Научная статья на тему 'Социальная деятельность советского государства в 20-е гг. Xx В. (на примере Калмыкии)'

Социальная деятельность советского государства в 20-е гг. Xx В. (на примере Калмыкии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
292
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / SOCIAL POLICY / SOCIAL SECURITY / EDUCATION / HEALTHCARE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Убушаев Е. Н.

В статье рассмотрено социальное положение Калмыцкой степи Астраханской губернии к 20-м годам XX в., что позволяет провести оценку масштабов проведенных социокультурных преобразований в советский период. Автором выявлены основные направления деятельности в социально-культурной сфере в Калмыкии в 20-е гг. XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social activity of the Soviet state in the 20-ies of the XX century (on the example of Kalmykia)

The article considers the social status of the Kalmyk steppe of Astrakhan province to the 20-ies of the 20 th century that allows to estimate the scale of the social and cultural transformations in the Soviet period. The author reveals the main directions in the social and cultural spheres in Kalmykia in the 20-ies of the 20 th century.

Текст научной работы на тему «Социальная деятельность советского государства в 20-е гг. Xx В. (на примере Калмыкии)»

УДК 94 (47) 084.6 ББК 63.3 (2Рос=Калм)

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА

в 20-е гг. XX в.

(на примере Калмыкии)*

Е. Н. Убушаев

Одна из основных внутренних функций государства — функция социальная, которая реализуется через социальную политику. Роль социальной политики в жизни общества огромна, и переоценить ее трудно, так как она призвана способствовать внутренней организации и развитию всех сфер общественной жизни, обеспечивать социальную поддержку проводимых государством мероприятий, которые, в свою очередь, должны содействовать стабильности политической власти.

Актуальность данного исследования определяется государственными задачами России в сфере совершенствования социальной политики в процессе перехода к общественным отношениям нового типа. В сегодняшнее непростое время значительно возросла общественная востребованность в научных историко-социальных знаниях. Вынужденный поиск путей решения социальных проблем активизирует всестороннее исследование исторического опыта социальной политики государства, выдвигает его в ряд насущных и актуальных научнопрактических задач. Изучение социальной политики должно стать одним из источников воссоздания объективной истории

1920-1930-х гг., осмысления этого сложнейшего периода нашего прошлого.

Исходя из актуальности темы, мы ставим своей целью рассмотреть социальную деятельность советского государства в Калмыкии 20-х гг. XX в.

Следует отметить, что до сих пор проблема социальной политики в Калмыкии не подвергалась глубокому научному анализу как предмет специального изучения, а рассматривалась в основном в контексте изучения истории Калмыкии. Историографическую значимость этих работ нельзя недооценивать. В них закладывались долго-

временные устойчивые основы проблематики изучения, оценки, появлялись спорные проблемы и суждения.

Выбор основных направлений социальной политики во многом обусловлен экономическими, социальными, общественно-политическими, историческими факторами; и эти направления могут быть реализованы только в конкретных исторических условиях.

Советская власть получила весьма непростое наследие в социокультурной сфере. В начале XX в. в России сохранялись полу-крепостнический режим, низкий образовательный и культурный уровень основной массы населения и крайне неудовлетворительная система здравоохранения. Так, на огромной территории России в 1914 г. насчитывалось лишь 3 607 средних и неполных средних школ, 101 917 начальных школ. Анализ уровня грамотности населения, по данным подворных переписей 12 губерний России среди сельского населения в 1910-1913 гг., показывает, что в среднем среди мужчин было 38 % грамотных, среди женщин - 9 %. Наиболее низка была грамотность у крестьян: у мужчин — 36,5 %, а у женщин — 12,5 %. Кроме того, в условиях царской России крестьянское сословие было фактически лишено возможности получения высшего образования, если не считать ничтожной доли учащихся этого сословия в вузах — 0,03 % (т. е. 3 человека на 10 тысяч учащихся). Среди обучавшихся в средних учебных заведениях это соотношение 1 к 1000 учащихся, то есть среднее образование было почти так же недоступно для сельского жителя, как и высшее [Культурное строительство СССР 1940: 37].

Еще более сложным было состояние сельской медицины. Так, на конец 1913 г. в России насчитывалось гражданских врачей

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках научно-исследовательского проекта «Трансформация кочевого общества в первой половине XX в. в полиэтничном регионе: социокультурный аспект (на примере калмыков)», № 13-3101283 а2.

— 24 031, фельдшеров — 29 986, фармацевтов — 13 752, повивальных бабок — 15 198. Из врачей 71 % находились в городах и 29 % жили не в городских поселениях, причем на 1 врача в городах приходилось 1 400 человек, а в сельских поселениях — 20 300 человек. В 1913 г. в больницах имелось 142 300 коек, из них в городах — 93 300, а в сельской местности — 49 000, и это почти на 180 млн. российского населения [Виноградов 1954: 5, 6, 8].

На общем фоне социокультурного положения в царской России обстановка в Калмыкии была еще более удручающей. Грамотных среди калмыцкого населения в 1913 году насчитывалось 2,3 % [10 лет 1930: 20]. В 1916 году в калмыцких улусах Астраханской губернии было 8 улусных мужских, 2 улусные женские начальные школы, 1 двухклассная школа в г. Астрахани и 31 народная начальная школа в аймаках. В Большедербетовском улусе Ставропольской губернии — 1 двухклассная школа в Башанте и 14 народных начальных школ в аймаках. Во всех этих школах работало около 90 учителей, из них учителей-калмыков

— 15 человек (учителя, окончившие миссионерские школы и принявшие христианство, считались по национальности русскими) [Культура 1961: 63].

Особенно много проблем было в области народного здравоохранения. Во всех калмыцких улусах было всего 4 врачебных участка, 5 врачей и 12 фельдшеров. На медицинское обслуживание калмыцкого населения царским правительством в 1916 г. разрешалось расходовать из калмыцкого общественного капитала всего 38 600 руб. в год. Из-за отсутствия медицинской помощи среди калмыков были распространены различные социальные болезни, особенно туберкулез и трахома. В результате частых эпидемий инфекционных болезней в калмыцких улусах до революции была очень высокая смертность, особенно среди детей [Очерки 1970: 156]. Указанные данные, на наш взгляд, вполне отражают положение в

социокультурной сфере, которое было в досоветский период. При этом надо учитывать то обстоятельство, что это все данные официальной статистики, осуществить полную верификацию таковых уже не представляется возможным.

Такое состояние в социокультурной сфере требовало больших усилий для ликвидации отсталости и достижения минимального приемлемого уровня. Реализовать подобного рода преобразования могла только целенаправленная политика государства. Эту обязанность и возложило на себя Советское государство. В основе всей политики Советского государства лежало бесплатное обслуживание трудящихся. Программа партии большевиков предусматривала организацию бесплатной медицинской помощи, бесплатного общего и профессионального образования всех трудящихся, снабжение бедных детей пищей, одеждой, учебными пособиями за счет государства, выдачи государственной пенсии престарелым рабочим и др. [Ленин 1963: 32]

Одним из важнейших приоритетов социальной политики становится область образования. В 20-е гг. XX в. в Калмыкии отмечается постепенный рост образовательных учреждений. Так, если в 1920-1921 уч. г. в Калмыцкой области имелось 43 школы 1-й ступени, где обучалось 5760 учащихся, и 14 детских домов с 693 учащимися, то к 1922 г. уже было 82 школы, где обучалось 7 540 учеников, 2 школы 2-й ступени со 125 учениками, 8 детских домов с 849 воспитанниками, педагогический и сельскохозяйственный техникумы, советско-партийная школа, 13 клубов, 7 изб-читален и 14 библиотек-читален. Впервые в истории калмыцкого народа в эти годы появляется свой педагогический техникум, который должен был готовить свои национальные кадры учителей [10 лет 1930: 20].

Увеличение количества школ в области позволяет выявить следующие показатели [10 лет 1930: 21]:

Годы Школ Учащихся % охвата

1907 г. 31 679

1928/1929 г. 166 9638 40 %

1929/1930 г. 180 10186 50 %

1930/1931 г. 220 17536 77 %

Хозяйственно-культурный рост Калмыцкой области в 20-е гг. XX в. позволил Областному исполнительному комитету приступить в 1930 г. к осуществлению всеобщего начального обучения. Постановлением Облисполкома предусматривалось охватить начальным обучением детей 8 лет на все 100 %, 9 лет — на 80 %, 10 лет — на 60 % и полностью обучить подростков от 11 до 15 лет. В силу этого в 1930-1931 учебном году по плану должны были обучаться в школах 1-й ступени 14 454 ребенка в возрасте от 8 до 11 лет и 8 650 подростков. Проведенная перепись уточнила эти цифры: детей 8-10 лет оказалось — 13 583 и подростков — 8 934, всего 22 513 человек.

К 1931 г. в области имелось пять детских домов, которыми было охвачено около 400 беспризорных детей. Велась борьба с уличной беспризорностью по линии деятельности детской комиссии [10 лет 1930: 27].

В июле 1920 г. декретом Совнаркома при Народном комиссариате просвещения была создана Всероссийская Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, работа которой имела особое значение для Калмыцкой области, где абсолютное большинство населения в первые годы Советской власти оставалось неграмотным, где сильны были традиции и пережитки прошлого в сознании людей, где далеко не во всех населенных пунктах были школы и культурно-просветительные учреждения. В этих условиях работа по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослых имела исключительно важное значение.

В 1920 г. в области существовала 21 школа для взрослых, в которых обучались 640 человек. Эти школы находились в улусных и в некоторых аймачных центрах. Они были заняты, главным образом, ликвидацией неграмотности среди районного и сельского актива, членов районных и сельских исполкомов, членов партии и комсомола. В

1921-1923 гг. школы для взрослых, вследствие трудностей экономического характера, не получили широкого развития. Только в 1924 г. сеть таких школ заметно расши-

Исходя из этих цифр, выполнение плана всеобщего обучения представляется в следующем виде: из 13 583 человек обучалось 12 211, или 89 % общего количества детей. Из 8 934 подростков было охвачено школами только — 5 325, или 59 %, а в целом из 22517 детей и подростков обучалось —

17 535 ч., или 77 % [Национально-государственное строительство 1981: 237].

Большое внимание уделялось и дошкольному воспитанию. Перелом в этом направлении социокультурной деятельности произошел только к 1929 г., о чем свидетельствует увеличение количества детских учреждений:

рилась: в Большедербетовском, Багацоху-ровском и Манычском улусах было по 6 школ, в Малодербетовском — 20, в Икицо-хуровском — 3, в Калмыцком Базаре — 2, в Хошеутовском — 7, в Яндыко-Мочажном

— 5. Для них Калмыцкий областной отдел народного образования выделил 3 тысячи букварей и 4620 тетрадей. В 1924 г. в калмыцких улусах работали также 36 пунктов по ликвидации неграмотности на общественных началах. В дальнейшем, по мере развития экономики области, бюджетные ассигнования на нужды просвещения из года в год возрастали. Расширялась и сеть школ для взрослых. В 1925 г. в области работали 92 школы по ликвидации неграмотности, из них на средства местных Советов содержалось 50, на средства хозяйственных и кооперативных организаций — 42 школы; всего в них обучались 2970 человек [Таш-нинов 1969: 127-128].

Расширялась и сеть политико-просветительных учреждений. В 1925 г. в области работало 38 изб-читален, 10 клубов,

5 библиотек. На оборудование клубов и изб-читален из местного бюджета было выделено 5872 руб. и приобретено 9600 томов научно-популярной и антирелигиозной литературы, 10 проекционных фонарей и плакатов на калмыцком языке. Все виды культурно-массовой работы в политикопросветительных учреждениях проводи-

Годы Дет. площад- ки Детские сады Детские комнаты Детские ясли Охват % охвата детей дошкольного возраста

1928/1929 г. 8 3 - - 280 -

1929/1930 г. 37 8 - - 1155 7,41 %

1931 г. 134 17 236 14 6 427 39,5 %

лись при активном участии представителей общественности, учителей, комсомольцев, партийного и советского актива, учащихся [Очерки 1970: 154].

Для работы партийных и советских органов в этот период было характерно стремление как можно быстрее покончить с неграмотностью, которое оборачивалось за-организованностью, формализмом в работе и часто — необъективной отчетностью в плане преувеличения достигнутых результатов. Поэтому большинство показателей динамики увеличения грамотности населения в 1920-е гг. следует считать относительными, позволяющими говорить не столько

об абсолютных достижениях, сколько о доминирующих тенденциях.

В первой половине 20-х гг. XX в. был осуществлен комплекс мер по укреплению и развитию здравоохранения. Целенаправленная борьба с опасными заболеваниями в общегосударственном масштабе вскоре дала результаты на уровне достижений мировой цивилизации. Уже в 1927 г. была ликвидирована холера, а в 1932 г. — оспа.

Начало преобразований в народном здравоохранении в Калмыкии можно отнести к 1922 г., с этого времени усилия в области здравоохранения стали приносить значительные результаты. Если в 1913 г. число больничных коек равнялось 77 единицам, то в 1923 г. оно увеличилось до 170, одновременно увеличилось и число проведенных в больнице койко-дней — с 6 876 в 1915 г. до 20 599 в 1923 г. Заметный скачок дает и амбулаторная обращаемость, увеличившись с 22 096 в 1913 г. до 103096 в 1923 г. Особо заметный рост и расширение учреждений здравоохранения начинается с 1924 г. В результате Калмыцкая область к 1930 г. имела

18 больниц с 400 койками, 16 амбулаторий, 3 вендиспансера, 2 тубдиспансера, 42 фельдшерских пункта, 3 хозрасчетные аптеки и 2 аптекарских магазина. К этому же времени в области насчитывалось 84 врача и 133 работника среднего медицинского звена. В 1920-х гг. на территории Калмыцкой области было построено 10 больниц. Строительство шло как на государственные средства, так и на средства населения. Увеличивались и ассигнования на дело здравоохранения. Если в 1925 г. было выделено 322 600 руб., то в 1931 г. — 1 246 900 руб. [10 лет 1930: 28-29]

Особое внимание уделялось охране материнства и детства. В рамках этой деятель-

ности в Калмыцкой области функционировали 8 консультаций для женщин и детей, 2 молочные кухни, 3 детских оздоровительных лагеря, 4 лагеря для детей и подростков, 1 детская оздоровительная площадка, 11 постоянных детских яслей на 240 человек и 31 летние ясли на 620 человек. Рост сети учреждений по охране материнства и детства объяснялся жизненной необходимостью в них. Врачебные советы и помощь в период беременности и материнства имели громадное профилактическое и санитарнопросветительное значение [10 лет 1930: 31].

В 1920-е гг. сложившиеся условия жизни потребовали углубленного государственного подхода к вопросу о праве на государственное обеспечение населения. Согласно докладной записке Народного комиссариата социального обеспечения РСФСР, социальному обеспечению подлежали участники гражданской войны, инвалиды войны, семьи погибших, семьи призванных, инвалиды [НА РК. Ф. Р 29. Оп. 1. Д. 290. Л. 67-79об.]. Тем не менее, областной отдел социального обеспечения громадную долю своей работы направил прежде всего на оказание помощи пострадавшим от гражданской войны. С этой целью в начале 1920-х гг. была составлена и направлена в центр подробная смета на сумму 5 400 млн. рублей, испрашиваемых на восстановление разоренного хозяйства степняков. Громадную для того времени эту сумму предполагалось употребить на покупку рогатого скота и лошадей, из расчета 3-4 головы на семью. С этой же целью в начале 1921 г. областным отделом социального обеспечения было представлено ходатайство об отпуске степному населению 1 530 аршин мануфактуры, 65 000 пар обуви и 170000 катушек ниток. Социальная помощь в основном сводилась к выдаче денежного и натурального пайка. Так, на пособия семьям красноармейцев было потрачено 18 350 000 руб., а натуральный паек выдавался одной мукой, других продуктов в распоряжении отдела социального обеспечения не было. Денежные пособия назначались инвалидам войны и труда и их семьям [10 лет: 32-33]. Кроме того, отдел социального обеспечения выступал с предложением поместить инвалидов войны и труда в специальные учреждения — инвалидные дома, но таковых в степи было два — Яндыко-Мочажный и Ре-монтненский. К числу мероприятий, предпринятых для улучшения жизни инвалидов

и вовлечения их в производство, можно отнести организацию артелей, которые должны были объединить отдельных инвалидов для ведения коллективной работы [НА РК. Ф. Р-29. Оп. 1. Д. 112. Л. 9-12].

Проведение социальных мероприятий затруднялось и в связи с объективными факторами. Обширная, лишенная удобных путей сообщения территория, дальность расстояния между слабо заселенными и редкими хотонами, удаленность последних от крупных центров, крайне подвижный, кочевой уклад жизни калмыка-степняка и культурная отсталость населения привели к тому, что охват калмыков социальными мероприятиями был крайне незначителен.

Препятствием, часто сводившим на нет всякий успех этой работы, являлся и бандитизм. Данная проблема требовала особого внимания, ибо бандитизм вносил полную дезорганизацию в работу органов социального обеспечения, угрожал личной безопасности сотрудников, мешал налаженности почтовой и транспортной связи и т. п. [НА РК. Ф. Р-29. Оп. 1. Д. 67. Л. 70].

К неблагоприятствующим работе отдела обстоятельствам можно отнести и нехватку опытных сотрудников как в областном, так и в улусных органах социального обеспечения, следствием чего была частая смена заведующих областным отделом социального обеспечения: за один только 1919 г. здесь сменились семь заведующих, а в 1920 году

— пять. При этом они нередко состояли одновременно заведующими другими отделами, например, А. М. Амур-Санан заведовал отделом образования, а Г. М. Манкиров — финансовым отделом. Понятно, что столь быстрая смена руководителей учреждения не могла не отразиться на эффективности его работы.

Таким образом, в ходе первых социальных мероприятий советской власти действительно был осуществлен огромный и

масштабный комплекс мер социокультурного развития. Все мероприятия в социальной сфере носили жесткий классово-дифференцированный характер, заключавшийся в том, что государственная социальная поддержка оказывалась только трудящимся. Главным результатом этих мероприятий советской власти в Калмыкии стала сформировавшаяся, относительно стройная система социальной политики, на основе которой удалось добиться существенных сдвигов в социальном развитии и обеспечении калмыцкого народа.

Источники

Казенное учреждение Республики Калмыкия Национальный архив (НА РК). Ф. Р-29. Оп. 1. Д. 290, 112.

Литература

10 лет Калмыцкой автономной области (19201930). Астрахань: Калмиздат, 1930. 135 с. Виноградов Н. А. Здравоохранение в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции. М.: Медгиз, 1954. 32 с.

Культурное строительство СССР. М.; Л: Госпланиздат, 1940. 269 с.

Культура Калмыцкой АССР. Элиста: Калм. кн.

изд-во, 1961. 82 с.

Ленин В. И. Полное собрание сочинений. М.: Госполитиздат, 1963. Т. 38. 579 с. Национально-государственное строительство в Калмыцкой АССР. (июль 1920 г. - июнь 1937 г.): сб. док. и мат-лов. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1981. 367 с.

Очерки истории Калмыцкой АССР. В 2 т. Т. 2.

Эпоха социализма. М.: Наука. 1970. 432 с. Ташнинов Н. Ш. Очерки истории просвещения Калмыцкой АССР. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1969. 214 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.