Научная статья на тему 'Социальная безопасность личности в контексте этничности'

Социальная безопасность личности в контексте этничности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
213
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ВЫЗОВЫ / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ООН / ФЕДЕРАЛЬНОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / GLOBALIZATION CHALLENGES / SOCIAL SECURITY OF THE INDIVIDUAL / ETHNIC SECURITY ASPECTS / ETHNO-SOCIAL CONFLICT / INTERETHNIC RELATIONS / UN / FEDERAL AND REGIONAL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щукина Раиса Ивановна

Статья посвящена социальной безопасности личности в контексте этничности. В условиях глобализационных вызовов выявлены и обоснованы проявления безопасности в этнической сфере на социальном, личностном уровнях. Рассмотрены факторы рисков безопасности и современные механизмы минимизации угроз в этой сфере. Обоснована их особая значимость в социальном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SECURITY OF THE PERSON IN THE CONTEXT OF ETHNICITY

The article is devoted to the social security of the individual in the context of ethnicity. In the context of globalization challenges, security manifestations in the ethnic sphere at social, personal levels have been identified and justified. The factors of security risks and modern mechanisms for minimizing threats in this sphere are considered. Their special importance in social space is justified.

Текст научной работы на тему «Социальная безопасность личности в контексте этничности»

Щукина Р. И. Социальная безопасность личности в контексте этничности // Вестник Прикам-ского социального института. 2018. № 2 (80). C. 185-189.

Shchukina R. I. Social security of the person in the context of ethnicity. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 2 (80). Pp. 185-189. (In Russ.).

УДК [1:316]:316.334.52

Р. И. Щукина

Пермский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Пермь, Россия

СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ЭТНИЧНОСТИ

Щукина Раиса Ивановна - кандидат философских наук, доцент кафедры теории и практики управления.

E-mail: raisa.schukina@ mail.ru

Статья посвящена социальной безопасности личности в контексте этничности. В условиях глобализационных вызовов выявлены и обоснованы проявления безопасности в этнической сфере на социальном, личностном уровнях. Рассмотрены факторы рисков безопасности и современные механизмы минимизации угроз в этой сфере. Обоснована их особая значимость в социальном пространстве.

Ключевые слова: глобализационные вызовы, социальная безопасность личности, этнические аспекты безопасности, этносоциальный конфликт, межэтнические отношения, ООН, федеральное и региональное законодательство.

R. I. Shchukina

Perm Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Perm, Russia

SOCIAL SECURITY OF THE PERSON IN THE CONTEXT OF ETHNICITY

Shchukina Raisa I. - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor at the Department of Management Theory and Practice.

E-mail: raisa.schukina@ mail.ru

The article is devoted to the social security of the individual in the context of ethnicity. In the context of globalization challenges, security manifestations in the ethnic sphere at social, personal levels have been identified and justified. The factors of security risks and modern mechanisms for minimizing threats in this sphere are considered. Their special importance in social space is justified.

Key words: globalization challenges, social security of the individual, ethnic security aspects, ethno-social conflict, interethnic relations, UN, federal and regional legislation.

«Социальная безопасность личности» - понятие весьма объемное и многоплановое по спектру содержательных направлений, но однозначно предполагающее соблюдение

© Щукина Р. И., 2018

186

Наука и образование

и защиту прав, жизненно важных интересов личности в условиях различных проявлений внешних и внутренних угроз. Безопасность личности в этническом измерении невозможно рассматривать вне общего контекста смыслового содержания категории «безопасность». Социальная значимость взаимообусловленности социальной и этнической безопасности объективна и артикулируется сущностным содержанием феномена социальной безопасности как непреложного и безоговорочного блага человека и социума, включающего и этнические аспекты. По сути, безопасность - это главное условие и одновременно потребность человека, общества, государства, обеспечивающие жизнеспособность мира в целом. Данная трактовка позволяет говорить о социальной безопасности личности как комплексной и адресной системе мер со стороны государства с целью обеспечения определенного уровня жизни личности и реализации ее потребностей. Социальную безопасность личности в аспекте этничности необходимо рассматривать в правовом поле этих адресных и комплексных мер.

Стоит отметить, что в юридической сфере личная безопасность традиционно рассматривалась как конституционный контроль реализации прав и социально значимых интересов личности. Однако в настоящее время данная трактовка подвергнута коррекции, основной причиной которой является изменение концептуального подхода. Исследователи заявляют об изменениях концепции прав человека: «Сегодня мы определяем свободу как наличие таких прав, о которых наши предки не думали в подобной связи» [4, с. 96]. В данном аспекте личную безопасность ряд исследователей трактуют как социальный процесс защиты прав и свобод человека, направленный на минимизацию угроз их нарушения. Этот тезис приемлем и в области этничности. Что касается этнических аспектов безопасности личности, то они обеспечиваются в рамках социальных процессов. В социально-культурном пространстве личность проявляет себя как представитель определенного этноса, выражает этносоциальные потребности, способствует созданию условий для воспроизводства родовой жизни, например через институт семьи или через общественный этнокультурный институт. Однако на современном этапе сложность этнических проявлений безопасности личности обусловлена культурной фрагментацией, ослаблением устойчивости этнических ценностей.

Истоки безопасности личности в этническом измерении кроются в безопасности социума. Безопасность как основная ценность и право человека впервые возникла в западноевропейской общественно-политической мысли и трактовалась как отсутствие реальной моральной и физической опасности в обществе, которое обеспечивало спокойствие и мир, в том числе мир между этническими сообществами. Вместе с тем анализ генезиса безопасности позволяет предположить: содержательная приоритетность этого понятия долгое время связывалась с безопасностью государства на международном уровне, что постулировалось и западными, и отечественными учеными. Расширению содержательных аспектов этой категории, как принято считать, способствовало окончание холодной войны в ХХ в. Традиционный дискурс безопасности, сводящийся к военной повестке, подвергся значительному обновлению на основе актуализации других значимых проблем, в том числе этничность, национализм определялись как возможные угрозы и риски для социума.

Считается, что первым в науке применил понятие «безопасность общества» известный американский специалист Б. Бузан, исследовавший эволюцию основных подходов концепта безопасности в работе «Люди, государства и страх» (1983 г.) [5, с. 193]. Определив пять секторов анализа данного концепта, он содержательно обосновал проявления угроз в каждом из них. Так, безопасность общества в социетальном секторе, по мнению ученого, обусловлена способностью того или иного социума воспроизводить языки, традиционные формы культуры, а также религиозной и национальной идентичности. Иссле-

дователь подчеркивал, что в сфере социальной безопасности возможные угрозы могут быть вызваны определенными глобальными факторами. Главный из них - миграция и ее негативные последствия: активное распространение болезней, расширение влияния организованной или неорганизованной преступности и т. д. Таким образом, Б. Бузан одним из первых показал проявления этнических аспектов безопасности в социальном измерении, а обоснованный им подход позволил рассматривать этнические аспекты безопасности в рамках социального пространства, на личностном уровне анализировать риски этносоциальных проблем.

Вместе с тем словосочетание «безопасность человека» впервые употреблено в отчете о развитии человечества Программы развития Объединенных наций за 1994 г., где была озвучена идея о безопасности людей в их повседневной жизни, а развитие человека было истолковано как процесс расширения выбора для человека. При этом акцентировались содержательные аспекты данного феномена, с одной стороны, они обусловлены возможностью людей «осуществлять свой выбор безопасно и свободно»; с другой стороны, люди должны быть уверены в том, что «возможности, которые у них есть сегодня, не будут утрачены завтра» [6]. Отчет Генерального секретаря ООН за 2009 г. уже содержал рекомендацию о том, что принцип «ответственности защищать должен быть включен в каждую культуру и каждое общество без всяких сомнений и условий как воплощение не только глобальных, но и локальных ценностей и стандартов» [1].

В российском правовом поле категория безопасности впервые была истолкована как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» в Законе РФ «О безопасности»1, утвержденном указом Президента РФ в 1992 г. Здесь же была дана достаточно широкая трактовка жизненно важных интересов: совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности были отнесены «личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность». Масштаб инструментов обеспечения конституционных прав и свобод личности, в том числе в этнической сфере, всеохватен и включает юридическое закрепление различных видов гарантий. Преимущество права проявляется не в принуждении и подчинении человека, а в предоставлении ему свободы выбора с учетом прав, регламентированных Конституцией РФ.

Закон РФ «О безопасности» позволил актуализировать права и свободы этносоциального характера на личностном, социальном и государственном уровнях, что нашло отражение прежде всего в Конституции РФ 1993 г. Так, в п. 1 ст. 25 утверждается, что «каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указыванию своей национальной принадлежности». Кроме того, в Конституции РФ регламентированы права человека в этнической сфере по различным направлениям. Статья 19 (ч. 2) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка; ст. 26 (ч. 2) предусматривает право граждан на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Таким образом, этнические аспекты социальной безопасности личности законодательно закреплены в Конституции РФ в качестве

1 О безопасности: закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (ред. от 26 июня 2008 г.) // Рос. газета. 1992. № 103. (Документ утратил силу.)

2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.

188

Наука и образование

правовых норм, что обусловило необходимость разработки и внедрения в социальную практику реальных механизмов их реализации. Принципиальное значение в конце 1990-х - начале 2000-х гг. имела Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, в которой впервые на постсоветском пространстве системно были раскрыты принципы, цели и приоритеты национальной политики: «распространение знаний об истории и культуре народов», «обеспечение оптимальных условий для развития национальных культур и языков» - с целью удовлетворения этнокультурных потребностей личности1.

Культивирование в социальной практике идеи прав человека и человеческого развития стало причиной изменения роли государства в системе безопасности на всех уровнях. Это понятие достаточно продуктивно эволюционирует. Динамика ситуации обусловливает обновление российского законодательства. В 2010 г. был принят новый Федеральный закон № 390-Ф3 «О безопасности»2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации утратила силу в связи с изданием в 2009 г. указа Президента РФ, утвердившего Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года4 (далее -Стратегия), в которой были раскрыты основные понятия, а также отражены современные вызовы. Системный подход в оценке проявлений безопасности в этом документе проявился, во-первых, в том, что субъектами защиты выступили и государство, и общество, и личность; во-вторых, во взаимообусловленности внешней и внутренней безопасности, а также в их видовой классификации. В Стратегии определены и критерии оценки состояния и достижения безопасности, которые приемлемы при оценке этнических аспектов безопасности личности: реализация конституционных прав и свобод граждан РФ, достойные качество и уровень их жизни и т. д.

Одно из основных отличий Стратегии от ранее действовавшей Концепции национальной безопасности РФ - выраженная социальная и социально-политическая направленность: ориентация на повышение качества жизни граждан, качества образования, здравоохранения и культуры, новые технологии и т. д. Это позволило считать данный документ основным инструментом системы обеспечения социальной безопасности в стране на личностном уровне. Четкая структурированность этого базового документа позволила впервые отразить конкретные угрозы, риски на личностном уровне: расовую, национальную и религиозную нетерпимость, духовно-нравственное оскудение, потерю самоуважения и т. д. (разд. IV «Обеспечение национальной безопасности» (подразд. 7 «Культура»)). Так, негативные демографические процессы (соотношение показателей рождаемости и смертности основных народов и этнических групп страны или региона) могут привести к резкому изменению баланса традиционной этнической структуры и спровоцировать систему вызовов и угроз в социуме. Интенсивные миграционные процессы могут усилить этно-конфликтные риски, особенно в молодежной среде. К примеру, в Пермском крае миграционный прирост за 2017 г. (по сравнению с 2016 г.) составил 1 099 человек [3]. Кроме того, за последние два года количество иностранных студентов в Перми увеличилось в пять раз. В настоящее время в вузах Перми обучаются почти две тысячи граждан из Китая, Ирака, Индии, Индонезии, Бангладеш [2].

1 Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации: указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909 // Рос. газета. 1996. № 128. (Документ утратил силу.)

2 О безопасности: федер. закон от 28 дек. 2010 г. № 390-ФЗ (ред. от 5 окт. 2015 г.) // Рос. газета. 2010. № 295.

3 О Концепции национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 10 янв. 2000 г. № 24 // Рос. газета. 2000. № 11. (Документ утратил силу.)

4 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 (ред. от 1 июля 2014 г.) // Рос. газета. 2009. № 88. (Документ утратил силу.)

Свое развитие российское законодательство в сфере безопасности получило в действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом президента в 2015 г.1

Таким образом, важнейшей особенностью безопасности личности в этнической сфере является многоаспектность ее смыслового содержания. Социальная безопасность сегодня пронизывает образ жизни человека, являясь ценностной характеристикой качества его жизни, способствует реализации прав человека и удовлетворению его этнокультурных запросов и потребностей.

Библиографический список

1. Выполнение обязанности защищать [Электронный ресурс]: доклад Генерального секретаря / 63-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. 2009. 21 янв. URL: https://documents-dds-ny.un.org/ doc/UNDOC/GEN/N09/206/12/pdf/N0920612.pdf?OpenElement (дата обращения: 12.03.2018).

2. Иностранные студенты Перми отметили Новый год в пермском политехе // Пермский национальный исследовательский политехнический университет: офиц. сайт. 2017. 26 дек. URL: http://pstu.ru/news/2017/12/26/7767/ (дата обращения: 12.05.2018).

3. Общая характеристика миграционной ситуации в Пермском крае [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю: офиц. сайт. URL: http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/permstat/resources/7d26d0004491a0 4092a2f720d5236cbc/1.2.html (дата обращения: 12.05.2018).

4. Фридмэн Л. Введение в американское право. М.: Прогресс, 1993. 286 с.

5. Buzan B. People, States and Fear: An Agenda for International Security Studies in the Post-Could War Era. Boulder: Lynne Rienner Publishers, 1991. 395 p.

6. The Canadian Consortium for Human Security. URL http://www.humansecuritybulletin.info/ (дата обращения: 12.03.2018).

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.