Научная статья на тему 'Социально-эстетическая ценность философской дидактики'

Социально-эстетическая ценность философской дидактики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАНОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / КОННОТАТИВНАЯ ДИДАКТИКА / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ / NANOTECHNOLOGICAL THINKING / PHILOSOPHICAL AND AESTHETIC KNOWLEDGE / CONNOTATIVE DIDACTICS / AESTHETIC FUNCTION OF SOCIAL PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов Анатолий Николаевич

В статье с философских и эстетических позиций исследуется дидактическая проблема социально-технического бытия. Рассматривается дидактическое и эстетическое предназначение социальной философии. Представлены методологическая, аксиолого-дидактическая и эстетическая функции философии и социальной философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND AESTHETIC VALUE OF PHILOSOPHICAL DIDACTICS

In the article the didactic problem of social and technical life from philosophical and esthetic positions is investigated. Didactic and aesthetic mission of social philosophy is considered. Methodological, axiological and didactic and aesthetic function ofphilosophy and social philosophy are presented.

Текст научной работы на тему «Социально-эстетическая ценность философской дидактики»

E.N. Ryabinova1, J.I. Rakhimova2

Samara State Technical University

244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100

E-mail: JuliyRahimova@yandex.ru

The article is devoted to modular-rating of competency educational system while “energy-saving in heat-power engineering and technology ” course teaching for IV year students of Heat Power Department.

Key words: modular-rating of competency educational system, student, professional education.

Original article submitted 05.11.2012.

Revision submitted 05.11.2012.

1 Elena N. Ryabinova, Doctor of Education Sciences, associate professor of the Chair of Higher Mathematics and Applied Computer Science.

2 Julia I. Rakhimova, lecturer, Chair “Industrial power engineering.

УДК 101.1:316

СОЦИАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ФИЛОСОФСКОЙ ДИДАКТИКИ

А.Н. Степанов1

Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244.

E-mail: stepanov-54@mail.rupasshound

В статье с философских и эстетических позиций исследуется дидактическая проблема социально-технического бытия. Рассматривается дидактическое и эстетическое предназначение социальной философии. Представлены методологическая, аксиолого-дидактическая и эстетическая функции философии и социальной философии.

Ключевые слова: нанотехнологическое мышление, философско-эстетическое знание, коннотативная дидактика, эстетическая функция социальной философии.

Приоритетную значимость в эффективном осуществлении нанотехнологизации страны приобретают социально-исторические преобразования в обществе: в образовании, морали, науке и производстве. Безусловно, ключевая роль будет принадлежать научно-техническому образованию, но без гуманистической морали и идеологии, формирующихся в значительной мере в образовательном процессе от школы до вуза, новый качественный подъём науки едва ли будет успешным и едва ли значительно поднимет уровень общественной жизни. Следовательно, необходимо объединить усилия учёных, нанотехнологов, сырьевиков, производственников и государственных финансистов для разработки государственного плана по нанотехнологизации страны.

В этой связи образовательную и преподавательско-педагогическую деятельность вузов необходимо нацелить на подготовку высококвалифицированных и трудолюбивых специалистов, способных эффективно работать в новых условиях и формах производства. Вот почему очень важным обстоятельством для достижения успеха в современных условиях является приоритетная система государственного бюджетного финансирова-

1 Анатолий Николаевич Степанов, кандидат философских наук, доцент кафедры философии.

202

ния, которая должна покрывать основную часть расходов, связанный с обучением специалистов. «Именно поэтому необходимость создания развитой и современной системы подготовки педагогических кадров и государственных мер поддержки педагогов, социальных гарантий требует модернизации всей сферы образования. Для этого необходимо существенно повысить качество педагогического образования в стране и квалификацию работающих педагогов. Образовательная политика государства должна быть направлена на обеспечение высокого социального статуса педагогов, престижа профессии, высокой значимости учительского труда для общества» [1].

Новизной педагогических технологий может являться только прочная связь вузовской педагогики с научно-производственными и научно-экспериментальными учреждениями и организациями в форме научно-производственных стажировок как внутри страны, так и за рубежом. Проблема гарантии качества образования на разных уровнях (международном, национальном, университетском и др.) связана с политикой в области качества, организационными структурами, органами, ответственными за качество ресурсного обеспечения образования, процедуры экспертизы качества [4].

Таким образом, будут формироваться новые профессионально-технологические разработки с более совершенной технологией производства и высоким качеством выпускаемой продукции. А это в свою очередь будет способствовать повышению конкурентоспособности нашей страны на мировом рынке нанотоваров, что с очевидной неизбежностью будет способствовать росту экономического могущества нашей страны и укреплению её международного статуса в современных условиях. Исторически ускоренный процесс перехода на нанотехнологический путь развития откроет невиданные горизонты для обеспечения страны дешёвой, выгодной и безвредной нанотехнологической энергией.

В связи с вышесказанным в данной статье рассматривается проблема взаимосвязи и совершенствования практики дидактической деятельности преподавания философии в техническом вузе. Исходя из этого каждый преподаватель философии должен в значительной мере обладать определёнными знаниями государственного стандарта по нанотехнологии. Тогда процесс усвоения философских знаний студентами не будет абстрактным, или беспредметным, и не будет оторванным от реалий жизни и производства.

В логическом и дидактическом отношении философские знания должны представлять собой строго продуманную научно-производственную систему знаний, где частные научные и производственно-экономические факты и явления являются иллюстративным материалом теоретических обобщений. В этом случае эффективность освоения изучаемого материала значительно возрастает, что происходит и тогда, когда преподаватель учитывает общепознавательный уровень развития студентов, их базовый научнотехнический уровень подготовки (глубина их научных знаний по смежным специализированным предметам). Органической внутренней стороной учебного процесса является побуждение студентов к активному самостоятельному обучению.

При изучении философии преподаватель, прежде всего, должен обратить внимание студентов на необходимость ясного понимания ими изучаемого материала. Например, при рассмотрении понятия мировоззрения важно уяснить содержание, формы и суть мировоззрения как естественной формы сознания, как способа поэтапного постижения бесконечности мироздания. Анализируя структуру мировоззрения, надо попытаться установить структурные связи мировоззрения, био-психо-социальные факторы, влияющие на формирование элементов гуманистического мировоззрения. «В педагогической науке выдвигаются разнообразные варианты построения оптимальной модели воспитания и образования, призванной решить про-

блемы молодого поколения. Реалии данного процесса требуют основательной проработки существующих в арсенале педагогической мысли материалов, обладающих ярко выраженной гуманистической направленностью» [2].

Кроме того, надо обратить внимание на общественно-исторический характер эволюции мировоззрения, на его функции и роль в жизни человека и общества. Необходимо конкретизировать представления о структурном содержании и функциях мировоззрения на основе анализа его исторических типов и форм. Необходимо также определить характерные культурологические черты мировоззрения. При этом важно рассмотреть функциональное социально-историческое предназначение философии в системе культуры и нравственности. Иначе говоря, в процессе образовательной деятельности по проблемам социальной философии необходимо сводить критериальный анализ дилеммы к основному вопросу философии - вопросу об отношении нанотехнологического мышления к социальному бытию, или идеального к материальному.

Вот почему особое внимание следует уделить проблеме взаимосвязи философии с другими современными знаниями материальной культуры, с достижениями в естествознании, микробиологии, медицине, астрофизике, технике, инженерии и технологии. В процессе преподавания философии надо показать её взаимодействие с социальными (гуманистическими, организационными, правовыми, производственнотехническими и технологическими) реалиями общественной жизни и влияние философии на духовные, нравственные, политические, экономические и культурологические основы и перспективы общественного и государственного развития. В связи с этим в качестве примера отметим дидактико-эстетическое содержание социальной философии.

1. Сенсорно-рациональное созерцание, восприятие объективных условий и обстоятельств общественного бытия.

2. Рационально-трансцендентное постижение содержания и сути реальности социального бытия.

3. Посредством рецептивного восприятия осуществляется эмоциональнотрансцендентное постижение существующих общественных реалий бытия человека, семьи, группы, коллектива. Внешним проявлением такого социального самочувствия является ощущение человеком радости, удовлетворённости или, наоборот, одиночества, неудачи, горечи и т.д.

4. Дидактическое содержание философии также заключается в интуитивном постижении сути вещей, явлений, фактов, событий, проявляющемся как необъяснимое феноменальное озарение, просветление, результатом которого, как и рационального постижения, является найденная истина.

5. Кроме того, специфика социального бытия проявляется в трансцендентной взаимоопределяемости состояний, то есть отношений, которые достоверно раскрывают идею единого или общего с реалистичных позиций. В сравнительном содержании они представляют собой идеи как межиндивидуальной и сословно-классовой иерархии, так и идеи социально-правового равенства и духовно-эстетического совершенствования динамичных условий и обстоятельств бытия общества.

6. Важнейшей дидактико-эстетической стороной социальной философии является её футурологическое содержание.

7. Другим важнейшим дидактико-эстетическим смыслом социальной философии является её коннотативное содержание, реально функционирующее как дополнительное содержательное значение более глубокого, более колоритного и более яркого тенденциозного, формирующегося на основе синтеза мировоззренческих, культурно-исторических, повседневно-эмпирических знаний и условий жизни человека и общества.

8. Другим не менее важным дидактико-эстетическим смыслом социальной философии является её когнитивное содержание, присутствующее в материализме, идеализме, эзотеризме (скрытом, тайном), эсхатологии, эмпиризме, теизме, деизме, фатализме, экзистенциализме, феноменологии и т.д.

9. Содержательная дидактико-эстетическая основа философии, и в частности социальной философии, представляет собой концептуально-практическое аксиологическое знание о человеке, обществе, человечестве; о мыслях, идеях, гипотезах, идеалах; о совершенном, возвышенном, гармоничном и прекрасном.

10. И дидактико-эстетическое содержание предстаёт в трансцендентной духовной перспективе, побуждающей каждого разумного и трудолюбивого человека к интеллектуальной, духовно-нравственной, гуманной и творческо-созидательной деятельности.

В этой связи пора дать философско-дидактическую дефиницию социальноэстетической проблемы. Итак, прекрасным в конкретный исторический период времени будет считаться то общество, о котором каждый или подавляющее большинство членов общества смогут сказать, что оно справедливо, совершенно, культурно и прекрасно. У

Н.Г. Чернышевского есть классическое определение прекрасного: «Прекрасное есть жизнь; прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь...; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни» [3].

В этом контексте можно дать иное определение прекрасного. Высшая красота -это проявление высокоинтеллектуальной, духовно-нравственной, свободнотрудолюбивой и гуманно-созидательной жизни каждого человека. Вот почему, помня о социально-эстетической телеологии философии, преподавателям философии целесообразно вести занятия в соответствии с нормами морали, нравственности, этики и эстетики. В связи с этим преподавателям философии при подготовке к занятиям можно дать некоторые рекомендации.

1. Выделить обобщённые социально-теоретические и эстетические объекты изучения.

2. Вычленить социальные и эстетические разновидности обобщённых объектов изучения.

3. Синтезировать общие культурно-эстетические признаки, свойства и структуры объектов изучения.

4. Выделить общую динамику герменевтических трансформаций и социальноэстетические тенденции в объектах изучения.

5. Определить характерные эстетические проявления и особенности социальной системы и наиболее общие социально-исторические закономерности развития.

6. Представить философскую гипотезу о реалиях и перспективах эстетического развития социальной системы, подобрав разноуровневые примеры из социальной жизни.

7. Показать практическую применимость приобретаемых философских и эстетических знаний в жизни человека и общества.

8. Проиллюстрировать значимость приобретаемых философских и эстетических знаний для человека, общества, человечества.

В связи с этим каждому преподавателю необходимо прочно и глубоко знать:

1. Тематический теоретический материал по философии техники, онтологии, аксиологии, гносеологии, диалектике, эпистемологии, культурологии и т.д.

2. Структуру, систему, форму, типы, виды и суть философско-эстетических проблем.

3. Целесообразно пользоваться методом описания признаков, событий или явлений социальной действительности при помощи свёрнутых определений и развёрнутых повествований.

4. Необходимо эффективно пользоваться методом объяснения усвоенных социальных связей и отношений с помощью формулирования утверждений, тезисов, принципов, теорий и формул, раскрывающих латентные связи и отношения, доказывающие закономерный характер общественных связей и отношений.

5. По программному материалу образовательного курса философии надо уметь свободно оперировать информационным и методологическим философским и эстетическим инструментарием.

6. Надо помнить, что метод выведения анонсивного предписания очень полезен для формулирования определений, рекомендаций, правил, алгоритмов изучения различных философских и эстетических явлений с целью выведения и обоснования обобщённых рекомендаций для последующего эффективного их применения в педпрактике и в жизни. А чтобы этого достичь, преподавателю надо научиться следующим дидактическим приёмам;

- осуществлять схематизацию классифицированного материала с помощью тезисов, техносхем, лексикосхем, лексикограмм и лексикотаблиц;

- выполнять аналитическое, синтетическое и дискуссионно-риторическое моделирование объектов изучения;

- привлекать наглядно-схематические изображения (аудио-, видеоматериалы);

- осуществлять схематическое абстрактно-логическое изображение процесса решения познавательно-практических задач, например тестовых.

И в заключение необходимо отметить, что для ведения успешной образовательной деятельности важнейшими индивидуальными психолого-педагогическими качествами преподавателя являются:

- его богатый жизненный, трудовой, служебный опыт;

- эффективное владение методом эмпатии и искусством фасцинации (завораживания, обаяния) в гармоничном сочетании с научно-технической и профессиональной компетентностью преподавателя;

- глубокое знание преподавателем прозы жизни, широкий его кругозор, справедливое, доброжелательное, честное, толерантное отношение к студентам.

Если преподаватель, особенно молодой, будет, заботиться только о собственном имидже, то образовательные успехи студентов будут скромными или сомнительными; угодливость, услужливость, заигрывание, подобострастие, всепрощение не способствуют повышению уровня знаний студентов.

Опытного преподавателя отличает не показная, а естественная внимательность к отвечающему студенту. Студенту очень важно знать, что его внимательно слушают (если надо, поправят), поэтому молодому преподавателю следует целенаправленно учиться мотивированной внимательности.

Студенты должны знать, понимать и уметь практически оперировать общими и специфическими научно-философскими категориями, учитывать диалектические законы бытия природы, общества, человека и мышления, представлять формы и виды познания, общее и особенное в живой и неживой материи и роль духовных ценностей в жизни человека и общества. Тогда студенты будут демонстрировать разносторонние и глубокие знания в областях от философии науки и техники до социальной философии. Дидактическая связь с жизнью позволяет выстраивать более эффективный учебный процесс, лучше решать образовательно-педагогические и социальные задачи.

Надо отметить три социально-философские дидактические задачи при реализации образовательных программ профессионального образования. Первая - помочь молодому человеку выбрать любимую профессию, таким образом, определиться со своей трудовой деятельностью. Именно в молодом возрасте актуальна профориентация человека. Поэтому те, кто мотивирован на получение желаемой профессии в процессе обучения, приобретают прекрасные профессиональные навыки и неоценимый жизненный опыт.

Вторая социально-педагогическая задача заключается в том, что для успешной и эффективной работы молодой специалист должен обладать современными профессиональными знаниями, быть духовно-нравственной, культурно-образованной личностью, знать современные методы автоматизированной работы. Третья задача сводится к социально-трудовой адаптации с приобретённым опытом, что поможет не только в работе, но и в жизни, будет способствовать выработке умений и навыков деятельности в условиях динамичного производства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Геворкян Е.Н. Подготовка педагогических кадров в современной России: социальнофилософский анализ / Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Философские науки». 2012. № 1 (5). М.: МГПУ, 2012. - С. 107.

2. Горячев М.М. Проблемы создания «Новой школы» в России в пореформенный период и в настоящее время / Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2011. № 37 (88). Самара: СамГУ, 2011. - С. 142.

3. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения / Под общей редакцией М.М. Григорьяна. Л.: Государственное изд-во политической литературы, 1950. Т. 1. - С. 59.

4. Ягудина Л.Р. О некоторых институтах гарантии качества образования в России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2012. № 2. Пенза: ПГУ, 2012.- С. 104.

Поступила в редакцию 15.10.2012.

В окончательном варианте 15.10.2012.

UDK 101.1:316

SOCIAL AND AESTHETIC VALUE OF PHILOSOPHICAL DIDACTICS A.N. Stepanov

Samara State Technical University

244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100

E-mail: stepanov-54@mail.rupasshound

In the article the didactic problem of social and technical life from philosophical and esthetic positions is investigated. Didactic and aesthetic mission of social philosophy is considered. Methodological, axiological and didactic and aesthetic function ofphilosophy and social philosophy are presented.

Key words: nanotechnological thinking, philosophical and aesthetic knowledge, connotative didactics, aesthetic function of social philosophy.

Original article submitted 15.10.2012.

Revision submitted 15.10.2012.

Anatoly N. Stepanov, candidate of philosophy, associate professor, Department of philosophy, Samara State Technical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.