Е.В. Белова, канд. социол. наук, доцент, А.А. Крисанов, канд. филос. наук, доцент, кафедра профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин, Белгородский государственный аграрный университет им. В.Я. Горина, г. Белгород, Россия belova-el-v@yandex.ru and-krisanov@yandex.ru
СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ СТУДЕНТОВ
В статье рассматриваются проблемы исторической памяти — устойчивой системы представлений о прошлом, бытующих в общественном сознании, которой свойственна не столько рациональная, сколько эмоциональная оценка прошлого. Речь идет об исторической памяти представителей конкретной социальной группы, в частности студенческой молодежи. По мнению авторов, изучение исторической памяти с точки зрения социолого-исторического подхода дает существенно новые возможности для ее анализа. Авторы рассматривают историческую память в рамках теории социокультурной динамики, сформированной, прежде всего, в работах П.А. Сорокина. При этом в работе социальная динамика исторической памяти определяется как многоуровневый процесс, включающий систему ценностей, изменение представлений о жизни и опыте предков и формирующийся под влиянием различных факторных детерминантов. Авторы исходят из того, что трансформация системы ценностей студентов, сопровождаемая изменением характера воздействия различных факторных детерминантов, приводит к изменению структуры мотивов учебной деятельности студентов, в процессе которой формируется их семейная историческая память. Знание особенностей социальной динамики изучаемого явления позволит разработать систему мероприятий, способствующих целенаправленному формированию семейной исторической памяти молодого поколения. Ключевые слова: историческая память, социальная динамика, студенты, семья, теория социокультурной динамики П.А. Сорокина, возможности анализа, социолого-исторический подход, факторы.
Одной из важнейших доминант исторического сознания и культуры в целом является внимание к памяти о предках, к их жизни и опыту. В научной литературе историческая память рассматривается как «способность индивида сохранять и воспроизводить в словесно-логической (устной и письменной), образной, эмоциональной, предметной форме исторические знания, полученные в системе образования и культуры, в результате усвоения опыта старших поколений, путем самообразования и общения, через аудио- и видеосредства, а также события, участником и свидетелем которых
Любовь к родине начинается с семьи.
Ф. Бэкон
был ее обладатель»1. Историческая память — это устойчивая система представлений о прошлом, бытующих в общественном сознании, которой свойственна не столько рациональная, сколько эмоциональная оценка прошлого. Она делит события на хорошие и плохие, ставит оценки по поведению в прошлом и этим она радикально отличается от исторической науки, которой не должны быть присущи априорные оценки2.
Такое понимание позволяет рассматривать историческую память как уникальное и многогранное явление, которое требует изучения в области как истории, так
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
и социологии. Следовательно, возникает необходимость формирования социолого-исторического подхода к пониманию исторической памяти. Такой подход необходим нам для проведения анализа влияния различных факторов на изменение представлений людей о жизни и опыте предков. При этом исследовать историческую память в данном контексте позволяет рассмотрение ее в рамках теории социокультурной динамики, сформированной прежде всего в работах П.А. Сорокина.
Согласно его воззрениям всякое общество представляет собой совокупность социокультурных процессов, которые включают в себя не только материальную жизнь и соответствующую ей систему социальных организаций и отношений, но и пять важнейших культурных систем (язык, этику, религию, искусство и науку), анализ которых позволяет определенным образом характеризовать и типизировать общество в рамках концепции социокультурной динамики. Именно эти культурные системы образуют системы ценностей, норм и значений, на основе которых возникают нормативные образцы социально одобряемого поведения, обязательные для всех членов, так как такое поведение способствует сплоченности социума, обеспечивая ему лучшие условия выживания, и это необходимо для нормального функционирования всех социальных институтов и воспроизводства определенных типов общественных отношений.
По мнению П.А. Сорокина, всякая социо-культура — творение человека. Но и сам человек — существо интегральное, являющееся продуктом определенной социокультуры, усвоившее от рождения основные ценности. Понять любое общество, охарактеризовать его можно, лишь проникнув в существо присущей ему системы ценностей. Эта система значений, норм, цен-
Стержнем исторической памяти людей, на наш взгляд, является система ценностей, определяющая их отношение к бытию и опыту предков, установленных в той или иной социальной группе.
Семейная историческая память представляет собой достаточно сложный социокультурный процесс, формирующийся под воздействием целой системы факторов. Вместе с тем семейная историческая память, как и любой другой социальный процесс, способна к трансформации и развитию, то есть является динамической системой.
ностей и есть единовременное культурное качество. Оно проявляется во всех сторонах человеческой деятельности как основной регулятор, порождая образцы культурной - жизни — мысль, творчество, верования и т.д.»3.
Ценности существуют и функционируют объективно и субъективно. Предлагаемые обществом, они осознаются в качестве ценностных категорий, норм, целей и идеалов, и, в свою очередь, через духовно-эмоциональное состояние людей и социальных общностей оказывают обратное воздействие на социальную жизнь4. Человек исходит в своей деятельности из некоторых идеалов, целей и норм, которые и осознает как нечто обязательное, желательное, необходимое, то есть как свои ценности5.
Изучение исторической памяти с точки зрения социолого-исторического подхода дает существенно новые возможности для ее анализа, а именно:
— позволяет рассмотреть историческую память как некий социальный процесс, в центре которого находится человек. С одной стороны, он способен использовать историческую память как средство воздействия на других людей, а с другой стороны, сам является продуктом этого процесса. Следовательно, человек может являться и субъектом, и объектом исторической памяти;
— разрешает вести речь о ценностном отношении к исторической памяти. У каждого человека существует свое ценностное отношение к исторической памяти. Вследствие этого в основе изучаемого явления, на наш взгляд, находится система ценностей;
— позволяет исследовать историческую память представителей конкретного поколения, рассматривать ее в контексте определенной социальной группы;
— позволяет проанализировать социальную динамику исторической памяти,
то есть «изменения, происходящие в культуре и самом человеке под воздействием внешних и внутренних сил»6.
Таким образом, социальная динамика исторической памяти — это многоуровневый процесс, включающий систему ценностей, изменение представлений о жизни и опыте предков и формирующийся под влиянием различных факторных детерминантов. Поэтому неслучайно, что при изучении коллективной памяти молодого поколения исследователей интересует не только содержание представлений, оценка тех или иных событий, но и сам процесс формирования коллективной памяти и факторы, которые влияют на ее особенности7.
Система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов. Она, в свою очередь, оказывает обратное влияние на социальные интересы и потребности как один из важнейших мотиваторов социального действия, поведения индивидов8.В каждой конкретной культурной среде складываются обычно свои групповые культурные ориентации, оказывающие значительное влияние на всю культурную деятельность личности. В связи с этим можно вести речь об исторической памяти представителей конкрет-
ной социальной группы, в частности студенческой молодежи.
Стержнем исторической памяти людей, на наш взгляд, является система ценностей, определяющая их отношение к бытию и опыту предков, установленных в той или иной социальной группе. Вне сомнений, свои групповые ценности, определяющие отношение к памяти предков, есть и в студенческой среде, что, в свою очередь, позволяет рассматривать историческую память студенческой молодежи как отдельный социальный феномен.
Социальная динамика исторической памяти студенческой молодежи может быть исследована как многоуровневый процесс, протекающий под влиянием различных факторных детерминантов. При этом различные факторы можно разделить на две группы: факторы макроуровня и факторы микроуровня. Первая группа может быть представлена факторами, определяющими процесс формирования исторической памяти на уровне больших социальных групп, социальных общностей или общества в целом (идеология, средства массовой информации, образ жизни). Такие факторы носят объективный характер и не поддаются регулированию со стороны каждого человека. Ко второй группе мы отнесли факторы,
детерминирующие процесс формирования представлений молодых людей о жизненном опыте предков на уровне малых социальных групп (субкультура, референтная группа, возрастные особенности). Помимо вышеперечисленных факторов, на процесс формирования представлений молодых людей о жизни старших поколений оказывают влияние еще два фактора (образование и семья), воздействие которых может происходить как на макро-, так и на микроуровне. Знание вышеназванных факторов позволит проследить изменения, происходящие в системе ценностей, способствующих повышению интереса к истории на различных этапах ее развития и мотивации изучения ее молодыми людьми.
В этой связи апелляция к такому глубинному пласту сознания, как история рода, родословная является одним из способов актуализировать интерес к прошлому. С этого уровня может возникнуть интерес молодых людей к истории как таковой. Через историю рода можно увидеть хотя бы относительно недавнее прошлое огромной страны, народа в целом. Ведь нужно помнить, что знание отечественной истории в целом не является «коньком» большинства российских студентов — об этом свидетельствуют опросы студентов даже крупнейших российских вузов — МГУ им. М.В. Ломоносова, университет МГИМО и НИУ-ВШЭ9.
В связи с этим мы будем вести речь прежде всего о семейной исторической памяти. Семейная историческая память представляет собой достаточно сложный социокультурный процесс, формирующийся под воздействием целой системы факторов. Вместе с тем семейная историческая память, как и любой другой социальный процесс, способна к трансформации и развитию, то есть является динамической системой. Проанализируем динамику этого явления на примере семейной исторической памяти современного студенчества.
Чтобы проанализировать социальную динамику семейной исторической памя-
ти молодых людей, нами в ноябре 2014 года было проведено социологическое исследование «Социальная динамика семейной исторической памяти» среди студентов Белгородского государственного аграрного университета имени В.Я. Горина.
В качестве основных методов сбора информации в рамках данного исследования использовались:
— анкетный опрос студентов Белгородского государственного аграрного университета имени В.Я. Горина и их родственников (объем квотной выборки составил 300 человек. В качестве квотирующих признаков были определены: пол, возраст, род занятий);
— контент-анализ устных и письменных повествований родственников студентов Белгородского государственного аграрного университета имени В.Я.Горина (объем квотной выборки составил 150 человек. В качестве квотирующих признаков были определены: пол, возраст, род занятий, место проживания).
В результате проведенного исследования мы выявили, что семейная историческая память формируется под влиянием различных факторов, при этом степень и характер влияния каждого из них во многом определяются системой ценностей самих студентов.
Наиболее значимым фактором, детерминирующим представления молодых людей об истории их семьи, как мы и предполагали, является семья. Влияние семьи, как было отмечено выше, может проявляться как на макро-, так и на микроуровне. В первом случае речь идет об исполнении семьей как социальным институтом двух взаимосвязанных общественно значимых функций, таких как социализация молодого поколения и поддержание культурного воспроизводства общества. Семья является первым в жизни человека и довольно мощным социализирующим агентом. В то же время семью можно рассматривать не только как социальный институт, но и как малую группу, основанную на бра-
Более 50% опрошенных молодых людей отметили, что в их роду есть человек, который вызывает у них особую гордость и уважение; только 13% не смогли назвать такого человека. Среди родственников, вызывающих гордость и уважение, респонденты чаще всего называли прадедушек и прабабушек.
ке и связанную общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью, то есть как самое близкое и устойчивое социокультурное окружение личности, опосредующее ее взаимодействие с обществом. В каждой семье закладываются свои ценностные установки, что в дальнейшем во многом определяет культуру молодого человека. Так, например, поддаваясь влиянию со стороны школьного и вузовского образования, средств массовой информации, молодежной субкультуры студенты как бы «оглядываются» на поведение и ценностные установки родителей. Для значительного числа молодых людей рассказы родителей о родословной их семьи без возражений принимаются на веру и являются основным источником получения таких знаний. Это в полной мере подтверждается результатами нашего исследования. Так, отвечая на вопрос о том, из каких источников им известно об истории своей семьи, студенты разных курсов и направлений наиболее часто ссылались на рассказы старших родственников, семейные предания, семейные архивы. При этом большая часть опрошенных студентов (74,8%) хотели бы знать больше об истории своей семьи, нежели своего населенного пункта.
Более того, значительная часть молодых людей (61,4%) вообще заявили, что предпринимали определенные целенаправленные действия, чтобы узнать больше об истории своей семьи. Так, на вопрос о том, какие именно меры были предприняты для изучения истории своей семьи, студенты преимущественно отвечали, что беседовали со старшими родственниками (72,%), а определенная часть молодых людей (19,3%) ответили, что пытались даже сами составить свою родословную.
На интерес к прошлому весьма существенно влияют и конкретные образы предков, отличившихся на войне, в каком-либо роде деятельности или проявивших себя в драматической ситуации. Более 50% опрошенных молодых людей отметили, что в их роду есть человек, который вызывает у них особую гордость и уважение; только 13%
Именно в школе и в первую очередь в процессе изучения предмета «История» закладывается необходимая основа для формирования как общей культуры человека, так и его исторической памяти.
не смогли назвать такого человека. Среди родственников, вызывающих гордость и уважение, респонденты чаще всего называли прадедушек и прабабушек. Несмотря на то что время неумолимо, наиболее значимым для современной молодежи по-прежнему остается поколение Великой Отечественной войны, что связано с его трагическим и героическим опытом. Интересно отметить и то, что героический пример прадедов имеет определенное влияние на желание внуков быть защитниками Отечества (34,3%), а также проявлять гражданскую активность в других формах.
В ходе исследования нами было выяснено, что в большей части семей хранятся определенные памятные реликвии: письма (13%), украшения (24,1%), предметы быта (19,3%), личные вещи (16,8%), документы (43,9%), награды (58,8%), фотографии (75,1%). Значительная их часть, конечно, была утрачена в годы войны, голодные годы, когда многие были вынуждены расстаться с памятными вещами, подчас представлявшими и большую материальную ценность.
В то же время приходится констатировать, что 5,1% опрошенных молодых людей заявили о том, что в их семье ничего ценного с точки зрения ее истории не сохранилось. Более того, они менее других ощущают себя гражданами России, менее чувствуют с ней духовную близость и гордость от того, что родились и живут в ней, в меньшей степени стремятся проявлять гражданскую активность. Такая тенденция проявляется отчетливо и, безусловно, заставляет всерьез задуматься о путях и средствах гражданского и патриотического воспитания.
Итак, представления молодых людей об истории своей семьи зависят от того, в какой степени владеют этими знаниями представители старших поколений, а также от ценностных установок, определяющих отношение к семейной исторической памяти, которая, в свою очередь, закладывается в конкретной семье.
Образование, на наш взгляд, не менее значимый фактор, детерминирующий семейную историческую память студентов.
Его воздействие настолько сильно, что оно может не ослабевать и при влиянии других значимых факторов. Влияние этого фактора тоже происходит как на макро-, так и на микроуровне. На макроуровне образование способно оказывать влияние как социальный институт, что проявляется в формировании общего представления у молодых людей об истории государства, края. Наибольшее значение имеет среднее общее (школьное) образование. Именно в школе и в первую очередь в процессе изучения предмета «История» закладывается необходимая основа для формирования как общей культуры человека, так и его исторической памяти. Так, основная часть респондентов (95,2%) ответили, что узнали об истории Отечества, конкретных участниках событий, их подвигах преимущественно в процессе школьного образования. На микроуровне воздействие фактора образования на процесс формирования семейной исторической памяти человека проявляется через создание элементов его социальной микросреды — определенных социальных групп, куда индивид включается в процессе своего обучения в учебных учреждениях. Данные группы представляют важный элемент социокультурного окружения молодого человека, через них опосредуется его взаимодействие с обществом. Стремление молодого человека занять определенное место в коллективе сверстников, участвовать в социальной жизни этого коллектива подразумевает процесс социальной адаптации, в ходе которого им усваиваются специфические элементы культуры этой социальной группы, особые знания, умения, символическое поведение. Не являются исключением ценности, определяющие отношение к исторической памяти семьи. Так, 23,4% опрошенных студентов отметили, что получили дополнительную информацию об истории своего края, некоторые даже об истории предков своей семьи (12,3%) в процессе посещения краеведческих кружков, клуба «Память» и др.
Следует отметить и некоторую противоречивость данного фактора. В последнее время историческая наука часто оказывается как бы на перепутье, появляется множество самых разнообразных концепций и точек зрения. Но если для истории как науки это вполне закономерно и полезно, то для нее как учебной дисциплины это далеко не всегда так. В этой ситуации плюрали-стичность оценок прошлого скорее вредит неокрепшему сознанию молодого человека, дезориентирует его в прошлом. При усложнении и умножении концепций научного объяснения прошлого чаще исчезает интерес к истории. К тому же современные молодые люди достаточно прагматичны и подчас их нелегко заинтересовать чем-то, что выходит за пределы практических интересов получения зачета или более высокой оценки на экзамене. Это подтверждается и результатами нашего исследования. Так, значительная часть первокурсников (57,7%) хотели бы изучать спецкурс, посвященный истории родного края, местности. А студенты вторых и третьих курсов в рамках изучения такого курса хотели бы получить информацию и об истории своей семьи. Более того, многие студенты изъявили желание составить родословную своей семьи, и по их мнению, легче это будет сделать в процессе изучения подобного курса. Однако студенты преимущественно четвертых (последних) курсов заявили о нежелании изучать подобные курсы, менее всего проявили интерес к исследованию и составлению родословной своей семьи.
Получается, что происходит некоторая трансформация системы ценностей студентов. Студенты-выпускники сильнее, чем студенты других курсов, «заряжены» преимущественно на успешную деловую карьеру. Они видят себя вполне сложившимися специалистами с достаточным багажом знаний, умений, навыков. Очевидно, к последнему курсу молодые люди считают, что потратили достаточно времени и стараний на свое образование.
При усложнении и умножении концепций научного объяснения прошлого чаще исчезает интерес к истории. К тому же современные молодые люди достаточно прагматичны и подчас их нелегко заинтересовать чем-то, что выходит за пределы практических интересов получения зачета или более высокой оценки на экзамене. Это подтверждается и результатами нашего исследования.
Не случайно, отвечая на заданный им в ходе исследования вопрос о том, считают ли они себя уже высококвалифицированными специалистами, 69,2 % выпускников ответили «да» и «скорее всего, да». При этом для значительной части студентов (51,1%) важен сам факт получения диплома о высшем образовании.
Таким образом, ослабевает воздействие образования как фактора, который оказывал более значимое воздействие на историческую память в начале и середине обучения студентов в вузе. При этом такие изменения происходят и в связи с тем, что студенты-выпускники утрачивают связь с основными трансляторами исторической памяти. Так, изучение «исторических» дисциплин, как правило, завершается на втором году обучения. Следовательно, взаимодействие студентов с преподавателями-историками, являющимися основными трансляторами исторических знаний, представлений о жизни, опыте предков, к третьему курсу практически прекращается.
Следующим фактором, определяющим процесс развития исторической памяти молодых людей, относящимся к макроуровню, являются средства массовой информации (СМИ).
За прошедшие десятилетия многое изменилось в общественно-политической жизни страны, и это не могло не отразиться на средствах массовой информации. Свобода слова не только изменила роль СМИ в обществе, но и привела к качественным изменениям в содержании информации и манере подачи сообщений. Особенно остро воздействие СМИ ощущает молодежь, поскольку ее историческая память находится в процессе формирования. Это подтверждается и результатами нашего исследования. Так, например, 39,8% студентов разных курсов утверждают, что на их отношение к памяти предков, к их образу жизни, подвигам значительное влияние оказали информационные новости (11,3%), теле- и радиопередачи политического содержания (23,1%), теле- и радиопередачи культурно-исторического содержания (31,2%), публикации исторического характера в современных газетах, журналах (19,3%).
Получается, что современные СМИ в какой-то степени диктуют молодежи некоторую «историческую» моду, акцентируя при этом внимание на исторической памяти поколений, иногда и семейной исторической памяти.
Важно отметить, что историческая память не может формироваться в отрыве от литературы, однако знание русской классической литературы в последнее время сведено практически до уровня пересказа отдельных произведений. Школьные сочинения в основном списываются молодыми людьми из Интернета. На вопрос: «Какие книги Вы любите читать?» студенты всех курсов назвали преимущественно детективы (31,8%), фантастику (27,1%) и книги о любви (20,3%). Вне всякого сомнения, современные детективы и любовные романы воспринимаются читателями легко, способны увлечь необычным сюжетом, но они не могут сформировать необходимые ценностные установки, определяющие представления молодых людей о жизни и опыте их предков.
Влияние образа жизни на формирование исторической памяти студентов не столь существенно, как воздействие СМИ или семьи, но его проявления более характерны. Образ жизни отражает способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека (трудовой, бытовой, социально-политической и культурной), типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений. Условия городской жизни способствуют формированию особого мировосприятия, отличного от «негородского».
На наш взгляд, наиболее наглядно влияние образа жизни как фактора проявляется в различном формировании исторической памяти городских и сельских жителей. И эти различия связаны прежде всего с хранением семейных традиций и обычаев. Так как образ жизни тесно взаимосвязан с системой ценностей человека, которая является началом формирования исторической памяти, это, в свою очередь, делает историческую память сельских жителей менее подвижной, менее открытой к нововведениям, нежели горожан.
Так, в ходе нашего исследования выяснилось, что студенты, проживающие в городе, проявляли больший интерес к составлению родословной своей семьи (42,2%)
и изучению спецкурсов, посвященных истории своего края (39,5%), нежели студенты из сельской местности (29,6% и 18,9% соответственно).
Одним из наиболее значимых факторов микроуровня является субкультура. Субкультура как культура уникальная формирует свою особую систему средств, обеспечивающих общение людей и приобщение новых членов этой группы к ее ценностям. Эти неформальные представления не обязательно состоят в конфликте с официальными нормами и законами, хотя между ними бывает значительное расхождение1 0. Следовательно, можно утверждать, что под воздействием субкультуры, характерной для определенной социальной группы, может происходить и трансформация исторической памяти, связанная с овладением историческими знаниями, усвоением опыта старших поколений.
Так, влияние субкультуры на формирование исторической памяти студентов-первокурсников реализуется через круг их общения. При этом тот круг общения, который сложился у студента-первокурсника еще до его поступления в вуз, и является основным. Так, в общении с друзьями и знакомыми студенты чаще готовы обсуждать семейные традиции (24,1%), занимательные семейные истории (32,3%), смотреть семейные фотографии (37,6%), нежели в общении с однокурсниками (12,6%, 15,4% и 17,9% соответственно). Постепенно происходят изменения и в характере воздействия субкультуры на формирование исторической памяти молодежи. С момента поступления в вуз у молодых людей, как правило, меняется круг общения, который складывается прежде всего из студенческой молодежи, появляются новые интересы, новые формы проведения свободного времени. Наряду с различными развлечениями студенты большое внимание уделяют и изучению специальной литературы и информации что, очевидно, вносит немаловажные изменения в их историческую память. Полученные результаты свидетельствуют о смене приоритетов в исторической памяти сту-
Для большинства молодых людей (49,6%) семейные предания представляют ценность, и они стараются следовать в своей жизни определенным семейным традициям. Возрастает у студентов на третьем курсе и мотивация к изучению семейной исторической памяти.
дентов-третьекурсников. Для большинства молодых людей (49,6%) семейные предания представляют ценность, и они стараются следовать в своей жизни определенным семейным традициям. Возрастает у студентов на третьем курсе и мотивация к изучению семейной исторической памяти. Так, 42,2% опрошенных студентов третьих курсов обязательно постараются составить родословную своей семьи.
Не менее значителен для формирования семейной исторической памяти молодых людей и такой микрофактор, как референтная группа. Принимая в качестве эталона систему норм и ценностей референтной группы, молодые люди с необходимостью принимают и усваивают как свою собственную и систему ценностных представлений, присущих этой группе, о жизни и опыте предков. Как выяснилось в ходе проведенного нами социологического исследования, наибольшее влияние на процесс формирования исторической памяти студенческой молодежи оказывают члены их семей (43,2%) и дружеские коллективы сверстников (32,4%).
Таким образом, изменения в исторической памяти студенческой молодежи сопровождаются трансформацией ее системы ценностей.
В наибольшей степени за период обучения студенты пересматривают ценности личностного развития и социального признания. С усилением стремления студенческой молодежи к профессиональному и духовно-интеллектуальному самосовершенствованию в середине своего обучения интерес к семейной исторической памяти повышается, а к концу обучения — с переориентацией студентов на достижение социального статуса — существенно понижается.
Определяются изменения, отражающие отношение к прошлому своих предков и динамику факторных детерминантов. В начале обучения в вузе историческая память студентов определяется воздействием в первую очередь таких факторов, как семья, среднее образование, средства массовой информации, образ жизни и субкультура. Далее возрастает значимость воздействия системы высшего образования, становятся менее заметными различия, определяемые особен-
ностями образа жизни. Значимость влияния средств массовой информации и субкультуры на историческую память сохраняется практически неизменной на протяжении всего периода обучения студентов в вузе.
Трансформация системы ценностей студентов, сопровождаемая изменением характера воздействия различных факторных детерминантов, приводит к изменению структуры мотивов учебной деятельности студентов, в процессе которой формируется их семейная историческая память. Знание особенностей социальной динамики изучаемого явления позволит разработать систему мероприятий, способствующих целенаправленному формированию семейной исторической памяти молодого поколения.
Литература
1. Немов Д.А. Реальное состояние и особенности формирования исторического сознания в современном российском обществе: дис. ... канд. социол. наук. М., 2004. С. 13.
2. Историческая память: преемственность и трансформации («круглый стол») // Социологические исследования. 2002. № 8. С. 7.
3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество./ Общ. предисл. А.Ю. Согомонов / пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. С. 429.
4. Белова Е.В. Социодинамика речевой культуры студенческой молодежи: дис. ... канд. социол. наук. Белгород, 2007. С. 26.
5. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. предисл. А.Ю. Согомонов / пер. с англ. М.: Политиздат, 1992.С. 102.
6. Бобахо А.А., Чучайкина И.Е. Проблемы социокультурной динамики (Обзор подходов и концепций). / МГТУ им. Баумана. М., 1995. Деп. в ИНИОН РАН 20.11.95. № 50917. С. 2.
7. Касамара В.А., Сорокина А.А. Образ СССР и современной России в представлениях студенческой молодежи // Общественные науки и современность. 2014. № 1. С. 109.
8. Лапин Н.И., Беляева А.А., Наумова Н.Ф. и др. Динамика ценностей населения реформируемой России. М.: Эдиториал УРСС, 1996. С. 47.
9. См.: Касамара В.А., Сорокина А.А. Представления о прошлом студентов топовых московских вузов // Общественные науки и современность. 2014. № 6. С. 57-69.
10. Шибутани Т Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 1999. С. 344.
SOCIAL DYNAMICS OF FAMILY HISTORICAL MEMORY OF STUDENTS
E.V. Belova, Candidate of Sociology, Docent, A.A. Krisanov, Candidate of Philosophy, Docent, The department of professional education and socio-pedagogical disciplines, Belgorod State Agricultural University named after V. Gorin, Belgorod, Russia, belova-el-v@yandex.ru, and-krisanov@yandex.ru
This article considers the problems of historical memory as a stable system of representations about past in pubic mind, which is peculiar with rational and emotional evaluation of past. We are talking about historical memory of exact social group, and student youth in particular. According to the authors' opinion, research of historical memory from the viewpoint of socio-historical approach gives new opportunities for its analysis. The authors consider historical memory in the frames of socio-cultural dynamics theory, first of all, formed in the works by P. A. Sorokin. Besides, in the work the social dynamics of historical memory is defined as a multilevel process, including system of values, changing of representations about life and experience of predecessors and forming under the influence of different factor determinants. The authors come from the fact that transformation of students' values system, accompanied by changing of character of different factor determinants' influence, leads to change of educational activity motives structure, in the process of which their historical memory is formed. The knowledge of social dynamics' peculiarities of the phenomenon will allow developing of events system, which promote purposeful formation of young generation's family historical memory.
Key words: historical memory, social dynamics, students, family, theory of socio-cultural dynamics of P.A. Sorokin, analysis, socio-historical approach, factors.
References
1. Nemov D.A. Real'noe sostoianie i osobennosti formirovaniia istoricheskogo soznaniia v sovremennom ros-siiskom obshchestve: dis. ... kand. sotsiol. nauk [The actual state and features of formation of historical consciousness in modern Russian society. Candidate of sociology sci. diss.]. Moscow, 2004. 143 p.
2. Istoricheskaia pamiat': preemstvennost' i transformat-sii («kruglyi stol») [Historical memory: continuity and transformation (round table)]. Sotsiologicheskie issledova-niia — Sociological research, 2002, no. 8.
3. Sorokin P.A. Chelovek. Tsivilizatsiia. Obshchestvo [People. Civilization. Society]. Moscow, Politizdat Publ., 1992. 543 p.
4. Belova E.V. Sotsiodinamika rechevoi kul'tury stu-dencheskoi molodezhi: dis. ... kand. sotsiol. nauk [Socio-dynamics of speech culture of students. Candidate of sociology sci. diss.]. Belgorod, 2007. 196 p.
5. Sorokin P.A. Chelovek. Tsivilizatsiia. Obshchestvo [People. Civilization. Society]. Moscow, Politizdat Publ., 1992. 543 p.
6. Bobakho A.A., Chuchaikina I.E. Problemy sotsiokul'turnoi dinamiki (Obzor podkhodov i kontseptsii) [Problems of socio-cultural dynamics (for an Overview of approaches and concepts)]. Moscow, 1995.
7. Kasamara V.A., Sorokina A.A. Obraz SSSR i sovremen-noi Rossii v predstavleniiakh studencheskoi molodezhi [The image of the USSR and modern Russia in representations of students]. Obshchestvennye nauki isovremennost' — Social Sciences and modernity, 2014, no. 1, pp. 107—118.
8. Lapin N.I., Beliaeva A.A., Naumova N.F. i dr. Din-amika tsennostei naseleniia reformiruemoi Rossii [Dynamics of values reforming Russia]. Moscow, Editorial URSS Publ., 1996. 224 p.
9. Kasamara V.A., Sorokina A.A. Predstavleniia o prosh-lom studentov topovykh moskovskikh vuzov [Knowledge about the past of the top students of Moscow universities]. Obshchestvennye nauki i sovremennost' — Social Sciences and modernity, 2014, no. 6, pp. 57—69.
10. Shibutani T. Sotsial'naia psikhologiia [Social psychology]. Rostov on don, Feniks Publ., 1999. 539 p.