Научная статья на тему 'ДИДАКТИКА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД'

ДИДАКТИКА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / СТАНДАРТ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ЭКСПЕРТИЗА В ОБРАЗОВАНИИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агатова О.А.

Постановка проблемы. В условиях научно-технологического развития страны, реализации федерального эксперимента по развитию цифровых образовательных сред, введения новых правовых режимов цифровых трансформаций отраслей, в том числе образования, актуализируются вопросы фундаментальных и прикладных разработок педагогической антропологии и дидактики цифровых образовательных сред. Актуальными становятся разработки экспертного инструментария оценки развивающего функционала цифровых образовательных сред. Цель исследования - анализ цифровых средств педагогической деятельности, систематизация изменений дидактических принципов. Методология . Анализ развития дидактики, педагогической антропологии в условиях использования цифровых дидактических средств основан на изучении цифровых образовательных сред, созданных в ходе федерального эксперимента. Изучение применяемых педагогами цифровых дидактических средств организовано в ходе годичного межрегионального вебинара Российской академии образования. По методологии исследования требования к подготовке докладов участниками вебинаров основывались на методе структурированного интервью. Результаты. Охарактеризованы фронтиры изменения дидактики и педагогической антропологии в условиях цифровых образовательных сред. Выявлены сущностные изменения в практике педагогической деятельности, способах организации образовательного процесса, способах конструирования взаимодействия участников образовательных отношений. Результаты, представленные в публикации, являются значимыми для развития методологии современной дидактики и педагогической антропологии и теории и практики экспертизы в образовании в аспекте оценки развивающего функционала цифровых образовательных сред. Заключение . Для оценки результатов федерального эксперимента по внедрению цифровых образовательных сред необходима апробированная методика экспертизы развивающего функционала цифровых образовательных сред.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTICS AND PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY OF DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENTS

Problem statement. In the context of the scientific and technological development of the country, the implementation of the federal experiment on the development of digital educational environments, the introduction of new legal regimes for digital transformations of industries, including education, the issues of fundamental and applied developments in pedagogical anthropology and didactics of digital educational environments are being updated. The development of expert tools for assessing the developing functionality of digital educational environments is becoming relevant. The aim of the study is to analyze digital means of pedagogical activity, to systematize changes in didactic principles. Methodology. Analysis of the development of didactics, pedagogical anthropology in the context of the use of digital didactic tools is based on the study of digital educational environments created during the federal experiment. The study of digital didactic tools used by teachers was organized during the annual interregional webinar of the Russian Academy of Education. According to the research methodology, the requirements for the preparation of reports by webinar participants were based on the structured interview method. Results. The frontiers of changes in didactics and pedagogical anthropology in the conditions of digital educational environments are characterized. Essential changes in the practice of pedagogical activity, ways of organizing the educational process, ways of constructing the interaction of participants in educational relations are revealed. The results presented in the publication are significant for the development of the methodology of modern didactics and pedagogical anthropology and the theory and practice of expertise in education in terms of assessing the developmental functionality of digital educational environments. Conclusion. To evaluate the results of the federal experiment on the introduction of digital educational environments, a proven methodology for the examination of the developing functionality of digital educational environments is needed.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИКА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД»

RUDN Journal of Informatization in Education ISSN 2312-8631 (Print); ISSN 2312-864X (Online)

2023 Vol.20 No. 2 176-197 Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования http://journals.rudn.ru/lnformatlzatlon-educatlon

ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

DOI: 10.22363/2312-8631-2023-20-2-176-197 EDN: JZTIIK

УДК 37.02

Научная статья / Research article

Дидактика и педагогическая антропология цифровых образовательных сред

O.A. Агатова

Российская академия образования, Москва, Российская Федерация ^ olga_agatova@mail.ru

Аннотация. Постановка проблемы. В условиях научно-технологического развития страны, реализации федерального эксперимента по развитию цифровых образовательных сред, введения новых правовых режимов цифровых трансформаций отраслей, в том числе образования, актуализируются вопросы фундаментальных и прикладных разработок педагогической антропологии и дидактики цифровых образовательных сред. Актуальными становятся разработки экспертного инструментария оценки развивающего функционала цифровых образовательных сред. Цель исследования - анализ цифровых средств педагогической деятельности, систематизация изменений дидактических принципов. Методология. Анализ развития дидактики, педагогической антропологии в условиях использования цифровых дидактических средств основан на изучении цифровых образовательных сред, созданных в ходе федерального эксперимента. Изучение применяемых педагогами цифровых дидактических средств организовано в ходе годичного межрегионального вебинара Российской академии образования. По методологии исследования требования к подготовке докладов участниками вебинаров основывались на методе структурированного интервью. Результаты. Охарактеризованы фронтиры изменения дидактики и педагогической антропологии в условиях цифровых образовательных сред. Выявлены сущностные изменения в практике педагогической деятельности, способах организации образовательного процесса, способах конструирования взаимодействия участников образовательных отношений. Результаты, представленные в публикации, являются значимыми для развития методологии современной дидактики и педагогической антропологии и теории и практики экспертизы в образовании в аспекте оценки развивающего функционала цифровых образовательных сред. Заключение. Для оценки результатов федерального эксперимента по внедрению цифровых образовательных сред необходима апробированная методика экспертизы развивающего функционала цифровых образовательных сред.

Ключевые слова: цифровые дидактические средства, стандарт цифровой образовательной среды, экспертиза в образовании, междисциплинарный подход

© Агатова O.A., 2023

lie) Ф® I is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

КЯЕХЯ https://creativecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/legalcode

Благодарности и финансирование. Исследование выполнено по проекту № 19-29-14016, который реализуется при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.

История статьи: поступила в редакцию 26 декабря 2022 г.; доработана после редактирования 2 февраля 2023 г.; принята к публикации 27 февраля 2023 г.

Для цитирования: Агатова О.А. Дидактика и педагогическая антропология цифровых образовательных сред // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2023. Т. 20. № 2. С. 176-197. http://doi.org/10.22363/2312-8631-2023-20-2-176-197

Didactics and pedagogical anthropology of digital educational environments

Olga A. Agatova

Russian Academy of Education, Moscow, Russian Federation E olga_agatova@mail.ru

Abstract. Problem statement. In the context of the scientific and technological development of the country, the implementation of the federal experiment on the development of digital educational environments, the introduction of new legal regimes for digital transformations of industries, including education, the issues of fundamental and applied developments in pedagogical anthropology and didactics of digital educational environments are being updated. The development of expert tools for assessing the developing functionality of digital educational environments is becoming relevant. The aim of the study is to analyze digital means of pedagogical activity, to systematize changes in didactic principles. Methodology. Analysis of the development of didactics, pedagogical anthropology in the context of the use of digital didactic tools is based on the study of digital educational environments created during the federal experiment. The study of digital didactic tools used by teachers was organized during the annual interregional webinar of the Russian Academy of Education. According to the research methodology, the requirements for the preparation of reports by webinar participants were based on the structured interview method. Results. The frontiers of changes in didactics and pedagogical anthropology in the conditions of digital educational environments are characterized. Essential changes in the practice of pedagogical activity, ways of organizing the educational process, ways of constructing the interaction of participants in educational relations are revealed. The results presented in the publication are significant for the development of the methodology of modern didactics and pedagogical anthropology and the theory and practice of expertise in education in terms of assessing the developmental functionality of digital educational environments. Conclusion. To evaluate the results of the federal experiment on the introduction of digital educational environments, a proven methodology for the examination of the developing functionality of digital educational environments is needed.

Keywords: digital didactic tools, digital educational environment standard, expertise in education, interdisciplinary approach

Acknowledgements and Funding. The study was carried out under project No. 19-29-14016, which is being implemented with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research.

Article history: received 26 December 2022; revised 2 February 2023; accepted 27 February 2023.

For citation: Agatova OA. Didactics and pedagogical anthropology of digital educational environments. RUDN Journal of Informatization in Education. 2023;20(2):176-197. (In Russ.) http://doi.org/10.22363/2312-8631-2023-20-2-176-197

Постановка проблемы. Интенсивное развитие цифровых образовательных сред обусловлено сложившимися условиями цифровой трансформации образования и новыми правовыми режимами1. Вместе с тем дидактика цифровых образовательных сред развита недостаточно в контексте интенсивной цифровизации, изменения антропологических представлений о «личности, расширенной цифровыми средствами» [1].

Задачи исследования:

1) рассмотреть применение цифровых образовательных инструментов в деятельности педагогов школ - участников федерального эксперимента внедрения целевой модели цифровой образовательной среды;

2) проанализировать условия и методы использования педагогами цифровых инструментов в образовательном процессе, при которых они обеспечат расширительный характер дидактики;

3) структурировать базовые характеристики дидактической системы, которая в современных условиях обеспечивает развивающее образование в цифровой образовательной среде.

Цель исследования - анализ педагогической деятельности, систематизация изменений педагогических средств обучения в условиях цифровых образовательных сред.

Методология. В исследовании приняли участие педагоги - участники федерального эксперимента по внедрению цифровых образовательных сред2, а также педагоги школ регионов, с которыми Министерством просвещения подписаны концессиональные соглашения на закупку оборудования для развития цифровой образовательной среды: Пермский край3, Московская область4, Алтайский край5, Новосибирская область6, Ямало-Ненецкий ав-

1 Федеральный закон № 258-ФЗ от 31 июля 2020 г. «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»; Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 декабря 2020 г. № 461 «Об утверждении Порядка отбора субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды».

2 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 461 от 22 декабря 2020 г. «Об утверждении Порядка отбора субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды».

3 Электронная пермская образовательная система (ЭПОС). URL: https://school.permkrai.ru/ (дата обращения: 10.12.2022).

4 Цифровая образовательная среда Московской области. URL: https://mosreg.physicon.ru/ (дата обращения: 10.12.2022).

5 Цифровое образование Алтайского края. URL: https://digital.edu22.info/ (дата обращения: 10.12.2022).

6 Цифровая образовательная среда - открытая образовательная сеть Новосибирской области. URL: https://edu54.ru/projects/sos/ (дата обращения: 10.12.2022).

тономный округ7, Тюменская область8, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра9.

Участники исследования были приглашены в качестве докладчиков на межрегиональный научно-практический вебинар Российской академии образования «Цифровая образовательная среда для развития человека». Доклады представлялись по методике «360°», в форме структурированного интервью:

1. На какой цифровой образовательной платформе организуется образовательная деятельность?

2. Какова структура элементов цифровой образовательной среды?

3. Как и какой цифровой образовательный контент используется при организации образования в цифровой образовательной среде?

4. Какие цифровые образовательные технологии, цифровые средства и сервисы используются педагогами для организации образования?

5. Как и какие результаты освоения образовательных программ оцениваются в цифровой образовательной среде?

6. Как и с какими образовательными, личностными, когнитивными данными работает учитель, педагог дополнительного образования при анализе образовательной успешности, личностной и социальной успешности школьника?

7. Как и к каким данным образовательных результатов - личностных, предметных, метапредметных - имеет доступ ученик, его родители?

8. Как конвертируются образовательные результаты, в форме какой передачи данных при переходе на следующую ступень обучения, при взаимозачетах результатов общего и дополнительного образования?

9. Какие развивающие возможности предоставляет человеку (ученику, учителю, родителю) цифровая образовательная среда, цифровая образовательная платформа? Каковы возможности для учебной, проектной, исследовательской деятельности, рефлексии и анализа образовательных результатов, олимпиадных достижений, реализации индивидуальных образовательных траекторий, профильного образования?

10. Какие умения, компетенции необходимо развивать у обучающихся, педагогов, родителей для наиболее продуктивной деятельности в цифровой образовательной среде?

11. Какие цифровые средства и сервисы позволяют продуктивно конструировать взаимодействие участников образовательных отношений?

12. Что, на ваш взгляд, необходимо усовершенствовать в цифровой образовательной среде (дополнить ее структуру или новые развивающие функции) для наилучшей организации развивающего образования человека?

7 Цифровая образовательная среда Ямало-Ненецкого автономного округа - облако знаний. URL: https://yanao.imumk.ru/ (дата обращения: 10.12.2022).

8 Система электронного обучения (СЭО) Тюменской области. URL: https://edu.admtyumen.ru/index.php (дата обращения: 10.12.2022).

9 Цифровая образовательная платформа Ханты-Мансийского автономного округа Югры (ГИС «Образование Югры»). URL: https://cop.admhmao.ru/elk (дата обращения: 10.12.2022).

Анализ ответов структурированного интервью позволил выявить особенности педагогической деятельности в цифровой образовательной среде, специфику используемых педагогами цифровых образовательных инструментов как средств организации познавательной деятельности учеников и цифровых средств оценки образовательных результатов.

Организационно-правовые рамки исследования. В каждом регионе реализация целевой модели цифровой образовательной среды регулировалась постановлением правительства региона10. Организационно-правовые основы исследования заданы также нормативными актами Правительства России11, Министерства просвещения России, регулирующими структуру элементов цифровой образовательной среды12, порядок внедрения цифровой образовательной среды в регионах13, состав оборудования для внедрения цифровой образовательной среды14.

Теоретико-методологические основы исследования:

1) концепция развивающего образования (Л.С. Выготский [2], В.В. Давыдов [3]), концепция персональной онтологии как содержательно-топологического пространства, в котором человек реализует собственные идеалы, задачи развития (И. Кант, М. Шелер, Г.П. Щедровицкий [4]);

2) концепция педагогиче^ой антропологии как связи типов дидактики с онтологией и роли дидактики в реализации онтологии как основания для персональных решений и деятельности человека (С.И. Гессен, В.В. Зеньков-ский, К.Д. Ушинский [5]);

10 Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 4 июня 2019 г. № 178-п «О государственной информационной системе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры „Цифровая образовательная платформа Ханты-Мансийского автономного округа Югры" (ГИС „Образование Югры")»; Приказ Министерства образования и науки Республики Дагестан от 18.05.2022 г. № 11-02-450/22 «Об утверждении перечня (инфраструктурного листа) оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта „Цифровая образовательная среда" национального проекта „Образование" в 2022 г.».

11 Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды».

12 Приказ Министерства просвещения России от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды».

13 Приказ Министерства просвещения России от 29 мая 2020 г. № Р-48 «Об утверждении методических рекомендаций профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по внедрению и функционированию в образовательных организациях целевой модели цифровой образовательной среды»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 декабря 2020 г. № 461 «Об утверждении Порядка отбора субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды».

14 Письмо Министерства просвещения России от 9 ноября 2021 г. № ТВ-1968/04 «Методические рекомендации по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта „Цифровая образовательная среда" национального проекта „Образование"».

3) концепция образовательного пространства, образовательной среды (в том числе цифровой) как системы ресурсов для конструирования учениками персональных онтологем - «личность, расширенная цифровыми средствами» (А.Н. Архангельский, О.А. Агатова, А.А. Муранов [1], Е.И. Казакова, А.Л. Семенов [1]);

г) концепция цифровой образовательной среды как системы цифровых инструментов, позволяющих взрослеющему человеку самостоятельно конструировать образовательную траекторию; реконструировать содержание предметных областей и межпредметных связей в режиме анализа данных, в режиме цифрового моделирования различных систем деятельности (А.Л. Семенов, В.В. Гриншкун, О.А. Агатова [6; 7]).

Для анализа базовых характеристик дидактической системы, применяющей расширительный потенциал цифровых технологий, использовались методы системно-генетического и факторного анализа, системно-деятельностного моделирования, ситуационного моделирования, функционального моделирования полного цикла использования цифровых технологий для решения образовательных задач и организации познавательной деятельности учеников.

Аксиомы нашей методологии [1; 6-8]:

1. Цифровые инструменты получают возможность раскрыть свой развивающий образовательный потенциал только в рамках дидактической системы, реализующей такую онтологию, которая соответствует логике развивающего образования и практического применения цифровых программных разработок субъектом познавательной деятельности (учеником и учителем).

В рамках классической дидактики цифровизация не только не нужна, но и деструктивна, так как заведомо проблематизирует базовые принципы классической дидактики.

2. Ключевым инструментом, превращающим цифровые технологии в источник расширительного характера дидактики [1], является система образовательных задач, актуализирующих для учеников онтопрактическую проблему, решение которой основано на анализе данных, построении связи изучаемых явлений, осмысления их практического применения.

Такого рода дидактическая система цифровой образовательной среды решает важную проблему - развитие поколения, способного самоопределяться, строить образовательную траекторию, решать учебные, исследовательские и проектные задачи.

Это принципиально иное понимание современной дидактики цифровых образовательных сред в отличии от классической, методология которой основана в логике «учебных предметов» [9; 10]. Информатика в качестве учебной дисциплины представлена в таком подходе как «предмет, выполняющий над-предметную интегрирующую функцию» [11] в цифровой среде. Но не предмет информатики выполняет эту функцию, а информационно-коммуникационные цифровые средства организации познавательной деятельности учеников -цифровые инструменты, организующие решение образовательной, исследовательской, проектной задачи учениками, а также задачи самоопределения, выбора образовательной траектории и самого вида, уровня решаемой задачи [1; 6-8]. В такой логике можно изучать сам предмет информатики на основе

междисциплинарных задач, и это повышает качество образования, что доказано в эксперименте Л.В. Сурчаловой [12].

3. Новые модели дидактик складывались исходя из осмысления их авторами изменений педагогической антропологии, антропологии детства (К.Д. Ушин-ский «народная школа», Л.Н. Толстой «школа свободного воспитания», Д. Дьюи «школа проектов», А.Н. Тубельский «школа самоопределения», Е.А. Ямбург «адаптивная школа» и др.). Антропономические запросы на развитие у «цифрового поколения» (Г.У. Солдатова, Е.Н. Рассказова, Т.А. Нестик [13]) связаны с задачами онтопрактик будущего, следовательно, и дидактика для «цифрового поколения» строится на принципах задачно-деятельностного подхода, а не только предметного. В логике задачно-деятельностного подхода цифровую образовательную среду развивают, например, такие платформы, как «Учи.ру», «Мобильное электронное образование». В таких моделях дидактик содержание образования конвергентно и строится под задачи развития личности, а познавательная деятельность учеников организуется не только учебным предметом, но и междисциплинарными задачами учебного, исследовательского, проектного характера. Оценка образовательных результатов основана не только на проверке знания предмета, но и на оценке способности решать задачу, подбирая соответствующие средства деятельности (учебные, исследовательские, проектные, а также личностные (способность самоопределяться, осуществлять выбор, конструировать социальные отношения для решения задачи).

Результаты и обсуждение. Для анализа педагогической деятельности в цифровых образовательных средах проведено структурированное интервью педагогов. Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты структурированного интервью педагогов

№ Вопросы интервью Ответы респондентов, п = 200 чел. = 100% % ответивших, п

1 В какой цифровой образовательной среде, на какой цифровой образовательной плат- Российская электронная школа (resh.edu.ru) 18

форме организуется образовательная деятельность? Сферум (sferum.ru) 32

Учи.ру (uchi.ru) 28

Образование Югры (admhmao.ru) 10

Цифровая образовательная среда Ямало-Ненецкого округа (yanao.imumk.ru) 8

Открытая образовательная сеть Новосибирской области (edu54.ru) 8

ЭПОС школа Перми (school.permkrai.ru) 12

Цифровая образовательная среда Московской области (mosreg.physicon) 12

МЭО мобильное электронное образование (mob.edu.ru) 8

ЯКласс (yaklass.ru) 8

Сберкласс (sberclass.ru) 8

Продолжение табл. 1

№ Вопросы интервью Ответы респондентов, п = 200 чел. = 100% % ответивших, п

Какова структура элементов цифровой образовательной среды? Электронный дневник 100

Электронный журнал 100

Электронное расписание 100

Учет достижений обучающихся (сервисы данных образовательных достижений) 48

Цифровой образовательный контент (educont.ru) 82

Встроенные средства программного обеспечения для организации интерактивной деятельности ,2

Как и какой цифровой образовательный контент используется при организации образования в цифровой образовательной среде? Цифровой образовательный контент (educont.ru) 94

Урокцифры.рф 36

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инфоурок 28

Урок.рф 32

РешуОГЭ, РешуЕГЭ 82

Макульт-привет! 16

Фабрика кроссвордов 18

Постнаука 26

Пифагория 12

Какие цифровые образовательные технологии, цифровые средства и сервисы используются педагогами для организации образования? LearningApps 42

TimeMapper 24

Skysmart.ru 16

Classroom 18

VoiceThread 12

TestPAd 16

Miro 32

4portfolio 28&

Rizzoma 12

Padlet 32

Mult-Ed it 44

Как и какие результаты освоения образовательных программ оцениваются в цифровой образовательной среде? Результаты освоения образовательных программ (личностные, предметные, метапредметные) 100

Новые виды грамотности (новые образовательные результаты) 46

Изобретательская активность школьников Schoolpatent.ru ,2

Результаты социально-значимой деятельности 28

6 Как и с какими образовательными, личностными, когнитивными данными работает учитель, педагог дополнительного образования при анализе образовательной успешности, личностной и социальной успешности школьника? Личностный выбор школьника (профиля, уровня сложности задания) 44

Познавательные интересы (выбор проектных и исследовательских работ школьников) 38

Социальные данные (семья, посещение дополнительного образования) 26

Продолжение табл. 1

Вопросы интервью

Ответы респондентов, п = 200 чел. = 100%

% ответивших, п

Когнитивные данные (диагностика школьных психологов)

Портфолио достижений (олимпиады, конкурсы)

Посещаемость (электронный дневник, журнал)

24

38

100

Как конвертируются образовательные результаты, в форме какой передачи данных при переходе на следующую ступень обучения, при взаимозачетах результатов общего и дополнительного образования?

Нет конвертации образовательных результатов

Конвертируются результаты дополнительного образования и результаты освоения общеобразовательных программ

Конвертируются олимпиад-ные достижения с результатами освоения основных образовательных программ

Конвертируются результаты итоговой аттестации по общеобразовательным программам при зачислении в профильные классы на программы профильного образования

43

28

76

84

Какие развивающие возможности предоставляет человеку (ученику, учителю, родителю) цифровая образовательная среда, цифровая образовательная платформа? Каковы возможности для учебной, проектной, исследовательской деятельности, рефлексии и анализа образовательных результатов, олим-пиадных достижений, реализации индивидуальных образовательных траекторий, профильного образования?

Реализация индивидуальной образовательной траектории (по профилю, по времени изучения учебного материала)

Возможности реализации познавательных интересов через выбор проектных и исследовательских работ

Возможности изучать темы по углубленному формату дополнительно

Возможности тренажеров для подготовки к контрольным и ОГЭ, ЕГЭ

Возможности осмысление образовательных результатов целостно и построения дальнейших способов их усовершенствования, развития

88

76

92

64

46

Как конвертируются образовательные результаты, в форме какой передачи данных при переходе на следующую ступень обучения, при взаимозачетах результатов общего и дополнительного образования?

Не конвертируются, нет взаимозачета

Конвертируются результаты общего и дополнительного образования

Конвертируются результаты олимпиадных и конкурсных достижений с предметными результатами освоения образовательных программ

Чаты

42

28

30

86

Какие цифровые средства и сервисы позволяют продуктивно конструировать взаимодействие участников образовательных отношений?

Видеоконференцсвязь

Интегрированные программные средства для организации коллективной работы

74

20

Окончание табл. 1

№ Вопросы интервью Ответы респондентов, п = 200 чел. = 100% % ответивших, n

Электронный дневник с обратной связью 64

Сайт школы (обращение) 42

Умение пользоваться компьютером 18

12 Какие умения, компетенции необходимо развивать у обучающихся, педагогов, родителей Умения пользоваться функциями ЦОС по интерфейсу 76

для наиболее продуктивной деятельности в цифровой образовательной среде? Умение анализировать образовательные данные из электронного дневника, портфолио 80

Умение вести диалог в чатах ЦОС 24

Умение подбирать цифровые сервисы и функции под определенные задачи 68

Что, на ваш взгляд, необходимо усовершенствовать в цифровой образовательной среде (дополнить ее структуру или новые развивающие функции) для наилучшей организации развивающего образования человека? Закупать программные средства для организации интерактивной образовательной и коллективной познавательной деятельности 84

Усовершенствовать функцию аналитики образовательных данных 78

Усовершенствовать цифровой сервис «Портфолио» с возможностью рефлексии образовательных результатов самим учеников 32

Развивать мобильный сегмент ЦОС 96

Results of the structured teacher interview Table 1

No. Interview questions Respondents' answers, n = 200 persons = 100 % Response rate, %, n

1 In what digital educational environment, on what digital educational platform is educational activity Russian electronic school (resh.edu.ru) 18

organized? Sferum (sferum.ru) 32

Uchi.RU (uchi.ru) 28

Education Ugry (admhmao.ru) 10

Digital educational environment of the Yamalo-Nenets region (yanao.imumk.ru) 8

Open educational network of the Novosibirsk region (edu54.ru) 8

EPOS School Perm (school.permkrai.ru) 12

Digital educational environment of the Moscow region (mosreg.physicon) ,2

MEE mobile e-education (mob.edu.ru) 8

ICIass (yaklass.ru) 8

SberClass (sberclass.ru) 8

Table 1, continuation

No. Interview questions Respondents' answers, n = 200 persons = 100 % Response rate, %, n

What is the structure of the elements of the digital educational environment? Electronic diary 100

Electronic journal 100

Electronic schedule 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Accounting for the achievements of students (data services of educational achievements) 48

Digital educational content (educont.ru) 82

Built-in software tools for organizing interactive activities 12

How and what kind of digital educational content is used in organizing education in a digital educational environment? Digital educational content (educont.ru) 94

LessonDigital 36

Info lesson 28

Lesson. RF 32

Solve-Exam 82

MathCultHello! 16

Crossword Factory 18

Post-Science 26

Pifagoria 12

What digital educational technologies, digital tools and services are used by teachers to organize education? LearningApps 42

TimeMapper 24

Skysmart.ru 16

Classroom 18

VoiceThread 12

TestPAd 16

Miro 32

4portfolio 28&

Rizzoma 12

Padlet 32

Mult-Ed it 44

How and what results of mastering educational programs are evaluated in the digital educational environment? The results of the development of educational programs (personal, subject, meta-subject) 100

New types of literacy (neweducational outcomes) 46

Inventive activity of schoolchildren (Schoolpatent.ru) 12

Results of socially significant activities 28

6 How and with what educational, personal, cognitive data does a teacher, teacher of additional education work in the analysis of educational success, personal and social success of a student? Student's personal choice (profile, task difficulty level) 44

Cognitive interests (choice of design and research work of schoolchildren) 38

Social data (family, attendance at additional education) 26

Cognitive data (diagnosis of school psychologists) 24

Portfolio of achievements (olympiads, competitions) 38

Attendance (electronic diary, journal) 100

Table 1, continuation

No. Interview questions Respondents' answers, n = 200 persons = 100 % Response rate, %, n

8 How are educational results converted, in the form of what kind of data transfer during the transition to the next level of education, with mutual offsets of the results of general and additional education? No conversion of educational results 43

The results of additional education and the results of the development of general education programs are converted 28

Olympiad achievements are converted into the results of mastering the main educational programs 76

The results of the final certification for general education programs are converted when enrolling in specialized classes for specialized education programs 84

9 What developmental opportunities does the digital educational environment, digital educational platform provide to a person (student, teacher, parent)? What are the opportunities for educational, project, research activities, reflection and analysis of educational results, Olympiad achievements, the implementation of individual educational trajectories, specialized education? Implementation of an individual educational trajectory (according to the profile, according to the time of studying the educational material) 88

Opportunities for the implementation of cognitive interests through the choice of design and research work 76

Opportunities to study topics in an in-depth format additionally 92

The possibilities of simulators for preparing for control National Exam 64

Opportunities to comprehend educational results holistically and build further ways of development 46

How are educational results converted, in the form of what kind of data transfer during the transition to the next level of education, with mutual offsets of the results of general and additional education? Not convertible, no offset 42

The results of general and additional education are converted 28

The results of the Olympiad and competitive achievements are converted with the subject results of the development of educational programs 30

Chats 86

What digital tools and services allow you to productively design the interaction of participants in educational relations? Videoconferencing 74

Integrated software tools for organizing teamwork 20

Electronic diary with feedback 64

School website (appeal) 42

Ability to use a computer 18

What skills, competencies need to be developed among students, teachers, parents for the most productive activity in the digital educational environment? Ability to use interface functions 76

Ability to analyze educational data from an electronic diary, portfolio 80

Ability to communicate in chats 24

Ability to select digital services and functions for specific tasks 68

Table 1, ending

No. Interview questions Respondents' answers, n = 200 persons = 100 % Response rate, %, n

13 What, in your opinion, needs to be improved in the digital educational environment (to supplement its structure or new developmental Purchase software for organizing interactive educational and collective cognitive activities 84

functions) for the best organization of a person's developmental education? Improve educational data analytics 78

Improve the digital service "Portfolio" with the possibility of reflecting educational results by the students themselves 32

Develop mobile segment 96

На основе обобщения результатов интервьюирования сформулированы следующие выводы:

а) педагоги - участники федерального эксперимента по внедрению целевых моделей цифровой образовательной среды используют региональные цифровые образовательные среды, а также применяют федеральные цифровые ресурсы «Урок цифры», «Федеральный электронный образовательный контент», федеральные сервисы «РешуОГЭ», «РешуЕГЭ»; педагоги из регионов, не являющихся участниками федерального эксперимента, чаще используют цифровые образовательные среды платформ «Учи.ру», «МЭО», «ЯндексКласс» и др.;

б) структура элементов цифровой образовательной среды в регионах -участниках эксперимента соответствует регламентам Министерства просве-щения15. По мнению педагогов, недостаточно в целевых моделях цифровых образовательных сред таких элементов, как встроенные средства программного обеспечения для организации интерактивной образовательной деятельности, цифровые средства анализа образовательных данных для понимания направлений улучшения методик преподавания в соответствии с задачами, дефицитами личности обучающегося;

в) в оценке развивающих возможностей цифровой образовательной среды педагоги называют в основном организационные возможности: реализация индивидуальной образовательной траектории (по профилю образования, по времени изучения учебного материала), реализация познавательных интересов через выбор проектных и исследовательских работ, изучение темы по углубленному формату дополнительно, тренажеры для подготовки к контрольным, ОГЭ, ЕГЭ. Но личностно-развивающих возможностей относительно амплификации развития когнитивного, личностного, социального и прочего не названо. Только небольшой процент педагогов называют возможности электронного дневника и журнала как способы осмысления образовательных результатов и построения дальнейших способов их усовершенствования, развития (то есть делают работу с анализом образовательных данных в электронном дневнике и электронном журнале основанием совершенствования педагогической деятельности и методики преподавания предмета).

15 Приказ Министерства просвещения России от 2 декабря 2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды».

Исходя из анализа результатов исследования можно предположить, что федеральный эксперимент решил задачи цифровизации образования (поставки оборудования, обеспечения доступа к цифровому образованию, регламентацию цифрового контента, цифровизацию образовательных данных в электронном дневнике, журнале и их открытость для участников образовательных отношений, но не решил задачи «расширительной дидактики» цифровой образовательной среды, донастройки ее возможных цифровых образовательных сервисов под задачи современной онтологии образования и антропологии детства, технологического обеспечения практики развивающего образования.

Поэтому развитие дидактики цифровых образовательных сред можно было бы назвать следующим после цифровизации образования шагом. Так логически формируется историография цифровизации образования, характеризующая не только внешние, организационные форматы изменений, но и содержательные, логико-генетические задачи развития дидактики цифровых образовательных сред.

В исследовании проводился анализ применения педагогами цифровых образовательных платформ, сервисов, контента. Результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты изучения применения педагогами цифровых образовательных инструментов

Форма цифрового средства

Частота использования Цифровые образовательные платформы Цифровые образовательные сервисы организации познавательной и коллективной учебной деятельности школьников Видеоконтент, цифровой образовательный контент

Наиболее часто используемые Учи.ру; РЭШ; Я Класс; ФИПИ (демоверсии ОГЭ, ЕГЭ); Урок.РФ; Сферум LearningAppps; Padlet (онлайн-доска с интерактивными заданиями); Google Classroom (сервис организации интерактивной познавательной деятельности); Пифагория (сервис математических игр); Test-Pad (сервис составления тестовых заданий для контроля качества знаний, умений); Webanketa (сервис составления анкет и заданий для контроля качества знаний); БанкТестов.РУ (сервис проверки знаний); ФабрикаКроссвордов (конструктор онлайн-кроссвордов) Постнаука; Научпок; Чердак; Галилео; Маткульт-привет!; Просвещение-поддержка

Окончание табл. 2

Частота использования

Форма цифрового средства

Цифровые образовательные платформы

Цифровые образовательные сервисы организации познавательной

и коллективной учебной деятельности школьников

Видеоконтент, цифровой образовательный контент

Достаточно часто используемые

МЭШ (Московская электронная школа)

Урок-цифры;

СберКласс;

Фоксворд;

Инфоурок;

Яучебник;

РешуОГЭ;

РешуВПР;

РешуЕГЭ;

Единыйурок.рф

MindMapp (сервис коллективной познавательной деятельности - ментальные карты);

Skysmart.ru;

Trello;

Яндекс.Телемост;

Educont.ru;

MathCAD;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Flippity (сервис создания онлайн-упражнений);

Ibrainstorm (организация коллективной работы);

Rizzoma (сервис организации коллективной работы по систематизации знаний, построению причинно-следственных связей);

Miro (организация коллективной познавательной работы);

TimeMapper (сервис создания временных шкал);

Kahoot!;

Ted Education

TEDEducation (образовательный телеканал);

QWERTY (видеоканал о науке и технологии);

SpeakEnglish (видеоканал для изучения языков, лингвистических правил);

RedRoom (исторический видеоканал);

ВсеКакУЗверей (видеоканал по естественно-научным предметам: биология, зооология, анатомия)

Наименее часто используемые

Инфоурок; Наураша

(Научная развивающая лаборатория);

Б1ер1к;

МЭО

(Мобильное электронное образование);

VAcademia

Mult-Edit (сервис интерактивных учебных заданий);

VoiceThread;

ClearSlide (сервис онлайн-презентаций);

TopHat (сервис онлайн-оценки знаний);

Movavi (сервис формирования видеозаданий);

4portfolio.ru (сервис систематизации и аналитики образовательных данных и результатов);

Netfolio.ru (сервис систематизации и аналитики образовательных данных и результатов);

Trello (сервис организации коллективной познавательной деятельности)

ПростаяНаука; Sibscience

Table 2

Results of studying use of digital educational tools by teachers

The form of digital funds

Frequency of use Digital educational platforms Digital educational services organization of cognitive and collective educational activities of schoolchildren Digital video content, digital educational content

Most used Uchi.ru; LearningApps; Post-Science;

National Exam; ICIass; FIPI (demo versions of exam); Lesson.RF; Sferum Padlet (online board with interactive tasks); Google classroom (service for organizing interactive cognitive activity); Pifagoria (service of mathematical games); Test-Pad (service for compiling test tasks for quality control of knowledge, skills); Webanketa (a service for compiling questionnaires and tasks for quality control of knowledge); BankTestov.RU (knowledge testing service); FactoryCrosswords (constructor online crosswords) Sciencepok; Attic; Galileo; Matkult Hello!; Enlightenment-Support

Quite commonly used MES (Moscow Electronic School); Digital Lesson; SberClass; Foxword; Inf Lesson; I'm a textbook; ReshuExam; 1 Solve Exam; Single Lesson MindMapp (service of collective cognitive activity - mental maps); Skysmart.ru; Trello; Telemost.Yandex; Educont.ru; MathCAD; Flippity (creation service online exercises); Ibrainstorm (organization collective work); Rizzoma (organization service collective work on the sys-tematization of knowledge, the construction of cause-and-effect relationships); Miro (organization collective cognitive work); TimeMapper (creation service timelines); Kahoot!; Ted Education TEDEducation (educational TV channel); QWERTY (video channel about science and technology); Speak English (video channel for learning languages, linguistic rules); RedRoom (historical video channel); AIILikeUzBeasts (video channel on natural science subjects: biology, zoology, anatomy)

Table 2, ending

The form of digital funds

Frequency of use Digital educational platforms Digital educational services organization of cognitive and collective educational activities of schoolchildren Digital video content, digital educational content

Least used Info Lesson; Naurasha (scientific development laboratory); Stepik; Mobile e-education; VAcademia Mult-Edit (service of interactive educational tasks); VoiceThread; ClearSlide (online service presentations); TopHat (online knowledge assessment service); Movavi (video job creation service); 4portfolio.ru (service for systematization and analytics of educational data and results); Netfolio.ru (service for systematization and analytics of educational data and results); Trello (service for the organization of collective cognitive activity) SimpleScience; Sibscience

Можно заключить, что педагоги не используют цифровые сервисы и программное обеспечение, позволяющее организовать интерактивную деятельность, решение коллективной учебной, проектной, исследовательской задачи школьниками. Только единицы из более 200 респондентов применяют общедоступные русифицированные цифровые дидактические сервисы, такие как Mult-Edit, VoiceThread, ClearSlide (коллективная работа с онлайн-презентациями), MindMapp (организация познавательной деятельности посредством ментальных карт), Skysmart.ru, MathCAD, Flippity (сервис создания онлайн-упражнений), IBrainstorm (сервис организации коллективной работы над проблемной задачей), Rizzoma (сервис организации коллективной работы по выявлению связей между изучаемыми объектами), Miro (сервис организации коллективной работы), TimeMapper (сервис создания временных шкал при изучении истории развития чего-либо).

Не практикуются педагогами сервис анализа образовательных результатов и организация рефлексии школьником собственных образовательных достижений. В некоторых региональных моделях цифровых сред существуют интегрированные цифровые решения с сервисом аналитики данных, их графической визуализации (ЦОС «ЭПОС», МЭШ, «Югра 2:0»). В отдельных регионах педагоги используют общедоступные сервисы аналитики: 4portfolio.ru, Netfolio.ru. Учителя недооценивают возможность и способность детей работать с такими цифровыми сервисами посредством организации рефлексии учебной аналитики собственных образовательных результатов.

Современные исследования антропологии цифровых образовательных сред, цифрового поколения и новой социальной ситуации развития [13] до-

казывают, что «цифровое детство» ориентировано на интерактивность «цифры», коллективную интерактивную деятельность в цифровой среде, поиск продуктивной обратной связи относительно «Образа Я», собственного развития за счет оценок референтного взрослого, референтного сверстника. Исследователи констатируют психологическое содержание цифрового разрыва и цифрового межпоколенческого взаимодействия, обусловленного «Образом Я», антропологическими представлениями о современном «цифровом детстве» и задачах его развития.

Цифровая образовательная среда выступает новым культурным орудием, опосредующим формирование у детей высших психических функций (higher mental functions), которые формируются опосредовано социокультурной средой (Л.С. Выготский [3], А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов). Элементом социокультурной среды является цифровая образовательная среда.

Соответственно, в дидактике необходимо ставить задачу о развивающем функционале цифровой образовательной среды и его экспертизе.

В исследовании мы опираемся на методологию расширительной дидактики; личности, расширенной цифровыми средствами (А.Л. Семенов, А.Н. Архангельский [1], О.А. Агатова и др.). Проанализируем условия и методы использования цифровых инструментов в образовательном процессе, при которых они обеспечат расширительный характер дидактики. В качестве примера возьмем один из цифровых методов - работу с большими данными.

В практике современного образования работа с данными рассматривается как новый предмет, тема для освоения (например, учебник информати-ки16). Или работа с большими данными рассматривается как раздел в рамках олимпиадных заданий, направленных на освоение информационно-коммуникационных технологий (например, Олимпиада Национальной технологической инициативы17).

Такой подход редуцирует в дидактике представления об анализе больших данных как о типе познавательной деятельности. В таком подходе дидактический статус больших данных в образовательном процессе выражается в появлении нового содержания, а не нового дидактического средства, которое позволило бы повысить продуктивность учебной деятельности. То есть методы анализа данных должны применяться в качестве метода познавательной деятельности, развивающей универсальные компетенции, связанные с умением практического применения этого метода в различных учебных дисциплинах.

На практике большие данные как дидактический метод организации познавательной деятельности может применяться педагогами при изучении различных тем и предметов, например:

16 Информатика: учебник для 6 класса / под ред. Л.Л. Босовой, А.И. Босовой. М.: Лаборатория знаний «Бином», 2018.

17 Материалы заданий командной инженерной олимпиады школьников «Олимпиада Национальной технологической инициативы» по профилю «Большие данные и машинное обучение». URL: https://ntcontest.ru|docs (дата обращения: 10.12.2022).

- по физике с использованием ёа1а-кейсов «Ростех.Инновации»18;

- истории и обществознанию с использованием кейсов данных Портала

открытых данных России19, Единой информационной платформы Националь-

20

ной системы управления данными20;

- биологии с использованием данных Открытого министерства Министерства здравоохранения Российской Федерации21;

- технологии с использованием реестров данных Открытой системы

22

науки и технологий22;

- посредством других цифровых сервисов открытых государственных данных.

Такая практика создает условия для проявления субъектно-деятельностной позиции учеников и обновления содержания образования на основе достижений научно-технологического развития России.

При работе с данными ставится задача (учебная, исследовательская, проектная), а метод анализа данных становится способом организации познавательной деятельности (учебной, исследовательской, проектной) учеников.

Заключение. На основе приведенных результатов исследования, а также анализа практических примеров работы с новыми цифровыми инструментами в образовании можно сделать вывод о том, что разработка и методологиза-ция современных фундаментальных и прикладных аспектов дидактики связана с изучением развивающего функционала цифровых образовательных сред и с антропологическими представлениями о личности, расширенной цифровыми средствами [1].

Новую модель дидактики следует искать не в изменении предметного устройства обучения за счет расширения числа учебных предметов, не в адаптации общеизвестных классических методов обучения к их применению в цифровых образовательных средах, а в изменении самой логико-генетической структуры дидактики в связи с изменением антропологии современного детства («цифровые аборигены»), в связи с условиями смены технологического уклада, ожидающего «человека, расширенного цифровыми средствами», способного решать образовательные, исследовательские, проектные задачи будущего.

Основные вызовы, формируемые современной ситуацией для современных дидактических моделей в условиях цифровой трансформации связаны с переходом к новому технологическому укладу, переустраивающему экономику и человеческий капитал будущего.

18 Ростех. Инновации. URL: https://rostec.ru/innovations/#projects (дата обращения: 10.02.2022).

19 Портал открытых данных России. URL: https://data.gov.ru (дата обращения: 10.12.2022).

20 Единая информационная платформа Национальной системы управления данными. URL: https://nsud.info.gov.ru (дата обращения: 10.12.2022).

21 Министерство здравоохранения Российской Федерации. Открытое министерство. URL: https://minzdrav.gov.ru/open (дата обращения: 10.12.2022).

22 Открытая система науки и технологий: реестры данных. URL: https://нтр.рф/ (дата обращения: 10.12.2022).

Принципиальную возможность разработки и развития новой дидактики обусловили многообразные цифровые инструменты как средства организации учебной, исследовательской, проектной деятельности учеников. Но сами цифровые инструменты получают возможность реализовать свой образовательный потенциал лишь в рамках дидактической системы, реализующей такую онтологию, которая соответствует логике их практического применения и методологии развивающего образования.

Способом превращения цифровых технологий в источник расширительного характера дидактики является система образовательных задач, актуализирующих для учеников онтопрактическую проблему, решение которой требует познания, исследования, проектирования изучаемого объекта. Поэтому на некоторых передовых цифровых образовательных платформах организовано не только изучение, исследование, проектирование тем учебных предметов, но и «больших идей» надпредметного содержания образования [14].

Использование цифровых ресурсов в системе образования должно организовываться за счет системы программно выстроенных образовательных задач, что задает структуру цифровой образовательной среды по-иному, не только в логике «учебных тем».

Основные принципы дидактики цифровой образовательной среды можно рамочно обозначить: интерактивность, метапредметность, структурность образовательных задач, субъектно-деятельностная включенность ученика, многообразие базовых видов деятельности ученика (учебная, исследовательская, проектная), открытость и рефлексивность образовательных результатов участниками образовательных отношений, конвертируемость образовательных результатов при переходе на следующий уровень образования (между общим и дополнительным образованием).

Приведенные результаты исследования позволяют заключить следующее.

1. Цифровые инструменты могут продуктивно использоваться лишь в рамках тех дидактических систем, которые по своему базовому содержанию, структуре, имманентному им способу деятельности соответствуют базовому принципу организации познавательной и преобразующей деятельности, задаваемому цифровыми образовательными платформами.

2. В наибольшей степени образовательный потенциал цифровых инструментов раскрывается в рамках дидактических систем, предполагающих самостоятельную реконструкцию учениками комплексных представлений о действительности, формирование на этой основе самоопределения, решение принципиально значимых проблем и задач в ходе учебной, исследовательской, проектной деятельности, что возможно реализовать на основе практик работы с открытыми данными в ходе решения образовательных задач.

3. Оценка развивающего функционала цифровых образовательных инструментов, программных средств, интегрируемых в цифровую образовательную среду, требует определенного рода экспертизы.

4. Результаты экспертизы развивающего функционала цифровых образовательных инструментов для реализации целевой модели цифровой образовательной среды будут полезны участникам образовательных отношений

и отношений в сфере образования для формирования решений о закупках оборудования программного обеспечения.

5. Педагогическая антропология и дидактика цифровых образовательных сред в своем становлении в условиях цифровой трансформации образования требуют серьезных фундаментальных исследований научных коллективов.

Данное исследование представляет фронтиры изменения дидактики и педагогической антропологии в условиях цифровых образовательных сред. В ходе наших ранних исследований [7] сформулированы доказательные предложения по созданию стандарта цифровой образовательной среды, регулирующего структуру элементов цифровой образовательной среды и ее развивающие функции в контексте интегрируемых цифровых дидактических средств и сервисов.

Список литературы

[1] Архангельский А.Н., Дубровский В.Н., Лебедева М.Ю., Микляева А.В., Муранов А.А., Фиофанова О.А. Личность, расширенная цифровыми средствами // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. 2022. № 1 (113). С. 38-52. http://doi.org/10.22204/2410-4639-2022-113-01-38-51

[2] Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. Л.М. Маловой, Л.М. Шту-тиной. М.: АСТ, 2010. 678 с.

[3] Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.

[4] Щедровицкий П.Г. Введение в философскую и педагогическую антропологию. М.: Политическая энциклопедия, 2018. 359 с.

[5] Ушинский К.Д. Педагогическая антропология: в 2 томах. Том 1. М.: Юрайт, 2017. 459 с.

[6] Агатова О.А. Большие данные в образовании: data-anthropo для политик и практик развития. М.: Наука, 2022. 199 с.

[7] Фиофанова О.А. Стандарты цифровой образовательной среды и архитектура данных в образовании // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2022. № 1 (59). С. 37-46. http://doi.Org/10.25688/2072-9014.2022.59.1.04

[8] Семенов А.Л. Результативное образование расширенной личности в прозрачном мире на цифровой образовательной платформе // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. Вып. 3. С. 590-596. http://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-27

[9] Осмоловская И.М. Теоретико-методологические проблемы развития дидактики // Педагогика. 2013. № 5. С. 35-44.

[10] Перминова Л.М. Дидактика в контексте современного научного знания // Педагогика. 2013. № 5. С. 57-63.

[11] Перминова Л.М. Современная дидактика: от Коменского до наших дней: фило-софско-педагогические аспекты. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Школьные технологии, 2021. 296 с.

[12] Cурчалова Л.В. Междисциплинарные задачи как средство повышения качества обучения лицеистов (на примере изучения информатики и синергетики): авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2001.

[13] СолдатоваГ.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2020. 75 с.

[14] Кондаков А.М., Сергеев И.С. Методологические основы проектирования сетевой образовательной среды общего образования как конвергентного пространства развития личности обучающегося: материалы заседания Бюро отделения философии образования и теоретической педагогики. 26 января 2021 г. М.: РАО, 2021.

References

[1] Arkhangelsky AN, Dubrovsky VN, Lebedeva MYu, Miklyaeva AV, Muranov AA, Fiofanova OA. Personality enhanced by digital means. Bulletin of the Russian Foundation for Basic Research. 2022;(1):38-52. (In Russ.) http://doi.org/10.22204/2410-4639-2022-113-01-38-51

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[2] Vygotsky LS. Pedagogical psychology. Moscow: AST Publ.; 2010. (In Russ.)

[3] Davydov VV. The theory of developmental learning. Moscow: INTOR Publ.; 1996. (In Russ.)

[4] Shchedrovitsky PG. Introduction to philosophical and pedagogical anthropology. Moscow: Politicheskaya Entsiklopediya; 2018. (In Russ.)

[5] Ushinsky KD. Pedagogical anthropology (vol. 1). Moscow: Yurayt Publ.; 2017. (In Russ.)

[6] Agatova OA. Big data in education: data-anthropo for development policies and practices. Moscow: Nauka Publ.; 2022. (In Russ.)

[7] Fiofanova OA. Digital educational environment standards and data architecture in education. Vestnik MGPU. Series: Informatics and Informatization of Education. 2022;(1):37-46. (In Russ.) http://doi.org/10.25688/2072-9014.2022.59.L04

[8] Semenov AL. Effective education of the extended personality in a transparent world on a digital educational platform. Herzen Readings: Psychological Research in Education (issue 3). St. Petersburg: Herzen State Pedagogical University; 2020. p. 590-596. (In Russ.) http://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-27

[9] Osmolovskaya IM. Theoretical and methodological problems of the development of didactics. Pedagogy. 2013;(5):35-44. (In Russ.)

[10] Perminova LM. Didactics in the context of modern scientific knowledge. Pedagogy. 2013;(5):57-63. (In Russ.)

[11] Perminova LM. Modern didactics: from Comenius to the present day: philosophical and pedagogical aspects. 3rd ed., enlarged, revised. Moscow: Shkolnye Tekhnologii Publ.; 2021. (In Russ.)

[12] Surchalova LV. Interdisciplinary tasks as a means of improving the quality of education of lyceum students (on the example of studying computer science and synergetics) (abstract of the dissertation of Candidate of Pedagogical Sciences). Saratov; 2001. (In Russ.)

[13] Soldatova GU, Rasskazova EI, Nestik TA. Digital generation of Russia: competence and safety. Moscow: Smysl Publ.; 2020. (In Russ.)

[14] Kondakov AM, Sergeev IS. Methodological foundations of network design educational environment of general education as a convergent space development of the personality of the student: materials of the meeting of the Bureau of the Philosophy of Education and Theoretical Pedagogy Department. 26 January 2021. Moscow: Russian Academy of Education; 2021. (In Russ.)

Сведения об авторе:

Агатова Ольга Александровна, доктор педагогических наук, доцент, заведующая лабораторией развития цифровой образовательной среды, Российская академия образования, Российская Федерация, 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8. ORCID: 0000-00033004-8067. E-mail: olga_agatova@mail.ru

Bio note:

Olga A. Agatova, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Laboratory for the Development of the Digital Educational Environment, Russian Academy of Education, 8 Pogodinskaya St, Moscow, 119121, Russian Federation. ORCID: 0000-0003-30048067. E-mail: olga_agatova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.