Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕГО МОДЕРНИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕГО МОДЕРНИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3210
556
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФИЛАКТИКА ОБСТОЯТЕЛЬСТВ / РЫНОК СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Садыков Р. М., Большакова Н. Л., Хамадеева Р. Х.

В современных условиях система социального обслуживания населения находится на этапе инновационного реформирования и модернизации, которое обусловлено реализацией нового федерального закона «Об основах социального обслуживания гражданв Российской Федерации». Это целый комплекс новшеств в сфере философии, психологии, идеологии социального обслуживания, мотивации и стимулировании кадров, активизации информационных и социальных технологий, организационно-правового регулирования процессов предоставления услуг. Важные нововведения состоят в законодательных требованиях к организации социальной службы, параметрам оценки нуждающихся граждан, определению подушевых показателей для финансирования социальных услуг. Все подразделения и функции социальной защиты основаны на использовании новых технологий и управленческих решений, апробированных в региональных организациях. Унификация и модернизация всей системы социальных услуг привела к возникновению единых базовых понятий. Все это способствует эффективному взаимодействию поставщиков и получателей услуг, оперативной обратной связи, необходимой для повышения качества обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SERVICE OF THE POPULATION IN THE CONDITIONS OF ITS MODERNIZATION: THEORETICAL ASPECTS

The system of social services for the population in modern conditions is at the stage of innovative reform and modernization, which is due to the implementation of the new Federal Law “On the basics of social services for citizens in the Russian Federation”. This is a whole complex of innovations in the field of philosophy, psychology, ideology of social services, motivation and stimulation of personnel, activation of information and social technologies, organizational and legal regulation of the processes of providing services. Important innovations are in the legal requirements for the organization of social services, the parameters for assessing citizens in need, and the determination of per capita indicators for financing social services. All units and functions of social protection are based on the use of new technologies and management solutions, tested in regional organizations. The unification and modernization of the entire system of social services has led to the emergence of common basic concepts. All this contributes to effective interaction between providers and recipients of services, prompt feedback required to improve the quality of service.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕГО МОДЕРНИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

УДК 364.01 JEL I138

Садыков Рамиль Мидхатович

канд. социол. наук, ФГБНУ «Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук», г. Уфа, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-1843-4857 e-mail: SadikovRM@mail.ru

Большакова Наталья Леонидовна

ст. преп., ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-5202-0642 e-mail: bolshakovanl@mail.ru

Хамадеева Рита Хурматулловна

канд. филос. наук, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-7818-7536 e-mail: Khamadeeva58@mail.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2021-3-156-161

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЕГО МОДЕРНИЗАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. В современных условиях система социального обслуживания населения находится на этапе инновационного реформирования и модернизации, которое обусловлено реализацией нового федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Это целый комплекс новшеств в сфере философии, психологии, идеологии социального обслуживания, мотивации и стимулировании кадров, активизации информационных и социальных технологий, организационно-правового регулирования процессов предоставления услуг. Важные нововведения состоят в законодательных требованиях к организации социальной службы, параметрам оценки нуждающихся граждан, определению подушевых показателей для финансирования социальных услуг. Все подразделения и функции социальной защиты основаны на использовании новых технологий и управленческих решений, апробированных в региональных организациях. Унификация и модернизация всей системы социальных услуг привела к возникновению единых базовых понятий. Все это способствует эффективному взаимодействию поставщиков и получателей услуг, оперативной обратной связи, необходимой для повышения качества обслуживания. Ключевые слова: социальное обслуживание, социальная защита, социальное сопровождение, социальные услуги, социальная работа, профилактика обстоятельств, рынок социальных услуг, индивидуальная программа обслуживания

Для цитирования: Садыков Р.М., Большакова Н.Л., Хамадеева Р.Х. Социальное обслуживание населения в условиях его модернизации: теоретические аспекты//Вестник университета. 2021. № 3. С. 156-161.

Ramil M. Sadykov

Cand. Sci. (Sociol.), Ufa Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences, Ufa, Russia ORCID: 0000-0002-1843-4857 e-mail: SadikovRM@mail.ru

Natalya L. Bolshakova

Senior Lecturer, Bashkir State University, Ufa, Russia ORCID: 0000-0001-5202-0642 e-mail: bolshakovanl@mail.ru

Rita H. Khamadeeva

Cand. Sci. (Philos.), Bashkir State University, Ufa, Russia ORCID: 0000-0002-7818-7536 e-mail: Khamadeeva58@mail.ru

SOCIAL SERVICE OF THE POPULATION IN THE CONDITIONS OF ITS MODERNIZATION: THEORETICAL ASPECTS

Abstract. The system of social services for the population in modern conditions is at the stage of innovative reform and modernization, which is due to the implementation of the new Federal Law "On the basics of social services for citizens in the Russian Federation ". This is a whole complex of innovations in the field of philosophy, psychology, ideology of social services, motivation and stimulation of personnel, activation of information and social technologies, organizational and legal regulation of the processes of providing services. Important innovations are in the legal requirements for the organization of social services, the parameters for assessing citizens in need, and the determination ofper capita indicators for financing social services. All units and functions of social protection are based on the use of new technologies and management solutions, tested in regional organizations. The unification and modernization of the entire system of social services has led to the emergence of common basic concepts. All this contributes to effective interaction between providers and recipients of services, prompt feedback required to improve the quality of service.

Keywords: social service, social protection, social support, social services, social work, prevention of circumstances, the market of social services, individual service program

For citation: Sadykov R.M., Bolshakova N.L., Khamadeeva R.H. (2021) Social service of the population in the conditions of its modernization: theoretical aspects. Vestnik universiteta, no. 3, pp. 156—161. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-3-156-161

Благодарности. Данное исследование выполнено в рамках государственного задания УФИЦ РАН № 075-01211-20-01 на 2021 г. Acknowledgments. This study was carried out within the framework of the state assignment of the Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences No. 075-01211-20-01 for 2021. © Садыков Р.М., Большакова Н.Л., Хамадеева Р.Х., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/). © Sadykov R.M., Bolshakova N.L., Khamadeeva R.H., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Введение

В условиях модернизации социальной сферы общества актуальным становится не только решение злободневных проблем, но и повышение доступности и качества социальных услуг населению. В связи с этим сфера социального обслуживания занимает одно из приоритетных направлений реформирования и модернизации. Актуальность и необходимость качественного анализа функционирования и деятельности системы социального обслуживания в соответствии с закономерностями рыночного социального развития и требованиями модернизирующегося российского общества, наряду с фрагментарной изученностью данных вопросов, небольшим количеством социологических публикаций обусловили выбор темы научного исследования.

Для более глубокого изучения и анализа данного социального процесса необходимо в методологическом и концептуальном отношениях обратить внимание на фундаментальное понятие, которое тесно соприкасается с данным явлением современной реальности, а именно «социальное обслуживание». В современной социологической науке и социальной практике рассмотрение этой научной категории видится весьма своевременным и актуальным с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и в условиях усиления социальных мер государства [1]. В связи с этим изучение содержания указанного понятия находится в процессе научно-теоретического поиска и практического понимания [6].

Возрастание научного интереса к процессу модернизации процесса социального обслуживания, продолжение изучения содержания его сущности, места и роли в социальной сфере, обусловливает поиск путей повышения качества, формирования рынка социальных услуг и его частичного разгосударствления.

Цель исследования - анализ процессов модернизации системы социального обслуживания населения, обусловленное принятием и реализацией нового Федерального закона. Достижение цели научного исследования осуществлялось на основе применения комплекса общенаучных методов, в том числе логического, системного, сравнительного, функционального.

Литературный обзор

Большинство российских исследователей, социальное обслуживание рассматривают как подсистему социальной защиты и социальной политики [3; 5]. Ю. В. Вавилина и Е. Н. Васильева определяют социальное обслуживание как ведущий субъект социальной работы, И. В. Малофеев, Л. В. Топчий, Л. М. Кочьян - как организационную форму социальной деятельности [2; 7; 9; 15].

М. В. Фирсов, И. В. Наместникова, Г. В. Черкасская определяют социальное обслуживание как основную часть социального обеспечения [16; 19]. Противоположного мнения придерживаются П. Д. Павленок, М. Г. Чельцова и др., понимая под социальным обеспечением часть социального обслуживания [10]. Отдельные авторы рассматривают этот процесс как социальный сервис (от англ. service - оказание услуг, обслуживание; social services - социальное обслуживание) [18].

Структурно-функциональный подход в анализе социального обслуживания представлен в работах П. Д. Павленок, Т. С. Пантелеева, Е. И. Холостова и др. [10; 12; 17]. В данном концептуальном подходе социальное обслуживание рассматривается как система, где основными элементами являются типы учреждений, их функции, цели и направления деятельности, этические и правовые нормы, виды помощи и услуг. Значимое внимание уделяется взаимодействию с другими учреждениями и организациями, системе структурных подразделений, сотрудничестве формальных и неформальных социальных систем поддержки [13; 14].

Обсуждение

Неравный доступ к социальным услугам и противоречия самой системы обслуживания порождают новые проблемы и конфликты. В частности, можно выделить противоречия между получателями социальных услуг и нуждающимися в них гражданами. Отмечено, что за услугами чаще обращаются те, кто более информирован и активно ориентирован на их получение, а не те, кто больше в них испытывает потребность [8]. Некоторые специалисты обоснованно утверждают, что имеются недостатки в системе выявления нуждающихся в социальном обслуживании индивидов. Далеко не всем нуждающимся гражданам известны положения законодательства о социальном обслуживании. В целом некоторые граждане плохо информированы о возможности получения социальных услуг и поэтому не способны обратиться за ними.

Многие исследователи социальной сферы отмечают несовместимость некоторых положений нового законодательства с реальными жизненными условиями [11]. Преодоление возникших отставаний и противоречий в рассматриваемой сфере требует широкомасштабной модернизации и инновационных обновлений с учетом стимулирования роста доходов и сохранения при этом социальной стабильности общества. Следует отметить, что преобразования в этой сфере и процессы модернизации системы социального обслуживания необходимы и актуальны в условиях дальнейшего развития социального государства. К модели социального обслуживания населения, сложившейся более двадцати лет назад, в настоящее время предъявляются новые требования. В прежней преобладали монополизм государственных служб, нерыночный характер функционирования, ориентация на социально-неблагополучные и льготные категории населения.

Необходимость в глубокой модернизации системы социального обслуживания населения вызвана рядом объективных причин, перечисленных ниже.

1. Изменение в общественной жизни, что определяет обновленную функциональную специфику данной отрасли. Функция обеспечения условий выживания в критических условиях сменилась на функцию поддержания жизнедеятельности, развития самостоятельных навыков приспособления.

2. Социальное обслуживание, как часть общественной системы, транслирует актуальные общественные запросы и нормы. Применительно к современным российским реалиям это означает, что такая профессиональная организация, которая была основана на патерналистических, распределительных условиях, должна трансформироваться в соответствии с рыночными тенденциями, чтобы соответствовать целевым установкам модернизированной общественной идеологии;

3. Необходимость модернизации, инновационных подходов диктует новые принципы организации и подготовки кадров. Появилась острая необходимость, чтобы в социальной сфере обслуживания действовали образованные, инициативные специалисты, способные реализовать законодательные нормы на практике, применять современные технологии и добиваться реального улучшения жизни нуждающихся [17].

На сегодняшний день система социального обслуживания находится на этапе инновационного реформирования и модернизации, которые обусловлены принятием и реализацией Федерального закона № 442-ФЗ. Это целый комплекс новшеств, который, в свою очередь, требует трансформаций в сфере философии, психологии, идеологии и мотивации кадров, активизации информационных и социальных технологий, организационно-правового регулирования процессов предоставления услуг. Наиболее важные нововведения состоят в законодательных требованиях к организации социальной службы, параметрам оценки нуждающихся граждан, определению подушевых показателей для финансирования услуг. Все структурные подразделения и функции основаны на использовании новых инновационных технологий и управленческих решений, апробированных в региональных организациях [1].

Унификация всей системы привела к возникновению единых базовых понятий, связанных с поставщиками, получателями, стандартами и индивидуальной программой обслуживания. Все это способствует эффективному и оперативному взаимодействию поставщиков и получателей социальных услуг, достоверной обратной связи, необходимой для повышения качества обслуживания [4].

В связи с тем, что социальное обслуживание понимается именно как деятельность, которая включает в себя специфический комплекс действий, оказание услуг можно считать активным процессом [1]. Положениями упомянутого выше федерального закона определены получатели, социальные услуги которым предоставляются бесплатно, а также регламентированы условия их предоставления. В федеральном законе закреплены права и обязанности поставщиков услуг, их ответственность, финансовое обеспечение предоставления услуг различными субъектами. В настоящее время в сфере социального обслуживания функционирует рынок услуг, где в качестве их поставщиков выступают государственные и некоммерческие учреждения, частные организации и лица.

В целях повышения качества оказываемых услуг в законе введено инновационное понятие «социальное сопровождение», определяемое как содействие в предоставлении социальной, медицинской, педагогической, психологической, юридической помощи, не относящейся к социальным услугам. Эта услуга реализуется путем межведомственного взаимодействия, включающая привлечение соответствующих организаций при оказании помощи, и отражается в индивидуальной программе. Указанное нововведение является прогрессивным шагом, так как оно призвано разрешить проблемы современных российских граждан с еще большей

эффективностью. Важную роль играют и принципы социального обслуживания. Основные принципы включают: приближенность социальных услуг; достаточность количества поставщиков социальных услуг; достаточность материально-технических, кадровых, финансовых и информационных ресурсов.

Заключение

Таким образом, выполненный анализ ключевых вопросов нового федерального закона в сфере оказания социальных услуг говорит о поступательном инновационном развитии и модернизации системы социального обслуживания в Российской Федерации, повышении его уровня, качества и эффективности. Но на практике, наряду с положительными моментами, все еще возникают вопросы по реализации положений указанного закона. К ним можно отнести пробелы в разграничениях полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, отсутствие правовых норм по многим социальным услугам и четких нормативных показателей их качества, недостатки в системе выявления нуждающихся в социальном обслуживании, проблемы правоприменения в сфере реализации отдельных форм социального облуживания и др. Все это диктует необходимость дальнейшего совершенствования отдельных его положений, а также внедрения инновационных технологий в сферу социального обслуживания населения с изучением и применением зарубежного опыта и успешной отечественной практики, продолжения разработки методической и нормативной разработки по надлежащему применению социальных инструментов для решения задач, стоящих перед социальной политикой.

В условиях современной российской действительности, характеризующейся трансформацией социальных институтов, важным условием поддержания жизнедеятельности нуждающихся категорий населения является разработка единых понятий в сфере услуг системы социального обслуживания населения и ее модернизация. В настоящее время именно эта часть теории и методологии социального обслуживания менее всего изучена и освещена в современных социологических и экономических исследованиях.

Проведенный анализ понятий позволяет говорить о том, что содержательным компонентом системы социального обслуживания населения являются услуги, повышающие вектор социальной субъектности нуждающихся категорий населения и обеспечивают совершенствование их жизнедеятельности и социального комфорта, и что институционализация системы социального обслуживания в сфере услуг содействует расширению его возможностей в современных условиях. Модернизационный процесс социального обслуживания включает в себя реформирование ранее сложившихся институтов, норм и технологий и широкое использование инноваций.

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 13.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс»[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения: 19.01.2021).

2. Вавилина, Ю. В., Васильева, Е. Н. Социальная защита и социальное обслуживание населения - ведущие субъекты социальной работы на муниципальном уровне // Современное инновационное общество: динамика становления, приоритеты развития, модернизация: экономические, социальные, философские, правовые, общенаучные аспекты: материалы международной научно-практической конференции. Ч. 2. - Саратов: Академия управления, 2015. - С. 57-59.

3. Воронов, А. Н. Социальное обслуживание семьи и детей в Российской Федерации: постановка проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. - 2010. - № 4. - С. 300-309.

4. Дитятковский, М. Ю. Перспективы развития социального обслуживания в связи с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Вестник Омской юридической академии. - 2014. - № 2. - С. 12-16.

5. Дорошенко, Н. Н. Социальное обслуживание в реализации социальной политики государства // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 979-980.

6. Ивашкина, Ю. Ю. Структура и субъекты системы социального обслуживания семей с детьми // Проблемы развития территории. - 2016. - № 3. - С. 100-118.

7. Кочьян, Л. М. Социальное обслуживание и социальная защита как парадигмы российской социальной работы // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2013. - Т. 2, № 6. - С. 45-54.

8. Ляшко, С. В., Рогова, А. М. Информированность о деятельности социальных служб // Личность и культура. - 2018. -№ 4. - С. 20-27 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.лик-спб.рф/soderzhanienomera.html#2011 (дата обращения: 21.01.2021).

9. Малофеев, И. В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения: монография. - М.: Дашков и К, 2020. - 172 с.

10. Павленок, П. Д. Философия и методология социальной работы // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. -№ 2. - С. 43-51.

11. Павловская, О. Ю. Социальное обслуживание по новым правилам: проблемные аспекты теории и практики // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2019. - № 2. - С. 242-248.

12. Рогова, А. М. Социальное обслуживание семей с детьми: социологический анализ // Международный теоретический журнал Credo New. - 2017. - № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://credo-new.ru/archives/1062 (дата обращения: 18.01.2021).

13. Садыков, Р. М., Большакова, Н. Л. Благотворительная деятельность в современной России // Вестник университета. -2020. - № 7. - С. 188-192.

14. Садыков, Р. М., Большакова, Н. Л. Социальная защита населения муниципального образования // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2018. - № 6. - С. 139-146.

15. Топчий, Л. В. Социальное обслуживание населения: ценности, теория, практика. - М.: Издательство РГСУ, 2012. - 322 с.

16. Фирсов, М. В., Наместникова, И. В., Студенова, Е. Г. Предметное пространство социальной работы как основа профиля образовательной программы: реализация совместного проекта европейской программы TEMPUS "TUNING RUSSIA" // Вестник Московского государственного областного университета. - 2012. - № 2. - С. 118-126.

17. Холостова, Е. И. Система социального обслуживания населения: исторический экскурс и современный взгляд: монография. - М.: Издательство-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 368 с.

18. Хубулури, Е. И. Теоретические основы маркетинговой модели организации государственной политики и управления социальной защитой населения в современной России // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. - № 2. - С. 11-43.

19. Черкасская, Г. В. Исследование теоретических основ организации и управления системой социальной защиты // Отечественный журнал социальной работы. - 2014. - № 1. - С. 11-42.

References

1. Federal Law No. 442-FZ dated on December 28, 2013 "On the Basics of Social Services for Citizens in the Russian Federation", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (accessed 19.01.2021). (In Russian).

2. Vavilina Yu. V., Vasil'eva E.N. Social protection and social services for the population are the leading subjects of social work at the municipal level, Proceedings of an international scientific and practical conference "Modern innovative society: dynamics of formation, development priorities, modernization: economic, social, philosophical, legal, general scientific aspects", Part 2, Saratov, Akademiya upravleniya, 2015, pp. 57-59. (In Russian).

3. Voronov A. N. Social services for families and children in the Russian Federation: problem statement, Bulletin of Saint Petersburg University. Series 12: Psychology. Sociology. Pedagogy, 2010, vol. 4, pp. 300-309. (In Russian).

4. Dityatkovskii M. Yu. Prospects for the development of social services in connection with the adoption of the Federal Law "On the Foundations of Social Services for Citizens in the Russian Federation", Vestnik of the Omsk Law Academy, 2014, no. 2, pp. 12-16. (In Russian).

5. Doroshenko N. N. Social services in the implementation of social policy of the state. Sovremennye problemy nauki i obrazo-vaniya, Modern problems of science and education, 2013, no. 6, pp. 979-980. (In Russian).

6. Ivashkina Yu. Yu. The structure and subjects of the system of social services for families with children, Problems Territory's Development, 2016, no. 3, pp. 100-118. (In Russian).

7. Koch'yan L. M. Social service and social protection as a paradigm of Russian social work, Scientific notes of the Russian state social university, 2013, no. 6, pp. 45-54. (In Russian).

8. Lyashko S. V, Rogova A. M. Awareness about the activities of social services, Personality and culture, 2018, no. 4, pp. 20-27. Available at: http://www.lik-spb.rf/soderzhanienomera.html#2011 (accessed 21.01.2021). (In Russian).

9. Malofeev I. V Social services in the system of social services for the population, Moscow, Izdatel'sko-torgovaya korporatsiya "Dashkov i K", 2020, 172 p. (In Russian).

10. Pavlenok P. D. Philosophy and methodology of social work, Domestic Journal of Social Work, 2014, no. 2, pp. 43-51. (In Russian).

11. Pavlovskaya O. Yu. Social services according to new rules: problematic aspects of theory and practice, Proceedings of Voronezh State University. Series: Law, 2019, no. 2, pp. 242-248. (In Russian).

12. Rogova A. M. Social services for families with children: a sociological analysis, International theoretical journal Credo New, 2017, no. 2. Available at: http://credo-new.ru/archives/1062 (accessed 18.01.2021). (In Russian).

13. Sadykov R. M., Bol'shakova N. L. Charitable activities in modern Russia, Vestnik universiteta, 2020, no. 7, pp. 188-192. (In Russian).

14. Sadykov R. M., Bol'shakova N. L. Social protection of the population of the municipality, Scientific and methodical electronic journalKoncept, 2018, no. 6, pp. 139-146. (In Russian).

15. Topchii L. V. Social services for the population: values, theory, practice, Moscow, Publ. House RGSU, 2012, 322 p. (In Russian).

16. Firsov M. V, Namestnikova I. V, Studenova E. G. The subject space of social work as the basis for the profile of the educational program: implementation of the joint project of the European TEMPUS program "TUNING RUSSIA", Bulletin of Moscow State Region University, 2012, no. 2, pp. 118-126. (In Russian).

17. Kholostova E. I. The system of social services for the population: a historical excursion and a modern view: monograph, Moscow, Dashkov i K, 2016, 368 p. (In Russian).

18. Khubuluri E. I. Theoretical foundations of the marketing model of the organization of state policy and management of social protection of the population in modern Russia, Domestic Journal of Social Work, 2014, no. 2, pp. 11-43. (In Russian).

19. Cherkasskaya G. V. Investigation of the theoretical foundations of the organization and management of the social protection system, Domestic Journal of Social Work, 2014, no. 1, pp. 11-42. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.