П
Е
Д
А Г О Г И Ч Е С К И Е
НАУКИ
УДК 376.112.4
Н.С. Сандалов
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Путём изучения и обобщения передового педагогического опыта в статье раскрывается суть понятий «социальная адаптация» и «дезадаптация» детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Выявлено, что одним из способов предупреждения школьной дезадаптации детей с ОВЗ является тщательно продуманное и организованное психолого-педагогическое сопровождение.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ОВЗ, дезадаптация, психолого-педагогическое сопровождение.
С недавнего времени, а именно, со вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года стало возможным получение образования всеми детьми, независимо от возможностей их здоровья. Законодательно это закреплено как инклюзивное образование, которое в указанном законе определяется как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [4]. Инклюзивное образование дает возможность обучения детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не в специализированной, а в обычной образовательной организации.
На сегодняшний день вопрос инклюзии в массовой школе России вызывает множество споров передовых психологов и педагогов. Одной из главных целей внедрения инклюзии, при этом, ее же преимуществом, называют возможность социализации детей с ОВЗ. В то же время это является и проблемой - проблемой возможной дезадаптации к школьной среде детей с ОВЗ.
© Сандалов Н.С., 2016.
Научный руководитель: Александрова Людмила Юрьевна - кандидат философских наук, доцент, Владимирский государственный университет Россия.
Вестник магистратуры. 2016. № 11-2(62).
ISSN 2223-4047
Определим роль социальной адаптации в жизни каждого человека. А.В. Петровский и М.Г. Яро-шевский определяют социальную адаптацию как «постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды», а также как «результат этого процесса» [3, с. 11]. Исходя из этого определения, под дезадаптацией к школьной среде мы понимаем нарушение процесса адаптации к условиям школы.
Петровский А.В. и Ярошевский М.Г. отмечают, что «важным аспектом адаптации является принятие социальной роли», и, как следствие, социальная адаптация становится одним из «основных социально-психологических механизмов социализации личности» [3, с. 11]. Кроме того, социальная адаптация предполагает адекватно сформированное представление о себе.
Обычно процесс адаптации происходит при попадании человека в новую среду. Ребенок, поступающий в школу, сталкивается с новыми условиями и требованиями, которые необходимо выполнять, а также окружается множеством людей - сверстников и взрослых - с которыми необходимо взаимодействовать.
Основными показателями благоприятной адаптации ребенка к школе Давыдова Н.С. называет: «формирование адекватного поведения, установление контакта с учащимися, учителями, овладение навыками учебной деятельности» [2, с. 113]. Критерием и условием успешности адаптации, по ее мнению, выступает, прежде всего, «степень сохранности (как способность к восстановлению) на должном уровне психического и физического здоровья. Индикатором же трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в познавательной, личностной и социальной сфере ребенка, его психофизиологического статуса, приводящие к дезадаптации» [2, с. 113].
Одним из способов предупреждения школьной дезадаптации детей с ОВЗ является тщательно продуманное и организованное психолого-педагогическое сопровождение. Специалист в области инклюзивного образования Алехина С.В. отмечает, что важная роль психолого-педагогического сопровождения отводится всем субъектам инклюзивного процесса и является условием его успешности и эффективности [1, с. 8].
Говоря о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ, Алехина С.В. понимает «сопровождение» как «непрерывное поддержание силами всех специалистов — субъектов образовательного процесса равновесной ситуации между реальными возможностями ребенка по амплификации образовательных воздействий (определяемых, в первую очередь, закономерностями индивидуального развития ребенка) и объемом, динамическими показателями этих образовательных воздействий, со стороны педагогов, родителей, других субъектов образовательного процесса» [1, с. 11].
Психолого-педагогическое сопровождение в общем виде определяется Алехиной С.В. как целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса, включающая в себя систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса сопровождаемого, а также создание специальных социально-психологических и образовательных условий для сопровождения и помощи [1, с. 18].
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ - это сложный и многогранный процесс поддержки и помощи в преодолении различного рода проблем, возникающих в процессе обучения, в частности, проблемы социальной адаптации.
Очевидно, что психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляется не одним только педагогом-психологом, а целым коллективом специалистов (учителя, педагог-психолог, логопед, дефектолог и пр.). По мнению С.В. Алехиной [1], специалисты сопровождения, объединяются в психолого-медико-педагогический консилиум. При этом в условиях образовательной организации располагается психолого-педагогический состав консилиума, а необходимая часть медицинского сопровождения ребенка с ОВЗ адресуется «внешним» организациям здравоохранения.
Таким образом, каждый специалист реализует собственную профессиональную деятельность в ключе единой цели и задач обучения и психолого-педагогического сопровождения каждого конкретного ребенка с ОВЗ, а также всех других субъектов включенных в этот процесс, в том числе и родителей этого ребенка.
С.В. Алехиной [1] выделяются следующие компоненты индивидуального сопровождения ребенка
с ОВЗ:
• Основные направления и содержание коррекционно-развивающей работы, конкретизированные по содержанию деятельности специалиста.
• Используемые программно-методические средства и разработки.
• Основные методы, приемы и формы работы, а также режим собственной коррекционно -развивающей деятельности.
• В обязательном порядке необходимо указать четкие критерии оценки и планируемые результаты, которые могут быть получены за определенный период.
• Конкретные сроки проведения планируемой работы, исходящие из особенностей ребенка, его возможностей, характера работы и т. п.
• Рекомендации и действия специалистов, адресованные педагогу, реализующему саму инклюзивную практику.
Одним из методов мониторинга процесса психо лого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, который предлагается Алехиной С.В. [1], является бланк индивидуального сопровождения. То есть, каждый специалист ведет собственную документацию в соответствии с имеющимися нормативными документами, но, при этом, «конечным итогом деятельности каждого специалиста становится не только оценка эффективности собственной деятельности, но и конкретные рекомендации, а по возможности и непосредственное включение собственной профессиональной деятельности, ее элементов во фронтальную или индивидуально-ориентированную деятельность педагога класса по обучению, воспитанию и социализации включенного ребенка» [1, с. 71].
Таким образом, включение ребенка с ОВЗ в инклюзивную образовательную среду - это очень трудоемкий процесс, который при неправильном подходе может привести к печальным последствиям. Одной из таких опасностей является возможная дезадаптация детей с ОВЗ к школьной среде. Для ее предупреждения необходим тщательно проработанный план психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ всеми специалистами, принимающими участие в его обучении.
Библиографический список
1.Алехина, С.В. Создание и апробация модели психолого- педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. - М.: МТППУ, 2012. - 156 с.
2. Давыдова, Н.С. Психологические показатели как маркеры школьной дезадаптации детей с ОВЗ на ранних этапах ее формирования / Н.С. Давыдова // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию. - М.: МТППУ. - 2013. - № 2 (5). - С. 112-117.
3.Психология. Словарь / под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Т. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
4.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: минобрнауки.рф/документы/2974 (Дата обращения 10.09.2016).
САНДАЛОВ НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА - магистрант, Владимирский государственный университет, Россия.