Научная статья на тему 'Проявление исторической памяти студенческой молодёжи в сфере семьи и досуга'

Проявление исторической памяти студенческой молодёжи в сфере семьи и досуга Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
215
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ТРАДИЦИОННОЕ И ИННОВАЦИОННОЕ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ / СЕМЕЙНО-ДОСУГОВАЯ СФЕРА / HISTORICAL MEMORY / TRADITION AND INNOVATION IN HISTORICAL MEMORY / IDEOLOGICAL / BEHAVIORAL / EMOTIONAL ASPECTS HISTORICAL MEMORY / FAMILY RECREATIONAL AREAS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абрамкина С. Г., Еньшина Н. А.

На основе результатов социологических исследований анализируются мировоззренческий, поведенческий и эмоциональный аспекты исторической памяти студенческой молодёжи в семейно-досуговой сфере. Показана специфика функционирования исторической памяти студенчества в соотношении традиционного и инновационного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMONSTRATION OF HISTORICAL MEMORY OF STUDENTS IN A FAMILY AND LEISURE

Based on the results of sociological research the present work examines philosophical, behavioral and emotional aspects of the historical memory of students in a family''s life and a recreation sphere. The research shows the specificity of functioning of the historical memory of students in the ratio of traditional and innovative spheres.

Текст научной работы на тему «Проявление исторической памяти студенческой молодёжи в сфере семьи и досуга»

Библиографический список

1. Уемов, А.И. Системный подход и общая теория систем. - М., 1978.

2. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М., 1975.

3. Государство как произведение искусства: 150-летие концепции: сб. статей / Институт философии РАН, Московско-Петербургский философский клуб; отв. ред. А.А. Гусейнов. - М., 2011.

4. Коррупция в России // Материал из Википедии - свободной энциклопедии [Э/р]. - Р/д: http://ru.wikipedia.org/wiki/

5. На российском фронте борьбы с коррупцией - без перемен: пресс релиз // Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р» [Э/р]. - Р/д: http:// info@transparency.org.ru.

6. Как менялось количество чиновников в России [Э/р]. - Р/д: http://www.news.belora.info/?p=3565.

7. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года [Э/р]. - Р/д: www.unodc.org/.../russia/Reports/08-50028_R.pdf .

8. Россиянам придется платить за срочное предоставление госуслуг [Э/р]. - Р/д: http://lenta.ru/.

9. Таблица уровня жизни стран мира 2013 [Э/р]. - Р/д: http://gotoroad.ru/best/indexlife.

10. The 2011. Legatum Prosperity Index™- An Inquiry Into Global Wealth And Wellbeing. [Э/р]. - Р/д: http://www.prosperity.com/. Bibliography

1. Uemov, A.I. Sistemnihyj podkhod i obthaya teoriya sistem. - M., 1978.

2. Anokhin, P.K. Ocherki po fiziologii funkcionaljnihkh sistem. - M., 1975.

3. Gosudarstvo kak proizvedenie iskusstva: 150-letie koncepcii: sb. stateyj / Inctitut filosofii RAN, Moskovsko-Peterburgskiyj filosofskiyj klub; otv. red. A.A. Guseyjnov. - M., 2011.

4. Korrupciya v Rossii // Material iz Vikipedii - svobodnoyj ehnciklopedii [Eh/r]. - R/d: http://ru.wikipedia.org/wiki/

5. Na rossiyjskom fronte borjbih s korrupcieyj - bez peremen: press reliz // Centr antikorrupcionnihkh issledovaniyj i iniciativ «Transperensi Interneshnl - R» [Eh/r]. - R/d: http:// info@transparency.org.ru.

6. Kak menyalosj kolichestvo chinovnikov v Rossii [Eh/r]. - R/d: http://www.news.belora.info/?p=3565.

7. Konvenciya Organizacii Objhedinennihkh Naciyj protiv korrupcii. Prinyata rezolyucieyj 58/4 Generaljnoyj Assamblei ot 31 oktyabrya 2003 goda [Eh/r]. - R/d: www.unodc.org/.../russia/Reports/08-50028_R.pdf .

8. Rossiyanam pridetsya platitj za srochnoe predostavlenie gosuslug [Eh/r]. - R/d: http://lenta.ru/.

9. Tablica urovnya zhizni stran mira 2013 [Eh/r]. - R/d: http://gotoroad.ru/best/indexlife.

10. The 2011. Legatum Prosperity IndexTM. An Inquiry Into Global Wealth And Wellbeing. [Eh/r]. - R/d: http://www.prosperity.com/.

Статья поступила в редакцию 12.06.14

УДК 316.346.32-053.6

Abramkina S.G., Enshina N.A. DEMONSTRATION OF HISTORICAL MEMORY OF STUDENTS IN A FAMILY AND LEISURE. Based on the results of sociological research the present work examines philosophical, behavioral and emotional aspects of the historical memory of students in a family's life and a recreation sphere. The research shows the specificity of functioning of the historical memory of students in the ratio of traditional and innovative spheres.

^y words: historical memory; tradition and innovation in historical memory; ideological, behavioral, emotional aspects historical memory; family recreational areas.

С.Г. Абрамкина, канд. филос. н., доц. каф. социологии, политологии и экономики ФГБОУ ВПО «Алтайская гос. педагогическая академия», г. Барнаул; Н.А. Еньшина, канд. филос. н., доц. каф. социологии, политологии и экономики ФГБОУ ВПО «Алтайская гос. педагогическая академия», г. Барнаул. E-mail: kafsocpol@uni-altai.ru

ПРОЯВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В СФЕРЕ СЕМЬИ И ДОСУГА*

На основе результатов социологических исследований анализируются мировоззренческий, поведенческий и эмоциональный аспекты исторической памяти студенческой молодёжи в семейно-досуговой сфере. Показана специфика функционирования исторической памяти студенчества в соотношении традиционного и инновационного.

Ключевые слова: историческая память; традиционное и инновационное в исторической памяти; мировоззренческий, поведенческий, эмоциональный аспекты исторической памяти; семейно-досуговая сфера.

Проявление и сохранение исторической памяти студенческой молодёжи происходит, прежде всего, в существенно значимых для неё областях жизнедеятельности - семьи и досуга. В связи с этим актуализируется исследование в этих сферах социальных показателей функционирования исторической памяти студенчества, в их соотношении традиционного и инновационного.

Под исторической памятью мы понимаем «системообразующий, коллективно выраженный элемент общественного и индивидуального сознания с присущим ему механизмом запечат-ления, хранения и воспроизводства культуры, обеспечивающим актуализацию традиционных форм жизнеосуществления социальных субъектов и задающим направления инноваций во всех сферах жизнедеятельности отдельного человека и всего общества» [1, с. 14].

Процесс проявления исторической памяти в молодёжной среде осложняется наличием ряда противоречий. Следует под-

черкнуть, что важной особенностью социализации современной студенческой молодёжи является наличие противоречия между её стремлением к формированию ценностных представлений о семейно-досуговых отношениях, с одной стороны, и многообразием и размытостью общественных представлений и норм о современных социальных институтах, с другой. Распад устоявшихся традиций, произошедший в российском обществе, делает проблематичным процесс преемственности поколений, а именно, перенос родительского опыта семейных отношений в молодёжную среду.

Другое противоречие заключается в том, что в современном обществе, в связи с увеличением степени индивидуальной свободы при одновременном ослаблении социального контроля над деятельностью личности, возникла необходимость укрепления устоев семьи, её роли в подготовке молодёжи к социально активной деятельности. Общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье. Это вызвано тем,

Таблица 1

Распределение ответов студентов на вопрос «Сколько детей Вы планируете иметь?», %

№ п/п Варианты ответов % от ответов

1. Одного ребёнка 11 %

2. Двух детей 67 %

3. Трёх и более 13 %

4. Пока не планировал (а) 9 %

что семья по-прежнему важна в укреплении здоровья и в воспитании подрастающих поколений, обеспечении экономического и социального прогресса общества, в улучшении демографических процессов. В семье формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным и культурным ценностям общества.

Проявление элементов исторической памяти студенческой молодёжи в сфере семьи и досуга можно рассматривать «как социальный процесс проявления базовых и производных функций исторической памяти в единстве поведенческого, эмоционального и мировоззренческого аспектов [1, с. 15]. Анализ основных аспектов исторической памяти студенческой молодёжи представлен материалами социологических исследований, в которых принимали участие авторы1.

Мировоззренческий аспект исторической памяти студентов даёт наиболее яркое представление о соотношении традиционного и инновационного в семейной сфере. Так, на вопрос: «Для чего Вам нужна семья?» ответы распределились следующим образом:

• чтобы прожить жизнь с любимым человеком - 58%;

• чтобы рядом был человек, который тебя понимает - 37%;

• ради детей, продолжения рода - 24%;

• без семьи жизнь теряет смысл - 22%;

• каждый нормальный человек должен иметь семью - 13%.

Кроме того, при изучении мотивов создания семьи большинство студентов (76%) выбрали традиционный ответ - «любовь», хотя для 38 % опрошенных - это «сексуальная совместимость», для 28% - «независимость от родителей», а для 14% - «рождение ребёнка».

Таким образом, большая часть молодых людей ориентируется в своем желании создать семью на существующие традиционные ценности общества. Причем существенных различий в оценках юношей и девушек по этому вопросу нет.

Вместе с тем, в ответах респондентов прослеживаются новые тенденции, касающиеся интимной сферы семейно-брачных отношений. На вопрос о том, допустимы ли интимные отношения до вступления в брак, вне зависимости от пола, значительная часть опрошенных (41%) считает возможным добрачные интимные отношения, но только с любимым человеком. Можно предположить, что половые контакты оцениваются молодёжью как одна из форм выражения любви друг к другу.

Динамика соотношения традиционного и инновационного в функционировании исторической памяти студенческой молодёжи раскрывается также в ответах на вопрос: «Какая форма

организации семейной жизни Вам ближе?». Подавляющее большинство опрошенных студентов ответили, что предпочитают такую форму организации семьи, когда супруги являются равноправными и сообща принимают решения (64%). Если раньше нормой семейных отношений в России был патриархат, и главой семьи выступал мужчина, то сегодня партнерский тип семейных отношений является наиболее распространенным и желаемым. Вместе с тем, у каждого из будущих молодых супругов есть свой взгляд на устройство семьи. Так, 68% опрошенных считают, что обеспечивать материальное благосостояние семьи должен муж, а каждый третий опрошенный полагает, что этим должны быть озабочены оба супруга в равной степени. Планировать текущие расходы для 65% респондентов можно вместе, а для 29% - это задача женщин. Причем, так считают 33% ответивших девушек, среди 66% юношей распространено мнение о совместном планировании расходов.

Традиционные и инновационные взгляды студенчества отражаются и в их планах на рождение детей.

Данные таблицы 1 свидетельствуют об установке молодёжи на среднедетную семью, но настораживает тот факт, что только 11% опрошенных планируют одного ребёнка, а 9% - ещё не планировали такое жизненно важное семейное событие.

Можно констатировать, что современная семья в представлениях студенческой молодёжи, - это особый мир, который своеобразно связан со всеми проблемами общества, с ближайшим и дальним социальным окружением. Однако, ценность, значимость, прочность и самобытность этого мира определяются характером его внутренних связей, устремлений, ценностью каждого члена семьи для всех ее членов и ценностью всех членов семьи для каждого. Ведь именно семья создает новый уровень возможностей для дальнейшего развития личности. Не случайно то, что самыми важными условиями семейного счастья для молодых людей являются взаимопонимание, любовь, уважение, дети, взаимопомощь.

Рассматривая функционирование исторической памяти студенчества в поведенческом аспекте, отметим, что только 5% студентов состоят в юридически оформленном, около 17% -в фактическом союзе, а 70% опрошенных пока не состоят в браке. Очевидно, что в последние годы фактические браки становятся среди молодежи своего рода новым этапом жизненного цикла семьи, который непосредственно предшествует юридически оформленному союзу.

Вместе с тем, на вопрос о том, является ли для студентов образцом семейная жизнь их родителей, были получены следующие ответы:

Таблица 2

Распределение ответов студентов на вопрос «Какие традиции существуют в Вашей родительской семье?», %

Варианты ответов %

Встреча Нового Года всей семьей 49%

Семейный отдых на природе 41%

Организация праздника на День рождения кого-либо из членов семьи 42%

Проведение семейных советов 10%

Организация и проведение театрализованных семейных представлений 2%

Семейное посещение выставок, галерей, театров, концертов 4%

Совместное проведение отпуска 12%

Почитание религиозных праздников и обычаев 13%

Семейная преемственность профессий 2%

В нашей семье нет никаких традиций 15%

Другое 2%

Таблица 3

Распределение ответов студентов на вопрос «Как Вы обычно проводите свободное время?», %

№ п/п Варианты ответов % от ответов

1. Общаюсь с друзьями 21 %

2. Сижу у компьютера, в Интернете 20 %

3. Занимаюсь любимым делом, хобби 10 %

4. Занимаюсь спортом 9 %

5. Смотрю телевизор 9 %

6. Зарабатываю деньги 5 %

7. Развлекаюсь в компаниях 5 %

8. Хожу на дискотеки 4 %

9. Участвую в студенческом самоуправлении, культурной жизни, творческих коллективах 3 %

10. Не делаю ничего определённого 2 %

• да-34%;

• скорее да, чем нет - 22%;

• скорее нет, чем да - 21 %;

• нет-13%.

Таким образом, данные свидетельствуют о том, что значительная часть студенческой молодежи поддерживает в качестве образца семейную жизнь своих родителей.

Важную роль в сохранении исторической памяти молодого поколения играют семейные традиции. На вопрос: «Какие традиции существуют в Вашей родительской семье?» студенты дали следующие варианты ответов:

Данные таблицы показывают, что около половины респондентов отмечают в кругу семьи Новый год и дни рождения членов семьи, предпочитают семейный отдых на природе, что указывает на доминирование традиционного в семье.

Известно, что счастье семьи пропорционально времени совместно проведенного досуга. Этот научно доказанный факт поддерживают 61% опрошенных студентов, хотя существует мнение (у 36%), что и муж, и жена могут проводить свободное время вне семьи. Настораживают ответы студентов о том, что каждый из супругов сам должен решать, что ему делать в свободное время.

Обращает на себя внимание противоречивость проявления исторической памяти студенческой молодёжи в сфере досуга, которая заключается в том, что молодые люди сохраняют в его структуре устоявшиеся виды его проведения - рекреационный, рационально-потребительский и деятельный. Вместе с тем, новые тенденции выбора и предпочтений студентами тех или иных видов деятельности служат как отдыху, удовлетворению потребности в развлечениях и общении, так и развитию, удовлетворению их духовных и социальных потребностей.

В эмоциональном восприятии молодёжи материальное благополучие и обогащение становятся всё более приоритетными целями её существования, соответствующим образом формируются культура и ценностные ориентации. В социокультурных ценностях студенческой молодежи начинают доминировать потребительские ориентации. Культ моды и потребления постепенно овладевает сознанием студенчества, приобретая универсальный характер. Усиливается тенденция стандартизации культурного потребления и досугового поведения, утвержденного пассивно-потребительским отношением к культуре.

Данные исследования показывают, что досуг студентов может быть как активным, так и пассивным. Первый вид связан с активными физическими и умственными занятиями - творческими (хобби), социально-культурными, спортивными и т.д. Важно подчеркнуть и то, что стремление попасть в зону комфортно-

го существования приводит часть студентов к использованию свободного времени для зарабатывания денег. Второй вид предполагает пассивные варианты времяпрепровождения, когда молодой человек выступает как потребитель культурных ценностей или не делает ничего определённого. Можно отметить, что пассивные формы досуга получили в последнее время широкое распространение, что находит подтверждение в ответах респондентов.

Значительная часть студенческой молодёжи разучилась «цивилизованно» отдыхать, ссылаясь на нехватку времени, либо на постоянное желание поспать. Другая часть не имеет финансовой возможности, чтобы отдохнуть так, как хочется. А многие просто «сидят» в социальных сетях. В свою очередь, высшие учебные заведения, а также учреждения культуры и отдыха, которых становится всё больше и больше, предлагают множество развлекательных мероприятий: бесплатных и дорогих, кардинально новых и, наоборот, давно забытых, с применением информационных технологий и без таковых.

Анализируя ответы респондентов, можно сделать вывод о том, что инновационные культурно-досуговые практики студенческой молодёжи не исключают воспроизводство ими традиций исторической памяти семьи, поскольку подтверждают наличие тенденции «одомашивания» досуга (таблица 3, 4).

Современной семья, решая проблемы быта, самообслуживания сокращает время на посещение театров, музеев, библиотек и т.д. Отсюда, молодёжь всё больше времени проводит дома с семьёй, друзьями, а также за компьютером, телевизором.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате увеличивается число «надомников», что порождает дополнительные функции не только отдыха, но и самообразования, творчества, обретения новых знаний и навыков. Это указывает на усиление инновационного в процессе функционирования исторической памяти студенческой молодёжи в сфере семьи и досуга.

Таким образом, в современном российском обществе проявление исторической памяти студенческой молодёжи в семей-но-досуговой сфере является неравномерно развивающимся социальным процессом, в котором прослеживается специфика соотношения традиционного и инновационного в мировоззренческом, поведенческом и эмоциональном аспектах.

* Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ (региональный конкурс «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» 2014 - Алтайский край) № проекта 14-13-22008/14 «Региональные особенности функционирования исторической памяти в жизненном самоопределении выпускников школ».

Таблица 4

Распределение ответов студентов на вопрос «Где Вы с друзьями чаще всего собираетесь в свободное время?», %

№ п/п Варианты ответов % от ответов

1. У кого-нибудь дома 24 %

2. В кафе, баре 20 %

3. На улице 16 %

4. В общежитии 15 %

5. В спортивном комплексе 8 %

6. На дискотеке 5 %

Библиографический список

1. Кулиш, В.В. Функционирование исторической памяти в жизненном самоопределении выпускников школ современной России (по материалам социологических исследований в Алтайском крае): автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Барнаул, 2011.

Bibliography

1. Kulish, V.V. Funkcionirovanie istoricheskoyj pamyati v zhiznennom samoopredelenii vihpusknikov shkol sovremennoyj Rossii (po materialam sociologicheskikh issledovaniyj v Altayjskom krae): avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk. - Barnaul, 2011.

Статья поступила в редакцию 14.07.14.

УДК 008:002 + 316.346.32-053.6

Morozova Yu. Ye. INFORMATION AND CULTURAL SPACE AS A MACROFACTOR OF YOUTH SOCIOLIZATION.

The article reveals the contents and structure of the sociological concept of "information and cultural space", substantiates a subject-subject approach to the study of the interaction of modern networked information and cultural space and the process of socialization of young people.

Key words: information and cultural space, youth socialization.

Ю.Е. Морозова, аспирант каф. социологии, политологии и экономики ФГБОУ ВПО «Алтайская гос. педагогическая академия», г. Барнаул, E-mail: juliam22.87@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК МАКРОФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ*

В статье раскрывается социологическое содержание и структура понятия «информационно-культурное пространство», обосновывается субъектно-субъектный подход к исследованию взаимодействия современного сетевого информационно-культурного пространства и процесса социализации молодежи. Ключевые слова: информационно-культурное пространство, социализация молодёжи

Социализация личности всегда протекает в определённом информационно-культурном пространстве. Современное информационно-культурное пространство социализации молодого поколения динамично меняет свои формы, свойства и характеристики. В условиях проявления рисков информационного общества, нарастания агрессивности интернет-среды, усиления влияния сМи как агента социализации личности, снижения уровня социального здоровья молодого поколения становится необходимым выявление и исследование явных и латентных механизмов взаимодействия молодёжи с элементами информационно-культурного пространства.

Информационно-культурное пространство выступает необходимым источником развития духовности и социальных качеств молодёжи, формирующим мировоззрение и совершенствующим систему ценностей, приобщающим к культуре и способствующим развитию цельной личности. Проблема информационно-культурного пространства как макрофактора социализации молодёжи предполагает обращение к анализу различных подходов в определении сущности и содержания данного феномена.

Исследователи рассматривает информационно-культурное пространство через взаимосвязь терминов «информация», «культура», «пространство» [11]. Остановимся на каждом из этих понятий подробнее.

Содержание понятия «пространство» достаточно разработано в философии. Данное понятие используется для обозначения протяжённых, структурированных, взаимодействующих объектов бытия. Особые характеристики приобретает социальное пространство, которое трактуется как многомерное пространство социальных процессов, социальных отношений, социальных практик, социальных позиций и социальных полей, функционально взаимосвязанных между собой [1]. С этих позиций, находиться молодежи в социальном пространстве означает выступать в роли социального субъекта во всем многообразии связей и отношений.

Специфический подход к пониманию социального пространства во всех сферах деятельности информационно-коммуникационных технологий предложил М. Кастельс. По его мнению, «пространство не есть фотокопия общества, оно и есть обще-ство...Пространственные форма и процессы формируются динамикой общей социальной структуры.Социальные процессы влияют на пространство, воздействуя на построенную среду, унаследованную от прежних социопространственных структур. В действительности, пространство есть кристаллизованное вре-

мя» [6, с. 385]. Рассматривая с этих позиций процесс социализации молодежи, следует подчеркнуть, что, с одной стороны, социальное пространство выступает макрофактором социализации молодого поколения, с другой, - сам процесс социализации влияет на социальное пространство своим содержанием и временными характеристиками, «оформляет» его.

Анализируя воздействие процесса информатизации на пространство, М. Кастельс считает, что современное общество построено вокруг потоков: капитала, информации, технологий, организационного воздействия, изображений, звуков, символов. Таким образом, социальное пространство имеет субъектно-объек-тную природу, это особая среда, в которой формируются и реализуются социальные интересы в отношении наиболее значимых объектов материального и духовного мира.

Особое место в этой системе принадлежит одному из видов социального пространства - информационному. В информационном пространстве происходят процессы, имеющие определяющее значение для развития цивилизации: формируются и циркулируют научные представления, продуцируются и распространяются технологии, фиксируются поведенческие стандарты. Информационное пространство в качестве неотъемлемой части социального пространства выполняет в обществе свои особенные системообразующие функции: 1) функция социальной памяти (сбор, обработка, хранение информации и знаний); 2) формирование социальной структуры общества; 3) обеспечение социальной функции коммуникаций (создание и обеспечение функционирования коммуникационных сетей) [4].

Реализация данных функций имеет определяющее значение для успешной социализации молодого поколения. Следует подчеркнуть, что социальная система выстраивает свою структуру и деятельность в соответствии с намеченной целью [5]. Цель взаимодействия информационного пространства с процессом социализации молодежи определяется обществом, но при этом не исключается активная позиция формирующегося социального субъекта. Таким образом, содержание информации, культурно-символические рамки ее создания и трансляции определяются и проявляются в системе субъектно-субъектных отношений. С этих позиций информационное пространство точнее определять как информационно-культурное.

Обратимся к рассмотрению содержательных элементов информационно-культурного пространства: информации и культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.