Научная статья на тему 'Социальная философия: дидактические и эстетические аспекты'

Социальная философия: дидактические и эстетические аспекты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
296
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ЗНАНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ТЕЛЕОЛОГИЯ / АКСИОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ / SOCIO-PHILOSOPHICAL KNOWLEDGE / DIDACTIC AND AESTHETIC TELEOLOGY / AKSIOLOGO-DIDACTIC AND AESTHETIC FUNCTION OF SOCIAL PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Степанов Анатолий Николаевич

В статье с эстетических позиций исследуется дидактическая проблема постижения студентами технического вуза социально-философских знаний. Рассматривается дидактическое и эстетическое предназначение социальной философии. Анализируются методологическая, аксиолого-дидактическая и эстетическая функция социальной философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social philosophy: The didactic and aesthetic aspects

In the article is investigated the didactic problem with the aesthetic positions comprehension the sociophilosophical knowledge by the students of technical university. There is considered didactic and aesthetic mission of the social philosophy. The methodological, aksiologo-didactic and aesthetic function of social philosophy is analyzed.

Текст научной работы на тему «Социальная философия: дидактические и эстетические аспекты»

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ДИДАКТИЧЕСКИЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ А.Н. Степанов1

Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244.

Е-таП: stepanov-54@mail.rupassxound

В статье с эстетических позиций исследуется дидактическая проблема постижения студентами технического вуза социально-философских знаний. Рассматривается дидактическое и эстетическое предназначение социальной философии. Анализируются методологическая, аксиолого-дидактическая и эстетическая функция социальной философии.

Ключевые слова: социально-философские знания, дидактическая и эстетическая телеология, аксиолого-дидактическая и эстетическая функция социальной философии.

Дидактическая и эстетическая ценность социальной философии призвана способствовать эффективному совершенствованию нравственной и деятельной культуры человека. Духовноэстетическая ценность социальной философии заключается в побуждении человека к постижению содержания красоты, гармонии и возвышенного совершенства форм и условий бытия каждого человека и общества. Праксеологическая ценность социальной философии представлена важнейшим методологическим инструментарием прогрессивного и гуманного совершенствования духовно-материальной сферы бытия человека и общества. Так, духовное и эстетическое значение социальной философии в дидактическом плане заключается в постижении объективных, обобщённых, синтетических мировоззренческих, научных и культурологических социальных ценностей в форме академических теоретических знаний, способствующих практическому формированию цивилизованного, научного, светского, гражданского общества. Иначе говоря, изучение социальных отношений и условий бытия человека и общества с эстетических позиций раскрывает колоритную глубину как социальных проблем, так и достижений человека и общества, предоставляя возможность понимания истинной (добродетельной) красоты жизни человека и социума. «Даже дурной человек признаёт прекрасными добродетели, хотя и не тщится им подражать» [2, с. 216].

В соответствии с действующим государственным стандартом по философии студенты вузов должны знать: что такое философия и ее предмет, каковы место и роль философии в общественной культуре, какое место занимает человек в системе социальных связей, философские и эстетические концепции о совершенном человеке и обществе. Следовательно, дидактическими задачами образовательного курса философии являются:

- приобщение студентов к фундаментальным социально-аксиологическим ценностям;

- перманентно-историческое изучение философии как одной из мировоззренческих основ гуманитарного знания;

- изучение междисциплинарного характера фундаментальных основ современной философии на стыке гуманитарного знания, точных наук, естествознания и техники;

- формирование мотивации по обобщённо-комплексному изучению гуманитарного, естественно-научного, точного и техногенного знания;

- формирование дидактического триединства мировоззренческих, научных и методологических знаний человека о путях духовного, эстетического и культурологического совершенствования личности;

- формирование мотивированной потребности студентов в необходимости постоянного пополнения и совершенствования своих научных знаний и в эффективном практическом применении их в производственно-трудовых, политико-правовых, финансово-коммерческих, межличностных, досуговых и семейных отношениях.

Чтобы познать аксиолого-дидактическую и эстетическую функцию философии и социальной философии, необходимо проанализировать некоторые философско-мировоззренческие аспекты. Так, одной из важнейших философских проблем общественного бытия является вопрос: в чём смысл жизни человека и общества? На сей вопрос ответов, отражающих разные точки зрения, миллионы. Для детей и отроков жизнь есть игра, для юношества - пора надежд и первых

Анатолий Николаевич Степанов (к.ф.н., доцент), каф. философии.

разочарований, для людей зрелых - трудолюбивая и гуманная ответственность, для людей пожилых - полезно прожитая жизнь и окружение родных.

Как видим, индивидуальное понимание смысла жизни человека бесконечно полиморфно. Для одних жизнь - это зрелища, развлечения и праздность. Для других - состязание, борьба и война, для третьих - жажда обогащения. Для четвёртых это психологическая потребность в признании, популярности, известности и славе, для пятых - либо подлинное, либо притворное служение богу. Для шестых это постоянное творческое интеллектуально-трудовое созидание, для седьмых -стремление к познанию истины и красоты в природе, в общественном бытии и человеке.

Проблема социального бытия человека и проблема смысла жизни в философии исследуются методологией сенсорно-эмоционального постижения, методологией феноменологии конкретнообобщённого образа и методологией социально-аксиологических ценностей. В данной статье внимание акцентируется на дидактических вопросах социально-аксиологического познания проблемы человека и общества. Философия с её обобщённо-синтетическим знанием призвана осуществлять поиск более совершенных условий жизни, более эстетичного и более точного (истинного) содержания и смысла жизни каждого человека. К счастью для человека и человечества, поиск совершенства обширен и безграничен, поскольку не существует абсолютного идеала, а значит, этот эвристический поиск истины имеет историко-перманентный характер. Следовательно, процесс обучения и образования людей, как генерирование, накопление, трансформация, ретрансляция знаний и их использование в жизни человека и человечества, будет вечным. Вот почему философией исследуется и другой важнейший вопрос общественного бытия: с чего начинается образование?

Восходящий к основам мира социального бытия классически односторонний ответ тоже есть -с обучения. Но более важной стороной научно-дидактического процесса является единство взаимодействия глубинного (содержательно-сущностного) обучения, ответственного трудолюбивого образования и сознательно-прилежного самообразования человека. Только в таком единстве дидактического процесса сформируются высококультурные и гуманные генерации, компетентно-квалифицированные профессиональные кадры, способные к творческой созидательной деятельности - формированию духовно-нравственных ценностей, производству качественно новых материальных благ общества, строительству политико-правовых, экономикопотребительских отношений гармоничного порядка и, таким образом, совершенствованию содержания и всех условий общественного бытия.

Для студентов негуманитарных вузов изучение содержания философии связано с определёнными трудностями, однако студенты признают, что философия - интересная и увлекательная наука, способствующая формированию глубокомысленного мировоззрения, содержание которой, в той или иной степени, отражается в повседневной практической жизни человека и общества. У людей, далёких от философских знаний, поначалу может создаться иллюзорное представление о легкой доступности философии без прилежного и скрупулезного обучения и постижения всего содержания философских знаний. Однако в процессе обучения студенты начинают понимать, что главным предметом объективного изучения философии является сам человек, способный познавать бесконечность мироздания (неживую материю - физический и химический состав), многообразие живой материи (флору и фауну), динамику социальной реальности (человека, коллектив, общество, этнос, классы, государство) и феномен мышления (сознание, психику, поведение, отношения).

Таким образом, в результате изучения курса философии в соответствии с требованиями действующего госстандарта студенты должны усвоить: истоки, характер, содержание, суть и динамику возникновения философского мировоззрения и научного знания, гносеологию научнофилософских знаний и техники. Студенты должны знать современные философско-междисциплинарные дефиниции науки, техники и методологии. Они должны уметь практически оперировать общефилософскими и специфическими философскими и научно-техническими знаниями. В связи с вышеизложенными дидактическими задачами по эффективному, успешному преподаванию и прочному усвоению студентами социально-философских знаний актуализируется необходимость использования методологии аксиолого-дидактического и эстетического изучения функций философии.

Во-первых, дидактическая практика подсказывает, что необходим перманентный процесс пропорционального изучения постепенно усложняющегося содержания философского знания. Эффективность освоения изучаемого материала возрастает, если учитывается познавательный потенциал студентов, базовый уровень их подготовки (особенно по гуманитарным дисциплинам), уровень интеллектуального развития студентов, содержание междисциплинарных знаний и время, отводимое учебным планом для изучения вузовского курса философии. Во-вторых,

методологически обоснованной является следующая методика познания. Поскольку философия как обобщённая наука исследует объективные закономерности всеобщего бытия, социальноисторическую динамику, человека с его мышлением, аксиолого-эстетические ценности являются одним из важнейших гуманитарно-познавательных аспектов. В-третьих, проблемы социальной философии как фундаментальной гуманитарной науки являются научно-теоретической нормативно-институциональной дисциплиной всеобщего познания. Следовательно, объектом дидактического исследования социальной философии является всё содержание обществознания как историко-антропологической темпоральности, сословно-классовых процессов и эксцессов, культурологических отношений, духовно-материальных условий бытия, этно-демографической динамики, грамматологии (по Дерриду) и социофутурологической телеологии. «Вместе с тем духовность человека, эстетическое самосознание, мироощущение, ценностный мир неповторимо индивидуальны, единичны и избирательны, они есть горизонталь и вертикаль субъективного мира человека, его темпоральной экзистенциальной сущности» [1, с. 7].

В этой связи необходимо проанализировать эпистемологическое содержание и дидактические функции социальной и эстетической философии. Объектом исследования социальной философии являются общественные отношения, порождаемые людьми. Объектом изучения эстетической философии является проблема возвышения красоты, гармонии, совершенства объектов материальной и духовной культуры в событиях, фактах и в социально-исторических процессах. Эстетической проблемой философии культуры являются объекты научно-интеллектуальной, духовно-нравственной и морально-этической культуры человека и общества, а также разнообразные формы религиозно-богословской, эзотерической и мифологической философии. Социально-эстетическая проблема философии естествознания и техники предстаёт в объектах естественно-научной и инженерно-технической деятельности человека как рационализаторское и изобретательское творчество. Социально-философской и эстетической проблематикой искусства являются объекты литературно-художественного, поэтического, изобразительного, музыкального, актёрского творчества. Социально-эстетическая проблема философии экономики предстаёт в нанотехнологической, производственно-хозяйственной, финансово-коммерческой деятельности и в гармоничных (справедливых) потребительских отношениях в обществе. Социальной функцией философии медицины являются методы оздоровления и лечения каждого человека, у политической философии это разнообразные институты общественных и государственных отношений (формы власти, права, суда).

Всё многообразие дидактических методов освоения содержания философских знаний представляет собой дифференцированное объединение иррационального (созерцательносенсорного) и рационального (абстрактно-логического) способов познания. Например, эмоциональный символизм сущностного понимания, являющийся важнейшим для искусства способом познания, в философии служит второстепенным методом познания. Философия является одной из важнейших дисциплин, функционально формирующей научно-мировоззренческий фундамент гуманного, высокоразвитого и высокоинтеллектуального (совершенного) общества. Познание основ социальной философии помогает каждому человеку разностороннее и колоритнее воспринимать содержание общественной жизни, глубже понимать смысл и суть человеческого бытия. Социальная философия как часть научной философии, культура, техническая наука, искусство способствуют формированию гуманного, трудолюбивого, интеллектуального человека, мотивированного на творческое созидание общественной жизни, высоконравственной и совершенной духовно-материальной культуры. Каждый, кто ответственно и увлечённо изучает проблемы социальной философии, свободен от гипертрофированного собственнического гиперэгоизма. Такой человек никогда не останется безучастным к трагической и драматической судьбе другого, он не может быть безразличным к судьбе и своего народа, и своей страны.

Вот почему другой важнейшей социально-эстетической функцией философии является формирование гуманистического мировоззрения в сознании молодёжи. Сегодня молодёжь свободно владеет определёнными компьютерными знаниями, часто, к сожалению, в ущерб физическому и духовно-нравственному здоровью. Ни для кого не секрет, что значительная часть молодёжи даже не задумывается об уровне собственной духовности, культуры, определяемой сущностным содержанием мировоззрения: «С распадом Советского Союза можно заметить полное изменение состояния общественного сознания у современной молодёжи, которая не только не ощущает себя покорителем мира, но и часто понимает, что оказалась далеко не в лучшей точке земного шара» [3, с. 11]. (Точку зрения, выраженную в последней части фразы, не разделяю). Многие современные увлечения молодых людей никак не могут быть признаны эстетическими.

Так, например, татуированно-пирсинговое украшение лица, тела и «брюха» лишь свидетельствует о доминировании в сознании такого человека сенсорного восприятия, понимания и видения лишь внешних форм красоты. А где же тогда подлинная красота - красота единства духа, помыслов, интеллекта и деяний человека?

Дидактическая ценность знаний социально-эстетической философии не исчерпывается лишь поверхностным пониманием внешних форм красоты человека. К сожалению, массово насаждаемая ныне так называемая спамовская идеология формирует у молодёжи преимущественно гиперэгоистичное частнособственническое коммерциализованное мировоззрение, всячески подчеркивая приоритетную значимость для человека материальных ценностей. Таким образом, всё больше формируется и создаётся общество социальной, экономической, правовой дисгармонии и культурной деградации. Это глубоко опасная для человека и страны мировоззренческая, идеологическая, политическая и правовая тенденция. Вот почему уже сейчас наше общество остро нуждается в научном и культурном просвещении с целью совершенствования условий социального бытия. Но для того, чтобы общество стало более интеллектуальным, культурным и прекрасным, необходимо, чтобы социоэстетическая культура каждого индивида была обусловлена его совестью и честью. Чтобы каждый понял, «что такое хорошо», он должен на собственном опыте узнать, «что такое плохо». А «пока население получает вдоволь «хлеба и зрелищ», создаётся внешняя видимость политической стабильности и общественного спокойствия, но в случае сбоев в обеспечении людей возможностями для наибольшего удовлетворения биологических инстинктов общество сбрасывает маску внешнего благополучия и показывает свой звериный оскал, в котором находят отражение и социальные потрясения, и этнические чистки, и распад страны» [4, с. 56].

Вот именно в этом заключается аксиологическая, диалектическая, дидактическая ценность социальной философии. В этом заключается великое предназначение духовно-исторической миссии социальной философии, социологической науки, социальной культуры и социального искусства. Философия помогает явственнее почувствовать, закономерно осознать и глубже понять опасность и весь ужас духовной деградации человека, которая внешне проявляется в пороках: замаскированная ложь, леность, паразитизм, эгоистическое зазнайство, игнорирующая презрительность, надменное высокомерие, чванливый снобизм и жажда богатства и господства.

Поэтому именно в студенческие годы предоставляется уникальная возможность постижения и убеждения в верности важнейшей эпистемологической истины - эстетической ценности социальной философии, науки, культуры, духовности и творческого труда, которые представляют важнейшие социально-антропологические основы гуманной и совершенной жизни каждого человека и общества и ограждают от опасности духовной деградации. Они не являются мировоззренческими «сорняками» - сами не сеются, не родятся, не растут и не совершенствуются. Поэтому основами дидактических аспектов социальной философии особенно не следует пренебрегать в процессе обучения в технических учебных заведениях. Для преподавателей и педагогов технических и гуманитарных профилей вовсе не лишним будет проведение совместных научных конференций, научных исследований, интегральных публикаций научных статей, тезисов и т.д. Это будет способствовать процессу консолидации научного сообщества не только по специальностям и профессиям, но и по научному потенциалу учебных заведений, регионов и страны. Только хорошая и отличная учёба, прилежание, трудолюбие и примерное поведение будут всемерно способствовать достижению великой социальной цели общественного бытия -созиданию храма гуманного и гармоничного социального бытия. Дидактической телеологией социально-философского познания студентов является формирование основ научной духовности, гражданской ответственности, творческого трудолюбия и гуманной духовной культуры каждого.

Социальная философия призвана способствовать глубинному пониманию значения духовного содержания бытия, условий свободной и ответственной жизнедеятельности каждого человека, содержания творческой трудовой деятельности и условий научно-технического прогресса общества. Социально-эстетическое совершенство философских знаний заключается в гуманном, либеральном, легитимном и демократическом потенциале развития отношений всех общественных институтов. Эстетическая функция социальной философии как части духовной культуры и науки способствует формированию, развитию и нравственному совершенствованию мировоззрения индивида, гуманизации мышления и поступков людей и совершенствованию творческо-трудовых деяний человека. С антропологических позиций дидактическая ценность социальной философии тождественна её общественной ценности, представляя собой концептуальную основу гуманносозидательной эстетизации естественно-природных обстоятельств «первой» природы и социальных

условий бытия каждого человека, сформированных социально-исторической детерминантой «второй» природы.

С эстетических позиций социальной философии общественный процесс рассматривается как прогрессивное общественное развитие, а эксцесс - как регрессивная деградация культуры человека и общества, признаком которой являются аморфный полиморфизм социальных институтов, множество спонтанных случайностей, полярная дифференциация общества по многим аспектам. Планомерно-пропорциональное прогрессивное развитие и совершенствование общественной жизни свидетельствуют о социальных закономерностях и общественном прогрессе. Следовательно, в социально-историческом развитии и познавательном процессе трудно переоценить роль философии и социальной философии. Поэтому дидактическим содержанием социальной философии являются:

- сенсорно-рациональное восприятие объективных условий жизни и обстоятельств общественного бытия;

- трансцендентно-рациональное постижение содержания и сути реалий социального бытия;

- рецептивное восприятие и эмоционально-трансцендентное познание содержания и сути существующих реалий общественного бытия человека, семьи, группы, коллектива (сенсорным проявлением такого состояния является ощущение радости, восторга, эйфории, удовлетворения или позора, одиночества, неудачи и т.д.);

- дидактическое и интуитивное постижение сути вещей, явлений, фактов, событий как феноменального озарения, просветления, понимания и догадки в состоянии результирующей истины;

- обнаружение трансцендентных взаимно определяемых состояний, отношений, достоверно раскрывающих единичное и общее, индивидуальное и сословно-классовое, то есть социальноправовое равенство и духовно-эстетический динамизм условий и обстоятельств жизни общества;

- дидактическая сторона социальной философии как футурологическое познание содержания реалий генезиса прогрессивного, совершенного, идеального;

- дидактический смысл социальной философии представлен его коннотативным содержанием, функционирующим в значении дополнительного мировоззренческого, идеологического и правового мировоззрения, более глубоко, колоритно и точно раскрывающего суть и тенденцию культурно-исторического, повседневно-обыденного и научного развития общества;

- не менее важный дидактический смысл социальной философии заключается в её когнитивном содержании, присутствующем в аксиологической, антропологической, диалектической, эмпирической, гносеологической, экзистенциальной, феноменологической, идеалистической и материалистической формах;

- дидактическая основа социальной философии также представляет собой концептуальнопрактическое знание и методологию преобразования человека, общества, мировоззрения, идеологии, науки посредством категориального инструментария совершенного, возвышенного, гармоничного и прекрасного;

- важнейшее дидактическое содержание социальной философии представляет её культурологическое духовное значение, побуждающее каждого разумного человека к интеллектуальной, нравственно-гуманной и творческо-созидательной деятельности.

Безусловно, для успешной дидактической работы преподавателю необходимо учитывать содержание учебных программ и планов по философии и смежным гуманитарным и профильнотехническим предметам, общий объём времени в семестровых часах (в том числе отведенного на лекции, семинары и самостоятельное изучение). Особую дидактическую актуальность имеют вопросы повышения активности работы в процессе самостоятельного освоения студентами определённых тем (проблем). Необходимо учитывать стимулирующую мотивацию студентов, благотворно влияющую на повышение качества обучения. Весьма способствующим повышению эффективности учебного процесса является проблемно-диалектический метод, в основе которого заложено противоречие между теорией и практикой, между учебными задачами и уровнем знаний и умений студентов.

Кроме того, современному преподавателю необходимо учитывать физиологию и особенности высшей нервной деятельности человека, социально-психологический климат в группах и потоках. Преподаватель должен учитывать и возрастные особенности студентов, их индивидуальные навыки применения полученных знаний на практике. Эффективность обучения возрастает, если оно последовательно и логично, обеспечивает устойчивое и прочное восприятие и закрепление знаний. Изучение проблем философии и социальной философии можно частично осуществлять на

компьютерах (не только тестовое обучение). Философская и научная дефиниция прекрасного, данная Н.Г. Чернышевским, безусловно имеющая социальное и дидактическое значение, актуальна до сих пор. «Прекрасное есть жизнь; прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни» [5, с. 59].

В связи с этим можно дать определение прекрасного социального бытия. Это высший идеал совершенного бытия каждого человека в условиях духовно-нравственной, свободнотрудолюбивой, интеллектуально-культурной и гуманно-созидательной жизни.

1. Богатырева Е.Н. Субъективное время культуры / Известия Саратовского университета. Новая серия. Т. 10. Философия. Психология. Педагогика. - Вып. 2. - 2010. - С. 7.

2. Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма / Сост., вступ. статья и коммент. В.Я. Бахмутского. - М.: Искусство, 1974. - С. 216.

3. Кочетов М.Н. Нивелирование природного и духовного как аспект научного мировоззрения // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2011. - № 3. - С. 11.

4. Панищев А.Л. Честь и достоинство человека как основа для правового развития государства // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - № 2. - С. 56.

5. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения / Под общей ред. М.М. Григорьяна. - Л.: Государственное изд-во политической литературы, 1950. - Т. 1. - С. 59.

Поступила в редакцию - 24/II/2012, в окончательном варианте - 01/III/2012.

UDC 101.1:316

SOCIAL PHILOSOPHY: THE DIDACTIC AND AESTHETIC ASPECTS A.N. Stepanov

Samara State Technical University

244 Molodogvardeyskaya st., Samara, 443100

In the article is investigated the didactic problem with the aesthetic positions - comprehension the socio-philosophical knowledge by the students of technical university. There is considered didactic and aesthetic mission of the social philosophy. The methodological, aksiologo-didactic and aesthetic function of social philosophy is analyzed.

Key words: socio-philosophical knowledge, didactic and aesthetic teleology, aksiologo-didactic and aesthetic function of social philosophy.

Original article submitted - 24/II/2012, revision submitted - 01/Ш/2012.

Anatoly N. Stepanov, the candidate of philosophical sciences, an associate professor the chair of philosophy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.