Научная статья на тему 'Социальная дифференциация функционирования исторической памяти в жизненном самоопределении выпускников школ'

Социальная дифференциация функционирования исторической памяти в жизненном самоопределении выпускников школ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
201
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ / ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ / SOCIAL DIFFERENTIATION / HISTORICAL MEMORY / FORMING THE HISTORICAL MEMORY / SELF-DETERMINATION IN SCHOOL-LEAVERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кулиш В. В.

Предлагается рассмотрение понятия «историческая память», а также социологический анализ функционирования исторической памяти молодежи в дихотомии «традиционное инновационное». Функционирование исторической памяти рассматривается в трех аспектах: поведенческий, мировоззренческий и эмоциональный. На материалах межрегионального социологического исследования определяются особенности социальной дифференциации функционирования исторической памяти выпускников школ в жизненном самоопределении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL DIFFERENTIATION OF FUNCTIONING OF HISTORICAL MEMORY IN SCHOOL GRADUATES WHEN THEY DO LIFE CHOICES

In the article the analysis of functioning of youth historical memory in dichotomy “traditional-innovative” is given. The functioning of historical memory is seen in three different aspects: dependent on behavior, world view and emotions. The self-determination and life choices of school graduates are studied on the materials of an interregional sociological study. In the questionnaire the researcher used the information about the sex, a type of town the respondent lives in and a type of school he or she has finished. The data in the answers of city dwellers have such features as the innovative prospects better expressed than in the answers of village youth. The city youth want to get higher education in 69% of all answers (village youth 42%), to get a well-paid job in 56% (39% for village youth), to have a good apartment of your own in 60% (village youth 52%), to visit other countries in 33% (village youth 17%). The research shows that the thinking of village young school graduates reflects the traditional way of behavior: a job, professions that they would like, a friendly family.

Текст научной работы на тему «Социальная дифференциация функционирования исторической памяти в жизненном самоопределении выпускников школ»

задумываться о возможности принять в свою семью ребенка, если чувствуют себя достаточно обеспеченными для его содержания. В целом, респонденты не очень хорошо информированы о формах устройства детей-сирот в семью (7,5% - ограниченно, 25% - совсем не информированы). Больше половины респондентов (68,8%) указали, что процедура устройства детей-сирот сложная, 25% - приемлемая.

По данным опроса 43,8% потенциальных и реальных усыновителей имеют среднее специальное образование, 56,2% -высшее образование. Семейное положение участников опроса показывает большое превалирование семейных пар (75,6%). Высокий процент семей, состоящих в браке, является хорошим показателем, поскольку обеспечивает для ребенка лучшую семейную среду, возможность принятия им моделей семейного поведения и стабильность.

68,8% респондентов хотели бы взять в свою семью ребенка до 3-х лет, так как в представлениях потенциальных усыновителей к ним проще привыкнуть, проще полюбить и сделать процесс адаптации гораздо легче. 56,2% респондентов хотели бы взять в свою семью девочек, 31,3% - мальчика и 12,5% не предают этому значения. Деятельность Детского дома респонденты оценили, как удовлетворительную - 56%.

Опираясь на анализ полученных результатов проведенного исследования, мы считаем необходимым проведение следующих мероприятий:

• использование и применение современных технологий и инноваций при решении проблем семьи и детства;

• создание интернет-ресурсов для региональных операторов банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей;

• целенаправленное пропагандирование семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через местные средства массовой информации, социальные службы, органы образования;

• создание комплексной службы социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Процесс сопровождения приемных семей должен начинаться на этапе подбора кандидатов в приемные родители, детального изучения материальных возможностей среды, личных качеств приемных родителей и других членов семьи, состояния их здоровья, составление индивидуальной программы комплексного сопровождения приемной семьи, оказание психологической помощи в процессе адаптации ребенка в приемной семье;

• патронирование приемной семьи.

Понимая в полной мере проблемы сирот и действуя исключительно в интересах детей, коллектив детского дома выделил как приоритетную задачу своей деятельности работу по устройству детей-сирот в семью. Реализация данной задачи осуществляется через следующие направления деятельности всего коллектива.

Первое направление - работа по устройству детей в приемную семью. Оно реализуется, с одной стороны, через воспитание

Библиографический список

социальной адаптированной личности ребенка, формирование у него позитивного образа семьи, формирование мотивации, знаний и умений по поддержанию и совершенствованию позитивных родственных отношений, укрепление его психосоматического здоровья. С другой стороны, это направление реализуется через подбор кандидатов в будущие родители и технологии работы с ними, выявление мотивации выбора, изучение их воспитательного потенциала и психологической готовности к родительским функциям, а также через определение степени психологической совместимости ребенка и будущих родителей. Важным аспектом является работа с православной церковью, с радио, ТВ, СМИ (например, рубрика «К единственной маме на свете»).

Особым и значимым является создание на базе детского дома службы психолого-педагогической помощи кандидатам в будущие родители. Она включает себя следующие направления: психолого-педагогическое консультирование будущих родителей; выявление воспитательного потенциала и мотивации кандидатов в опекуны и усыновители; проведение консультаций по изучению основ законодательства по усыновлению и опеке; индивидуальная работа с ребенком и родителями в период их адаптации друг к другу; психолого-педагогическая поддержка сформировавшихся семей, дальнейшее упрочение контактов.

Второе направление - работа по возвращению ребенка в кровную семью. Оно включает в себя: работу с родителями, отбывающими наказание в местах лишения свободы; розыск родственников - усыновителей; работу с родителями, отказавшимися от ребенка при рождении, выяснение причин; работу с родителями, лишенными родительских прав; работу с родителями, временно поместившими ребенка в детский дом.

Данное направление работы должно реализовываться на этапе выявления семейного неблагополучия. Специалисты и сотрудники детского дома должны вести работу со всеми родителями, которые сохранили родительские установки, а также с родственниками детей. Целью данной работы является поддержание родственных связей с родителями, родственниками, со старшими взрослыми братьями и сестрами, которые по разным причинам не могут установить опеку или попечительство.

Несмотря на то, что ведется огромная работа специалистами и сотрудниками детского дома в части организации устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, уровень устройства данной категории детей в семьи, особенно кровные, остается низким. А исследования ученых показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний.

Таким образом, специалисты детского дома, осуществляя профессиональную деятельность, являются, с одной стороны, источником социальной защиты детей, а с другой стороны, организатором работы по формированию социальной адаптивности воспитанников, что способствует более эффективному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи.

1. Климантова, Г.И. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учеб. пособ. - М., 2008.

Bibliography

1. Klimantova, G.I. Socialjno-pedagogicheskie tekhnologii semeyjnogo ustroyjstva i vospitaniya deteyj-sirot i deteyj, ostavshikhsya bez popecheniya roditeleyj: ucheb. posob. - M., 2008.

Статья поступила в редакцию 19.11.14

УДК 37.013.78 + 316.346.32-053.6

Kulish V.V. SOCIAL DIFFERENTIATION OF FUNCTIONING OF HISTORICAL MEMORY IN SCHOOL GRADUATES WHEN THEY DO LIFE CHOICES. In the article the analysis of functioning of youth historical memory in dichotomy "traditional-innovative" is given. The functioning of historical memory is seen in three different aspects: dependent on behavior, world view and emotions. The self-determination and life choices of school graduates are studied on the materials of an interregional sociological study. In the questionnaire the researcher used the information about the sex, a type of town the respondent lives in and a type of school he or she has finished. The data in the answers of city dwellers have such features as the innovative prospects better expressed than in the answers of village youth. The city youth want to get higher education in 69% of all answers (village youth - 42%), to get a well-paid job in 56% (39% for village youth), to have a good apartment of your own in 60% (village youth - 52%), to visit other countries in 33% (village youth - 17%). The research shows that the thinking of village young school graduates reflects the traditional way of behavior: a job, professions that they would like, a friendly family.

Key words: social differentiation, historical memory, forming the historical memory, self-determination in school-leavers.

В.В. Кулиш, канд. социол. наук, доц. каф. социологии, политологии и экономики ФГБОУ ВПО «Алтайская гос. педагогическая академии», г. Барнаул, E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ЖИЗНЕННОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ*

Предлагается рассмотрение понятия «историческая память», а также социологический анализ функционирования исторической памяти молодежи в дихотомии «традиционное — инновационное». Функционирование исторической памяти рассматривается в трех аспектах: поведенческий, мировоззренческий и эмоциональный. На материалах межрегионального социологического исследования определяются особенности социальной дифференциации функционирования исторической памяти выпускников школ в жизненном самоопределении.

Ключевые слова: социальная дифференциация, историческая память, функционирование исторической памяти, жизненное самоопределение выпускников школ.

В современных условиях разнообразия форм социального, политического, экономического и духовного развития российского общества возрастает необходимость целостного функционирования исторической памяти молодежи. Историческая память народа по содержанию и формам проявления должна быть единой, однако условия развития российского региона определяют специфику функционирования исторической памяти в жизненном самоопределении молодежи. В данной статье выявляются особенности социальной дифференциации функционирования исторической памяти в жизненном самоопределении выпускников школ на материалах межрегионального социологического исследования.

Функционирование исторической памяти современной молодежи - это социальный процесс проявления поведенческого, эмоционального, мировоззренческого аспектов функций исторической памяти, системно обеспечивающих воспроизводство (актуализацию) традиционных форм жизнедеятельности народа в сознании и поведении молодого поколения и определяющих характер инновационного развития всех сфер жизнедеятельности молодежи на этапе жизненного самоопределения [1]. Наиболее показательным для измерения функционирования исторической памяти молодого поколения является этап окончания среднего учебного заведения.

Функционирование исторической памяти рассматривается нами в трех аспектах: поведенческий, мировоззренческий и эмоциональный [1]. Каждый из выделенных аспектов исторической памяти не может реализоваться обособленно. Изменение какого-либо из аспектов функционирования исторической памяти влечет за собой изменение других и влияет на реализацию базовых и производных функций памяти [2]. Характер проявления поведенческого, эмоционального и мировоззренческого аспектов определяет в целом особенности функционирования исторической памяти социального субъекта. Этот методологический подход применен нами для выявления особенностей социальной дифференциации функционирования исторической памяти в жизненном самоопределении выпускников школ.

Эмпирической базой нашего исследования является проект «Социальное качество Российской молодежи в начале XXI века»1. Степень проявления поведенческого аспекта функционирования исторической памяти прослеживается в показателях «жизненные планы выпускников» и «свободное времяпрепровождение». Проявление эмоционального аспекта функционирования исторической памяти прослеживается по таким показателям, как «представление молодежи о региональных проблемах», «проблемы, которые волнуют молодежь больше всего», «факторы, влияющие на жизненные планы выпускников». Мировоззренческий аспект функционирования истори-

1 В статье анализируются результаты 3 этапов межрегионального социологического исследования «Социальное качество молодежи XXI века», реализованных сотрудниками УНИЛ «Социология народногообразования» Алтайской государственной педагогической академии с 1999 по 2010 год под руководством, к. филос. н., доцента Л.М. Растовой.

2 Социальный механизм соотношения традиционного и инновационного последовательно описан в монографии Матвеевой Н.А. Инерционность системы образования в России (теория, методология и опыт социологического исследования): Монография. - Барнаул: Изд-во БГПУ,2004. - 263 с.

ческой памяти молодежи проявляется в показателе «жизнеопре-деляющие принципы» [1].

Для оценки степени функционирования исторической памяти молодежи мы предлагаем анализировать выделенные показатели в дихотомии «традиционное - инновационное»2 [3].

При анализе данных социологического опроса были выявлены особенности проявления поведенческого аспекта исторической памяти в жизненных планах и формах свободного времяпрепровождения различных социальных групп выпускников школ, выделенных по признакам «пол», «тип поселения» и «тип образовательного учреждения». Данные показывают, что у городских выпускников более выраженными, по сравнению с сельскими, являются инновационные жизненные планы: получение высшего образования - 69% (сельские - 42%), высокооплачиваемая работа - 56% (сельские - 39%), хорошая, собственная квартира - 60% (сельские - 52%), желание бывать в других странах - 33% (сельские - 17%), самому решать, как жить - 48% (сельские - 38%), свободно выбирать место жительства - 15% (сельские - 9%).

У сельских выпускников более значимыми являются планы, отражающие традиционную направленность их поведения: работа, профессия по душе, дружная, крепкая семья. Следовательно, у сельских выпускников в большей степени наблюдается проявление поведенческого аспекта исторической памяти, доминирование традиционного содержания памяти (традиционных жизненных планов), по сравнению с городскими выпускниками. Сельские выпускники вынуждены проявлять традиционные формы поведения в силу отсутствия или ограниченности социальных жизненных ресурсов. Эта ограниченность жизненных возможностей для сельских выпускников видится нам в усилении различий и темпов социально-экономического и культурного развития города и села.

Фактор «тип поселения» незначительно дифференцирует проявление поведенческого аспекта функционирования исторической памяти в рекреационной активности молодежи. Инновационные формы поведения проявляются как у городских, так и у сельских выпускников. Наибольшую степень проявления имеет такая инновационная, по оценкам экспертов, форма поведения, как «провождение свободного времени с друзьями» у городских выпускников - 74% (сельские - 65%). У сельских выпускников преобладает инновационная форма поведения «хожу на дискотеки» - 46% (городских - 24%). В одинаковой степени у сельских и городских выпускников проявляется такая инновационная форма поведения, как «работаю, пытаюсь зарабатывать деньги» (городские - 9%, сельские - 12%).

Традиционные формы поведения, с одной стороны, в большей степени проявляются у сельских выпускников: смотрю телевизор - 57% (у городских - 51%), помогаю родителям в их делах -59% (городских - 39%), занимаюсь физкультурой (спортом) -27% (городских - 23%). С другой стороны, у сельских выпускников слабее проявляются такие традиционные формы поведения, как хожу в театр, кино, на концерты - 3% (городских - 21%), читаю книги и журналы - 30% (городских - 35%). Сельская молодежь не имеет возможности максимально использовать эти формы рекреационного поведения.

Дифференциация поведенческого аспекта функционирования исторической памяти наблюдается также и по признаку

«пол». У юношей в большей степени, чем у девушек, проявляются инновационные жизненные планы: приобретение хорошей, собственной квартиры - 62% (девушки - 53%), иметь высокооплачиваемую работу - 53% (девушки - 45%), открыто заявлять о своей политической позиции - 13% (девушки - 5%), свободно выбирать место жительства - 16% (девушки - 10%). Девушки, в отличие от юношей, традиционно больше настроены на получение высшего образования - 60% (юноши - 50%). В целом у девушек в большей степени, чем у юношей, наблюдается проявление поведенческого аспекта функционирования исторической памяти в виде доминирования традиционных жизненных планов.

Однако инновационные формы рекреационного поведения в большей степени выражены у выпускников-девушек: «провожу свободное время с друзьями» - 72% (юноши - 67%), «хожу на дискотеки» - 37% (юноши - 29%). Исключение составляет значение показателя «работаю, пытаюсь зарабатывать деньги» (юноши - 19%, девушки - 6%). Юноши в большей степени, чем девушки, ориентированы на адаптацию к рыночным условиям. У них активнее идет процесс закрепления в исторической памяти инновационных поведенческих установок, направленных на зарабатывание денег.

Как показал анализ результатов социологического опроса, наблюдается дифференциация традиционных форм свободного времяпрепровождения у юношей и девушек. Так, юноши в большей степени используют активные традиционные формы поведения: «занимаюсь физкультурой (спортом)» - 39% (девушки - 15%), «занимаюсь любимым делом (хобби)» - 36% (девушки - 29%). У девушек, наоборот, в большей степени проявляются пассивные формы поведения: «смотрю телевизор» - 59% (юноши - 45%), «гуляю на воздухе» - 57% (юноши - 44%). У девушек, в отличие от юношей, в большей степени проявляются такие традиционные формы поведения, как «делаю уроки» - 47% (юноши - 38%), «читаю книги и журналы» - 40% (юноши - 21%), «хожу в кино, театр, на концерты» - 14% (юноши - 9%).

Дифференциация поведенческого аспекта функционирования исторической памяти наблюдается также и у учащихся различных типов образовательных учреждений. Выпускники гимназий и лицеев в большей степени нацелены на инновационные жизненные планы: приобретение хорошей собственной квартиры - 62% (выпускники общеобразовательных школ - 55%, выпускники ССУЗов - 53%), иметь высокооплачиваемую работу -58% (выпускники общеобразовательных школ - 47%, выпускники ССУЗов - 35%), открыто заявлять о своей политической позиции - 14% (выпускники общеобразовательных школ - 6%, выпускники ССУЗов - 4%), свободно выбирать место жительства -19% (выпускники общеобразовательных школ - 10%, выпускники ССУЗов - 11%), бывать в других странах - 39% (выпускники общеобразовательных школ 21%, выпускники ССУЗов - 19%).

Данные исследования показывают, что у выпускников общеобразовательных школ и выпускников ССУЗов, в отличие от выпускников гимназий и лицеев, сохраняются ориентации преимущественно на традиционные жизненные планы. Тип среднего образовательного учреждения, определяя образовательные условия и дальнейшее жизненное самоопределение выпускников, влияет на процесс функционирования исторической памяти молодежи. А выбор типа образовательного учреждения, в свою очередь, во многом определяется типом поселения и социальным положением родителей учащегося.

В рекреационном поведении молодежи не наблюдается четкой дифференциации поведенческого аспекта функционирования исторической памяти по признаку «тип образовательного учреждения». Инновационные формы поведения неравномерно проявляются у всех анализируемых групп выпускников. Так, наибольшую степень проявления имеет такая инновационная форма поведения, как «провождение свободного времени с друзьями» у выпускников гимназий и лицеев - 76%. «Хожу на дискотеки» как инновационная форма поведения в большей степени проявляется у выпускников общеобразовательных школ -39%. Инновационная форма поведения «работаю, пытаюсь зарабатывать деньги» в большей степени проявляется у выпускников ССУЗов - 14%.

Подводя итог эмпирическому анализу поведенческого аспекта функционирования исторической памяти современной молодежи в дихотомии «традиционное - инновационное», сделаем следующие выводы:

- поведенческий аспект функционирования исторической памяти молодежи в большей степени проявляется в жизненных планах выпускников общеобразовательных школ и ССУЗов, вы-

пускников-девушек и сельских выпускников. В их исторической памяти сохраняются преимущественно традиционные жизненные планы;

- традиционные формы свободного времяпрепровождения сохраняются преимущественно в исторической памяти выпускников-юношей, в то время как девушки, сельские и городские выпускники, выпускники гимназий и лицеев, общеобразовательных школ и ССУЗов в равной степени используют как традиционные, так и инновационные формы свободного времяпрепровождения.

Результаты социологического опроса позволяют проанализировать дифференциацию эмоционального аспекта функционирования исторической памяти молодежи в зависимости от гендерного признака, типа поселения и типа образовательного учреждения.

Данные социологического исследования показывают, что у городских выпускников вызывают наибольший эмоциональный отклик преимущественно инновационные социальные проблемы: «расширение возможности для молодежи получить профессиональное образование» - 65% (сельские - 59%); «борьба с наркоманией» - 64% (сельскими - 53%); «устранение причин бедности, помощь бедным» - 55% (сельских - 47%), «расширение возможностей для малого бизнеса» - 35% (сельские - 26%). Сельские выпускники наиболее эмоционально переживают за традиционные социальные проблемы: борьбу с пьянством, обеспечение подъема производства, создание условий для проведения свободного времени отдыха. Таким образом, в наибольшей степени эмоциональный аспект функционирования исторической памяти проявляется у сельских выпускников, чем у городских, так как они ориентированы на переживание преимущественно традиционных социальных проблем.

Однако, в определении проблем, которые волнуют молодежь больше всего, городские выпускники в большей степени, чем сельские, эмоционально переживают за необходимость первостепенного решения традиционных проблем: «поступление в ВУЗ, продолжение образования» - 89% (сельские - 65%); «отношения с другом (подругой)» и «отношения в семье, с родителями» - 26% (сельские - 22%). У городских выпускников эмоциональный аспект функционирования исторической памяти проявляется в наибольшей степени за счет эмоциональных переживаний традиционных социальных проблем личностного плана.

Как показали результаты социологического исследования, в субъективном определении факторов, влияющих на жизненные планы выпускников, инновационные факторы более эмоционально переживаются городскими выпускниками: «личные связи с нужными людьми» - 45% (сельские - 31%), «личная инициатива и настойчивость» -45% (сельские - 35%), «удача, везение» - 41% (сельские - 32%). В контексте дихотомического анализа функционирования исторической памяти эти различия между городскими и сельскими выпускниками подчеркивают недостаточную степень проявления эмоционального аспекта функционирования исторической памяти у городских выпускников, так как доминирующими для них являются эмоциональные переживания за инновационные факторы, влияющие на жизненные планы.

Эмоциональный аспект функционирования исторической памяти имеет наибольшую степень проявления у выпускников-юношей, которые переживают преимущественно за традиционные социальные проблемы своего региона. Юноши, в отличие от девушек, переживают преимущественно за традиционные социальные проблемы, как правило, политико-экономической направленности (производство, бизнес, самоуправление). У девушек доминируют эмоциональные переживания преимущественно за инновационные региональные социальные проблемы: «устранение безработицы среди молодежи» - 76% (юноши - 62%), «борьба с наркоманией» - 62% (юноши - 54%), «расширение возможностей для молодежи получить профессиональное образование» - 66% (юноши - 55%).

Девушки в большей степени, чем юноши, эмоционально переживают за традиционные проблемы, которые волнуют их прежде всего: «поступление в ВУЗ, продолжение образования» - 82% (юноши - 71%), «собственная судьба» - 55% (юноши - 37%),«учеба в школе» - 38% (юноши - 28%), «отношение с другом (подругой)» и «отношение в семье, с родителями» - 26% (юноши - 21%). Юноши в большей степени, чем девушки, эмоционально переживают за такие инновационные проблемы, как «деньги, как стать богатым» - 29% (девушки - 17%), «проблема

секса» - 26% (девушки - 7%), «жилищная проблема» - 7% (девушки - 3%).

У юношей самым значимым являются следующие факторы, влияющие на жизненные планы выпускников: «профессиональная подготовленность» и «политика государства», то есть те, которые носят явную традиционную направленность. У девушек, наоборот, значимыми являются эмоциональные переживания за инновационные факторы: «личная инициатива и настойчивость» - 44% (юноши - 34%), «материальные возможности» -43% (юноши - 28%), «поддержка родителей» - 42% (юноши -29%), «наличие диплома об образовании» - 39% (юноши - 33%). Таким образом, эмоциональный аспект функционирования исторической памяти у юношей проявляется в большей степени, чем у девушек. Юноши сохраняют эмоциональные переживания преимущественно за традиционные факторы, влияющие на жизненные планы выпускников.

Дифференциация эмоционального аспекта функционирования исторической памяти наблюдается и по признаку «тип образовательного учреждения». Анализ эмпирических данных показал, что наибольшая степень проявления эмоционального аспекта функционирования исторической памяти наблюдается у выпускников общеобразовательных школ и выпускников СсУЗов, которые эмоционально переживают преимущественно за традиционные социальные проблемы своего региона. Выпускники гимназий и лицеев больше эмоционально переживают за инновационные проблемы региона: борьба с наркоманией, устранение безработицы среди взрослых, устранение причин бедности, помощь бедным, расширение возможностей для малого бизнеса, расширение возможностей для молодежи в получении профессионального образования.

Из проблем, которые волнуют молодежь больше всего, выпускники гимназий и лицеев в большей степени переживают за традиционные проблемы: «поступление в ВУЗ, продолжение образования» - 91% (выпускники общеобразовательных школ -81%, выпускники ССУЗов - 36%), «отношения с другом (подругой)» и «отношения в семье, с родителями» - 30% (выпускники общеобразовательных школ - 24%, выпускники ССУзов - 16%). Выпускники общеобразовательных школ также в большей мере переживают традиционные, но несколько иные проблемы: «учеба в школе» - 40% (выпускники гимназий и лицеев и выпускники ССУЗов - 27%), «взаимоотношения в школьном коллективе» -19%. Выпускники ССУЗов, в отличие от выпускников общеобразовательных школ и выпускников гимназий и лицеев, наиболее эмоционально переживают за инновационную проблему: «получение работы в будущем» - 80% (выпускники общеобразовательных школ и выпускники гимназий и лицеев - 52%).

Таким образом, эмоциональный аспект функционирования исторической памяти в большей степени проявляется у выпускников гимназий, лицеев и выпускников общеобразовательных школ. У них, в отличие от выпускников ССУЗов, сохраняются наибольшие эмоциональные переживания преимущественно за традиционные проблемы, волнующие молодежь больше всего. Историческая память выпускников гимназий (лицеев) и выпускников общеобразовательных школ «законсервирована», жестко определена рамками окончания школы как этапа жизненного самоопределения, а историческая память выпускников ССУЗов более динамична в силу большей социальной открытости этой группы молодежи.

Подводя итог анализу эмоционального аспекта функционирования исторической памяти современной молодежи, сделаем следующие выводы:

- историческая память молодежи сохраняется прежде всего за счет традиционных эмоциональных переживаний выпускников сельских школ, выпускников-юношей, выпускников образовательных школ и выпускников ССУЗов.

- изменение исторической памяти происходит за счет увеличения значимости эмоциональных переживаний об инновационных социальных проблемах городских выпускников, выпускников-девушек и выпускников гимназий и лицеев.

Результаты социологического исследования позволяют выявить дифференциацию мировоззренческого аспекта функционирования исторической памяти по показателю «жизнеопреде-ляющие принципы» выпускников в зависимости от гендерного фактора, типа поселения и типа образовательного учреждения.

Так, эмпирические данные исследования указывают на некоторые различия в выборе жизнеопределяющих принципов выпускников различных типов поселения. Наибольшая социальная дифференциация проявляется в отношении следующих жизне-292

определяющих принципов. Для городских выпускников, в отличие от сельских, самыми значимыми являются инновационные жизнеопределяющие принципы: «проявлять свое «Я», быть лидером» - 52% (сельские выпускники - 39%), «стремиться к богатству, полному достатку для себя и своей семьи» - 66% (сельские выпускники - 47%), «работать в основном на личный успех» -64% (сельские выпускники - 56%), «ничего не планировать наперед, действовать по обстоятельствам» - 29% (сельские - 21%).

Для сельских выпускников, наоборот, самыми значимыми являются традиционные жизнеопределяющие принципы: «серьезно продумывать и планировать свою жизнь» - 75% (городские - 67%), «работать преимущественно для общего блага» -38% (городские - 31%), «быть хорошим исполнителем» - 56% (городские - 43%), «не выделяться, быть как все» - 32% (городские - 18%), «жить по средствам, помнить, что «не в деньгах счастье» - 48% (сельские - 31%). У сельских выпускников наблюдается устойчивость мировоззренческого аспекта функционирования исторической памяти, так как в их исторической памяти сохраняются традиционные ценности. В то время как у городских выпускников выявлена изменчивость мировоззренческого аспекта исторической памяти, в которой доминируют инновационные жизнеопределяющие принципы.

Данные социологического исследования свидетельствуют о том, что существуют различия в мировоззренческом аспекте функционирования исторической памяти юношей и девушек. Самыми значимыми жизнеопределяющими принципами для девушек являются традиционные принципы: «помнить, что без упорного труда в жизни ничего не добиться» - 90% (юноши - 80%), «получение высшего образования и активно использовать его для успеха» - 85% (юноши - 73%), «главное реализовать себя на работе» - 67% (юноши - 60%), «серьезно продумывать и планировать свою жизнь» - 71%.

Юноши, в отличие от девушек, в большей степени руководствуются инновационными принципами: «главное реализовать себя в семье, остальное менее важно» - 33% (девушки - 29%); «образование не главное, успеха можно достигнуть другим путем» - 22% (девушки - 12%); «не забывать, что «трудом праведным не наживешь палат каменных» - 15% (девушки - 7%).

Таким образом, мировоззренческий аспект функционирования исторической памяти более устойчив у выпускников-девушек, которые сохраняют преимущественно традиционные жизнеопределяющие принципы. У выпускников-юношей мировоззренческий аспект функционирования исторической памяти подвержен большему изменению, так как наиболее значимыми для них являются инновационные жизнеопределяющие принципы.

Дифференциация мировоззренческого аспекта исторической памяти по значениям показателя «жизнеопределяющие принципы выпускников» наблюдается и среди учащихся различных типов образовательных учреждений. По данным исследования: в наибольшей степени мировоззренческий аспект функционирования исторической памяти проявляется у выпускников ССУЗов. Это подтверждается выбором выпускниками ССУЗов преимущественно тех жизнеопределяющих принципов, которые относятся к традиционным: «рассчитывать только на себя, на свои собственные силы» - 88% (выпускники общеобразовательных школ, гимназий и лицеев - 82%), «серьезно продумывать и планировать свою жизнь» - 78% (выпускники общеобразовательных школ - 72%, выпускники гимназий и лицеев - 64%), «быть хорошим исполнителем» - 55% (выпускники общеобразовательных школ - 51%, выпускники гимназий и лицеев - 40%). В то же время у выпускников общеобразовательных школ также сохраняются преимущественно традиционные жизнеопределяю-щие принципы.

Менее всего проявляется мировоззренческий аспект функционирования исторической памяти у выпускников гимназий и лицеев. В их исторической памяти, в отличие от выпускников ССУЗов и выпускников общеобразовательных школ, наблюдается накопление преимущественно инновационных жизнеопреде-ляющих принципов: «стремиться к богатству, полному достатку для себя и своей семьи» - 67% (выпускники общеобразовательных школ - 56%, выпускники ССУЗов - 51%), «проявлять свое «Я», быть лидером» - 56% (выпускники общеобразовательных школ - 43%, выпускники ССУЗов - 42%), «ничего не планировать наперед, действовать по обстоятельствам» - 32% (выпускники общеобразовательных школ - 24%, выпускники ССУЗов - 21%).

Таким образом, социологический анализ мировоззренческого аспекта функционирования исторической памяти выпускни-

ков школ в дихотомии «традиционное - инновационное» позволяет сделать следующие выводы:

- в системе ценностей молодежи сохраняются преимущественно традиционные жизнеопределяющие принципы. Это указывает в целом на устойчивость мировоззренческого аспекта функционирования исторической памяти выпускников.

- устойчивость мировоззренческого аспекта функционирования исторической памяти характерна, прежде всего,для сельских выпускников, выпускников-девушек и выпускников общеобразовательных школ и ССУЗов. В их исторической памяти сохраняются преимущественно традиционные жизнеопределяю-щие принципы.

- изменчивостью характеризуется мировоззренческий аспект функционирования исторической памяти городских выпускников, выпускников-юношей и выпускников гимназий и лицеев. В их исторической памяти доминируют инновационные жизнеопреде-ляющие принципы.

Подводя итоги социологического анализа социальной дифференциации функционирования исторической памяти в жизненном самоопределении выпускников школ, мы пришли к следующим выводам о «локусах» исторической памяти молодежи.

У сельских выпускников историческая память сохраняется в мировоззренческом аспекте, в поведенческом аспекте - в жизненных планах, а в эмоциональном аспекте - в переживаниях за региональные проблемы и факторы, влияющие на жизненные планы выпускников. У городских выпускников историческая память сохраняется в эмоциональном аспекте в виде переживаний социальных проблем на региональном уровне и факторов, влияющих на жизненные планы выпускников. В мировоззренческом и поведенческом аспектах функционирования исторической памяти доминирует инновационное. Из этого следует, что историческая память более устойчива у выпускников сельских школ, а изменчива - у городских выпускников. Можно с осторожностью сделать вывод, что сельская молодежь, в сравнении с городской, более инерционна и в большей степени является хранителем исторической памяти.

Библиографический список

У выпускников-девушек историческая память сохраняется в мировоззренческом аспекте, эмоциональном - в виде переживаний проблем на личностном уровне, поведенческом - в сохранении традиционных жизненных планов. У юношей, наоборот, мировоззренческий и поведенческий аспекты функционирования исторической памяти носят в большей степени инновационный характер, а историческая память сохраняется только за счет эмоционального аспекта в виде переживаний региональных социальных проблем и факторов, влияющих на жизненные планы выпускников. Таким образом, девушки в большей степени инерционны и сохраняют традиционное содержание исторической памяти, а у юношей оно имеет более инновационный характер.

Выпускники общеобразовательных школ являются хранителями исторической памяти. У них в наибольшей степени проявляются мировоззренческий, поведенческий и эмоциональный аспекты функционирования исторической памяти. В наименьшей степени все аспекты функционирования исторической памяти проявляется у выпускников гимназий и лицеев. Выпускники гимназий и лицеев являются менее инерционными, их историческая память менее устойчива и подвержена более быстрым изменениям изменяется быстрее.

Социологический анализ исторической памяти в дихотомии «традиционное - инновационное» выявил тенденции социальной дифференциации функционирования исторической памяти выпускников школ. Историческая память четко локализуется в различных социальных группах молодежи, дифференцированных по признакам «пол», «тип поселения», «тип образовательного учреждения». Выявленные особенности социальной дифференциации функционирования исторической памяти в жизненном самоопределении выпускников школ позволяют использовать «точечные» целенаправленные социальные механизмы формирования и регулирования исторической памяти молодого поколения.

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект №:14-13-22008/13

1. Кулиш, В.В. Особенности функционирования исторической памяти учащейся молодёжи // Образование и общество. - 2011. -№ 1(66).

2. Кулиш, В.В. К характеристике исторической памяти учащейся молодежи // Образование и общество. - 2008. - № 3(50).

3. Матвеева, Н.А. Инерционность системы образования в России (теория, методология и опыт социологического исследования): монография. - Барнаул, 2004.

4. Актуальные проблемы молодежи (социологический аспект): сб. статей, материалов / под ред. Л.М. Растовой, Н.А. Матвеевой. - Барнаул, 2007.

5. Кулиш, В.В. Информирование выпускников Алтайского края об историческом прошлом своей страны (по материалам социологического исследования) // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 6(43).

Bibliography

1. Kulish, V.V. Osobennosti funkcionirovaniya istoricheskoyj pamyati uchatheyjsya molodyozhi // Obrazovanie i obthestvo. - 2011. - № 1(66).

2. Kulish, V.V. K kharakteristike istoricheskoyj pamyati uchatheyjsya molodezhi // Obrazovanie i obthestvo. - 2008. - № 3(50).

3. Matveeva, N.A. Inercionnostj sistemih obrazovaniya v Rossii (teoriya, metodologiya i opiht sociologicheskogo issledovaniya): monografiya. - Barnaul, 2004.

4. Aktualjnihe problemih molodezhi (sociologicheskiyj aspekt): sb. stateyj, materialov / pod red. L.M. Rastovoyj, N.A. Matveevoyj. - Barnaul, 2007.

5. Kulish, V.V. Informirovanie vihpusknikov Altayjskogo kraya ob istoricheskom proshlom svoeyj stranih (po materialam sociologicheskogo issledovaniya) // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 6(43).

Статья поступила в редакцию 17.11.14

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СЕРГЕЙ АЛЬБЕРТОВИЧ ПОЛЯКОВ - кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой уголовного права и процесса Новосибирского государственного технического университета (г. Новосибирск)

УДК 4414

Atoyan G.G. HISTORICAL PARALLELS IN THE LEGISLATION ON TRANSPORT CRIMES. The article presents a retrospective analysis of legal norms of the Criminal Law in traffic offences. The Criminal Law, called Ugolovnoye Ulozhenie, was released in 1903 and has a part that regulates responsibility for traffic offenses. The author draws parallels between the Criminal Law of 1903 and the Criminal Code of 1996. The article contains the author's recommendations on the advisability of reception of several provisions of the criminal law of the pre-revolutionary Tsar Russia. The author finds 13 types of components of crime connected with the traffic sphere in the Criminal Law of 1903, which developed into 4 legally defined crimes of the modern Criminal Code. The author notes that the old law code had useful legal norms about the regulation of legal responsibility for traffic offences, the reception of which in the modern law has to be admitted as favorable.

Key words: transport, vehicle, traffic safety, traffic offense.

Г.Г. Атоян, аспирант каф. уголовного права и процесса ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский Федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ О ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

Автор обращается к истории российского законодательства о транспортных преступлениях. В статье проводится ретроспективный анализ правовых норм Уголовного Уложения 1903 года в части регламентации ответственности за транспортные преступления. Проводятся исторические параллели между Уголовным Уложением 1903 года и Уголовным Кодексом 1996 года. Статья содержит авторские рекомендации о целесообразности рецепции ряда положений из дореволюционного уголовного законодательства царской России.

Ключевые слова: транспорт, транспортное средство, безопасное движение, транспортные преступления.

История российского законодательства о транспортных преступлениях берет свое начало с 17 века - момента появления первых легковых извозчиков. По специальным нормам того времени извозчики должны были перевозить пассажиров на взнузданных лошадях, передвигаться с осторожностью, соблюдать ограничения по скорости, не давить и не хлестать кнутом прохожих. За несоблюдение перечисленных правил полагалась суровое наказание: при первом задержании нарушителя - внушение, при повторном - наказание кнутом, на третий раз - ссылка на каторгу, а в 1732 году для «лихачей» уже была предусмотрена смертная казнь [1].

По мере развития железнодорожного транспорта все более отчетливо выявлялась необходимость разработки железнодорожного законодательства. Так, в 1875 году были подготовлены правила и условия перевозки грузов по русским железным дорогам, а также утверждены правила перевозки пассажиров. Правила допускали, с дозволения начальников станции, перевозку комнатных птиц и животных (в том числе и собак), в общих пассажирских вагонах. Был составлен перечень опасных предметов, перевозка которых должна производиться с особыми предосторожностями (порох, фосфор, жирные масла и т.д.) [1].

Подчеркнем, что проанализированные нормы носили разрозненный характер. Они представляли собой лишь исторические предпосылки формирования системы обеспечения безо-

пасности дорожного движения. Первым систематизированным законодательным источником, содержащим нормы о транспортных преступлениях, стало Уголовное Уложение 1903 года [2]. Здесь речь уже шла не только о железнодорожном транспорте, но и о водном, речном и морском, а также о гужевом транспорте.

Так, глава 18 «О нарушении постановлений о производстве строительных работ и пользовании путями сообщения и средствами сношения» содержала шесть статей, касающихся обеспечения транспортной безопасности. Так, ст. 397 Уголовного Уложения 1903 года устанавливает ответственность за неисполнение установленных законом или обязательным постановлением правил для публики на железных дорогах; ст. 398 Уголовного Уложения 1903 года определяет ответственность для лица, виновного 1) в переезде, переходе или перетаскивании чего-либо через железнодорожную дорогу в то время, когда это не дозволено; 2) в неуничтожении или в неперенесении произведенного загромождения железнодорожного полотна; ст. 407 Уголовного Уложения 1903 года указывает на ответственность лица, виновного в препятствовании проезду или проходу по путям сообщения, предоставленных в общее пользование, либо в загромождении их [2].

Статьи 397, 398, 407 Уголовного Уложения 1903 года представляются нам прародителем ст.268 УК РФ «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта» [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.