Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ДИДАКТИКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

СОЦИАЛЬНАЯ ДИДАКТИКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИДАКТИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / INTERACTION / VIRTUAL REALITY / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / LEARNING PRINCIPLES / SOCIAL DIDACTICS / DIGITALIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Машарова Т.В.

В название статьи автором вынесены, казалось бы, совершенно не совместимые понятия. Социальная дидактика это дидактика отношений «живого», непосредственного взаимодействия участников образовательных процессов и явлений. Прилагательное «социальная» дидактика получила в самое последнее время, поскольку вышла из академических кабинетов и учебных аудиторий в окружающий социум. Это стало возможным благодаря максимальной открытости нашей системы образования внешнему окружению. Цифровизация образования, наоборот, предполагает некоторое абстрагирование участников образовательных отношений от реальных контактов, переход в область виртуальных цифровых пространств и дополненную реальность, приближение к искусственному интеллекту. Долгое время эти педагогические категории, существовавшие параллельно, пересеклись в области взаимных интересов педагогической теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL DIDACTICS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

In the title of the article, the author has made, it would seem, completely incompatible concepts. Social didactics is the didactics of the relations of «living», direct interaction of participants in educational processes and phenomena. Didactics has received the adjective «social» in the most recent time, since it has left academic classrooms and classrooms for the surrounding society. This became possible thanks to the maximum openness of our education system to the external environment. Digitalization of education, on the contrary, involves some abstraction of participants in educational relations from real contacts, a transition to the field of virtual digital spaces and augmented reality, an approximation to artificial intelligence. For a long time, these pedagogical categories, which existed in parallel, intersected in the field of mutual interests of pedagogical theory.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ДИДАКТИКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»



JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH PEDAGOGY

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

УДК 37.013.78

СОЦИАЛЬНАЯ ДИДАКТИКА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

SOCIAL DIDACTICS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

АННОТАЦИЯ

В название статьи автором вынесены, казалось бы, совершенно не совместимые понятия. Социальная дидактика - это дидактика отношений «живого», непосредственного взаимодействия участников образовательных процессов и явлений. Прилагательное «социальная» дидактика получила в самое последнее время, поскольку вышла из академических кабинетов и учебных аудиторий в окружающий социум. Это стало возможным благодаря максимальной открытости нашей системы образования внешнему окружению. Цифровизация образования, наоборот, предполагает некоторое абстрагирование участников образовательных отношений от реальных контактов, переход в область виртуальных цифровых пространств и дополненную реальность, приближение к искусственному интеллекту. Долгое время эти педагогические категории, существовавшие параллельно, пересеклись в области взаимных интересов педагогической теории.

Ключевые слова: взаимодействие, виртуальная реальность, информационно-образовательная среда, принципы обучения, социальная дидактика, цифровизация образования.

ABSTRACT

In the title of the article, the author has made, it would seem, completely incompatible concepts. Social didactics is the didactics of the relations of «living», direct interaction of participants in educational processes and phenomena. Didactics has received the adjective «social» in the most recent time, since it has left academic classrooms and classrooms for the surrounding society. This became possible thanks to the maximum openness of our education system to the external environment. Digitalization of education, on the contrary, involves some abstraction of participants in educational relations from real contacts, a transition to the field of virtual digital spaces and augmented reality, an approximation to artificial intelligence. For a long time, these pedagogical categories, which existed in parallel, intersected in the field of mutual interests of pedagogical theory.

Keywords: interaction, virtual reality, information and educational environment, learning principles, social didactics, digitalization of education.

Татьяна

Викторовна

МАШАРОВА,

доктор педагогических наук, профессор, профессор Департамента педагогики Института педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия mtv203@mail.ru

Tatiana

Viktorovna

MASHAROVA,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Pedagogy of the Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City University, Moscow, Russia mtv203@mail.ru

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Введение

Социальная дидактика представляет собой педагогическую категорию непосредственных отношений участников образовательного процесса, ресурсы которой направлены на формирование и дальнейшее развитие социального интеллекта, готовности обучаемых к преодолению социальных барьеров и решению социально значимых проблем. Однако, это всего лишь функциональное определение. Как и в случае с другими понятиями в педагогике, по «расшифровке» термина «дидактика» у педагогов до настоящего времени не сложилось единого общепринятого мнения по этому вопросу.

Так, например, «Российская педагогическая энциклопедия» включает относительно данного термина следующее содержание: «Дидактика (производное от греч. слова с11с1акИкоз - то есть, поучающий, относящийся к обучению) - это теория образования и обучения, отрасль педагогики» [6]. Однако многие ученые не согласны в этом определении со словом «теория». Например, И.М. Осмоловская в своей монографии «Дидактика. От классики до современности» считает, что это не только теория обучения, это наука, включающая различные теории, концепции, по разным научным основаниям (методам, средствам обучения, технологиям), отдельным теоретическим положениям» [5].

А. В. Хуторской в своем учебнике для вузов по этому поводу пишет: «Некоторые ученые считают дидактику наукой об обучении и образовании. Мы же будем считать наукой об образовании педагогику, а наукой об обучении - дидактику. Между обучением и образованием связь такая же, как между дидактикой и педагогикой. В образование входят, кроме обучения, воспитание, развитие, самореализация человека. Дидактика выделяет в качестве объекта именно обучение» [8].

Руководитель программ педагогических практик ЭкШЬох Кирилл Прудников понимает дидактику как науку о том, как учить, то есть, что сделать так, чтобы ученик, пройдя через какой-то опыт, приобрел собственный новый опыт (или скорректировал предыдущий)» [9].

Если выделить самое главное из актуальных на сегодняшний день определений дидактики, то мы придем к довольно простой дефиниции: дидактика - это наука о процессе обучения.

Ключевые понятия дидактики

Ключевые требования к тому, как организовывать и вести процесс обучения, называются дидактическими принципами. Они, как отмечает И.М. Осмоловская, могут меняться со временем: «С изменением потребностей личности, общества, государства в образовании, условий обучения появляются новые принципы и становятся менее актуальными старые» [5]. Ключевые принципы дидактики сформировались на основе важнейших педагогических закономерностей - выявленных устойчивых связей в педагогической деятельности и их научного осмысления. Автор считает необходимым их еще раз очень кратко перечислить.

Принцип научности. Содержание образования должно основываться на реальных фактах и зеркально отражать современные научные данные.

Принцип доступности. Данный принцип предполагает, что методы и содержание обучения соответствуют возрасту, познавательным возможностям и образовательному уровню обучающихся.

Принцип систематичности и последовательности. Содержание обучения должно быть четко структурировано, состоять из учебных тем, разделов, модулей, которые обучающиеся осваивают последовательно.

Принцип связи теории с практикой. Его называют принципом связи обучения с жизнью. Речь идет о том, чтобы учащиеся понимали, где и как они могут привлекать обретенные знания, умели применять теорию для решения практических задач.

Принцип сознательности и активности. Согласно ему, педагог должен уметь донести до учеников цели и задачи обучения, мотивировать их познавательную деятельность, проявлять интерес к самостоятельной и творческой деятельности.

Принцип наглядности. «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, что можно вкусить - вкусом, доступное осязанию -путем осязания». Так звучит «золотое правило дидактики», сформулированное еще в XVII веке чешским основоположником педагогики Яном Амосом Коменским [3].

Принцип прочности. Чтобы обучающиеся основательно усвоили содержание обучения,

JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

PSYCHOLOGY

теорию нужно повторять и закреплять, а навыки и умения - постоянно применять на практике.

Здесь не трудно заметить, что все дидактические принципы связаны между собой и взаимно усиливают друг друга. Например, доступность обучения невозможна без систематичности, а применять принцип прочности легче с помощью связи теории с практикой.

Таким образом, к предмету изучения дидактики относится сам процесс обучения, а, следовательно, и все, что в него входит: цели и задачи обучения, содержание, технологии, методы и формы его реализации, особенности усвоения содержания обучающимися.

Классическая дидактика и образовательная среда

Несмотря на то, что классическая дидактика и ее принципы известны еще со времен Я.А. Коменского никто особенно не задумывался о том, где же эти принципы реализуются: в учебном классе, школе, системе образования в целом? Много позже в педагогику пришло понятие образовательной среды. Образовательная среда как раз и представляет собой реальное пространство, где происходит обучение. Раньше оно было очень локализовано, ограничено естественными границами образовательной организации. Затем его границы вышли за пределы школьного здания, в помещения сетевых партнеров. Однако принципиальным качеством такой среды все же оставалась возможность реального взаимодействия практической деятельности учителя и познавательной деятельности обучающегося. Учителю было принципиально важно видеть своих учеников, вести с ними открытый диалог. Только в этих условиях можно было успешно реализовать изложенные выше принципы классической дидактики.

Позднее педагоги стали говорить уже об образовательном пространстве, подразумевая под этим весь социум, участвующий в обучении и воспитании обучающихся. Сформировалось и так называемое социальное партнерство. Это, однако, не привело к многообразию и вариативности дидактических подходов. Все они существовали в классической парадигме и соответствовали традиционным взглядам на образование.

Данная ситуация стала меняться только в восьмидесятых-девяностых годах XX века, когда наука признала, что истинность теорий (в том числе - и педагогических) может быть относи-

тельной, а различные подходы к исследованию и моделированию процесса обучения - равноправными. Педагоги стали активно обращаться к проблемам ценностной ориентации и творческого развития личности, процессу инноваций в образовании. Несмотря на то, что ключевые принципы обучения в XXI веке остались, по сути, теми же константами, педагогика и дидактика претерпели немало изменений. Рост числа научных исследований привел к тому, что знание стало не самоцелью, а инструментом решения существующих проблем. Все более актуальными становятся активные методы обучения и подходы, ставящие ученика в центр образовательного процесса.

Следовательно, классическая дидактика могла комфортно существовать в традиционной образовательной среде образовательной организации и инновационном образовательном пространстве окружающего социума. При этом основной подход оставался неизменным: непосредственный вербальный контакт учителя с учеником.

Социальная дидактика

Социальная дидактика - это феномен, который возник в ответ на вызовы времени к современному образованию. Один из них заключается в том, что образовательные организации в городе и сельской местности стали стремиться к максимальной открытости для окружающего социума.

Как уже было отмечено выше, принципы социальной дидактики стали формироваться еще в прошлом веке. Данные принципы отражают характер всего процесса социализации образования. Принципы социальной дидактики выступают в органическом единстве, образуя концепцию дидактического процесса, которую можно представить, как некую педагогическую систему, к компонентам которой они относятся. Специфические дидактические принципы отражают социумный характер обучения и строятся на общих и специфических закономерностях социальной педагогики. Принципы социального обучения, отражая в своей основе классические общие принципы обучения, основное внимание сосредоточивают на нормах и правилах взаимодействия субъектов образовательного процесса с педагогическим потенциалом социума, направленным на его развитие. Анализ различных подходов к систе-

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

матизации принципов обучения в социальной дидактике позволяет выделить в качестве основополагающих в социальном обучении следующие принципы.

- принцип социумности;

- принцип культуросообразности;

- принцип природосообразности;

- принцип гуманизма.

При этом актуальность и востребованность социальной дидактики как общественного явления и научной педагогической категории определяется двумя важными обстоятельствами:

- необходимостью теоретического обоснования задач, которые практика образования поставила перед органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (государственно-общественное управление образованием, социальное партнерство, государственный и муниципальный статус образовательных организаций, гражданские институты образования);

- расширением сферы педагогического влияния, поскольку школа, образовательная организация становится педагогическим центром, призванным быть активатором социальной координации взаимоотношений различных социальных институтов в образовательном пространстве современного социума.

Приоритет в этом процессе отводится личности обучающегося, его индивидуальной траектории обучения, которая определяет всю педагогическую деятельность субъекта обучения. Таким образом, личность обучающегося для освоения социального опыта и решения проблем социализации выходит в социум, вначале при помощи учителя, выполняющего роль посредника между объектом обучения и педагогическим потенциалом социума, а затем - самостоятельно, делая выбор согласно уровню своей подготовленности, между педагогическими ресурсами и возможностями социума, своими потребностями и способностями.

В этих условиях процесс обучения становится социальным, а личность обучающегося со своим педагогическим потенциалом - одним из составляющих элементов социума. При этом на объект обучения обучающее воздействие оказывает весь окружающий социум. Сохраняя педагогическое содержание, средства обучения воздействуют на личность обучающегося и реализуются не только субъектом обучения, но и самим объектом во взаимодействии с соци-

альной средой, отражая специфику ее сфер жизнедеятельности.

Современное понимание социального обучения не совсем точно соотносится с традиционным пониманием обучения (например, имеется образовательная программа и происходит набор кандидатур на ее освоение), а, напротив, основывается на тщательной диагностике потребностей и собственных возможностей личности обучаемого и подборе под них необходимых знаний, значимых для развития личности в ее жизнеустройстве, следовательно, возрастает роль разработки индивидуальной траектории (маршрута) обучения.

Таким образом, учет имеющихся педагогических ресурсов социума и возможностей самой личности обучаемого становится важной предпосылкой в организации процесса социального обучения, развития социальной дидактики в условиях цифровизации образования. Здесь необходимо отметить, что еще одним подтверждением актуальности развития социальной дидактики стал Московский международный креатив-форум «Социальная дидактика: за пределами привычных понятий», проведенный 6 марта 2023 г. на площадке Московского городского педагогического университета [7].

И.М. Осмоловская в этой связи отмечает, что: «Цели возникают в ходе обучения, ставятся учащимся, обсуждаются, не планируются заранее учителем, они подвижны и изменчивы в зависимости от опыта и практики. Приветствуется индивидуальное построение содержания, опора на опыт субъекта. Содержание изменчиво: его вариативность не запрограммирована, она возникает в процессе обучения. Универсального содержания нет, оно множественно. Содержание не строится на системности, главенствующих идеях и концепциях, оно синтетично, междисциплинарно, соединяет прошлое и будущее через настоящее».

Конечно, сильное влияние не только на образование, но и на все другие сферы оказало бурное развитие цифровых технологий. По этой причине появилось и новое образовательное понятие - глобальное цифровое пространство.

Цифровая образовательная среда

Цифровизация образования предполагает некое абстрагирование, выход участников образовательного процесса из реального в виртуальный мир. При этом обучающий и обучае-

JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

PEDAGOGY

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

мы могут не видеть друг друга. Весь образовательный процесс определяется «цифровой зрелостью» его участников. Существует несколько подходов к оценке «цифровой зрелости» какой-либо отрасли. В полной мере они применимы и к системе образования. Согласно одному из них, эксперты выделяют три этапа:

Оцифровка. Это первичный переход от аналоговых носителей информации к цифровым. В образовании это относится к электронным учебникам, дневникам и журналам, ведению различной документации в цифровом, а не печатном виде. Меняется только форма - бумажные носители заменяются электронными, а суть остается той же. Этот этап мы все уже благополучно прошли.

Цифровизация. Этот этап включает в себя автоматизацию каких-либо процессов. В образовательной организации появляются LMS - система управления обучением (LMS - от англ. Learning Management System, была разработана для того, чтобы предоставить учебным и государственным организациям возможность проводить онлайн-уроки и курсы повышения квалификации. Она позволяет создать индивидуальный план развития сотрудников и провести их обучение. Большинство подобных систем организованы таким образом, что разобраться в них может каждый пользователь без специальных навыков), электронный учет контингента образовательной организации, система, составляющая расписания, и так далее. При этом в образовательной деятельности вуза или школы принципиально ничего не меняется. Вероятно, мы на этом этапе и находимся.

Цифровая трансформация. На этой стадии главным становится уже не интервенция цифровых технологий, а изменение самой образовательной деятельности. Это переход к новым принципам организации образовательного процесса, к персонализации и управлению процессами на основе имеющихся данных. Это время недалекого уже будущего, поскольку в нашу жизнь уверенно входят игрофикация и геймификация.

Термин игрофикация (геймификация) в настоящее время уже получил широкое распространение. Наиболее известное определение иг-рофикации дано К. Вербахом: «Геймификация -это применение игровых элементов в неигровых контекстах» [2]. Это определение относится к базовым для применения игрофикации в любых сферах: бизнесе, обучении, игровой индустрии.

Конечно, каждая сфера имеет свои особенности. Игрофикация в образовании предполагает применение игровых методов для реализации образовательных целей. Игра здесь выступает качестве метода обучения и воспитания, формы работы, средства организации процесса обучения [4].

При планировании системы игрофикации важно помнить, что это лишь оболочка (информационная среда) для существующего основного дидактического процесса, поэтому наряду с игрофикацией существует также такое понятие как игровая обучающая коммуникационная среда. В работах А.М.Бессмертного игровая коммуникационная среда определяется как единая среда, основанная на применении современных технологий, которая обеспечивает взаимодействие разных участников и создает условия для их мотивации и развития [1].

Мы будем считать, что игрофикация социальной дидактики - процесс применения игровой обучающей коммуникационной среды (ИОКС) для организации образовательной деятельности в открытом социуме средствами социальной дидактики. При этом игровая обучающая коммуникационная среда по отношению к социальной дидактике выполняет следующие функции:

1. Мотивация. ИОКС предлагает в организации образовательной деятельности различные эффективные инструменты повышения мотивации: наличие игровой легенды, система РВЬ (получение значков, рейтингов, баллов). Обучение на основе проектов (РВЦ - это формы применения особенностей социальной дидактики, ориентированные на обучающихся, которые включают в себя динамичный подход, при котором считается, что обучающиеся обретают более глубокие знания посредством активного изучения реальных вызовов и проблем. Учащиеся узнают о предмете, работая в течение длительного периода времени, чтобы исследовать сложный вопрос, вызов или проблему и ответить на них. Это один из стилей активного обучения.

2. Индивидуализация. Каждый участник ИОКС может выбирать свой темп работы, определять, когда и в каком темпе выполнять полученные задания.

3. Дистанционный характер работы. Применение цифровых технологий обеспечивает возможность дистанционной (удаленной) работы.

4. Развитие цифровых навыков. Работа в цифровой среде способствует формированию

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

цифровых навыков, а также показывает практический пример возможностей цифровых технологий применения ресурсов социальной дидактики в образовательном процессе.

Нетрудно заметить, что все эти функции образовательной среды по отношению к социальной дидактике взаимообусловлены и взаимосвязаны. Однако, прежде, чем игрофициро-вать образовательный процесс, необходимо проанализировать содержание этой работы, так как игровая обучающая коммуникационная среда - это только «оболочка», своеобразная среда для основного процесса применения социальной дидактики.

Заключение

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Традиционная дидактика привычно существует в ограниченной локальной информационно-образовательной среде образовательной организации, социальная дидактика - в практически безграничной глобальной социальной сети. Классическая дидактика предполагает вербальное взаимодействие участников обра-

зовательных отношений, а социальная дидактика успешно реализует свои специфические принципы опосредованно, дистанционно, абстрагируясь от прямых контактов, предполагая выход в виртуальную и дополненную реальность. Кроме того, с развитием современной цифровой техники, принципы социальной дидактики могут быть реализованы «здесь и сейчас», то есть, обучатся можно в любом удобном месте и в любое свободное время.

Следовательно, тезис, вынесенный в название статьи, становится довольно актуальным. Социальная дидактика успешно реализует свои принципы и развивается в условиях цифровизации отечественного образования. В то же время нельзя не отметить, что на этом пути существуют свои проблемы, которые мы пока только абрисно обозначим. Среди них -искусственный интеллект, к которому мы все неуклонно приближаемся и его этические принципы, которые активно формируются. То есть, социальная дидактика непрерывно развивается, формируя новую совершенно реальность. К выявлению и опережающему решению данных проблем нужно быть готовыми уже сейчас.

Литература

1. Бессмертный А.М., Гаенкова И.В. Игрофикация как образовательная парадигма обучения / А.М. Бессмертный, И.В. Гаенкова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 6(110). С. 15-22.

2. Вербах К. Вовлекай и властвуй: игровое мышление на службе бизнеса / Кевин Вербах, Дэн Хантер ; пер. с англ. Александры Кардаш. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 223 с. ISBN 978-5-00057-344-0.

3. Коменский Я.А. Великая дидактика. Издательство: RUGRAM, 2016. 320 с.

4. Олейник Ю.П. Игрофикация в образовании: к вопросу об определении понятия / Ю.П. Олейник // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=20103 (дата обращения: 31.10.2022).

5. Осмоловская И.М. Дидактика: от классики к современности: монография. М.; СПб.: Нестор-История, 2020. 248 с.

6. Российская педагогическая энциклопедия. В двух томах. Москва. Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993.

7. Социальная дидактика: за пределами привычных понятий: коллективная монография / под науч. ред. Т.В. Машаровой. Москва; Киров: «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2023. 202 с.

8. Хуторской А.В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Спб.: Питер, 2017. 720 с.: ил. (Серия «Учебник для вузов»).

9. URL:https://skillbox.ru/media/education/peertopeer-ili-vzaimnoe-obuchenie-chto-za-podkhod-gde-i-kak-on-primenyaetsya.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Bessmertny A.M., Gaenkova I.V. Gamification as an educational learning paradigm / A.M. Bessmertny, I.V. Gaenkova. News of the Volgograd State Pedagogical University, 2016, no. 6(110), pp. 15-22.

JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH PEDAGOGY

SCIENTIFIC AND PRACTICAL JOURNAL

2. Werbach K. Engage and conquer: game thinking in the service of business / Kevin Werbach, Dan Hunter; lane from English Alexandra Kardash. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2015. 223 p. ISBN 9785-00057-344-0.

3. Komensky Ya.A. Great didactics. Publisher: RUGRAM, 2016, 320 p.

4. Oleinik Yu.P. Gamification in education: on the issue of defining the concept / Yu.P. Oleinik. Modern problems of science and education, 2015, no. 3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20103 (access date: 10/31/2022).

5. Osmolovskaya I.M. Didactics: from classics to modernity: monograph. M.; St. Petersburg: Nestor-History, 2020. 248 p.

6. Russian Pedagogical Encyclopedia. In two volumes. Moscow. Scientific publishing house «Big Russian Encyclopedia», 1993.

7. Social didactics: beyond the usual concepts: collective monograph / scientifically. ed. T.V. Masharova. Moscow; Kirov: Publishing house «Raduga-PRESS», 2023. 202 p.

8. KhutorskoyA.V. Didactics. Textbook for universities. Third generation standard. St. Petersburg: Peter, 2017. 720 pp.: ill. (Series «Textbook for Universities»).

9. URL: https://skillbox.ru/media/education/peertopeer-ili-vzaimnoe-obuchenie-chto-za-podkhod-gde-i-kak-on-primenyaetsya.

Статья поступила в редакцию 01.11.2023; принята к публикации 25.11.2023.

The article was submitted 01.11.2023;

accepted for publication 25.11.2023.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author read

and approved the final version

of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.