Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ'

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
610
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РЫНОК УСЛУГ / СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕЖСЕКТОРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Садыков Р. М., Большакова Н. Л., Хамадеева Р. Х.

Рассмотрена социальная деятельность негосударственных организаций в отношении семей с детьми в условиях модернизации системы социального обслуживания населения, нацеленная на стимулирование граждан самостоятельно преодолевать жизненные трудности. Проанализирована социальная деятельность коммерческих и некоммерческих организаций, инновационные технологии, качество и разнообразие предоставляемых нуждающимся семьям услуг. Определены основные барьеры их взаимодействия с государственными структурами. Отмечено, что социальная деятельность коммерческих и некоммерческих организаций расширяет спектр социальных услуг, их доступность населению, повышает качество и оперативность. Определены приоритетные направления деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в отношении семей и детей в условиях российских реалий: оказание помощи семье в развитии и воспитании детей, содействие трудовой занятости и адаптации матерей, социальное сопровождение нуждающихся семей и др. Установлено, что негосударственный сектор оперативно реагирует на потребности граждан и острые социальные проблемы, что позволяет ему быть эффективным исполнителем социальных услуг. Сделаны выводы, что России необходимо сформировать эффективную систему управления развитием негосударственных организаций как поставщиков услуг нуждающимся семьям, оптимизировать межсекторное взаимодействие. Социальная деятельность негосударственного сектора имеет большой потенциал и перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Садыков Р. М., Большакова Н. Л., Хамадеева Р. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ACTIVITIES OF NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS IN RELATION TO FAMILIES WITH CHILDREN

The article considers the social activities of non-governmental organizations in relation to families with children in the context of the modernization of the system of social services for the population, which is aimed at encouraging citizens to independently overcome life difficulties. The paper analyses the social activities of commercial and non-profit organizations, innovative technologies, the quality and variety of services provided to families in need. The authors determine the main barriers to their interaction with government agencies. The study notes, that social activities of commercial and non-commercial organizations expand the range of social services, their accessibility to the population, improve the quality and efficiency. The paper defines the priority directions of activities of socially oriented NGOs in relation to families and children in the context of Russian realities: assistance to families in the development and upbringing of children, assistance in employment and adaptation of mothers, social support for families in need, etc. The study established that the non-governmental sector responds quickly to the needs of citizens and acute social problems, which allows it to be an effective performer of social services. The authors conclude that in Russia it is necessary to form an effective management system for the development of non-governmental organizations as providers of services to families in need, optimize inter-sectoral collaboration. Social activities of the non-governmental sector have great potential and development prospects.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ»

УДК 364.01

JEL I138

Садыков Рамиль Мидхатович

канд. социол. наук, Институт социально-экономических исследований - обособленное структурное подразделение ФГБНУ Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, г. Уфа, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-1843-4857 e-mail: SadikovRM@mail.ru

Большакова Наталья Леонидовна

ст. преп., ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-5202-0642 e-mail: bolshakovanl@mail.ru

Хамадеева Рита

Хурматулловна

канд. филос. наук, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Российская Федерация

ORCID: 0000-0002-7818-7536 e-mail: Khmadeeva58@mail.ru

В0110.26425/1816-4277-2021-4-189-194

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ

Аннотация. Рассмотрена социальная деятельность негосударственных организаций в отношении семей с детьми в условиях модернизации системы социального обслуживания населения, нацеленная на стимулирование граждан самостоятельно преодолевать жизненные трудности. Проанализирована социальная деятельность коммерческих и некоммерческих организаций, инновационные технологии, качество и разнообразие предоставляемых нуждающимся семьям услуг. Определены основные барьеры их взаимодействия с государственными структурами. Отмечено, что социальная деятельность коммерческих и некоммерческих организаций расширяет спектр социальных услуг, их доступность населению, повышает качество и оперативность. Определены приоритетные направления деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в отношении семей и детей в условиях российских реалий: оказание помощи семье в развитии и воспитании детей, содействие трудовой занятости и адаптации матерей, социальное сопровождение нуждающихся семей и др. Установлено, что негосударственный сектор оперативно реагирует на потребности граждан и острые социальные проблемы, что позволяет ему быть эффективным исполнителем социальных услуг. Сделаны выводы, что России необходимо сформировать эффективную систему управления развитием негосударственных организаций как поставщиков услуг нуждающимся семьям, оптимизировать межсекторное взаимодействие. Социальная деятельность негосударственного сектора имеет большой потенциал и перспективы развития. Ключевые слова: социальное обслуживание, социальные услуги, рынок услуг, субъекты социальных услуг, социально ориентированные организации, негосударственные организации, межсекторное взаимодействие, социальная деятельность

Для цитирования: Садыков Р.М., Большакова Н.Л., Хамадеева Р.Х. Социальная деятельность негосударственных организаций в отношении семей с детьми//Вестник университета. № 4. С. 189-194.

Ramil M. Sadykov

Cand. Sci. (Soc.), Institute of Social and Economic Researches -Subdivision of the Ufa Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences, Ufa, Russia ORCID: 0000-0002-1843-4857 e-mail: SadikovRM@mail.ru

Natalya L. Bolshakova

Senior Lecturer, Bashkir State University, Ufa, Russia ORCID: 0000-0001-5202-0642 e-mail: bolshakovanl@mail.ru

Rita H. Khamadeeva

Cand. Sci. (Philos.), Bashkir State University, Ufa, Russia ORCID: 0000-0002-7818-7536 e-mail: Khamadeeva58@mail.ru

SOCIAL ACTIVITIES OF NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS IN RELATION TO FAMILIES WITH CHILDREN

Abstract. The article considers the social activities of non-governmental organizations in relation to families with children in the context of the modernization of the system of social services for the population, which is aimed at encouraging citizens to independently overcome life difficulties. The paper analyses the social activities of commercial and non-profit organizations, innovative technologies, the quality and variety of services provided to families in need. The authors determine the main barriers to their interaction with government agencies. The study notes, that social activities of commercial and non-commercial organizations expand the range of social services, their accessibility to the population, improve the quality and efficiency. The paper defines the priority directions of activities of socially oriented NGOs in relation to families and children in the context of Russian realities: assistance to families in the development and upbringing of children, assistance in employment and adaptation of mothers, social support for families in need, etc. The study established that the non-governmental sector responds quickly to the needs of citizens and acute social problems, which allows it to be an effective performer of social services. The authors conclude that in Russia it is necessary to form an effective management system for the development of non-governmental organizations as providers of services to families in need, optimize inter-sectoral collaboration. Social activities of the non-governmental sector have great potential and development prospects.

Keywords: social services, social services, service market, subjects of social services, socially oriented organizations, non-governmental organizations, intersectoral interaction, social activity

For citation: Sadykov R.M., Bolshakova N.L., Khamadeeva R.H. (2021) Social activities of non-governmental organizations in relation to families with children. Vestnik universiteta, no. 4, pp. 189-194. DOI: 10.26425/18164277-2021-4-189-194

Благодарности. Данное исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН .№ 075-00504-21-00 на 2021 г. Acknowledgments. This study was carried out within the framework of the state assignment of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences No. 075-00504-21-00 for 2021. © Садыков Р.М., Большакова Н.Л., Хамадеева Р.Х., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/). © Sadykov R.M., Bolshakova N.L., Khamadeeva R.H., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Введение

Социальное обслуживание нуждающихся семей с детьми рассматривается как своеобразная социальная деятельность, направленная на сохранение и усиление возможностей семьи самостоятельно обеспечивать свои базовые жизненные потребности, оказание содействия в целях устойчивого ее функционирования и эффективного исполнения своих обязанностей по воспитанию и социализации детей. Согласно новому подходу оказания поддержки, семья является не пассивным получателем услуг, а активным самостоятельным партнером социальных организаций. В этом случае речь идет не только о социально незащищенных, неблагополучных нуждающихся семьях. Помощь и поддержка нужна благополучным и обеспеченным семьям, в которых нередко возникают кризисные ситуации, требующие помощи квалифицированных специалистов. Анализ современного состояния системы социальной защиты интересов семей с детьми позволяет говорить, что в рамках модернизации процесс ее становления постепенно совершенствуется: заметен рост числа услуг, расширен выбор поставщиков, внедряются инновационные технологии, происходит переход от материальной поддержки к улучшению условий жизнедеятельности семьи и расширения ее возможностей, начинает уделяться внимание не только семьям группы риска, но и здоровой молодой семье для восстановления и поддержания ее репродуктивного и воспитательного потенциала.

Цель настоящего исследования - анализ социальной деятельности негосударственных организаций в отношении семей с детьми в условиях модернизации системы социального обслуживания населения, определение приоритетных направлений деятельности.

Достижение цели научного исследования осуществлялось путем применения комплекса общенаучных методов, в том числе логического, системного, сравнительного, функционального.

Обсуждение

На наш взгляд, основным механизмом модернизации системы социального обслуживания нуждающихся семей с детьми в современных российских реалиях выступает активизация социальной деятельности коммерческих и некоммерческих организаций (далее - НКО). Они значительно расширяют спектр социальных услуг, доступных населению, и могут составить конкуренцию за качество и оперативность их оказания [3; 5]. НКО не извлекает прибыль в качестве цели основной деятельности и не распределяет ее между участниками. Ее деятельность связана с решением острых социальных проблем и направлена на развитие гражданского общества [2]. Приоритетными направлениями деятельности социально ориентированных НКО (далее - СО НКО) в отношении семей и детей в условиях российских реалий являются: оказание помощи семье в развитии и воспитании детей, содействие трудовой занятости и адаптации матерей, социальное сопровождение нуждающихся семей и др. [1]

В 2020 г. Министерство экономического развития Российской Федерации опубликовало список СО НКО. Этот реестр был крайне необходим, чтобы отсеять действительно социальные НКО от искусственных, созданных для получения различных грантов. Область социального обслуживания, как видно из отчета Министерства экономического развития Российской Федерации, является наиболее приоритетной в части передачи государственных и муниципальных услуг СО НКО. Региональные органы власти всячески стараются продвигать СО НКО и передают им на исполнение социальные услуги с выделением бюджетных средств.

Основные результаты

Как отмечают сами представители НКО, существуют внешние факторы ограничений, с которыми приходится сталкиваться в процессе своей деятельности. Перечислим основные:

- часто затягивается возмещение затрат на оказание услуг;

- отмена льгот по аренде помещений для СО НКО;

- сложные процедуры для участия в конкурсах на оказание услуг;

- завышенные требования для СО НКО для попадания в перечень поставщиков услуг;

- вариативность видов услуг ничтожна мала;

- низкие тарифы на оказание социальных услуг [11].

Причины данного обстоятельства кроются в следующем: заказ на услуги не до конца разработан и не имеет четкой структуры, в соответствии с законодательством перечни носят обобщенный характер и слабо

вписываются в реализуемые программы. Стандарты социальных услуг часто не отвечают профессиональным требованиям, что затрудняет возможность формирования технического задания, ориентированные на конечный результат. К примеру, для НКО является проблематичным тот факт, что размер государственной компенсации не всегда покрывает расходы на оплату труда сотрудников, закупку оборудования для предоставления услуг и прочее [8].

Следует отметить, что деятельность НКО в защите интересов семей с детьми сталкивается и с внутренними ограничениями. Рассмотрим основные из них:

- дефицит специалистов, которые подтвердили компетенции и соответствуют стандартам. Так, например, национальный фонд защиты детей в 2018 г. предоставил по этой проблеме важную информацию, по которой 68 % организаций испытывают недостаток квалифицированных сотрудников для планомерной эффективной деятельности. Стабильный кадровый состав чаще всего состоит из нескольких человек, которые испытывают огромные перегрузки, что приводит к тому, что многие специалисты переходят в другие сектора экономики. Специалисты СО НКО, которые работают с семьями и детьми, остро нуждаются в адекватных, стабильных нормативных требованиях и супервизорской поддержке;

- недостаток непрерывных практик в реализации обучающих программ для НКО. В последнее время предпринимаются определенные усилия в данном направлении: увеличивается число вебинаров и семинаров, расширяется деятельность учебно-практических центров. Все это положительно отражается на действиях НКО, помогает получить дополнительную компетенцию без значительных затрат. Однако, представители НКО неоднократно отмечали бессистемный характер курсов повышения квалификации, отсутствие алгоритма обучения;

- малая доля региональных СО НКО вовлечена в постоянную профессиональную коммуникацию и взаимодействию.

Важнейшей проблемой, характерной для многих НКО является недостаток ресурсного обеспечения. Задач и идей у НКО много, а ресурсы для успешной реализации намеченных ориентиров ограничены, поэтому современные НКО вынуждены заниматься поиском и привлечением дополнительных источников финансирования.

Анализируя социальную деятельность НКО в обслуживании и оказании помощи нуждающимся семьям с детьми, необходимо рассмотреть применяемые инновационные технологии. С каждым годом повышается роль НКО в применении инновационных технологий, внедряемые в настоящее время в данном направлении [9]. Согласно результатам социологических исследований, проведенных Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», 48 % обследованных НКО внедрили социальные инновации в свою деятельность: чаще всего ими используются собственные инновационные модели и подходы для решения социально значимых семейных проблем. Они активно взаимодействуют с религиозными конфессиями, органами власти, коммерческими организациями, зарубежными партнерами. Также СО НКО в рамках своей деятельности оказывают помощь учреждениям и кризисным семьям, особое внимание обращая на реабилитацию детей и их развитие [7].

Если произвести сравнительную прогнозную оценку преимуществ НКО в роли поставщиков услуг нуждающимся семьям с детьми, в сравнении с выполнением тех же функций государственными учреждениями, то среди ключевых сравнительных преимуществ можно выделить следующие.

1. Подвижность, адаптированность в процессе социального реагирования. НКО оперативно перенимают передовой опыт отечественных и зарубежных социальных институтов, используют наиболее современные, эффективные механизмы и инструменты для диагностики и устранения социальных семейных проблем и конфликтов. Они могут быстро добавить новые услуги, видоизменить прежние, организовать содействие государственным организациям в процессе внедрения новых технологий.

2. Большинство жителей населенных пунктов, где действует НКО, уверены в необходимости оперативного решения проблем. Более того, местные жители готовы сообща находить варианты и механизмы решения [6].

3. Способность НКО в короткие сроки привлекать дополнительные материальные, профессиональные ресурсы (взносы и пожертвования, труд волонтеров и др.). Организации используют ресурсы из разных источников, оперативно и целенаправленно распределяют их в соответствии с заявленными целями социальной деятельности.

4. Возможность НКО заниматься социально значимой деятельностью в совместных программах и проектах с государственными органами, при софинансировании из бюджетных средств.

5. Специализированная форма и содержание деятельности. Каждая НКО декларирует особое направление социальной поддержки и целенаправленно занимается именно этим, например, реабилитацией инвалидов или профилактикой беспризорности. Кроме того, в рядах сотрудников присутствуют настоящие профессионалы с богатым теоретическим и практическим опытом участия в решении актуальных общественных проблем. Действия НКО сочетают в себе высокий уровень профессионализма и индивидуальный подход к конкретному получателю услуг.

6. Комплексный подход в решении социальных проблем. НКО не ограничены строгими рамками законодательства или должностных инструкций, могут действовать в соответствии с наблюдаемой ситуацией, принимать самостоятельные управленческие решения. Поэтому они могут в любых вариантах сочетать различные виды услуг и формы оказания помощи, произвольно менять сроки предоставления социальной поддержки. Их проекты часто предусматривают совместные усилия с другими НКО, различными органами власти, представителями бизнес-структур, всякого рода объединениями и отдельными гражданами.

Полноправными субъектами социального обслуживания выступают также и коммерческие организации, благодаря деятельности которых появляются множество инноваций в социальной сфере. Социальное обслуживание в 1990-е гг. полностью находилось под эгидой государства и лишь в начале 2000-х гг. на законодательном уровне в рамках модернизации социального обслуживания были открыты пути для частного предпринимательства и предоставления населению платных услуг. Так как финансовые возможности государства в социальной сфере ограничены и недостаточны, поэтому оно стало привлекать инвесторов для создания организаций социального обслуживания. В то же время государство держит на контроле качество оказываемых ими услуг и компенсирует расходы на их оказание.

Главными преимуществами оказания услуг нуждающимся семьям коммерческими организациями являются:

- использование модели, которая нацелена на улучшение условий жизнедеятельности и стимулирование семей с детьми самостоятельно преодолевать свои жизненные трудности;

- расширение количества, качества и разнообразия предоставляемых нуждающимся семьям услуг за счет конкуренции между поставщиками, что позволяет значительно экономить государственные средства;

- вовлечение бизнеса в социальное обслуживание создает здоровую конкуренцию на рынке социальных услуг. Нуждающаяся семья с детьми имеет возможность выбора оптимального варианта и сравнения качества услуг;

- сотрудничество государства, бизнеса и общества в рамках социального предпринимательства придает новый толчок для развития институтов гражданского общества в России;

- нацеленность на многокомпонентное решение жизненно важных социальных вопросов, многопрофильный принцип распространения, возможность успешной интеграции в действующие проекты - все это делает социальное предпринимательство важным источником гражданских начинаний.

Но в вопросе коммерциализации в рамках модернизации социального обслуживания многие российские исследователи отмечают и отрицательные стороны: отсутствие у российских семей достаточного опыта социального предпринимательства, боязнь большей части российского населения вписаться в рынок услуг, дороговизна частных услуг, большое число рисков и факторов для социального бизнеса неучтенных при внедрении нового законодательства [6; 12].

Заключение

В заключении можно констатировать, что социальная деятельность негосударственного сектора в России имеет большой потенциал и перспективы развития. В условиях экономического и социального кризиса, только силами государства решить проблемы нуждающихся семей с детьми невозможно. К тому же практика показывает, что деятельность негосударственных организаций довольно часто оказывается гораздо эффективнее государственных структур, поскольку государство предоставляет только набор и объем услуг, оплачиваемых за счет средств бюджета [4; 10]. Поэтому оно ориентировано на стандартные усредненные жизненные потребности, не может быстро реагировать и нивелировать возникающие острые социальные риски. Негосударственный сектор, наоборот, способен оперативно реагировать на потребности граждан и острые социальные проблемы, что позволяет ему быть эффективным исполнителем услуг. Негосударственные субъекты обслуживания по праву считаются источниками социальных инноваций, вносят элементы конкуренции, что

позволяет более эффективно функционировать на рынке услуг. В связи с вышесказанным назрела необходимость в формировании системы управления развитием негосударственных социальных организаций как поставщиков услуг нуждающимся гражданам, оптимизации межсекторного взаимодействия. Таким образом, в России совершенствованию системы социальной защиты интересов семей с детьми и повышению качества оказания услуг уделяется достаточно большое внимание. В рамках модернизации данной системы пересмотрен и введен новый понятийный аппарат, обновлена нормативно-правовая и организационная база, разрабатываются и реализуются концепции и программы федерального и регионального уровней, внедряются инновационные технологии обслуживания.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 08.08.2016 № 398 (ред. от 01.07.2017) «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_202901/ (дата обращения: 19.01.2021).

2. Федеральный закон от 05.04.2010 № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99113/ (дата обращения: 19.01.2021).

3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_156558/ (дата обращения: 19.01.2021).

4. Большакова, Н.Л. и др. Семья и дети в России: современное состояние и перспективы развития: монография / под общ. ред. А. Ю. Гайфуллина. - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2016. - 212 с.

5. Дитятковский, М. Ю. Перспективы развития социального обслуживания в связи с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Вестник Омской юридической академии. - 2014. - № 2 (23). - С. 12-16.

6. Мерсиянова, И. В., Беневоленский, В. Б. Преимущества НКО как поставщиков социальных услуг: апробация в российских условиях // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2016. - № 4. - С. 7-26.

7. Миннигалеева, Г. А. Инновационность российских НКО: масштабы и взаимосвязь с особенностями управления // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2016. - № 4 (134). - С. 67-79. https://doi.org/10.14515/monitoring.2016.4.05

8. Петровская, Ю. А. Модернизация системы социального обслуживания в контексте инновационного развития Российской Федерации: механизмы и барьеры // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2019. -№ 2. - С. 230-240.

9. Садыков, Р. М., Большакова, Н.Л. Благотворительная деятельность в современной России // Вестник университета. -2020. - № 7. - С. 188-192. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-7-188-192

10. Садыков, Р. М., Большакова, Н. Л. Социальная защита населения муниципального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 6. - С. 139-146. https://doi.org/10.24422/MCIT0.2018.6.14506

11. Участие НКО в оказании услуг в социальной сфере (Специальный доклад Общественной палаты Российской Федерации) / сост. и общ. ред. Е. А. Тополева-Солдунова, Е. Г. Орлова, О. В. Коротеева, А. М. Спивак, Р. М. Ольховский, А. А. Вавилова, В. Б. Беневоленский. - М.: «Современные информационные системы», 2019. - 96 с.

12. Хубулури, Е. И. Теоретические основы маркетинговой модели организации государственной политики и управления социальной защитой населения в современной России // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. - № 2 (57). - С. 11-43.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 398 dated on August 8, 2016 (as amended on July 1, 2017) "On the Approval of Priority Areas of Activity in the Provision of Socially Useful Services", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_202901/ (accessed 19.01.2021).

2. Federal Law No. 40-FZ dated on April 5, 2010 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the Issue of Supporting Socially Oriented Non-Profit Organizations", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99113/ (accessed 19.01.2021).

BecmuuK yuueepcumema № 4, 2021

3. Federal Law No. 442-FZ dated on December 28, 2013 "On the Fundamentals of Social Services for Citizens in the Russian

Federation", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (accessed 19.01.2021).

4. Bolshakova N. L. et al. Family and children in Russia: current state and development prospects: monograph, under general editorship by A. Yu. Gaifullin, Ufa, ISEI UNC RAN, 2016, 212 p. (In Russian).

5. Dityatkovskii M. Yu. Prospects for the development of social services in connection with the adoption of the Federal Law "On the Fundamentals of Social Services for Citizens in the Russian Federation", Vestnik of the Omsk Law Academy, 2014, no. 2 (23), pp. 12-16. (In Russian).

6. Mersiyanova I. V, Benevolenskii V. B. Advantages of NPOs as providers of social services: approbation in Russian conditions, Public Administration Issues, 2016, no. 4, pp. 7-26. (In Russian).

7. Minnigaleeva G. A. Innovativeness of Russian NPOs: scale and relationship with management features, Monitoring Public Opinion: Economic and Social Changes, 2016, no. 4 (134), pp. 67-79. (In Russian). https://doi.org/10.14515/monitoring.2016.4.05

8. Petrovskaya Yu. A. Modernization of the social service system in the context of innovative development of the Russian Federation: mechanisms and barriers, Perm University Herald. Series Philosophy. Psychology. Sociology, 2019, no. 2, pp. 230-240. (In Russian).

9. Sadykov R. M., Bolshakova N. L. Charitable activity in modern Russia, Vestnikuniversiteta, 2020, no. 7, pp. 188-192. (In Russian). https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-7-188-192

10. Sadykov R. M., Bol'shakova N. L. Social protection of the population of the municipality, Scientific-methodical electronic journal "Koncept", 2018, no. 6, pp. 139-146. (In Russian). https://doi.org/10.24422/MCITO.2018.6.14506

11. Participation ofNGOs in the provision of services in the social sphere (Special Report of the Public Chamber of the Russian Federation), compiled and general editorship by E. A. Topoleva-Soldunova, E. G. Orlova, O. V Koroteeva, A. M. Spivak, R. M. Ol'hovskii, A. A. Vavilova, V. B. Benevolenskii, Moscow, "Sovremennye informatsionnye sistemy", 2019, 96 p. (In Russian).

12. Khubuluri E. I. Theoretical foundations of the marketing model of the organization of state policy and management of social protection of the population in modern Russia, National Journal of Professional Social Work, 2014, no. 2 (57), pp. 11-43. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.