни - экономической сфере, досуге, занятости, межличностном общении и т.п., что неоднократно подтверждалось в исследованиях [4, 8]. Кроме того, большинство молодых людей желают вести собственную предпринимательскую деятельность, что предполагает наличие определенных личностных свойств и психологической готовности к этому [2]. Необходимость самостоятельность справляться с возникающими трудностями, вырабатывать отношение к ним и способы действия в сложных ситуациях активизирует самосознание молодых людей, способствует проявлению определенных личностных свойств, помогающих справиться с ситуацией. В связи с этим актуальным направлением психологических исследований становится изучения особенностей социальной фрустрированности молодежи в её обусловленности их индивидуально-личностными особенностями.

Цель: установить выраженность и факторы социальной фрустрированности личности у представителей городской учащейся молодежи - студентов ВУЗа и работающих представителей разных профессий, получающих дополнительное образование в ВУЗе - в связи с их личностными особенностями.

Методы исследования: опрос (анкета для оценки социально-демографического, физического (состояния здоровья) и экономического (уровень дохода, материальной зависимости, удовлетворенности материальным благосостоянием) статуса респондентов); тестирование (опросник Социальной фрустрированности Л.И. Вассермана, Б.В. Иовлева, М.А. Беребина; методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса, Р. Даймонда; Фактор Q4 «расслабленность-напряженность» 16Pf теста Р. Кеттелла; статистические методы (множественная линейная регрессия (R2, p<0,01), критерии Шапиро-Уилка, коэффициент ранговой корреляции Спирмена (r, p<0,05), процедура

квартилирования, биномиальное распределение). Выраженность фактора Q4 16Pf теста Р. Кеттелла напрямую связана с измерением сильного раздражения личности при наличии незначительного препятствия, отражая личностную фрустрированность. Методика диагностики интегральной социальной адаптированности расценивается как адекватный инструментарий для изучения испытываемых трудностей [7].

Объект исследования: студенты вуза (137 чел.) и работающие представители разных профессий, получающие дополнительное образование в вузе (55 чел.) г.Ростова-на-Дону.

В качестве внешних (интерперсональных) фрустраторов рассматривались

удовлетворенность взаимоотношениями в Семье, Социальном окружении, Образовании-Профессии, Экономической сфере; в качестве внутренних (интраперсональных) фрустраторов - Индивидные характеристики (физическое состояние, психоэмоциональное состояние, работоспособность, образ жизни). В сфере Семья студенты оценивали только удовлетворенность взаимоотношениями с родителями и родственниками.

По результатам статистической обработки результатов рассчитывались очень низкие (<1,65), низкие (>1,65 и <2,06), высокие (>=2,06 <2,45)и очень высокие (>=2,45) балльные показатели общей (среднее значение выраженности фрустрированности для всех сфер жизнедеятельности) и парциальной (среднее значение выраженности фрустрированности в каждой из сфер жизнедеятельности) фрустрированности. (Табл. №1).

Таблица 1

Показатели общей и парциальной фрустрированности в различных сферах жизни молодых

людей

Респонденты Показатели парциальной фрустрированности в разных сферах жизни Общий показат. фрустр.

Семья Соц. окруж. Образова- ние- Профессия Эконом сфера Инди-вид. характ.

Студенты 1,82 1,98 2,28 2,25 2,36 2,13

Работающие 1,99 1,98 2,36 2,69 2,27 2,26

Эмпирическими критериями выраженности социальной фрустрированности личности выступали высокие значения и взаимосвязь показателей фрустрированности под влиянием внешних (интерперсональных) и внутренних (интраперсональных) фрустраторов, взаимосвязь показателей фрустрированности (ведущих фрустраторов) и показателей социальной адаптированности личности.

Процентное распределение респондентов (в % отношение респондентов с той или иной выраженностью фрустрированности к общему числу респондентов данной группы) с разной выраженностью фрустрированности дифференцируется в зависимости от социального статуса молодых людей (Табл. №2).

Таблица 2

Процентное соотношение респондентов с различной выраженностью социальной

фрустрированности

Респонденты Очень низкие Низкие Высокие Очень высокие

показатели показатели показатели показатели

Студенты 18,3 29,9 19,7 32,1

Работающие 14,5 27,2 20,1 38,2

По мере включенности молодых людей во все более широкий контекст социальных жизненных отношений отмечается увеличение их фрустрированности, пик которой приходятся на 20 лет. Значения показателей общей фрустрированности свидетельствуют о поляризованности студентов на высоко и низко фрустрированных и о тенденции к доминированию высоко фрустрированных субъектов среди работающих молодых людей. Содержательно различаются ведущие фрустраторы (Табл. №3).

Таблица 3

Ведущий фрустратор в различных сферах жизни для студентов и работающих

Респонденты Ведущий фрустратор в разных сферах жизни

Семья Соц. Окруж Образование- Профессия Эконом. сфера Индивид. характ

Студенты родител и противоположный пол проф. деятельность мат. полож; провед. свободного времени психоэмоц. сост.

Работающие родител и коллеги проф. деятельность Жил.- бытовые условия работоспо- собность

Были установлены следующие закономерности:

1) и у студентов, и у работающих молодых людей отмечается взаимосвязанность показателей ведущих фрустраторов, однако у работающих молодых людей эта взаимосвязанность выражена менее тесно (Рис. №1);

РАБОТАЮЩИЕ ^ ПП

СТУДЕНТЫ

Рисунок 1. Взаимосвязь (значения г) показателей выраженности ведущих фрустраторов у работающих и студентов

Условные обозначения:

К - коллеги Р - родители

PC - работоспособность ПП - противоположный пол МП - материальное положение ЖБУ - жилищно-бытовые условия СВ - проведение свободного времени ПЭС - психоэмоциональное состояние ПД- профессиональная деятельность

2) у студентов выраженность каждого из фрустраторов (кроме фрустратора - досуг) сопровождается сниженными показателями общей адаптированности, а у работающих молодых людей показатели общей адаптированности связаны с такими фрустраторами, как коллеги, профессиональная деятельность, работоспособность (Табл. №4).

Таблица 4

Значения коэффициентов корреляции (р<0,01) между выраженностью ведущих фрустратов и общей адаптированности студентов и работающих респондентов

Респонденты Роди тели Против. пол Колл еги Проф. деятель- ность Матер. поло- жение Психоэм. состояние Работоспо- собность

Студенты -0,18 -0,26 нет -0,18 -0,19 -0,417 нет

Работающие нет нет -0.34 -0,26 нет нет -0,46

В каждой из указанных групп респондентов зафиксирована выраженная фрустрированность и наличие значительного числа высоко фрустрированных субъектов. Далее анализировались ведущие фрустраторы, отмечаемые высоко фрустрированными студентами и работающими молодыми людьми.

Высоко фрустрированные студенты (преимущественно женщины) не удовлетворены материальным положением (наибольший вклад), взаимоотношениями с родителями, собственным физическим состоянием (R2=0,678). В целом, студенческая выборка характеризуется высокой выраженностью социальной фрустрированности, пик которой приходится на 20-летний возраст респондентов; суммированностью внешних (сферы Семья, Социальное окружение, Профессия-Образование) и внутренних (Индивидные

характеристики) фрустраторов; выраженной фрустрированностью тех субъектов, которые не удовлетворены материальным положением, взаимоотношениями с родителями, собственным физическим состоянием. Интерес представляют данные о выбранной сфере профессии, не удовлетворяющей студентов вуза, что ставит под сомнение желание выпускников строить соответствующую профессиональную карьеру.

Результаты изучения влияния индивидных (физический и социально-экономический статус) и личностных (личностные черты - напряженность, особенности самосознания) черт на показатели общей фрустрированности респондентов свидетельствуют о том, что социальная фрустрированность, обусловленная влиянием суммированного действия

интерперсональных (неудовлетворенность взаимоотношениями в семье, в социальном окружении, образовании, экономической сфере) - и интраперсонального

(психоэмоциональное состояние) фрустраторов, характерна для студентов с выраженным эмоциональным дискомфортом.

Высоко фрустрированные работающие молодые люди (преимущественно женщины, общий стаж работы 9,8 лет, средний возраст 31 год) фрустрированы особенностями профессиональной деятельности (наибольший вклад), полученным профессиональным образованием и взаимоотношениями с представителями противоположного пола (R2=0,927). В целом, выборка работающих молодых людей также характеризуется высокой выраженностью социальной фрустрированности, пик которой отмечается у 31-летних женщин, под воздействием внешних (Социальное окружение, Образование-Профессия) и внутренних (Индивидные характеристики) фрустраторов; выраженной фрустрированностью тех субъектов, которые не удовлетворены выбранной профессией, полученным профессиональным образованием и взаимоотношениями с представителями противоположного пола.

Результаты изучения влияния индивидных (физический и социально-экономический статус) и личностных (личностные черты - напряженность, особенности самосознания) черт на показатели общей фрустрированности респондентов свидетельствуют о том, что наиболее выраженная социальная фрустрированность, обусловленная влиянием интерперсональных (неудовлетворенность взаимоотношениями с социально-профессиональным окружением и выбранной профессией) и интраперсонального (работоспособность) фрустраторов характерна для работающих респондентов, характеризующихся низкими самооценками материального положения.

Полученные закономерности можно оценить и с точки зрения содержания ведущих фрустраторов, блокирующих удовлетворение разноуровневых потребностей человека как биологического, социального индивида и личности. У высоко фрустрированных студентов выраженность их социальной фрустрированности отражает блокирование потребностей физиологического комфорта, любви, и, в первую очередь, потребности в безопасности, тогда как у высоко фрустрированных работающих молодых людей - потребности в любви, и, прежде всего, потребности в признании. Подтверждение данного предположения составит перспективу нашего исследования.

Выводы. Результаты проведенного исследования свидетельствуют об

обусловленности особенностей социальной фрустрированности статусными особенностями респондентов. Абсолютные общие показатели социальной фрустрированности студентов и работающих молодых людей, в целом находятся в интервале высоких значений и обнаруживают тенденцию к росту по мере включенности респондентов в более широкий контекст социальных жизненных отношений, достигая эмпирического максимума (высокие значения) у работающих молодых людей, неудовлетворенных профессиональной сферой. Пики выраженности социальной фрустрированности у студентов и работающих молодых людей, приходятся, соответственно, на 20 лет и 31 год. Для студентов, в отличие от работающих молодых людей, характерна более тесная взаимосвязанность ведущих фрустраторов и большее количество фрустраторов, приводящих к снижению социальной адаптированности. Выраженность социальной фрустрированности обусловлена разными личностными особенностями субъектов: у студентов обусловлена их выраженным

эмоциональным дискомфортом, а у работающих молодых людей - их низкими самооценками материального положения.

Индивидуальную вариативность содержания ведущих фрустраторов в каждой из сфер жизнедеятельности, а также специфику личностных особенностей высоко фрустрированных молодых людей целесообразно учитывать в конструировании избирательных стратегий психолого-педагогической работы в ВУЗе и разработке мероприятий психологического сопровождения сотрудников организаций.

Литература

1. Джанерьян С.Т., Гвоздева Д.И Виды идеалов образа жизни личности городской учащейся молодежи: поло-гендерный аспект //Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2011. - № 5. - С. 146-157.

2. Джанерьян С.Т., Солдатова И.А. Психологическая готовность студентов-выпускников ЮФУ к предпринимательской деятельности // Наука и образование; хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2012. №2 (21). С. 12-17.

3. Ермолаева Л.И. Фрустрация как социально-психологический феномен: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1993.-23с.

4. Майсак Н.В., Яковец Д.А.Социальная фрустрация как условие дезадаптации и предиктор девиантности специалиста // Фундаментальные исследования. - 2013. - №10. Ч. 8. - С. 1830-1837.

5. Мещерина Н.Г., Власова О.Г., Банщикова Т.Н. Личностные и кросс-культурные факторы социальной фрустрированности педагогов // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11. -С.438-443.

6. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии. - 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 368с.

7. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. -2004. - №1. - С. 43-56.

8. Пфетцер С.А., Зеленин А.А., Яницкий М.С. Политическое участие и политические ценности молодежи российской провинции. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2014. - 143с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.