Научная статья на тему 'Психологические основы в проектировании интерьеров'

Психологические основы в проектировании интерьеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
706
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические основы в проектировании интерьеров»

Список использованной литературы:

1. Давтян В. Г., Бердин Р. Д. Особенности проявлений и причины возникновения признаков социальной фобии у подростков // Личность в изменяющихся социальных условиях: сборник статей II Международной научно-практической конференции. Красноярск, 6-8 ноября 2013 года / Е.В. Гордиенко (отв. ред.); ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2013. - С. 107-111.

2. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. Е. Клочко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.: ил.

3. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест, 1998.

4. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.

5. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2005.

© Р. Д. Бердин, 2015.

УДК 1

Шаховская Ирина Владимировна

доцент кафедры дизайна ИСТиД СКФУ, г. Пятигорск, РФ

реШпа1967@тай .ги

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНТЕРЬЕРОВ

Аннотация

Статья посвящена психологическим аспектам в проектировании жилой среды, принципам предпроектного анализа и колористического решения интерьеров.

Ключевые слова психология, дизайн среды, интерьер.

Дизайн самый молодой из искусств, ему не более 100 лет. Рожден от слияния науки, техники, новых технологий и искусства. Судьба продукта дизайнерского искусства кратковременна и печальна, так как не имеет прошлого и будущего, только настоящее. Но назначение его настолько значимо и всеобъемлюще, что переоценить его трудно. Создание среды обитания человека и посредством среды формируется мировоззрение, самоощущение, адекватность, социальность и еще множества, и множества факторов, которые формируются дизайном.

Дизайнер, помимо профессиональных знаний должен иметь хотя бы основы знаний в различных областях человеческой деятельности: истории, современных точных науках, политологии, экономике, технике и технологиях, и как одно из самых совершенно необходимых - психологии.

Пушкин, который всегда прав, сказал, любить человечество в целом гораздо проще, чем любить отдельно взятого человека. По этой причине проще проектировать средовое пространство для большого количества людей: супермаркеты, промышленные объекты, развлекательные и спортивно-оздоровительные центры, которые, прежде всего, несут функциональную нагрузку. Личность попадает в поток сформированного процесса. Индивидуальность, как отдельно взятая единица, становится модульным элементом структуры - человек и пространственная среда.

Совсем другое дело, когда дизайнер приступает к проектированию жилой среды. Здесь без психологии не обойтись. В данной статье не будем останавливаться на анализе формирования интерьеров от пещер древних людей и на всем протяжении истории человечества в разных странах и у разных народов. Не тот формат.

Остановимся на коротком временном отрезке последних 20 - 30 лет в России. Когда мы перешли от типовых домов, типовых квартир, типовой мебели, посуды, телевизоров, ковров к индивидуальному проектированию жилища.

Так что же такое дом для человека? Есть очень хорошее упражнение для студентов 1 курса -«ассоциация наоборот». Очень интересное для понимания сути вещей. Если взять обыкновенный чайник и по ассоциативному ряду раскрутить его до начальной точки, в результате останутся вода и огонь. Жилища, по этой системе - защита. Скорлупа яйца, раковина для улитки и т.д. Дом для человека такая же неотъемлемая часть. Так от чего же защищается человек? От своих установок, комплексов, неуверенности.

Одно из пожеланий человека, отягощенного всеми этими прелестями, сделайте мне жилье «не хуже, чем у людей». Это еще страхи прошлых советских времен: хуже, чем у людей - стыдно, лучше - опасно. Набор сегодняшнего потребителя такого типа, также довольно ограничен. Этностили: японский, африканский, русский, восточный, и классический: античность, модерн, барокко. Причем, все это перемешено в ужасный винегрет. В этой же структуре частные дома совершенно не обоснованы по метражу в 600-800 кв.м. на фоне разрешенных в советские времена 60-ти кв.м. Опять же причина - сделаю себе дом, как все. Но, в большинстве случаев, пространство функционально решается не рационально и, в результате, эксплуатируется одна треть дома.

Особый тип жилища, так называемый дворцовый стиль, то, что себе строят очень богатые люди. Их большие деньги появились совсем недавно. Прошлое наших олигархов, тоже советское, поэтому представление о богатом доме у них очень специфическое - обилие золота, дорогих вещей, произведений искусства. Эта та же скорлупа, только золотая. Какой же страх здесь? Наверно, потеря созданного образа успешного, богатого, всемогущего. Его дом кричит об этом: «Смотрите, восхищайтесь, завидуйте!». Прямая противоположность этому английский стиль жилища состоятельного человека. Это, отнюдь, не дубовые панели и знаменитые кресла, а, прежде всего, традиция, основа основ настоящего английского стиля. Состояние, которым семья владела на протяжении веков. Впечатление от интерьеров английских домов -достоинство, неразрывная связь поколений, гармоничное сочетание старого и нового.

Наши российские интерьеры производят такое впечатление, что их хозяева вчера родились, причем, неизвестно каким образом. Нет у них ни предков, ни национальности, ни традиции. На этом фоне очень показательны телевизионные передачи, где дизайнеры удаляют владельцев из дома и решают интерьеры на собственное усмотрение и вкус. Можно сравнить ощущения хозяев от этих «произведений» с ощущением улитки, которую засунули в квадратную ракушку - модненько, но жмет со всех сторон.

С чего должен начинать дизайнер, приступая к проектированию жилища, что входит неотъемлемой частью в предпроектный анализ. Знакомство с семьей, состав семьи, возраст, национальность, динамика изменения семьи, профессия, увлечения, гостеприимство, темперамент, состояние здоровья и т.д. Ответы на эти вопросы позволят автору проекта спроектировать дом комфортный именно для этой семьи. И здесь нет мелочей, так как дом - это оболочка для происходящих в нем процессов.

Например, большое значение имеет колористическое решение интерьеров. Людям склонным к полноте нельзя решать кухню в красном цвете, так как красный вызывает аппетит. Пожилым людям спальню желательно решать в голубом тоне, так как он успокаивает и улучшает сон. От состояния здоровья членов семьи зависит цветовое решение интерьера, потому что определенные цвета влияют на различные органы и состояния.

Главное убедить хозяев, что приоритетно их представление о Доме, что не нужно никому ничего выставлять напоказ, что-то доказывать. Маски, которые мы все себе придумываем и успешно носим, должны оставаться за порогом. Дом, как старый халат, теплый, добрый, пригнанный по тебе каждой складочкой, продлит жизнь и психофизическое здоровье.

© И В. Шаховская, 2015

УДК 1

Шелковникова Нэлля Игоревна

канд. психол. наук, доцент ИВЭСЭП г. Санкт - Петербург, РФ, ShelkovnikovaNI@yandex.ru

ПОНЯТИЕ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ В

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Аннотация

Семья как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. Это первичный коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.