Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9
Бердин Радмир Дамирович, студент факультета психологии БашГУ, г. Уфа, РФ, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНАЯ ФРУСТРИРОВАННОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ДЕТЕРМИНАНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ СОЦИОФОБИИ
Аннотация
В статье говорится о проблеме социальной фрустрированности, которая рассматривается в качестве одного из факторов формирования признаков социальной фобии, в частности, среди подросткового поколения.
Ключевые слова
Социальная фрустрированность, фрустрация, социальная фобия, социализация, подростки.
Важнейшей частью процесса становления полноценной личности является ее социализация. В силу разных причин данный процесс может протекать со значительными трудностями, которые впоследствии могут привести к развитию дисгармоничной личности, что может выражаться в наличии у человека признаков социальной фобии.
Социальная фобия определяется как боязнь одной или более ситуаций, при которых индивидуум подвергается возможному внимательному наблюдению со стороны окружающих и испытывает страх сделать что-либо, что вызовет у него чувство унижения или замешательство [4]. Особую группу риска составляют подростки, которые по причине возрастных особенностей наиболее подвержены возникновению данного недуга.
В качестве одной из возможных причин возникновения признаков социальной фобии у представителей подросткового поколения мы рассматриваем социальную фрустрированность, которая может являться пусковым механизмом для дальнейшего развития социофобии.
Фрустрация представляет собой психическое состояние переживания неудачи, которое обусловливается невозможностью удовлетворения каких-либо потребностей, и возникает при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели; она может рассматриваться как одна из форм психологического стресса и проявляться в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, отчаянии; при этом с существенным снижением эффективности деятельности [3]. Подобные ситуации часто сопровождают подростков, для которых любое событие, которое связано с несовпадением ожидаемого и действительного, может являться причиной возникновения определенных проблем, впоследствии влияющих, так или иначе, на их самооценку, например по причине проигрыша в важном для подростка конкурсе, или из-за получения плохой оценки, что в дальнейшем может начать вызывать боязнь совершать любое подобное действие [1, с. 108].
Как отмечают исследователи, возникновение фрустрации обусловлено не только объективной ситуацией, но также зависит от особенностей личности, т.е. высокая самооценка и связанный с ней завышенный уровень притязаний приводят к столкновению реальных возможностей человека и трудности тех задач, которые он перед собой опрометчиво ставит [5]. Таким образом, риск возникновения социальной фобии возрастает при наличии у подростка завышенной самооценки и высокого уровня притязаний, которые при неудаче в каком-либо виде деятельности могут вызвать сильнейшую фрустрацию, что может привести к тому, что в дальнейшем человек будет избегать подобных ситуаций.
Основным фактором, который является причиной отнесения подростков в группу риска по возможному возникновению признаков социальной фобии, связанных с пережитыми фрустрационными событиями, является особенность их возрастного периода. Дарвиш О. Б. приводит слова С. Холла, который указывал на противоречивость поведения подростка, к примеру, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.; как отмечал В. И. Слободчиков, в ходе перестройки организма подростка может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия; многие начинают чувствовать себя неуклюжими, неловкими, появляются обеспокоенность внешним видом, низким (мальчикам), высоким (девочки) ростом и т. п. [2, с. 118].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальная фрустрированность в ряде случаев действительно может служить причиной развития признаков социальной фобии у подростков, что обусловлено, в том числе, особенностями их возрастного периода.
Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»
№4/2015
ISSN 2410-700X
Список использованной литературы:
1. Давтян В. Г., Бердин Р. Д. Особенности проявлений и причины возникновения признаков социальной фобии у подростков // Личность в изменяющихся социальных условиях: сборник статей II Международной научно-практической конференции. Красноярск, 6-8 ноября 2013 года / Е.В. Гордиенко (отв. ред.); ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2013. - С. 107-111.
2. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. Е. Клочко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.: ил.
3. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест, 1998.
4. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.
5. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2005.
© Р. Д. Бердин, 2015.
УДК 1
Шаховская Ирина Владимировна
доцент кафедры дизайна ИСТиД СКФУ, г. Пятигорск, РФ
реШпа1967@тай .ги
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНТЕРЬЕРОВ
Аннотация
Статья посвящена психологическим аспектам в проектировании жилой среды, принципам предпроектного анализа и колористического решения интерьеров.
Ключевые слова психология, дизайн среды, интерьер.
Дизайн самый молодой из искусств, ему не более 100 лет. Рожден от слияния науки, техники, новых технологий и искусства. Судьба продукта дизайнерского искусства кратковременна и печальна, так как не имеет прошлого и будущего, только настоящее. Но назначение его настолько значимо и всеобъемлюще, что переоценить его трудно. Создание среды обитания человека и посредством среды формируется мировоззрение, самоощущение, адекватность, социальность и еще множества, и множества факторов, которые формируются дизайном.
Дизайнер, помимо профессиональных знаний должен иметь хотя бы основы знаний в различных областях человеческой деятельности: истории, современных точных науках, политологии, экономике, технике и технологиях, и как одно из самых совершенно необходимых - психологии.
Пушкин, который всегда прав, сказал, любить человечество в целом гораздо проще, чем любить отдельно взятого человека. По этой причине проще проектировать средовое пространство для большого количества людей: супермаркеты, промышленные объекты, развлекательные и спортивно-оздоровительные центры, которые, прежде всего, несут функциональную нагрузку. Личность попадает в поток сформированного процесса. Индивидуальность, как отдельно взятая единица, становится модульным элементом структуры - человек и пространственная среда.
Совсем другое дело, когда дизайнер приступает к проектированию жилой среды. Здесь без психологии не обойтись. В данной статье не будем останавливаться на анализе формирования интерьеров от пещер древних людей и на всем протяжении истории человечества в разных странах и у разных народов. Не тот формат.
Остановимся на коротком временном отрезке последних 20 - 30 лет в России. Когда мы перешли от типовых домов, типовых квартир, типовой мебели, посуды, телевизоров, ковров к индивидуальному проектированию жилища.
Так что же такое дом для человека? Есть очень хорошее упражнение для студентов 1 курса -«ассоциация наоборот». Очень интересное для понимания сути вещей. Если взять обыкновенный чайник и по ассоциативному ряду раскрутить его до начальной точки, в результате останутся вода и огонь. Жилища, по этой системе - защита. Скорлупа яйца, раковина для улитки и т.д. Дом для человека такая же неотъемлемая часть. Так от чего же защищается человек? От своих установок, комплексов, неуверенности.