Щукина Р. И. Этнические аспекты национальной безопасности в условиях региона // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 3 (78). C. 178-183.
Schukina R. I. Ethnic aspects of national security in the context of the region. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2017. No. 3 (78). Pp. 178-183. (In Russ.)
УДК [1:316]:316.334.52
Р. И. Щукина
Пермский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Пермь, Россия
ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В УСЛОВИЯХ РЕГИОНА
Щукина Раиса Ивановна - кандидат философских наук, доцент кафедры теории и практики управления.
E-mail: raisa. schukina@mail. ru
Статья посвящена актуальным проблемам безопасности в этнической сфере на региональном уровне. Рассмотрены факторы рисков и современные механизмы минимизации угроз в этой сфере.
Ключевые слова: глобализационные вызовы, национальная безопасность, управленческие проблемы, национальная (этническая) политика, этнополитический конфликт, межэтнические отношения, федеральное и региональное законодательство.
R. I. Schukina
Perm Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Perm, Russia
ETHNIC ASPECTS OF NATIONAL SECURITY IN THE CONTEXT OF THE REGION
Schukina Raisa I. - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor at the Department of Theory and Practice Management.
The article is devoted to topical problems of security in the ethnic sphere at the regional level. We consider the risk factors and modern mechanisms to minimize the risks in this area.
Key words: challenges of globalization, national security, governance issues, national (ethnic) politics, ethnopolitical conflict, interethnic relations, federal and regional legislation.
Конец XX в. и первые десятилетия XXI в. отмечены формированием весьма проблематичных тенденций, суть которых - обострение взаимоотношений во всех сферах и на всех уровнях. Поэтому актуальность заявленной темы обусловлена рядом факторов как объективного, так и субъективного характера. К объективным факторам стоит отнести в первую очередь полиэтничность Российской Федерации и ее регионов, в числе которых и Пермский край. В этом контексте социально-экономические и культурные факторы, определяющие динамику современного мира, обуславливают также специфику проявления этнической идентичности и этнокультурных процессов. В науке появилось понятие новой
© Щукина Р. И., 2017
этничности, обусловленное такими особенностями, как культурная фрагментация и ослабление устойчивости этнических ценностей. Несмотря на то, что этнокультурные процессы в настоящее время характеризуются амбивалентностью, неоднозначностью, симбиозом современных норм и архаики, за счет них во многом поддерживается связь поколений, сохраняется стабильность социума. Кроме того, размытость базового аксиологического ядра, неустойчивость духовных скреп в российском обществе, значимость которых отмечалась отечественными философами еще в начале XX в., обуславливают обращение к этническим культурам, традиционным ценностям. Эти явления нивелируют распространенную в науке точку зрения о том, что значение этничности в современном социуме ослабевает, а гражданское общество обретает этнически нейтральные черты.
При этом академический дискурс включает множество концепций и гипотез развития мироустройства в условиях глобализации (к примеру «конец истории» Ф. Фукуямы, «столкновение цивилизаций» С. Хантингтона). В этих условиях категория «безопасность» является одной из ключевых проблем научных исследований, а обеспечение безопасности - приоритетом управленческой практики не только на федеральном, но и на региональном уровне. Современные исследователи высказывают однозначную позицию в оценке социальной значимости безопасности как безусловного общечеловеческого блага. Российскими учеными отмечается многоплановость содержания данного понятия: «Это многоаспектное состояние; многогранное представление о том, каким оно может быть и каково оно на самом деле; конкретная цель» [8, с. 5]. Различные аспекты понятия «безопасность» раскрывают Б. Бузан, О. Вивер, М. Зеленков, А. Кузнецов, С. Панарин и другие исследователи. И это не случайно. Проблемное поле данного понятия углубляется, традиционные трактовки не охватывают современные вызовы и всю многогранность этого явления. В настоящее время трактовка национальной безопасности расширилась, обретя более объемный контекст. В этом контексте артикулированы новые направления. Представляется, что обновление содержания национальной безопасности обусловлено смещением уровней, на которых обеспечивается то или иное направление либо тот или иной вид безопасности. Тенденция размывания границ между традиционным разграничением внешнего и внутреннего уровня безопасности усиливает риски, усложняет задачи ее обеспечения в социуме. В отечественной науке системный характер этой тенденции обосновывается растущей глобализацией и регионализацией, а также интернационализацией всех сторон общественной жизни, связанной с процессами интеграции, когда грань между внутренней и внешней безопасностью становится весьма условной. При этом опасности и угрозы, вызовы и риски обретают комплексный и взаимоувязанный характер. Одна угроза нередко влечет за собой цепочку других [2, с. 134]. Таким образом, понятие безопасности достаточно продуктивно эволюционирует, обретая новые содержательные проявления, в числе которых и этническая безопасность.
Это понятие в этнокультурном пространстве стало объектом российской науки лишь в начале XX в. Научные изыскания в области безопасности актуализируются в социальной практике, находя отражение в нормативных документах Российской Федерации, регламентирующих государственную деятельность в сфере национальной безопасности. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации1 одной из составляющих национальной безопасности России называется безопасность в этнической сфере, включающая важнейшие аспекты социального развития государства, социума и человека (единство и целостность страны, культурное многообразие, права человека, этнокультурные потребности и т. д.). Этнические аспекты безопасности в регионах проявляются на практике в таких направлениях,
1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683 // Российская газета: [сайт]. 2015. 31 дек. URL: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (дата обращения: 08.09.2017).
как улучшение социального климата, обеспечение социальной стабильности, сохранение и приумножение духовно-культурных ценностей (социальной солидарности, гражданского единения и т. д.). В этом контексте безопасность в этносфере должна способствовать обеспечению социально и политически значимых интересов государства-нации, в числе которых укрепление национального суверенитета, сохранение этнополитической стабильности и территориальной целостности России, удовлетворение этнокультурных потребностей ее населения. Социальная значимость изучения данного аспекта безопасности на современном этапе возрастает: «этнический ренессанс» XX в. или «этнический парадокс современности» при излишней политизации могут спровоцировать этносоциальные конфликты и даже угрожать целостности государства при условии повышения уровня этнической мобилизации, ксенофобии, усиления этноцентризма на региональном уровне. Источником угроз в регионах может стать межэтническая напряженность, экстраполированная в межэтническое противостояние противоречиями разных систем ценностей и традиций. Попытку актуализации значения этнокультурных аспектов безопасности одними из первых предприняли авторы коллективной монографии «Миграция и безопасность в России»: «Выбор рассматриваемых <...> аспектов безопасности и миграционных потоков определялся не только их актуальностью для России, но и необходимостью противопоставить научный анализ множеству мифологем, бытующих в российском общественном сознании» [6, с. 2].
Ценным является то, что в российской науке определилось несколько возможных подходов к определению понятия «этнокультурная безопасность», содержание которых проявляется на региональном уровне. Так, в рамках социокультурного подхода Л. С. Пе-репелкин и В. Г. Стельмах, авторы названной выше монографии, в содержании этнокультурной безопасности акцентируют внимание на особенностях взаимодействия представителей различных этнических групп. Этнокультурная безопасность трактуется исследователями, с одной стороны, в контексте необходимости сбережения и воспроизводства этнических культур, с другой стороны, с позиции этнокультурного взаимодействия, взаимообогащения народов и этнических групп при условии сохранения этнической идентичности. На региональном уровне эти направления обретают практическую значимость и обуславливают адресные управленческие действия со стороны органов власти. Важно, что в рамках этого подхода исследователи подчеркивают факторы возможных социальных рисков (демография, неконтролируемая миграция, политизация этнического фактора).
С. А. Панарин трактует этнокультурную безопасность как состояние устойчивого функционирования и воспроизводства социального объекта / субъекта, поддерживаемое институциональным сообществом. Основой этнокультурной безопасности исследователь считает «этнокультурную идентичность, базирующуюся на устойчивых и воспроизводящихся культурных комплексах» [6]. Опираясь на предложенную К. Клакхоном трактовку культуры как целостного образа жизни людей, социального наследства, получаемого человеком от своей группы, С. А. Панарин отмечает существование культуры в локальных, этнических формах. И нарушение этнокультурного воспроизводства может спровоцировать такие риски в этнической среде, как психологическая дезориентация, девиантные формы поведения, социальная маргинализация, т. е. конкретные угрозы этнокультурной идентичности, а значит, реальные проблемы не только безопасности в этнической сфере, но национальной безопасности России в целом.
Подобные явления фиксируются в регионах. Примером может служить создание бренда «Боевая Русь». Цели разработки бренда, на первый взгляд, патриотичны: «Боевая Русь возрождает символику и историю Руси. Впервые на российском рынке представлен отечественный бренд, реализующий продукцию для спортсменов и поклонников смешанного стиля одежды, которые чтут историю России» [1]. Обоснование этого проекта весьма
логичное: рынок переполнен продукцией с различными принтами - с черепами и англоязычными надписями, смысл которых непонятен большинству россиян. Вместе с тем ортодоксальная ориентированность этой организации может способствовать эскалации социальной напряженности в регионах, о чем свидетельствует предотвращенная 21 марта 2015 г. в г. Березники Пермского края массовая драка с участием молодежных объединений. Ряд источников приписывали инициативу «разборки» именно местной «Боевой Руси». Предположительно это группировка ультранационалистической направленности [5].
Безопасность в этнической сфере является потребностью человека, при ее отсутствии не могут существовать ни сам человек, ни общество, ни государство. Это понятие сегодня стало одной из главных ценностей социума и ценностной характеристикой качества жизни человека, оно способствует реализации права человека на определение его национальности и удовлетворению его этнокультурных запросов и потребностей. Тем не менее тенденции общественно-политического развития свидетельствуют о нарастающей конфликтности на уровне субъектов, идентифицирующихся по этническому признаку, что актуализирует исследование соотношения понятий этничности и безопасности с учетом региональных особенностей. Проблематичность этого соотношения заключается в том, что, с одной стороны, антиглобализационные тенденции способствуют активизации проявления этнокультурных потребностей населением полиэтничных регионов, поэтому и на федеральном, и на региональном уровне разработана и реализуется государственная национальная политика, которая базируется на системе нормативных правовых актов. Так, в Уставе Пермского края1 сохранение и развитие национальных культур регламентируется как приоритет деятельности органов власти.
С другой стороны, этнополитическое развитие России на современном этапе характеризуется усилением консолидирующих мотивов. Главными ценностями государственной национальной политики Российской Федерации сегодня являются объединительные идеи. Сохранение целостности страны, укрепление гражданского и духовного единства нации обозначено в ряде законодательных документов как приоритетная ценность и цель государственного строительства2. Эта парадигма новой эпохи становится всеохватной и всеобъемлющей, и потому - доминантной идеей в деятельности всех субъектов управления, всех общественных отношений. Первостепенна роль национальной политики во внедрении этой парадигмы в управленческую практику, прежде всего на уровне субъектов Российской Федерации, в которых действуют региональные нормативные правовые акты, регламентирующие механизмы реализации национальной политики. В Пермском крае, к примеру, это краевые законы и постановления Правительства края о целевых комплексных программах в сфере национальных отношений. На уровне субъектов Федерации принципиальное значение имеют нормативные правовые акты, регламентирующие ответственность глав регионов и глав муниципальных образований за этнические конфликты. Специфика этих законодательных документов заключается в их соответствии, с одной стороны, возможностям отвечать на современные вызовы в области этнической безопасности, с другой - новым требованиям об определении ответственности органов региональной, муниципальной власти и их должностных лиц в межнациональной сфере3.
1 Ст. 32 Устава Пермского края от 27 апр. 2007 г. № 32-ПК [Электронный ресурс] (принят Законодательным собранием Пермского края 19 апр. 2007 г.) (с изм. и доп.) // Портал ГАРАНТ.РУ. URL: http://base.garant.ru/16157074/ (дата обращения: 15.09.2017).
2 О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 19 дек. 2012 г. № 1666 // Портал ГАРАНТ.РУ. URL: http://base.garant.ru/70284810/ (дата обращения: 15.09.2017).
3 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений [Электронный ресурс]: федер. закон от 22 окт. 2013 г. № 284-ФЗ // Портал ГАРАНТ.РУ. URL: http://base. garant.ru/70479738/ (дата обращения: 15.09.2017).
Проблематичность этнических аспектов обеспечения национальной безопасности в регионе заключается в сложности регулирования межэтнических отношений и обусловлена рядом факторов. Главный из них - многоаспектность и многоплановость национальных отношений, которые представляют собой синтез политических, социально-экономических, культурных, языковых и иных отношений этнических сообществ. Еще одна сложность заключается в многоуровневости сферы межэтнических отношений (межгосударственный, внутригосударственный, региональный, муниципальный и поселенческий уровни управления). Кроме того, в условиях региона необходимо учитывать внутриэтнический и межэтнический уровни регулирования этой деликатной сферы. Еще один важный фактор обусловлен тем, что на динамику национальных отношений влияет общественность. (В том же Пермском крае в соответствии с федеральной нормативной правовой базой действуют более семидесяти национальных общественных объединений.)
Каждый из обозначенных факторов обуславливает необходимость разрешения ряда проблем управления межэтническими процессами. К примеру, многоаспектность и многоплановость сферы национальных отношений предполагают использование таких управленческих принципов, как комплексность, системность и целевая направленность. Их реализация возможна в условиях программно-целевого планирования, особенность которого заключается в том, что в основе самого процесса планирования лежат определение и постановка целей, и лишь затем подбираются пути их достижения. В Пермском крае накоплен большой опыт программно-целевого управления межэтническими процессами. В 1993 г. в Прикамье была разработана первая в России «национальная» программа. В настоящее время реализуется уже шестая комплексная подпрограмма1. И если в первых из них главным средством единения народов края выступал потенциал этнических культур, то сегодня приоритетной целью в пермском полиэтничном сообществе, наряду с сохранением национальных культур, является гармонизация межнациональных отношений. Объединительные тенденции, интегрирующие мотивы и направления с целью консолидации многонационального регионального сообщества, стали основными ценностями национальной политики в крае.
Содержание этнических аспектов национальной безопасности предполагает наличие разных уровней, что обеспечивает ее целостность. Во-первых, личностный уровень (человеческая безопасность): в благоприятных социально-экономических условиях человек имеет возможность реализовать свое право на определение этнической идентичности, удовлетворение этносоциальных потребностей. Во-вторых, уровень определенного этноса или этнической группы: в регионе создаются условия для сохранения идентичности, проявления этнокультурной самобытности народов, этнических групп. В-третьих, государственный уровень, включающий межэтническую солидарность, сохранение межэтнического мира в регионах и таким образом обеспечивающий единство и целостность страны. На международном уровне в этнокультурном пространстве безопасности развиваются международные контакты, поддерживается уникальный облик страны за счет многообразия и специфики региональных культур народов, обеспечивается ее узнаваемость. Основным принципом обеспечения этнической безопасности в управленческой практике является создание на региональном уровне комплекса условий, регламентирующих возможности признания и сбережения этнокультурной специфики народов, а также механизмы их продуктивного взаимообогащения, сближения и единения в правовом поле того или иного государства. Этническая безопасность включает разработку и реализацию превентивных
1 О государственной программе «Обеспечение взаимодействия общества и власти» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Пермского края от 3 окт. 2013 г. № 1326-п // Портал ГАРАНТ.РУ. URL: http://base.garant.ru/16181674/ (дата обращения: 12.09.2017).
технологий и эффективных социальных практик по недопущению размежевания народов, минимизации уровня межэтнической напряженности и этнических конфликтов.
Факторы риска проблемного поля этих направлений безопасности обусловлены современными социальными процессами. Так, негативные демографические процессы (соотношение показателей рождаемости и смертности представителей основных народов и этнических групп региона) могут привести к резкому изменению баланса традиционной этнической структуры и спровоцировать систему вызовов и угроз в региональном социуме. Миграционные процессы могут усилить этноконфликтные риски. К примеру, за межпереписной период 2002-2010 гг. произошло самое значительное обновление этнической структуры Пермского края за счет мигрантских сообществ. С 2015 г. в связи с ужесточением миграционного законодательства прогнозировалась убыль мигрантов. К тому же органы власти в регионах принимают меры по соблюдению норм законодательства. Так, в августе 2017 г. в Перми полицейские в течение недели проводили работу по выявлению и пресечению нарушений в сфере миграционного законодательства. На законность пребывания на территории края и осуществления трудовой деятельности были проверены более 1 800 иностранных работников. За пределы страны выдворен 21 мигрант. Было принято также 45 решений о неразрешении въезда мигрантов в Россию [4]. При этом одна из главных проблем в миграционной среде - стремление новых этнических групп конвертировать свою национальную идентичность в собственные преференции и доходы, особенно в вопросах имущественного характера. И здесь есть определенная опасность, т. к. это ориентирует диаспоры не на развитие и интеграцию с местным населением, а на сохранение обособленности.
Таким образом, важнейшей особенностью безопасности в этнической сфере на региональном уровне является многоаспектность ее смыслового содержания и сложность ее обеспечения в управленческой практике.
Библиографический список
1. Бренд «Боевая Русь» возрождает символику и историю Руси! // MMAoctagon: [сайт]. 2012. 30 нояб. URL: http://mmaoctagon.ru/news/boevaya-rus-vozrozdenie/ (дата обращения: 08.09.2017).
2. Возженников А. В. Национальная безопасность России. М., 2002. 342 с.
3. Зеленков М. Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. М.: Юрид. ин-т МИИТа, 2002. 209 с.
4. Из Прикамья депортировали 20 мигрантов // Mail.Ru: [сайт]. 2017. 8 авг. URL: https://news.mail.ru/society/30618019/ (дата обращения: 12.09.2017).
5. Лучников А. В Березниках случился беспорядок. Массовый // Иная газета: [сайт]. 2015. 23 марта. URL: http://www.beriki.ru/2015/03/23/v-bereznikakh-sluchilsya-besporyadok-massovyi (дата обращения: 08.09.2017).
6. Миграция и безопасность в России / под ред. Г. Витковской и С. Панарина; Моск. центр Карнеги. М.: Интердиалект+, 2000, 341 с.
7. Общая теория национальной безопасности / под ред. А. А. Прохожева. М., 2002. 803 с.
8. Панарин С. Безопасность и этническая миграция в России // Pro et Contra. 1998. Т. 3. № 4. С.5-27.