Научная статья на тему 'Познавательная и эстетическая суть социальной философии'

Познавательная и эстетическая суть социальной философии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СУТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ / COGNITIVE / PEDAGOGICAL / EDUCATIONAL / AESTHETIC ESSENCE OF SOCIAL PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов Анатолий Николаевич

В статье анализируется познавательная и педагогическая, образовательная и эстетическая суть социальной философии. Рассматриваются методические и эстетические основания и функции социальной философии. Представлена методологическая, аксиологическая и эстетическая телеология социальной философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE AND AESTHETIC ESSENCEs OF SOCIAL PHILOSOPHY

Cognitive, pedagogical, educational and esthetic essences of social philosophy are analyzed in the article. The methodical, esthetic bases and functions of social philosophy are considered. The methodological, axiological and esthetic teleology of social philosophy is presented.

Текст научной работы на тему «Познавательная и эстетическая суть социальной философии»

УДК 101.1:316

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СУТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

А.Н. Степанов1

Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: stepanov-54@mail.rupasshound

В статье анализируется познавательная и педагогическая, образовательная и эстетическая суть социальной философии. Рассматриваются методические и эстетические основания и функции социальной философии. Представлена методологическая, аксиологическая и эстетическая телеология социальной философии.

Ключевые слова: познавательная, педагогическая, образовательная, эстетическая суть социальной философии.

Введение. В современных условиях противоречивой общественной жизни, этнической, национальной, религиозной нетерпимости и разобщённости философские проблемы исследования эстетической сути нравственного и идеологического потенциала взаимоотношений людей, социальных институтов являются как никогда актуальными. В связи с этим философские вопросы просвещения, образования и педагогики являются научной, культурологической и нравственной мерой определения эстетической сути человека и содержания эстетических тенденций социально-исторического развития. «Важную роль <...> в разработке принципиальных теоретических вопросов русской педагогики играли революционные демократы Н.Г. Чернышевский, H.A. Добролюбов. Они, развивая идеи A.H. Радищева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, указывали на необходимость связать воспитание и образование с освободительной борьбой народа, с преобразованием общественных отношений. В настоящее время для современного российского общества одним из важнейших стал вопрос о качестве, доступности и бесплатности образования. Вопросы образования стали «вопросами жизни» не только государства, но и всего общества» [1, с. 143, 145].

Социальная философия как одна из форм общественного сознания, как способ ментального (абстрактно-логического, сенсорного, интуитивного) постижения закономерностей бытия исторического прошлого, настоящего и грядущего, как фундаментальное учение о путях, формах, методах и способах совершенствования условий жизни человека и общества в соответствии с эстетическими закономерностями представляет собой интеллектуальное мировоззрение, науку, методологию и форму бытия духовной культуры. Познавательное содержание социальной философии проявляется в повседневности бытия как сенсорно-рациональная коммуникативная форма процесса обучения, воспитания и взаимоотношений людей. Формы коммуникации разнообразны: устная речь, письменное слово, музыка, художественное искусство, трудовая деятельность. Характер эстетической и познавательной функции социальной философии можно выразить в афористичной форме: если человек понимает и ценит научное знание как результат красоты мыслительной и пытливой опытной деятельности, следовательно, он будет развивать и совершенствовать такие качества личности, как трудолюбие и творчество, честь и совесть, истину и красоту бытия человека и общества.

1 Анатолий Николаевич Степанов, кандидат философских наук, доцент кафедры философии.

167

Основная часть. В современной зарубежной и отечественной философии социально-исторический процесс преимущественно понимается как прогрессивное общественное развитие, а социальный эксцесс - как регрессивная деградация культуры бытия человека и общества. Его основным признаком являются эпохальные исторические переломы, форма и содержание которых - трагические социальные коллизии. Общественный процесс в отличие от социального регресса есть устойчивая закономерная тенденция пропорционального прогрессивного одновременного развития большинства или (реже) всех социальных институтов, проявляющегося в реальных формах общественной жизни, например в науке, культуре, образовании. В связи с этим с эстетических позиций необходимо отметить, что процессы образования, воспитания и познания в России, по мнению, например, профессора Б.Н. Бессонова (МГПУ), должны «развиваться на основе синтеза европейской рациональности, русской соборности, конфуцианской этики и древнеиндийского благоговения перед жизнью» [2, с. 130].

Если объектами исследования философии являются разнообразные формы мировоззрения, мифологии, религиозного богословия, эзотерики, то главным общественно-историческим объектом исследования социальной философии является историческая темпоральность взаимоотношений людей, причины и условия, цели и последствия социальной, экономической, политической, правовой, духовной деятельности и международных отношений. Иначе говоря, проблемами изучения являются вопросы антропологической философии, эпистемологии, аксиологии, культурологии, сословно-классовых отношений, материально-правовых условий социального бытия, этно-демографических институтов и телеологической футурологии. Онтологическим, гносеологическим, аксиологическим и созидательным объектом познания социальной философии является объективная бесконечность общественного бытия: социальное мировоззрение, идеология, политика, право в семье, коллективе, народе, классах, обществе и государстве как форма бытия сознания, психики, поведения и деятельности людей. Вот почему познавательное и эстетическое предназначение философии и социальной философии - «постигать мир и, прежде всего, себя, человека, свою «душу», духовность» [3, с. 33].

Объектами исследования социальной философии являются отношения общественных институтов и межличностные взаимоотношения; философии истории - социально-исторический процесс в событиях, фактах и деяниях конкретных людей; политической философии - отношения разнообразных институтов общества (государства как политического устройства, формы власти, политического режима, политической идеологии, права, суда, вооружённых силовых структур); философии образования и науки - дидактический процесс познавательной, рационализаторской и изобретательской деятельности в естествознании, точных, технических и гуманитарных знаниях; философии экономики - генезис производственно-трудовых, распределительно-потребительских (финансово-коммерческих) отношений; философии культуры - интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал человека и общества; эстетики - красота, гармония и совершенство объектов материальной и социальной культуры (литературно-художественного, поэтического, изобразительного, музыкального, архитектурного творчества и т.д.).

Рассмотрим дидактическую составляющую функционального эстетического содержания социальной философии. Так, междисциплинарное восприятие содержания и понимание сути социального бытия способствует формированию высоконаучных синтетических знаний по проблемам социальной философии, детерминированных с психологией, культурологией, по сути, имеющих эстетический характер. Для того

чтобы человек стал интеллектуальным, культурным и деяниями прекрасным, а общество - эстетичным, необходимо каждому самостоятельно и тщательно отфильтровать содержание собственного мировоззрения, соизмерив его с чувствами стыда и скромности, чести и совести. В этом заключается дидактическая, познавательная и эстетическая суть антропологии и социальной философии как форм эпистемологических и аксиологических, познавательных и эстетических ценностей. «Принимая во внимание, что <...> профессиональная деятельность специалиста любого профиля, находясь на стыке многих разделов знаний, предполагает комплексное их проявление, в качестве основного результата обучения <...> рассматривается способность обучаемого выполнять предстоящую профессиональную деятельность в целом. Важнейшим этапом формирования профессиональной компетентности должна стать реализация принципов межпредметного интегрирования» [4, с. 268].

Познавательная и дидактическая функция социальной философии заключаются в формировании мировоззренческих, идеологических и правовых эстетических основ социальных условий бытия человека и общества по законам гуманной гармонии и творческого созидания. Дидактико-эстетическая функциональная суть социальной философии наиболее ярко проявляется в содействии обеспечению духовной культуры человека в производственно-трудовых и распределительно-потребительских отношениях. Познавательная и эстетическая функция социальной философии заключается в побуждении человека к постижению содержания красоты, гармонии и возвышенного совершенства общественных форм и условий бытия людей. Социальным «атомом» высокоинтеллектуального, эстетичного общества является трудолюбивый человек, обладающий следующими отличительными признаками. «Глубокое знание предмета, высочайший профессионализм и ответственность за порученное дело, способность реализовать патриотические цели и задачи в процессе педагогической деятельности - главные условия, обеспечивающие высокую эффективность патриотического воспитания студентов <...> учебных заведений высшего профессионального образования» [5, с. 18].

Методы освоения содержания, форм и познания тенденций развития, характера и функциональной сути общественных отношений, отражённых в социальной философии, разнообразны. Самые распространённые методы - сенсорно-созерцательный, интуитивно-иррациональный, образно-подражательный. К более сложным формам и методам постижения сути социального бытия относятся рациональный, абстрактный, логический (индуктивный, дедуктивный), лаконический способы познания. Эстетическая суть познания существует в разных формах как сенсорного, так и ментального постижения. Так, например, эмоциональный символизм является важнейшим методом сущностного понимания идей, заложенных в искусствоведческой сфере бытия человека и общества, а для социальной философии представляет собой второстепенный метод познания.

Эстетический характер социальной философии способствует формированию гуманного созидательного мировоззрения, в той или иной мере воплощённого в повседневной реальности, элементы которого, в той или иной степени, проявляются в практической деятельности, во взаимоотношениях людей и в материальных условиях их жизни. Например, всячески превознося значение для человека материальной роскоши как источника культурных и эстетических ценностей, официальная идеология способствует формированию не столько производственно-трудового, сколько коммерциализо-ванно-потребительского частнособственнического мировоззрения. Это способствует созданию в обществе идеологической основы классовой дисгармонии.

Для исторической перспективы эстетичного грядущего России такая идеология представляет собой теоретическое, мировоззренческое, правовое и политическое заблуждение. Человек и семья, классы и общество, народ и нация нуждаются в совершенстве, гармонии и красоте социального бытия. В этой социальной телеологии научное образование как культурологический процесс имеет особенную познавательную и эстетическую «важность в нашем Отечестве, которое <...> должно представить <...> знание полное, всестороннее, окончательное. Для того чтобы <...> наука принялась корнем на нашей почве и принесла русский плод, необходимо, чтобы почва сия была удобрена историческим её изучением», изучением лучших сторон социальной жизни [6, с. 422].

Эстетическим функциональным содержанием познавательного процесса является гармоничное сочетание изучаемых мировоззренческих, социально-исторических, научно-образовательных и культурологических проблем, методологически способствующих одухотворению и облагораживанию условий жизни человека и общества. Эстетичным, гармоничным содержанием познавательного процесса является метод диалектического анализа: сочетания теории и практики исследования примеров, взятых из жизни. С помощью этого метода лучше и яснее понимаются причины и истоки социальных противоречий, дисгармония содержания и формы, индивидуального и общественного.

Познавательная эпистемологическая суть социальной философии представлена в важнейшей дидактической и воспитательной функции - предостережении человека и общества от опасности невежества и духовной деградации. Гуманная социальная философия несёт в себе громадный потенциал культурного возвышения и творческого созидания. Её эстетические идеалы способствуют формированию в сознании человека и общества мотивированной ответственности и высокой нравственности. Её духовная и созидательная красота заключается в раскрытии объективных научных и аксиологических ценностей, проявляющихся в повседневных знаниях и фундаментальных концепциях, являющихся источниками формирования справедливого, цивилизованного, гражданского, светского эстетичного общества.

Солидаризированная, дидактическая, эстетическая телеология социальной философии способствует значительно более глубокому пониманию духовного содержания бытия человека и общества, в котором мораль и нравственность, свобода и справедливость, творческое трудолюбие и ответственность становятся основополагающими принципами повседневной жизни. Плодами такого социального бытия становятся прогрессивное мировоззренческое, научно-техническое, правовое, экономическое и эстетическое общественное бытие. В конечном счёте, эстетическое совершенство социально-философских знаний заключается в их демократическом потенциале, являющемся главным источником и инструментарием гуманно-сознательного развития отношений всех общественных институтов. Социальное бытие эстетически развитого общества представляет собой возвышенные гуманные, гармоничные отношения и прекрасные условия жизни, сформированные на основе инновационных знаний, возвышенной нравственности и социальной справедливости. Функциональная познавательная суть социальной философии заключается в научном знании и в способности эффективного разрешения проблем эстетизации межличностных, этнических, религиозных и социально-классовых отношений.

Социальная философия с её обобщённым дидактическим содержанием способствует гуманному формированию, развитию и нравственному совершенствованию мировоззрения индивида, его мышления, поступков и трудовой деятельности. «Гуманистическая философия <...> состоит в его объединяющем умиротворении, в спо-

собности увидеть даже в самом маленьком артефакте его включённость в общечеловеческий контекст связей и отношений, момент целенаправленного преобразования, сцепления и созидательной гармонии, функционального разнообразия и рационального единства» [7, с. 151].

Познавательные проблемы, заложенные в учебных программах по социальной философии, должны отличаться концептуальной новизной. Программы должны предусматривать возможность разнообразного изучения дидактических единиц по онтологии, диалектике, гносеологии, эпистемологии, аксиологии, культурологии, эстетике, футурологии. Проблемами исследования социальной философии являются общественное бытие, общественное сознание, государственные, правовые институты, сословно-классовые отношения, формационная, цивилизационная типологии общественно-исторического развития и проблемы гармоничного социального развития.

Систематизированное, последовательное, логическое и праксеологическое изучение социальных проблем способствует прочному диалектическому усвоению изучаемого материала: содержания и формы, единства и противоречий, общего и особенного, материального и идеального, этического и эстетического. Познавательный материал и выбранная соответствующая методика преподавания преимущественно определяются содержанием государственных образовательных стандартов, планов и программ, в определённой степени сочетаемых с тематикой учебников, словарей и методичек. Например, при изучении историко-философских проблем рекомендуется обращать внимание не только на содержательную сторону образовательного процесса, но и на гармоничное единство непрерывной, последовательной и логической системы подачи материала. Это предоставляет лучшие возможности для более прочного понимания и закрепления изучаемого материала курса социальной философии.

Познавательно-эстетическая суть социальной философии заключается в побуждении человека к постижению содержания красоты, гармонии и возвышенного совершенства форм и условий преобразовательной деятельности людей. Общественно-эстетическая суть социальной философии проявляется в том, что она способствует обеспечению национальной безопасности, духовной культуры человека, общества, народа, сохранению суверенитета и территориальной целостности государства. Таким образом, знания по социальной философии являются когнитивным, аксиологическим и праксеологическим инструментарием прогрессивного и гуманного созидания духовно-материальной среды бытия человека, народа, общества, государства.

В условиях современной системы гуманитарного образования в техническом вузе большое значение приобретает методологическая составляющая в преподавании философии, в том числе социальной философии. Согласно 108-часовому образовательному учебному плану на лекционные занятия отводится только 18 часов (9 занятий), на семинарские - 34 часа (17 занятий) и на самостоятельную работу студентов - 54 часа. Главной дидактической проблемой образовательного процесса является невысокая читательская способность в некоторых учебных группах (не во всех), свойственная иногда почти половине состава группы. Как следствие - недостаточный научный словарный запас, неумение мыслить аналитически и синтетически и невысокий уровень успеваемости. В некоторой степени эта дидактическая и образовательная проблема успешно решается, если мотивировать студентов на успешную учёбу на основе выявления прочных связей между фундаментальными знаниями и практикой индивидуального и общественного бытия.

Определенные образовательные и педагогические задачи решает метод индивидуально-фронтальной работы со студентами. Например, если в группе 20-25 студентов, то каждый студент на практическом занятии отвечает по семинарским вопросам

4-5 минут; таким образом, за 17 семинарских занятий в течение семестра каждый студент уделяет устному ответу 90-100 минут. Так появляется опыт устного ответа по философии, сопряжённый с социально-фактологическим изложением материала, взятого из жизни. Когда большинство в группе работает, остальные вольно или невольно подтягиваются, - растёт успеваемость.

Студенты должны знать, понимать и уметь практически оперировать общими и специфическими научно-философскими категориями, учитывать диалектические законы бытия природы, общества, человека и мышления, представлять формы и виды познания, общее и особенное в живой и неживой материи и роль духовных ценностей в жизни человека и общества. Студенты должны освоить материалистическое и идеалистическое направления в философии, онтологию, гносеологию, эпистемологию, аксиологию, диалектику. Поэтому задачами образовательного курса по философии, в частности социальной философии, являются:

1. Изучение курса философии как одной из важных составляющих научного знания.

2. Приобщение студентов к фундаментальным основам познавательного, культурологического знания.

3. Формирование единства научных знаний и духовного развития и совершенствования личности.

4. Формирование мотивированной потребности эффективного применения приобретённых философских знаний в жизни.

Для мотивированного качественного изучения материала студентам предлагаются темы с вопросами, сообщениями и со списком обязательной и рекомендуемой к каждой теме литературы. В этом заключается методологический элемент эстетического познания в философии. Таким образом, студент приобретает следующие познавательные умения:

1. Студент учится самостоятельно работать с представленной учебной философской литературой, стремится полнее раскрыть тему, учится четко формулировать, творчески анализировать и ясно излагать.

2. Студент учится сочетать теоретические положения с наглядными примерами, взятыми из жизни.

3. Студент привносит собственные размышления, предложения, выводы и рекомендации по изучаемым проблемам.

4. Студент самостоятельно приобретает научно-познавательный и научно-исследовательский опыт.

Заключение. Пожалуй, самым большим достижением является желание и умение студентов жить и трудиться в соответствии с приобретёнными гуманистическими знаниями по философии и социальной философии. Социальная философия помогает острее почувствовать, лучше осознать, глубже понять и предвосхитить духовную деградацию человека и разрушение общества из-за господства таких пороков, как лень и ложь, зазнайство и эгоизм, снобизм и надменность, высокомерие и презрительность, господство одного человека над другим. Подлинная познавательная эстетическая суть социальной философии заключается в красоте, совершенстве и гармонии единства интеллекта и духа, культуры и нравственности, помыслов и деяний человека. Социальная философия является важнейшей естественной научно-мировоззренческой и эстетической основой гуманного, технологически совершенного и высокоинтеллектуального индустриального общества. Познание фундаментальных основ социальной философии помогает человеку лучше понимать взаимоотношения людей и социальных институтов, смысл и суть общественного бытия. Философия, социальная философия, эстетика социальных отношений способствуют формированию научных знаний, научного мировоззрения, научной методологии познания и бытия человека и общества.

Научно-познавательный потенциал социальной философии велик и поучителен. Гуманные теоретические идеи и концептуальные положения социальной философии являются научными нормативами, принципами и мерилом совершенствования и гармонизации условий общественного бытия. Трудно переоценить их роль как гуманитарного дидактического материала, способствующего формированию гуманного, творчески трудолюбивого, интеллектуального человека, способного к производительному созиданию высокотехнологичного, культурного, эстетичного общества, высоконравственной духовной среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горячев М.М. Проблемы создания «новой школы» в России в пореформенный период и в настоящее время // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. № 7 (88). Раздел «Педагогика». - Самара: СамГУ, 2011. - С. 143, 145.

2. Бирич И.А. Образование и судьба России: обзор проблем в контексте педагогических вузов России // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Философские науки». № 1 (5). Раздел «Научная жизнь». - М.: МГПУ, 2012. - С. 130.

3. Мокин Б.И. Современная философия: «закат» или «развитие»? // Известия Саратовского университета. Серия «Философия. Психология, Педагогика». Вып. 2. Т. 10. - Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2010. - С. 33.

4. Маркиянов О.А., Орлов А.И. Методологические основы технологии формирования профессиональной компетентности // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. № 2. Раздел «Педагогика». - Чебоксары: ЧувГУ, 2011. - С. 268.

5. Алёхин И.А. Проблемы воспитания в современном культурно-образовательном пространстве // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве: сб. статей. - Москва-Самара: МПСУ, 2012. - С. 18.

6. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. - Т. 4. - М.: Искусство, 1969.-С. 422.

7. Нестеренко В.М., Ионесов В.И. О некоторых гуманистических основаниях разнообразия и идентичности в системе межкультурной коммуникации // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». - № 2 (18). - Самара: СамГТУ, 2012. - С. 151.

Поступила в редакцию 11.03.2013. В окончательном варианте 10.04.2013.

UDK 101.1:316

COGNITIVE AND AESTHETIC ESSENCES OF SOCIAL PHILOSOPHY A.N. Stepanov

Samara State Technical University

244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100

E-mail: stepanov-54@mail.rupasshound

Cognitive, pedagogical, educational and esthetic essences of social philosophy are analyzed in the article. The methodical, esthetic bases and functions of social philosophy are considered. The methodological, axiological and esthetic teleology of social philosophy is presented. Key words: cognitive, pedagogical, educational, aesthetic essence of social philosophy.

Original article submitted 11.03.2013. Revision submitted 10.04.2013.

AnatolyN. Stepanov, candidate of philosophy, associate professor, Department of philosophy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.